Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………
1.1. Понятие адаптация детей к ДОО через психолого-педагогическое сопровождение……………………………………………………………..
1.2. Факторы процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО……..
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………...
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………
2.1. Программа исследования психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО………………………
2.2. Анализ диагностики психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО…………………………………………
2.3. Содержание работы по адаптации к ДОО…………………………..
2.4. Анализ результатов диагностики адаптированности детей на контрольном этапе эмпирического исследования………………………
Выводы по главе…………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Приложения…………………………………………………………………
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с движущимся прогрессом в области учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится проблема воспитания всесторонне-развитого человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, оперативно переключаться на новые области и сферы деятельности. Ориентация социума на всеобщую гуманизацию, подразумевает решение множества проблем в области обучения и воспитания, а также создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребенка, а также оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям в период адаптации к ДОО.
На текущий момент, одной из актуальных проблем современного общества становится проблема социализации детей дошкольного возраста и их успешной адаптации к новой социальной среде дошкольного учреждения. Данный аспект отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и определяется правом каждого человека на образование и создание условий для его развития и социальной адаптации. Реализацией данных положений закона стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из базовых ценностей которого является поддержание и укрепления всех компонентов здоровья ребенка. Данная задача особо значима в условиях современного дошкольного образовательного учреждения особенно в адаптационный период, когда ребенок испытывает своеобразный стресс и находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильно организованной психолого-педагогической работе по адаптации, у ребенка могут возникнуть проблемы в коммуникациях со сверстниками, нарушения поведения и эмоциональная неустойчивость. Именно от того, как протекает привыкание ребенка к новым условиям, окружению и распорядку дня зависит его дальнейшее психологическое развитие и благополучное существование в условиях детского сада и семье. В связи с данным аспектом, проблема адаптации детей к детскому саду на текущий момент является особенно актуальной.
Цель исследования: подобрать и апробировать методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к ДОО будет проходить эффективнее при:
– использовании игровых технологий, освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.
– формировании педагогических компетенций родителей по проблеме адаптации детей.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностические исследования уровня адаптации детей к условиям ДОО.
3.Провести анализ результатов и оформить вывод.
4.Разработать рекомендации обеспечивающие благоприятную адаптацию детей к условиям ДОО.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили:
– основные теоретические положения о концепции психолого-педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова, Р.М. Битянова, Ф.Б. Березин, Н.М. Аксарина).
– теоретические положения о исследовании адаптации как процесса привыкания человека к новым условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко, Г.М. Лямина, М.С. Лисина)
– методологические положения диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, А. Остроухова, А.С. Роньжина).
– теоретические положения об организации периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, В.Г. Асеева, Г. Ауберт).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: эксперимент, анкетирование, сравнительный анализ, синтез, обобщение.
База исследования. Исследование проведено на базе ГБДОУ 32 детского сада комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга в период с 02.09.2020 по 02.12.2020 гг. Исследованием были охвачены 22 ребенка в возрасте 2,9 – 3,6 лет, которые вошли в контрольную и экспериментальную группы, и 40 родителей.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ и обобщение понятия адаптация, раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения, подобран диагностический инструментарий и проведено диагностические исследования уровня адаптации детей к условиям ДОО, разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая благоприятную адаптацию детей к условиям ДОО.
Было установлено, что под процессом адаптации ребенка к условиям ДОО подразумевается процесс приспособления качественных характеристик психики ребенка к новым условиям социальной среды. В процессе адаптации, с целью нивелирования негативных последствий и недопущения дезадаптации ребенка необходимо своевременное оказание психолого-педагогического сопровождения ребенку, так как при должном педагогическом воздействии и поддержке ребенок способен пройти процесс адаптации в легкой форме и эффективнее освоить новую социальную среду, овладеть формами поведения в ней, которые направлены на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.
На основании проработки теоретического материала проведено экспериментальное исследование среди воспитанников в МБДОУ….. Экспериментальную базу исследования составили 22 ребенка в возрасте 2,9 – 3,6 лет, воспитывающиеся в младшей группе «Васильки» и 40 родителей, дети были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 11 человек в каждой. Исследование включало три этапа: подготовительный, диагностический, аналитический. По результатам исследования было установлено, что:
– у детей со средним и низким уровнем адаптированности преобладает: отрицательное эмоциональное состояние, разлука с родителями сопровождается криком и плачем, в течение дня дети находятся в подавленном настроении; преобладают нарушения социальных связей – дошкольники проявляют безразличие к играм, отстраненность и замкнутость; слабые контакты с детьми, недружелюбны, агрессивны и мешают детям играть; присутствуют частичные нарушения сна и аппетита: у некоторых детей наблюдается проблемы с засыпанием и тревожность во сне, другие едят долго и неохотно, что вызывает необходимость контроля приема пищи.
– педагогические условия адаптации детей, созданные в группе «Василек», имеют ряд недостатков: отсутствие зонирования предметно-образовательной среды на центры развития; отсутствие применения игровых технологий, направленных на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций; отсутствие полноценной работы с родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана и реализована комплексная программа психолого-педагогического сопровождения по адаптации детей к условиям ДОО, включающая игровые технологии, направленные на освоение окружающей среды, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций, а также программу формирования педагогических компетенций родителей по проблеме адаптации детей.
Реализации программы проводилась в экспериментальной группе и включала 20-ти минутные занятия с интервалом проведения 2‒3 раза в неделю. На основании качественных данных показателей адаптации после реализации комплексной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
– высокий уровень адаптации наблюдается у 65% детей. Они радостны и бодры в течение всего дня, не капризничают и не плачут после ухода родителей, на этапе контрольного эксперимента у детей присутствовало нарушение социальных связей, после реализации программы, воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками, у них выстроены доверительные отношения с педагогами, присутствует атмосфера дружелюбия и спокойствия, появляются дружеские отношения, однако по-прежнему у некоторых ребят проявляется желание быть рядом со взрослым и в случае испытания негативных эмоций – проситься на руки.
– 20% детей даже после реализации программы обладают эмоциональной нестабильностью и имеют средний уровень адаптации.
– 15% детей присутствует низкий уровень адаптации, они продолжают пребывать в тревожном, подавленном эмоциональном состоянии, на контакт со сверстниками и взрослыми не идут, отсутствует поведенческая активность, что свидетельствует о необходимости продолжения проведения упражнений, входящих в комплексную программу психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО.
– значительно повысился уровень психолого-педагогических компетенций родителей, которые активно идут на контакт с педагогами, осуществляют согласованные действия по снижению негативных условий адаптационного периода.
Таким образом, реализация комплексной программы психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОО является эффективной и способствует приближение основных показателей эмоционального состояния ребенка к границам нормы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 17.10.2013 № 1155. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 21.09.2020).
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 21.09.2020)
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг) / Г. С. Абрамова. М.: Юрайт, 2015. – 818 c.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. / В.А. Аверин. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 379 с.
5. Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО. М.: Учитель, 2018. – 486 c.
6. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. – М.: Мир, 2017. – 804 c.
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 2015. – 126 с.
8. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ 2020. № 3. С. 31–35.
9. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2016. – 236 с.
10. Бобылева А.Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / А. Г. Бобылева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 1 (12). С. 17–21.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Божович Л. И. // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2017. С. 180–192.
13. Ватутина Н.Д. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Н.Д. Ватутина. – М.: Юрайт, 2018. – 724 c.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 5–15.
15. Выготский Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012. – 368 с.
16. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – М.: Юрайт, 2016. – 284 c.
17. Глебов В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. 2018. № 11. С. 116 –120.
18. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. М.: Секачев В. – М.: Юрайт, 2018. – 2012. 256 c.
19. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс / Л.Н. Голуб // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 3. С. 64–68.
20. Голуб Л.Н. Педагогические условия и факторы эффективной адаптации студентов в условиях вуза / Л.Н. Голуб // Электронный журнал. Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 8. С. 14–16.
21. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология / Л.А. Головей. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 267 с.
22. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2017. – 320 c.
23. Детский сад – окно в мир добра и радости. Методическое пособие для родителей по успешной адаптации детей к условиям детского сада / Коллектив авторов. – М.: БУК, 2017. – 982 c.
24. Демотенко Т.В. Особенности педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям детского сада, программа, условия и правила его организации / Демотенко Т.В. // Молодой ученый. 2020. № 24. С. 1187-1205.
25. Изотова Е.И. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст / Е.И. Изотова, Т.Д. Марцинковская //Культурно-историческая психология. 2017. Т. 12, № 4. С. 4 –13.
26. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М.: Академия развития, 2018. – 144 c.
27. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2019. – 496 c.
28. Ковынева О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: психология и образование. 2017. № 11 (41). С. 13–16.
29. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2016. – 176 c.
30. Косякова О.О. Возрастные кризисы / О.О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 224 с.
31. Кравцов Г.Г. Психология игры (культурно-исторический подход) / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Флинта, 2018. – 331 с.
32. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. М.: Учитель, 2015. – 733 c.
33. Лунева О.В. Адаптация социальная / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 240–246.
34. Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». ФГОС ДО / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2018. – 136 c.
35. Мандель Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.
36. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2017. – 411 c.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – М.: ИЦ Академия, 2016. – 240 c.
38. Мухина В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства / В.С. Мухина // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. Курган: Изд-во КГУ, 2014. С. 156–168.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Гриф УО ВО, 2020 – 315 с.
40. Остроухова А. Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ / А. Остроухова. – М.: Литера, 2015. – 25 с.
41. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 160 c.
42. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. – М.: Владос, 2015. – 156 с.
43. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста / К.Л. Печора. – М.: Инфра–М, 2017. – 145 с.
44. Пиаже Ж. Психология ребенка. / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. – М.: Издательство: «Питер», 2015. – 160 с.
45. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7, № 3. С. 1–11.
46. Разина Н.В. Психологическое содержание кризиса трех лет: дис. канд. психол. наук / Н.В. Разина. – М.: Наука, 2012. – 180 c.
47. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2015. – 72 с.
48. Русаков А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / А. Русаков. – М.: Образовательные проекты, 2016. – 136 c.
49. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие / Е.Ф. Рыбалко. – М.: Атриум 2017 – 256 с.
50. Савушкин С.Н. Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / С.Н. Савушкин. – М.: Сфера, 2016. – 862 c.
51. Сергиенко Е.А. Модель психического в онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова. – М.: ИП РАН, 2019. – 415 с.
52. Серова И.Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации / И.Н. Серова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4.С. 115–119.
53. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – М.: Учитель, 2017. – 537 c.
54. Симановский А.В. Психология обучения и воспитания / А.В. Симановский. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 246 с.
55. Тимофеева Л.Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. 2015. № 7. С. 6 –10.
56. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c.
57. Уайт Б. Первые три года жизни / Б. Уайт. – М.: Юрайт, 2018. – 248 с.
58. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 614 – 617.
59. Цаплина О.В. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания / О.В. Цаплина // Гаудеамус. 2018. № 2 (36). С. 53–61.