ВВЕДЕНИЕ С. 3-11
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 12-86
§ 1. Общность социально-правовой природы преступления и административного правонарушения С. 12-34
§ 2. Влияние административных правонарушений на криминогенную обстановку С. 35-62
§ 3. Правовое и общественное противодействие преступлениям по законодательству зарубежных стран С. 62-86
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 87-126
§ 1. Понятие, содержание, принципы и формы административно-правовой политики в сфере предупреждения отдельных видов преступлений С. 87-109
§ 2. Система административно-правового предупреждения отдельных видов преступлений С. 110-126
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ МИЛИЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С. 127-174
§ 1. Административно-правовые меры милиции по предупреждению отдельных видов преступлений С. 132-153
§ 2. Административно-правовые меры милиции по пресечению от¬дельных видов преступлений С. 153-174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 175-181
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 182-191
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ С. 192-208
Актуальность темы исследования. Преобразования, осуществляемые в России в последнее десятилетие, настолько глубоки и масштабны, что при всей их непоследовательности и противоречивости нетрудно заметить происходящий процесс коренного обновления российской государственности. Изменяются роль государства в жизни общества и личности, взаимовлияние экономики и политики, провозглашаемые и защищаемые государством ценности. Формируется принципиально новая политико-правовая система и нравственно-культурная среда Российского государства.
Вместе с тем приходится констатировать, что цели и принципы правового государства пока не стали реальностью. Более того, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить надежную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства личности, организовать и повести решительную борьбу с правонарушениями и преступлениями. В связи с чем охрана и обеспечение общественного порядка, предупреждение преступлений были и остаются наиважнейшими задачами государственных органов, общественности.
В условиях нестабильности современного общества, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, известным противостоянием центра и регионов, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы предупреждения преступлений выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. При этом следует отметить факторы, придающие проблеме предупреждения преступлений административно-правовыми методами и средствами чрезвычайную актуальность.
Во-первых, значительная часть преступлений и иных правонарушений прямо или косвенно посягают на общественный порядок и безопасность, личную безопасность граждан. Так, в 2001 г. в Российской Федерации в общественных местах было совершено 243146 тыс, преступлений, что на 3,3 % больше чем в 2000 г. В 2002 г. было зарегистрировано 279,8 тыс. преступлений (на 3,1% больше, чем в 2001 г.)1.
Во-вторых, статистика свидетельствует, что в настоящее время ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Только по линии МВД России - свыше 20 млн. человек, в том числе в сфере охраны общественного порядка - 10 млн., с составлением более 2 млн. протоколов об административных правонарушениях.
В-третьих, правовая, экономическая и социальная реформы 1990-х годов при-вели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятия. Лицами указанной категории совершается более половины всех уголовно наказуемых деяний. Лица без определенного места жительства не только стали элементом привычного социального ландшафта, но также усилили угрозу общественному порядку, общественной безопасности и личной безопасности граждан.
Наконец, в четвертых, глобальный и системный характер приобрела коррумпированность аппарата государственного управления, о чем, в частности, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 г.): “Нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками”.
Соглашаясь в целом с утверждением Президента Российской Федерации относительно общих причин коррупционности чиновничества, следует отметить бездействие на протяжении 90-х годов прошлого столетия принципа неотвратимости наказания в отношении “нуворишей” от политики и экономики, что способствовало
1 См.: Материалы оперативного совещания с участием заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации “Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск Сибирского федерального округа за 2001 г. - М.,
2001. - С. 21, 25; Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 г. - М., 2003. - С. 35.
2 См.: Лозбяков В.П., Эриаиюши Н.Д. Криминология и административная юрисдикция милиции: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.П. Лозбякова. - М., 1998. - С. 82.
5
масштабности и системности проявления коррупции именно в данный период времени.
Необходимо иметь в виду, что это далеко не полная картина, характеризующая положение дел в данной сфере, поскольку не учтена латентная преступность значительно большая по объему, чем зарегистрированная. Поэтому имеющиеся статистические данные в значительной степени свидетельствуют лишь об объемах выполняемой правоохранительными органами работы, а не о фактическом состоянии криминологической обстановки в стране.
Изучение преступности и особенностей борьбы с ней представляет комплексную проблему. Несмотря на то что вопросы противодействия преступности исследовались в работах криминологов разных лет (P.M. Абызов, Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.И. Арсеньева, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, К.М. Бейсебаев, К.К. Горяйнов, А.И. Долгова, А.В. Иващенко, К.Е. Игошев, С.Я. Лебедев, В.П. Лоз- бяков, А.И. Марцев, Г.М. Миньковский, И.И. Карпец, М.П. Клейменов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Н. Харитонов и др.), следует констатировать их недостаточную изученность как с точки зрения анализа современных тенденций и полноты обсуждения дискуссионных вопросов, так и в плане более эффективного использования потенциала организационных и административно-правовых мер предупреждения преступлений.
Административно-правовая политика и ее основная стратегия - предупреждение преступлений призваны обеспечить максимально возможное их ограничение, сведение к такому состоянию, при котором преступления перестали бы быть угрозой национальной безопасности.
Цели и задачи исследования. Научная цель исследования заключается в изучении роли, значения и возможностей административно-правового предупреждения отдельных, наиболее распространенных в обществе, видов преступлений. Прикладная цель состоит в выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения, определении административно-правовых и организационных мер по предупреждению отдельных видов преступлений.
Комплексность, междисциплинарный подход являются неотъемлемыми элементами научного познания социальных явлений и процессов, в том числе связанных с правоохранительной сферой деятельности. На его основе обеспечиваются системность анализа, выявление и объективная оценка чрезвычайно сложных взаимосвязей и взаимозависимостей многочисленных разнородных факторов, порождающих противоправное поведение либо способствующих его проявлениям.
Предупредительная функция административно-правового реагирования базируется на общности социальной природы преступлений и административных правонарушений, характеризующейся единством системы объективных и субъективных факторов, обусловливающих однородность преступления и правонарушения, сходство составов некоторых из них.
Причинная связь между совершением административных правонарушений и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии схожих детерминантов.
Отнесение деяния к преступлению или административному правонарушению зависит от установления конкретными нормами (административно¬правовыми или уголовно-правовыми) признаков содеянного. Поэтому правильное разграничение преступлений и административных правонарушений возможно проводить только на основании сопоставления общественной вредности и общественной опасности уголовного и административного законов.
Исследования криминологов свидетельствуют, что преступник как особый тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.
Иными словами, если человек систематически или, хотя бы неоднократно, совершает административные правонарушения, то с определенной степенью вероятности можно прогнозировать, что в будущем он может совершить и преступление. Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия, вероятность со-вершения преступления со стороны такого лица значительно возрастает.
Существенное изменение структуры преступности, способов совершения правонарушений свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одна из основных причин этого - несовершенство действующего законодательства. Большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим «полем» правовой защиты общественных отношений, которое на сегодняшний день пока еще не оформилось.
Административно-правовая политика в сфере предупреждения преступлений прошла сложный путь: от непонимания или недооценки значимости проблемы до осознания ее остроты и важности. Силовая стратегия, которая долгое время определяла государственно-правовую политику в рассматриваемом направлении, должна смениться рациональной оценкой криминологической ситуации, разумным подходом к процессу криминализации-декриминализации деяний, в конечном итоге эффективной реализацией мер административно¬правового предупреждения преступлений.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации.
1. Составы определенной группы административных правонарушений являются детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. Так, неправомерное владение оружием, а также правомерное владение оружия лицами, заведомо нарушающими нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья окружающих. Наиболее рельефно общие признаки генезиса возникновения административных правонарушений и преступлений, проявляются на бытовом уровне.
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20, от 10 февраля 1996 г. № 173, от 9 июня 2001 г. № 679, от 25 июля 2003 г. № 841) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст. 676; 2001.
- № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2004 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2003.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М., 2003.
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712; 1998. - № 1. - Ст. 1.
7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 30 июня 2003 г.) // Собрание законода¬тельства Российской Федерации. - 2001. - № 23. - Ст. 2277; 2003. - № 27. - Ст. 2697 (ч. 1).
8. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2002. -№ 5.-Ст. 375.
9. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Ведо-мости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 10. - Ст.360; 1993. - № 32.
193
- Ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2964; 1999. - № 14. - Ст. 1666; № 49. - Ст. 5905; 2003. - № 28. - Ст. 2880; № 50. -Ст. 4847.
10. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10 янва¬ря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер-ховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 888; Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 2002. - № 12. - Ст. 1093; 2003. - № 2. - Ст. 167.
11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) И Ведомости Съезда народ¬ных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федера¬ции. - 1993. - № 33. - Ст. 1318; Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 52. - Ст. 5086; Собрание за-конодательства Российской Федерации. - 1998. - № 10. - Ст. 1143; 1999. - № 51. - Ст. 6289; 2000. - № 49. - Ст. 4740; 2003. - № 2. - Ст.167; № 9. - Ст. 805; № 27. - Ст. 2700 (ч. 1).
12. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 30 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 30. - Ст. 2864; 2001. -№ 26. - Ст. 2580; № 51. - Ст. 4827; 2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 2.
13. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150 «Об оружии» (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681; 1998. -№ 30. - Ст. 3613; № 31. - Ст. 3834; № 51. - Ст. 6268; 1999.
- № 47. - Ст. 5612; 2000. - № 16. - Ст. 1640; 2001. - № 31. - Ст. 3171; - № 33 (ч. 1) .
- Ст. 3435; - № 49. - Ст. 4548; 2002. - № 26. - Ст. 2516; № 30. - Ст. 3029; 2003. - № 2. - Ст. 167; № 27. - Ст. 2700 (ч. 1); № 50. - Ст. 4856.
14. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних вой¬сках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законода¬тельства Российской Федерации. - 1997. - № 6. - Ст. 711; 2000. - № 26. - Ст. 2730; № 46. - Ст. 4537; 2002. - № 19. - Ст. 1794.
15. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических сред-ствах и психотропных веществах» (в ред от 30 июня 2003 г.) // Собрание законода¬
194
тельство Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219; 2002. - № 30. - Ст. 3033;
2003. - № 2. - Ст. 167; № 27. - Ст. 2700 (ч. 1).
16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 7 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177; 2001. -№ 3. - Ст. 216; 2003. -№ 28. - Ст. 2880.
17. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ «О внесении измене¬ний и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.
18. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ «О приведении Уго-ловно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополне¬ний в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4847.
19. Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Прези-диума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г //Ведомости Верховного Со¬вета СССР. - 1966. - № 30. - Ст. 597; 1970. - № 24. - Ст. 206; 1981. - № 10. - Ст. 232.; 1983. - № 39. - Ст. 584.
20. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 570 «Об организационных мерах по усилению борьбы с преступностью» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 18. - Ст. 1597.
21. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. Ха 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступ-ностью» (в ред. от 25 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Фе-дерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1958; Собрание законодательства Российской Феде-рации. - 2003. - № 48. - Ст. 4659.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных гру¬зов автомобильным транспортом» в ред. от 16 марта 1997 г.) // Собрание Законода-тельства Российской Федерации. - 1994. - № 1. - Ст. 24; 1997. - № 13. - Ст. 1541.
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября
195
1994 г. № 1158 «О порядке учета, хранения и использования средств цветного ко-пирования в Российской Федерации» (в ред. от 7 июня 2002 г.) // Собрание законо-дательства Российской Федерации. - 1994- № 25. - Ст. 2716; 2002. - № 23. - Ст. 2190.
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта
1999 г. № 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступно-стью на 1999-2000 гг.» (в ред. от 30 декабря 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 12. - Ст. 1484; 1999. - № 52. - Ст. 6403; 2000. - №7.-Ст. Ст. 819, 820; № 17.-Ст. 1887; № 31. - Ст. 3291; № 33. - Ст. 3394; 2001. — № 2. - Ст. 183; № 3. - Ст. 238.
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля
2000 г. № 512 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изде¬лий (в ред. от 30 ноября 2001 г.)» II Собрание законодательства Российской феде¬рации. - 2000. - № 29. - Ст. 3098; 2001. - № 50. - Ст. 4735.
26. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст-ройств» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. - 2002. - № 5;.
27. Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инст-рукции о порядке осуществления привода» // Российская газета. - 2003. - 11 июля.
28. Приказ МВД России от 1 июля 1997 г. № 403 «Об утверждении Инст-рукции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания» // Бюллетень нормативных актов федеральных ор-ганов исполнительной власти. - 1997. - № 18.
196
29. Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. № 12-ЗС «Об участии населе¬ния в охране общественного порядка на территории Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. - 2000. - № 47.
30. Закон Алтайского края от 10 июля 2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. - 2002. - № 75.
31. Пояснительная записка к проекту Уголовного кодекса Российской Фе-дерации, подготовленного Минюстом России и ГПУ при Президенте. - М., 1994.
32. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 г. - М., 2003.
Книги и монографии
33. Абызов P.M. Прогнозирование и предупреждение индивидуального пре-ступного поведения. - Ташкент, 1983.
34. Абызов P.M. Типология личностных деформаций несовершеннолетних преступников. - Барнаул, 2002.
34. Абызов P.M., Власов В.П., Лебедев С.Я. Предупреждение незаконного оборота оружия: Монография. - Барнаул, 2002.
35. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел / под ред. JI.JI. Попова. - М., 1990.
36. Алексеев А.К, Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профи-лактика: теория, опыт, проблемы. - М., 2001.
37. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1995.
38. Ананич В.А., Серебрякова И.М. Предупреждение преступности: зару-бежный опыт, международное сотрудничество. - Минск, 2000.
39. Антонян Ю.М., Панфилов Г.Л. Профилактика преступлений в сфере бы¬та. -М., 1979;
40. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. - М., 1991.
41. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответст-венности. - Пермь, 1969.
42. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. - М., 1967.
197
43. Брэбан Г. Французское административное право. - М., 1988.
44. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Велико-британии. - М., 2001.
45. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. - М., 1975.
46. Волженкт Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц. - СПб.,
1998.
47. Воронин Ю.А. Система борьбы с преступностью в США. - Свердловск,
1990.
48. Гледов Л.Д., Устинов B.C. Ответственность за хулиганство - М., 1973.
49. Горяйнов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспек-ты).-М., 1991.
50. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное обще-ство. - М., 2003.
51. Дорогих Н.М. Принудительное лечение при хроническом алкоголизме и наркомании, назначение, исполнение и освобождение. - Киев, 1982.
52. Клюшниченко А.П. Пьянство и административная ответственность. - Ки¬ев, 1975.
53. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965.
54. Зеленцов А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами: Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрис¬дикции: Монография. - М., 2001.
55. Ивлиев С.А., Майстренко Н.З., Шакин А.А., Щербаков Г.Н. Поиск и обезвреживание взрывных устройств. - М., 1996.
56. Иншаков С. Зарубежная криминология. - М., 1997.
57. КарпецИ. И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. -М., 1976.
58. Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. -М., 1988.
59. Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в учетно-регистрационной и лицензионно-разрешительной деятельности милиции: Монография. - Омск, 1997.