ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
|
1 Политические убеждения как предмет социологического анализа 12
1.1 Понятие политических убеждений и их место в
политическом сознании социальных субъектов 12
1.2 Типы политических убеждений в российском
политическом дискурсе 24
2 Политические убеждения российской молодежи 42
2.1 Количественная характеристика политических убеждений молодого поколения россиян 42
2.2 Содержательная характеристика политических убеждений современной молодежи 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
1.1 Понятие политических убеждений и их место в
политическом сознании социальных субъектов 12
1.2 Типы политических убеждений в российском
политическом дискурсе 24
2 Политические убеждения российской молодежи 42
2.1 Количественная характеристика политических убеждений молодого поколения россиян 42
2.2 Содержательная характеристика политических убеждений современной молодежи 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность темы исследования. Молодежь — наиболее активная часть населения, которая занимает особое место в политической жизни общества, хотя порой сама этого не замечает. С одной стороны, любое общество заинтересовано в достаточной политической активности молодежи, ее включении в существующую политическую систему в качестве полноценных граждан. С другой — политики могут игнорировать интересы молодежи, воспринимать ее как объект для манипуляций и политических игр. Вместе с тем, именно мо¬лодежь является носителем новых идей и агентом социальных изменений, как в политике, так и в других сферах общества. Понимая политические убеждения современной молодежи, приоритеты этой социальной группы в отношениях с государством, властью, можно прогнозировать ее политическое (в том числе электоральное, протестное) поведение, характеризовать уровень и качество ее политической культуры, да и само политическое будущее России.
Особенно актуальна эта тема в связи с очередными выборами Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. Российская политическая система устроена таким образом, что именно результаты этого голосования определяют политический и экономический курс страны на многие годы.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Термин «политические убеждения» связан с рядом важнейших категорий политической социологии (политическое сознание, политическая культура, политические ценности, политические идеологии, и т.п.). Поэтому круг ученых, изучавших данную проблематику, достаточно широк, включает как классиков социологии, так современных иностранных и отечественных ученых.
Исследование политических отношений в социологии берет свое начало в работах ее основателей О. Конта и Г. Спенсера. Большой вклад в анализ поли¬тической культуры внесли М. Вебер и Г. Алмонд. М. Вебер рассматривал в своих работах ценности, считал, что они позволяют человеку упорядочивать, структурировать свои мысли, впечатления и желания [49].
Стоит отметить и авторов, рассматривавших политические идеологии, по отношению к которым развиваются политические убеждения. Один из лучших учебников по политологии с подробным описанием политических идеологий и их связей с политикой написал Э. Хейвуд [96, с. 55]. Истоки и развитие политических идеологий достаточно подробно рассматриваются в работе Э. Григсби «Анализ политики. Введение в политологию» [95, с. 98].
Важными для нашей темы представляются международные исследования. Крупнейшим в истории является социологическое исследование Р. Инглхарта «Всемирный обзор ценностей», в котором изучались представления, ценности и убеждения жителей разных стран мира. Данное исследование проводились в четыре «волны» (в 1981 — 1983, 1989 — 1991, 1995 — 1997 и 1999 — 2001 гг.). Опрос охватил 81 страну (более 85 % жителей планеты) [97]. Ценности разных обществ мира изучали Ш. Шварц и В. Бильский (Австралия, Финляндия, Гонконг, Испания, США, Германия и Израиль (на 1989 г.)) [101].
Существенный вклад в развитие научных знаний о политической сфере российского общества внесли отечественные ученые.
Понятие «политическая культура» и ее элементы рассматривали в своих работах Баранов Н. А., Батурин В. К., Буренко В. И., Гаджиев К. С., Исаев Б. А., Зеленков М. Ю. Политическое сознание в отечественной традиции в основном описывается как часть политической культуры. Данную точку зрения разделяют Л. Н. Алисова, Н. А. Баранов, В. И. Буренко, З. Т. Голенкова, О. С. Голованов,
A. А. Горелов, Г. Г. Дилигенский, П. А. Меркулов, И. Е. Тимерманис, Ж. Т Тощенко.
Ряд ученых анализировали отдельные элементы политической культуры общества. Так, изучением политических ценностей занимались Г. П. Артемов,
B. К. Батурин, И. О. Бетанов, М. А. Василик, Л. С. Гурьева, О. В. Степанищен- ко. Коновалов В. Н., Витрук Н. В., Дегтярев А. А. в своих работах обосновыва¬ют термин «политические нормы».
Определения политических убеждений мы нашли в публикациях ряда отечественных ученых: Павленок П. Д., Веретюк А. А., Северухина Д. Д. Они рассматривают политические убеждения как синтез, совокупность знаний, идей. В частности, Веретюк А. А определяет политические убеждения через политические идеи, взгляды [14].
Типы убеждений преимущественно характеризуются через политические идеологии, анализом которых занимались Бетанов И. О., Батурин В. К., Козырев Г. И., Тургаев А. С., Овчарова Т. Н., Литвинчук В. И. Об отдельных идеологиях писали Л. Т. Бакулина, Г. М. Куц, Ю. В Назарова (либерализм); Г. П. Хорина и В. Н. Гарбузов (консерватизм); Шилов В. Н. (социализм), В. Н. Ембулаев (коммунизм); Селюк С. А. (анархизм).
В целом анализ научной литературы показал, что к наиболее изученным сторонам нашей темы можно отнести теоретическое осмысление понятий «политическая культура», «политическое сознание», «политические ценности», «политические идеологии». Проблематика политических убеждений и политических норм менее освещена в литературе: как правило, ученые дают лишь их определения. Что касается эмпирических исследований, то здесь чаще всего анализируются политические ценности. Иногда в социологическом опросе о ценностях встречается пара вопросов об убеждениях. Качественные исследования политических убеждений встречаются крайне редко.
Объект бакалаврской работы — российская молодежь как социальная группа, мировоззрение которой находится в состоянии становления.
Предмет бакалаврской работы — политические убеждения современной молодежи.
Цель бакалаврской работы — охарактеризовать содержательные особенности политических убеждений российской молодежи.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить место политических убеждений в политическом сознании социальных субъектов.
2. Выявить типы политических убеждений, встречающихся в российском политическом дискурсе и их маркеры.
3. Выделить политические убеждения, распространенные в молодежной среде.
4. На основе авторского полуструктурированного интервью охарактеризовать содержание политических убеждений современной молодежи.
Гипотеза бакалаврской работы. В сознании современной российской молодежи приверженность классическим политическим идеологиям, скорее всего, встречается редко; повестка, вокруг которой происходит дифференциация взглядов молодого поколения, содержит в основном практические вопросы политического развития российского общества; в содержании большинства типов убеждений молодежи присутствуют элементы социалистической и либеральной идеологий.
Теоретико-методологическая основа. Под политическими убеждениями в данной работе мы понимаем устойчивые представления (взгляды, позиции, принципы), описывающие политическую повседневность и содержащие ее оценку. Место политических убеждений в политическом сознании личности или группы определяется их свойством оценивать происходящее, вырабатывать отношение к ценностям, идеалам, нормам, проблемам, ситуациям, историческим фактам, традициям и т.п.
В ходе исследования применялись теоретический анализ научной литера¬туры (параграфы 1.1., 1.2.), традиционный анализ документов (анализ статей в параграфе 1.2.), анализ результатов исследований ведущих социологических центров (параграф 2.1.). Проведено авторское социологическое исследование методом полуструктурированного интервью (параграф 2.2.).
Эмпирическая база исследования включает:
1. Результаты авторского полуструктурированного интервью «Политические взгляды молодежи». Опрошено 15 человек (интервью записывалось на диктофон).
2. Результаты социологических опросов ведущих социологических центров России:
— ФОМ. «Интерес молодежи к политике». Телефонный опрос 4000 жителей РФ от 17 до 34 лет включительно, 4 группы по 1000 человек: студенты
17 — 23 лет, не студенты 17 — 23 лет, 24 — 28-летние и 29 — 34-летние. Сбор данных проходил 1 — 15 марта 2017 г. [86];
— ФОМ. «Политические взгляды и протестный потенциал молодежи». Опрос граждан РФ от 18 до 30 лет. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Сбор данных проходил
18 мая 2016 г.) [87];
— ФОМ. «Взгляды и ценности молодых». Телефонный опрос 4000 жителей РФ от 17 до 34 лет включительно, 4 группы по 1000 человек: студенты 17 — 23 лет, не студенты 17 — 23 лет, 24 — 28-летние и 29 — 34-летние. Сбор данных проходил 1 — 15 марта 2017 г. [85];
— ФОМ. «Президентские выборы — 2018.». Опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 3000 респондентов. Интервью по месту жительства. Сбор данных проходил 11 марта 2018 г. [88];
— Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. «Динамика ценностных ориентаций молодежи». Опрос учащиеся старших классов школ, студентов вузов и средних специальных учеб¬ных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Объем выборки в 2006 г. составил 1950 респондентов, в 2011 г. — 3000, в 2014 г. — 2500, в 2015 г. — 2500 и в 2016 г. — 2750. Метод опроса — анкетирование. Сбор данных про¬ходил в 2006 — 2016 гг. [75, с. 330];
— ВЦИОМ. «Молодежь и политика: точки соприкосновения». Опрос в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 9000 человек. Выборка — население РФ в возрасте 18 лет и старше. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту житель - ства респондента. Сбор данных проходил 31 марта — 11 апреля 2017 г. [17];
— Социологическое исследование Института социологии Российской академии наук. Объем выборочной совокупности составил 4000 респондентов, ре¬презентирующей взрослое (от 18 лет и старше) население РФ по параметрам пола, возраста, образования и типа населенного пункта проживания. Сбор данных проходил в 2014 — 2016 гг. [75, с. 309];
— Социологическое исследование Центра социального прогнозирования и маркетинга, проведенное под руководством Ф. Э. Шереги (в 21 субъекте РФ). Выборочная совокупность — 2002 человека в возрасте 16 — 30 лет, сформированная пропорционально по квотам, рассчитанным по данным Росстата. Сбор данных проходил в ноябре 2012 г. [93];
3. Результаты зарубежных исследований:
— Center for American Progress. «The Political Ideology of the Millennial Generation». Опрос населения от 18 до 29 лет. Опрошено 915 человек. Сбор дан¬ных проходил в 2008 г. [94];
— Pew Research Center. «The Partisan Divide on Political Values Grows Even Wider». Проведено два телефонных опроса с 8 июня по 9 июля 2017 г. В рамках первого (8 — 18 июня) опрошено 2504 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих во всех 50 американских штатах и округе Колумбия (628 респондентов опрошены по стационарным телефонам и 1876 — по мобильным. Второй опрос проведен с 27 июня по 9 июля 2017 г.: опрошено 2505 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих во всех 50 американских штатах и округе Колумбия (627 респондентов опрошены по стационарным телефонам и 1878 — по мобильным) [100];
— Nottingham Trent University. «Young people, political participation and trust in Britain». Национальный онлайн-опрос, в рамках которого опрошено 1025 человек в возрасте от 18 до 24 лет. Сбор данных проходил с 20 апреля по 4 мая 2011 г. [99];
— NBC, GenForvard. «American youth do not believe Trump». В опросе приняли участие 1844 респондента, родившихся после 2000 года. Сбор данных проходил с 3 по 16 января 2018 г. [98];
— Социологическое исследование Института политологии при Гарвардском университете (штат Массачусетс). В опросе участвовали свыше 2,5 тыс. человек в возрасте от 18 до 29 лет. Сбор данных проходил в апреле 2017 г. [53];
— TNS Opinion. «Les jeunes du monde». Опрошено 32 714 человек в возрасте от 16 до 29 лет. Анкетирование проведено в 25 странах. Оно включало в себя 242 вопроса. Сбор данных выполнен в течение пяти недель с 16 июня по 22 июля 2010 г. [74].
Научная новизна. На основе качественной методологии охарактеризовано содержание и основные типы политических убеждений современной молодежи.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы бакалаврской работы могут быть использованы при разработке мер государственной молодежной политики по повышению уровня политической культуры молодежи, при чтении курсов «политическая социология», «социология молодежи».
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (в каждой главе по два параграфа), заключения, списка использованных источников и приложений.
Особенно актуальна эта тема в связи с очередными выборами Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. Российская политическая система устроена таким образом, что именно результаты этого голосования определяют политический и экономический курс страны на многие годы.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Термин «политические убеждения» связан с рядом важнейших категорий политической социологии (политическое сознание, политическая культура, политические ценности, политические идеологии, и т.п.). Поэтому круг ученых, изучавших данную проблематику, достаточно широк, включает как классиков социологии, так современных иностранных и отечественных ученых.
Исследование политических отношений в социологии берет свое начало в работах ее основателей О. Конта и Г. Спенсера. Большой вклад в анализ поли¬тической культуры внесли М. Вебер и Г. Алмонд. М. Вебер рассматривал в своих работах ценности, считал, что они позволяют человеку упорядочивать, структурировать свои мысли, впечатления и желания [49].
Стоит отметить и авторов, рассматривавших политические идеологии, по отношению к которым развиваются политические убеждения. Один из лучших учебников по политологии с подробным описанием политических идеологий и их связей с политикой написал Э. Хейвуд [96, с. 55]. Истоки и развитие политических идеологий достаточно подробно рассматриваются в работе Э. Григсби «Анализ политики. Введение в политологию» [95, с. 98].
Важными для нашей темы представляются международные исследования. Крупнейшим в истории является социологическое исследование Р. Инглхарта «Всемирный обзор ценностей», в котором изучались представления, ценности и убеждения жителей разных стран мира. Данное исследование проводились в четыре «волны» (в 1981 — 1983, 1989 — 1991, 1995 — 1997 и 1999 — 2001 гг.). Опрос охватил 81 страну (более 85 % жителей планеты) [97]. Ценности разных обществ мира изучали Ш. Шварц и В. Бильский (Австралия, Финляндия, Гонконг, Испания, США, Германия и Израиль (на 1989 г.)) [101].
Существенный вклад в развитие научных знаний о политической сфере российского общества внесли отечественные ученые.
Понятие «политическая культура» и ее элементы рассматривали в своих работах Баранов Н. А., Батурин В. К., Буренко В. И., Гаджиев К. С., Исаев Б. А., Зеленков М. Ю. Политическое сознание в отечественной традиции в основном описывается как часть политической культуры. Данную точку зрения разделяют Л. Н. Алисова, Н. А. Баранов, В. И. Буренко, З. Т. Голенкова, О. С. Голованов,
A. А. Горелов, Г. Г. Дилигенский, П. А. Меркулов, И. Е. Тимерманис, Ж. Т Тощенко.
Ряд ученых анализировали отдельные элементы политической культуры общества. Так, изучением политических ценностей занимались Г. П. Артемов,
B. К. Батурин, И. О. Бетанов, М. А. Василик, Л. С. Гурьева, О. В. Степанищен- ко. Коновалов В. Н., Витрук Н. В., Дегтярев А. А. в своих работах обосновыва¬ют термин «политические нормы».
Определения политических убеждений мы нашли в публикациях ряда отечественных ученых: Павленок П. Д., Веретюк А. А., Северухина Д. Д. Они рассматривают политические убеждения как синтез, совокупность знаний, идей. В частности, Веретюк А. А определяет политические убеждения через политические идеи, взгляды [14].
Типы убеждений преимущественно характеризуются через политические идеологии, анализом которых занимались Бетанов И. О., Батурин В. К., Козырев Г. И., Тургаев А. С., Овчарова Т. Н., Литвинчук В. И. Об отдельных идеологиях писали Л. Т. Бакулина, Г. М. Куц, Ю. В Назарова (либерализм); Г. П. Хорина и В. Н. Гарбузов (консерватизм); Шилов В. Н. (социализм), В. Н. Ембулаев (коммунизм); Селюк С. А. (анархизм).
В целом анализ научной литературы показал, что к наиболее изученным сторонам нашей темы можно отнести теоретическое осмысление понятий «политическая культура», «политическое сознание», «политические ценности», «политические идеологии». Проблематика политических убеждений и политических норм менее освещена в литературе: как правило, ученые дают лишь их определения. Что касается эмпирических исследований, то здесь чаще всего анализируются политические ценности. Иногда в социологическом опросе о ценностях встречается пара вопросов об убеждениях. Качественные исследования политических убеждений встречаются крайне редко.
Объект бакалаврской работы — российская молодежь как социальная группа, мировоззрение которой находится в состоянии становления.
Предмет бакалаврской работы — политические убеждения современной молодежи.
Цель бакалаврской работы — охарактеризовать содержательные особенности политических убеждений российской молодежи.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить место политических убеждений в политическом сознании социальных субъектов.
2. Выявить типы политических убеждений, встречающихся в российском политическом дискурсе и их маркеры.
3. Выделить политические убеждения, распространенные в молодежной среде.
4. На основе авторского полуструктурированного интервью охарактеризовать содержание политических убеждений современной молодежи.
Гипотеза бакалаврской работы. В сознании современной российской молодежи приверженность классическим политическим идеологиям, скорее всего, встречается редко; повестка, вокруг которой происходит дифференциация взглядов молодого поколения, содержит в основном практические вопросы политического развития российского общества; в содержании большинства типов убеждений молодежи присутствуют элементы социалистической и либеральной идеологий.
Теоретико-методологическая основа. Под политическими убеждениями в данной работе мы понимаем устойчивые представления (взгляды, позиции, принципы), описывающие политическую повседневность и содержащие ее оценку. Место политических убеждений в политическом сознании личности или группы определяется их свойством оценивать происходящее, вырабатывать отношение к ценностям, идеалам, нормам, проблемам, ситуациям, историческим фактам, традициям и т.п.
В ходе исследования применялись теоретический анализ научной литера¬туры (параграфы 1.1., 1.2.), традиционный анализ документов (анализ статей в параграфе 1.2.), анализ результатов исследований ведущих социологических центров (параграф 2.1.). Проведено авторское социологическое исследование методом полуструктурированного интервью (параграф 2.2.).
Эмпирическая база исследования включает:
1. Результаты авторского полуструктурированного интервью «Политические взгляды молодежи». Опрошено 15 человек (интервью записывалось на диктофон).
2. Результаты социологических опросов ведущих социологических центров России:
— ФОМ. «Интерес молодежи к политике». Телефонный опрос 4000 жителей РФ от 17 до 34 лет включительно, 4 группы по 1000 человек: студенты
17 — 23 лет, не студенты 17 — 23 лет, 24 — 28-летние и 29 — 34-летние. Сбор данных проходил 1 — 15 марта 2017 г. [86];
— ФОМ. «Политические взгляды и протестный потенциал молодежи». Опрос граждан РФ от 18 до 30 лет. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Сбор данных проходил
18 мая 2016 г.) [87];
— ФОМ. «Взгляды и ценности молодых». Телефонный опрос 4000 жителей РФ от 17 до 34 лет включительно, 4 группы по 1000 человек: студенты 17 — 23 лет, не студенты 17 — 23 лет, 24 — 28-летние и 29 — 34-летние. Сбор данных проходил 1 — 15 марта 2017 г. [85];
— ФОМ. «Президентские выборы — 2018.». Опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 3000 респондентов. Интервью по месту жительства. Сбор данных проходил 11 марта 2018 г. [88];
— Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. «Динамика ценностных ориентаций молодежи». Опрос учащиеся старших классов школ, студентов вузов и средних специальных учеб¬ных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Объем выборки в 2006 г. составил 1950 респондентов, в 2011 г. — 3000, в 2014 г. — 2500, в 2015 г. — 2500 и в 2016 г. — 2750. Метод опроса — анкетирование. Сбор данных про¬ходил в 2006 — 2016 гг. [75, с. 330];
— ВЦИОМ. «Молодежь и политика: точки соприкосновения». Опрос в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 9000 человек. Выборка — население РФ в возрасте 18 лет и старше. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту житель - ства респондента. Сбор данных проходил 31 марта — 11 апреля 2017 г. [17];
— Социологическое исследование Института социологии Российской академии наук. Объем выборочной совокупности составил 4000 респондентов, ре¬презентирующей взрослое (от 18 лет и старше) население РФ по параметрам пола, возраста, образования и типа населенного пункта проживания. Сбор данных проходил в 2014 — 2016 гг. [75, с. 309];
— Социологическое исследование Центра социального прогнозирования и маркетинга, проведенное под руководством Ф. Э. Шереги (в 21 субъекте РФ). Выборочная совокупность — 2002 человека в возрасте 16 — 30 лет, сформированная пропорционально по квотам, рассчитанным по данным Росстата. Сбор данных проходил в ноябре 2012 г. [93];
3. Результаты зарубежных исследований:
— Center for American Progress. «The Political Ideology of the Millennial Generation». Опрос населения от 18 до 29 лет. Опрошено 915 человек. Сбор дан¬ных проходил в 2008 г. [94];
— Pew Research Center. «The Partisan Divide on Political Values Grows Even Wider». Проведено два телефонных опроса с 8 июня по 9 июля 2017 г. В рамках первого (8 — 18 июня) опрошено 2504 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих во всех 50 американских штатах и округе Колумбия (628 респондентов опрошены по стационарным телефонам и 1876 — по мобильным. Второй опрос проведен с 27 июня по 9 июля 2017 г.: опрошено 2505 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих во всех 50 американских штатах и округе Колумбия (627 респондентов опрошены по стационарным телефонам и 1878 — по мобильным) [100];
— Nottingham Trent University. «Young people, political participation and trust in Britain». Национальный онлайн-опрос, в рамках которого опрошено 1025 человек в возрасте от 18 до 24 лет. Сбор данных проходил с 20 апреля по 4 мая 2011 г. [99];
— NBC, GenForvard. «American youth do not believe Trump». В опросе приняли участие 1844 респондента, родившихся после 2000 года. Сбор данных проходил с 3 по 16 января 2018 г. [98];
— Социологическое исследование Института политологии при Гарвардском университете (штат Массачусетс). В опросе участвовали свыше 2,5 тыс. человек в возрасте от 18 до 29 лет. Сбор данных проходил в апреле 2017 г. [53];
— TNS Opinion. «Les jeunes du monde». Опрошено 32 714 человек в возрасте от 16 до 29 лет. Анкетирование проведено в 25 странах. Оно включало в себя 242 вопроса. Сбор данных выполнен в течение пяти недель с 16 июня по 22 июля 2010 г. [74].
Научная новизна. На основе качественной методологии охарактеризовано содержание и основные типы политических убеждений современной молодежи.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы бакалаврской работы могут быть использованы при разработке мер государственной молодежной политики по повышению уровня политической культуры молодежи, при чтении курсов «политическая социология», «социология молодежи».
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (в каждой главе по два параграфа), заключения, списка использованных источников и приложений.
Убеждения являются ключевым элементом политического сознания личности, так как определяют основные установки индивида в его взаимоотношениях с политической реальностью. Конечно, далеко не у всех людей есть целостные и непротиворечивые взгляды по политическим вопросам. Однако будущее страны определяют именно люди с убеждениями, как потенциальные акторы политических изменений.
Сущность политических убеждений — оценка прошлого, настоящего, будущего, любых элементов политической культуры и политической повседневности. Твердость, принципиальность, устойчивость этих оценок во времени позволяет отличать убеждения, от других элементов общественного сознания.
Анализ результатов количественных опросов подтвердил, что самыми распространенными политическими убеждениями в российской молодежной среде являются социалистические, либеральные и консервативные. Вместе с тем, количественная методология не позволяет судить о содержании взглядов молодых людей, о предмете их политических убеждений.
На основе данных авторского полуструктурированного интервью «Политические взгляды молодежи», мы пришли к следующим выводам.
В предмете политических убеждений молодежи можно выделить два блока.
А. Взгляды, по которым наблюдается консенсус:
— необходимы изменения в российском обществе и его политической си¬стеме;
— Россия обязательно должна быть сильной державой;
— управление страной должно быть в той или иной степени основано на демократических принципах;
— многие уроки российской истории нельзя повторять;
— необходимо применять положительный исторический опыт, в т.ч. опыт СССР;
— приоритетом должна быть внутренняя, а не внешняя политика.
Б. Расхождения в политических убеждениях касаются самых разных вопросов будущего России. Наши попытки выделить один или несколько вопросов, четко разграничивающих разные типы убеждений, не увенчались успехом. Оказалось, что ни одна ценность (идея) не является маркером только одной идеологии. Например, кроме монархистов и левых за приоритет общих интересов над личными выступают некоторые либералы. Многие социалисты и даже коммунисты уважают конкуренцию. Среди индивидуалистов есть не только либералы, но и люди с левыми взглядами. Почти все выступают как минимум за ограничение социального неравенства. Революцию, как способ достижения политических идеалов признают некоторые либералы.
Поэтому мы выделили 5 типов участников нашего опроса, ориентируясь на комплекс их политических убеждений.
1. Новые монархисты. Уверены, что у России свой путь развития: ей не нужны всеобщие выборы, политическая оппозиция и конкуренция между политиками и партиями (тем более, что ничего этого в стране, по их мнению, все равно нет). Россия долгое время развивалась только потому, что у власти был один человек — значит, это эффективно. «Выборы, в результате которых постоянно менялись бы президенты ничего хорошего не приносят. За короткий срок (президентства) перемены к лучшему невозможны» [№10, м., 31, выс. об./56-64]. «Яубежденный монархист, считаю, что идеальная система была в Российской империи. Только надо отказаться от перехода власти по наследству без оглядки на способности наследника. Человек должен быть выбираемый, но не всеобщим голосованием. Выбирать должна достаточно широкая группа людей (десятки тысяч человек), настоящая элита страны — лучшие ученые, лучшие медики, лучшие программисты, лучшие социологи. Они должны выбирать императора на достаточно длительный срок» [№10, м., 31, выс. об./64-74]. Данный тип предполагает также существование «справедливой» конкуренции между людьми при условии равных стартовых возможностей.
2. Либералы. Данный тип базируется на ценностях демократии, прав и свобод человека. Молодые люди с такими убеждениями считают конкуренцию стимулом развития, как в политике, так и в других сферах жизни общества. «Конкуренция дает политикам, партиям и всем субъектам стимул развиваться, а не стоять на месте или деградировать» [№5, ж., 22, выс. об./51-53]. «Конкуренция — это основа всего. Нормальный человек не должен бояться конкуренции. Даже Президент. А наш Президент боится конкуренции» [№15, м., 35, выс. об./327-330]. «Здоровая конкуренция в любой сфере важна» [№4, м., 21, выс. нез. об./51-52]. Они убеждены, что «сильная рука» в управлении государством если и нужна, то только в переломные моменты или в начале пути. Для жизни выбирают общество с равенством стартовых возможностей и с конкуренцией. Уделяют большое внимание равенству граждан перед законом и соблюдению прав человека.
3. Либеральные революционеры. От либералов их отличает лишь способ достижения соответствующих идеалов: они не представляют развитие страны без революции. «Революция когда-никогда будет. Это дело времени. Просто все люди копят и копят (недовольство) внутри себя, а потом надоест, и вот оно вырвется» [№6, м., 26, выс. об./163-164]. Несправедливым признается не социальное неравенство вообще, а именно российский вариант расслоения, при котором власть монополизирована богатыми, имеющими привилегии по сравнению с другими гражданами: «Сейчас вся власть у богатых, они оказывают давление на все органы власти. Много судебных практик, когда богатые оста¬вались безнаказанными» [№6, м., 26, выс. об./179-181].
4. Социалисты выступают за сочетание лучших практик либеральной демократии с принципами социальной справедливости. С одной стороны, являются сторонниками выборов, свободы слова, политической оппозиции, конкуренции между партиями и политиками, равных возможностей для всех. С другой — стремятся соединить все это с достойным уровнем жизни большинства и низким социальным неравенством. «Зачем в крайности бросаться, если можно все использовать?» [№11, м., 30, выс. об./383-384]. Высту-
Один из вариантов данного типа распространяет конкуренцию только на макроуровень общественной жизни (между странами, а не между личностями): «Интересы личности не должны быть приоритетными в условиях конкуренции наций, когда какая-то одна страна пытается захватить другую страну» [№11, м., 30, выс. об./128-129].
5. Коммунисты отличаются от социалистов трактовкой социальной справедливости как социального равенства, тяготением к авторитарному политическому режиму и практически полным неприятием конкуренции. Представители данного типа считают, что конкуренция в обществе может быть только между идеями и лидерами, выступают за режим «сильной руки», социальную справедливость и максимальное социальное равенство. В отличие от классического коммунизма революция уже не рассматривается ими как способ достижения справедливости.
«Я не понимаю, когда внутри страны есть ненависть друг к другу. Мы одна страна, сильнейшая держава на планете. Почему мы должны ненавидеть друг друга из-за того, что у кого-то больше денег, а у кого-то меньше? Почему одни должны завидовать, а другие смотреть сверху вниз? Мы должны быть все равны» [№8, м., 20, выс. незак. об./277-282]. «Государство не может существовать, пока у него нет сильного правителя, который берет на себя деятельность по принятию решений» [№13, м., 28, выс. об./149-150]. При этом в обществе «любой» должен иметь возможность достигнуть всего, а народ — быть командой, в которой все помогают друг другу.
Один из вариантов таких взглядов ратует за сильную коммунистическую партию, которая должна отстранить от власти олигархию и установить достаточно жесткий режим «сильной руки». «Особенно в нашем государстве должна быть сильная коммунистическая партия (не как сейчас), чтобы действительно продвигать интересы различных слоев населения и отодвинуть олигархический слой на более дальние позиции» [№7, ж., 24, выс. об./11-14].
Мы не претендуем на окончательность этого перечня политических убеждений — вероятно, за рамками нашего исследования остались и другие варианты политических взглядов молодых. Вместе с тем, считаем, что в данном исследовании удалось выявить важные особенности политического мировоззрения российской молодежи.
Сущность политических убеждений — оценка прошлого, настоящего, будущего, любых элементов политической культуры и политической повседневности. Твердость, принципиальность, устойчивость этих оценок во времени позволяет отличать убеждения, от других элементов общественного сознания.
Анализ результатов количественных опросов подтвердил, что самыми распространенными политическими убеждениями в российской молодежной среде являются социалистические, либеральные и консервативные. Вместе с тем, количественная методология не позволяет судить о содержании взглядов молодых людей, о предмете их политических убеждений.
На основе данных авторского полуструктурированного интервью «Политические взгляды молодежи», мы пришли к следующим выводам.
В предмете политических убеждений молодежи можно выделить два блока.
А. Взгляды, по которым наблюдается консенсус:
— необходимы изменения в российском обществе и его политической си¬стеме;
— Россия обязательно должна быть сильной державой;
— управление страной должно быть в той или иной степени основано на демократических принципах;
— многие уроки российской истории нельзя повторять;
— необходимо применять положительный исторический опыт, в т.ч. опыт СССР;
— приоритетом должна быть внутренняя, а не внешняя политика.
Б. Расхождения в политических убеждениях касаются самых разных вопросов будущего России. Наши попытки выделить один или несколько вопросов, четко разграничивающих разные типы убеждений, не увенчались успехом. Оказалось, что ни одна ценность (идея) не является маркером только одной идеологии. Например, кроме монархистов и левых за приоритет общих интересов над личными выступают некоторые либералы. Многие социалисты и даже коммунисты уважают конкуренцию. Среди индивидуалистов есть не только либералы, но и люди с левыми взглядами. Почти все выступают как минимум за ограничение социального неравенства. Революцию, как способ достижения политических идеалов признают некоторые либералы.
Поэтому мы выделили 5 типов участников нашего опроса, ориентируясь на комплекс их политических убеждений.
1. Новые монархисты. Уверены, что у России свой путь развития: ей не нужны всеобщие выборы, политическая оппозиция и конкуренция между политиками и партиями (тем более, что ничего этого в стране, по их мнению, все равно нет). Россия долгое время развивалась только потому, что у власти был один человек — значит, это эффективно. «Выборы, в результате которых постоянно менялись бы президенты ничего хорошего не приносят. За короткий срок (президентства) перемены к лучшему невозможны» [№10, м., 31, выс. об./56-64]. «Яубежденный монархист, считаю, что идеальная система была в Российской империи. Только надо отказаться от перехода власти по наследству без оглядки на способности наследника. Человек должен быть выбираемый, но не всеобщим голосованием. Выбирать должна достаточно широкая группа людей (десятки тысяч человек), настоящая элита страны — лучшие ученые, лучшие медики, лучшие программисты, лучшие социологи. Они должны выбирать императора на достаточно длительный срок» [№10, м., 31, выс. об./64-74]. Данный тип предполагает также существование «справедливой» конкуренции между людьми при условии равных стартовых возможностей.
2. Либералы. Данный тип базируется на ценностях демократии, прав и свобод человека. Молодые люди с такими убеждениями считают конкуренцию стимулом развития, как в политике, так и в других сферах жизни общества. «Конкуренция дает политикам, партиям и всем субъектам стимул развиваться, а не стоять на месте или деградировать» [№5, ж., 22, выс. об./51-53]. «Конкуренция — это основа всего. Нормальный человек не должен бояться конкуренции. Даже Президент. А наш Президент боится конкуренции» [№15, м., 35, выс. об./327-330]. «Здоровая конкуренция в любой сфере важна» [№4, м., 21, выс. нез. об./51-52]. Они убеждены, что «сильная рука» в управлении государством если и нужна, то только в переломные моменты или в начале пути. Для жизни выбирают общество с равенством стартовых возможностей и с конкуренцией. Уделяют большое внимание равенству граждан перед законом и соблюдению прав человека.
3. Либеральные революционеры. От либералов их отличает лишь способ достижения соответствующих идеалов: они не представляют развитие страны без революции. «Революция когда-никогда будет. Это дело времени. Просто все люди копят и копят (недовольство) внутри себя, а потом надоест, и вот оно вырвется» [№6, м., 26, выс. об./163-164]. Несправедливым признается не социальное неравенство вообще, а именно российский вариант расслоения, при котором власть монополизирована богатыми, имеющими привилегии по сравнению с другими гражданами: «Сейчас вся власть у богатых, они оказывают давление на все органы власти. Много судебных практик, когда богатые оста¬вались безнаказанными» [№6, м., 26, выс. об./179-181].
4. Социалисты выступают за сочетание лучших практик либеральной демократии с принципами социальной справедливости. С одной стороны, являются сторонниками выборов, свободы слова, политической оппозиции, конкуренции между партиями и политиками, равных возможностей для всех. С другой — стремятся соединить все это с достойным уровнем жизни большинства и низким социальным неравенством. «Зачем в крайности бросаться, если можно все использовать?» [№11, м., 30, выс. об./383-384]. Высту-
Один из вариантов данного типа распространяет конкуренцию только на макроуровень общественной жизни (между странами, а не между личностями): «Интересы личности не должны быть приоритетными в условиях конкуренции наций, когда какая-то одна страна пытается захватить другую страну» [№11, м., 30, выс. об./128-129].
5. Коммунисты отличаются от социалистов трактовкой социальной справедливости как социального равенства, тяготением к авторитарному политическому режиму и практически полным неприятием конкуренции. Представители данного типа считают, что конкуренция в обществе может быть только между идеями и лидерами, выступают за режим «сильной руки», социальную справедливость и максимальное социальное равенство. В отличие от классического коммунизма революция уже не рассматривается ими как способ достижения справедливости.
«Я не понимаю, когда внутри страны есть ненависть друг к другу. Мы одна страна, сильнейшая держава на планете. Почему мы должны ненавидеть друг друга из-за того, что у кого-то больше денег, а у кого-то меньше? Почему одни должны завидовать, а другие смотреть сверху вниз? Мы должны быть все равны» [№8, м., 20, выс. незак. об./277-282]. «Государство не может существовать, пока у него нет сильного правителя, который берет на себя деятельность по принятию решений» [№13, м., 28, выс. об./149-150]. При этом в обществе «любой» должен иметь возможность достигнуть всего, а народ — быть командой, в которой все помогают друг другу.
Один из вариантов таких взглядов ратует за сильную коммунистическую партию, которая должна отстранить от власти олигархию и установить достаточно жесткий режим «сильной руки». «Особенно в нашем государстве должна быть сильная коммунистическая партия (не как сейчас), чтобы действительно продвигать интересы различных слоев населения и отодвинуть олигархический слой на более дальние позиции» [№7, ж., 24, выс. об./11-14].
Мы не претендуем на окончательность этого перечня политических убеждений — вероятно, за рамками нашего исследования остались и другие варианты политических взглядов молодых. Вместе с тем, считаем, что в данном исследовании удалось выявить важные особенности политического мировоззрения российской молодежи.
Подобные работы
- Проблема политического участия студенческой молодежи (Смоленский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2019 - Политический выбор работающей молодёжи: тенденции и агенты
влияния
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Политическое сознание студенческой молодежи в период формирования российской нации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой
молодежи
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Сильное государство в политических представлениях студенческой молодежи Екатеринбурга
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Отношение современной молодежи к социальной политике и политической культуре в России (социологический анализ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере Ленинградского телевидения)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность профсоюзных организаций как инструмент повышения общественно-политической активности молодежи (Смоленский Государственный Университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ:
МОЛОДЁЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



