ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО ……………………………………………………………………………….7
1.1. Понятие адаптации детей к дошкольной образовательной организации 7
1.2. Факторы процесса адаптации детей к дошкольной образовательной организации…… 13
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО …..19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………..30
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
К ДОО 32
2.1. Программа исследования психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО…………………………... 32
2.2. Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО на констатирующем этапе эмпирического исследования………37
2.3. Программа работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к ДОО на формирующем этапе эмпирического исследования …………………………….52
2.4 Анализ результатов диагностики уровня адаптированности детей раннего возраста к ДОО на контрольном этапе эмпирического исследования 57
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………................67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО ……………………………………………………………………………….7
1.1. Понятие адаптации детей к дошкольной образовательной организации 7
1.2. Факторы процесса адаптации детей к дошкольной образовательной организации…… 13
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО …..19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………..30
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
К ДОО 32
2.1. Программа исследования психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО…………………………... 32
2.2. Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО на констатирующем этапе эмпирического исследования………37
2.3. Программа работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к ДОО на формирующем этапе эмпирического исследования …………………………….52
2.4 Анализ результатов диагностики уровня адаптированности детей раннего возраста к ДОО на контрольном этапе эмпирического исследования 57
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………................67
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном обществе социально -политические и социально - экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы ДОО. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольной организации. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Адаптационный период – стрессовая ситуация для ребенка: смена стереотипов поведения, отсутствие близких, новый уклад, обстановка, новый характер общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. При прохождении процесса адаптации у детей раннего возраста могут возникать осложнения, в связи с чем, они могут нуждаться в целенаправленной педагогической или психологической помощи.
Проблемой адаптации детей к ДОО в свое время занимались такие выдающиеся ученые как Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина, Е. К. Каверина, Н. Ф. Ладыгина, М. С. Лисина, Н. М. Щелованов [Цаплина О.В. Царева Е.М, Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания // Гаудеамус, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v/viewer - свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения 1.12.2019).]. О том, что процесс адаптации является для ребенка болезненным (связан с временным нарушением физического и психоэмоционального состояния) писали Н.М. Аксарина и Р.В. Тонкова-Ямпольская [Аксарина, Н.М. Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни [Текст] / Н.М. Аксарина // Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – С. 235–243.] Они же отмечали необходимость в поиске мер, которые могли бы в максимально короткие сроки обеспечить прохождение адаптации ребенка в детском аду и с минимальными травмами [там же]. В.Г. Алямовская, Л.Н. Галигузова, Г.Г. Зубова, Г.Б. Ларионова, Т.Э. Токаева в своих исследованиях уделяли особое внимание организации подготовительной работы с детьми и родителями при поступлении в дошкольную образовательную организацию [Цит. Хохрякова Ю.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: технология педагогической поддержки: учеб.-метод.пособие / Ю.М. Хорякова, Л.А. Захарова, Л.В. Тянь: Перм.гос.гуманит.-пед.ун-т – Пермь, 2012 – 160 с., С.3].
Проблема психолого-педагогического сопровождения является достаточно актуальной для современной теории и практики образования и привлекает значительное внимание современных исследователей (М. Р. Битянова [Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1997. 298 с.], Г. А. Нагорная [Нагорная Г. А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. Ч. II. С. 169–173], Л. Г. Субботина [Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002. 22 с.], В. Л. Холод, А. В. Холод [Холод В. Л., Холод А. В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района // Известия Академии педагогических и социальных наук. Ч. II. М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2008. С. 196–202.]. психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических и педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития каждого ребенка [Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачева; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.10.2020) 2, c.9].
Цель исследования: подобрать и апробировать методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет успешной при комплексном использовании методов и приемов психолого-педагогического сопровождения, включающего в себя работу с детьми раннего возрастам и их родителями.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Подобрать диагностический инструментарий и определить уровень адаптации детей.
3. На основании результатов диагностики подобрать и провести игры с детьми.
4. Разработать и провести с родителями серию ……..
5. Обобщить результаты, полученные в ходе эмпирического исследования и сделать выводы;
6. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования: в данной работе был использован комплекс теоретических методов (анализ, синтез литературы по проблеме исследования); эмпирических методов (педагогический эксперимента, опрос, наблюдение); методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения результаты (разработан и апробирован комплекс мероприятий) могут быть использованы в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций при организации работы по сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада.
Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 2 пгт. Максатиха, Тверской области. Исследованием были охвачены 22 ребенка раннего возраста и их родители.
Проблемой адаптации детей к ДОО в свое время занимались такие выдающиеся ученые как Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина, Е. К. Каверина, Н. Ф. Ладыгина, М. С. Лисина, Н. М. Щелованов [Цаплина О.В. Царева Е.М, Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания // Гаудеамус, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v/viewer - свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения 1.12.2019).]. О том, что процесс адаптации является для ребенка болезненным (связан с временным нарушением физического и психоэмоционального состояния) писали Н.М. Аксарина и Р.В. Тонкова-Ямпольская [Аксарина, Н.М. Характер адаптации детей к изменениям условий их жизни [Текст] / Н.М. Аксарина // Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – С. 235–243.] Они же отмечали необходимость в поиске мер, которые могли бы в максимально короткие сроки обеспечить прохождение адаптации ребенка в детском аду и с минимальными травмами [там же]. В.Г. Алямовская, Л.Н. Галигузова, Г.Г. Зубова, Г.Б. Ларионова, Т.Э. Токаева в своих исследованиях уделяли особое внимание организации подготовительной работы с детьми и родителями при поступлении в дошкольную образовательную организацию [Цит. Хохрякова Ю.М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: технология педагогической поддержки: учеб.-метод.пособие / Ю.М. Хорякова, Л.А. Захарова, Л.В. Тянь: Перм.гос.гуманит.-пед.ун-т – Пермь, 2012 – 160 с., С.3].
Проблема психолого-педагогического сопровождения является достаточно актуальной для современной теории и практики образования и привлекает значительное внимание современных исследователей (М. Р. Битянова [Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1997. 298 с.], Г. А. Нагорная [Нагорная Г. А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. Ч. II. С. 169–173], Л. Г. Субботина [Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002. 22 с.], В. Л. Холод, А. В. Холод [Холод В. Л., Холод А. В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района // Известия Академии педагогических и социальных наук. Ч. II. М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2008. С. 196–202.]. психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических и педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития каждого ребенка [Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачева; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.10.2020) 2, c.9].
Цель исследования: подобрать и апробировать методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет успешной при комплексном использовании методов и приемов психолого-педагогического сопровождения, включающего в себя работу с детьми раннего возрастам и их родителями.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Подобрать диагностический инструментарий и определить уровень адаптации детей.
3. На основании результатов диагностики подобрать и провести игры с детьми.
4. Разработать и провести с родителями серию ……..
5. Обобщить результаты, полученные в ходе эмпирического исследования и сделать выводы;
6. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования: в данной работе был использован комплекс теоретических методов (анализ, синтез литературы по проблеме исследования); эмпирических методов (педагогический эксперимента, опрос, наблюдение); методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения результаты (разработан и апробирован комплекс мероприятий) могут быть использованы в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций при организации работы по сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада.
Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 2 пгт. Максатиха, Тверской области. Исследованием были охвачены 22 ребенка раннего возраста и их родители.
Выпускная работа бакалавра посвящена изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации. Исследование проведено на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В первой главе представлен теоретический анализ понятия «адаптация к ДОО». Адаптация к ДОО - это сложный процесс приспособления организма к новым условиям социальной среды, сопровождающийся эмоциональной нестабильностью, изменениями в поведении детей, их физическом и психическом развитии. Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода:
- Легкая адаптация – функциональные сдвиги выражены минимально и нормализуются в течение 2-4 недель.
- Средняя адаптация – функциональные изменения выражены отчетливо и нормализуются в течение 30-35 дней.
- Тяжелая адаптация – сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка, длится от 2 до 6 месяцев.
Результатом адаптации ребенка становится его приспособление к новой среде. Показателями адаптированности будут выступать нормализация эмоционального состояния ребенка, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интерес к предметной деятельности, нормализация соматического состояния, хороший аппетит и сон, изменение уровня речевого развития и речевой активности ребенка.
На процесс адаптации к ДОО существенное влияние может оказывать ряд факторов, условно разделенных на две группы: объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. К факторам, содействующие адаптации принято относить: благоприятную семейную микросреду, высокий уровень здоровья, развитая предметная и игровая деятельность ребенка, навыки самообслуживания. К факторам, обуславливающие дезадаптацию следует относить особенности родителей: конфликтность, необщительность, неуверенность и нерешительность, дефекты воспитания. Особенности педагогов: не учет индивидуальных особенностей ребенка, большая наполняемость групп, эмоциональное выгорание, снижение эмпатии, психологическая несовместимость педагога и ребенка.
Под психолого-педагогическим сопровождением принято понимать сочетание разнообразных методов работы с детьми, родителями и педагогами, направленных на создание условий, обеспечивающих успешность прохождения ребенком периода адаптации в ДОО. К основным направлениям работы по психолого-педагогическому сопровождению относят: профилактическое (оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем); диагностическое (комплексная оценка психолого-педагогического развития ребенка с использованием специального инструментария для выявления проблем); консультативное (организация работы с родителями и педагогами); коррекционно-развивающее (организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы адаптационного периода.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к ДОО.
Структура эмпирического исследования включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании приняло участие 22 воспитанника МБДОУ Детский сад № 2 пгт. Максатиха и их родители.
Для оценки уровня адаптации к ДОО нами использовалась методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОО», а также методика К.Л. Печоры «Анкета для родителей», методика А.С. Роньжиной.
По результатам обработки ответов родителей детей раннего возраста по методике К.Л. Печоры «Анкета для родителей» результаты показывают следующее: согласно полученным результатам анкетирования родителей, преобладающее большинство детей в контрольной и экспериментальной группах (36,4%) условно готовы к поступлению в детский сад, 36,4% детей контрольной группы и 36,4% детей экспериментальной группы не готовы к поступлению в ДОО и имеют неблагоприятный прогноз адаптации, полностью готовы к поступлению в детский сад только 27,2% детей экспериментальной и контрольной групп.
Данные результаты подтвердились в дальнейшем при обработке карт наблюдения (методика А.С. Остроуховой и А.С. Роньжиной). Так по результатам исследования по методикам А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» было установлено, что легкий уровень адаптации отмечен у троих детей (27,2%) в контрольной и экспериментальной группах. По четыре ребенка (36,4%) в контрольной группы и экспериментальной группе показали средний уровень адаптации. По четыре ребенка (36,4%) в контрольной и экспериментальной группах в период наблюдения показали результаты, свидетельствующие о наличии усложненного уровня адаптации. Аналогичные данные были получены и при обработке результатов методики А.С. Роньжиной показывают следующее: высокий уровень адаптации отмечен у троих детей (27,2%) в контрольной и экспериментальной группах, средний и низкий у 36,4% каждой группы.
В предметно-развивающей среде группы отсутствует зонирование, в практике отсутствуют игры, направленные на освоение окружающей среды, снятие эмоционального напряжения, снижение агрессивности и тревожности. Имеются недостатки в организации работы с родителями.
Анализ условий показал отсутствие зонирования предметно-образовательной среды на центры развития; отсутствие применения игровых технологий, направленных на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций; отсутствие полноценной работы с родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования стали основанием для разработки и пробации программы работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОО. В ходе формирующего этапа работа проводилась с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности (круглый стол «Наше знакомство»; семинары на тему «Психологические особенности детей раннего возраста», «Успехи и проблемы адаптации детей к ДОО», групповые и индивидуальные консультации у педагога-психолога и педагогов ДОО, деловая игра «Адаптируемся вместе»), педагогами, работающими в группе с детьми раннего возраста (методический час, консультации, создание предметно-развивающей среды группы); с детьми раннего возраста (игры, помогающие повышению уровня адаптации; игры и игровые упражнения, направленные на формирование позитивного эмоционального состояния и снижения тревожности; игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков).
Результаты, полученные на контрольном этапе исследования по методикам А. Остроуховой и А.С. Роньжиной показывают следующее: в экспериментальной группе на 18,1% сократилось количество детей с низким уровнем адаптации, в то время как в контрольной группе такое изменение составляет лишь 9,1%. Как в контрольной, так и в экспериментальной группах на 18,25% увеличилось число детей с легким уровнем адаптации. Изменилось и количество детей со средним уровнем адаптации в экспериментальной группе. Так если в начале исследуемого периода их было 36,4% (4 человека), то в конце исследования их уже стало 45,45% (5 человек). Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня адаптации у детей раннего возраста с низкими и средними показателями адаптации.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана.
В первой главе представлен теоретический анализ понятия «адаптация к ДОО». Адаптация к ДОО - это сложный процесс приспособления организма к новым условиям социальной среды, сопровождающийся эмоциональной нестабильностью, изменениями в поведении детей, их физическом и психическом развитии. Различают 3 степени тяжести прохождения адаптационного периода:
- Легкая адаптация – функциональные сдвиги выражены минимально и нормализуются в течение 2-4 недель.
- Средняя адаптация – функциональные изменения выражены отчетливо и нормализуются в течение 30-35 дней.
- Тяжелая адаптация – сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка, длится от 2 до 6 месяцев.
Результатом адаптации ребенка становится его приспособление к новой среде. Показателями адаптированности будут выступать нормализация эмоционального состояния ребенка, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интерес к предметной деятельности, нормализация соматического состояния, хороший аппетит и сон, изменение уровня речевого развития и речевой активности ребенка.
На процесс адаптации к ДОО существенное влияние может оказывать ряд факторов, условно разделенных на две группы: объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. К факторам, содействующие адаптации принято относить: благоприятную семейную микросреду, высокий уровень здоровья, развитая предметная и игровая деятельность ребенка, навыки самообслуживания. К факторам, обуславливающие дезадаптацию следует относить особенности родителей: конфликтность, необщительность, неуверенность и нерешительность, дефекты воспитания. Особенности педагогов: не учет индивидуальных особенностей ребенка, большая наполняемость групп, эмоциональное выгорание, снижение эмпатии, психологическая несовместимость педагога и ребенка.
Под психолого-педагогическим сопровождением принято понимать сочетание разнообразных методов работы с детьми, родителями и педагогами, направленных на создание условий, обеспечивающих успешность прохождения ребенком периода адаптации в ДОО. К основным направлениям работы по психолого-педагогическому сопровождению относят: профилактическое (оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем); диагностическое (комплексная оценка психолого-педагогического развития ребенка с использованием специального инструментария для выявления проблем); консультативное (организация работы с родителями и педагогами); коррекционно-развивающее (организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы адаптационного периода.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к ДОО.
Структура эмпирического исследования включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании приняло участие 22 воспитанника МБДОУ Детский сад № 2 пгт. Максатиха и их родители.
Для оценки уровня адаптации к ДОО нами использовалась методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОО», а также методика К.Л. Печоры «Анкета для родителей», методика А.С. Роньжиной.
По результатам обработки ответов родителей детей раннего возраста по методике К.Л. Печоры «Анкета для родителей» результаты показывают следующее: согласно полученным результатам анкетирования родителей, преобладающее большинство детей в контрольной и экспериментальной группах (36,4%) условно готовы к поступлению в детский сад, 36,4% детей контрольной группы и 36,4% детей экспериментальной группы не готовы к поступлению в ДОО и имеют неблагоприятный прогноз адаптации, полностью готовы к поступлению в детский сад только 27,2% детей экспериментальной и контрольной групп.
Данные результаты подтвердились в дальнейшем при обработке карт наблюдения (методика А.С. Остроуховой и А.С. Роньжиной). Так по результатам исследования по методикам А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» было установлено, что легкий уровень адаптации отмечен у троих детей (27,2%) в контрольной и экспериментальной группах. По четыре ребенка (36,4%) в контрольной группы и экспериментальной группе показали средний уровень адаптации. По четыре ребенка (36,4%) в контрольной и экспериментальной группах в период наблюдения показали результаты, свидетельствующие о наличии усложненного уровня адаптации. Аналогичные данные были получены и при обработке результатов методики А.С. Роньжиной показывают следующее: высокий уровень адаптации отмечен у троих детей (27,2%) в контрольной и экспериментальной группах, средний и низкий у 36,4% каждой группы.
В предметно-развивающей среде группы отсутствует зонирование, в практике отсутствуют игры, направленные на освоение окружающей среды, снятие эмоционального напряжения, снижение агрессивности и тревожности. Имеются недостатки в организации работы с родителями.
Анализ условий показал отсутствие зонирования предметно-образовательной среды на центры развития; отсутствие применения игровых технологий, направленных на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций; отсутствие полноценной работы с родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования стали основанием для разработки и пробации программы работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОО. В ходе формирующего этапа работа проводилась с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности (круглый стол «Наше знакомство»; семинары на тему «Психологические особенности детей раннего возраста», «Успехи и проблемы адаптации детей к ДОО», групповые и индивидуальные консультации у педагога-психолога и педагогов ДОО, деловая игра «Адаптируемся вместе»), педагогами, работающими в группе с детьми раннего возраста (методический час, консультации, создание предметно-развивающей среды группы); с детьми раннего возраста (игры, помогающие повышению уровня адаптации; игры и игровые упражнения, направленные на формирование позитивного эмоционального состояния и снижения тревожности; игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков).
Результаты, полученные на контрольном этапе исследования по методикам А. Остроуховой и А.С. Роньжиной показывают следующее: в экспериментальной группе на 18,1% сократилось количество детей с низким уровнем адаптации, в то время как в контрольной группе такое изменение составляет лишь 9,1%. Как в контрольной, так и в экспериментальной группах на 18,25% увеличилось число детей с легким уровнем адаптации. Изменилось и количество детей со средним уровнем адаптации в экспериментальной группе. Так если в начале исследуемого периода их было 36,4% (4 человека), то в конце исследования их уже стало 45,45% (5 человек). Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня адаптации у детей раннего возраста с низкими и средними показателями адаптации.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- Основы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6470 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6550 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7600 р. Год сдачи: 2020 - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7400 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020



