Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ

Работа №75302

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость6550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ …………………….…………
1.1. Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников в норме………………
1.2. Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР………………
1.3. ИКТ как средство формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР……………
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ …………
2.1. Констатирующий этап по выявлению уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР…………………...
2.2. Формирующий этап по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ ………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ ..……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………


Актуальность исследования. В настоящее время основной проблемой дошкольного образования выступает увеличение детей, страдающих речевыми нарушениями. Общее недоразвитие речи на текущий момент является самой распространенной речевой патологией, встречающейся у детей дошкольного возраста, при которой наблюдаются недостатки развития всех компонентов речевой системы. Одной из серьезных проблем, возникающих в процессе речевого развития у детей с данными патологиями, является нарушение лексико-грамматической стороны речи, которая позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка и составляет основу коммуникационного процесса, который является важным аспектом в психологическом становлении и развитии личности.
Процесс развития лексико-грамматической стороны речи является главной задачей педагогического процесса, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями. Лексико-грамматическая сторона речи составляет основу речемыслительной деятельности и характеризует уровень речевого и умственного развития ребенка. Таким образом, целенаправленное формирование лексико-грамматической стороны речи речи является ведущей деятельностью логопеда в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, так как сформированный словарный запас и грамматический строй речи составляют залог успешного овладения школьной программой.
Аспекты развития лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи представлены в работах М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичевой. Авторы полагают, что при общем недоразвитии речи развитие лексико-грамматического строя происходит гораздо сложнее, чем изучение словаря. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Проблема развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовалась Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и другими. В исследованиях раскрыты вопросы организации работы, методики формирования лексико-грамматической стороны речи, показаны различные средства и приемы развития речи. Исследования по применению компьютерных технологий в процессе коррекционно-образовательного процесса по развитию интеллекта, речи и личности ребенка в целом проводили С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер. Однако вопросы использования средств ИКТ в коррекционной работе по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР освещены в научных работах недостаточно и требуют дальнейшей проработки, именно с данным аспектом связана актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Цель исследования: выявить эффективность использования ИКТ в логопедической работе по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ будет эффективна при:
– сочетании традиционных инновационных методов подачи дидактического материала с помощью использования средств ИКТ.
– использовании ИКТ в технологии ТРИЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
2. Выявить уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность предложенной системы работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
4. Составить методические рекомендации для учителей-логопедов по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования:
– основные теоретические положения об этиологии развития лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе (Р. М. Боскис, А. Н. Гвоздева, Г. А. Каше, Ф. А. Рау, Е. М. Верещагина, Д. Слобина).
– основные теоретические положения об этиологии возникновения общего недоразвития речи (Лопатина Л.В., Волкова Л.С., Лурия А.Р., Корнев А.Н.).
– методологические положения о нарушениях формирования лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи (Глухов В.П., Филичева Т.Б., Воробьева В.К., Чиркина Г.В.).
– методологические положения об использовании ИКТ в коррекционно- образовательном процессе старших дошкольников с ОНР (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина).
Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается эффективность предложенной системы логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе учителей-логопедов для формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования является «..» В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Из них 10 детей - экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно теоретическому анализу, проведенному в первой главе настоящей работы, можно сделать следующие выводы:
Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов развития, при которых происходит постепенное овладение индивидом навыками построения различных типов словосочетаний и предложений и способностью соединять их в связное высказывание. Психологические и лингвистические предпосылки овладения связным высказыванием созревают к старшему дошкольному возрасту, а формирование лексико-грамматической стороной речи начинается с умения понимать и осмысливать связное монологическое высказывание и только затем программировать собственное.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании структуры предложения и текста в зависимости от степени тяжести проявления дефекта. Дошкольники с ОНР не имеют четко сформированного смыслового и грамматического синтаксирования, имеют затруднения при языковом формировании мысли, используют простые предложения в которых присутствует неверная грамматическая основа, отсутствуют лексические смысловые единицы, что является причиной искажения индивидуального смысла содержания текста, обладают несформированностью связного высказывания, которая в первую очередь характеризуется возникновением трудностей при построении сложных предложений.
При работе с мультимедийным и интерактивным оборудованием у дошкольников с ОНР повышается интерес к занятиям, а у логопеда появляется возможность создания интересного занятия с компьютерной поддержкой, при которой повышается наглядность и динамика процессов подачи и усвоения материала, и самое главное, появляется возможность установить мгновенную обратную связь. Логопед по горячим следам может проанализировать степень эффективности коррекционного воздействия.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Алексеева М.М. – М.: ЭСКМО, 2015.- 245 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития дошкольников / Алферов А.Д. – М.: ЭСКМО, 2016.- 115 с.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР/ Арушанова А.Г. -М.: Просвещение, 2015.- 245 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / Бондаренко А.К. – М.: ЭСКМО, 2015.- 99 с.
5. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. / К.Ю. Белая. // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 4. - C. 14.
6. Бородич А.М. Методика развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР / Бородич А.М. – М.: КНОРУС, 2015. – 216 с.
7. Бурачевская О.В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: Материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Молодой ученый, 2016. – С. 113–117.
8. Вегнер Л.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте / Вегнер Л.А. – М.: ЭСКМО, 2016.- 318 с.
9. Волина В.А. Учимся играя / Волина В.А. – М.: Дрофа, 2015. - 125 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2014.- 303 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Выготский Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 304 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. - М.: ФЕНИКС, 2014.- 218 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А.Н. – СПб.: АЛЬЯНС, 2015.- 219 с.
14. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с заиканием //Вестник Череповецкого государственного университета //. – 2018. – № 7. с. 24-28.
15. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / Горелов И.Н.- М.: ИНФРА-М, 2015.- 260 с.
16. Горячев М.Д. Психология и педагогика / Горячев М.Д. – М.: ВЛАДОС, 2009.- 94 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М.: Литера, 2017. - 294 с.
18. Ефимова О.В. Лингвистические основы развития связного описательного высказывания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки//. – 2017. – №9. с. 12-20.
19. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / Иншакова О.Б. – М.: ВЛАДОС, 2015.- 127 с.
20. Ковшиков В.А. Детская речь: норма и патология / Ковшиков В.А. – Самара.: ВИКИНГ, 2018 г. – 360 c.
21. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / Козырева О.А. – М.: ИНФРА-М, 2015.- 360 с.
22. Комарова Т.С. Информационно-компьютерные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – С. 28.
23. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет / Красильникова Л.В. – СПб.: АЛЬЯНС, 2016.- 229 с.
24. Ладыженская Т.А. Определение уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ладыженская Т.А. – М.: ФЕНИКС, 2014. – 218 с.
25. Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс / Леонтьев А.А. – М.: ПРОФИ, 2015. – 425 с.
26. Леонтьев А.А. Исследование детской речи / Леонтьев А.А. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 254 с.
27. Леушина Е.М. Психология дошкольника / Леушина Е.М. – М.: М.: АЙРИС-ПРЕСС., 2018 г. – 348 c.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников с ОНР / Лопатина Л.В. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
29. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у детей с ОНР / Лопатина Л.В. – М.: СПб, Литера, 2009. – 115 с.
30. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение / Лопухина И.С. – М.: Корона-принт, 2014. 305 с.
29. Лурия А.Р. Язык и сознание / Лурия А.Р. – М.: КНОРУС, 2014. – 231 с.
30. Мамаева А.В. Обследование речи старших школьников. Методические рекомендации / Мамаева А.В. – Красноярск, 2015. – 118 с.
31. Мишина И.Н. Использование современных образовательных технологий по развитию речи дошкольников / Мишина И.Н. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 212 с.
32. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Дистанционное обучение: учеб.пособие / И.А. Морев. –Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.– Ч. 3. – С. 58
33. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Пятница Т.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 173 с.
34. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 121 с.
35. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубенштейн С.Л. – М.: Просвещение, 2009.- 224 с.
36. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности / Рудик О.С. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 200 с.
37. Смольникова Н.Г. Методика выявления особенностей лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР / Н.Г. Смольникова. – СПб.: ЛИТЕРА, 2016. – 134 с.
39. Соботович Е.Ф. Логопедия. - М.: Дрофа, 2015. - 160 с.
40. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Сохин Ф.А. – М.: ЭСКМО, 2015.- 291 с.
41. Сухомлинский В.А. Формирование мышления у детей раннего возраста / Сухомлинский В.А. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 568 с.
42. Текучев А.В. Методика грамматического разговора / Текучев А.В. – М.: ЛИТЕРА, 2014. – 259 с.
43. Тихеева Е.И. Основы методики развития речи / Тихеева Е.И. – М.: Спутник +, 2017. – 144 с.
44. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР / Т.А. Ткаченко. – М.: ПРОФИ, 2014.- 227 с.
45. Ткаченко Т.А. Учим детей говорить правильно / Ткаченко Т.А. – М.: ЭСКМО., 2015 г. – 189 c.
46. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 1 / Топоров В.Н. – М.: Академия, переиздат. 2014. – 405 с.
47. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников / Ушакова О.С. – М.: АРКТИ, 2015. – 214 с.
48. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших дошкольников / Фотекова Т.А. – М.: Сфера, 2010. – 55 с.
49. Ципина Н.А. Игры для детского сада / Ципина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 532 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 286 с.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Эльконин Д.Б. – СПб.: ЛИТЕРА, 2017. – 232 с.
50. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика / Ядешко В.И. – М.: КНОРУС, 2015. – 257 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ