1 Введение 10
2 Литературный обзор 11
2.1 Социальная робототехника 11
2.2 Роботы в образовании 19
2.2.1 Роботы LEGO 252
2.2.2 Роботы Arduino 25
2.3 Автономный робот NAO 28
2.3.1 Визуальная среда программирования Choregraphe 29
2.3.2 Технические характеристики 30
2.3.3 Движения робота 32
2.3.4 Система технического зрения робота 34
2.3.5 Цветовое пространство YUV 37
3 Постановка задачи 40
4 Практическая часть 41
4.1 Электронная образовательная платформа «Фотон» 41
4.2 Создание приложений в визуальной среде программирования
Choregraphe 43
4.3 Разработанные приложения 49
4.4 Испытания 56
5 Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А Скрипт приложения «Обучение знакам дорожного
движения» 68
Приложение Б Скрипт веб-приложения «Обучение знакам дорожного
движения» 77
Приложение В Скрипт приложения «Зарядка» 79
Приложение Г Социальный робот на выставке RoboCup Russia Open 2019 .. 80
Приложение Д Социальный робот-помощник на тестировании 81
Приложение Е Робот NAO на китайской промышленной ярмарке China International Industry Fair в г. Шанхай 82
Приложение Ж Испытания в Кисловской СОШ 83
Приложение З Демонстрация робота NAO на выставке «Открытые инновации 2019», г. Москва 84
Приложение И Публикации за период обучения 83
Приложение К Дипломы за период обучения 100
Социальная робототехника (Social Robotics) - это довольно новое направление в развитии науки и техники, цель которого главным образом направлена на разработку роботов, способных проявлять социальные свойства и выстраивать взаимоотношения с человеком.
Социальные роботы предназначены для взаимодействия с людьми: роботы-помощники в банках, аэропортах, гиды, аниматоры, ассистенты, учителя. Такой робот может разговаривать и понимать речь, узнавать по лицам и реагировать на прикосновения, двигаться. Данная тема подробно раскрыта в работе [1].
«На сегодняшний день одной из главных проблем в образовательном процессе является сложность развития интереса детей к изучению нового материала, в связи с прогрессом инновационных технологий и многообразием гаджетов. Именно для решения этой проблемы были разработаны обучающие приложения для робота NAO, в результате чего обучение проходит в формате мини-игр» [2].
Целью данной работы являлась разработка программного обеспечения приложений с распознаванием изображений для социального робота с последующим внедрением его в образовательные учреждения. Данное решение поспособствует развитию интереса к изучению нового материала. «При взаимодействии с социальным роботом, у ребенка возрастает мотивация к получению знаний, развивается творческое и инженерное мышление, повышается внимательность и аккуратность» [3].
С помощью приложения Choregraphe были разработаны обучающие приложения с распознаванием изображений и приложения, дополненные анимацией робота: «Обучение знакам дорожного движения», «Обучение устному счету», «Зарядка».
В ходе проделанной работы был проведён литературный обзор по теме распознавания изображений автономным роботом NAO, благодаря чему были разработаны обучающие приложения с данной функцией, а также дополненные анимацией робота.
В ходе тестирования на выездных мероприятиях обучающих приложений были выявлены некоторые недоработки, которые были устранены при дальнейшей работе и проверке в лабораторных условиях.
Так как NAO обладает мощным образовательным потенциалом, его применение в сфере образования затрагивает две важные области:
1) педагогика:
- использование робота при обучении детей;
- формат обучения: мини-игры с «живым» ассистентом;
2) электронное обучение:
- робот как интерфейс между ребенком и компьютером;
- большое число каналов взаимодействия, в том числе более «человечных»;
- расширение возможностей обучения за счет разделения робоприложения и контента (данные в облачной БД)
Преимуществом использования социального робота вместо компьютера в образовании состоит в следующем:
1) взаимодействие с ребёнком осуществляется через несколько каналов взаимодействия (голосовой интерфейс (анализ/синтез), распознавание изображений, тактильные датчики, сенсорный экран, текстовый интерфейс);
2) робот NAO привлекает внимание детей своим внешним видом (похож на ребёнка, игрушку; происходит «оживление» робота за счёт использования движений);
3) процесс обучения проходит в формате мини-игр, осуществляется общение голосом, робот «видит и узнаёт» картинки, ребёнка.
Обладая вышеупомянутыми характеристиками, разработанное ПО обучающий приложений для социального робота позволит использовать его в качестве электронно-образовательного устройства в образовательном процессе соответствующих учреждений, в результате чего обучение будет проходить в форме мини-игр.
1 Проказина И.Ю., Тертишная О.В., Павлова А.А., Шабалин И.Д., Полынцев Е.С. Разработка сценариев «робот-ребенок» для социального робота // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУРа по материалам научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР2019», Томск 22 - 24 мая 2019 г. - Томск: Из-во «В- Спектр», 2019. Ч.4 - С. 301-304.
2 Павлова А.А., Тертишная О.В., Шандаров Е.С. Детская развивающая игра на платформе автономного робота NAO //Материалы III международной конференции Когнитивная робототехника (21-23 ноября 2018 г.) / под ред. В.И. Сырямкина. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. - С 52-53.
3 Павлова А.А., Тертишная О.В., Согомонянц А.А., Проказина И.Е., Шандаров Е.С. Разработка программного обеспечения социального робота для образовательных учреждений //Материалы IV международной конференции Когнитивная робототехника (26 - 28 ноября 2019 г.) / под ред. В.И. Сырямкина. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - С 67-69.
4 Хозяйственный робот Luna обещает прорыв в сфере бытовой техники robotor - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://robotor.ru/2011/05/13/luna-robot-helper/,свободный (дата обращения: 08.06.2020).
5 ARMAR Humanoid Robot For The Kitchen - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.technovelgy.com/ct/,свободный (дата обращения: 08.06.2020).
6 ABB robot Yobot in a New York Yotel - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.abb.com/cawp/seitp202/,свободный (дата обращения: 09.06.2020).
7 A surgical robot - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.knowledgeminer.net/tag/cisobot-surgeon, свободный (дата
обращения: 09.06.2020).
8 R2 Accomplishes Its First Work In Space - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasa.gov/mission_pages/station/main/robonaut.html, свободный (дата обращения: 09.06.2020).
9 Галкин Д.В., Зильберман Н.Н. Социальная робототехника в контексте гуманитарной информатики // Д.В. Галкин, Н.Н. Зильберман // Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытий университет». - Томск, 2012. - С. 66-72.
10 Salem M., Kopp S., Wachsmuth I. et al. Generation and Evaluation of Communicative Robot Gesture // International Journal of Social Robotics. - 2012. - Vol. 4, № 2. - Р. 201-217.
11 Ечмаева Г.А. Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники, 2-е издание // Современные проблемы науки и образования // 2013.
12 Гребнева Д. М. Изучение элементов робототехники в базовом курсе
информатики - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
festival.1september.ru/articles/623491, свободный (дата обращения: 10.06.2020).
13 Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с
14 Толстова Н.А., Бондаренко Д.А., Ганьшин К.Ю. Образовательная робототехника как составляющая инженерно-технического образования // Н.А. Толстова, Д.А. Бондаренко, К.Ю. Ганьшин // Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь, 2013. - С. 171-177.
15 История Lego - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://le-go.ru/pages/lego-history.html,свободный (дата обращения 14.06.2020)
16 Шубович, В.Г. Подготовка и проведение соревнований по робототехнике на базе микрокомпьютера LEGO EV3 // В.Г. Шубович, А.А. Семенов, А.Н. Аленова // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Образование и информационная культура: теория и практика» / Под. ред. Ю.И. Титаренко. - Ульяновск, 2015. - С. 83-87.
17 Arduino для новичков и профессионалов - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://allarduino.ru/,свободный (дата обращения 15.06.2020).
18 FLProg - альтернативная среда программирования Arduino. Описание проекта: Хабрахабр - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/flprog/blog/242335/, свободный (дата обращения 15.06.2020).
19 Visuino: Wintervogel - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inoplk.ru/info/po/?tool=3, свободный (дата обращения 18.06.2020).
20 Официальный сайт S4A - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s4a.cat/,свободный (дата обращения 19.06.2020).
21 Polikar, R. (2006). Ensemble based systems in decision making. Circuits and Systems Magazine, IEEE, 6 (3), P. 21 - 45.
22 Официальный сайт MakerBlock - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.makeblock.com/,свободный (дата обращения 20.06.2020).
23 ArduBlock: Sparkfun - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learn.sparkfun.com/tutorials/alternative-arduino-interfaces/ardublock,свободный (дата обращения 20.06.2020).
24 Робот Nao Next Gen - интеллектуал. Человекоподобные роботы -
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.prorobot.ru/01 /robot naonext.php, свободный (дата обращения: 20.06.2020 г.)
25 Luis Cruz. Humanoid Robot Nao: Developing Behaviours for Soccer Humanoid Robots // Cruz L. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - P. 112.
26 Первый андроидный робот NAO готов к общению и самосовершенствованию» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://motocarrello.ru/jelektrotehnologii/roboty/1886-robot-nao.html,свободный (дата обращения: 20.06.2020 г.)
27 Erden, M. S. (2013). Emotional postures for the humanoid-robot NAO / International journal of social robotics, 5(4). - P. 441-456.
28 Андроидные роботы NAO H25 EVOLUTION V5 -[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.robots-toys.ru/collection/komplekty-dlya-uchenikov-starshey-shkoly-i-instituta/product/androidnye-roboty-nao-h25-evolution-v5,свободный (дата обращения: 20.06.2020 г.)
29 David Gouaillier, Vincent Hugel, Pierre Blazevic Chris Kilner, Jer'ome Monceaux, Pascal Lafourcade, Brice Marnier, Julien Serre, Bruno Maisonnier: Mechatronic design of NAO humanoid // IEEE International Conference on Robotics and Automation Kobe International Conference Center Kobe, Japan, May 12-17, 2009. - P. 197.
30 Bilge Mutlu, Christoph Bartneck, Jaap Ham, Vanessa Evers, Takayuki
Kanda (Eds.): Social Robotics // Springer //Third International Conference, ICSR 2011 Amsterdam, The Netherlands, November 24-25, 2011. - P. 249
31 Liu, Q., Zhang, C., Song, Y., & Pang, B. (2018). Real-Time Object Recognition Based on NAO Humanoid Robot. 2018 IEEE International Conference on Internet of Things (iThings) and IEEE Green Computing and Communications (GreenCom) and IEEE Cyber, Physical and Social Computing (CPSCom) and IEEE Smart Data (SmartData). - P. 83-87.
32 Viola, P., & Jones, M. (2001). Robust real-time object detection. International Journal of Computer Vision, 4. - P. 51-52.
33 Проказина И.Ю., Согомонянц А.А., Павлова А.А., Кодоров А.Е., Шандаров Е.С. Архитектура комплекса ПО интеллектуальной робототехнической системы обучения и развития ребенка // Материалы докладов XV Международной научно-практической конференции Электронные средства и системы управления: (20-22 ноября 2019 г.): в 2 ч. - Ч. 2. - Томск: В-Спектр, 2019. - С. 111 - 113.
34 Зимина А.Н., Ример Д.И., Соколова Е.В., Шандаров Е.С., Шандарова О.Е. Антропоморфный робот-помощник воспитателя дошкольного учреждения // Электронные средства и системы управления. 2015. - № 1-2. - С. 108-113
35 Шандаров Е.С., Зимина А.Н., Ермакова П.С. Анализ поведения робота-ассистента в рамках разработки сценариев взаимодействия робот - ребенок // Гуманитарная информатика. 2014. - № 8. - С. 52-64.