ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ …………………….…………
1.1. Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников в норме………………
1.2. Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР………………
1.3. ИКТ как средство формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР……………
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ …………
2.1. Констатирующий этап по выявлению уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР…………………...
2.2. Формирующий этап по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ ………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ ..……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
Актуальность исследования. В настоящее время основной проблемой дошкольного образования выступает увеличение детей, страдающих речевыми нарушениями. Общее недоразвитие речи на текущий момент является самой распространенной речевой патологией, встречающейся у детей дошкольного возраста, при которой наблюдаются недостатки развития всех компонентов речевой системы. Одной из серьезных проблем, возникающих в процессе речевого развития у детей с данными патологиями, является нарушение лексико-грамматической стороны речи, которая позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка и составляет основу коммуникационного процесса, который является важным аспектом в психологическом становлении и развитии личности.
Процесс развития лексико-грамматической стороны речи является главной задачей педагогического процесса, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями. Лексико-грамматическая сторона речи составляет основу речемыслительной деятельности и характеризует уровень речевого и умственного развития ребенка. Таким образом, целенаправленное формирование лексико-грамматической стороны речи речи является ведущей деятельностью логопеда в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, так как сформированный словарный запас и грамматический строй речи составляют залог успешного овладения школьной программой.
Аспекты развития лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи представлены в работах М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичевой. Авторы полагают, что при общем недоразвитии речи развитие лексико-грамматического строя происходит гораздо сложнее, чем изучение словаря. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Проблема развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовалась Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и другими. В исследованиях раскрыты вопросы организации работы, методики формирования лексико-грамматической стороны речи, показаны различные средства и приемы развития речи. Исследования по применению компьютерных технологий в процессе коррекционно-образовательного процесса по развитию интеллекта, речи и личности ребенка в целом проводили С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер. Однако вопросы использования средств ИКТ в коррекционной работе по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР освещены в научных работах недостаточно и требуют дальнейшей проработки, именно с данным аспектом связана актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Цель исследования: выявить эффективность использования ИКТ в логопедической работе по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ будет эффективна при:
– сочетании традиционных инновационных методов подачи дидактического материала с помощью использования средств ИКТ.
– использовании ИКТ в технологии ТРИЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
2. Выявить уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность предложенной системы работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
4. Составить методические рекомендации для учителей-логопедов по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования:
– основные теоретические положения об этиологии развития лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе (Р. М. Боскис, А. Н. Гвоздева, Г. А. Каше, Ф. А. Рау, Е. М. Верещагина, Д. Слобина).
– основные теоретические положения об этиологии возникновения общего недоразвития речи (Лопатина Л.В., Волкова Л.С., Лурия А.Р., Корнев А.Н.).
– методологические положения о нарушениях формирования лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи (Глухов В.П., Филичева Т.Б., Воробьева В.К., Чиркина Г.В.).
– методологические положения об использовании ИКТ в коррекционно- образовательном процессе старших дошкольников с ОНР (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина).
Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается эффективность предложенной системы логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе учителей-логопедов для формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ.
Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования является «..» В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Из них 10 детей - экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа.
Согласно теоретическому анализу, проведенному в первой главе настоящей работы, можно сделать следующие выводы:
Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов развития, при которых происходит постепенное овладение индивидом навыками построения различных типов словосочетаний и предложений и способностью соединять их в связное высказывание. Психологические и лингвистические предпосылки овладения связным высказыванием созревают к старшему дошкольному возрасту, а формирование лексико-грамматической стороной речи начинается с умения понимать и осмысливать связное монологическое высказывание и только затем программировать собственное.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании структуры предложения и текста в зависимости от степени тяжести проявления дефекта. Дошкольники с ОНР не имеют четко сформированного смыслового и грамматического синтаксирования, имеют затруднения при языковом формировании мысли, используют простые предложения в которых присутствует неверная грамматическая основа, отсутствуют лексические смысловые единицы, что является причиной искажения индивидуального смысла содержания текста, обладают несформированностью связного высказывания, которая в первую очередь характеризуется возникновением трудностей при построении сложных предложений.
При работе с мультимедийным и интерактивным оборудованием у дошкольников с ОНР повышается интерес к занятиям, а у логопеда появляется возможность создания интересного занятия с компьютерной поддержкой, при которой повышается наглядность и динамика процессов подачи и усвоения материала, и самое главное, появляется возможность установить мгновенную обратную связь. Логопед по горячим следам может проанализировать степень эффективности коррекционного воздействия.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Алексеева М.М. – М.: ЭСКМО, 2015.- 245 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития дошкольников / Алферов А.Д. – М.: ЭСКМО, 2016.- 115 с.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР/ Арушанова А.Г. -М.: Просвещение, 2015.- 245 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / Бондаренко А.К. – М.: ЭСКМО, 2015.- 99 с.
5. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. / К.Ю. Белая. // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 4. - C. 14.
6. Бородич А.М. Методика развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР / Бородич А.М. – М.: КНОРУС, 2015. – 216 с.
7. Бурачевская О.В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: Материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Молодой ученый, 2016. – С. 113–117.
8. Вегнер Л.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте / Вегнер Л.А. – М.: ЭСКМО, 2016.- 318 с.
9. Волина В.А. Учимся играя / Волина В.А. – М.: Дрофа, 2015. - 125 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2014.- 303 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Выготский Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 304 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. - М.: ФЕНИКС, 2014.- 218 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А.Н. – СПб.: АЛЬЯНС, 2015.- 219 с.
14. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с заиканием //Вестник Череповецкого государственного университета //. – 2018. – № 7. с. 24-28.
15. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / Горелов И.Н.- М.: ИНФРА-М, 2015.- 260 с.
16. Горячев М.Д. Психология и педагогика / Горячев М.Д. – М.: ВЛАДОС, 2009.- 94 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М.: Литера, 2017. - 294 с.
18. Ефимова О.В. Лингвистические основы развития связного описательного высказывания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки//. – 2017. – №9. с. 12-20.
19. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / Иншакова О.Б. – М.: ВЛАДОС, 2015.- 127 с.
20. Ковшиков В.А. Детская речь: норма и патология / Ковшиков В.А. – Самара.: ВИКИНГ, 2018 г. – 360 c.
21. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / Козырева О.А. – М.: ИНФРА-М, 2015.- 360 с.
22. Комарова Т.С. Информационно-компьютерные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – С. 28.
23. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет / Красильникова Л.В. – СПб.: АЛЬЯНС, 2016.- 229 с.
24. Ладыженская Т.А. Определение уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ладыженская Т.А. – М.: ФЕНИКС, 2014. – 218 с.
25. Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс / Леонтьев А.А. – М.: ПРОФИ, 2015. – 425 с.
26. Леонтьев А.А. Исследование детской речи / Леонтьев А.А. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 254 с.
27. Леушина Е.М. Психология дошкольника / Леушина Е.М. – М.: М.: АЙРИС-ПРЕСС., 2018 г. – 348 c.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников с ОНР / Лопатина Л.В. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
29. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у детей с ОНР / Лопатина Л.В. – М.: СПб, Литера, 2009. – 115 с.
30. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение / Лопухина И.С. – М.: Корона-принт, 2014. 305 с.
29. Лурия А.Р. Язык и сознание / Лурия А.Р. – М.: КНОРУС, 2014. – 231 с.
30. Мамаева А.В. Обследование речи старших школьников. Методические рекомендации / Мамаева А.В. – Красноярск, 2015. – 118 с.
31. Мишина И.Н. Использование современных образовательных технологий по развитию речи дошкольников / Мишина И.Н. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 212 с.
32. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Дистанционное обучение: учеб.пособие / И.А. Морев. –Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.– Ч. 3. – С. 58
33. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Пятница Т.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 173 с.
34. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 121 с.
35. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии / Рубенштейн С.Л. – М.: Просвещение, 2009.- 224 с.
36. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности / Рудик О.С. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 200 с.
37. Смольникова Н.Г. Методика выявления особенностей лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР / Н.Г. Смольникова. – СПб.: ЛИТЕРА, 2016. – 134 с.
39. Соботович Е.Ф. Логопедия. - М.: Дрофа, 2015. - 160 с.
40. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Сохин Ф.А. – М.: ЭСКМО, 2015.- 291 с.
41. Сухомлинский В.А. Формирование мышления у детей раннего возраста / Сухомлинский В.А. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 568 с.
42. Текучев А.В. Методика грамматического разговора / Текучев А.В. – М.: ЛИТЕРА, 2014. – 259 с.
43. Тихеева Е.И. Основы методики развития речи / Тихеева Е.И. – М.: Спутник +, 2017. – 144 с.
44. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР / Т.А. Ткаченко. – М.: ПРОФИ, 2014.- 227 с.
45. Ткаченко Т.А. Учим детей говорить правильно / Ткаченко Т.А. – М.: ЭСКМО., 2015 г. – 189 c.
46. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 1 / Топоров В.Н. – М.: Академия, переиздат. 2014. – 405 с.
47. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников / Ушакова О.С. – М.: АРКТИ, 2015. – 214 с.
48. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших дошкольников / Фотекова Т.А. – М.: Сфера, 2010. – 55 с.
49. Ципина Н.А. Игры для детского сада / Ципина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 532 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 286 с.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Эльконин Д.Б. – СПб.: ЛИТЕРА, 2017. – 232 с.
50. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика / Ядешко В.И. – М.: КНОРУС, 2015. – 257 с.