ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у личного состава МЧС России 8
1.1 Психологические особенности профессиональной деятельности
личного состава МЧС России, оказывающие влияние на личность. Профессионально важные качества 8
1.2 Теоретические обзор изучения представлений об эмоциональном
выгорании у представителей помогающих профессий 22
1.3 Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта в
современной науке: сущность, основные теории 33
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей влияния уровня развития эмоционального интеллекта на сформированность синдрома эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России 46
2.1 Цель, задачи, методы исследования. Описание выборки
испытуемых 46
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального
выгорания и эмоционального интеллекта у личного со става МЧС России. Анализ результатов исследования 57
ВЫВОДЫ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у личного состава МЧС России 8
1.1 Психологические особенности профессиональной деятельности
личного состава МЧС России, оказывающие влияние на личность. Профессионально важные качества 8
1.2 Теоретические обзор изучения представлений об эмоциональном
выгорании у представителей помогающих профессий 22
1.3 Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта в
современной науке: сущность, основные теории 33
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей влияния уровня развития эмоционального интеллекта на сформированность синдрома эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России 46
2.1 Цель, задачи, методы исследования. Описание выборки
испытуемых 46
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального
выгорания и эмоционального интеллекта у личного со става МЧС России. Анализ результатов исследования 57
ВЫВОДЫ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таким образом, сегодня профессионал (представитель помогающих профессий) испытывает синдром выгорания в катастрофических размерах [55], и это серьезная проблема, за которую дорого платят как люди, так и организации [58]. Поэтому проблема сохранения профессионального и здоровья и личного благополучия (включая профилактику эмоционального выгорания) у специалистов помогающих профессий привлекает сейчас все большее внимание исследователей.
Деятельность личного состава МЧС России наполнена интенсивным, содержательно и эмоционально насыщенным взаимодействием с пострадавшими и их близкими, очевидцами, коллегами, специалистами других служб, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ (далее - АСР) и пр., которые чаще всего находятся в остром эмоциональном состоянии; при этом на специалисте лежит большая ответственность по установлению конструктивных взаимоотношений и умению управлять эмоциональной напряженностью в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Важно отметить, что в настоящей динамично меняющейся социально-экономической и политической ситуации, включающей в том числе и преобразования, происходящие в системе МЧС России в течение последних не скольких лет (организационно-штатные мероприятия, управленческие нововведения и пр.) наблюдается изменение отношения людей к работе, у личного состава снижается уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в отношении надежности своих социальных и правовых гарантий, гарантированности рабочего места, материального
обеспечения деятельности. Подобные условия приводят к тому, что зачастую в обществе падает рейтинг социально значимых профессий, значимость труда сотрудников МЧС России начинает недооцениваться и излишне критиковаться социальным окружением, что также способствует развитию выгорания специалистов.
При этом следует помнить, что от психологического благополучия и здоровья личного со става МЧС России непосредственно зависит физическое, социальное и психологическое благополучие как отдельно взятого человека или группы лиц, которым понадобилась помощь (при ликвидации ЧС, пожара и пр.), так и общества в целом. Ведь «выгоревший» сотрудник, малоспособен качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Отметим, что на развитие выгорания влияют как внешние факторы (нагрузка, психоэмоциональное напряжение, навыки саморегуляции и пр.), так и внутренние (психологические) факторы, т.е. потенциал их личностных ресурсов, среди которых И.Н. Андреева, О.И. Бабаич, А.Ю. Василенко, А.И. Чоботарь и др. [49] особенно выделяют эмоциональный интеллект.
Это подчеркивает актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и выгорания, поскольку может позволить найти внутренние ресурсы для снижения и профилактики эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и уровня развития эмоционального интеллекта у профессионального контингента МЧС России.
Объектом исследования выступает эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Гипотеза исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Задачи исследования:
1) изучить современное состояние проблемы взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России;
2) выявить особенности взаимосвязи уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и степени развития эмоционального интеллекта у личного со става МЧС России.
Методы исследования:
- анализ научной психологической литературы;
- констатирующий эксперимент (включающий психодиагностические методы): опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко);
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическая основа исследования: принципы отечественной психологии: принципы деятельностного, системного и личностного подходов, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретическую основу исследования: работы по изучению развития человека в профессии и профессиональной пригодности к ней (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.В. Зеер, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.); концепция профессионально важных качеств и социально-психологических особенностей деятельности пожарных (В.И. Дутов, И.Н. Ефанова, М.В. Леви, С.И. Ловчан, М.И. Марьин, Г.О. Нецкий, А.П. Самонов, И.Г. Чурсин, С.П. Шклярук и др.); концепции синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, С. Джексон, Л.А. Китаев-Смык, В.В. Лукьянов, К. Маслак, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, Е.С. Старченкова, В. Шауфели и др.); исследования эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж.Д. Карузо, Д.В. Люсин, Дж. Мэйер, И.В. Плужников, П. Сэловей, и др.).
Новизна исследования: исследования по изучению связи выгорания и эмоционального интеллекта применительно к сотрудникам МЧС России (в том числе к различным категориям л/с) практически отсутствуют.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть учтены при проведении профилактических и коррекционных мероприятий с личным составом МЧС России по Чувашской Республике, т.к. в настоящие время развитию эмоционального интеллекта и его составляющих уделяется недостаточное внимание.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.) - анализ литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата; подбор диагностических методик; выбор базы для проведения исследования.
2 этап (декабрь 2016 г. - апрель 2017 г.) - проведение эксперимента; количественная и качественная обработка данных, анализ результатов.
3 этап (апрель - май 2017 г.) - окончательное завершение работы, формулирование выводов, итоговое оформление работы.
Организация исследования: исследование проходило в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике и его подведомственных подразделениях, в нем прияли участие различные категории личного состава в количестве 156 человек в возрасте от 23 до 53 лет.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства подразделений, кадровой и психологической службы с целью ознакомления и учета в работе с личным составом.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, общим объемом 107 страниц, включая приложения. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами. Список литературы включает 63 источника. Приложение на 9 листах.
Деятельность личного состава МЧС России наполнена интенсивным, содержательно и эмоционально насыщенным взаимодействием с пострадавшими и их близкими, очевидцами, коллегами, специалистами других служб, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ (далее - АСР) и пр., которые чаще всего находятся в остром эмоциональном состоянии; при этом на специалисте лежит большая ответственность по установлению конструктивных взаимоотношений и умению управлять эмоциональной напряженностью в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Важно отметить, что в настоящей динамично меняющейся социально-экономической и политической ситуации, включающей в том числе и преобразования, происходящие в системе МЧС России в течение последних не скольких лет (организационно-штатные мероприятия, управленческие нововведения и пр.) наблюдается изменение отношения людей к работе, у личного состава снижается уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в отношении надежности своих социальных и правовых гарантий, гарантированности рабочего места, материального
обеспечения деятельности. Подобные условия приводят к тому, что зачастую в обществе падает рейтинг социально значимых профессий, значимость труда сотрудников МЧС России начинает недооцениваться и излишне критиковаться социальным окружением, что также способствует развитию выгорания специалистов.
При этом следует помнить, что от психологического благополучия и здоровья личного со става МЧС России непосредственно зависит физическое, социальное и психологическое благополучие как отдельно взятого человека или группы лиц, которым понадобилась помощь (при ликвидации ЧС, пожара и пр.), так и общества в целом. Ведь «выгоревший» сотрудник, малоспособен качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Отметим, что на развитие выгорания влияют как внешние факторы (нагрузка, психоэмоциональное напряжение, навыки саморегуляции и пр.), так и внутренние (психологические) факторы, т.е. потенциал их личностных ресурсов, среди которых И.Н. Андреева, О.И. Бабаич, А.Ю. Василенко, А.И. Чоботарь и др. [49] особенно выделяют эмоциональный интеллект.
Это подчеркивает актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и выгорания, поскольку может позволить найти внутренние ресурсы для снижения и профилактики эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и уровня развития эмоционального интеллекта у профессионального контингента МЧС России.
Объектом исследования выступает эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Гипотеза исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Задачи исследования:
1) изучить современное состояние проблемы взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у профессионального контингента МЧС России;
2) выявить особенности взаимосвязи уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и степени развития эмоционального интеллекта у личного со става МЧС России.
Методы исследования:
- анализ научной психологической литературы;
- констатирующий эксперимент (включающий психодиагностические методы): опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко);
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическая основа исследования: принципы отечественной психологии: принципы деятельностного, системного и личностного подходов, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретическую основу исследования: работы по изучению развития человека в профессии и профессиональной пригодности к ней (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.В. Зеер, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.); концепция профессионально важных качеств и социально-психологических особенностей деятельности пожарных (В.И. Дутов, И.Н. Ефанова, М.В. Леви, С.И. Ловчан, М.И. Марьин, Г.О. Нецкий, А.П. Самонов, И.Г. Чурсин, С.П. Шклярук и др.); концепции синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, С. Джексон, Л.А. Китаев-Смык, В.В. Лукьянов, К. Маслак, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, Е.С. Старченкова, В. Шауфели и др.); исследования эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж.Д. Карузо, Д.В. Люсин, Дж. Мэйер, И.В. Плужников, П. Сэловей, и др.).
Новизна исследования: исследования по изучению связи выгорания и эмоционального интеллекта применительно к сотрудникам МЧС России (в том числе к различным категориям л/с) практически отсутствуют.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть учтены при проведении профилактических и коррекционных мероприятий с личным составом МЧС России по Чувашской Республике, т.к. в настоящие время развитию эмоционального интеллекта и его составляющих уделяется недостаточное внимание.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.) - анализ литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата; подбор диагностических методик; выбор базы для проведения исследования.
2 этап (декабрь 2016 г. - апрель 2017 г.) - проведение эксперимента; количественная и качественная обработка данных, анализ результатов.
3 этап (апрель - май 2017 г.) - окончательное завершение работы, формулирование выводов, итоговое оформление работы.
Организация исследования: исследование проходило в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике и его подведомственных подразделениях, в нем прияли участие различные категории личного состава в количестве 156 человек в возрасте от 23 до 53 лет.
Апробация исследования: результаты исследования доведены до руководства подразделений, кадровой и психологической службы с целью ознакомления и учета в работе с личным составом.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, общим объемом 107 страниц, включая приложения. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами. Список литературы включает 63 источника. Приложение на 9 листах.
В последние годы социально-психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников МЧС России существенно изменился: кроме ликвидации пожаров, они стали активно привлекаться к оказанию помощи гражданским лицам, пострадавшим в результате паводков, наводнений и других природных катастроф, последствий террористических актов, а также к обеспечению безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий. Выполнение работы в новых условиях предусматривает активное взаимодействие с гражданским населением (зачастую более продолжительное и насыщенное, чем при тушении), предъявляет высокие требования к уровню развитых коммуникативных навыков, пониманию эмоциональных состояний и умению ими управлять (при чем не только в отношении самих себя, но и пострадавших и коллег) []. Что способствует увеличению числа факторов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания. Поэтому, на наш взгляд, в связи с указанными изменениями особенностей профессиональной деятельности важно исследовать и находить новые способы, минимизирующие негативное воздействие на специалистов. При этом основное внимание уделять использованию личностных ресурсов, т.к. особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России как правило не устранимы или трудно устранимы. В связи с этим большой интерес вызывает изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.
Стоит отметить, что проведенный обзор имеющихся исследований в данной области показывает, что в современной психологической науке почти отсутствуют работы, посвященные данному вопросу. В имеющихся же исследованиях чаще обращается внимание на представителей образования и здравоохранения. Тогда как работы обращенные на сотрудников силовых и экстремальных профессий (в том числе, МЧС России) встречаются редко, хотя, как уже отмечалось, меняющаяся социальная реальность требует от них
для успешного выполнения служебной деятельности и сохранения своего профессионального здоровья более развитых способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта: понимания своих и чужих эмоций, умения контролировать свои и чужие эмоции и пр.
Итак, в ходе анализа теоретической информации о взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта было отмечено, что в настоящее время наблюдается преобладание работ прикладной направленности, при этом теоретическая разработанность и обоснованность полученных данных характеризуется некоторой размытостью. Что можно объяснить: 1) сложностью проявления выгорания и многофакторностью его причин; 2) различиями в названиях, связанными с теоретической моделью и предметным наполнением выгорания как научной категории; 3) отсутствием единой трактовки в отношении ЭИ; 4) необходимостью не только систематизации имеющихся данных, теоретическим обоснованием понятия и структуры ЭИ.
При этом большинство исследователей не смотря на некоторые особенности в теоретическом объяснении феноменов при рассмотрении указанных конструктов сходятся в следующих определениях:
- эмоциональное выгорание - это специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности, выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в последствии сказывается на всех уровнях его личности;
- эмоциональный интеллект - это совокупность, способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей;
- по мнению ряда исследователей (Т.А Солодкова, Р.Г. Макфарланд, М. Муравен и Р. Баймейстер), эмоциональный интеллект может стать ресурсом преодоления синдрома профессионального выгорания.
Эмпирическое исследование взаимосвязи СЭВ и ЭИ у личного состава МЧС России по Чувашской Республике позволяет сделать следующие выводы:
1. у опрошенных отмечается преобладание среднего уровня ЭИ, в структуре ЭИ выявлены особенности, характерные данной выборке;
2. у опрошенных отсутствуют сформированные фазы, доминирует 2 фаза «резистенция»; СЭВ в группе опрошенных характеризуется своими особенностями;
3. между уровнем развития ЭИ и его составляющих существует обратная взаимосвязь с составляющими и интегральным показателем СЭВ.
Что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, между уровнем исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Таким образом, ЭИ может выступать как фактор сдерживающий развитие СЭВ, служить внутренним ресурсом для его преодоления. Следовательно, полученные в исследовании результаты позволяют наметить стратегию психокоррекционной и психопрофилактической работы с личным составом МЧС России по Чувашской Республике.
Исследование позволило расширить понимание взаимосвязи ЭИ и выгорания у сотрудников МЧС России, рассмотреть особенности данных психологических феноменов в указанной профессиональной среде. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В дальнейшем фокус исследований может быть направлен на детальное изучение и понимание особенностей этой взаимосвязи, а также анализ ситуационных и личностных факторов, оказывающих влияние на компоненты ЭИ сотрудников и на вероятность развития у них СЭВ, учитывая при этом профессиональные особенности различных категорий личного состава МЧС России и пр.
Стоит отметить, что проведенный обзор имеющихся исследований в данной области показывает, что в современной психологической науке почти отсутствуют работы, посвященные данному вопросу. В имеющихся же исследованиях чаще обращается внимание на представителей образования и здравоохранения. Тогда как работы обращенные на сотрудников силовых и экстремальных профессий (в том числе, МЧС России) встречаются редко, хотя, как уже отмечалось, меняющаяся социальная реальность требует от них
для успешного выполнения служебной деятельности и сохранения своего профессионального здоровья более развитых способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта: понимания своих и чужих эмоций, умения контролировать свои и чужие эмоции и пр.
Итак, в ходе анализа теоретической информации о взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта было отмечено, что в настоящее время наблюдается преобладание работ прикладной направленности, при этом теоретическая разработанность и обоснованность полученных данных характеризуется некоторой размытостью. Что можно объяснить: 1) сложностью проявления выгорания и многофакторностью его причин; 2) различиями в названиях, связанными с теоретической моделью и предметным наполнением выгорания как научной категории; 3) отсутствием единой трактовки в отношении ЭИ; 4) необходимостью не только систематизации имеющихся данных, теоретическим обоснованием понятия и структуры ЭИ.
При этом большинство исследователей не смотря на некоторые особенности в теоретическом объяснении феноменов при рассмотрении указанных конструктов сходятся в следующих определениях:
- эмоциональное выгорание - это специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности, выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в последствии сказывается на всех уровнях его личности;
- эмоциональный интеллект - это совокупность, способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей;
- по мнению ряда исследователей (Т.А Солодкова, Р.Г. Макфарланд, М. Муравен и Р. Баймейстер), эмоциональный интеллект может стать ресурсом преодоления синдрома профессионального выгорания.
Эмпирическое исследование взаимосвязи СЭВ и ЭИ у личного состава МЧС России по Чувашской Республике позволяет сделать следующие выводы:
1. у опрошенных отмечается преобладание среднего уровня ЭИ, в структуре ЭИ выявлены особенности, характерные данной выборке;
2. у опрошенных отсутствуют сформированные фазы, доминирует 2 фаза «резистенция»; СЭВ в группе опрошенных характеризуется своими особенностями;
3. между уровнем развития ЭИ и его составляющих существует обратная взаимосвязь с составляющими и интегральным показателем СЭВ.
Что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, между уровнем исследования: между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
Таким образом, ЭИ может выступать как фактор сдерживающий развитие СЭВ, служить внутренним ресурсом для его преодоления. Следовательно, полученные в исследовании результаты позволяют наметить стратегию психокоррекционной и психопрофилактической работы с личным составом МЧС России по Чувашской Республике.
Исследование позволило расширить понимание взаимосвязи ЭИ и выгорания у сотрудников МЧС России, рассмотреть особенности данных психологических феноменов в указанной профессиональной среде. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В дальнейшем фокус исследований может быть направлен на детальное изучение и понимание особенностей этой взаимосвязи, а также анализ ситуационных и личностных факторов, оказывающих влияние на компоненты ЭИ сотрудников и на вероятность развития у них СЭВ, учитывая при этом профессиональные особенности различных категорий личного состава МЧС России и пр.
Подобные работы
- Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоционального
выгорания у женщин-инструкторов в сфере фитнеса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО
САДА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения у сотрудников бизнес - организации (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Синдром эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА
КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональное выгорание социального работника и пути его предупреждения (Тюменский индустриальный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Значение социального интеллекта в преодолении личностью стрессовых ситуаций (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018



