Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: комплексный подход……………………………………………………………...7
1.1. Сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом……………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………14
1.3. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………...25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………….35
2.1. Организация констатирующего эксперимента……………………………35
2.2. Организация формирующего эксперимента………………………………53
2.3. Организация контрольного эксперимента………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………….71
Список используемой литературы……………………………………………...
Глава 1. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: комплексный подход……………………………………………………………...7
1.1. Сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом……………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………14
1.3. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………...25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………….35
2.1. Организация констатирующего эксперимента……………………………35
2.2. Организация формирующего эксперимента………………………………53
2.3. Организация контрольного эксперимента………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………….71
Список используемой литературы……………………………………………...
Актуальность исследования. Сенсорные способности человека, такие, как ощущения и восприятие, являются важным ресурсом познания окружающего мира. Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на образах восприятия и являются, собственно говоря, результатами отраженной и запечатленной в нашем сознании действительности.
Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенсивно развиваются ориентировки ребенка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Мозг ребенка в этом возрасте уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нем.
Представления – это «... в большей или меньшей степени обобщенные образы предметов и явлений, которые более живо, ярко отображают действительность..., но они не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью» . Полнота и чёткость этих представлений зависит от степени развития психических процессов, главным образом восприятия, как процесса «...отражения предметов и явлений в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и др.), действующих в данный момент на органы чувств» .
Под понятием «сенсорное развитие ребенка» мы будем понимать «... развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.» . Сенсорное развитие приводит к накоплению сенсорного опыта. На основе индивидуального накопленного сенсорного опыта ребенок создает свою картину окружающего мира и вырабатывает соответственное отношение к нему. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный, правильный образ мира и более позитивное к нему отношение.
Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в XXI веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов.
Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем у детей в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного роста и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети совершенно не готовы к школьному обучению по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР: снижение работоспособности; неустойчивость внимания; более низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с первых дней обучения в школе. Практический опыт работы педагогов коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Объект исследования – сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа, направленная на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее, если в работе использовать предложенные нами игры.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и опытно-экспериментальном исследовании организации коррекционно-педагогической работы, направленной на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) рассмотреть особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) провести опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с задачами нами были применены следующие методы исследования: анализ литературы, экспериментальное исследование, изучение, обобщение и анализ полученных результатов; методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенсивно развиваются ориентировки ребенка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Мозг ребенка в этом возрасте уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нем.
Представления – это «... в большей или меньшей степени обобщенные образы предметов и явлений, которые более живо, ярко отображают действительность..., но они не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью» . Полнота и чёткость этих представлений зависит от степени развития психических процессов, главным образом восприятия, как процесса «...отражения предметов и явлений в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и др.), действующих в данный момент на органы чувств» .
Под понятием «сенсорное развитие ребенка» мы будем понимать «... развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.» . Сенсорное развитие приводит к накоплению сенсорного опыта. На основе индивидуального накопленного сенсорного опыта ребенок создает свою картину окружающего мира и вырабатывает соответственное отношение к нему. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный, правильный образ мира и более позитивное к нему отношение.
Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в XXI веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов.
Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем у детей в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного роста и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети совершенно не готовы к школьному обучению по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР: снижение работоспособности; неустойчивость внимания; более низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с первых дней обучения в школе. Практический опыт работы педагогов коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Объект исследования – сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционно-педагогическая работа, направленная на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективнее, если в работе использовать предложенные нами игры.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и опытно-экспериментальном исследовании организации коррекционно-педагогической работы, направленной на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать сенсорное развитие детей как умственное развитие в целом;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3) рассмотреть особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) провести опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с задачами нами были применены следующие методы исследования: анализ литературы, экспериментальное исследование, изучение, обобщение и анализ полученных результатов; методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Сенсорное развитие в дошкольном детстве имеет большое значение. Именно в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, происходит совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире.
Таким образом, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Формирование других форм познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, и является результатами его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие становится невозможным без опоры на нормальное восприятие.
У детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения восприятия, проявляющиеся ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Детям с задержкой психического развития требуется коррекционное воздействие, направленное на формирование полноценного восприятия.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в ходе которого были использованы следующие методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Проведение цикла коррекционных занятий, основанных на дидактической игре, влияет положительно на динамику сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Причиной роста стало применение дидактических игр, рекомендуемых в данной работе, что свидетельствует об их эффективности.
Таким образом, проведение формирующего эксперимента, в качестве основы для которого были выбраны дидактические игры, способствовало повышению уровня сенсорного воспитания детей. Это сказывается на постепенном развитии владения сенсорными эталонами детей с задержкой психического развития. Следовательно, контрольный эксперимент подтвердил эффективность применения дидактической игры в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Сенсорное развитие в дошкольном детстве имеет большое значение. Именно в этом возрасте, по мнению большинства исследователей, происходит совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире.
Таким образом, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Формирование других форм познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, и является результатами его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие становится невозможным без опоры на нормальное восприятие.
У детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения восприятия, проявляющиеся ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Детям с задержкой психического развития требуется коррекционное воздействие, направленное на формирование полноценного восприятия.
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в ходе которого были использованы следующие методики: Д. С. Забрамной и О. В. Боровик, «Чей шкафчик», «Сгруппируй по цветам», «Чье полотенце», «Определи размер», «Большой и маленький», «Положи на свое место».
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Проведение цикла коррекционных занятий, основанных на дидактической игре, влияет положительно на динамику сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Причиной роста стало применение дидактических игр, рекомендуемых в данной работе, что свидетельствует об их эффективности.
Таким образом, проведение формирующего эксперимента, в качестве основы для которого были выбраны дидактические игры, способствовало повышению уровня сенсорного воспитания детей. Это сказывается на постепенном развитии владения сенсорными эталонами детей с задержкой психического развития. Следовательно, контрольный эксперимент подтвердил эффективность применения дидактической игры в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством метода проектов в рамках психолого-педагогического сопровождения
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025



