ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Состояние проблемы формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий 10
1.1 Содержание понятия и сущность готовности педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, её критерии и показатели 10
1.2 Сущность здоровьесберегающих технологий обучения, и особенности их использования в начальной школе 17
1.3 Характеристика модели формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 20
1.4 Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 24
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий по формированию готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 29
2.1 Цели и логика экспериментального исследования 29
2.2 Реализация организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий обучения 46
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 52
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ГЛАВА 1 Состояние проблемы формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий 10
1.1 Содержание понятия и сущность готовности педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, её критерии и показатели 10
1.2 Сущность здоровьесберегающих технологий обучения, и особенности их использования в начальной школе 17
1.3 Характеристика модели формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 20
1.4 Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 24
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий по формированию готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 29
2.1 Цели и логика экспериментального исследования 29
2.2 Реализация организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий обучения 46
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 52
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность исследования. Возросшая в последнее время актуальность темы здоровый образ жизни (ЗОЖ) помогает людям приходить к тому, что несбалансированное питание, вредные привычки, огромное количество стресса, отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствии, количестве заболеваний, продолжительности жизни. Задача системы образования состоит в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволяют быть успешным вне стен школы.
Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья школьников. По результатам медицинских осмотров только 20-30% первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения.
Деятельность учащихся в образовательном процессе сопряжена с высокими нагрузками, которые часто ведут к перегрузкам, поэтому фактор здоровья играет одну из ведущих ролей. Таким образом, здоровье учащихся является важным условием их эффективной деятельности в образовании, а различные отклонения в здоровье препятствуют достижению ими заданного Государственным образовательным стандартом уровня образованности. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья учащихся показывают, что к первой (здоровые) группе здоровья относятся только 10-12% детей (9, с. 99). Практически здоровые дети (первая и вторая группы здоровья) составляют 65-70%. А это значит, что на долю детей с функциональным отклонениями (вторая группа) приходится около 58-60%. Именно эти дети при оптимизации условий жизни, питания, физического воспитания и обучения могут повысить свой уровень здоровья и перейти в первую группу. Доля детей третьей группы (больные в состоянии компенсации) составляет 30-35% (9).
Необходимо отметить, что развитие цивилизации, резкая интенсификация обучения, увеличение объема знаний, предлагаемых для усвоения учениками школы, не привели к увеличению доли детей третьей группы здоровья, но изменили распределение детей абсолютно здоровых и с функциональны¬ми отклонениями. Обучение в школе как постоянно действующий фактор нагрузки оказывает значимое влияние на состояние здоровья школьников (6; 22; 25; 26; 65; 82; 93; 100; 143; 157; 161; 163; 178; 186; 188 и др.).
Таким образом, наиболее мобильной оказывается группа практически здоровых детей. Следует признать, что своевременное и адекватное воздействие на них позволяет рассчитывать на улучшение картины состояния здоровья современных школьников (9). В государственной политике России относительно образования произошли большие сдвиги - приоритетным на¬правлением стала забота о здоровье подрастающего поколения (76; 104; 106; 107; 108; 109; ПО; 118; 138).
Между тем, здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. Поэтому оно весьма заинтересовано в сохранении здоровья подрастающего поколения, то есть, безусловно, существует социальный заказ на воспитание здорового человека. Вместе с тем становится очевидным, что усилиями только медиков, ориентированных, прежде всего, на лечение, не возможно справиться с той ситуацией, которая сложилась в современной России. Необходимы другие, новые подходы к решению проблемы сохранения здоровья нации, в то же время не отбрасывая то лучшее, что было уже наработано в области предупреждения и лечения заболеваний. По-видимому, это новое должно происходить из необходимости приобщения самого человека к заботе о своем здоровье, сделать его заинтересованным и активно борющимся за него. Все это требует, прежде всего, нового мышления, то есть перестройки взглядов на проблему здоровья, а также создание новой модели здоровья, позволяющей конкретизировать участие специалистов - медиков, физиологов, психологов, учителей и семьи в формировании и укреплении здоровья молодого поколения.
Однако реальная ситуация такова, что роль отводимая педагогам в формировании здоровья подрастающего поколения недостаточна, данное на¬правление слабо представлено в тематике методической работы школ. Вследствие этого готовность учителей школ к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса находится на невысоком уровне. Между тем, знание проблем валеологии и здорового образа жизни является не¬обходимым условием формирования профессионально-педагогической направленности личности учителя. Ведь только тот, кто разбирается в проблемах здоровья, его сохранения и укрепления, сам следующий всем правилам здорового образа жизни и следящий за своим здоровьем и здоровьем окружающих, способен воспитывать таких же людей, прививать им навыки здорового образа жизни.
Степень разработанности проблемы. Анализируя теоретические подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению их здорового образа жизни, следует отметить, что серьезное внимание уделяется вопросам физиологии и гигиены учащихся, что отражено в работах М.М. Безруких, В.Д. Сонькина, Д.А. Фабера (18), М.Р. Сапина (147; 148), А.Г. Хрипковой (190; 191), М.В. Антроповой (11; 12) и др.; вопросам содержательного аспекта здоровья и здорового образа жизни, что раскрыто в трудах И.И. Брехмана (28), М.Н. Амосова (7), Э.Н. Вайнера (29), В.И. Дубровского (47), В.П. Петленко (116; 117) и др.; принципам и методам формирования у учащихся потребности ведения здорового образа жизни, что нашло отражение в работах Г.К. Зайцева (57; 58), В.В. Колбанова (71; 72), Т.Ф. Орехо¬вой (115), С.В. Попова (135), И.И. Соковни-Семеновой (172), А.Г. Щедриной (197) и др.; проблеме здоровьесбережения в образовании, которая разрабатывается С.Г. Сериковым (155; 156; 159), Н.В. Богдан (26; 27), И.В. Пичугиной (130; 132), В.А. Вишневским (34) и др.
Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья школьников. По результатам медицинских осмотров только 20-30% первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения.
Деятельность учащихся в образовательном процессе сопряжена с высокими нагрузками, которые часто ведут к перегрузкам, поэтому фактор здоровья играет одну из ведущих ролей. Таким образом, здоровье учащихся является важным условием их эффективной деятельности в образовании, а различные отклонения в здоровье препятствуют достижению ими заданного Государственным образовательным стандартом уровня образованности. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья учащихся показывают, что к первой (здоровые) группе здоровья относятся только 10-12% детей (9, с. 99). Практически здоровые дети (первая и вторая группы здоровья) составляют 65-70%. А это значит, что на долю детей с функциональным отклонениями (вторая группа) приходится около 58-60%. Именно эти дети при оптимизации условий жизни, питания, физического воспитания и обучения могут повысить свой уровень здоровья и перейти в первую группу. Доля детей третьей группы (больные в состоянии компенсации) составляет 30-35% (9).
Необходимо отметить, что развитие цивилизации, резкая интенсификация обучения, увеличение объема знаний, предлагаемых для усвоения учениками школы, не привели к увеличению доли детей третьей группы здоровья, но изменили распределение детей абсолютно здоровых и с функциональны¬ми отклонениями. Обучение в школе как постоянно действующий фактор нагрузки оказывает значимое влияние на состояние здоровья школьников (6; 22; 25; 26; 65; 82; 93; 100; 143; 157; 161; 163; 178; 186; 188 и др.).
Таким образом, наиболее мобильной оказывается группа практически здоровых детей. Следует признать, что своевременное и адекватное воздействие на них позволяет рассчитывать на улучшение картины состояния здоровья современных школьников (9). В государственной политике России относительно образования произошли большие сдвиги - приоритетным на¬правлением стала забота о здоровье подрастающего поколения (76; 104; 106; 107; 108; 109; ПО; 118; 138).
Между тем, здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. Поэтому оно весьма заинтересовано в сохранении здоровья подрастающего поколения, то есть, безусловно, существует социальный заказ на воспитание здорового человека. Вместе с тем становится очевидным, что усилиями только медиков, ориентированных, прежде всего, на лечение, не возможно справиться с той ситуацией, которая сложилась в современной России. Необходимы другие, новые подходы к решению проблемы сохранения здоровья нации, в то же время не отбрасывая то лучшее, что было уже наработано в области предупреждения и лечения заболеваний. По-видимому, это новое должно происходить из необходимости приобщения самого человека к заботе о своем здоровье, сделать его заинтересованным и активно борющимся за него. Все это требует, прежде всего, нового мышления, то есть перестройки взглядов на проблему здоровья, а также создание новой модели здоровья, позволяющей конкретизировать участие специалистов - медиков, физиологов, психологов, учителей и семьи в формировании и укреплении здоровья молодого поколения.
Однако реальная ситуация такова, что роль отводимая педагогам в формировании здоровья подрастающего поколения недостаточна, данное на¬правление слабо представлено в тематике методической работы школ. Вследствие этого готовность учителей школ к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса находится на невысоком уровне. Между тем, знание проблем валеологии и здорового образа жизни является не¬обходимым условием формирования профессионально-педагогической направленности личности учителя. Ведь только тот, кто разбирается в проблемах здоровья, его сохранения и укрепления, сам следующий всем правилам здорового образа жизни и следящий за своим здоровьем и здоровьем окружающих, способен воспитывать таких же людей, прививать им навыки здорового образа жизни.
Степень разработанности проблемы. Анализируя теоретические подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению их здорового образа жизни, следует отметить, что серьезное внимание уделяется вопросам физиологии и гигиены учащихся, что отражено в работах М.М. Безруких, В.Д. Сонькина, Д.А. Фабера (18), М.Р. Сапина (147; 148), А.Г. Хрипковой (190; 191), М.В. Антроповой (11; 12) и др.; вопросам содержательного аспекта здоровья и здорового образа жизни, что раскрыто в трудах И.И. Брехмана (28), М.Н. Амосова (7), Э.Н. Вайнера (29), В.И. Дубровского (47), В.П. Петленко (116; 117) и др.; принципам и методам формирования у учащихся потребности ведения здорового образа жизни, что нашло отражение в работах Г.К. Зайцева (57; 58), В.В. Колбанова (71; 72), Т.Ф. Орехо¬вой (115), С.В. Попова (135), И.И. Соковни-Семеновой (172), А.Г. Щедриной (197) и др.; проблеме здоровьесбережения в образовании, которая разрабатывается С.Г. Сериковым (155; 156; 159), Н.В. Богдан (26; 27), И.В. Пичугиной (130; 132), В.А. Вишневским (34) и др.
В соответствии с поставленной целью – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе – нами было организовано и проведено исследование. Достижение цели рассматривалось нами как последовательное решение ряда частных задач.
1. Раскрыта сущность здоровьесберегающих технологий обучения, их особенности в начальной школе. Здоровьесберегающие технологии – это комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей.
2. Раскрыта сущность готовности педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, её критерии и показатели. Готовность педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий – это качественное, системное, динамичное состояние личности педагога, направленное на реализацию здоровьесберегающих технологий и выступающее как взаимодействие различных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями. В структуре готовности педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий можно выделить мотивационный (ценностный), когнитивный и деятельностный компоненты.
3. Разработана модель формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Под моделью формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе понимается система взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный).
Выявлены организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: организация методической работы с педагогами на основе модели формирования готовности педагогов; организация систематического мониторинга утомляемости детей на уроках и обсуждение его результатов.
4. Для содействия становлению готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающих технологий разработана модель, которая направлена на формирование готовности педагогов к здоровьесбережению, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результирующий компоненты, а также управленческие условия, содействующие становлению данного вида готовности.
5, С целью обеспечения эффективной реализации разработанной модели в системе работы была разработана и апробирована программа формирования готовности учителей к использованию здоровьесберегающих технологий начальной школы образовательной организации, учитывающая выдвинутые нами условия. Программа содержит огромный потенциал для реализации.
Экспериментальное исследование включало следующие этапы: определение критериев и показателей оценки компонентов готовности учителей начальных классов к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе; разработка анкеты и проведение анкетирования учителей начальных классов; обработка и интерпретация результатов экспериментального исследования.
Для определения исходного уровня компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения детей нами были использованы: наблюдения за деятельностью педагогов, индивидуальные беседы, анкетирование педагогов.
Результаты проведения на экспериментальной группе показывает изменения на всех уровнях. Низкий уровень снизился на 10%, средний уровень повысился на 5% и высокий уровень изменился на 5%. Это свидетельствует о различии между показателями на констатирующем и контрольном этапе и об эффективности выдвинутых нами организационно-педагогических условий.
Экспериментальная проверка достоверности гипотезы включала 3 контрольных среза, (2 из которых проводились на констатирующем этапе эксперимента, 1 на контрольном этапе), а также формирующий этап, в рамках которого была внедрена модель готовности.
Экспериментальная проверка эффективности предложенной модели свидетельствует о том, что при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа с помощью методов математической статистики в экспериментальной группе выявлены значимые различия. Несмотря на то, что результаты только по двум методикам имеют достоверные различия, количественный прирост показателей свидетельствует об эффективности выдвинутых нами организационно-педагогических условий.
В то же время, итоги исследовательской работы позволяют констатировать тот факт, что возможности формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесбереагающих технологий в учебном процессе не исчерпаны и что существует ряд вопросов, требующих более глубокого углубленного и серьезного изучения. Таковыми являются: дальнейший поиск педагогических условий развития исследуемого качества в среднем, старшем звене и дополнительном образовании, разработка альтернативных методик определения уровня готовности педагогов. С точки зрения этих направлений можно продолжить дальнейшее исследования.
1. Раскрыта сущность здоровьесберегающих технологий обучения, их особенности в начальной школе. Здоровьесберегающие технологии – это комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей.
2. Раскрыта сущность готовности педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, её критерии и показатели. Готовность педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий – это качественное, системное, динамичное состояние личности педагога, направленное на реализацию здоровьесберегающих технологий и выступающее как взаимодействие различных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями. В структуре готовности педагогов к использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий можно выделить мотивационный (ценностный), когнитивный и деятельностный компоненты.
3. Разработана модель формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Под моделью формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе понимается система взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный).
Выявлены организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: организация методической работы с педагогами на основе модели формирования готовности педагогов; организация систематического мониторинга утомляемости детей на уроках и обсуждение его результатов.
4. Для содействия становлению готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающих технологий разработана модель, которая направлена на формирование готовности педагогов к здоровьесбережению, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результирующий компоненты, а также управленческие условия, содействующие становлению данного вида готовности.
5, С целью обеспечения эффективной реализации разработанной модели в системе работы была разработана и апробирована программа формирования готовности учителей к использованию здоровьесберегающих технологий начальной школы образовательной организации, учитывающая выдвинутые нами условия. Программа содержит огромный потенциал для реализации.
Экспериментальное исследование включало следующие этапы: определение критериев и показателей оценки компонентов готовности учителей начальных классов к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе; разработка анкеты и проведение анкетирования учителей начальных классов; обработка и интерпретация результатов экспериментального исследования.
Для определения исходного уровня компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения детей нами были использованы: наблюдения за деятельностью педагогов, индивидуальные беседы, анкетирование педагогов.
Результаты проведения на экспериментальной группе показывает изменения на всех уровнях. Низкий уровень снизился на 10%, средний уровень повысился на 5% и высокий уровень изменился на 5%. Это свидетельствует о различии между показателями на констатирующем и контрольном этапе и об эффективности выдвинутых нами организационно-педагогических условий.
Экспериментальная проверка достоверности гипотезы включала 3 контрольных среза, (2 из которых проводились на констатирующем этапе эксперимента, 1 на контрольном этапе), а также формирующий этап, в рамках которого была внедрена модель готовности.
Экспериментальная проверка эффективности предложенной модели свидетельствует о том, что при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа с помощью методов математической статистики в экспериментальной группе выявлены значимые различия. Несмотря на то, что результаты только по двум методикам имеют достоверные различия, количественный прирост показателей свидетельствует об эффективности выдвинутых нами организационно-педагогических условий.
В то же время, итоги исследовательской работы позволяют констатировать тот факт, что возможности формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесбереагающих технологий в учебном процессе не исчерпаны и что существует ряд вопросов, требующих более глубокого углубленного и серьезного изучения. Таковыми являются: дальнейший поиск педагогических условий развития исследуемого качества в среднем, старшем звене и дополнительном образовании, разработка альтернативных методик определения уровня готовности педагогов. С точки зрения этих направлений можно продолжить дальнейшее исследования.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия повышения готовности учителей к формированию у обучающихся основной школы познавательных универсальных учебных действий (на материале предметов естественнонаучного цикла)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2012 - Формирование необходимых и достаточных организационно-педагогических условий сохранения здоровья учащихся в условиях Суворовского училища
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Развитие готовности студентов педагогического бакалавриата к реализации интерактивных технологий обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ здорового образа жизни средствами ИКТ у средних подростков (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017



