Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПСИХОМОТОРНОЙ НАГРУЗКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВЫСОКОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ БИОЭКОНОМИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Работа №75480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Условные обозначения 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 8
1.1. О построении системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления...8
1.1.1. Фундаментальные структурные элементы инновационной
образовательно-оздоровительной системы 12
1.2. Мониторинг биоэкономичной диагностики здравоукрепления 16
1.2.1. Диагностические критерии оценки развития цикла психосоматического
здоровья легкоатлетов 20
Резюме 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ БИОЭКОНОМИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА 38
3.1. Методика определения максимальной психомоторной нагрузки прыгунов... 38
3.1. Методика определения оптимальной психомоторной нагрузки прыгунов..42
Резюме 48
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПСИХОМОТОРНОЙ НАГРУЗКИ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВЫСОКОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ БИОЭКОНОМИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ 49
4.1. Определение развития цикла психосоматического здоровья прыгунов
в состоянии относительного покоя 49
4.2. Результаты определения максимальной и оптимальной психомоторной
нагрузки прыгунов в активной деятельности 50
Резюме 57
ВЫВОДЫ 59
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ


Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо населения, поскольку это наиболее результативный путь морального и физического оздоровления нации. Однако, современные зарубежные и отечественные исследования в области физиологии спорта высших достижений, убедительно доказывают, что далеко не все виды оказывают благоприятное воздействие на психосоматическое состояние занимающихся. В целом в основе серьёзных занятий спортом лежит постоянное стремление спортсмена к росту спортивного мастерства для достижения более высоких спортивных результатов. Не секрет, что в профессиональном спорте, существует понятие «победа любой ценой». И зачастую этой ценой становится здоровье спортсмена. Чтобы она не оказалась слишком дорогой, высокие спортивные достижения всегда должны быть следствием повышения уровня функциональных возможностей и отличного здоровья спортсменов.
А.Б. Гандельсман, Г.А. Евдокимов, Л.М. Хутов в монографии Г.Н. Алексеева «Биоэнергетика и показатели внешнего дыхания. Биоэнергетика» выражают озабоченность относительно мнения ряда тренеров «...Хорошо проведённая тренировка - это когда в глазах темно от усталости или боли создает чемпионов, которых спортивный мир называет великими атлетами. Если спортсмен достигает высокого результата, то он психофизически здоров и крепок» [11]. Профессионально занимаясь королевой спорта - легкой атлетикой, наряду с постоянной потребностью в росте спортивных результатов, нас всегда волновал вопрос - так ли это на самом деле, какую «цену» платит организм за выполнение нагрузки различной величины и что действительно стоит за индивидуальными высокими достижениями в тренировочном и соревновательном процессах? Попытаться найти ответы на эти вопросы мы планируем в рамках осуществления настоящего исследования.
На протяжении последних пятнадцати лет известные ученые и практики России и ближнего зарубежья А.В. Ахаев, В.К. Бальсевич, Д.Н. Гаврилов, С.П. Евсеев, М.Х. Индриев, Е.Г. Кирилова, Р.В. Клопов, А.Г. Комков, В.Н. Курысь, В.С. Лиходед, Л.И. Лубышева, А.В. Малинин, Ю.М. Николаев, В.Н. Потапов,
З.А. Хатуев, А.М. Хутов, К.В. Чедов др. говорят о необходимости сосредоточить усилия на разработке новых отвечающих современным требованиям методик и программ занятий для спортсменов оздоровительно-профилактической направленности, внедрении в практику тренировочного и соревновательного процессов оздоровительных физкультурно-спортивных технологий, в том числе диагностического характера [4, 6, 18, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 35].
Наряду с этим Г.Н. Алексеев в научной работе «Энергоэнтропика (Наука и прогресс)» еще в 1983 году утверждал, что поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья спортсменов возможно при выполнении психоэмоциональных и физических нагрузок, отвечающих адаптационным возможностям организма. Нагрузки выше оптимального уровня - становятся чрезмерными и могут стать причиной возникновения различных нарушений психосоматической нормы в организме от перенапряжения, а нагрузки ниже оптимального уровня не дают должного тренировочного эффекта. Приведенные группой ученых эргономические расчеты свидетельствуют, что оптимальными для организма психомоторными нагрузками в диапазоне негэнтропийных энергетических затрат являются нагрузки до 70% от максимальных [3].
В этой связи, в квалификационной работе нами сделана попытка изучения инновационной научно-обоснованной образовательно-оздоровительной системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления и на основе использования технологического комплекса биоэкономичной диагностики выявления результативности использования ее технологий в определении индивидуальной оптимальной психомоторной нагрузки в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега высокого класса.
Актуальность работы заключается её соответствием современным требованиям, направленным на внедрение в процесс подготовки легкоатлетов инновационных диагностических технологий способствующих повышению эффективности воздействия на здоровья спортсменов используемых тренировочных методов и средств. Центральную задачу нашего исследования мы представляем в изучении возможности использования диагностических технологий системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в тренировочном процессе легкоатлетов с целью определения её эффективности в оценке цикла психосоматического здоровья прыгунов в длину с разбега и индивидуализации тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменов.
Объект исследования - технологический комплекс биоэкономичной ди-агностики здравоукрепления.
Предмет исследования - психомоторная нагрузка в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега высокого класса.
Цель исследования - определение оптимальной психомоторной нагрузки в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега на основе биоэкономичной диагностики.
Мы предполагаем, что выполнение психомоторной нагрузки максимальной величины будет соответствовать показателям энтропийных энергетических затрат в диапазонах дефицита цикла психосоматического здоровья. В диапазоне негэнтропийных показателей прыгунов отношение оптимальной тренировочной нагрузки к максимальной будет составлять не менее 60%. Данное предположение выдвигаем в качестве гипотезы исследования.
Достижение цели квалификационного исследования предваряло решение следующих задач:
1. На основе научного и исследовательского материала изучить основные положения системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления.
2. Проанализировать и представить содержание биоэкономичной диагностики.
3. Разработать индивидуальные расчетные таблицы биоэкономичного тестирования прыгунов в длину с разбега для определения максимальной и оптимальной психомоторной нагрузок.
4. Определить развитие цикла психосоматического здоровья спортсменов в состоянии относительного покоя, максимальную и оптимальную психомоторную нагрузку в активной деятельности (при выполнении упражнений направленных на развитие основных физических качеств прыгуна: быстроты, силы и взрывной силы).
Теоретическая значимость. Приведенные в настоящей работе результаты экспериментального исследования открывают новые перспективы в теории и практике спортивной тренировки легкоатлетов. Наряду с оценкой оздоровительного эффекта воздействия используемых тренировочных средств и методов, результаты биоэкономичной диагностики позволяют использовать их в индивидуальном планировании тренировочных нагрузок.
Практическая значимость. Экспериментально доказанная эффективность внедрения биоэкономичной диагностики здравоукрепления способств¬ющая индивидуальной оценке цикла психосоматического здоровья и его прогрессирующему развитию отражает целесообразность ее внедрения в тренировочный и соревновательные процессы занимающихся легкой атлетикой.
Решению поставленных цели и задач способствовали следующие методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Анкетирование.
4. Биоэкономичное тестирование.
5. Метод самооценки.
6. Метод творческого анализа изучаемого материала.
7. Математическая обработка полученных результатов.
Структура и объем квалификационной работы. Работа состоит из ведения, 4 глав, резюме каждой главы, выводов, списка литературы и приложения. Список литературы включает 38 наименований. Общий объем квалификационной работы 69 страниц компьютерного набора текста, в числе которых 21 таблица.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Основой построения системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления является общая теория систем, общая теория цикла и теория биологических функциональных систем организма человека, позволившие интегрировать в единое целое отдельные положения различных наук: философии, педагогики, физиологии, психологии, медицины, гигиены, эргономии, математики, физической культуры и ряда других. Взаимодействие структурных элементов системы происходит в трех блоках: теории, диагностики и управления процессом здравоукреплением.
2. Биоэкономичная диагностика здравоукрепления позволяет определять индивидуальные количественные показатели и качественные характеристики целостного психосоматического состояния организма в диапазонах шкалы золотой пропорции здоровья. Биоэкономичное тестирование производится в со-стоянии относительного покоя (в положениях «лежа», «сидя» и «стоя»), а также в различных видах активной деятельности.
Для проведения настоящего исследования нами разработаны 5 общих и 16 индивидуальных биоэкономичных расчетных таблиц, позволивших определить максимальную и оптимальную психомоторную нагрузку и их процентное отношение в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега высокого класса.
3. Динамика цикла психосоматического здоровья прыгунов в отношении индивидуальной оптимальной психомоторной нагрузки к максимальной носит прогрессирующий характер развития. Среднегрупповые количественные показатели увеличились на 15% от 0,89±0,11 до 1,04±0,05. Произошел переход качественных характеристик из диапазона малого дефицита в диапазон малого резерва. Гипотеза исследования подтвердилась. Отношение среднегрупповых показателей оптимальной нагрузки к максимальной по сумме тестируемых видов составляет 60,5%. В спринтерском беге - 62%, в скачках на правой и левой ноге на расстояние 34 метров - 57% и - 62% соответственно, в полуприседах с отягощением за 21 секунду (масса снаряда равна весу спортсмена) - 61%.
Результаты биоэкономичной диагностики здравоукрепления легкоатлетов подтверждают данные эргономических исследований группы ученых, приведенные в научной работе Г.Н. Алексеева «Энергоэнтропика (Наука и прогресс)» о том, что оптимальными для организма психомоторными нагрузками в диапазоне негэнтропийных энергетических затрат являются нагрузки до 70% от максимальных.
4. На основании полученных результатов исследования тренерам даны рекомендации по внедрению в тренировочный и соревновательный процессы биоэкономичной диагностики, а участникам эксперимента рекомендовано включить в содержание используемых тренировочных средств технологии системы биоэкономичного психомоторного здравоукрепления.



1. Агаджанян Н.А., Гневушев В.В., Катков А.Ю. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания: монография. М.: УДН, 1987. 177 с.
2. Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. - М., 1979. - 27с.
3. Алексеев Г.Н. Энергоэнтропика (Наука и прогресс). М.: Знание, 1983. 192 с.
4. Ахаев А.В. Здоровьесберегающие технологии обучения в системе школьного образования республики Казахстан // Спорт и здоровье. СПб.: Олимп-СПб, 2005. С. 13-15.
5. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с.
6. Бальсевич В.К. Стратегия формирования здорового человека средствами физического воспитания и спорта // Спорт и здоровье. СПб.: Олимп-СПб, 2005. С. 21-22.
7. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ, «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 112 с.
8. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 330 с.
9. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие. М.: Советский спорт, 1996. 585 с.
10. Всероссийская Единая спортивная классификация 2018-2021гг. Последнее обновление 31.01.2018г. Электронный ресурс:http://www.minsport.gov. ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/31598/.
11. Гандельсман А.Б., Евдокимова Г.А., Хутов Л.М. Биоэнергетика и показатели внешнего дыхания / Биоэнергетика. Под ред. Г.Н. Алексеева. - Л.,1973. 5-7с.
12. Гневушев В.В., Азов С.Х., Краснов Ю.П. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры: методические рекомендации. Ставрополь: СГМА, 2002. 31 с.
13. Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин В.А. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности цикла здоровья: учебное пособие / под общей ред. В.В. Гневушева. Ставрополь: Сервисшкола, 2004. 188 с.
14. Гневушев В.В., Иванов И.Л., Забельский С.Ю. и др. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления в лечебной физической культуре: учебное пособие. Ставрополь: Став-Пресс, 2006. 124 с.
15. Гневушев В.В., Краснов Ю.П., Забельский С.Ю. и др. Российская система биоэкономической психомоторной адаптивности здравоукрепления как инновационная модернизация физической культуры XXI века: монография / науч. ред. В.В. Гневушев. М.: Илекса, 2008. 104 с.
16. Гужаловский А. А. Проблема периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания. - М: ФиС, 1984. - 224 с.
17. Деньгова Л.Е. Методика развития биоэкономичной психомоторной адаптации юных легкоатлетов к нагрузке в цикле здоровья: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Деньгова Людмила Евгеньевна. - Ставрополь, 2004. 32 с.
18. Евсеев С.П., Комков А.Г., Гаврилов Д.Н. и др. Социально-педагогические аспекты использования инновационных технологий в системе физкультурного образования // Спорт и здоровье. СПб.: Олимп-СПб, 2005. С. 97-98.
19. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Жилкина, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
20. Забельский С.Ю. Здоровье человека XXI века. Система биоэкономич- ного психомоторного здравоукрепления: монография. Ставрополь: Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», 2007. 136 с.
21. Забельский С.Ю. Здоровье человека XXI века. Биоэкономичная диагностика здравоукрепления. Практикум: учебно-методическое пособие // Приложение к монографии «Здоровье человека ХХ1 века. Система биоэкономично¬го психомоторного здравоукрепления». 2-е изд. перераб. и доп. Ставрополь: Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», 2009. 96 с.
22. Забельский С.Ю. Системная организация биоэкономичного психомоторного здравоукрепления населения в образовательной сфере // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 69 (4). С. 111-118.
23. Забельский С.Ю. Здоровье человека XXI века. Биоэкономичная психомоторная гимнастика: обучающий здравоукрепительный фильм [Электронный ресурс]. - видео, фото (3,26 Гб). - Ставрополь : СГУ, Центр биоэкономичного психомоторного здравоукреплния, 2012. 1 электрон. опт. диск (DVD-
ROM) : зв., цв. ; 20 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.) - Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 1280х720; 4KDVD-ROMдисковод ; 16-бит. зв. карта; мышь. Загл. с экрана. Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.
24. Индреев М.Х., Хутов А.М., Хатуев З.А. и др. Социально-педагогическое проектирование системы мониторинга физического состояния детей, подростков и молодежи в Кабардино-Балкарской республике // Олимпийский спорт и спорт для всех. - К.: Олимпийская литература, 2005. С. 138.
25. Комков А.Г., Кирилова Е.Г., Малинин А.В. Социологические основы взаимосвязи здоровья и физической активности школьников // Спорт и здоровье. СПб.: Олимп-СПб, 2005. С. 126-127.
26. Курысь В.Н. Соотношение высшего специального образования в области физической культуры и общего непрерывного образования в этой сфере. // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения. Нальчик: ИЦ Эльфа, 2007. С. 212-118.
27. Лубышева Л.И. Внедрение Всероссийского ФСК ГТО: проблемность и актуализация инновационных решений / Л.И. Лубышева // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Матер. XIV всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 10-11 ноября / Часть I. Тюмень: «Вектор Бук», 2016. С. 29-31.
28. Лиходед В.С., Клопов Р.В., Лиходед Я.В. и др. Физическое здоровье современных школьников // Олимпийский спорт и спорт для всех. К.: Олимпийская литература, 2005. С. 158.
29. Методика определения средней арифметической величины.http://cito-web.yspu. org/link 1 /metod/met90/node 10. html.
30. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: что же это такое? // Теория и практика физической культуры. 2015. № 1. С. 94-99.
31. Потапов В.Н. Валеологическое воспитание в общеобразовательной школе как фактор формирования здорового образа жизни школьников // Спорт и здоровье. СПб.: Олимп-СПб, 2005. С. 227-229.
32. Романович В.А. Содержание и организация спортивного образования старшеклассников / В.А. Романович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 3. 9.
33. Соколов Ю.Н. Цикл как основа мироздания. Ставрополь: Юркит, 1995. 123 с.
34. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987. 128 с.
35. Чедов К.В. Здоровьеформирование - центральный вектор спортивно-ориентированного физического воспитания // Олимпийский спорт и спорт для всех. К.: Олимпийская литература, 2005. С. 315-316.
36. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г. Легкая атлетика: учебник. М.: Физическая культура, 2010. 385 с.
37. Шеррер Ж. Физиология труда. Эргономия. М., 1975. 402 с.
38. Zeising A. Neue Lehre von den Proportionen des menschlichen Korpes, Leipzig, 1854. Золотая пропорция и человек. Антропометрия, физиология, эргономика, творчество / под общей ред. В.И. Коробко, Г.Н. Примак. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1993. 174 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ