СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПУТЁМ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА
|
Введение 3
1. Теоретические основы молодежного туризма 6
1.1. История развития и современное состояние молодежного туризма в России 6
1.2. Сущность, специфика и виды молодежного туризма 16
1.3. Зарубежный опыт поддержки и организации молодежного туризма 25
2. Анализ деятельности «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» и перспектив развития молодежного туризма в области 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика и особенности финансовой деятельности «Белгородский областной Центр детского и юношеского
туризма и экскурсий» 29
2.2 Анализ существующих туров на территории области 39
2.3 Оценка перспектив развития молодежного туризма 42
3. Разработка молодежного тура «Вкуснятина Белогорья» 51
3.1. Общая характеристика тура 51
3.2. Калькуляция и особенности проведения тура 58
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
1. Теоретические основы молодежного туризма 6
1.1. История развития и современное состояние молодежного туризма в России 6
1.2. Сущность, специфика и виды молодежного туризма 16
1.3. Зарубежный опыт поддержки и организации молодежного туризма 25
2. Анализ деятельности «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» и перспектив развития молодежного туризма в области 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика и особенности финансовой деятельности «Белгородский областной Центр детского и юношеского
туризма и экскурсий» 29
2.2 Анализ существующих туров на территории области 39
2.3 Оценка перспектив развития молодежного туризма 42
3. Разработка молодежного тура «Вкуснятина Белогорья» 51
3.1. Общая характеристика тура 51
3.2. Калькуляция и особенности проведения тура 58
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
На сегодняшний день значительное место в системе мирового туризма отводится молодёжному туризму. Молодежный туризм - это как правило путешествия больших групп, объединенных общей целью и желанием познать мир. Основной целью этого вида туризма является расширение кругозора, изучение особенностей мест пребывания, а также желание узнавать в контексте туризма не только страну, но и свой, отдельно взятый регион.
Молодежный туризм является наиболее динамичным элементом развития производственных сил региона и поэтому именно он создаёт повышение ресурсного потенциала дестинации в целом.
Молодое поколение способно новаторски смотреть в будущее, поднимая уровень развития территории.
Молодое поколение - главный двигатель прогресса. Чтобы увидеть положительный результат развития, нужно начинать с работы с молодежью. Молодежный туризм - это не только отдых и развлечение, но и механизм, который создаёт условия для раскрытия способностей молодого человека, а также закрепление в молодёжной среде общенациональных, гражданско- правовых и нравственно-культурных ценностей, основанных на патриотизме.
Молодежный туризм-это возможность найти свою дорогу в жизни, научиться приспосабливаться к основным процессам, происходящим в обществе, возможность побывать в различных местах, потратив при этом минимальные финансовые вложения.
Современная социальная ситуация в обществе показывает, что большинство детей и юношей имеют зависимость от компьютеров, телефонов и других гаджетов. Огромное количество времени дети проводят за прохождением компьютерных игр. Всё это затмевает сознание и ускоряет процесс де-градации ребёнка. А молодежный туризм позволяет отвлечь ребёнка от электронной зависимости и позволить ему находиться в реальном мире, а не в виртуальной реальности. Нахождение в группе, общение со сверстниками,
4 посещение различных объектов показа - это и есть идеальное времяпрепровождение молодого человека. В ходе экскурсий и различных туристических мероприятий человек развивается как личность, изучает разные стороны мира и приспосабливается к взрослой жизни. Ведь молодежный туризм - это не только посещение культурно-исторических мест и турслётов, но и возможность посещения предприятий, изготавливающих различную продукцию. Такие экскурсии не только показывают производство той или иной продукции, но и носят профориентационную направленность и позволяют девушкам и юношам определиться с выбором будущей профессии. Такие мероприятия способствуют развитию не только личности, но и поднятию социального, экономического и культурного уровня развития региона, в котором проживают дети.
Исходя из этого, можно смело назвать молодежный туризм одним их самых перспективных направлений туризма на современном этапе развития общества. А так как туризм имеет свойство мультипликатора, то данный вид туризма затронет различные сферы жизни общества не только отдельно взятого региона, но и страны.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, молодежный туризм помогает проявить себя, стать лидером, научиться самостоятельно принимать решения. Навыки настоящего лидера можно приобрести только в реальной жизни, путём путешествий и походов в условиях природной среды, а не на различных учебных тренингах. Рост городов и населения, ограничение возможностей для развития и реализации своего потенциала, гиподинамия и другие стрессовые ситуации вызывают повышенную потребность у молодёжи в доступных услугах, таких как развлекательных, рекреационных и оздоровительных. Эта проблема является стратегической задачей не только на региональном уровне, но и на федеральном.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является рынок молодежного туризма России и Белгородской области.
Предметом исследования выступают особенности организации молодежного туризма, его виды и значение для страны и региона.
Целью данной работы является анализ отрасли молодёжного туризма в Белгородской области и разработка молодёжного тура.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы молодежного туризма;
2) провести анализ деятельности ГАУДО БОЦДЮТиЭ
3) рассмотреть существующие туры на территории Белгородской области;
4) определить перспективы развития молодёжного туризма;
5) разработать туристический маршрут.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послу-жили исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как Р.Р. Лейцингер, О. А. Бабанчикова, М. С. Кирова, А. И. Сахарова, Д. Мартин, Б. Пэн.
В выпускной квалификационной работе использовались такие методы исследования, анализ имеющихся материалов, представленных в виде периодических изданий о туризме, путеводителей, электронных публикаций в сети Internet, как анализ литературных источников, методы обобщения, анализ полученных данных, метод проектирования.
Практическое применение разработанного тура может быть на базе предприятия ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», на котором проходила преддипломная практика студента.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, списка использованных источников, приложений.
Молодежный туризм является наиболее динамичным элементом развития производственных сил региона и поэтому именно он создаёт повышение ресурсного потенциала дестинации в целом.
Молодое поколение способно новаторски смотреть в будущее, поднимая уровень развития территории.
Молодое поколение - главный двигатель прогресса. Чтобы увидеть положительный результат развития, нужно начинать с работы с молодежью. Молодежный туризм - это не только отдых и развлечение, но и механизм, который создаёт условия для раскрытия способностей молодого человека, а также закрепление в молодёжной среде общенациональных, гражданско- правовых и нравственно-культурных ценностей, основанных на патриотизме.
Молодежный туризм-это возможность найти свою дорогу в жизни, научиться приспосабливаться к основным процессам, происходящим в обществе, возможность побывать в различных местах, потратив при этом минимальные финансовые вложения.
Современная социальная ситуация в обществе показывает, что большинство детей и юношей имеют зависимость от компьютеров, телефонов и других гаджетов. Огромное количество времени дети проводят за прохождением компьютерных игр. Всё это затмевает сознание и ускоряет процесс де-градации ребёнка. А молодежный туризм позволяет отвлечь ребёнка от электронной зависимости и позволить ему находиться в реальном мире, а не в виртуальной реальности. Нахождение в группе, общение со сверстниками,
4 посещение различных объектов показа - это и есть идеальное времяпрепровождение молодого человека. В ходе экскурсий и различных туристических мероприятий человек развивается как личность, изучает разные стороны мира и приспосабливается к взрослой жизни. Ведь молодежный туризм - это не только посещение культурно-исторических мест и турслётов, но и возможность посещения предприятий, изготавливающих различную продукцию. Такие экскурсии не только показывают производство той или иной продукции, но и носят профориентационную направленность и позволяют девушкам и юношам определиться с выбором будущей профессии. Такие мероприятия способствуют развитию не только личности, но и поднятию социального, экономического и культурного уровня развития региона, в котором проживают дети.
Исходя из этого, можно смело назвать молодежный туризм одним их самых перспективных направлений туризма на современном этапе развития общества. А так как туризм имеет свойство мультипликатора, то данный вид туризма затронет различные сферы жизни общества не только отдельно взятого региона, но и страны.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, молодежный туризм помогает проявить себя, стать лидером, научиться самостоятельно принимать решения. Навыки настоящего лидера можно приобрести только в реальной жизни, путём путешествий и походов в условиях природной среды, а не на различных учебных тренингах. Рост городов и населения, ограничение возможностей для развития и реализации своего потенциала, гиподинамия и другие стрессовые ситуации вызывают повышенную потребность у молодёжи в доступных услугах, таких как развлекательных, рекреационных и оздоровительных. Эта проблема является стратегической задачей не только на региональном уровне, но и на федеральном.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является рынок молодежного туризма России и Белгородской области.
Предметом исследования выступают особенности организации молодежного туризма, его виды и значение для страны и региона.
Целью данной работы является анализ отрасли молодёжного туризма в Белгородской области и разработка молодёжного тура.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы молодежного туризма;
2) провести анализ деятельности ГАУДО БОЦДЮТиЭ
3) рассмотреть существующие туры на территории Белгородской области;
4) определить перспективы развития молодёжного туризма;
5) разработать туристический маршрут.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послу-жили исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как Р.Р. Лейцингер, О. А. Бабанчикова, М. С. Кирова, А. И. Сахарова, Д. Мартин, Б. Пэн.
В выпускной квалификационной работе использовались такие методы исследования, анализ имеющихся материалов, представленных в виде периодических изданий о туризме, путеводителей, электронных публикаций в сети Internet, как анализ литературных источников, методы обобщения, анализ полученных данных, метод проектирования.
Практическое применение разработанного тура может быть на базе предприятия ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», на котором проходила преддипломная практика студента.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, списка использованных источников, приложений.
В ходе работы были изучены основы молодёжного туризма. Молодежный туризм в России начал формироваться ещё в 18 веке и носил характер прогулок с образовательными целями. С течением времени, молодежный туризм проходил разные этапы: 19 век-начало 20 века, послевоенный период и современное время. Среди общественных организаций, развивающих молодежный туризм можно выделить специализированные общественные организации (туристские клубы), многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи), учреждения дополнительного образования, туристические базы.
Мировой опыт туризма показывает, что существуют многочисленные организации, занимающиеся молодежным туризмом. Среди них: ISTC, IYHF, FIYTO, BITEJ, EYCA, AEYC, BITS и др. Их деятельность включает все аспекты молодежного туризма. Целями большинства этих организаций является создание наиболее благоприятных условий для молодых путешественников, использование систем скидок и льгот на услуги транспортных перевозок, при размещении и в сфере культурного обслуживания.
В работе произведён анализ учреждения дополнительного образования «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Проанализировав работу предприятия ГАУДО БОЦДЮТиЭ можно вы-делить ряд преимуществ и сильных сторон:
- хорошо организованная структура управления предприятием;
-высококвалифицированные работники в сфере образования;
-удобное месторасположение предприятия (вблизи аэропорта, автовокзала и торговых центров);
-разнообразный спектр предоставляемых экскурсий по Белгороду и области;
-предоставление услуг для разного возраста обучающихся;
-наличие собственного транспортного обслуживания;
-предприятие имеет ряд партнёров по всей стране;
-наличие государственных наград и поощрений;
- так как это государственная организация, наличие постоянной поддержки департамента развития области.
Особенностью финансовой деятельности государственного предприятия является то, что его плановые показатели и реальные показатели являются одинаковыми. Его доходы и расходы имеют стабильные показатели на протяжении большого периода времени. Инвестирование из средств областного бюджета происходит каждый год и практически в равных суммах. Различие в денежных показателях имеется только от организации платных экскурсионных услуг.
Таким образом, финансовые показатели учреждения имеют стабильный уровень, позволяющий осуществлять образовательную деятельность на вы-соком уровне.
Анализ существующих туров происходил в ходе сравнения их основного перечня с анализируемым предприятием и некоторыми турфирмами города. Анализ показал, что организация экскурсионной деятельности в Центре туризма лучше и разнообразней чем в туристических фирмах г.Белгорода, хотя ценовая политика находится примерно на одном уровне.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был разработан маршрут «Вкуснятина Белогорья». Главной целью маршрута было показать производство продукции сладостей двух комбинатов: кондитерской фабрики «Славянка» и «Хладокомбинат», а также заинтересовать экскурсантов в вы-боре подходящей профессии.
Путешествие состоит из двух частей: экскурсия по Старому Осколу и экскурсия по Белгороду. В ходе поездки, молодые люди посетят не только два производства, но и увидят достопримечательности этих двух исторически и культурно интересных городов.
Тур предложен на базе ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» как один из туристических маршрутов данного учреждения.
У предприятия имеется свое транспортное обслуживание, поэтому аренда транспортного средства не потребуется. Услуги экскурсовода оплачиваются центром в качестве заработной платы и установленного оклада. Рас-ходы на бензин составили -3840 руб., на входные билеты - 19500 руб., накладные расходы (10% суммы затрат) -2496,5 руб., прибыль учреждения (20% величины расходов) - 4993 руб.
Всего стоимость экскурсионной путёвки на группу составила -32454,5 руб.
Согласно сведениям Росстата, 60% молодого поколения в качестве развлечений выбирают использование спиртного и наркотиков. Отличную замену искусственной реальности даёт индустрия путешествий. Молодёжный туризм должен помочь сформировать самостоятельного, умеющего принимать правильные решения и способного нести ответственность за них, стремящегося к определённой цели, обладающего физическим и моральным здоровьем патриота. Помимо этого, проекты в области молодёжного туризма обязаны содействовать формированию и укреплению уровня России как передового, имеющего высокий уровень развития, гостеприимного государства, наделённого не только различными естественными ресурсами, но и инновациями, в т.ч. и в работе с молодёжью.
Мировой опыт туризма показывает, что существуют многочисленные организации, занимающиеся молодежным туризмом. Среди них: ISTC, IYHF, FIYTO, BITEJ, EYCA, AEYC, BITS и др. Их деятельность включает все аспекты молодежного туризма. Целями большинства этих организаций является создание наиболее благоприятных условий для молодых путешественников, использование систем скидок и льгот на услуги транспортных перевозок, при размещении и в сфере культурного обслуживания.
В работе произведён анализ учреждения дополнительного образования «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Проанализировав работу предприятия ГАУДО БОЦДЮТиЭ можно вы-делить ряд преимуществ и сильных сторон:
- хорошо организованная структура управления предприятием;
-высококвалифицированные работники в сфере образования;
-удобное месторасположение предприятия (вблизи аэропорта, автовокзала и торговых центров);
-разнообразный спектр предоставляемых экскурсий по Белгороду и области;
-предоставление услуг для разного возраста обучающихся;
-наличие собственного транспортного обслуживания;
-предприятие имеет ряд партнёров по всей стране;
-наличие государственных наград и поощрений;
- так как это государственная организация, наличие постоянной поддержки департамента развития области.
Особенностью финансовой деятельности государственного предприятия является то, что его плановые показатели и реальные показатели являются одинаковыми. Его доходы и расходы имеют стабильные показатели на протяжении большого периода времени. Инвестирование из средств областного бюджета происходит каждый год и практически в равных суммах. Различие в денежных показателях имеется только от организации платных экскурсионных услуг.
Таким образом, финансовые показатели учреждения имеют стабильный уровень, позволяющий осуществлять образовательную деятельность на вы-соком уровне.
Анализ существующих туров происходил в ходе сравнения их основного перечня с анализируемым предприятием и некоторыми турфирмами города. Анализ показал, что организация экскурсионной деятельности в Центре туризма лучше и разнообразней чем в туристических фирмах г.Белгорода, хотя ценовая политика находится примерно на одном уровне.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был разработан маршрут «Вкуснятина Белогорья». Главной целью маршрута было показать производство продукции сладостей двух комбинатов: кондитерской фабрики «Славянка» и «Хладокомбинат», а также заинтересовать экскурсантов в вы-боре подходящей профессии.
Путешествие состоит из двух частей: экскурсия по Старому Осколу и экскурсия по Белгороду. В ходе поездки, молодые люди посетят не только два производства, но и увидят достопримечательности этих двух исторически и культурно интересных городов.
Тур предложен на базе ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» как один из туристических маршрутов данного учреждения.
У предприятия имеется свое транспортное обслуживание, поэтому аренда транспортного средства не потребуется. Услуги экскурсовода оплачиваются центром в качестве заработной платы и установленного оклада. Рас-ходы на бензин составили -3840 руб., на входные билеты - 19500 руб., накладные расходы (10% суммы затрат) -2496,5 руб., прибыль учреждения (20% величины расходов) - 4993 руб.
Всего стоимость экскурсионной путёвки на группу составила -32454,5 руб.
Согласно сведениям Росстата, 60% молодого поколения в качестве развлечений выбирают использование спиртного и наркотиков. Отличную замену искусственной реальности даёт индустрия путешествий. Молодёжный туризм должен помочь сформировать самостоятельного, умеющего принимать правильные решения и способного нести ответственность за них, стремящегося к определённой цели, обладающего физическим и моральным здоровьем патриота. Помимо этого, проекты в области молодёжного туризма обязаны содействовать формированию и укреплению уровня России как передового, имеющего высокий уровень развития, гостеприимного государства, наделённого не только различными естественными ресурсами, но и инновациями, в т.ч. и в работе с молодёжью.



