ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Теоретические основы государственного регулирования социального
развития сельских территорий 12
1.1 Сущность и экономическое содержание социального развития
сельских территорий 12
1.2 Правовые основы государственного регулирования социального
развития сельских территорий 24
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социального
развития сельских территорий 36
2 Анализ и оценка механизмов государственного регулирования
социального развития сельских территорий в Республике Мордовия 49
2.1 Диагностика уровня социального развития сельских территорий
Республики Мордовия 49
2.2 Исследование организационного механизма по обеспечению
социального развития сельских территорий 62
2.3 Оценка эффективности государственного регулирования
социального развития сельских территорий 71
3 Основные направления совершенствования государственного
регулирования социального развития сельских территорий 81
3.1 Прогнозирование показателей, характеризующих социальное
развитие сельских территорий Республики Мордовия 81
3.2 Приоритетные направления совершенствования
государственного регулирования социального развития сельских
территорий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Сельское расселение и административно-территориальное деление муниципальных районов Республики Мордовия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное). Типология муниципальных районов Республики Мордовия по уровню социальной устойчивости
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). Прогнозируемая эффективность от реализации Национальных проектов
1 Теоретические основы государственного регулирования социального
развития сельских территорий 12
1.1 Сущность и экономическое содержание социального развития
сельских территорий 12
1.2 Правовые основы государственного регулирования социального
развития сельских территорий 24
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социального
развития сельских территорий 36
2 Анализ и оценка механизмов государственного регулирования
социального развития сельских территорий в Республике Мордовия 49
2.1 Диагностика уровня социального развития сельских территорий
Республики Мордовия 49
2.2 Исследование организационного механизма по обеспечению
социального развития сельских территорий 62
2.3 Оценка эффективности государственного регулирования
социального развития сельских территорий 71
3 Основные направления совершенствования государственного
регулирования социального развития сельских территорий 81
3.1 Прогнозирование показателей, характеризующих социальное
развитие сельских территорий Республики Мордовия 81
3.2 Приоритетные направления совершенствования
государственного регулирования социального развития сельских
территорий 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Сельское расселение и административно-территориальное деление муниципальных районов Республики Мордовия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное). Типология муниципальных районов Республики Мордовия по уровню социальной устойчивости
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). Прогнозируемая эффективность от реализации Национальных проектов
Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
Территория России превышает 17 млн кв. километров, из которых 400 млн гектаров (23,4 %) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (27 % общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн человек, плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей [22]. В последние годы наблюдается сокращение числа сельских поселений. Наибольшее сокращение пришлось на 2017 г., когда их число уменьшилось с 18,1 тыс. до 17,8 тыс. (на 1,9 %). Всего за 2014-2018 гг. число сельских поселений сократилось с 18,5 тыс. до 17,7 тыс. (на 4,2 %).
Численность сельского населения России на 1 января 2018 г. составила 37 млн 553 тыс. человек, что на 218,5 тыс. меньше, чем на 1 января 2017 г. Сокращение сельского населения является долговременной тенденцией: происходит оно примерно одинаковыми темпами на протяжении последних лет. Сельская местность теряет порядка 100 тыс. человек в год. Основой такой динамики является старение населения, которое происходит в основном по двум причинам: снижение рождаемости в сельских территориях и оттока населения трудоспособного и моложе трудоспособного возраста. Это объясняется отсутствием та-ких условий как: рабочие места, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, жилищные условия и другая социальная инфраструктура.
Современный уровень социального развития сельских территорий не отвечает национальным интересам, поскольку не обеспечивает достойное качество жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, не способствует формированию саморазвивающихся и самобытных социо- эколого-экономических территориальных систем, сохранению культурных ценностей, обеспечению воспроизводства и долговременного использования трудовых и природных ресурсов для сельского хозяйства. Необходимы кардинальные изменения в государственной политике сельского развития, особенно в социальной сфере.
Научное исследование проблем государственного воздействия на развитие сельских территорий, имеет глубокие исторические корни. Значительный вклад в развитие концепции государственного регулирования сельского развития внести такие ученые как: А. Н. Адукова, С. Н. Бобылев, Н. И. Оксанич, Л.В. Бондаренко, В. И. Данилов-Данильян, А. В. Мерзлов, В.М. Баутин, Е. Г. Коваленко, В. А. Коптюг, Л. С. Корбут, В. 3. Мазлоев, И. Н. Меренкова, Л.А. Овчинцева, А. П. Огаркова, и др. Вопросы аграрной политики и социаль¬ные проблемы села представлены в фундаментальных трудах Н. Д. Кондратье¬ва, М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова.
Различные вопросы, связанные с разработкой теоретических и методических аспектов управления качеством жизни, в том числе сельского населения исследовали А. Г. Гранберг, А. И. Субетто, Д. С. Львов, В. Н. Лексина, П. А. Минакир, Н. М. Римашевская, А. И. Татаркин и др. Проблемы социальной стандартизации рассматривались в работах В. П. Иваницкого, Г. А. Ковалевой, Э. В. Петттииой, А. В. Шаронова, А. И. Швецова и других ученых.
Теоретические аспекты анализа эффективности мер государственного регулирования исследуют российские и зарубежные ученые: Т. Аткинсон, Д. Гордон, Д. Д. Завьялов, О. С. Сухарев, М. Ш. Шарифов и др.
Несмотря на научную изученность, данная тема настолько многогранна, что некоторые существенные аспекты государственного регулирования непосредственно социального развития сельских территорий до сих пор остаются недостаточно разработанными. Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность, а также постоянно возрастающая практическая значимость в связи с необходимостью повышения уровня социального развития сельских территорий и предопределили выбор темы исследовательской работы, постановку его цели и задач.
Цель исследования - выработка приоритетных направлений совершенствования государственного регулирования социального развития сельских территорий. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучить сущность и экономическое содержание социального развития сельских территорий;
- рассмотреть правовые основы государственного регулирования социального развития сельских территорий;
- проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования социального развития сельских территорий;
- провести диагностику уровня социального развития сельских территорий Республики Мордовия;
- исследовать организационный механизм по обеспечению социального развития сельских территорий;
- оценить эффективность государственного регулирования социального развития сельских территорий;
- спрогнозировать показатели, характеризующие социальное развитие сельских территорий Республики Мордовия;
- выработать приоритетные направления повышения уровня социального развития сельских территорий.
Объект исследования - государственное регулирование социального развития сельских территорий.
Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с государственным регулированием социального развития сельских территорий.
Область применения - в практике работы региональных органов власти и управления для совершенствования системы управления социальным развитием сельских территорий в Республике Мордовия.
Эффективность - реализация предложенного комплекса мер будет способствовать социальному развитию сельских территорий Республики Мордовия.
Информационной базой исследования явились данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и органов местного самоуправления Республики Мордовия, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Мордовия.
Апробация результатов исследования. Основные положения бакалаврской работы были представлены на следующих научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие аграрного сектора экономики страны в условиях глобальных вызовов и угроз» (г. Москва, 2019 г.); XLVIII Огарёвские чтения. Секция «Совершенствование государственного и муниципального управления» (г. Саранск, 2019 г.); XII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2020». Секция «Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития территории» (г. Москва, 2020 г.). По теме бакалаврской работы опубликовано 4 научных статьи.
Территория России превышает 17 млн кв. километров, из которых 400 млн гектаров (23,4 %) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (27 % общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн человек, плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей [22]. В последние годы наблюдается сокращение числа сельских поселений. Наибольшее сокращение пришлось на 2017 г., когда их число уменьшилось с 18,1 тыс. до 17,8 тыс. (на 1,9 %). Всего за 2014-2018 гг. число сельских поселений сократилось с 18,5 тыс. до 17,7 тыс. (на 4,2 %).
Численность сельского населения России на 1 января 2018 г. составила 37 млн 553 тыс. человек, что на 218,5 тыс. меньше, чем на 1 января 2017 г. Сокращение сельского населения является долговременной тенденцией: происходит оно примерно одинаковыми темпами на протяжении последних лет. Сельская местность теряет порядка 100 тыс. человек в год. Основой такой динамики является старение населения, которое происходит в основном по двум причинам: снижение рождаемости в сельских территориях и оттока населения трудоспособного и моложе трудоспособного возраста. Это объясняется отсутствием та-ких условий как: рабочие места, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, жилищные условия и другая социальная инфраструктура.
Современный уровень социального развития сельских территорий не отвечает национальным интересам, поскольку не обеспечивает достойное качество жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, не способствует формированию саморазвивающихся и самобытных социо- эколого-экономических территориальных систем, сохранению культурных ценностей, обеспечению воспроизводства и долговременного использования трудовых и природных ресурсов для сельского хозяйства. Необходимы кардинальные изменения в государственной политике сельского развития, особенно в социальной сфере.
Научное исследование проблем государственного воздействия на развитие сельских территорий, имеет глубокие исторические корни. Значительный вклад в развитие концепции государственного регулирования сельского развития внести такие ученые как: А. Н. Адукова, С. Н. Бобылев, Н. И. Оксанич, Л.В. Бондаренко, В. И. Данилов-Данильян, А. В. Мерзлов, В.М. Баутин, Е. Г. Коваленко, В. А. Коптюг, Л. С. Корбут, В. 3. Мазлоев, И. Н. Меренкова, Л.А. Овчинцева, А. П. Огаркова, и др. Вопросы аграрной политики и социаль¬ные проблемы села представлены в фундаментальных трудах Н. Д. Кондратье¬ва, М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова.
Различные вопросы, связанные с разработкой теоретических и методических аспектов управления качеством жизни, в том числе сельского населения исследовали А. Г. Гранберг, А. И. Субетто, Д. С. Львов, В. Н. Лексина, П. А. Минакир, Н. М. Римашевская, А. И. Татаркин и др. Проблемы социальной стандартизации рассматривались в работах В. П. Иваницкого, Г. А. Ковалевой, Э. В. Петттииой, А. В. Шаронова, А. И. Швецова и других ученых.
Теоретические аспекты анализа эффективности мер государственного регулирования исследуют российские и зарубежные ученые: Т. Аткинсон, Д. Гордон, Д. Д. Завьялов, О. С. Сухарев, М. Ш. Шарифов и др.
Несмотря на научную изученность, данная тема настолько многогранна, что некоторые существенные аспекты государственного регулирования непосредственно социального развития сельских территорий до сих пор остаются недостаточно разработанными. Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность, а также постоянно возрастающая практическая значимость в связи с необходимостью повышения уровня социального развития сельских территорий и предопределили выбор темы исследовательской работы, постановку его цели и задач.
Цель исследования - выработка приоритетных направлений совершенствования государственного регулирования социального развития сельских территорий. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучить сущность и экономическое содержание социального развития сельских территорий;
- рассмотреть правовые основы государственного регулирования социального развития сельских территорий;
- проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования социального развития сельских территорий;
- провести диагностику уровня социального развития сельских территорий Республики Мордовия;
- исследовать организационный механизм по обеспечению социального развития сельских территорий;
- оценить эффективность государственного регулирования социального развития сельских территорий;
- спрогнозировать показатели, характеризующие социальное развитие сельских территорий Республики Мордовия;
- выработать приоритетные направления повышения уровня социального развития сельских территорий.
Объект исследования - государственное регулирование социального развития сельских территорий.
Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с государственным регулированием социального развития сельских территорий.
Область применения - в практике работы региональных органов власти и управления для совершенствования системы управления социальным развитием сельских территорий в Республике Мордовия.
Эффективность - реализация предложенного комплекса мер будет способствовать социальному развитию сельских территорий Республики Мордовия.
Информационной базой исследования явились данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и органов местного самоуправления Республики Мордовия, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Мордовия.
Апробация результатов исследования. Основные положения бакалаврской работы были представлены на следующих научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие аграрного сектора экономики страны в условиях глобальных вызовов и угроз» (г. Москва, 2019 г.); XLVIII Огарёвские чтения. Секция «Совершенствование государственного и муниципального управления» (г. Саранск, 2019 г.); XII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2020». Секция «Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития территории» (г. Москва, 2020 г.). По теме бакалаврской работы опубликовано 4 научных статьи.
Социальное развитие сельских территорий предполагает комплекс мер, направленных на улучшение уровня и качества жизни сельского населения, что возможно лишь при активном государственном участии.
Социально-экономическую политику по развитию сельских территорий следует рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, а качество жизни - как критерий эффективности государственного регулирования сельского развития. Система государственного регулирования развития сельских территорий, как конструктивно-содержательное выражение политики сельского развития, должна быть интегрированной, соответствующей интересам разных сельских поселений (по численности, удаленности, уровню развития экономики, социальной сферы и пр.) и эта позиция в настоящее время решается в рамках неоэндогенного подхода.
Региональный опыт взаимодействия власти с сельскими жителями на примере Республики Мордовия, наглядно демонстрирует несовершенство государственного регулирования развития сельских территорий не только федерального, но и регионального уровня. Как результат, начиная с 90-х гг. прошлого века, в сельской местности Российской Федерации в целом и Республики Мордовия в частности наблюдается экономическая, демографическая, экистическая, социальная и экологическая деградация. Проведенные исследования позволяют утверждать о низком уровне жизни сельского населения, дискриминации аграрного труда, недостаточном уровне развития сельского хозяйства страны региона, как следствие, глубоких демографических проблемах, что, в конечном итоге, приводит к неустойчивому развитию сельских территорий.
В регионе наблюдается стремительное сокращение сельского населения в результате миграций, износ жилищного фонда, сокращение объектов социальной инфраструктуры. Это объясняется как сложной социально-экономической обстановкой в регионе, так и недостаточно эффективным организационным механизмом регулирования развития сельских территорий. Например, в период с 2018 по 2019 гг. в республике не действовали программы по поддержанию развития сельских территорий, а та программа, которая реализовывалась в предыдущие годы не была достаточно эффективной и не дала ожидаемого результата. В итоге ситуация с социальным развитием сельских территорий Республики Мордовия в последние годы только ухудшилась.
Оценка Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, деятельности органов местного самоуправления Республики Мордовия в области социального развития на селе, а также мнений населения о жизни в сельских территориях позволяет утверждать о недостаточной эффективности мер государственного регулирования сельского развития в регионе. Государственную поддержку развития сельских территорий Республики Мордовия с целью повышения его устойчивости следует признать недостаточной и неэффективной по причине, во-первых, неамбициозности заявленных целей. По ряду показателей, цели государственной программы на 2020 г. не достигают уровня 90-х годов. В государственном регулировании сельского развития имеет место технократический подход.
Прогнозирование показало, что в случае сохранения существующих тенденций, сельское население Республики Мордовия продолжит сокращаться, что приведет к дальнейшему обезлюдеванию и запустению сельских территорий, снижению уровня и качества жизни сельского населения. Кроме того, возникшие государственные кризисы (пандемия короновируса и война на нефтянном рынке) усугубили ситуацию, еще больше минимизировав результативность применяемых мер государственного регулирования социального развития сельских территорий.
Развитие сельских территорий должно быть комплексным и направленным, прежде всего, на улучшение социального благополучия. Экономическое развитие при этом следует рассматривать как необходимый инструмент на пути достижения главной цели - повышение уровня и качества жизни сельских жителей. При этом нельзя сосредотачивать все усилия на развитие исключительно сельскохозяйственной деятельности, игнорируя при этом другие возможности развития сельских территорий.
Таким образом, наша гипотеза о необходимости высокого по масштабам уровня поддержки сельского развития с целью предотвращения обезлюдевания и запустения сельских территорий, народосбережения в современной Росси нашла свое подтверждение.
Комплексное использование всех предложенных мер по развитию государственного регулирования развития сельских территорий позволит значительно повысить качество жизни сельских жителей и обеспечить на этой базе продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны в качестве основы социального благополучия населения.
Социально-экономическую политику по развитию сельских территорий следует рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, а качество жизни - как критерий эффективности государственного регулирования сельского развития. Система государственного регулирования развития сельских территорий, как конструктивно-содержательное выражение политики сельского развития, должна быть интегрированной, соответствующей интересам разных сельских поселений (по численности, удаленности, уровню развития экономики, социальной сферы и пр.) и эта позиция в настоящее время решается в рамках неоэндогенного подхода.
Региональный опыт взаимодействия власти с сельскими жителями на примере Республики Мордовия, наглядно демонстрирует несовершенство государственного регулирования развития сельских территорий не только федерального, но и регионального уровня. Как результат, начиная с 90-х гг. прошлого века, в сельской местности Российской Федерации в целом и Республики Мордовия в частности наблюдается экономическая, демографическая, экистическая, социальная и экологическая деградация. Проведенные исследования позволяют утверждать о низком уровне жизни сельского населения, дискриминации аграрного труда, недостаточном уровне развития сельского хозяйства страны региона, как следствие, глубоких демографических проблемах, что, в конечном итоге, приводит к неустойчивому развитию сельских территорий.
В регионе наблюдается стремительное сокращение сельского населения в результате миграций, износ жилищного фонда, сокращение объектов социальной инфраструктуры. Это объясняется как сложной социально-экономической обстановкой в регионе, так и недостаточно эффективным организационным механизмом регулирования развития сельских территорий. Например, в период с 2018 по 2019 гг. в республике не действовали программы по поддержанию развития сельских территорий, а та программа, которая реализовывалась в предыдущие годы не была достаточно эффективной и не дала ожидаемого результата. В итоге ситуация с социальным развитием сельских территорий Республики Мордовия в последние годы только ухудшилась.
Оценка Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, деятельности органов местного самоуправления Республики Мордовия в области социального развития на селе, а также мнений населения о жизни в сельских территориях позволяет утверждать о недостаточной эффективности мер государственного регулирования сельского развития в регионе. Государственную поддержку развития сельских территорий Республики Мордовия с целью повышения его устойчивости следует признать недостаточной и неэффективной по причине, во-первых, неамбициозности заявленных целей. По ряду показателей, цели государственной программы на 2020 г. не достигают уровня 90-х годов. В государственном регулировании сельского развития имеет место технократический подход.
Прогнозирование показало, что в случае сохранения существующих тенденций, сельское население Республики Мордовия продолжит сокращаться, что приведет к дальнейшему обезлюдеванию и запустению сельских территорий, снижению уровня и качества жизни сельского населения. Кроме того, возникшие государственные кризисы (пандемия короновируса и война на нефтянном рынке) усугубили ситуацию, еще больше минимизировав результативность применяемых мер государственного регулирования социального развития сельских территорий.
Развитие сельских территорий должно быть комплексным и направленным, прежде всего, на улучшение социального благополучия. Экономическое развитие при этом следует рассматривать как необходимый инструмент на пути достижения главной цели - повышение уровня и качества жизни сельских жителей. При этом нельзя сосредотачивать все усилия на развитие исключительно сельскохозяйственной деятельности, игнорируя при этом другие возможности развития сельских территорий.
Таким образом, наша гипотеза о необходимости высокого по масштабам уровня поддержки сельского развития с целью предотвращения обезлюдевания и запустения сельских территорий, народосбережения в современной Росси нашла свое подтверждение.
Комплексное использование всех предложенных мер по развитию государственного регулирования развития сельских территорий позволит значительно повысить качество жизни сельских жителей и обеспечить на этой базе продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны в качестве основы социального благополучия населения.
Подобные работы
- Государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Устойчивое развитие сельских территорий (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Развитие сельских территорий
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ НИКОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОЛГОПОЛЯНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



