Введение.........................................................................................................3
I. Термин "коннотация". История развития понятия. Многоаспектность
и многофункциональность понятия.......................................................................4
II. Явление коннотации в русском языке....................................................7
Заключение.............................................................................................................10
Список литературы.
Проблемы коннотации принадлежат к базовым проблемам лингвистики,
которые не исчезают из поля зрения исследователей, но в разные времена
решаются по-разному. У лингвистов разных времен существовали различные
подходы, которые отражали ту или иную точку зрения насчет данного
явления. Однако, в каждой научной сфере существовали определения,
которые отражали суть коннотации только в узко ограниченной дисциплине.
С развитием лингвистики понятие постепенно расширялось, включая в себя
различные аспекты.
В русском языке явление коннотативного значения слова играет
огромную роль. С развитием художественной литературы, публицистики,
научной литературы даже самые "популярные" значения лексики не
ограничиваются только теми обозначениями, которые трактуются в словарях.
Помимо словарных значений слова имеют дополнительные, незакрепленные
значения, которые являются немаловажными для восприятия как конкретной
личностью, так и группами лиц (обществами).
Данная работа актуальна, так как вопрос коннотации в лингвистике до
сих пор является одним из самых проблемных. В учебных программах не
уделяется внимание коннотативному значению слов в рамках изучения
лексики, но знание теоретической и минимальной практической стороны
явления коннотации значительно увеличивает уровень восприятия
художественной литературы, способствует развитию речи, развитию навыков
употребления эмоционально-окрашенной лексики и др.
Методы исследования:
1. Анализ и систематизация научной литературы.
2. Анализ словарных статей.
3. Подбор лексических единиц, их систематизация
Понятие коннотации является до сих пор не достаточно исследованным
в наши дни. Лингвистам, психологам, социологам и др. учеными до сих пор
не удалось сформулировать точное, четкое определение данного понятия,
которое могло бы отразить его сущность во всех аспектах.
Исследование подтвердило сложность и многоаспектность явления
коннотации. Каждое значение слова сопровождается дополнительным,
"сопутствующим", ассоциативным значением. При всем этом, большую роль
играют национальные признаки общества и конкретной личности,
эмотивность, оценочный компонент, экспрессия, социальный статус группы
или индивида (возраст, профессия, уровень образования, реже - гендерные
отличия)
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека: [монография] / Н. Д. Арутюнова. –
М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
2. Беляевская Е. Г. Семантика слова. – М.: Высшая школа,1987. -85с.
3. Блумфильд Л. Язык. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 608с.
Галкина-Федорук Е. М. Язык как общественное явление. – М.: Учпедгиз, 1954.
– 44с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944с.
5. Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. – М.:
Наука, 1984. – 222с.
6. Реформатский А. А. Ведение в языковедение: [учебник для вузов] / А. А.
Реформатский. – М.: Аспект Пресс,