Введение 5
1 Теоретические аспекты оказания услуги питания в гостиницах 8
1.1 Гостиничный сервис и услуга питания 8
1.2 Дополнительные услуги на предприятии питания в гостинице 17
1.3 Требования к классификации гостиниц 28
2 Роль дополнительных услуг на предприятии питания в гостинице «Экватор» 35
2.1 Характеристика предприятия питания гостиницы «Экватор» 35
2.2 Анализ предоставления услуги room-service в гостинице «Экватор» 41
2.3 Разработка предложений по совершенствованию услуги room-service в
гостинице «Экватор» 45
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А 56
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Д 61
Развитие гостиничной индустрии развивается семимильными шагами. Услуги, которые предоставляют нам гостиницы, неразрывно связаны с путешествиями и командировками. Предложение превышает спрос, отчего рождается высокая конкуренция. Привлечь гостей уже не так просто, требуется создавать что-то новое и совершенствовать свои уже имеющиеся услуги.
Современная гостиница, являясь комплексным предприятием, должна предоставлять гостю такой сервис, который сможет максимально удовлетворить все потребности туриста и сделать его пребывание более комфортным, приятным и незабываемым. Функционирование такого отеля предполагает наличие собственных предприятий общественного питания.
Ресторанный бизнес является одной из составных частей индустрии туризма и гостеприимства. Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий общественного питания отражает степень экономического развития страны, уровень доходов населения и желание потребителей потратить часть своих доходов на услуги, предлагаемые предприятиями общественного питания. Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом предлагаемой кулинарной продукции и перечнем предоставляемых услуг. Кроме предоставления услуг питания в виде изготовлении блюд, организации и непосредственного обслуживания процесса их потребления, предприятия ресторанного сервиса предлагают такие услуги как организация досуга. Многообразие форм обслуживания в ресторанном бизнесе постоянно растет, и предприятия питания должны постоянно отслеживать нововведения в этой сфере, проводить соответствующие исследования.
Каждая служба в гостинице по-своему важна и, в совокупности, генерирует общую атмосферу восприятия. Служба питания в гостиничном комплексе играет важную роль для любого постояльца, а соответственно и для самой гостиницы. Кроме того, собственное предприятие общественного питания является значительным источником прибыли гостиницы.
Однако, сейчас уже не так просто привлечь клиентов только качественными блюдами. Гостю интересно познавать что-то новое и для этого в службу питания должны внедряться новые услуги и совершенствоваться уже имеющиеся.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка мер по совершенствованию дополнительных услуг.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты оказания услуги питания в гостиницах;
- изучить дополнительные услуги на предприятии питания в гостинице;
- дать краткую характеристику гостиницы «Экватор»;
- проанализировать оказание услуги room-service в гостинице «Экватор»;
- разработать рекомендации по оказанию услуг room-service объекта наблюдения.
Объект - предприятие питания гостиницы «Экватор».
Предмет - разработка дополнительных услуг на предприятии питания для привлечения клиентов.
В ходе решения поставленных задач выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: для того, чтобы раскрыть основные понятия данной темы и определить основные принципы работы службы питания: изучена и проанализирована научная литература и материалы
периодических изданий по проблеме, а также методы описания, сравнения и обобщения; кроме того, для изучения работы службы питания определенной гостиницы, а также изучения мнения потребителей были использованы методы опроса, наблюдения, сравнения и системного анализа.
Теоретическую базу данной работы составили труды российских авторов Т.А. Джум, С.А. Ольшанская, Л.Л Руденко, Н.П. Овчаренко, А.И. Орлова, в которых они рассматривают и описывают принципы работы гостиничного комплекса, технологию предоставления услуг питания в средствах размещения. При написании работы были использованы издания периодической печати «Гостиничное дело» и «Отель», а также электронные ресурсы.
В главе I рассматриваются теоретические аспекты службы питания гостиничного предприятия, раскрываются ее основные понятия, функции и принципы работы. Рассмотрены дополнительные услуги на предприятии питания в гостинице, а также принципы классификация гостиниц.
Во II главе выпускной квалификационной работы дана характеристика гостиницы «Экватор», проведен анализ предоставления услуги room-service на предприятии, проведено исследование меню room-service, а также проведен опрос удовлетворенности гостей данной услугой. услуги. На основе собранной информации в данной главе разрабатываются рекомендации по устранению выявленных проблем, улучшению и совершенствованию предоставления услуг питания гостиницы.
В заключении сформулированы общие итоги выпускной квалификационной работы и изложены основные выводы по теме исследования. Завершает работу список использованных источников и приложения к ВКР.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения результатов исследования не только на анализируемом предприятии, но и в деятельности других предприятий похожего профиля.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, 2 глав, 44 источника и 7 приложений.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты оказания услуги питания в гостиницах, изучены дополнительные услуги на предприятии питания в гостинице; дана краткая характеристика гостинице «Экватор»; проанализировано оказание услуги room-service в гостинице «Экватор» и разработаны рекомендации по оказанию услуг room-service.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам о предприятии питания, дополнительных услугах и классификации гостиниц. Нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия питания, являются: ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования, ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.
В гостиницах существуют различные виды баров, которые имеют свои особенности такие как: лобби-бар, ресторанный бар, вспомогательный бар, бар при бассейне и мини-бар.
В зависимости от целей поездки и путевки, гостиница предоставляет различные типы питания - только размещение, размещение и завтрак, полупансион, полный пансион и все включено. Более распространенный тип питания - размещение и завтрак, более известная под международным обозначением B&B. В связи с данным фактом, гостиницы серьезно подходят к организации завтраков. В зависимости от категории это может быть «шведский стол», расширенный завтрак, континентальный завтрак., английский, американский, завтрак с шампанским или поздний завтрак.
Дополнительные услуги в гостинице являются дополнительным доходом, а также дополнительным инструментом привлечения к себе гостей. Таким же образом работают дополнительные услуги на предприятии питания, к таковым относятся: услуги по организации и проведению кейтеринга, в т.ч. по доставке продукции по заказам потребителей и выездное обслуживание; организация музыкального и развлекательного (анимационного) обслуживания; банкетное обслуживание, в т.ч. специальных мероприятий; информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; room-service в гостинице.
Федеральный закон № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» от 5 февраля 2018 года гласит о том, что все средства размещения должны пройти классификацию до 2021 года. Все требования к номерам, оборудованию, внешнему виду, к набору дополнительных услуг, а также к персоналу описаны «Классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи». Также в нем описана процедура сертификации гостиниц. Согласно данному документы в зависимости от категории гостиницы та или иная дополнительная услуга может стать обязательной.
Вторая глава посвящена обзору гостиницы «Экватор», анализу услуги room-service и предложены разработки по ее совершенствованию. Общество с ограниченной ответственностью «Экватор» содержит 155 номеров, из которых 91 номер повышенной категории, кафе-гостиную «Экватор», 6 залов для аренды и магазин. Помимо бесплатных дополнительных услуг, предоставляются и платные дополнительные услуги. Кафе-гостиная «Экватор» является единственным предприятием питания в гостинице, которое занимается организацией завтраков с 07:00 до 11:00, room-service, предоставляет питание в течение дня до 21:00 гостям «Экватора», а также гостям «с улицы», кроме того, кафе-гостиная занимается организацией и проведением банкетов и кейтеринговым обслуживанием.
Room-service является обязательной услугой по документу о классификации средств размещения для гостиниц 3 звезд с номерным фондом более 50. Руководство желает разработать меры по совершенствованию, с целью популяризации данной услуги. Исследование показало, что room-service требует изменений, так как доходы от услуги, за три месяца: февраль, март, апрель, имеют скачкообразный характер, что может быть обусловлено незаинтересованностью гостей. В связи с этим, был проведен анализ меню методом ABC-анализа, который заключается в выявлении наиболее выгодных объектов меню и наиболее слабых позиций, которые не продаются. В результате анализа было выявлено 3 фаворита и 10 блюд, которые не пользуются спросом у гостей и не приносят доход. Далее был проведен опрос на удовлетворенность данной услугой. В результате, которого удалось составить портрет потенциального пользователя услугой: гражданин Российской Федерации, от 31 - 45 лет, приехавший с целью туризма. Для сравнения были взяты такие гостиницы как: «Азимут», «Астория» и «Хендэ». По сравнению с рассматриваемыми гостиницами услуга room-service в «Экваторе» не предоставляет доставку в номер до 00:00 или круглосуточно, а также не имеет широкого ассортимента блюд. Внутренние стандарты определяют успех услуги, так как сотрудники при обслуживании гостей ориентируются именно на него. Качественно составленный стандарт - значит качественно предоставляемая услуга. Также своим мнением поделился гостиничный эксперт, управляющий отелем Original Sokos Hotel Olympia в г. Санкт-Петербурге.
Анализ позволил определить слабые места и разработать предложения по совершенствованию. Во-первых, необходимо провести тренинг с линейными сотрудниками - официантами и администраторами. Персонал, который чаще других встречается с гостями и имеет возможность общаться с ними. Им будет проще донести до гостей информацию о наличии услуги room-service, заинтересовать их и сподвигнуть их на заказ. Во-вторых, следует увеличить время работы room-service, так как согласно опросу многие гости не довольны тем, что кафе и услуга room-service работает лишь до 21:00. В связи с этим необходимо увеличить штат сотрудников службы питания на 2 официанта и на 2 повара. В- третьих, в соответствии с изученной литературой стандарт был дополнен процессом взимания оплаты и забором посуды, то есть была проделана коррекция «Стандарта действия сотрудников при обслуживании в номерах». В-четвертых, было усовершенствовано меню, в результате ABC-анализа. Расходы на печать в 100 штук и оформление дизайна составляют 15 000.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии № 16 - ФЗ : [принят ГД 19 января 2018 года]. -
КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 108 - ФЗ : [принят ГД 21 мая 2013 года]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
3. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями [приказ Минкультуры России № 1215: принят 11 июля 2014]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
4. ГОСТ 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения.
5. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения
6. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования
7. ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения
8. Барчуков, И.С., Баумгартен, Л.В., Башин, Ю.Б., Зайцев, А.В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / И.С. Барчуков, Л.В. Баумгартен, Ю.Б. Башин, А.В. Зайцев. - М.: КНОРУС, 2014. - 166 с.
9. Баумгартен, Л.В. Обеспечение менеджмента гостиниц на основе стандартов организации / Л.В. Баумгартен // Туризм: право и экономика. - 2014. №
48. - С. 15-19.
10. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2015 - 224 с.
11. Бутырина, Е.А. Организация питания в гостинице / E.A. Бутырина // Актуальные проблемы развития туризма и гостеприимства. - 2017 21-28 с.
12. Васюкова, А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / А.Т. Васюкова, Т.Р. Любецкая - М. : Дашков и Ко, 2014. - 416с.
13. Гостенина Т.Н. Классификация средств размещения / Т. Гостенина// Гостиница и ресторан: бизнес и управление: журнал для профессионалов. - 2013. - № 1. С. 10-11.
14. Гостиничное дело: учебник / Н.М. Мышьякова, С.Г. Шкуропат. - СПб. : СПбГУСЭ, 2013. - 314 с.
15. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н.А. Платонова, О.И. Вапнярская, В.В. Даитов, А.А. Ларионова, О.Н. Макушева, Е.С. Сахарчук, З.М. Ханбабаева. - М.: КНОРУС, 2016. 426 с.
16. Джум, Т.А., Ольшанская, С.А. Организация и технология питания туристов: учебное пособие / Т.А. Джум, С.А. Ольшанская. - М. : Инфра-М, 2015. - 320 с.
17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер — СПб.: Питер, 2013. - 646 с.
18. Лопатин, С..А. Организация рационального питания в гостинице: учебное пособие / С.А. Лопатин, Е.И. Юванен, С.В. Чернова. - СПб. : СПбГЭУ, 2017. - 143 с.
19. Погодин, К.С. Кейтеринг. Практическое руководство для владельцев и управляющих / К.С. Погодин. - М. : Ресторанные ведомости, 2015. - 176 c
20. Потапова, И.И. Организация обслуживания гостей в процессе проживания: учебник / И.И. Потапова - М. : Академия, 2015. - 320 с.
21. Руденко, Л.Л. Технологии гостиничной деятельности: учебное пособие для бакалавров / Л.Л. Руденко, Н.П. Овчаренко, А.Б. Косолапов - М.: Дашков и Ко, 2013. - 176 с.
22. Bomkamp S. In an era of on-demand food delivery, hotel room service is forced to evolve [Электронный ресурс] // Chicago Trubune. - 2017. - Режим доступа: http: //www.chicagotribune.com
23. Littman M. What to Expect From Hotel Room Service Now [Электронный ресурс] // Enterpreneur. - 2013. Режим доступа: https://www.entrepreneur.com
24. Rossen J. 10 Secrets of Hotel Room Service [Электронный ресурс] // Mental Floss. - 2018. - Режим доступа: http://mentalfloss.com
25.Is Room Service Dead? [Электронный ресурс]. - 2017. Режим доступа: https://www.hotel-online.com
26. Агарёва В.А. Развитие гостиничного бизнеса в рамках внедрения новых услуг: необходимость и перспективы развития [Электронный ресурс] / В.А. Агарёва // Концепт. - 2015. - №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
27. Аксёнова К. К. Анимационные технологии на предприятиях питания [Электронный ресурс] / К.К. Аксенова // Туризм в современном мире: направления и тенденции развития. - 2013. - 9-12 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru
28. Амелина, С. М. Организация питания в гостинице [Электронный ресурс] / С. М. Амелина // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru
29. Верижникова М. Ю. Кейтеринг - прогрессивная форма организации общественного питания [Электронный ресурс] / М. Ю. Верижникова, Н. В. Мясищева // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма : материалы V Международная интернет-конференция / Орел. - 2014. - 411-412 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru
30. Воробьева Е.А. Рынок гостиничных услуг и его особенности [Электронный ресурс] /Е.А. Воробьева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
31. Гостиница Экватор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hotelequator.ru
32. Гумерова, Г.А., Никифорова, А. А. Направления повышения качества обслуживания в номере [Электронный ресурс] /Г.А. Гумерова, А.А. Никифорова //
53
Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг. - 2015.
- 89-89 с. Режим доступа: https://elibrary.ru
33. Донец А.А. Повышение качества услуг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия [Электронный ресурс] /А.А. Донец // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №4. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru
34. Куликова С. Приятного аппетита! Служба room service, затратная и необходимая [Электронный ресурс] / С. Куликова // Современный Отель. - 2013. - № 9. - Режим доступа: http://hotelexecutive.ru
35. Латыпова, Р.Р., Пестрикова, М.В. Особенности деятельности предпринимательских структур в сфере ресторанного бизнеса и их позиционирование на рынке [Электронный ресурс] / Р.Р. Латыпова, М.В. Пестрикова // Модернизация российской экономики: прогнозы и реальность. - 2017. - 393-403 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru
36. Лозовая А.В., Кузнецов В.И. Особенности организации ресторанного
сервиса [Электронный ресурс] / А.В. Лозовая // Международный студенческий научный вестник. - 2015. № 5-1. 137-139 с. - Режим доступа:
https://www.eduherald.ru
37. Никифорова, Т. А. Оборудование для предприятий общественного питания [Электронный ресурс] / Т. А. Никифорова, Д. А. Куликов, С. Г. Пономарев.
- Оренбург : ОГУ, 2012. - 131 с. Режим доступа: https://rucont.ru
38. Орлова А.И. Прогрессивные формы организации питания и обслуживании в ресторанном бизнесе [Электронный ресурс] / А.И. Орлова // Мир науки. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://mir-nauki.com
39. Особенности организации ресторана при гостинице [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rma.ru
40. Помазкова Е. И., Федорчук О. О. Особенности предоставления услуг питания в гостиничных комплексах [Электронный ресурс] / Е.И. Помазкова, О.О. Федорчук // Инновации в социокультурном пространстве. - 2016. - 177-183 с. Режим доступа: https://elibrary.ru
41. Токарева, К.Г. Понятие и виды услуг общественного питания [Электронный ресурс] / К.Г. Токарева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №8-5. - 70-73 с. Режим доступа: https://elibrary.ru
42. Чала, А.Н. Организация службы рум сервиса в гостиницах г. Барнаула [Электронный ресурс] / А.Н. Чала // Педагогическое образование на Алтае. - 2014. - №2. - 62-63 с.
43. Черненко, В.А., Качалова, О.И., Локтева, О.А. Современные тенденции в развитии гостиничного сервиса [Электронный ресурс] / В.А. Черненко, О.И. Качалова, О.А. Локтева // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2013. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
44. Шаповал, Е.В., Гоголишвили Г.М. Учет услуг общественного питания и форменной одежды в гостиничном деле [Электронный ресурс] / Е.В. Шаповал, Г.М. Гоголишвили // Вестник ГУУ. - 2016. - №9. Режим доступа: https: //cyberleninka.ru