Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: комплексный подход……………………………………………………………...7
1.1. Сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом……………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………14
1.3. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………...25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………….35
2.1. Организация констатирующего эксперимента……………………………35
2.2. Организация формирующего эксперимента………………………………53
2.3. Организация контрольного эксперимента………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………….71
Список используемой литературы……………………………………………...
Актуальность исследования. Сенсорные способности человека, такие, как ощущения и восприятие, являются важным ресурсом познания окружающего мира. Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на образах восприятия и являются, собственно говоря, результатами отраженной и запечатленной в нашем сознании действительности.
Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенсивно развиваются ориентировки ребенка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Мозг ребенка в этом возрасте уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нем.
Представления – это «... в большей или меньшей степени обобщенные образы предметов и явлений, которые более живо, ярко отображают действительность..., но они не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью» . Полнота и чёткость этих представлений зависит от степени развития психических процессов, главным образом восприятия, как процесса «...отражения предметов и явлений в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и др.), действующих в данный момент на органы чувств» .
Под понятием «сенсорное развитие ребенка» мы будем понимать «... развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.» . Сенсорное развитие приводит к накоплению сенсорного опыта. На основе индивидуального накопленного сенсорного опыта ребенок создает свою картину окружающего мира и вырабатывает соответственное отношение к нему. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный, правильный образ мира и более позитивное к нему отношение.
Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в XXI веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов.
Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем у детей в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного роста и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети совершенно не готовы к школьному обучению по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР: снижение работоспособности; неустойчивость внимания; более низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с первых дней обучения в школе. Практический опыт работы педагогов коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Объект исследования – сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа, направленная на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее, если в работе использовать предложенные нами игры.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и опытно-экспериментальном исследовании организации коррекционно-педагогической работы, направленной на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) рассмотреть особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) провести опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с задачами нами были применены следующие методы исследования: анализ литературы, экспериментальное исследование, изучение, обобщение и анализ полученных результатов; методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Сенсорное развитие в дошкольном детстве имеет большое значение. Именно в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, происходит совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире.
Таким образом, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Формирование других форм познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, и является результатами его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие становится невозможным без опоры на нормальное восприятие.
У детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения восприятия, проявляющиеся ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Детям с задержкой психического развития требуется коррекционное воздействие, направленное на формирование полноценного восприятия.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в ходе которого были использованы следующие методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Проведение цикла коррекционных занятий, основанных на дидактической игре, влияет положительно на динамику сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Причиной роста стало применение дидактических игр, рекомендуемых в данной работе, что свидетельствует об их эффективности.
Таким образом, проведение формирующего эксперимента, в качестве основы для которого были выбраны дидактические игры, способствовало повышению уровня сенсорного воспитания детей. Это сказывается на постепенном развитии владения сенсорными эталонами детей с задержкой психического развития. Следовательно, контрольный эксперимент подтвердил эффективность применения дидактической игры в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 c.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 240 с.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В.Н. Белкина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 270 с.
5. Берцфаи Л. В. Становление учебной деятельности / Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливанова, Е. З. Басина // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М. : Педагогика, 1988. – 136 с.
6. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет: метод. пособие / Г. М. Блинова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
7. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студентов педвузов / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 134 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 67 с.
9. Борисенко М.Г. Смотрим, видим, запоминаем: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб. : Паритет, 2003. – 128 с.
10. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
11. Борякова Н. Ю. Коррекционно–педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: учеб.- метод. пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 78 с.
12. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
13. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 144с.
14. Венгер Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 13. – С. 424.
15. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
16. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1985. – 189 с.
17. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович Л. Ю. Ковалева. – СПб. : КАРО, 2005. – 304с.
18. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю Ковалева. – СПб.: КАРО, 2015. – 304 с.
19. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 222 с.
20. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-68.
21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
22. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 254 с.
23. Галянт, И. Пальчиковые игры / И. Галянт, М. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 50-53.
24. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
25. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
26. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
27. Давыдова С.И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции / С.И. Давыдова. // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 69-72.
28. Дети с задержкой психического развития / под. ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.
29. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 2008. – 315 с.
30. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2 изд-е. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
31. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
32. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учебн. пос. / Под ред. Т.В. Дуткевич. – К: Центр учебной литературы, 2009. – 392 с.
33. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
34. Ересько Д.А. Восприятие предмета и образование формы в процессе формирования художественного образа / Ересько Д.А. // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / отв. ред. Д.А. Погонышев. – Нижневартовск, 2020. – С. 228–231.
35. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. – № 4. – С. 29-35.
36. Забрамная С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 32 с.
37. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 115 карт.
38. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
39. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
40. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: БУК-МАСТЕР, 1993. – 191 с.
41. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста: рук. для врачей / В. В. Ковалёв. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
42. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
43. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
44. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. Г.И. Колесникова и др. – Ростов н/Д: Феникс: 2007. – 218 с.
45. Крысько В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
46. Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. – 304 с.
47. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
48. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития / К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии С. С. Корсакова, 1980. – № 3. – С. 407-412.
49. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В. В. Лебединский. – М. : МГУ, 1985. – 148 с.
50. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 256 c.
51. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с.
52. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева : под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
53. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2003. – 384 с.
54. Люблинская Л.А. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
55. Марковская И.Ф. Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования / И. Ф. Марковская; сост. В. М. Астаповым // Дети с нарушениями развития – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 186-194.
56. Морозова О.В. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О.В. Морозова, Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №5. – С. 54-55.
57. Мухина В.С. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
58. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Н.В. Нищева, Л.А. Савелова // Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2011. – 128 с.
59. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 496 с.
60. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 130 с.
61. Певзнер М.С. Отграничение олигофрении от сходных состояний / М. С. Певзнер // Дети с отклонениями в развитии / под ред. М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1966. – 270 с.
62. Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова. – М. : Педагогика, 1985. – 186 c.
63. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. – М.: Педагогика, 1984. – 160 с.
64. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – 258 с.
65. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. – М.: 1965. – С. 73–99.
66. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / под ред. Н.Ф. Дементьевой. – М.: Академия, 2013. – 312 с.
67. Психология и педагогика. Учебник / ред. Пидкасистый П. И. – М.: Юрайт, 2019. – 736 с.
68. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Феникс, 2018. – 384 с.
69. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ.ред. П.И. Пидкасистого. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
70. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982г. – 98 с.
71. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.
72. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
73. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — Минск.: Народная асвета, 2007. – 368 с.
74. Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития: учеб. пособие / У. В. Ульенкова. – Горький : Горьков. ГПИ, 1980. – 58 с.
75. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
76. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : Николаев, 2004. – 68 с.
77. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации / Н. И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. – 480 с.
78. Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / С.Г. Шевченко. – М., 1982. – 216 с.
79. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин. // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. трудов / под ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М., 1981. – С. 3-13.