ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО ………….………………………………………………7
1.1. Понятие адаптации детей к дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………… 7
1.2. Факторы процесса адаптации детей к дошкольной образовательной организации…… ……………………………………………………………….15
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО ………………………………..22
Выводы по главе 1 ………………………………………………………..30
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа исследования психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО……………………………………………………………………….... 32
2.2. Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО на констатирующем этапе эмпирического исследования……………………………………………………………………..34
2.3. Программа работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к ДОО на формирующем этапе эмпирического исследования …………………………………………………...43
2.4 Анализ результатов диагностики уровня адаптированности детей раннего возраста к ДОО на контрольном этапе эмпирического исследования 53
Выводы по второй главе………………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………................67
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОКЛАД
В современном обществе социально -политические и социально - экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы ДОО. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольной организации. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Адаптационный период – стрессовая ситуация для ребенка: смена стереотипов поведения, отсутствие близких, новый уклад, обстановка, новый характер общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. При прохождении процесса адаптации у детей раннего возраста могут возникать осложнения, в связи с чем, они могут нуждаться в целенаправленной педагогической или психологической помощи.
Проблемой адаптации детей к ДОО в свое время занимались такие выдающиеся ученые как Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина, Е. К. Каверина, Н. Ф. Ладыгина, М. С. Лисина, Н. М. Щелованов [100]. О том, что процесс адаптации является для ребенка болезненным (связан с временным нарушением физического и психоэмоционального состояния) писали Н.М. Аксарина и Р.В. Тонкова-Ямпольская [4]. Они же отмечали необходимость в поиске мер, которые могли бы в максимально короткие сроки обеспечить прохождение адаптации ребенка в детском аду и с минимальными травмами [4]. В.Г. Алямовская, Л.Н. Галигузова, Г.Г. Зубова, Г.Б. Ларионова, Т.Э. Токаева в своих исследованиях уделяли особое внимание организации подготовительной работы с детьми и родителями при поступлении в дошкольную образовательную организацию [98, c.3].
Проблема психолого-педагогического сопровождения является достаточно актуальной для современной теории и практики образования и привлекает значительное внимание современных исследователей [10,50, 85,96, c.197] психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических и педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития каждого ребенка [3].
Цель исследования: подобрать и апробировать методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет успешной при комплексном использовании методов и приемов психолого-педагогического сопровождения, включающего в себя работу с детьми раннего возрастам и их родителями.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Подобрать диагностический инструментарий и определить уровень адаптации детей.
3. На основании результатов диагностики подобрать и провести игры с детьми.
4. Разработать и провести с родителями серию мероприятий.
5. Обобщить результаты, полученные в ходе эмпирического исследования и сделать выводы;
6. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования: в данной работе был использован комплекс теоретических методов (анализ, синтез литературы по проблеме исследования); эмпирических методов (педагогический эксперимента, опрос, наблюдение); методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения результаты (разработан и апробирован комплекс мероприятий) могут быть использованы в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций при организации работы по сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада.
Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 2 пгт. Максатиха, Тверской области. Исследованием были охвачены 22 ребенка раннего возраста и их родители.
Выпускная работа бакалавра посвящена изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации. Исследование проведено на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В первой главе представлен теоретический анализ понятия «адаптация к ДОО». Адаптация к ДОО - это сложный процесс приспособления организма к новым условиям социальной среды, сопровождающийся эмоциональной нестабильностью, изменениями в поведении детей, их физическом и психическом развитии. Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода:
- Легкая адаптация – функциональные сдвиги выражены минимально и нормализуются в течение 2-4 недель.
- Средняя адаптация – функциональные изменения выражены отчетливо и нормализуются в течение 30-35 дней.
- Тяжелая адаптация – сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка, длится от 2 до 6 месяцев.
Результатом адаптации ребенка становится его приспособление к новой среде. Показателями адаптированности будут выступать нормализация эмоционального состояния ребенка, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интерес к предметной деятельности, нормализация соматического состояния, хороший аппетит и сон, изменение уровня речевого развития и речевой активности ребенка.
На процесс адаптации к ДОО существенное влияние может оказывать ряд факторов, условно разделенных на две группы: объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. К факторам, содействующие адаптации принято относить: благоприятную семейную микросреду, высокий уровень здоровья, развитая предметная и игровая деятельность ребенка, навыки самообслуживания. К факторам, обуславливающие дезадаптацию следует относить особенности родителей: конфликтность, необщительность, неуверенность и нерешительность, дефекты воспитания. Особенности педагогов: не учет индивидуальных особенностей ребенка, большая наполняемость групп, эмоциональное выгорание, снижение эмпатии, психологическая несовместимость педагога и ребенка.
Под психолого-педагогическим сопровождением принято понимать сочетание разнообразных методов работы с детьми, родителями и педагогами, направленных на создание условий, обеспечивающих успешность прохождения ребенком периода адаптации в ДОО. К основным направлениям работы по психолого-педагогическому сопровождению относят: профилактическое (оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем); диагностическое (комплексная оценка психолого-педагогического развития ребенка с использованием специального инструментария для выявления проблем); консультативное (организация работы с родителями и педагогами); коррекционно-развивающее (организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы адаптационного периода.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к ДОО.
Структура эмпирического исследования включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании приняло участие 22 воспитанника МБДОУ Детский сад № 2 пгт. Максатиха и их родители.
Для оценки уровня адаптации к ДОО нами использовалась методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОО», а также методика К.Л. Печоры «Анкета для родителей», методика А.С. Роньжиной.
По результатам обработки ответов родителей детей раннего возраста по методике К.Л. Печоры «Анкета для родителей» результаты показывают следующее: согласно полученным результатам анкетирования родителей, преобладающее большинство детей в контрольной и экспериментальной группах (36,4%) условно готовы к поступлению в детский сад, 36,4% детей контрольной группы и 36,4% детей экспериментальной группы не готовы к поступлению в ДОО и имеют неблагоприятный прогноз адаптации, полностью готовы к поступлению в детский сад только 27,2% детей экспериментальной и контрольной групп.
Данные результаты подтвердились в дальнейшем при обработке карт наблюдения (методика А.С. Остроуховой и А.С. Роньжиной). Так по результатам исследования по методикам А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» было установлено, что легкий уровень адаптации отмечен у троих детей (27,2%) в контрольной и экспериментальной группах. По четыре ребенка (36,4%) в контрольной группы и экспериментальной группе показали средний уровень адаптации. По четыре ребенка (36,4%) в контрольной и экспериментальной группах в период наблюдения показали результаты, свидетельствующие о наличии усложненного уровня адаптации. Аналогичные данные были получены и при обработке результатов методики А.С. Роньжиной показывают следующее: высокий уровень адаптации отмечен у троих детей (27,2%) в контрольной и экспериментальной группах, средний и низкий у 36,4% каждой группы.
В предметно-развивающей среде группы отсутствует зонирование, в практике отсутствуют игры, направленные на освоение окружающей среды, снятие эмоционального напряжения, снижение агрессивности и тревожности. Имеются недостатки в организации работы с родителями.
Анализ условий показал отсутствие зонирования предметно-образовательной среды на центры развития; отсутствие применения игровых технологий, направленных на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций; отсутствие полноценной работы с родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования стали основанием для разработки и пробации программы работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОО. В ходе формирующего этапа работа проводилась с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности (круглый стол «Наше знакомство»; семинары на тему «Психологические особенности детей раннего возраста», «Успехи и проблемы адаптации детей к ДОО», групповые и индивидуальные консультации у педагога-психолога и педагогов ДОО, деловая игра «Адаптируемся вместе»), педагогами, работающими в группе с детьми раннего возраста (методический час, консультации, создание предметно-развивающей среды группы); с детьми раннего возраста (игры, помогающие повышению уровня адаптации; игры и игровые упражнения, направленные на формирование позитивного эмоционального состояния и снижения тревожности; игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков).
Результаты, полученные на контрольном этапе исследования по методикам А. Остроуховой и А.С. Роньжиной показывают следующее: в экспериментальной группе на 18,1% сократилось количество детей с низким уровнем адаптации, в то время как в контрольной группе такое изменение составляет лишь 9,1%. Как в контрольной, так и в экспериментальной группах на 18,25% увеличилось число детей с легким уровнем адаптации. Изменилось и количество детей со средним уровнем адаптации в экспериментальной группе. Так если в начале исследуемого периода их было 36,4% (4 человека), то в конце исследования их уже стало 45,45% (5 человек). Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня адаптации у детей раннего возраста с низкими и средними показателями адаптации.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОО представляет собой как процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса в решении задач успешной адаптации, поэтапного использовании комплекса мер по определению трудностей адаптации. Эффективность своевременного выявления проблем адаптации и их разрешения выступает одним из важнейших показателей качества работы образовательного учреждения.
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду /В.Н. Аванесова. - М: Просвещение, 2015. - 176с.
2. Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачева; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.10.2020)
3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/Н.М. Аксарина. -М.: Просвещение, 2011. - 228 с.
4. Аксарина, Н.М. Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни [Текст] / Н.М. Аксарина // Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – С. 235–243.]
5. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. – 23-35 с.].
6. Барсукова О. В., Цух Е. А. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. – С. 18-20
7. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /
Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2016. - 236 с.
8. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. - Ярославль:
Академия, 2014. - 295 с.
9. Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – СПб.: Свое издательство, 2016. – 34-37 с.].
10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1997. 298 с.
11. Васильева, Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду / Л.И. Васильева, И.О. Маховская, Е.Ю. Яковлева // Психолог в детском саду. - 2015. - №3. - С. 102-116.
12. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2013. - 240с.
13. Волковская Т.Н., Марченко Т. М. Современные теоретико - методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №61-4.
14. Гайнанова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период // Молодой ученый. – 2016.– №6. – 686-688 с., c. 687
15. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 116-120.
16. Головня О.М. К проблеме психологического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. - сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018 Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза)
17. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок - родители- педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. -
57-61.
18. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 25 с.
19. Долганина В.В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – 1-3 с.
20. Долгова В.И., Аплеева И.А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развития ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. – Т.7. – 81-85 с.
21. Доронова,Т. А. Адаптация ребенкак ДОУ :новые подходы/Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2016. - № 5.- С. 32-34.
22. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 12-15
23. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка – Пресс, 2001. – 224 с.
24. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова. - СПб.: Союз, 2013. - 276с.
25. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2011. - 560 с.
26. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс,2017. - 192 с.
27. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2017. - 79 с.
28. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду взаимодействие
дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. - Москва: Просвещение, 2007. – 76 с
29. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 80с.
30. Зубова, О.Л. Психолого-педагогическая помощь родителям в
подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С.66-77.
31. Иванова, Е.Л., Гусева, Н.А. Не хочу в детский сад! – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 21 с.
32. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
33. Казакова Е.И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. СПб., 2011. – 144 с,
34. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина //Дошкольное воспитание. -2013. - №4. - С. 2-9
35. Карнаухова, В.К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома / В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева // Научное обозрение. - 2017. - № 6. - С. 116-119.
36. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 112 с.
37. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
38. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Владос, 2014. - 416 с.
39. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.- М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
40. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М., 2008. – 12 с.
41. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С.34-37.
42. Крыжановская Н.В., Буркова Е.В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. – Т.7. – 11-15 с.
43. Кощеева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие / З.В. Кощеева. - Мн.: Зорныверасень, 2016. - 68с.
44. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2010. - 232 с.
45. Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста /Л. Логаш, Л. Опаловская // Дошкольное воспитание. -2016. - №9. - С. 42-44
46. Макшанцева Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к дошкольному образовательному учреждению / Л.В. Макшанцева // Вестник Московского университета: основан в 1946 г. / Ред. А.И. Донцов, А.И. Подольский. – 2003.–№1 январь-март 2003. – 60-67 с.
47. Мингалева, Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада / Л.А. Мингалева// Дошкольная педагогика. - 2015. - № 10. - С. 56-60.
48. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОО / Т.В. Мокрогузова // Логопед. - 2013. - № 10. - С. 78-84.
49. Монгуш О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – 59-62 с.
50. Нагорная Г. А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. Ч. II. С. 169–173
51. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
52. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2013. - 928 с.
53. Овдей С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Дис. ...канд. психол. наук. Л., 1978. 184 с.
54. Островская, Т.В. Игровая методика введения детей в условия детского сада / Т.В. Островская // Психологическая наука и образование. - 2012. - №3. - С. 99-106.
55. Остроухова, А.В. Успешная адаптация / А.В. Остроухова // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.Павлова, Л. Второй год жизни: Мамина школа / Л. Павлова //Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 104-110
56. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. – 2000.– № 3. – 33-46 с.
57. Павлова, Л. О современной проблеме раннего возраста / Л. ПавловаДошкольное воспитание. - 2013. - №8. - С. 9-12
58. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2017. - 352 с.
59. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – Москва: Владос, 2007. – 176 с.
60. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Просвещение, 2012. - 214 с.
61. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7, № 3. С. 1–11
62. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973.С.18-19.
63. Прорешный В.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка/ В.В Прорешный // Большая перемена. – 2015 –№10. – 28-31 с
64. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду / С.Ю. Прохорова. - М.: Скрипторий,2015. - 104 с.
65. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов на/Д:Феникс, 2014. - 640 с.
66. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации/Пыжьянова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 14-16.
67. Раскалинос В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение: методологический аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №1
68. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2009.- 72с.
69. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
70. Рындак В.Г. Педагогическое просвещение родителей:
Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М.
Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. - Оренбург:
ГУ «РЦРО», 2014 - 205 с.
71. Сафинова Х.Х. Адаптация детей к дошкольному учреждению // Образование и наука в современных условиях : материалы междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 126-129 с.
72. Серова, И.Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада / И.Н. Серова // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 68-74.
73. Серова И.Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации / И.Н. Серова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4.С. 115–119.
74. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013
75. Сиротюк, А. Плоды просвещения / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. - С. 70-78
76. Сластенин В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя // Советская педагогика. 1976. № 3. С. 88-95
77. Смирнова Е.О. «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4.М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
78. Смирнова, Е.О Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2011. -№3. - С. 85¬
79. Смирнова,Е. О. Социализация детей раннего возраста/Е. О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада:сб. - СПб.: Речь, 2012. - 221с.
80. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010. – 188 с.
81. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – М.: Учитель, 2017. – 537 c.
82. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения ссемьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2015. - 80 с.
83. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов на/Д: Юнити, 2013. - 382 с.
84. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. -М.: Просвещение,2016. - 254 с.
85. Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002.
86. Тарасов С.В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов
развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической
конференции/ под ред. С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО. – 2012. – 122 с.
87. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк//
88. Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 46-51. № Тимофеева, Л.Л.
Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Л.Л. Тимофеева,
О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. - 2013.
89.Тимерьянова Л.Н., Кремлякова А.Ю. Организация психологического
сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении: Учебно-
методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 55 с.
90. Токарь О.В., Зимарева Т.Т., Липай Н.Е. Психолого-педагогическое
сопровождение гиперактивных дошкольников. Учебно-методическое
пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. – 2-е изд.,
стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 154 с.]:
91. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева,
Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 2014. - 291 с.
92. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А.
Фалькович. - М.: 5 за знания, 2013. - 240 с.
93. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября
2013г.1155.[Электронный ресурс]й11р://’№№№.гд.ги/2013/11/25/йозЬк-
standart-dok.html
94. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
В Российской Федерации»[Электронный ресурс]
http://www.rg.ru/2012/12/30/obr azovanie-dok.html
95. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация // Молодой
ученый. – 2016.–№26. – 614-617 с.
96. Холод В. Л., Холод А. В. Социально-педагогическая защита детей и
молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в
условиях единого воспитательного пространства сельского района //
Известия Академии педагогических и социальных наук. Ч. II. М. : Изд-
во Моск. психолого-социального ин-та, 2008. С. 196–202.
97. Хохрякова Ю.М. Адаптация детей к условиям дошкольного
учреждения: технология педагогической поддержки: учеб.-
метод.пособие / Ю.М. Хорякова, Л.А. Захарова, Л.В. Тянь:
Перм.гос.гуманит.-пед.ун-т – Пермь, 2012 – 160 с.
98. Хювеш Э. Развитие самостоятельной ориентации ребенка
младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации //
Психолог в детском саду. – 2006. – №1. – 22-31 с.
99. Цаплина О.В. Царева Е.М, Программа психолого-педагогического
сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной
образовательной организации в условиях группы кратковременного
пребывания // Гаудеамус, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologo- pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v/viewer - свободный. – Загл. с экрана.
(Дата обращения 1.12.2020 г.)
100. Шакина, Н.В. Обеспечение психологической безопасности
образовательной среды первой младшей группы детского сада / Н.В.
101. Шакина, И.А. Степанова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 2. -
с. 47-54
102. Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции
личности в процессе социально-психологической адаптации студентов
педвуза: Дис. ...канд. психол. наук. М,1982. 191 с.