Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №75525

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость7100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: комплексный подход……………………………………………………………...7
1.1. Сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом……………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………14
1.3. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………...25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………….35
2.1. Организация констатирующего эксперимента……………………………35
2.2. Организация формирующего эксперимента………………………………53
2.3. Организация контрольного эксперимента………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………….71
Список используемой литературы……………………………………………...


Актуальность исследования. Сенсорные способности человека, такие, как ощущения и восприятие, являются важным ресурсом познания окружающего мира. Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на образах восприятия и являются, собственно говоря, результатами отраженной и запечатленной в нашем сознании действительности.
Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенсивно развиваются ориентировки ребенка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Мозг ребенка в этом возрасте уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нем.
Представления – это «... в большей или меньшей степени обобщенные образы предметов и явлений, которые более живо, ярко отображают действительность..., но они не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью» . Полнота и чёткость этих представлений зависит от степени развития психических процессов, главным образом восприятия, как процесса «...отражения предметов и явлений в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и др.), действующих в данный момент на органы чувств» .
Под понятием «сенсорное развитие ребенка» мы будем понимать «... развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.» . Сенсорное развитие приводит к накоплению сенсорного опыта. На основе индивидуального накопленного сенсорного опыта ребенок создает свою картину окружающего мира и вырабатывает соответственное отношение к нему. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный, правильный образ мира и более позитивное к нему отношение.
Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в XXI веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов.
Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем у детей в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного роста и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети совершенно не готовы к школьному обучению по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР: снижение работоспособности; неустойчивость внимания; более низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с первых дней обучения в школе. Практический опыт работы педагогов коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Объект исследования – сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа, направленная на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее, если в работе использовать предложенные нами игры.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и опытно-экспериментальном исследовании организации коррекционно-педагогической работы, направленной на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) рассмотреть особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) провести опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с задачами нами были применены следующие методы исследования: анализ литературы, экспериментальное исследование, изучение, обобщение и анализ полученных результатов; методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Сенсорное развитие в дошкольном детстве имеет большое значение. Именно в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, происходит совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире.
Таким образом, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Формирование других форм познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, и является результатами его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие становится невозможным без опоры на нормальное восприятие.
У детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения восприятия, проявляющиеся ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Детям с задержкой психического развития требуется коррекционное воздействие, направленное на формирование полноценного восприятия.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в ходе которого были использованы следующие методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Проведение цикла коррекционных занятий, основанных на дидактической игре, влияет положительно на динамику сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Причиной роста стало применение дидактических игр, рекомендуемых в данной работе, что свидетельствует об их эффективности.
Таким образом, проведение формирующего эксперимента, в качестве основы для которого были выбраны дидактические игры, способствовало повышению уровня сенсорного воспитания детей. Это сказывается на постепенном развитии владения сенсорными эталонами детей с задержкой психического развития. Следовательно, контрольный эксперимент подтвердил эффективность применения дидактической игры в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.



1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 c.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 240 с.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В.Н. Белкина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 270 с.
5. Берцфаи Л. В. Становление учебной деятельности / Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливанова, Е. З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М. : Педагогика, 1988. – 136 с.
6. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет: метод. пособие / Г. М. Блинова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
7. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов педвузов / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 134 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 67 с.
9. Борисенко М.Г. Смотрим, видим, запоминаем: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб. : Паритет, 2003. – 128 с.
10. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
11. Борякова Н. Ю. Коррекционно–педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: учеб.- метод. пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 78 с.
12. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
13. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 144с.
14. Венгер Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 13. – С. 424.
15. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
16. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1985. – 189 с.
17. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович Л. Ю. Ковалева. – СПб. : КАРО, 2005. – 304с.
18. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю Ковалева. – СПб.: КАРО, 2015. – 304 с.
19. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 222 с.
20. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-68.
21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
22. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 254 с.
23. Галянт, И. Пальчиковые игры / И. Галянт, М. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 50-53.
24. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
25. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
26. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
27. Давыдова С.И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции / С.И. Давыдова. // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 69-72.
28. Дети с задержкой психического развития / под. ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.
29. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 2008. – 315 с.
30. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2 изд-е. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
31. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
32. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учебн. пос. / Под ред. Т.В. Дуткевич. – К: Центр учебной литературы, 2009. – 392 с.
33. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
34. Ересько Д.А. Восприятие предмета и образование формы в процессе формирования художественного образа / Ересько Д.А. // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / отв. ред. Д.А. Погонышев. – Нижневартовск, 2020. – С. 228–231.
35. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. – № 4. – С. 29-35.
36. Забрамная С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 32 с.
37. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 115 карт.
38. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
39. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
40. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: БУК-МАСТЕР, 1993. – 191 с.
41. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста: рук. для врачей / В. В. Ковалёв. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
42. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
43. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
44. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. Г.И. Колесникова и др. – Ростов н/Д: Феникс: 2007. – 218 с.
45. Крысько В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
46. Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.
47. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
48. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития / К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии С. С. Корсакова, 1980. – № 3. – С. 407-412.
49. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В. В. Лебединский. – М. : МГУ, 1985. – 148 с.
50. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 256 c.
51. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с.
52. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева : под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
53. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2003. – 384 с.
54. Люблинская Л.А. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
55. Марковская И.Ф. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования / И. Ф. Марковская; сост. В. М. Астаповым // Дети с нарушениями развития – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 186-194.
56. Морозова О.В. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О.В. Морозова, Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №5. – С. 54-55.
57. Мухина В.С. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
58. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Н.В. Нищева, Л.А. Савелова // Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2011. – 128 с.
59. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 496 с.
60. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 130 с.
61. Певзнер М.С. Отграничение олигофрении от сходных состояний / М. С. Певзнер // Дети с отклонениями в развитии / под ред. М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1966. – 270 с.
62. Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова. – М. : Педагогика, 1985. – 186 c.
63. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. – М.: Педагогика, 1984. – 160 с.
64. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – 258 с.
65. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. – М.: 1965. – С. 73–99.
66. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / под ред. Н.Ф. Дементьевой. – М.: Академия, 2013. – 312 с.
67. Психология и педагогика. Учебник / ред. Пидкасистый П. И. – М.: Юрайт, 2019. – 736 с.
68. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Феникс, 2018. – 384 с.
69. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ.ред. П.И. Пидкасистого. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
70. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982г. – 98 с.
71. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.
72. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
73. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — Минск.: Народная асвета, 2007. – 368 с.
74. Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития: учеб. пособие / У. В. Ульенкова. – Горький : Горьков. ГПИ, 1980. – 58 с.
75. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
76. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : Николаев, 2004. – 68 с.
77. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации / Н. И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. – 480 с.
78. Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / С.Г. Шевченко. – М., 1982. – 216 с.
79. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин. // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. трудов / под ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М., 1981. – С. 3-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ