Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности

Работа №7555

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы186стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛЖИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В МНОГОМЕРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Основные подходы к исследованию лживости 10
1.2. Причины появления и проявления лживости 20
1.3 Многомерно-функциональный подход к изучению лживости 35
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЖИВОСЪ В СВЯЗИ С ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 48
2.1. Организация исследования лживости и описание выборки 48
2.2. Характеристика методики многомерно-функционального исследования лживости 49
2.3. Методики исследования психофизиологических, психологических
и социально-психологических характеристик личности 58
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОМЕРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЖИВОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 65
3.1. Корреляционный анализ лживости в женской, мужской и общей выборках
3.2. Анализ факторных структур лживости 85
3.3. Психологические различия в проявлении лживости у лиц женского
и мужского пола 88
ГЛАВА 4. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ МНОГОМЕРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЖИВОСТИ С ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 92

4.1. Сопоставление параметров лживости с психофизиологическими
характеристиками личности 92
4.2. Сопоставление параметров лживости с психологическими характеристиками личности 109
4.3. Сопоставление параметров лживости с социально¬психологическими характеристиками личности 135'
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА...., 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 171



Актуальность исследования. В современном обществе лживость все чаще воспринимается людьми как вполне нормальное и естественное явление. По данным исследований В.В. Знакова, весьма типичным для россиян является убеждение, что можно лгать и обманывать, оставаясь при этом честным чело¬веком (В.В. Знаков, 1999). П.Экман отмечает, что ложь естественна и может быть отнесена ко всем сферам человеческой деятельности. Родители лгут детям, дети - родителям, скрывая то, что считают недоступным пониманию, лгут друг другу приятели, преподаватели и студенты, врачи и больные, адвокаты и клиенты, продавцы и покупатели (П. Экман, 1999). Многомерно - функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности позволит рассмотреть структуру, гендерные особенности лживости, характер взаимосвязей с другими личностными характеристиками.
Разные аспекты лживости изучаются многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, психологией.
В философских источниках рассмотрение данного вопроса можно встретить уже в трудах Аристотеля, Платона, Секста Эмпирика и других античных авторов. Проблема истинности и ложности глубоко и всесторонне исследована в трудах Б. Спинозы, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, B.C. Соловьева, Э. Гуссерля, М.Хайдеггера и других авторов, сформулировавших основные подходы о самоочевидности истины, при этом отмечается субъективность каждой личности в решении вопроса истинности и ложности при восприятии предметов и явлений (Б. Спиноза, 1994; Г.В.Ф. Гегель, 1971, 2000; И. Кант, 1994; B.C. Соловьев, 1999; Э. Гуссерль, 1999, 2000; М. Хайдеггер, 1991 и др.). Этический подход в сочетании с правовым представлен в работах И. Канта, полагающего, что ложь всегда вредна кому-нибудь. B.C. Соловьев выступает против подхода, предложенного И. Кантом. Концепция Э. Гуссерля является необходимым методологическим основанием исследования социально-психологических феноменов
В современной российской социологии лживость изучается в рамках измерения искренности (в соответствии с марксистской идеологией советский человек был не склонен ко лжи), и, как отмечает А.Ю. Мягков, находится на са¬мой ранней стадии научного анализа и разработки. Проблеме измерения искренности посвящены работы А.А. Давыдов, Е.В. Давыдова, Р.Г. Оленева, А.Ю. Мягкова, (А.А. Давыдов, Е.В. Давыдова, 1992; Р.Г. Оленев, 2000; А.Ю.Мягков, 2003).
Психологические вопросы лживости в юридическом аспекте исследованы в работах М.И. Еникеева, В.Н. Кудрявцева, И.Б. Пономарева, А.Р. Ратинова,
A. П.Самонова, С.И. Симоненко, Л.Б. Филонова, и др. (М.И. Еникеев,1996;
B. Н.Кудрявцев, 1998; И.Б. Пономарев, 2002; А.Р. Ратинов, 1998; А.П. Самонов, 1991; С.И. Симоненко, 1998; Л.Б. Филонов, 1976 и др.). Данные работы посвящены изучению вербального и невербального проявления лживости.
В отечественной и зарубежной психологии изучению лживости посвящено значительное число работ. Д.И. Дубровский, Е.Г. Белякова, Н.Г. Любимова, К. Мелитан, Э. Пинкоффс, К. Саарни, М. Льюис рассматривают феномен лжи с точки зрения морали и нравственности (Д.И. Дубровский, 1994; Е.Г. Белякова, 1995; Н.Г. Любимова, 2003; К. Мелитан, 1903; Э. Пинкоффс, 1986; К. Саарни, 1991; М. Льюис, 1993). В.В. Знаков, Ю.В. Щербатых, А.Н. Тарасов, К. Соломон,
О.Фрай считают ложь результатом социальных отношений (В.В. Знаков, 1999; Ю.В. Щербатых, 2003; А.Н. Тарасов, 2004; К. Соломон, 1976; О. Фрай, 1997). Ж. Дюпра, О. Липманн, П. Экман, С.Т. Саймон, К.В. Снайдер отмечают, что ложь связана с проявлением личностных качеств (Ж. Дюпра, 1905; О. Липманн, 1929; П. Экман, 1999; С.Т. Саймон, 1988; К.В. Снайдер, 1989). Большинство концепций носит теоретический характер, не подтвержденный экспериментальными данными.
Таким образом, в научной психологической литературе имеется достаточное количество работ с разных сторон освещающих психологические вопросы лживости. Однако, как показывает анализ, на уровне конкретных исследований представлены отдельных факты, касающиеся регуляторно¬динамических и мотивационно-смысловых характеристик проявления лживости. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний с точки зрения многомерно-функциональной организации. Необходима целостность в исследовании основных компонентов лживости - динамического, эмоционального, регуляторного, мотивационного, когнитивного, результативного, в их взаимосвязи. Недостаточная разработанность данной проблемы, ее практическое значение послужили основанием для выбора темы «Многомерно¬функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности».
Объект исследования: лживость (как индивидуально-психологическая особенность личности).
Предмет исследования: многомерно-функциональное исследование компонентов лживости.
Цель исследования: изучение структуры лживости, определение ее гендерных особенностей с точки зрения многомерно-функциональной организации, выявление характерных взаимосвязей с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими характеристиками личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, считаем необходимым, остановиться на следующих положениях.
Результаты теоретического анализа проблемы лживости в отечественной и зарубежной литературе свидетельствуют о недостаточной разработанности данной проблемы, ограниченности как теоретических, так и экспериментальных исследований проявления лживости. Это касается и понимания понятия лживости, причин ее возникновения, определения методов диагностики и взаимосвязи с другими характеристиками личности.
С позиций многомерно-функционального анализа в операциональной сфере лживости выделены динамический, эмоциональный, регуляторный компоненты, в содержательной сфере - мотивационный, когнитивный, результа¬тивный компоненты и определены их составляющие (эргичность - аэргичность, стеничность - астеничность, интернальность - экстернальность, социоцентрич- ч ность - эгоцентричность, осмысленность - осведомленность, предметность - субъектность).
Установлено, что структуры лживости у лиц женского и мужского пола имеют как общие, так и специфические моменты. Выявлено, что общность структур лживости проявляется в совпадении факторных весов показателей лживой демонстрации активности (эргичность), положительных эмоций, радо¬сти, удовольствия (стеничности), независимости от обстоятельств (интернальности), осмысленности собственного мнения (осмысленности), направленности на социально-значимый результат (предметности). Данная общность просматривается в общей выборке студентов в целом.
Определено, что в мужской выборке ложное утверждение собственной активности,‘положительных эмоций, интернальности и лживое отрицание собственной пассивности, отрицательных эмоций находятся в одном факторе. У женщин ложное утверждение собственной активности, стеничности и других гармонических переменных - в одном факторе, а лживое отрицание собственной пассивности, отрицательных эмоций и других агармонических переменных в другом факторе, что говорит о большей дифференциации лживости у женщин, по сравнению с мужчинами. Мужчины лгут, отрицая свою неосведомленность, зависимость от обстоятельств, не способность к самореализации, достижению личйостно и общественно значимого результата. Женщины чаще лгут при достижении общественно значимого результата. В общей выборке данная специфика теряется, поэтому продуктивным является рассмотрение лживости в половом аспекте.
Анализ психологических различий позволил говорить о том, что пара¬метры лживости у лиц женского и мужского пола находятся в зоне средних значений, однако у мужчин больше интернальность, экстернальность и осмысленность. То-есть они, более лживо демонстрируют оперативность, правдивость собственного мнения, лживо отрицают негативные эмоции, гнев, раздражение, злость.
Установлено, что демонстрация лживости в активности, в проявлении положительных эмоций, в осмысленности, в направленности на социально значимый результат связана психофизиологическими характеристиками личности - с высокой потребностью в движении, с высоким уровнем психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной скорости, с низкой эмоциональной чувствительностью; с психологическими характеристиками - ответственностью, открытостью, доверчивостью, эмоциональной устойчивостью, жизнерадостностью, дружелюбием, экстраверсией, с низким уровнем внутренних переживаний, с активной личностной позицией; с социально - психологическими характеристиками - ответственностью за события семейной жизни, способностью контролировать межличностные и производственные отношения, высоким уровнем субъективного контроля.


1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989. С. 110 - 134.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
3. Абульханова-Славская -К.А. О субъекте психической деятельности // Методологические проблемы психологии. М., 1973.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
5. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психо¬логический журнал. 1985. Т. 4, № 5. С. 3 - 18. ‘
6. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 27 -48.
7. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблема исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. Т. 12, №4. С. 27-40.
8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
10. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
12. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Чело¬век и общество. J1., 1967. С. 235 - 249.
13. Ананьев Б.Г., Палей И.М. О психологической структуре личности // Проблемы личности. М., 1970. С. 39 - 50.
14. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
15. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психологця формирования и развития личности. М., 1981.

16. Арутюнова Н.Д. Истина и этика // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. С. 7 - 23.
17. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
18. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.
19. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъектив¬ного контроля (УСК). М., 1983.
20. Басов М.Я. Избранные психологические произведения / Под ред. В.Н. Мясищева и др. М., 1975.
21. Белоусов Р. Хитроумные обманщики. М., 1996.
22. Белякова Е.Г. Психологические особенности правдивости при переходе из подросткового в юношеский возраст: Дис... канд. психол. наук. М., 1995. - 162 с. *
23. Бердяев Н. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2. С. 102 - 108.
24. Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2. С. 102 - 108.
25. Богатырева Е.Н. Психология обмана. Преимущества и потери. СПб.,
1998. •
26. Брушлинский А.В. К проблеме субъектов в психологической науке // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 5 - 14.
27. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.
28. Волосков А.А. Учебная активность в интегральном исследовании инди¬видуальности: Дисс... д-ра. психол. наук. Пермь, 2002.
29. Воронова Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина (историко-психологическое исследование): Дисс... канд. психол. наук. Пермь, 1994.
30. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной инди¬видуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятель¬ности и общения. Пермь, 1992. С. 36 - 55.
31. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 3-х томах. Том 2. М., 1971.
32. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

33. Гильбух Ю.З. Актуальные вопросы валидизации психологических тес¬тов // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 108 - 118.
34. Гильбух Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испыта¬ний при разработке психологических тестов // Вопросы психологии, 1982. № 1. С. 29-39.
35. Гладких Н.В. Ложь и двусмысленность: Рос. коммент. к «Психологии лжи» Пола Экмана (о кн. амер. психолога) // ЭКО. 2001. № 6. С. 169 - 180.
36. Гришина Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодей¬ствия: феномен «нечестной игры» // Общественные науки и современность. 1997. №5. С. 87-96.
37. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Измерение в психоло¬гии. М., 1997.
38. Гуссерль Э. Идеи в чистой феноменологии и феноменологической фи¬лософии. Том 1. М., 1999.
39. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцентальная феноменология. Кризис европей¬ского человечества и философии. М., 2000.
40. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М., 1993.
41. Давыдов А.А. Экспертные оценки дает респондент // Социологические исследования, 1989. № 3. С. 89 - 92.
42. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. М.,
1992.
43. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955.
44. Данилов В.Н. Дефиляционные теории истины: Дисс... канд. фил. наук. М., 2003.
45. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971.
46. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуапьный мир: методологические и теорети¬ческие проблемы. М., 1993.

47. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.- 119 с.
48. Дубровский Д.И. Полуправда: ее природа и социальные функции // Фи¬лософские науки. 1990. № 11. С. 15-27.
49. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М., 2002.
50. Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьни¬ков: Дисс... канд. психол. наук. М., 2000.
51. Дюпра Ж. Ложь. Саратов, 1905. - 114 с.
52. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Психологический словарь- справочник, М., 2001.
53. Евтух Т.В. Взаимосвязь антропометрических, общефизиологический и нейродинамических характеристик со свойствами вышележащих уровней инте-гральной индивидуальности: Дисс... канд. психол. наук. Пермь, 2003.
54. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Часть 2. М., 1996.
55. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002.
56. Жданова О.О. психологические особенности понимания лжи и обмана // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 4. С. 183 - 189.
57. Жданова О.О. Психологические особенности понимания лжи и обмана // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 4. С. 183 - 189.
58.3еньковский В.В. Психология детства. М., 1996.
59.3инченко В.П. Системный анализ в психологии // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 4. С. 120 - 138.
60.Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
61.Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи. Размышле¬ния российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Экман П. Пси¬хология лжи. СПб., 1999. С. 243 - 268.

62.Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. С. 54 - 65.
63.Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал., 1997. Т. 18. № 1. С. 38 - 49.
64.Знаков В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравствен¬ной философии B.C. Соловьева и современной психологии // Психологический журнал., 1997. Т. 18. № 4. С. 3 - 13.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ