Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСКУССТВО ДАДАИЗМА В ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ АВАНГАРДА

Работа №75317

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 7
Глава 1. Общая теория авангарда
1.1. Западноевропейские исследования 18
1.2. Отечественные исследования 27
Глава 2. Теории дадаизма
2.1. Цюрихский дадаизм 33
2.2. Берлинский дадаизм 41
Глава 3. Практика немецкого дадаизма
3.1. Фотомонтаж Джона Хартфилда 49
3.2. Коллаж Ханны Хёх 63
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Список иллюстраций 78
Иллюстрации

XX век - век становления неклассической философии, науки, искусства. Это время ознаменовано множеством инноваций в области художественного творчества. Появление и бурное развитие принципиально новых художественных форм выявили высочайший потенциал искусства. Произошло расширение его видового, жанрового, стилевого разнообразия. Изменились не только границы художественности, но и само понятие произведения искусства. Их смысловое наполнение и интерпретация стала одной из актуальнейших проблем искусствознания. В связи с этим переосмыслению подвергается и сама наука об искусстве: ее методы, функции, задачи и даже сам предмет.
В первой половине XX века единые представления о достоверном и истинном рушились, а субъективность в искусстве постепенно становилась всё более неизбежной данностью. В контексте этих кризисных для теории искусства условий начали возникать многочисленные искусствоведческие и эстетические концепции, направленные на разработку внутренних проблем и поиски комплексных универсальных подходов к анализу искусства. Широкое распространение получают теоретические работы, посвященные авангарду. В настоящее время вопросы соотношения искусства и жизни, границ художественного творчества, самоопределения всё так же актуальны. Потребность исследования современных процессов культуры ведет за собой необходимость изучения того этапа, который называют модернизмом или авангардом.
Авангард - совокупность новаторских, экспериментальных направлений первой половины XX века, таких как кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм. Одним из наиболее бунтарских, скандальных течений авангарда, культивировавшим пафос разрушения старого, является дадаизм. Движение дада породило большое количество новых подходов в понимании искусства, оказало влияние на другие направления модернизма и постмодернизма. Проблематика современного искусства не представляется возможной без изучения авангарда в целом и дадаизма в частности. История изучения авангардных движений относительно молода. Только во второй половине XX века начинают появляться крупные теоретики, чьи труды до сих пор остаются ведущими. Поле исследования проблематики авангарда на сегодняшний день также широко. Дадаизм, как самое радикальное проявление авангарда, безусловно, значим в понимании всего искусства XX века и века нынешнего.
Исследования по истории дадаизма отдают предпочтение самому общему взгляду на внутренние процессы. В отечественной историографии проблематика дадаизма мало изучена. Наиболее обширны исследования касаемо вопросов швейцарского, американского и французского дадаизма. Однако не менее значимым является дада в Германии, которое имело свои специфические особенности. Редким является рассмотрение особенностей немецкого дадаизма с точки зрения эстетики авангарда в целом.
Цель работы - выявить концепцию искусства дадаизма Германии в контексте общей теории западного аванагардизма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ источников, посвященных исследованию дадаизма в целом и немецкого дадаизма в частности;
2. изучить теоретические работы по авангарду;
3. ознакомиться с теоретическими концепциями дадаистов;
4. на основе общей теории авангарда и дадаизма проанализировать творчество немецких дадаистов;
5. вывести закономерности развития немецкого дадаизма и его роль в общей картине авангарда.
Предметом исследования является творчество немецких дадаистов как цельный и самостоятельный эстетический феномен в культуре авангарда. Особым предметом исследования становится генезис дадаизма, процесс его развития и окончательного формирования, а также комплекс идейно-мировоззренческих установок, обрамляющий это художественное направление.
Объект исследования - программные выступления и манифесты лидеров немецкого и швейцарского дадаизма Хуго Балля, Тристана Тцара, Рауля Хаусмана, Рихарда Хююльзенбека, отражающие теоретические аспекты движения; художественные произведения берлинских дадаистов Джона Хартфилда и Ханны Хёх.
Хронологические рамки исследования. В работе предполагается рассматривать, прежде всего, первую треть XX века, так как в дальнейшем можно говорить о переходе авангарда в модернизм и постмодернизм, о продолжении тенденций, намеченных в авангарде, но в более слабом варианте. Траектория движения немецкого дадаизма датируется 1918-1923 годами, а творчество рассматриваемых художников изучается в совокупности, выходя за рамки дада.
Географические рамки исследования соответствуют территории Германии. Немецкий дадаизм является самостоятельным направлением внутри общего движения дада в мире. Несколько иные предпосылки возникновения, особая политическая ситуация, отразившаяся на идеях, специфические методы борьбы позволяют выделить эту страну в самостоятельный регион исследования. Отдельно стоит рассматривать Берлин, как центр политического дадаизма. В рамках исследования также будут упоминаться и частично рассматриваться швейцарский, американский и французский дадаизмы в целях сравнения и ознакомления с общей картиной движения.
Методология работы носит комплексный характер и предполагает единство трёх исследовательских установок. Культурно-исторический метод используется для изучения исторического процесса становления авангарда и дадаизма как культурного феномен. Философско- антропологический подход позволяет рассмотреть особенности познания и самопознания, присущие художникам-авангардистам. Художественно-эстетический метод предполагает анализ художественных произведений и постижение их образной природы. Совокупность этих методов делает возможным исследовать конкретные культурные феномены с привлечением мировоззренческих концепций для воссоздания духовного и культурного контекста эпохи.
Источниками для написания работы являются теоретические труды о проблемах авангарда; литература, посвященная истории и теории дадаизма; документы и письменные свидетельства дадаистов и их современников; монографии о творчестве конкретных художников.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами настоящей работы и состоит из введения, историографического обзора, трёх глав, заключения, списка использованных источников и иллюстраций, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав литературу, посвященную исследованию дадаизма в целом, уделяя особое внимание Германии, изучив теоретические работы по авангарду, ознакомившись с концепциями самих дадаистов, проведя анализ творчества берлинских художников, Ханны Хёх и Джона Хартфилда, стало возможным ответить на вопрос, как можно воспринимать немецкий дадаизм в контексте общей теории авангарда.
Теоретические работы об авангарде, которые более или менее отчётливо ограничивают авангардизм от других художественных явлений, определяют его специфические черты, существуют в большом количестве как на Западе, так и в России. Они имеют много общего в использованных методах и источниках, но каждая представляет свою уникальную картину авангарда в истории искусства.
Суммируя концепции отдельных исследователей, можно сделать вывод, что авангард имеет множество оттенков, позитивных и негативных. Он рассматривается как политически ангажированный, приравнивается с тоталитаризмом (Гройс, Беньямин, Рыков, Кларк) или же, напротив, как независимое от политики течение (Поджоли). Авангард представлен как система институций, как искусство ради искусства (Бюргер, Гринберг, Седельник). В разных теориях он имеет свою специфику развития. В соответствии с этим - различны интерпретации дадаистского движения. Объединяет все теории то, что дадаизм признается как самое радикальное авангардное движение.
В теории и практике немецкого дадаизма находит своё отражение каждая концепция авангарда. Литературное наследие дадаистов - это манифесты, статьи, письменные свидетельства, документы. Они являются самоценными произведениями искусства, содержащими теоретические основы дадаистской мифологии, которая отражает ключевые составляющие авангардистской парадигмы. Фотомонтаж Хартфилда и коллаж Ханны Хёх демонстрируют, как принципы дадаизма в контексте авангарда реализуются на практике.
Понятие дадаизма как игры с реальностью, идея случайности, ирония и абсурд, выраженные в изощренной, нарочито небрежной технике коллажа Ханны Хёх, соответствуют категориям идеологической теории Ренато Поджоли, а также теории Беньямина, согласно которой развлечение становится новой формой социального поведения. Взаимообусловленность инноваций в сфере художественных методов и изменения в категориях произведения и рецепции выражены теорией Бюргера и Беньямина. Враждебный дух, постоянная оппозиция, анархизм, обесценивание традиций, которые сопровождают тексты Рауля Хаусмана, Ричарда Хюльзенбека и являются теоретической основой художественного метода Хартфилда и Хёх, выражены в подходах Поджоли, Хофмана, Турчина. Зависимость дадаизма от эпохи отмечается не только в манифестах берлинских дадаистов, но и в работах Седельника, Гринберга. Политическая направленность берлинских манифестов и коллажей Хартфилда и Хёх подтверждает теорию авангарда Гройса, Беньямина, Тимоти Кларка. Представления о новом человеке как о всемогущем создателе собственной реальности отразилось на полной свободе в средствах и формах, что породило революционные техники берлинцев. О причинах и последствиях антропоцентризма в авангарде рассуждают Рыков, Беньямин, Зедльмайр.
Институциональная теория Петера Бюргера считается одной из самых фундаментальных в истории изучения авангарда. Критика Бюргера проходит по границе между искусством и жизнью. Желая превзойти само искусство, фотомонтаж немецких дадаистов, как произведение авангарда, был призван изменить конфигурацию «институции искусство», включая в себя элементы реальной действительности. Искусство сливается с жизненной практикой. Но общество принимает этот вызов и сам момент протеста немецкого дадаизма против искусства воспринимается как искусство.
Теория Бюргера основывается на трудах представителей франкфуртской критической школы искусствознания, Вальтера Беньямина и Теодора Адорно. Ей противостоит теория Ренато Поджоли, согласно которой авангард представлен как система понятий, не связанных с политикой. Однако в замаскированном виде его теория также подразумевает систему институциональных отношений. Из этого следует, что рассмотренные теории являются отражением друг друга. И все они основаны на принципах дадаизма.
Искусство - это система отношений, существующих в обществе конвенции. Искусство - это не арт-объекты, а некая концептуальная матрица, определяющая механизмы их производства и потребления. Дадаисты поняли это одни из первых. Таким образом, теория дадаизма стала университетской, заняв общее место в теории современного искусства.



1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.
2. Андреева Е. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб., 2011.
3. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб., 2007.
4. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М., 2012.
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. М., 1996.
6. Бобринская Е. Концептуализм. М., 1992.
7. Бюргер П. Теория авангарда. М., 2014.
8. Гринберг К. Авангард и китч. // Художественный журнал. - №60. М., 2005.
9. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. М., 2013.
10. Грюнталь В. Фотоиллюстрация, светопись, трансформация,
фотомонтаж. М., 1966.
11.Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2000.
12. Рихтер Х. Дада. Искусство и антиискусство. М., 2014.
13. Рыков А. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) //Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб.науч.статей. Вып.4. СПб., 2014.
14. Седельник В. Дадаизм и постмодерн // Германия. XX век:
модернизм, авангард, постмодернизм: литература, живопись,
архитектура, музыка, кино, театр. M., 2008.
15. Седельник В. Дадаизм и дадаисты. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-dadaisty5.html
(дата обращения: 15.05.2016).
16. Сироткин Н. О проблеме субъекта и объекта в авангардизме. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://lib.vkarp.com//(дата обращения: 15.05.2016).
17. Сироткин Н. Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм,
дадаизм. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.lib.csu.ru/(дата обращения: 15.05.2016).
18. Слотердайк П. Дадаистская хаотология Семантические цинизмы. // Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001.
19. Третьяков С., Телингатер С. Джон Хартфильд. М., 1936.
20. Турчин В. По лабиринтам авангарда.М., 1993..
21. Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм. М., 2009.
22. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.
23. Хюльзенбек Р. Альманах Дада. М., 2000.
24. Хюльзенбек Р. Дадаистский манифест 1918 года // Крещатик 2012 №3.
25. Шуман К. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне. М., 2002.
26. Bebne A. John Heartfield Kunstler des Proletariats. // Eulenspiegel. 1931. Nr.6.
27. Benjyаmin W. The work of Art in the Age of Mechanical Reproduction.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //www. marxists .org/reference/subj ect/philosophy/works/ge/benj amin.htm (дата обращения: 15.05.2015).
28. Burmeister R. Hannah Hoch. Aller Anfang ist DADA. Bonn, 2007.
29. Clark T. Farewall to an Idea Episodes from a History of Modernism. Yale, 2001.
30. Croy O. Fotomontage. Der Weg zu den Grenzen der Fotografie. Halle, 1948.
31. Dabrowski M. Photomonteur: John Heartfield. // The Museum of Modern Art. - No.13. 1993.
32. Etingin B. John Heartfield - grosse Kunst grosser Meister. // Internationale Literatur. - Nr.3. Moskau, 1937.
33. Hiepe R. Die Entwicklung der politischen Fotomontage bei Heartfield // Die Fotomontage - Geschichte und Wesen einer Kunstform. Ausstellungskatalog. Ingolstadt, 1969.
34. Heartfield G. John Heartfield - 33 Fotomontagen. Dresden, 1974.
35. Herzfelde W. John Heartfield. Leben und Werk. Dresden, 1962.
36. Huelsenbek R. Dada siegt. Berlin, 1920.
37. Huelsenbeck R. En Avant Dada. Geschichte des Dadaismus. Hannover, 1920.
38. Lavin M. Cut with the kitchen knife. The Weimar photomontages of Hannah Hoch New Haven. London, 1993.
39. Marz R. John Heartfield. Der Schnitt entlang der Zeit. Selbstzeugnisse, Erinnerungen, Interpretationen. Dresden, 1981.
40. Poggioli R. The theory of the avant-garde. Cambridge, 1968.
41. Reiss W. Als ich mit John Heartfield zusammenarbeitete. // Internationale Literatur. - Nr. 5. Moskau, 1934.
42. Reismann J. John Heartfield. // Das Wort. - Heft 7. Moskau, 1937.
43.Schneede-Sezeny, Schneede U. Zur Technik und Kunstform der Fotomontage bei Heartfield. // Ausstellungskatalog John Heartfield (und George Grosz). Stuttgart, 1968.
44. Ushe B. John Heartfield und die Kunst der Fotomontage. Berlin, 1957.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Джон Хартфилд. Nach zehn Jahren: Vater und Sohne («Через 10 лет: отцы и сыновья»).1920.
2. Джон Хартфилд. 5 Finger hat die Hand - Mit 5 packst Du den Feind! Wahlt Liste 5 - kommunistische Partei (5 пальцев имеет рука - пятерней ты за горло ухватишь врага! Голосуй за список номер 5 коммунистической партии). 1928.
3. Джон Хартфилд. Рекламное объявление в газете «Neue Jugend» («Новое поколение»). 1917.
4. Джон Хартфилд. Фрагмент оформления страницы в газете «Neue Jugend» («Новое поколение»). 1917.
5. Джон Хартфилд. Коллаж «Dada merika». 1919.
6. Джон Хартфилд. Fur Brot und Freiheit! (За хлеб и свободу!). 1930.
7. Джон Хартфилд. Ob schwarz, ob weiss - im Kampf vereint! (Чёрный ли, белый ли - в борьбе едины!). 1931.
8. Джон Хартфилд. Krieg und Leichen - die letzte Hoffnung der Reichen (Война и трупы - последняя надежда богатых). 1932.
9. Джон Хартфилд. Der Sinn des Hitlergru0es (Смысл приветствия Гитлера). 1932.
10. Джон Хартфилд. Adolf der Ubermensch - schluckt Gold und redet Blech (Адольф - сверхчеловек, глотает золото и болтает чушь). 1932.
11. Джон Хартфилд. Das Kreuz war noch nicht schwer genug (Крест недостаточно тяжёл). 1934.
12. Джон Хартфилд. Niemals wieder! (Никогда более!). 1932.
13. Ханна Хёх. Staatshaupter (Главы государства). 1919-1920.
14. Ханна Хёх. Dada Ernst (Дада серьёзно). 1920.
15. Das schone Madchen (Красивая девочка).1921.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ