Введение 4
1 Теоретические аспекты сбалансированности федерального бюджета 8
1.1 Понятие и структура федерального бюджета 8
1.2 Понятие и значение принципа сбалансированности федерального бюджета 14
1.3 Зарубежная практика соблюдения принципа сбалансированности бюджета23
2 Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации 32
2.1 Анализ доходной части федерального бюджета Российской Федерации в
2016-2018 гг 32
2.2 Анализ расходной части федерального бюджета Российской Федерации в
2016-2018 гг 40
2.3 Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации в ретроспективе и в 2016-2018 гг 48
2.4 Прогнозы и перспективы бюджетной политики и обеспечения
сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации 61
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложение А 82
Приложение Б 86
Приложение В 87
Приложение Г 89
Приложение Д 95
Федеральный бюджет является главным звеном бюджетной системы Российской Федерации, объединяющим основные финансовые категории (налоги, государственные доходы и ассигнования, заимствования). Он играет важную экономическую роль в процессе распределения денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны и активно используется государством в целях воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности в различных областях. Для полного и эффективного обеспечения задач и функций государства необходимо соблюдение принципов бюджетной системы, одним из которых является сбалансированность.
Проблема обеспечения сбалансированности федерального бюджета РФ является ключевым вопросом выпускной квалификационной работы, требующим исследования и анализа.
Вопрос сбалансированности бюджета является значимым и актуальным во многих государствах мира на протяжении многих лет. Что выступает в роли предпосылок сбалансированного бюджета и на что, в свою очередь, оказывает влияние он - ответы на эти вопросы ищут различные авторы. Проводимые по этой теме исследования можно встретить в научных статьях и электронных источниках, анализирующих статистические данные.
Изучение этой проблемы требует умения анализировать огромные потоки информации и систематизировать их, всесторонне рассматривать внешние и внутренние факторы и их воздействие на исследуемое явление, вычленять необходимые для проведения исследования данные, определять их соответствие перспективам развития общества.
На принципе сбалансированности основаны важнейшие факторы и характеристики, такие, как полнота отражения доходов и расходов, достоверность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, реальность бюджетных показателей. Именно этой его важностью и значимостью и обусловлена актуальность выбора данной темы и исследования данной проблемы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и оценка влияния соблюдения этого принципа на социально-экономическое положение страны.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- ознакомиться с главами Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующими структурные основы федерального бюджета и принципа сбалансированности;
- изучить отчеты об исполнении федерального бюджета РФ в ретроспективе и за последний отчетный год;
- определить общие причины возникновения дефицита и профицита бюджета на основе зарубежного опыта и материала используемых источников;
- выявить причины и последствия того или иного состояния бюджета с опорой на внутренние и внешние факторы, определить взаимосвязь бюджета с этими факторами: макроэкономическими, политическими и т.д.;
- ознакомиться с зарубежным опытом и путями решения проблемы сбалансированности бюджета, проанализировать целесообразность применения зарубежных мер в российской действительности, попытаться разработать практические рекомендации решения проблемы сбалансированности федерального бюджета;
- изучить отчеты об исполнения бюджета Владивостокского городского округа, проанализировать объемы межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета, динамику их объема в связи с приобретением Владивостоком статуса столицы Дальневосточного федерального округа.
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы выступает федеральный бюджет РФ, предметом исследования является принцип сбалансированности федерального бюджета РФ.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации нормативных актов, учебно-методической литературы по теме исследования, статей в базе e-library и трудов зарубежных авторов;
- систематизация и структурирование теоретических данных для проведения практического анализа;
- изучение статистической отчетности;
- проведение сравнительного анализа образовавшегося положения бюджета с различными экономическими показателями, вычисление коэффициента корреляции.
В первой главе данной работы рассматриваются базовые теоретические аспекты структуры федерального бюджета и принципа бюджетной сбалансированности, история изучения данного явления, зарубежная практика соблюдения принципа сбалансированности бюджета.
Во второй главе данной работы исследуется исполнение федерального бюджета РФ в ретроспективе, в 2016-2018 гг. и в плановых периодах. Рассматриваются причины возникновения дефицита и профицита, выявляются позитивные и негативные последствия сложившегося положения, прогнозы. Анализируются межбюджетные трансферты, поступающие в бюджет г. Владивосток в соответствии с перспективными направлениями целевых программ и ассигнований федерального бюджета.
Основные источники информации, используемые для разработки темы:
- нормативные правовые акты (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ);
- федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ;
- отчеты об исполнении федерального бюджета РФ Министерства финансов РФ;
- отчеты об исполнении бюджета Владивостокского городского округа, предоставленные в месте прохождения преддипломной практики (Управление финансов администрации г. Владивосток);
- статистические данные, представленные на официальных сайтах Федерального казначейства РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг»;
- учебно-методические материалы авторов Мст. П. Афанасьев, Д. В. Дементьев, А. С. Нечаев по теме бюджета и бюджетной системы РФ;
- научные статьи авторов Л. А. Ахатова, Е. А. Баева, И. В. Караваева, О. И. Кузубова, Е. В. Потапова, В. А. Слепов и пр., посвященные анализу сбалансированности федерального бюджета РФ в ретроспективе и перспективе, путям достижения сбалансированности, методикам совершенствования существующей политики.
Для подготовки данной выпускной квалификационной работы была выбрана тема исследования проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации.
Выбор темы был обусловлен, во-первых, актуальностью и значимостью данного вопроса, так как на принципе сбалансированности основаны важнейшие бюджетные факторы и характеристики, а, во-вторых, интересом к исследованию макроэкономических, политических и социальных факторов в ретроспективе и перспективе, их взаимосвязи между собой, с исполнением бюджета государства и с обеспечением его сбалансированности и устойчивости.
Во время подготовки выпускной квалификационной работы были изучены труды отечественных и зарубежных авторов и исследован зарубежный опыт исполнения бюджета и обеспечения его сбалансированности. В целях анализа были взяты страны Евросоюза, среди которых особое внимание было уделено Германии, Австрии и странам Скандинавии, а также страны-экспортеры нефти в качестве примеров, когда динамика цен на сырье, как один из факторов, оказывает влияние на возникновение профицита или дефицита бюджета.
При изучении опыта Германии, Австрии и скандинавских стран был сделан вывод, что важное место в соблюдении бюджетных принципов этих стран занимает жесткая фискальная политика, налоговые реформы и их высокая доля, общее экономическое положение страны, социальная направленность в бюджетных ассигнованиях. Был сделан вывод о нецелесообразности и невозможности применения всех зарубежных методик в российской действительности в силу разного положения государств на мировой экономической арене, менталитета населения и т.п. К тому же, даже эти экономические модели зарубежных стран имеют свои недостатки. Эффективнее же представлялось изучать отечественный опыт в ретроспективе, на основе которого можно делать выводы о настоящем состоянии экономики страны и исполнении бюджета и рассматривать его в перспективе.
Была рассмотрена динамика объема дефицита федерального бюджета РФ в период с 1992 по 2018 гг., и в ходе этого были выявлены основные причины его возникновения, среди которых можно выделить такие, как экономический кризис и сокращение доходов бюджета, рост расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. В случае же с профицитом в качестве одной из главных причин был выявлен рост цен на сырье (нефть и газ) на мировых рынках.
На основе изучения зарубежного опыта и исследования таких стран, как Саудовская Аравия и Ирак, было замечено, что эти страны имеют сильную зависимость от цен на топливные ресурсы. В России эта зависимость тоже прослеживалась, о чем позволяют судить изученные источники и вычисленные коэффициенты корреляции. Зависимость экономики от динамики цен на сырье является не самым благоприятным положением, поскольку влечет за собой определенные экономические риски и является фактором, на который не всегда можно оказать влияние [37]. Поэтому в 2017 г. было принято бюджетное правило, согласно которому нефтегазовые доходы, полученные от цен на нефть выше базового значения (т.е. выше 40 долл. США/баррель) используются для покупки валюты Министерством финансов и размещения в Фонде Национального Благосостояния.
Это бюджетное правило, по мнению экспертов, является самым эффективным механизмом ухода от нефтяной зависимости, и в соответствии с ним была построена бюджетная политика последних лет и в перспективе.
Многосторонность исследуемой проблемы требует изучения различных экономических, политических и социальных сфер и выявления их взаимосвязи с рассматриваемым явлением. В связи с чем был сделан вывод о необходимости грамотного квалифицированного прогнозирования и анализа на федеральном уровне еще на моменте составления проекта федерального бюджета. Этот момент является основой эффективной бюджетной политики, без его исполнения все прочие рекомендации не имеют смысла.
В рамках предложения рекомендаций и анализа прогнозов по исполнению федерального бюджета РФ на 2019-2021 гг. был, в первую очередь, сделан вывод о том, что ни дефицит, ни профицит нельзя оценивать однозначно. Принято считать, что сбалансированность бюджета является предпосылкой идеальной жизни с высоким материальным и социальным уровнем, благоприятного развития экономики и прочих сфер - однако, на деле, исследователями ставится под сомнение то, что сбалансированность бюджета служит гарантией общей эффективности и устойчивости экономики. Для этого мало лишь одного факта наличия дефицита или профицита бюджета - необходима всесторонняя качественная и количественная оценка явлений и показателей.
Так, в работе помимо бюджетных параметров были рассмотрены такие показатели, как динамика объема ВВП, уровня заработной платы в некоторых сферах, безработицы, инфляции, и был сделан вывод о том, что при грамотной политике государства, инвестиционной поддержке, уделяемом внимании развитию регионов страны, определению перспективных программ и целевых проектов можно сохранять объемы дефицита или профицита на оптимальном уровне и обеспечивать общую экономическую стабильность и устойчивость.
Во время подготовки выпускной квалификационной работы были:
- прочитаны главы Бюджетного кодекса РФ, регулирующие структурные основы федерального бюджета и принципа сбалансированности;
- изучены отчеты об исполнении федерального бюджета РФ в ретроспективе и за последний отчетный год;
- выявлены причины и последствия того или иного состояния бюджета с опорой на внутренние и внешние факторы, определена взаимосвязь бюджета с этими факторами: макроэкономическими, политическими и т.д.;
- изучен зарубежный опыт и пути решения проблемы сбалансированности бюджета.
Подводя итог, можно сказать, что проблема сбалансированности федерального бюджета имеет достаточно давнюю историю в своем изучении. Многие отечественные и зарубежные авторы исследовали эти вопросы в своих работах, анализировали большие объемы информации, сопоставляли данные, делали определенные выводы - и в ходе всего этого было выявлено, что проблема сбалансированности бюджета не имеет единственно верного решения, единственной методики, которой можно следовать всем странам без исключения. При анализе этого явления и попытках решить данную проблему необходимо учитывать экономические и политические особенности данной страны (в нашем случае - Российской Федерации), макроэкономические и человеческие факторы, исторический опыт, планы и прогнозы, определять приоритетные направления развития и реформирования - и только в этом случае возможно будет проведение эффективной бюджетной политики, достижение общего экономического роста и обеспечение стабильности и устойчивости бюджета, экономики и общества.
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа :
http: //www.consultant .ru.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [по состоянию на 15 апреля 2019 г. : принят ГД 17 июля 1998]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации : часть первая : [по состоянию на 1 мая 2019 г. : принят ГД 16 июля 1998]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, № 436-ФЗ : [от 28 декабря 2017]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
5. О соглашениях о разделе продукции, № 225-ФЗ : [по состоянию на 27 июня 2018 г. : принят ГД 6 декабря 1995]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
6. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и
2019 годов, № 415-ФЗ : [от 19 декабря 2016]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
7. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов, № 362-ФЗ : [от 5 декабря 2017]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
8. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и
2021 годов, № 459-ФЗ : [от 29 ноября 2018]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
9. Приложение к Федеральному закону «О федеральном бюджете на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», № 415-ФЗ : [от 19 декабря
2016] . - Министерство финансов РФ. - Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/.
10. Приложение к Федеральному закону «О федеральном бюджете на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», № 362-ФЗ : [от 5 декабря
2017] . - Министерство финансов РФ. - Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/.
11. Приложение к Федеральному закону «О федеральном бюджете на
2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», № 459-ФЗ : [от 29 ноября
2018] . - Министерство финансов РФ. - Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/.
12. О долгосрочной государственной экономической политике, Указ Президента РФ № 596 : [от 7 мая 2012]. - База «Гарант». - Режим доступа : https://base.garant.ru.
13. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, Постановление Правительства РФ № 1242 : [от 12 октября 2017]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
14. О реализации мероприятий федеральных целевых программ,
интегрируемых в отдельные государственные программы Российской федерации, Постановление Правительства РФ № 1243 : [от 12 октября 2017]. -
КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие здравоохранения», Постановление Правительства РФ № 1640 : [с
изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г. : от 26 декабря 2017]. - База «Гарант». - Режим доступа :https://base.garant.ru.
16. Об итогах работы Министерства финансов РФ за 2018 год и задачах на предстоящий период, доклад расширенной коллегии Министерства финансов РФ : [Москва, 26 марта 2019]. - Режим доступа : government.ru.
17. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2016 год : [Москва, 2017]. - Министерство финансов РФ. - Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/.
18. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2017 год : [Москва, 2018]. - Министерство финансов РФ. - Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/.
19. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год : [Москва, 2019]. - Министерство финансов РФ. - Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/.
20. Исполнение федерального бюджета в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: roskazna.ru.
21. Исполнение федерального бюджета в 2017 году [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: roskazna.ru.
22. Исполнение федерального бюджета в 2018 году [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: roskazna.ru.
23. Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города
Владивостока на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, Постановление администрации города Владивостока № 2165 : [от 1 сентября 2017]. -
КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
24. Исполнение бюджета Владивостокского городского округа в 2016¬2018 гг. - База «Гарант». - Режим доступа :https://base.garant.ru.
25. Конституция Федеративной Республики Германия / Constitution of the Federal Republic of Germany : [принята Парламентским советом 23 мая 1949]. - Режим доступа :www.concourt.am.
26. О сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях, Закон Соединенных Штатов Америки / Balanced Budget and Emergency Deficit Control Act : [принят Конгрессом США в 1985]. - Режим доступа : https://rus.proz.com.
27. Анализ динамики цен на нефть [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.rbc.ru.
28. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система : учебник для бакалавриата и магистратуры [Электронный ресурс]. / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. - М. : Юрайт, 2014. - 780 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru.
29. Ахатова, Л. А. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на государство [Электронный ресурс] / Л. А. Ахатова // Вопросы студенческой науки. - 2017. - № 8. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
30. Баева, Е. А. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения [Электронный ресурс] / Е. А. Баева, С. В. Позднякова // Ученые записки РоСМУ. - 2016. - № 4. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
31. Васильев, В. В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России [Электронный ресурс] / В. В. Васильев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016. - № 2 (35). - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
32. Горлова, О. С. Бюджетная политика Российской Федерации в области доходов бюджетов: совершенствование механизма реализации [Электронный ресурс] / О. С. Горлова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
33. Грищенко, П. М. Проблемы обеспечения сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета в современных экономических условиях [Электронный ресурс] / П. М. Грищенко // Вопросы студенческой науки . - 2017. - № 14. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
34. Дементьев, Д. В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник [Электронный ресурс]. / Д. В. Дементьев. - М. : КНОРУС, 2016. - 332 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru.
35. Зимарин, К. А. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации [Электронный ресурс] / К. А. Зимарин, Ю. А. Закирова // Глобализация и национальные экономики. - 2014. - № 2(8). - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
36. Караваева, И В. Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы: новый шаг к победе над дефицитом и инфляцией [Электронный ресурс] / И. В. Караваева, Е. М. Бухвальд, В. И. Павлов, С. В. Казанцев, М. И. Гельвановский, Е. А. Иванов, А. Г. Коломиец, И. А. Колпакова // Вестник Института экономики РАН. - 2018. - № 1. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
37. Косов, М. Е. Совершенствование механизма формирования федерального бюджета Российской Федерации в современных условиях [Электронный ресурс] / М. Е. Косов // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
38. Кудрин, А. Л., Соколов, И. А. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.csr.ru.
39. Кузубова, О. И. Пути достижения сбалансированности федерального
бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс] / О. И. Кузубова, Т. Н. Перова // Экономика и социум. - 2016. - № 12 (31). - Режим доступа :
https://cyberleninka.ru.
40. Ланская, И. А. Проблема сбалансированности бюджетов в странах- экспортерах нефти [Электронный ресурс] / И. А. Ланская // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - № 6. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
41. Ломовцева, Н. Н. Основы формирования сбалансированного бюджета в европейских странах [Электронный ресурс] / Н. Н. Ломовцева, Д. С. Серпухова // Мировая экономика. - 2017. - № 6. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
42. Макроэкономические показатели России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.gks.ru.
43. Набизаде, М. К. Анализ дефицита федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] / М. К. Набизаде // Синергия наук. - 2018. - № 19. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
44. Нечаев, А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник [Электронный ресурс]. / А. С. Нечаев, Д. А. Антипин, О. В. Антипина. - М. : НИЦ ИФРА-М, 2015. - 265 с. - Режим доступа : https://biblio-online.ru.
45. Оборин, М. С. Сбалансированность бюджетов и управление бюджетными расходами в современных условиях [Электронный ресурс] / М. А. Оборин, Т. Е. Гварлиани, А. А. Сарян // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - № 1 (79). - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
46. Петрова, С. С. Влияние бюджетного дефицита на государство [Электронный ресурс] / С. С. Петрова, О. В. Алешкина // Economics. - 2018. - № 8.
- Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
47. Подсевалова, Е. Н. К вопросу о природе бюджетного дефицита [Электронный ресурс] / Е. Н. Подсевалова, Л. А. Митюрникова // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (72). - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
48. Показатели дефицита стран-экспортеров нефти [Электронный ресурс].
- Международный Валютный Фонд. - Режим доступа:
https://www.imf.org/external/Russian/index.htm.
49. Потапова, Е. В. Обеспечение устойчивости федерального бюджета и проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики [Электронный ресурс] / Е. В. Потапова // Экономика и бизнес. - 2018. - № 2 (12). - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
50. Рябинина, Э. Н. Совершенствование механизма сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс] / Э. Н. Рябинина, М. Ю. Митрофанова // Экономические науки. - 2017. - № 4. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
51. Сангинова, Л. Д. Роль фонда национального благосостояния в реализации инфраструктурных проектов: опыт и перспективы [Электронный ресурс] / Л. Д. Сангинова // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 1. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
52. Слепов, В. А. Федеральный бюджет как источник роста российской экономики: финансовые резервы и возможности [Электронный ресурс] / В. А. Слепов, А. Ю. Чалова // Финансы и кредит. - 2017. - № 8. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru.
53. Соколов, И. И. Федеральный бюджет в 2017-2019 годы [Электронный ресурс] / И. И. Соколов // Экономическое развитие России. - 2016. - № 11. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
54. Сюсюра, К. С. Доходы и расходы государственного бюджета [Электронный ресурс] / К. С. Сюсюра // Инновационная наука. - 2017. - № 11. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
55. Федорова, И. Ю. Цена на нефть как макроэкономический фактор влияния на динамику доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] / И. Ю. Федорова, С. О. Данеева // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - № 3. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
56. Фесик, С. В. Перевод государственных программ Российской Федерации на принципы проектного управления [Электронный ресурс] / С. В. Фесик // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-3 (89). - Режим доступа : https://elibrary.ru.
57. Шмиголь, Н. С. О подходах к обеспечению сбалансированности и устойчивости федерального бюджета: теоретический аспект [Электронный ресурс] / Н. С. Шмиголь // Экономика и бизнес. - 2018 - № 8. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru.
58. Шуваева, Е. В. Проблемы формирования доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] / Е. В. Шуваева // Альманах мировой науки. - 2015. - № 2. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru.
59. Экономические индикаторы стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.tradingeconomics.com.
60. International study of tax policy of EU countries [Электронный ресурс]. -KMPG International Coooperative. - Режим доступа:
http s: //home.kpmg/ru/ru/home.html.
61. The truth about how much Scandinavian are paying in taxes [Электронный ресурс]. - The Heritage Foundation. - Режим доступа: http s: //www.heritage.org/.