Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая диагностика уровня нравственного развития подростков во внеклассной работе

Работа №75554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы29
Год сдачи2020
Стоимость6170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 6
1. Понятие и сущность нравственного развития подростков 6
2. Критерии сформированности нравственных качеств подростков 11
3. Методы диагностики нравственного развития подростков во внеурочной деятельности 14
4. Проектирование и результаты констатирующего эксперимента 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 24


Актуальность темы. В настоящее время, в условиях стремительно меняющейся действительности формирование нравственных ценностей является одним из важнейших вопросов психологии, педагогики, социологии и философии. Работа, проводимая в этом направлении, позволяет успешно решать такие актуальные проблемы, как понимание школьниками ценностных духовных ориентиров (совести, долга, чести), определять формы и методы психолого-педагогического воздействия в процессе становления мировоззрения и самовоспитания учащихся. Ключевым моментом, от которого в основном зависит эффективность проводимых в данном направлении исследований, зависит от верно поставленных целей, грамотно подобранных экспериментальных методик и, разумеется, от личности самого педагога-психолога, организующего эту деятельность.
Следует отметить большие сложности в формировании морально-нравственных ценностей в подростковом возрасте. Во-первых, эти сложности связаны с общественными установками, согласно которым приоритет отдаётся материальным ценностям. Духовные ценности при этом либо становятся второстепенными, либо вовсе отрицаются. В связи с этим можно наблюдать распущенность людей, их откровенные насмешки над культурными традициями, что, несомненно, является признаком деградации социума. Во-вторых, психофизиологические особенности подростков, связанные как с бурным развитием их организма, так и с кардинальным преобразованием сферы сознания при эмоциональной неустойчивости, требуют особого подхода при формировании морально-нравственных ценностей.
Степень научной разработанности. В многочисленных работах отмечается, что внеурочная деятельность, направленная на создание благоприятных условий понимания подростками нравственных ценностей во внеклассной работе, является одним из важных факторов становления и совершенствования их личности. В этом контексте особо значимыми являются вопросы ориентации подрастающего поколения в сфере нравственных ценностей. Нравственные ценности очень разнообразны: одни из них являются сугубо личностными ценностями, другие – ценностями семейными (родители, братья, сестры, отношения в семье и т.д.); третьи - ценностями малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город, край, его традиции, искусство и т.д.); четвёртые - отечественными ценностями (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т.д.); пятые - общечеловеческими ценностями (планета Земля, её уникальность, цивилизация прошлого и т.д.). Так, М.С. Каган в своей концепции выделяет следующие виды морально-нравственных ценностей: правовые, политические, религиозные, эстетические и нравственные, художественные, экзинстенциальные ценности, характеризующие смысл жизни [9]. Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова ценности подразделяют на предметные и субъектны. P.M. Чумичёва выделяет культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности; Н.Д. Никандров - общечеловеческие и духовные ценности; И.А. Захарченко - жизненные ценности, социальные и личностные и т.д [8].
Деятельность педагога во внеклассной работе, направленная на помощь подросткам в усвоении ими нравственных ценностей, позволит не только сформировать у школьников понятия о совести, ответственности, патриотизме, гуманности, добре и т.д., но и способна значительно ослабить действие деструктивных стрессоров, которые оказывают влияние на подростков в современных условиях.
В связи с высокой значимостью создания психологических условий формирования у подростков нравственных ценностей создаются различные программы внеурочной деятельности, призванные осуществить практическую помощь в данном направлении. Однако подобных работ в настоящее время недостаточно. Также необходимо помнить, что психологическая помощь станет эффективной только тогда, когда будет определён комплекс основных личностных характеристик, окружение и различные сферы деятельности личности. Данная работа содержит в себе все эти компоненты, поэтому она является актуальной и перспективной.
Основной целью исследований являлась психолого-педагогическая диагностика уровня нравственного развития подростков во внеурочной деятельности.
В задачи исследований входило:
1. Провести обзор различных источников для получения информации в сфере исследуемых вопросов.
2. Осуществить психологическое исследование уровня нравственного развития подростков.
Объект исследования – нравственное развитие подростков
Предмет исследования – психолого-педагогическая диагностика нравственного развития подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологическая помощь подросткам при формировании их морально-нравственных ценностей является актуальным и перспективным направлением отечественной и зарубежной психологии. Работа, проводимая в этой сфере, должна отвечать современным требованиям социального, политического, экономического, культурного, научного развития. При этом для эффективной помощи подросткам следует учитывать особенности их развития, интересы, значимые виды деятельности, мотивы тех или иных действий, т.е. весь комплекс различных факторов, оказывающий влияние на становление их личности.
В данной работе проведён анализ как отечественных, так и зарубежных источников, охватывающих совокупность факторов, воздействующих на психическое развитие подростков, определяющих возможности их нравственного становления.
После анализа указанных источников была проведена диагностика уровня нравственной воспитанности подростков, которая показала, что в настоящее время в исследуемой выборки уровень нравственного развития недостаточный, что требует проведения специальных мероприятий во внеклассной работе.
Данная работа имеет прекрасные перспективы. Так, необходимо раскрыть психологические механизмы положительного влияния внеклассной работы на формирование морально-нравственных качеств личности подростков. Также требуется разнообразить методики, позволяющие оценить уровнень нравственного развития подростков.
В целом следует отметить, что данная работа является весьма важным компонентом всего комплекса работы педагога-психолога и она должна продолжиться на более высоком уровне, что обеспечит эффективное развитие личности подростков.



1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань, 2008. 500 с.
3. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дисс. докт. псих. наук. Новосибирск: НГПУ, 1999.-434 с.
4. Артамонова, Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М.: Наука, 2000 - 180 с.
5. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.- 187 с.
6. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
8. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
9. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
11. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
12. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
15. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
16. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
17. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
18. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
19. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
20. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
21. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
22. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
23. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
24. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
25. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
26. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ