Введение ' 3
Глава I. Теоретические основы эффективного управления затратами 8
1.1. Формирование системного подхода к управлению затратами 8
1.2. Проблемы управления затратами на предприятиях 17
1.3. Теоретические и методические основы проектирования механизма управления затратами 24 Глава 2. Методология построения организационно-экономического
механизма управления затратами 35
2.1. Методическое обоснование структуры механизма управления
затратами 35
2.2. Методологические подходы к построению механизма управления текущими затратами 44
2.3. Методологические основы стратегического ^правления затратами 64 Глава 3. Построение организационно-экономического механизма
управления затратами на хлебопекарном предприятии 1 78
3.1. Анализ поведения затрат хлебопекарного предприятия 78
3.2. Управление формированием ассортимента 88
3.3. Управление затратами и политика цен 97
3.4. Анализ затрат на качество 101
3.5. Разработка сводного бюджета хлебозавода 110
3.6. Организация стратегического управления затратами 119
Выводы 129
1
Использованная литература 131
Приложения 144
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики усложняется система экономических связей предприятий, меняются задачи й характер управленческой деятельности. Особое значение приобретает оперативность и адекватность реагирования на изменения внутренней и внешней среды. На первый план выдвигается цель максимизации прибыли и увеличения рыночной стоимости предприятий. Развиваются такие виды управленческой деятельности, как стратегическое планирование и прогнозирование, финансовое управление, повышение эффективности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В основе этой деятельности лежит информация о затратах.
Практика хозяйствования строится на повседневной работе с затратами, так как стабильность позиций предприятия на рынке связана с успешным решением проблем по их снижению. Существующая в настоящее время система финансового учета и отчетности не может в достаточной степени обеспечить руководство предприятия информацией, необходимой для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений.
Российскими учеными разработаны многие теоретические и практические аспекты управления затратами. Однако организация процесса управления затратами в рамках текущего и стратегического управления предприятием не нашла достаточно полного отражения в экономической литературе. Требуется поиск научных подходов к выбору методов воздействия на процесс формирования затрат. Необходимость теоретической и методологической проработки вопросов создания механизма управления затратами определяют актуальность темы исследования.
3
Степень разработанности темы. Значительный вклад в развитие теории управления затратами на предприятиях внесли В.Ф. Палий, А.Д. Шеремет, С.А. Стуков, Н.Г. Данилочкина, А.А. Додонов, М.И. Баканов. Сущность затрат, методы их планирования, учета и анализа освещены в трудах А.Ф. Аксененко, В.А. Бунимовича, В.И. Ганштака, А.Ш. Маргулиса, В.И. Петровой, И.И. Поклада и др. Управление затратами рассматривают в неразрывной связи с управленческим учетом зарубежные авторы: К. Друри, F. Мюллер, X. Гернон, Г. Минк, А. Томпсон, А. Стрикленд, Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер и др. Однако подходы зарубежных исследователей к проблеме управления затратами, приемлемые для устойчиво функционирующей экономики, не всегда могут быть применимы в российской экономике. Нужно время для накопления собственного практического опыта и проведения системных исследований в данной области.
Современные подходы к проблеме управления затратами изложены в работах С.А. Николаевой, И.Г. Кондрашова, Е.А. Ананькиной, С.Н. Колесни¬кова, В.Г. Лебедева, Г.А. Кранохина, В.И. Ткача, которые рассматривают управление затратами как главную часть системы управления организацией. Управленческий учет как элемент бухгалтерского учета представлен в рабо¬тах М.А. Бахрушиной, У.Ю. Русаковой, К.П. Янковского.
Отраслевые вопросы снижения затрат; на производство и реализацию пищевой продукции изложены в работах В.П. Грузинова, В.В. Денискина, А.П. Косована, В.И. Комарова, А.Н. Жигалова, Т.Ф. Рябовой,' Н.С. Тульской и др. Однако многие аспекты данной проблемы, в том числе теория и методология оперативного и стратегического управления затратами, их взаимодействия, а также структура механизма управления затратами не нашли системного отражения в исследованиях российских ученых.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования явилась разработка теоретических и методологических основ формирования организационно-экономического механизма управления затратами на предприятиях хлебопекарной отрасли. 1 Задачи исследования:
• раскрыть понятие механизма управления затратами как важнейшей составляющей менеджмента;
• выполнить анализ действующей системы учета затрат на предприятиях хлебопекарной отрасли;
• обосновать значение управления затратами для целей текущего и стратегического управления предприятием; • исследовать проблемы управления затратами на предприятиях хлебопекарной отрасли;
• рассмотреть теоретические и методические аспекты проектирования механизма управления затратами;
• разработать методологические основы построения механизма текущего и стратегического управления затратами;
• обосновать целесообразность бюджетирования для текущего управления затратами; 1
• разработать методику составления сводного бюджета предприятия;
• разработать методические подходы к оптимизации производственной программы и ценообразования на основе системы учета затрат «директкостинг»;
• теоретически обосновать организацию стратегического управления за¬тратами на основе цепочки ценностей;
• разработать модель механизма управления затратами.
Объект исследования. Объектом исследования были выбраны предприятия хлебопекарной промышленности.
Предмет исследования. Предметом исследования являлся механизм формирования затрат и управления ими в краткосрочном и долгосрочном периоде.
1. Управление затратами требует системного подхода, включающего исследование поведения затрат, методов их формирования и организации учета, выявление затратообразующих факторов, мер по контролю за снижением затрат. Обоснованные в диссертации теоретические и методические положения по данному
кругу вопросов позволяют реализовать данньй подход путем осуществления
текущего и стратегического управления затратами на базе единого организационно-экономического механизма. ^
2. Для текущего и стратегического управления затратами необходим разный инструментарий, который отражает специфику планирования и учета оперативных
и стратегических затрат. Проектирование механизма текущего управления затратами рекомендуется осуществлять на основе оперативного учета, контроля и анализа затрат по центрам ответственности. Для стратегического управления за¬тратами предприятие следует рассматривать в общей цепочке видов экономической деятельности, создающих ценности, начиная с источников сырья (поставщиков ) до конечного потребителя, что позволяет выявить потенциальные возможности увеличения ценностей для потребителя и получения конкурентных преимуществ для предприятия.
3. Структура механизма текущего управления затратами отражает разграничение всех ресурсов и затрат по центрам ответственности и установление сферы полномочий и ответственности менеджеров. Реализация такого механизма достигается разработкой сводного бюджета.
4. Обоснованная в диссертации методика составления, контроля и анализа сводного бюджета хлебопекарного предприятия, включающая операционное, инвестиционное и финансовое бюджетирование, обеспечивает контрольно- стимулирующую функцию бюджета на постоянной основе. В Соответствии с данной методикой выполнен расчет сводного бюджета хлебопекарного пред¬приятия.
5. Значительно возросший в рыночных условиях масштаб задач управления за¬тратами на предприятиях хлебопекарной промышленности требует более эффективных методов их учета при планировании объема производства и ассортимента продукции. Проведенные исследования показали, что управление затратами с использованием системы «директкостинг» позволяет оптимизировать производственную программу как по объему производства, так и по ассортименту на основе расчета сумм покрытия постоянных затрат, а также обосновать ценовую" политику предприятий хлебопекарной промышленности с целью оптимизации финансовых результатов от продаж.
6. Организация стратегического управления затратами базируется на информации, связанной с внешними факторами, что находит отражение в изучении влияния цепочки ценностей на деятельность предприятия и обосновании его стратегического позиционирования.
1. Аболонин С. SWOT-анализ деятельности предприятия // «Маркетинг», 1999.
- С. 47^9.
2. Абрюнина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М.: ДИС, 1999. - 256 с.
3. Авсеева С.В. Учёт затрат и трансфертное ценообразование // ^Бухгалтерский учёт», 1991, № 4.
4. Аврех Г.Л., Федоренко Н.П., Щукин Е.П. Затраты и результаты: беседы об экономике. — М.: Наука, 1990. - 192 с.
5. Аксёненко А.Ф., Бобиженов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учёт н& промышленных предприятиях в условиях реформирования рыночных отноше¬ний. — М.: Нонпарель, 1994.
6. Аксёненко А.Ф. Методика учёта и анализа себестоимости продукции. — М.: Финансы и статистика, 1987. - 208 с.
7. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: финансы и ста¬тистика, 1997. - 68 с.
8. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ., под общ. ред. Ю.Н. Капту- ревского. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 400 с.
9. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. — М.: Издательст¬во «ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. - 64 с.
10. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Кирова.
- «Агентство социологических и маркетинговых исследований». — Киров: АСМИ, 2001,- 16 с.
11. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник д^я вузов.— М.: ИНФРА-М, 1999. - 804 с.
12. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Издательство «Питер»,
1999. -416 с.
13. Аронов А.М., Петров А.Н. Диверсификация производства: теория и страте1 гия развития..— СПб., 2000.
I
131
14. Бачурин А. Реструктуризация и реформирование производства // «Эконо¬мист», № 2, 1999. - С. 33-38.
15. Белов B.C., Селезнёва Н.Н., Скобелева И.П. Управление прибылью. Про¬блемы выбора. Принятие финансовых решений. — СПб.: Издательско-
*
типографский центр «ПРИОРИТЕТ», 1996. - 94 с.
¥ 16. Беспахотный Г.В. Основные направления агропродовольственной политики // «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2001, №1. -С. 79.
1
17. Бетче Йорк. Балансоведение. — М.: Бухучёт, 2000, - 454 с.
18. Бланк И.А. Управление прибылью. — К.: «Ника-Центр», 1998. - 544 с.
#
19. Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). — М.: Нау¬ка, 1994.
20. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация, методика проведения. — М.: Издательство «Экзамен», 1999. - 192 с.
21. Большаков А.В. Менеджмент: теория и практика. Учебное пособие. — Ка¬зань:, Казанский финансово-экономический университет, 1997. - 68 с.
22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 1997. - 360 с.
23. Бургер А. Содержание и методы управления расходами // «Бухгалтерский учёт», 1996, № 5. - С. 64-66.
* 24. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. — М.: Наука, 1994. ,
25. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. — М.: Финансы и ста¬тистика, 2001. - 264 с.
26. Василенко В.А., Мельник И.Е. Операционное и ситуационное управление в системе менеджмента. Учебное пособие. — М.: ^/1ГИУ, 2002. - 530 с.
27. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. —
* М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1995. - 64 с.
132
t
(
28. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт. — М.: Финстатин- форм, 1999.
29. Бахрушина М.А. Внутрипроизводственный учёт и отчётность. Сегментар¬ный учёт и отчётность. Российская практика: проблемы и перспективы. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000. - 192 с.
30. Бахрушина М.А. Управленческий анализ поведения затрат // Бухгалтерское приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь», 2001, № 21. - С. 20-23. ,
31. Вил Р.В., Палий В. Управленческий учёт. — М.: ИНФРА-М, 1997.
32. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Издательство Москов¬ского Университета, 1995.
33. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов 6.И. Микроэкономика. В 2-х то¬мах. — СПб.: Экономическая школа, 1994.
34. Глаголев П. Учёт затрат и контроль // «Риск», 2000, № 1-2. - С. 31-34.
35. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. — СПб.: Издатель¬ство «Специальная литература», 1995. - 429 с.
36. Глухов В.В. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002. - 450 с. ,
37. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практи¬ка. — М.: Финпресс, 1998.
38. Горячев Р.А. Прогнозирование сбыта промышленной продукции. Диссерта-
I
ция на соискание учёной степени кандидата экономических наук, — СПб., 1998. -118 с. ■
39. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. — СПб.: Издательство «Спе-циальная литература», 1995.
40. Грибанова Н.Н., Солодков В.Т. Планирование и прогнозирование деятельно¬сти предприятия. Учебное пособие. — Иркутск: Издательство Иркутской эког номической академии, 1996. - 190 с.
41. Гринолл Э. Финансы и финансовое планирование для руководителей сред¬него звена. — М.: ДИС, 1999. - 96 с.
133
42. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие. —
!
М.: Финансы и статистика, 1998. - 208 с.
43. Грузинов! В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. Учебное пособие. — М.: СОФИТ, 1994. - 494 с.
44. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием.
— М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
45. Дайле А. Практика контроллинга. Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. M.JI. Лукашевича, Е.Н. Тихоренковой. — М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.
46. Дежкина И.П. и др. Планирование и контроллинг. Учебное пособие по дис¬циплинам «Менеджмент» «Стратегический менеджмент». — М., 1997. — Ы с.
* '
47. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование. — М.: Эксперт¬ное бюро, 1997. - 59 с.
48. Дмитриев B.C. Организационно-экономические основы управления затрата¬ми в нефтегазовой промышленности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — СПб., 1998. — 118 с.
0 49. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Издательство «Питер»,
1999. -560 с.
50. Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт. Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. - 560 с.
* I
51. Друри К. Учёт затрат методом стандарт-кост. Пер. с англ. / Под ред. Н.Д.
* Эриашвили. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 224 с.
52. Емельянов А.А. Анализ в системе управления себестоимостью продукции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — М., 1990.
53. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Учеб¬ное пособие. — М.: Издательство «Финпресс», 1998.
54. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления.
— М.: ДИС, 1999.
134
55. Желанская А.Г. Классификация затрат для целей контроля, регулирования и принятия управленческих решений / «Финансы и инвестиции»: сб. научн. тру¬дов. — СПб.: СПб. ГУВК, 1997. - С. 189-195.
56. Жужина И.А., Фоминченкова JI.B. Место и роль общей системы учёта в
f
стратегическом управлении организацией // «Менеджмент в России и за рубе¬жом», 2000, № 3. - С. 13-18.
57. Жуйков Е. Хлеб и брак — друг дружке враг // «Вятский край», 2000, № 74. - С. 2.
I
58. Зимин Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК.
— М.: Колос, 2001.-256 с. '
59. Иванов J1. Маркетинг в хлебопечении // «Хлебопродукты», 1996, № 10. - С. 23-24.
60. Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // «Эконо¬мист», 2000, № 10. - С. 92-95.
61. Ириков В:А. Технология финансового планирования и управления. Библио¬тека технологий управления. — М.: МФТИ, 1996.
62. Калькуляция себестоимости в промышленности / Под ред. В.Ш. Маргулиса.
— М.: Финансы, 1990. - 288 с.
63. Кальянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий.1— М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
64. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. — М.: Вла- дос, 1997. -467 с.
!
65. Карлик А.Е., Горбашко Е.А. Основы экономики фирмы. Учебное пособие.
— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 1997. - 256 с.
66. Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. / Научн. ред. и авт. послесл. В.А. Приписнов. — М.: Экономика, 1991. - 473 с.
67. Карпова Т.П. Основы управленческого учёта. Учебное nocodne. — М.: ИН- ФРА-М, 1997. -392 с.
135
68. Карпова Т.П. Управленческий учёт. Учебник для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
I
69. Керимов В.Э. Управленческий учёт. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.
70. Клейнер Г. Механизмы стратегического планирования на предприятиях // «Вопросы экономики», 1998, № 9.
71. Кныш М.И. Стратегическое управление корпорациями. — М.: Культ- Информпресс, 2002.
72. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и стати¬стика, 2001. -786 с.
73. Ковалёв В.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учёта. — СПб.: Лист, 1991.
I
74. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвести¬ций. Анализ отчётности. — М.: Финансы и статистика, 1999. - 51£ с.
75. Козлов А.В. Стратегическое управление промышленными предприятиями.
— СПб.: СПбГТУ, 2001.- 132 с.
76. Колесников С.Н. Иерархия систем управленческого учёта // АКДИ «Эконо¬мика и жизнь» (http://www.akdi.ru/avt-npr/metod/koles.html) '
77. Кондратова И.Г. Основы управленческого учёта. — М.: Финансы и стати¬стика, 1998. - 144 с.