ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Обзор литературы 10
Глава 2. База, программа, методика исследования 30
Глава 3. Патологическая пораженность детей Северо-Запада России 55
3.1. Общая характеристика патологической поражен-
ности детей 55
3.2. Патологическая пораженность детей, проживающих
в республике Карелия 64
3.3. Патологическая пораженность детей, проживающих
в Коми республике 72
3.4. Патологическая пораженность детей, проживающих в г.Новгороде, республика России 81
3.5. Сравнительная оценка патологической пораженности детей Северо-Запада России 87
Глава 4. Физическое развитие детей северо-западного
региона России 101
4.1. Общая характеристика физического развития
детей 101
4.2. Физическое развитие детей, проживающих в
республике Карелия 105
4.3. Физическое развитие детей, проживающих в
Коми республике 116
4.4. Физическое развитие детей, проживающих в
г.Новгороде 128
- 2 -
4.5. Сравнительная оценка физического развития
детей 140
Глава 5. Медико-социальная характеристика детей и
семей, в которых они проживают 154
5.1. Период до зачатия 154
5.2. Период беременности 161
5.3. Интранатальный, ранний неонатальный периоды 167
5.4. Условия и образ жизни 173
5.5. Общая характеристика медико-социальных факторов риска, негативно влияющих
на здоровье детей 2-7 лет 179
Глава 6. Гигиеническая оценка влияния экологической
ситуации на здоровье детского населения .... 186
6.1. Санитарно-гигиеническая характеристика
населенных пунктов республики Карелия 186
6.2. Санитарно-гигиеническая характеристика
населенных пунктов Коми республики 195
6.3. Санитарно-гигиеническая характеристика
г.Новгорода 211
6.4. Сравнительная санитарно гигеническая характеристика 221
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 230
ВЫВОДЫ 243
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 246
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 248
ПРИЛОЖЕНИЯ 286
Актуальность работы
Научные исследования в медицине можно условно разделить на два направления: исследование заболеваний и лечение этих заболеваний, то есть изучение болезней и исследования в области предупреждения болезней, то есть изучение здоровья. На сегодняшний день очевидно, что лечебная медицина не в состоянии разрешить всех проблем, связанных со здоровьем, так как несмотря на большие достижения в научных исследованиях и совершенствовании технологической медицинской базы, благополучные исходы заболеваний не¬пропорциональны этим достижениям, а с точки зрения экономики возрастание затрат в лечебной медицине не приводит к увеличению положительных результатов. В связи с этим в последние десятилетия снова возрос интерес к профилактической медицине. В то же время проявилась и несогласованность этих исследований по терминологическим, методологическим и другим аспектам.
Одним из ключевых понятий профилактической медицины является определение здоровья как такового. Этому вопросу посвящено достаточно боль¬шое число исследований (Громбах С.М, 1981; Лисицин Ю.П.,Полунина Н.В.,1984; Альбицкий В.Ю.,Баранов АА.,1985; Аршавский ИА.,1985; Кардашенко В.Н.,1988; Баевский Р.М.,1989; Воронцов И.М.,1989; Бржезовский М.М.,1990; Юрьев В.К.,1993; Bloomberg L.,1994 и др.). В них даны основные характеристики и детерминанты здоровья. Однако практически все исследователи приходят к определению здоровья, принятому Всемирной Организацией Здравоохранения: "Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Детский организм является особенным. Морфологические и функциональные перестройки, происходящие в нем, реализуют определенную генетическую программу, направленную на формирование здорового индивидуума. Условия окружающей среды могут значительно изменить реализацию генетической программы как в сторону обеспечения оптимальных условий развития, так и в сторону формирования патологического процесса.
В ряде работ здоровье трактуется не только как статическое состояние, но и как процесс приспособляемости к окружающей среде при становлении и выполнении биологических и социальных функций (Воронцов И.М.,1985; Казначеев С.П.,1988; Жук Е.Г., 1990; Eiben O.G.,1986; Harris P., 1994). На каждом возрастном этапе онтогенеза прослеживается как определенная закономерность во влиянии наследственных и средовых факторов (Гавалов С.М. и соавт.,1985; Бережков Л.Ф. и соавт.,1986; Алексеев С.В.,1994; Карелин А.О.,1994), так и раз-личия в степени этого влияния (Веселов Н.Г. и соавт.,1986; Югай Г.А., 1989; Horwitz F.D.,1989).
Наиболее интересным в изучении следует признать ранний и дошкольный периоды развития ребенка. Биологическая и социальная задача этих периодов заключается не только в обеспечении дальнейших процессов роста и развития, но и в обучении и подготовке тех форм и навыков трудовой, общественной деятельности, которые понадобятся организму в последующие возрастные
периоды (Аршавский И.А.,1985). В это время еще значимо влияние целого ряда антенатальных и интранатальных внешнесредовых факторов. Наряду с этим все большее и большее значение в формировании здоровья начинают играть факторы условий и образа жизни ребенка (Веселов Н.Г.,1987).
На сегодняшний день разработаны и обоснованы достаточное количество методических подходов в изучение состояния здоровья различных возрастных групп (Веселов Н.Г. и соавт.,1986; Курлеутов Э.М.,1988; Воронцов И.М.,1989; Каткова И.П.,Хуснутдинова З.А.,1989). Ряд работ посвящен изучению влияния отдельных групп внешнесредовых факторов или их сочетания в формировании здоровья (Донская Р.Д.,1985; Безруков Л.А. и соавт.,1988; Кат¬кова И.П.,Сафарова С.И.,1988; Вайтруб Е.М, 1989; Молчанова Л.Ф.,1990; Мак¬сименко Л.Л.,1991; Максимова Т.М., 1991). Проведены исследования, определяющие критерии состояния целостного организма, на основании которых возможно количественное определение уровней здоровья (Буштуева К.А.,Случанко И.И.,1979; Димитриев А. Ф.,Щербин Ю.Д.,1985; Кокорин Е.П.,1985). Изучена заболеваемость детей, ее причины и распространенность в различных регионах и возрастных группах (Альбицкий В.Ю.,1985; Таточенко В.К.,1987; Гуров
А.Н.,1987; Ананьин С.А., Усанова Е.П.,1988; Баранов А.А.,1988; Журков Е.Г., Власова Е.К.,1988; Баранов А.А.,1990; Абсава Т.А.,1995; Егорова А.Г.,1995; Юрьев В.К. и соавт., 1995). Предложены разнообразные математико-статистические методы многофакторной оценки различных влияний (Жилинская М.Л. и соавт.,1980; Кобринский Б.А. и соавт., 1981; Таперова Л.Н.,1981; Гублер Е.В.,1990; Гланц С.,1994).
Часто оценка заболеваемости проводится на основании выкопировки данных из первичной медицинской документации, что не дает истинной картины распространенности патологии. Отсутствие методологических стандартов при проведении исследования не позволяет сравнить полученные результаты между собой. В связи с этим представляет интерес проведение многофакторной оценки здоровья в различных регионах по единой методике с последующим их сравнением, что позволит выявить как истинную картину разграничения здорового и больного населения, так и региональные особенности формирования здоровья.
1. Патологическая пораженность детей, посещающих дошкольные учреждения Северо-Запада России, составляет 2577,2% и зависит от региона проживания. Максимальный уровень - 3336,2% зафиксирован у детей, проживающих в республике Коми, минимальный - 1736,8% - у детей г.Новгорода. В республике Карелия показатель общей патологической пораженности равен 2677,6%.
2. В структуре патологической пораженности детей преобладают: заболевания эндокринной системы,расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета (14,6%), болезни органов дыхания (13,6%), психические расстройства (12,7%), болезни кожи и подкожной клетчатки (11,9%), заболевания костно¬мышечной системы и соединительной ткани (9,8%).
3. Патологическая пораженность детей отдельными классами заболеваний зависит от региона проживания. В Коми республике больший уровень патологической пораженности имеют классы: заболевания кожи и подкожной клетчатки, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. В республике Карелия - заболевания эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета; а также заболевания органов дыхания. В г.Новгороде - заболевания органов дыхания и психические расстройства.
4. Нарушения физического развития выявлены у 28,4% обследованных детей. В республике Карелия нарушения физического развития составили 33,4%, в Коми республике - 27,1%, в г.Новгороде, - 26,9%. У детей, проживающих в Коми республике, больший удельный вес имеют дети с макросоматическим типом физического развития, более выраженными темповыми прибавками роста и веса. У детей, проживающих в республике Карелия, - дети с мезосоматотипом, средними темповыми прибавками длины и массы тела. У детей, проживающих в г.Новгороде, больший удельный вес имеют дети с микросоматотипом, дисгармоничностью физического развития за счет несоответствия темповых прибавок длины и массы тела возрастным нормативам.
5. Состояние здоровья детей зависит от региона проживания. Самое большое число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, отмечено в г.Новгороде - 18,4%. В Республике Карелия таких детей 6,8%, в Коми республи¬ке - 3,9%. Третья и выше группа здоровья установлена у 34,5% детей республики Карелия. В Коми республике таких детей 23,06%, в г.Новгороде - 23,3%.
6. Каждый регион имеет свои особенности условий и образа жизни. Для республики Карелия характерен высокий уровень хронической патологии у матерей, у них чаще отмечается осложненное течение родов. В Коми республике чаще рождаются маловесные дети, установлены низкие показатели состояния здоровья отцов. В г.Новгороде больше семей с низким материальным уровнем жизни, плохими жилищными условиями. В семьях этого региона более распространено злоупотребление алкоголем и курение.
7. Неблагоприятные факторы развития патологии имеют свои региональные особенности. Факторы, действующие преимущественно в период до зачатия ребенка, имеют большее влияние в республике Карелия (24,0%); в период беременности - в республике Коми (34,4%); в период родов и ранний послеродовый период - в республике Карелия (44,1%); а факторы, определяющие образ жизни - в г.Новгороде (37,2%).
8. Наибольший удельный вес социально "оптимальных" семей отмечен в г.Новгороде (61,8%), наименьший - в республике Карелия (17,2%). В Коми республике таких семей - 27,4%. Семьи высокого социального риска развития патологии в республике Коми и республике Карелия составляют 10,0%, а в г.Нов¬городе - 3,0%.
1. Абсава Т. А. Комплексная медико-социальная оценка здоровья детей республики Коми (по материалам г.Ухты):Автореф. дис...канд. мед. наук.-Санкт- Петербург.-1995.-15с.
2. Авцын А.П.,Жаворонков А.А.,Марачев А.Г.,Милованов А.П. Патология чело¬века на Севере. -М.:Медицина,1985.-415с.
3. Агаджанян Н.А. Проблема адаптации и экология человека //Экология челове- ка.-Сб. научн. трудов.-М.:Наука, 1988.-С.93-103.
4. Алексеев С.В. Экология детства: проблема сохранения здоровья детей как ус¬ловие устойчивого развития общества /Экология детства: социальные и меди¬цинские проблемы.-СПб.,1994.-С.6-9.
5. Альбицкий В.Ю. Образ жизни и состояние здоровья детей дошкольного воз¬раста //Здравоохранение Российской Федерации.-1985.-Ы12.-С.12-16.
6. Альбицкий В.Ю., Ананьин С.А. Особенности образа жизни воспитанников об-щеобразовательных школ-интернатов и детских домов //Социально¬гигиенические и организационные проблемы педиатрии.-Сб. нучн. трудов.- Л.,1989.-С.96-99.
7. Альбицкий В.Ю.,Баранов А. А. Об образе жизни детей дошкольного возраста //Гигиена и санитария.-1985.-Ы6.-С.41-43.
8. Альбицкий В.Ю.,Баранов А.А. Часто болеющие дети /Клинико-социальные ас-пекты.Пути оздоровления. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,1986.-182 с.
9. Альбицкий В.Ю.,Баранов А.А.,Пуртов И.И. Результаты изучения заболеваемо¬сти детей //Здрав.Рос. Федерации.-1986.-Ы5.-С.21-23.
- 249 -
10. Ананьин С. А., Усанова Е.П. Состояние здоровья учащихся общеобРазова¬тельных школ-интернатов и воспитаников детских домов //Советское Здраво- охранение.-1988.-Ы5.-39-43.
11. Андрюлис Э.К.,Шимкунене Д. Динамика физического развития дошкольников г.Вильнюса с 1961 по 1977 гг. //Новые исследования по возрастной физиоло- гии.-1981.-Ы1.-С.92-96.
12. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоров 'я,1985.-80С.
13. Аршавский И. А. Физиология развития детей. -Пущино: НЦБИ АН СССР,1985.- 36С.
14. Асатурова Е.В.,Кожанов В.В., Абдурахманова С.Р. Состояние физического раз¬вития детей дошкольного возраста г. Алма-Аты //Здравоохр. Казахстана.-1986.- Ы12.-С.16-18.
15. Асхабова Л.М. Медико-социальные аспекты невынашивания беременности: Автореф.дис...докт.мед.наук.-Москва.-1994. -25с.
16. Бабаджанов А. С. Системное исследование состояния здоровья детского насе¬ления, проживающего в условиях промышленного города //Гигиена и санита- рия.-1989.-Ю1.-С.32-33.
17. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения тео¬рии адаптации //Вестн. АМН СССР.-1989.-Ы8.-С. 73-78.
18. Баландина В.А. Состояние здоровья и динамика физического развития детей дошкольного возраста г. Омска //Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков в условиях промышленного города.- Сб. научн. трудов.-Омск, 1985.-С.59-64.
- 250 -
19. Балеева Л. С. Основы системного и оперативного анализа взаимодействия био-логических, медико-организационных и социально-гигиенических факторов детской смертности: Автореф. дис ...докт. мед.наук.-Москва.-1987.-21с.
20. Балыгин М.М. Некоторые методические подходы в изучении здоровья детей раннего возраста //Реф.журнал физиологии.-1990.-Ы11.-С.26-28.
21. Балыгин М.М. Факторы риска в формировании здоровья детей раннего возрас¬та (обзор литературы) //Здравоохр. Рос.Федерации.-1990.-Ы12.-С.23-27.
22. Балыгин М.М., Дмитриев В.И. Социально-гигиенический аспект заболеваемо¬сти детей раннего возраста //Медицина труда и проблемы экологии на ж.- дорожном транспорте.-ВНИИж.-д. гигиены, 1990.-Вып.4.-С.150-157.
23. Баранов А. А. Задачи органов и учреждений здравоохранения по дальнейшему улучшению медицинской помощи женщинам, матерям и детям //Педиатрия.-
1988.-N1.-e.6-8.
24. Баранов А. А. Основные направления перестройки службы охраны материнства и детства //Медицина.-1988.-Ш.-С. 5-10.
25. Баранов А. А. Охраны материнства и детства в условиях нового хозяйственного механизма //Педиатрия.-1990.^1.-С.5-7.
26. Баранов А.А. Региональный подход в совершенствовании охраны материнства и детства (лекция). -М.:ЦОЛИУВ, 1990.-15с.
27. Баранов А.А., Варначева Л.Н., Строгинская Г. А. и др. Факторы риска в профи¬лактике и раннем выявлении болезней органов пищеварения у детей. Методи¬ческие рекомендации.-Горький, 1980.-128с.
28. Баранова И.П.,Струков В.И.,Ерошин Г.Л. и др. Состояние здоровья детей дет¬ских дошкольных учреждений г. Пензы по результатам комплексных профи¬
- 251 -
лактических осмотров /Пенз.ин-тусовершенствования врачей.-Пенза,1989.-6с.- Деп. в НПО "Союзмединформ" 18.09.89.,N18510.
29. Безруков Л. А., Долженко О.Г., Каланча Р.И. и др. Влияние пьянства и курения отцов на развитие детей //Педиатрия.-1988.-N11.-C.67-70.
30. Беляева Г. Г. Социально-гигиеническая оценка здоровья детей сельской мест¬ности //Сов.Здравоохр.-1978.^10.-С. 33-36.
31. Беляева Г.Г. Социально-гигиеническая характеристика здоровья детей, прожи¬вающих в сельской местности: Автореф.дис... канд.мед.наук.-Москва.-1978.- 19с.
32. Белякова Е.В. Сравнительный анализ заболеваемости среди организованных дошкольников в условиях Дальнего Востока //Тезисы регион. научно-практ. конф. "Проблемы сохранения и восстановления здоровья детей".- Владивосток,1990.-С.71-72.
33. Бережков Л.Ф.,Зублер А.С.,Усольцев А.Н. и др. Влияние некоторых биологи¬ческих и социальных факторов на заболеваемость детей дошкольного возраста //Гигиена и санитария.-1986.^3.-С.35-37.
34. Беренштейн Г.Ф.,Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. Физическое развитие дошколь¬ников г.Витебска //Здравоохр.Белоруссии. -1990.-Ш.-С.36-40.
35. Бова А. А. Заболеваемость и физическое развитие детей первого года жизни у мигрирующего населения (медико-демографическое исследование по материа¬лам г.Волгодонска): Автореф.дис ...канд.мед.наук.-Москва.-1987.-24с.
36. Борисенко Н.Ф.,Бевз Р.Г. Состояние здоровья учащихся подготовительных от¬делений музыкальной школы в зависимости от возраста и срока начала обуче¬ния //Гигиена и санитария.-1985.^10.-С.25-28.
- 252 -
37. Бржезовский М.М. Методологические аспекты изучения факторов риска неин-фекционных заболеваний у детей //Педиатрия.-1990.-Ы3.-С.67-72.
38. Буштуева К.А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья в связи с загрязнением окружающей среды.-М.,1979.-324с.
39. Валь Л.В.,Кардашенко В.Н. Простой критерий ожирения у детей при массовых осмотрах //Вопросы охраны материнства и детства.-1992.-Ы2-3.-С.30-32.
40. Вайтруб Е.М., Савицкая Е.И., Клюзко А.С. и др. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и определяющих его факторов //Врачебное дело.-
1989.-N8.-C.105-110.
41. Васильев В.Е. Пути совершенствования медико-социальной помощи женщи¬нам и детям при угрозе невынашивания: Автореф. дис...канд.мед.наук.-Санкт- Петербург.-1994.-14с.
42. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В. Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы (Под ред. А.М.Вейна).-М.: Медицина,1991.-624с.
43. Велдре Р.В. О физическом развитии 3-4-летних детей в г.Тарту. -Тарту,1985.- С.43-44.
44. Вельтищев Ю.Е.,Фокеева В.В. Экология и здоровье детей //Материнство и детство,-1992.-Т.37.^12.-С.30-35.
45. Веренич Г.И. Морфофункциональные показатели здоровья у детей 11-15 лет из юго-восточных районов Белорусского Полесья //Педиаmрия.-1991.-N12.-С.48-
52.
46. Веселов Н. Г. Социально-гигиенические исследования состояния здоровья де¬тей (Программа и методика). //Охрана здоровья женщин и детей.-Сб. научн. трудов.-Л.,1978.-С.5-27.
- 253 -
47. Веселов Н.Г. Здоровье детей и ранговая оценка влияния комплекса факторов //Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции "Состояние здоровья и пути повышения качества лечебно-профилактической помощи женщине- матери иребенку".-Липецк,1987.-С.14-16.
48. Веселов Н.Г.,Ермакова Г.К.,Попова Н.Ю. и др. Комплексная оценка здоровья детей //Здравоохранение Рос. Федерации.-1986. -N6.-C.17-20.
49. Ветров В.П.,Большакова П.С.,Танерова Л.Н. Многофакторная оценка риска возникновения заболеваний //Педиатрия.-1984.-Ш.-С.64-67.
50. Воронцов И.М. Оценка антропометрических данных //Вопросы охраны мате¬ринства и детства.-1985.^6.-С.6-11.
51. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. -Л.:Изд-во ЛПМИ,1986.-65с.
52. Воронцов И.М. Здоровье детей как цель и проблема педиатрии //Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии.-Сб. научн. трудов ЛПМИ.-Л. -1989.-С.53-60.
53. Воронцов И.М.,Маталыгина О.А. К проблеме формирования стандартизо¬ванных шкал оценки риска в экологии детства. /В кн: Экология детства: соци¬альные и медицинские проблемы.-СПб,1994.-С.13-14.
54. Воронцов И.М., Нгуен Тхи Нгок Чам, Тихвинский С.Б. Методические подходы к оценке морфофункциональных показателей здоровых детей в зависимости от их биологического созревания //Тезисы докладов Всесоюзной конференции "Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка".- Москва,1983.-С.63.
- 254 -
55. Гавалов С.М.,Казначеева Л.Ф.,Горшкова Н.Ф. и др. Влияние социальных и ги-гиенических факторов на здоровье детского населения //Бюлл.СО АМН СССР.-1985.-Ж-С.74-76.
56. Гагарина С.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей //Здравоохр. Ка- захстана.-1984.-Ш.-С.16-19.
57. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Практическое руководство: Пер. с англ. -М.:Практика,1994.-600с.
58. Глущенко В. А. Социально-гигиеническая характеристика детей первых шести лет жизни, страдающих конституционально-экзогенным ожирением, и их се¬мей, проживающих в условиях крупного города (на примере Санкт- Петербурга): Автореф.дис...канд. мед.наук.-Санкт-Петербург.-1994.-21с.
59. Горемыкин В.И.,Протопопов А.А.,Добло Н.И. и др. Роль экологических факто¬ров в возникновении пограничных состояний у детей //Медицинская наука - практическому здравоохранению.-Саратов,1989.-С.89-93.
60. Государственный доклад "Положение детей в Российской Федерации. 1993 год". -М.:Дом,1994.-120с.
61. Грехова И.П., Жукова Н.П., Кобзева Л.Ф. Медицинское обслуживание и дис-пансеризация детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Методи¬ческие рекомендации.-Калининград,1984.-35с.