Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности

Работа №7552

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы404стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
661
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
ЧАСТЬ I. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. Специальные способности учителя как предмет
психологического исследования 17
1.1. Основные направления исследования способностей в психологии 17
1.1.1. Исследование проблемы способностей в зарубежной психологии 17
1.1.2. Исследование проблемы способностей в отечественной психологии 28
1.2. Исследование специальных способностей учителя в психологии 50
1.2.1. Понятие и структура специальных способностей учителя 51
1.2.2. Специальные способности и индивидуальность учителя 75
1.2.3. Профессиональное становление учителя как предмет психологического исследования 90

ЧАСТЬ II. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Глава 2. Специальные способности с позиции учения об интегральной индивидуальности человека
2.1. Теория интегральной индивидуальности - теоретическая основа изучения специальных способностей учителя
2.2. Концептуальное решение проблемы специальных способностей в русле теории интегральной индивидуальности
Глава 3. Педагогические способности учителя, их структура и диагностика 123
3.1. Организация исследования и диагностика педагогических способностей 123
3.2. Результаты исследования педагогических способностей
учителей различных предметов 128
Глава 4. Предметно-педагогические способности учителя, их
структура и диагностика 146
4.1. Филолого-педагогические способности 146
4.2. Математико-педагогические способности 168
4.3. Биолого-педагогические способности 188
4.4. Химико-педагогические способности 208
4.5. Рисовально-педагогические способности 215
Глава 5. Сравнительная характеристика структуры специальных способностей учителей различных предметов 234
ЧАСТЬ III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Глава 6. Особенности интегральной индивидуальности учителей различных предметов 242
6.1. Организация исследования и диагностика индивидуальных
свойств 242
6.2. Результаты исследования структур интегральной индивидуальности учителей-предметников 249
Глава 7. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности как детерминанты специальных способностей и профессиональной успешности учителя
7.1. Результаты исследования разноуровневых детерминант специальных способностей учителя
7.2. Результаты исследования разноуровневых детерминант профессиональной успешности учителя
ЧАСТЬ IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Глава 8. Развитие специальных способностей и индивидуальности в процессе профессиональной деятельности учителя по результатам лонгитюдного исследования
8.1. Взаимосвязь профессионального, возрастного и индивидуального развития
8.2. Развитие специальных способностей в процессе профессиональной деятельности учителя
8.3. Изучение характера взаимосвязи специальных способностей и индивидуальности учителя
8.4. Развитие индивидуальности в процессе профессиональной деятельности учителя
Глава 9. Взаимосвязь развития специальных способностей, стиля педагогической деятельности и индивидуальности учителя
9.1. Взаимосвязь специальных способностей и индивидуального стиля как предмет психологического исследования

9.2. Изучение индивидуального стиля педагогической деятельности учителей-предметников в процессе их профессионального становления 336
9.2.1. Методика диагностики стиля педагогической
деятельности учителя 336
9.2.2. Результаты исследования развития стиля
педагогической деятельности 337
9.3. Исследование взаимосвязи специальных способностей, педагогического стиля и индивидуальности учителей-предметников 342
Заключение 352
Выводы 356
Библиографический список 361
Приложение 399



Позитивное развитие общества, реформирование системы образования ведут к усилению гуманистического начала, что обусловливает повышенный интерес к индивидуальности человека и определяет приоритетные направления современной психологической науки. Особенно остро в этих условиях встает проблема способностей человека, их природы и условий развития.
Актуальность темы исследования. Педагогическая деятельность традиционно является предметом психологического исследования. Изучен широкий круг проблем, связанный с психологической структурой педагогической деятельности, педагогическим мастерством, тактом, педагогической культурой, процессом формирования личности учителя и т.д. (Ф.Н. Гоноболин, 1965; И.В. Страхов, 1966; Н.В. Кузьмина, 1967, 1985; В. А. Сластенин, 1976; И.Е. Синица, 1983; А.В. Мудрик, 1986; Е.Ф. Гармаш, 1990 и др.). В последние десятилетия пристальное внимание исследователей привлекают вопросы профессиональной компетентности (А.К. Маркова, 1993), культуры (Е.И. Богданов, 1995; А.А. Криулина, 1996), успешности (С. Л. Белых, 1995; Л.М. Митина, 1996), педагоги¬ческого мастерства (П.В. Симонов, 1995), модельных характеристик одаренности учителя (Н.А. Аминов, 1997), природных детерминант педагогических способностей (Н.А. Аминов, 1997, 1998; М.К. Кабардов, 1999); создания целостной модели труда учителя (А.К. Маркова, 1994, 1996), изучения его профессионального становления (Л.М. Митина, 1994; Э.Ф. Зеер, 1998; Н.С. Глуханюк, 2000; Ю.П. Поваренков, 2002) и т. д. Одним из приоритетных направлений ис¬следования личности и профессиональной деятельности учителя является изучение его способностей (Н.Д. Левитов, 1935,1960; А.И. Щербаков, 1967; Ф.Н. Гоноболин, 1962, 1965, 1975; В.А. Крутецкий, 1971,1976, 1990, 1991; С.В. Кондратьева, 1980, 1984; Н.В. Кузьмина, 1961, 1967, 1976, 1985, 1990, 1993; М.И. Станкин, 1998; М.К. Кабардов, 2001; Н.А. Аминов, 1995, 1997, 2002 и др.).
Для современного этапа исследования способностей характерен систем¬ный подход, осуществляемый с позиции теории системогенеза (В. Д. Шадриков, 1983, 1991), комплексного (Э.А. Голубева, 1993) и индивидуально¬типологического (М.К. Кабардов, 2001) подходов, системно-целевой концепции (Б.Б. Косов, 1998), теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2000).
Анализ исследований по проблеме специальных способностей учителя показывает, что их изучение шло в нескольких направлениях: определение сущности, компонентного состава и структуры педагогических способностей; изучение отдельных видов педагогических способностей учителя; изучение влияния предметной специфики и направленности на специальные способности учителя; выявление взаимосвязи способностей с индивидуальными свойствами учителей; исследование профессионального становления учителя.
Несмотря на достаточно большое количество работ по данной проблеме, в подавляющем их большинстве специальные способности понимаются как педагогические способности, одинаковые для всех учителей, независимо от предметной направленности их деятельности. Лишь в некоторых работах рассматриваются способности к преподаванию конкретного предмета, однако обобщающая теория специальных способностей учителя-предметника на сегодняшний день не создана. Практически не рассматривались вопросы о динамике структуры специальных способностей и типах функциональных взаимоотношений педагогических и предметных способностей в процессе профессионального становления учителя. Взаимосвязь специальных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности обсуждается исследователями преимущественно на теоретическом уровне, эмпирические данные представлены недостаточно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Специальные способности учителя-предметника представляют собой сложноорганизованную, целостную, двухуровневую и многокомпонентную систему, детерминированную симптомокомплексом разноуровневых индивидуальных свойств.
2. Психологическую структуру специальных способностей образуют компоненты двух качественно своеобразных уровней организации: педагогические и предметные способности.
• Структура специальных способностей содержит стабильную для каждой предметной группы, независимую от стажа педагогической деятельности, подструктуру и специфические в зависимости этапа профессионального становления учителя подструктуры.
• Структура педагогических способностей включает как общую, одинаковую для всех учителей-предметников подструктуру (педагогическая эффективность), обусловленную общими требованиями педагогической деятельности, так и специфические для каждой предметной группы составляющие.
• Структура педагогических способностей учителей гуманитарного и естественно-научного циклов включает в себя эмоциональную подструктуру (педагогическая чувствительность), учителей точных дисциплин - рациональную подструктуру (педагогическая направленность).
• Структура предметных способностей учителя включает общую для данной предметной группы и специфическую в зависимости от стажа педагогической деятельности составляющие. Общей для учителей математики подструктурой предметных способностей является математическое мышление, для учителей химии - химическая наблюдательность, для учителей изобразительного искусства - художественная впечатлительность и т. д.
3. Между компонентами педагогических и предметных способностей внутри симптомокомплекса специальных способностей учителя обнаружены три типа функциональных взаимоотношений: антагонизм, автономия, синергия. Преобладание определенного типа отношений опосредовано этапом профессионального становления учителя и спецификой преподаваемого предмета.
• Отношения антагонизма и автономии преобладают на этапе овладения профессией (студенты) и этапе профессионального совершенствования (5-10 лет педагогического стажа). Отношения синергии - на этапе профессиональной зрелости (15-20 лет педагогического стажа), обуславливая профессиональное мастерство учителя.
• Совпадение векторов педагогической и предметной (например, филологической, художественно-изобразительной) направленности обусловливает преобладание или наиболее раннее развитие синергических отношений. Несовпадание векторов (например, при математической или химической направленности) - преобладание антагонизма или автономии и более длительный и сложный путь гармонизации отношений педагогических и предметных способностей.
4. Предметная направленность деятельности и опыт выступают в качестве опосредующих звеньев в изменении характера взаимосвязей в структуре интегральной индивидуальности учителя.

358
• Структуры интегральной индивидуальности учителей внутри одной предметной группы отличаются большим сходством по сравнению с аналогичными структурами учителей разных предметов.
• Структуры интегральной индивидуальности работающих учителей отличаются большим сходством по сравнению со структурами индивидуальности студентов.
• Интегральная индивидуальность учителей различных предметов обладает специфическими характеристиками. Для филологов - это чувствительность, для математиков - эмоциональная устойчивость, для биологов - общительность, для химиков - активность, для учителей изобразительного искусства - адаптивность.



1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избр. психолог. тр. - М.: Моск. соц.-психолог. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 218 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 339 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Нау¬ка, 1980. - 335 с.
4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области мате-матики. - М.: Сов. Радио, 1970. - 152 с.
5. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во Ин-т практ. психол., 1997. - 80 с.
6. Аминов Н.А. Задатки, способности и одаренность учителя. Некоторые во¬просы теории способностей Б.М. Теплова // Гуманизация образования. - 1998.
- № 1. - С. 59-72.
7. Аминов Н.А. Исследование педагогических способностей // Вопр. психол. - 1996.- № 1. - С. 5-17.
8. Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учите¬ля // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. - Дубна, 1997.
- С. 289-307.
9. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол. - 1988.- № 5. - С.71-77.
10. Аминов Н.А., Аверина И.С., Аршавина Л.И. Экспресс-диагностика профес-сиональной пригодности к педагогической деятельности // Психологические проблемы профориентации учащихся. - Челябинск, 1990. - С. 68-83.
11. Аминов Н.А., Гусева Е.П., Левочкина И.А. Природные предпосылки общи-тельности у школьников педагогических классов // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 2. - С. 46-49.

362
12. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопр. психол. - 1992. - № 1-2. - С. 74-83.
13. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.
14. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы спо-собностей / Под ред. В.Н. Мясищева. - М., 1962. - С.15-32.
15. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. - Л., 1962. - С. 15-36.
16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 170 с.
17. Андриенко А. В. Структура специальных педагогических способностей учи¬теля математики и психологические условия их формирования: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1990. - 18 с.
18. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысли- вание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
19. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 184 с.
20. Артемьева Т.И. Проблемы способностей: личностный аспект // Психол. жур¬нал. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 46-55.
21. Архипова И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специ-альных (педагогических) способностей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- Новосибирск, 1995. - 20 с.
22. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
23. Ахмедзянова Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призва¬ния к профессии учителя. - Одесса, 1995. - 219 с.
24. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Дис. ... канд. психол. наук.
- М., 1994. - 140 с.

363
25. Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук. - Л., 1978. - 16 с.
26. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные концепции творчества и одаренности. - М., 1997. - С. 275-294.
27. Бабаева Ю.Д. Особенности эмоционального развития одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник РПО. - М., 2000. - Т. 8. Вып. 1.
- С. 57-68.
28. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 201 с.
29. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъ-ективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. - С. 152-162.
30. Базилевская Л.С. Формирование социально-перцептивных умений у студен¬тов педагогических вузов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. - Минск, 1984.
- 19 с.
31. Бакулин И.И. Психологические подходы в понимании сущности способно¬стей // Журн. прикл. психол. - 2002. - № 3. - С. 2-11.
32. Балбасова Е.Г. Анализ дидактических способностей учителей нечальных классов и студентов педагогического института: Автореф. дис. . канд. пси- хол. наук. - М., 1982. - 16 с.
33. Баранов А.А. Профессиональное выгорание и типы низко стрессоустойчивых педагогов // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психо¬логов в 8 т. - СПб., 2003. - Т. 1. - С. 287-289.
34. Баранов А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дис. . канд. психол. наук. - СПб., 1995. - 160 с.

364
35. Безделина Р.П. Развитие дидактических способностей студентов педвуза в процессе их психологической подготовки к обучению детей 6-летнего воз¬раста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1985. - 17 с.
36. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концеп¬ции, метод): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 1997. - 36 с.
37. Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 279 с.
38. Белова Е.С. Проявление одаренности в дошкольном возрасте // Детский практический психолог. - 1995. - С. 29-32.
39. Белых С.Л. Семантическая структура индивидуальной концепции педагоги¬ческой деятельности и профессиональная успешность: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - СПб, 1995. - 22 с.
40. Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. - СПб.: Еврознак, 2003. - 320 с.
41. Бине А. Современные идеи о детях. - М.: Космосъ, 1910. - 218 с.
42. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
43. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1995.
- 40 с.
44. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 308 с.
45. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 320 с.
46. Богоявленская Д.Б. Творческая одаренность: аргументы против // Антология современной психологии конца 20 века. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, РПО, 2001. - С. 261- 267.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ