ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 4
1 Теоретические основы государственного финансового контроля тарифной политики в сфере электроэнергетики 8
1.1 Государственный финансовый контроль в сфере электроэнергетики:
сущность, целевая ориентация, принципы 8
1.2 Нормативно-правовые основы государственного финансового контроля
формирования и регулирования тарифной политики электросетевых организаций 12
1.3 Государственный финансовый контроль тарификации услуг по передаче
электроэнергии: актуальность и роль в обеспечении устойчивого социально - экономического развития региона 17
2. Система государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии: ключевые проблемы и концептуальные подходы к совершенствованию 24
2.1 Порядок обоснования и дифференциации тарифов на услуги по передаче
электроэнергии 24
2.2 Система государственного финансового контроля тарифной политики
электросетевых организаций 43
2.3 Системные проблемы организации государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии и
концептуальные подходы к их решению 53
3 Основные направления совершенствования системы государственного контроля тарифной политики электросетевых организаций 60
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере контроля тарифов 60
3.2 Рационализация функций электроэнергетических компаний и её влияние на
тарифообразование 67
3.3 Повышение качества контроля обоснованности нормативных потерь
электросетевых организаций 76
Заключение 88
Список использованных источников 93
Приложение А 99
Приложение Б 100
Приложение В 101
Приложение Г
1 Теоретические основы государственного финансового контроля тарифной политики в сфере электроэнергетики 8
1.1 Государственный финансовый контроль в сфере электроэнергетики:
сущность, целевая ориентация, принципы 8
1.2 Нормативно-правовые основы государственного финансового контроля
формирования и регулирования тарифной политики электросетевых организаций 12
1.3 Государственный финансовый контроль тарификации услуг по передаче
электроэнергии: актуальность и роль в обеспечении устойчивого социально - экономического развития региона 17
2. Система государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии: ключевые проблемы и концептуальные подходы к совершенствованию 24
2.1 Порядок обоснования и дифференциации тарифов на услуги по передаче
электроэнергии 24
2.2 Система государственного финансового контроля тарифной политики
электросетевых организаций 43
2.3 Системные проблемы организации государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии и
концептуальные подходы к их решению 53
3 Основные направления совершенствования системы государственного контроля тарифной политики электросетевых организаций 60
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере контроля тарифов 60
3.2 Рационализация функций электроэнергетических компаний и её влияние на
тарифообразование 67
3.3 Повышение качества контроля обоснованности нормативных потерь
электросетевых организаций 76
Заключение 88
Список использованных источников 93
Приложение А 99
Приложение Б 100
Приложение В 101
Приложение Г
Электроэнергетика является важной инфраструктурной отраслью жизнеобеспечения государства, от состояния которой зависят национальная безопасность и экономическое развитие России. Только мощное развитие электроэнергетики может стать основой для подъёма экономики страны и ее регионов.
Эффективное функционирование отечественной энергетической отрасли предполагает использование как рыночного механизма ценообразования услуг поставщиков энергоносителей, так и соответствующее государственное регулирование. Последнее обусловлено целым комплексом причин, в том числе необходимостью мер антимонопольного характера и опережающим ростом цен на энергоресурсы по сравнению с индексами инфляции. В системе государственного упорядочения стоимости энергоресурсов важное место занимает государственный финансовый контроль формирования тарифов.
Электросетевые организации являются важным инфраструктурным сегментом энергетической отрасли, поэтому в немалой степени определяют эффективность её функционирования.
Значимым условием устойчивого развития электроэнергетической отрасли является экономически обоснованный уровень тарифов, позволяющий полностью компенсировать издержки энергетического производства и финансировать программы развития. Тариф на электроэнергию для конечных потребителей складывается из стоимости покупки электроэнергии, стоимости услуг по ее передаче и затрат энергосбытовой компании. Неадекватное увеличение тарифа на услуги по передаче электроэнергии ведет к увеличению тарифа по договорам энергоснабжения конечного потребителя.
Тем не менее, энерготариф сочетает в себе разноречивые интересы поставщиков и потребителей электрической энергии. Конфликты интересов зачастую возникают из-за отсутствия эффективного взаимодействия электросетевых организаций, энергосбытовых компаний, потребителей и
региональных властей, в компетенции которых находится регулирование уровня тарифов. Данная ситуация, в конечном счете, негативно сказывается как на уровне жизни населения, так и экономики страны в целом.
Усиление контроля тарифообразования, разработка и применение новых нестандартных методов данного контроля, улучшение взаимодействия всех государственных структур, все эти шаги, в большей степени ориентированы на снижение тарифа на электроэнергию, а значит, направлены на уменьшение финансовой нагрузки на конечного потребителя.
В настоящее время в правовом регулировании государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии имеет место целый ряд проблем и противоречий как субъективного, так и объективного характера, а именно:
- неисполнение законодательных норм по количеству проводимых проверок со стороны контролирующих органов в вопросе обоснованности установления, изменения и применения тарифов;
- контроль уполномоченных органов исполнительной власти ограничен стадией согласования и утверждения тарифа. Отсутствие дальнейшего контроля на стадии применения тарифа;
- отсутствие должного контроля за правомерностью утверждения величины нормативных потерь.
Актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена неразработанностью, необходимостью повышения качества государственного контроля и ее практической важностью для развития экономики региона и страны в целом.
Обозначенные обстоятельства определили объект и цель настоящего диссертационного исследования.
Цель настоящего исследования: на основе оценки действующей системы государственного контроля тарифной политики электросетевых организаций и выявления ключевых проблем её функционирования, определить основные направления совершенствования данной системы.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие актуальности и теоретических аспектов государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии.
2. Выявление ключевых проблем государственного контроля в данной сфере.
3. Определение направлений совершенствования государственного контроля тарифной политики электросетевых организаций.
Объектом исследования являются финансовые отношения между организациями электроэнергетической сферы и государством, складывающиеся по поводу регулирования последним стоимости предоставляемых услуг.
Предмет исследования: состояние, предпосылки и потенциал совершенствования государственного финансового контроля тарифной политики электросетевых организаций.
Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды зарубежных и отечественных учёных. Значительный вклад в теорию государственного финансового контроля внесли А.А. Ялбулганов, А.В Крикунов, Л.Н. Павлова, А.М. Бабич. Теория государственного регулирования, в которых объектом исследования является естественная монополия получила свое развитие в трудах Х. Аверча, У. Баумоля, Л. Джонсона. Вопросы функционирования и интенсификации электроэнергетики, а также ее реформирования исследовались А.И. Барановским, Л.Д. Гительманом, Е.С. Петровским, Ю.С. Васильевым, А.Ф. Дьяковым.
Проблемы практической деятельности контролирующих органов в сфере электроэнергетики исследовались на основе работ А.В. Паламарчука, С.Г. Хусяйновой, М.Ю. Кагамлыка и др.
В ходе проведения исследования были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные, информационные и аналитические материалы, результаты проверок органов Прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы и Департамента по тарифам Приморского края.
Для решения поставленных в работе задач используются как общенаучные, так и специальные методы: абстрагирования и конкретизации, функционального анализа и синтеза, статистические методы, метод формально-правовой проверки документов и др.
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании практических рекомендации по совершенствованию государственного финансового контроля тарифной политики электросетевых организаций.
Структура диссертационной работы определена логикой анализа взаимосвязанных аспектов изучаемого предмета и совокупностью решаемых задач. Работа состоит из 3 глав. В первой главе рассматриваются сущность, принципы и нормативно-правовые основы государственного финансового контроля в сфере электроэнергетики, актуальность государственного контроля тарифов на услуги по передаче электроэнергии и его роль в обеспечении устойчивого экономического развития региона. Во второй главе рассматриваются существующая методика и регламент разработки тарифной политики электросетевых организаций, а также идет речь о современном состоянии государственного финансового контроля в данной области, обозначаются ключевые проблемы и концептуальные подходы к их решению. Третья глава посвящена рассмотрению основных направлений совершенствования государственного финансового контроля тарифной политики электросетевых организаций в сфере услуг по передаче электрической энергии .
Эффективное функционирование отечественной энергетической отрасли предполагает использование как рыночного механизма ценообразования услуг поставщиков энергоносителей, так и соответствующее государственное регулирование. Последнее обусловлено целым комплексом причин, в том числе необходимостью мер антимонопольного характера и опережающим ростом цен на энергоресурсы по сравнению с индексами инфляции. В системе государственного упорядочения стоимости энергоресурсов важное место занимает государственный финансовый контроль формирования тарифов.
Электросетевые организации являются важным инфраструктурным сегментом энергетической отрасли, поэтому в немалой степени определяют эффективность её функционирования.
Значимым условием устойчивого развития электроэнергетической отрасли является экономически обоснованный уровень тарифов, позволяющий полностью компенсировать издержки энергетического производства и финансировать программы развития. Тариф на электроэнергию для конечных потребителей складывается из стоимости покупки электроэнергии, стоимости услуг по ее передаче и затрат энергосбытовой компании. Неадекватное увеличение тарифа на услуги по передаче электроэнергии ведет к увеличению тарифа по договорам энергоснабжения конечного потребителя.
Тем не менее, энерготариф сочетает в себе разноречивые интересы поставщиков и потребителей электрической энергии. Конфликты интересов зачастую возникают из-за отсутствия эффективного взаимодействия электросетевых организаций, энергосбытовых компаний, потребителей и
региональных властей, в компетенции которых находится регулирование уровня тарифов. Данная ситуация, в конечном счете, негативно сказывается как на уровне жизни населения, так и экономики страны в целом.
Усиление контроля тарифообразования, разработка и применение новых нестандартных методов данного контроля, улучшение взаимодействия всех государственных структур, все эти шаги, в большей степени ориентированы на снижение тарифа на электроэнергию, а значит, направлены на уменьшение финансовой нагрузки на конечного потребителя.
В настоящее время в правовом регулировании государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии имеет место целый ряд проблем и противоречий как субъективного, так и объективного характера, а именно:
- неисполнение законодательных норм по количеству проводимых проверок со стороны контролирующих органов в вопросе обоснованности установления, изменения и применения тарифов;
- контроль уполномоченных органов исполнительной власти ограничен стадией согласования и утверждения тарифа. Отсутствие дальнейшего контроля на стадии применения тарифа;
- отсутствие должного контроля за правомерностью утверждения величины нормативных потерь.
Актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена неразработанностью, необходимостью повышения качества государственного контроля и ее практической важностью для развития экономики региона и страны в целом.
Обозначенные обстоятельства определили объект и цель настоящего диссертационного исследования.
Цель настоящего исследования: на основе оценки действующей системы государственного контроля тарифной политики электросетевых организаций и выявления ключевых проблем её функционирования, определить основные направления совершенствования данной системы.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие актуальности и теоретических аспектов государственного финансового контроля тарифной политики в сфере услуг по передаче электроэнергии.
2. Выявление ключевых проблем государственного контроля в данной сфере.
3. Определение направлений совершенствования государственного контроля тарифной политики электросетевых организаций.
Объектом исследования являются финансовые отношения между организациями электроэнергетической сферы и государством, складывающиеся по поводу регулирования последним стоимости предоставляемых услуг.
Предмет исследования: состояние, предпосылки и потенциал совершенствования государственного финансового контроля тарифной политики электросетевых организаций.
Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды зарубежных и отечественных учёных. Значительный вклад в теорию государственного финансового контроля внесли А.А. Ялбулганов, А.В Крикунов, Л.Н. Павлова, А.М. Бабич. Теория государственного регулирования, в которых объектом исследования является естественная монополия получила свое развитие в трудах Х. Аверча, У. Баумоля, Л. Джонсона. Вопросы функционирования и интенсификации электроэнергетики, а также ее реформирования исследовались А.И. Барановским, Л.Д. Гительманом, Е.С. Петровским, Ю.С. Васильевым, А.Ф. Дьяковым.
Проблемы практической деятельности контролирующих органов в сфере электроэнергетики исследовались на основе работ А.В. Паламарчука, С.Г. Хусяйновой, М.Ю. Кагамлыка и др.
В ходе проведения исследования были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные, информационные и аналитические материалы, результаты проверок органов Прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы и Департамента по тарифам Приморского края.
Для решения поставленных в работе задач используются как общенаучные, так и специальные методы: абстрагирования и конкретизации, функционального анализа и синтеза, статистические методы, метод формально-правовой проверки документов и др.
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании практических рекомендации по совершенствованию государственного финансового контроля тарифной политики электросетевых организаций.
Структура диссертационной работы определена логикой анализа взаимосвязанных аспектов изучаемого предмета и совокупностью решаемых задач. Работа состоит из 3 глав. В первой главе рассматриваются сущность, принципы и нормативно-правовые основы государственного финансового контроля в сфере электроэнергетики, актуальность государственного контроля тарифов на услуги по передаче электроэнергии и его роль в обеспечении устойчивого экономического развития региона. Во второй главе рассматриваются существующая методика и регламент разработки тарифной политики электросетевых организаций, а также идет речь о современном состоянии государственного финансового контроля в данной области, обозначаются ключевые проблемы и концептуальные подходы к их решению. Третья глава посвящена рассмотрению основных направлений совершенствования государственного финансового контроля тарифной политики электросетевых организаций в сфере услуг по передаче электрической энергии .
Тарифы естественных монополий, устанавливаемые государством, непосредственно сопряжены с определенными последствиями как для экономики страны в целом, так и для отдельных ее отраслей, и отдельных групп потребителей. При регулировании тарифов, органы власти, всегда, в той или иной мере, стараются найти компромисс между интересами производителей и потребителей. Учитывая, что рост тарифов на электроэнергию, в исследуемом периоде с 2015 по 2017 гг., а так же в обозримом будущем, продолжится, очень важно наладить механизмы государственного контроля обоснованности повышения данного тарифа. Рост тарифа на электроэнергию способствует снижению конкурентоспособности российских производителей и экономики в целом. Также, часть представителей естественных монополий, с целью личного обогащения, в ущерб экономики государства, может исказить, неправомерно увеличить величину издержек производства, транспортировки и реализации электроэнергии. В целях недопущения возможных нарушений в вопросе тарифной политики, необходимо усиление контроля со стороны государства. Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности любого государства.
Данная магистерская диссертация - это результат продолжительной работы, включающей не только изучение нормативных документов и чтение специальной литературы, но и практическое исследование темы государственного контроля тарифной политики, в том числе на примере тарифа на услуги по передаче электроэнергии для сетевых организаций.
Для решения поставленных задач по раскрытию актуальности и теоретических аспектов государственного финансового контроля в сфере услуг по передаче электроэнергии, а так же выявления ключевых проблем государственного контроля в данной сфере и определения направлений совершенствования государственного контроля тарифной политики
электросетевых организаций, исследованию подверглись статистические данные содержащиеся в открытых официальных источниках органов государственной власти, а так же другая информация содержащаяся в научных статьях и СМИ, кроме этого использовалась оперативная информация полученная в ходе общения с представителями электросетевых и энергосбытовых организаций.
В результате проведенного исследования, в данной работе были изучены методы формирования тарифа на передачу электроэнергии для электросетевых организаций, проанализированы результаты проверок региональными
контролирующими органами электросетевых организаций, за период с 2015 по 2017 гг., а так же исследован вопрос государственного контроля за тарифом на услуги по передаче электроэнергии сетевыми организациями, в том числе: полномочия ФАС и Департамента по тарифам Приморского края, прежде всего по вопросам проверки правильности формирования и применения тарифа, а также по вопросам взаимодействия между другими контролирующими и правоохранительными органами.
В ходе исследования, был отражен тот диапазон возможностей, который может быть использован контролирующими органами в практике организации государственного контроля по вопросу тарифообразования в энергетической отрасли. Сложность структуры тарифообразования требует комплексного подхода к изучению вопроса о своевременном выявлении, предупреждении и пресечении фактов указывающих на неправомерное завышение тарифов на электроэнергию. Ненадлежащий контроль за тарифообразованием в электроэнергетике со стороны государства может привести к необоснованному снижению темпов роста экономики нашей страны. Роль контролирующих органов, а именно ФАС и уполномоченных органов исполнительной власти в субъектах РФ, не должна сводится только к функциям по согласованию и утверждению тарифа. Государственный контроль в энергетической сфере должен осуществляться по научно обоснованной «Дорожной карте» подразумевающей пошаговый алгоритм конкретных действий, захватывающих весь спектр контроля за возможными факторами способствующими возникновению противоправных действий, в том числе на стадии формирования, утверждения и применения тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
По результатам исследования выносятся следующие научные и практические предложения:
1. Для улучшения качества работы ФАС необходимо внести изменения в положение пункта 5, статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «Об электроэнергетике», в котором до настоящего времени определены лишь общие подходы к антимонопольному регулированию и контролю тарифообразования на оптовом и розничных рынках. То есть в данном нормативном документе необходимо конкретизировать обязанности, возложенные на ФАС по вопросу тарифообразования в рамках государственного регулирования тарифов, а так же конкретизировать меры воздействия со стороны государства. Акцент на конкретику позволит сориентировать ФАС на реальную работу по недопущению укрепления коррупционного фундамента, основанного на возможных злоупотреблениях, в том числе на стадии согласования и утверждения тарифов.
2. В целях усиления работы органа исполнительной власти, на который
возложены функции по осуществлению регионального государственного контроля регулируемых тарифов в электроэнергетике (на территории Приморского края данная функция возложена на Департамент по тарифам), считаем целесообразным внесение изменений в пункте 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об электроэнергетике», а именно необходимо указать конкретные полномочия, в части контроля обоснованности и правильности применения утвержденных тарифов в сфере электроэнергетики. Конкретизация функций должна быть методически
обоснована с учетом аналитического исследования информации полученной из различных контролирующих и правоохранительных органов, наделенных соответствующими полномочиями по аккумулированию данной информации.
3. Считаем рациональным внесение изменений по правоприменению положений статьи 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», аименно положения пункта 1, предусматривающие ответственность, в том числе за завышение регулируемых государством тарифов. Конкретно в санкциях, предусмотренных по данной статье КоАП РФ, содержится основной рычаг воздействия в отношении нарушителей в сфере тарифообразования. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по данной статье возложены на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области регулируемых государством тарифов, то есть на Департамент по тарифам Приморского края. Предлагаем наделить соответствующими полномочиями ФАС, так как данная организация так же наделена полномочиями по контролю за тарифообразованием в сфере энергетики.
4. С учетом складывающейся экономической ситуации, считаем целесообразным проведение всестороннего анализа и дальнейшего научного исследования практики взаимодействий электросетевых и энергосбытовых организаций в вопросах дублирования возложенных на них функций. Помимо этого, необходимо усилить государственный контроль тарифообразования, в части возможных нарушений при формировании необходимой валовой выручки для тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
5. Контролирующим органам следует взять на особый контроль вопрос зависимости тарифа на передачу электроэнергии от норматива технологических потерь, в том числе разработать механизм проверки утвержденных нормативов на всех стадиях применения тарифа. В ходе анализа информации в отношении электросетевых организаций осуществляющих деятельность по передаче электроэнергии на территории Приморского края, а именно информации о величине норматива технологических потерь, выявлен ряд организаций с устойчиво высоким показателем данных потерь (свыше 15%). Средняя величина нормативных потерь на территории ПК не превышает 10%. Данный факт указывает на необходимость проведения контрольных мероприятий.
6. Для более качественного государственного контроля за правомерностью применения норматива технологических потерь, необходимо укрепление взаимодействия органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по регулированию тарифообразования в сфере энергетики (ФАС, Департамент по тарифам Приморского края) с правоохранительными органами. Указанное взаимодействие будет способствовать своевременному выявлению, пресечению и полноценному расследованию фактов противоправного завышения тарифа на услуги по передаче электроэнергии электросетевыми организациями, расположенными на территории Приморского края. В противном случае данная работа будет носить стихийный характер и не принесет максимально желаемого результата.
Изучив подробно теоретические и практические основы исследуемой темы, можно сделать вывод, о том, что государственный контроль в сфере энергетики, представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства. По нашему мнению, в настоящее время в РФ отсутствует сбалансированная база теоретических и практических наработок, позволяющих осуществлять должный контроль за тарифообразованием в сфере энергетики, следовательно, требуется более тщательная организация процесса контроля со стороны государства, в том числе за отраслевыми сегментами экономики, в частности при формировании и применении тарифа на передачу электроэнергии.
Таким образом, поставленные в диссертационном исследовании задачи, реализованы полностью. Цель исследования достигнута.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что государственный финансовый контроль в сфере электроэнергетики является сложным и многоаспектным процессом, роль государственного финансового контроля является очень важной и актуальной. В связи с этим, эффективность по выявлению, предупреждению и пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации в электроэнергетике зависит от внедрения новых механизмов контроля, а так же зависит не только от работы отдельных контролирующих органов, но и от скоординированного взаимодействия всех уполномоченных институтов государственной власти.
Данная магистерская диссертация - это результат продолжительной работы, включающей не только изучение нормативных документов и чтение специальной литературы, но и практическое исследование темы государственного контроля тарифной политики, в том числе на примере тарифа на услуги по передаче электроэнергии для сетевых организаций.
Для решения поставленных задач по раскрытию актуальности и теоретических аспектов государственного финансового контроля в сфере услуг по передаче электроэнергии, а так же выявления ключевых проблем государственного контроля в данной сфере и определения направлений совершенствования государственного контроля тарифной политики
электросетевых организаций, исследованию подверглись статистические данные содержащиеся в открытых официальных источниках органов государственной власти, а так же другая информация содержащаяся в научных статьях и СМИ, кроме этого использовалась оперативная информация полученная в ходе общения с представителями электросетевых и энергосбытовых организаций.
В результате проведенного исследования, в данной работе были изучены методы формирования тарифа на передачу электроэнергии для электросетевых организаций, проанализированы результаты проверок региональными
контролирующими органами электросетевых организаций, за период с 2015 по 2017 гг., а так же исследован вопрос государственного контроля за тарифом на услуги по передаче электроэнергии сетевыми организациями, в том числе: полномочия ФАС и Департамента по тарифам Приморского края, прежде всего по вопросам проверки правильности формирования и применения тарифа, а также по вопросам взаимодействия между другими контролирующими и правоохранительными органами.
В ходе исследования, был отражен тот диапазон возможностей, который может быть использован контролирующими органами в практике организации государственного контроля по вопросу тарифообразования в энергетической отрасли. Сложность структуры тарифообразования требует комплексного подхода к изучению вопроса о своевременном выявлении, предупреждении и пресечении фактов указывающих на неправомерное завышение тарифов на электроэнергию. Ненадлежащий контроль за тарифообразованием в электроэнергетике со стороны государства может привести к необоснованному снижению темпов роста экономики нашей страны. Роль контролирующих органов, а именно ФАС и уполномоченных органов исполнительной власти в субъектах РФ, не должна сводится только к функциям по согласованию и утверждению тарифа. Государственный контроль в энергетической сфере должен осуществляться по научно обоснованной «Дорожной карте» подразумевающей пошаговый алгоритм конкретных действий, захватывающих весь спектр контроля за возможными факторами способствующими возникновению противоправных действий, в том числе на стадии формирования, утверждения и применения тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
По результатам исследования выносятся следующие научные и практические предложения:
1. Для улучшения качества работы ФАС необходимо внести изменения в положение пункта 5, статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «Об электроэнергетике», в котором до настоящего времени определены лишь общие подходы к антимонопольному регулированию и контролю тарифообразования на оптовом и розничных рынках. То есть в данном нормативном документе необходимо конкретизировать обязанности, возложенные на ФАС по вопросу тарифообразования в рамках государственного регулирования тарифов, а так же конкретизировать меры воздействия со стороны государства. Акцент на конкретику позволит сориентировать ФАС на реальную работу по недопущению укрепления коррупционного фундамента, основанного на возможных злоупотреблениях, в том числе на стадии согласования и утверждения тарифов.
2. В целях усиления работы органа исполнительной власти, на который
возложены функции по осуществлению регионального государственного контроля регулируемых тарифов в электроэнергетике (на территории Приморского края данная функция возложена на Департамент по тарифам), считаем целесообразным внесение изменений в пункте 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об электроэнергетике», а именно необходимо указать конкретные полномочия, в части контроля обоснованности и правильности применения утвержденных тарифов в сфере электроэнергетики. Конкретизация функций должна быть методически
обоснована с учетом аналитического исследования информации полученной из различных контролирующих и правоохранительных органов, наделенных соответствующими полномочиями по аккумулированию данной информации.
3. Считаем рациональным внесение изменений по правоприменению положений статьи 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», аименно положения пункта 1, предусматривающие ответственность, в том числе за завышение регулируемых государством тарифов. Конкретно в санкциях, предусмотренных по данной статье КоАП РФ, содержится основной рычаг воздействия в отношении нарушителей в сфере тарифообразования. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по данной статье возложены на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области регулируемых государством тарифов, то есть на Департамент по тарифам Приморского края. Предлагаем наделить соответствующими полномочиями ФАС, так как данная организация так же наделена полномочиями по контролю за тарифообразованием в сфере энергетики.
4. С учетом складывающейся экономической ситуации, считаем целесообразным проведение всестороннего анализа и дальнейшего научного исследования практики взаимодействий электросетевых и энергосбытовых организаций в вопросах дублирования возложенных на них функций. Помимо этого, необходимо усилить государственный контроль тарифообразования, в части возможных нарушений при формировании необходимой валовой выручки для тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
5. Контролирующим органам следует взять на особый контроль вопрос зависимости тарифа на передачу электроэнергии от норматива технологических потерь, в том числе разработать механизм проверки утвержденных нормативов на всех стадиях применения тарифа. В ходе анализа информации в отношении электросетевых организаций осуществляющих деятельность по передаче электроэнергии на территории Приморского края, а именно информации о величине норматива технологических потерь, выявлен ряд организаций с устойчиво высоким показателем данных потерь (свыше 15%). Средняя величина нормативных потерь на территории ПК не превышает 10%. Данный факт указывает на необходимость проведения контрольных мероприятий.
6. Для более качественного государственного контроля за правомерностью применения норматива технологических потерь, необходимо укрепление взаимодействия органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по регулированию тарифообразования в сфере энергетики (ФАС, Департамент по тарифам Приморского края) с правоохранительными органами. Указанное взаимодействие будет способствовать своевременному выявлению, пресечению и полноценному расследованию фактов противоправного завышения тарифа на услуги по передаче электроэнергии электросетевыми организациями, расположенными на территории Приморского края. В противном случае данная работа будет носить стихийный характер и не принесет максимально желаемого результата.
Изучив подробно теоретические и практические основы исследуемой темы, можно сделать вывод, о том, что государственный контроль в сфере энергетики, представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства. По нашему мнению, в настоящее время в РФ отсутствует сбалансированная база теоретических и практических наработок, позволяющих осуществлять должный контроль за тарифообразованием в сфере энергетики, следовательно, требуется более тщательная организация процесса контроля со стороны государства, в том числе за отраслевыми сегментами экономики, в частности при формировании и применении тарифа на передачу электроэнергии.
Таким образом, поставленные в диссертационном исследовании задачи, реализованы полностью. Цель исследования достигнута.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что государственный финансовый контроль в сфере электроэнергетики является сложным и многоаспектным процессом, роль государственного финансового контроля является очень важной и актуальной. В связи с этим, эффективность по выявлению, предупреждению и пресечению фактов нарушения законодательства Российской Федерации в электроэнергетике зависит от внедрения новых механизмов контроля, а так же зависит не только от работы отдельных контролирующих органов, но и от скоординированного взаимодействия всех уполномоченных институтов государственной власти.
Подобные работы
- Перспективы развития предприятия энергетики на основе энергообеспечения объектов XXIX Всемирной зимней универсиады (на примере ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ
РЫНКОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Анализ договоров технологического присоединения к электрическим сетям на предмет повышения эффективности взаимодействия сетевых организаций и потребителей
Магистерская диссертация, электроэнергетика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - ОБОСНОВАНИЕ ТАРИФОВ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ МЕТОДОМ ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ КАПИТАЛА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МРСК СИБИРИ» - «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие теоретических и практических положений по снижению потерь в сетях электроснабжения ПАО «Томскэнергосбыт»
Дипломные работы, ВКР, электротехника. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Снижение потерь в сетях электроснабжения ПАО «Томскэнергосбыт»
Дипломные работы, ВКР, электротехника. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕТ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ТАРИФООБРАЗОВАНИИ В РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Оценка экономической эффективности внедрения нового типа релейной защиты на предприятиях электроэнергетики
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ИЗОЛИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МРСК СИБИРИ» - «КРАСНОЯРСКЭНРЕГО»)
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



