Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Древнерусские шатровые храмы первой половины XVII века

Работа №75295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

архитектура

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Каменная шатровая архитектура первой половины XVII века: история и основные проблемы изучения 5
Глава 2. Сравнительный анализ памятников каменной шатровой архитектуры первой половины XVII века 12
2.1 Функциональные типы шатровых храмов 12
2.1.1 Городские соборные и посадские, усадебные и монастырские соборные шатровые
храмы 12
2.1.2 Церкви при трапезных или больничных палатах 15
2.1.3 Надвратные храмы 17
2.2 Типы шатровых перекрытий 19
2.2.1 Открытые шатры 19
2.2.2 Декоративные шатры 20
2.3 Количество шатров 24
2.3.1 Многошатровые храмы 24
2.3.2 Одношатровые храмы 25
Глава 3. Памятники шатровой архитектуры первой половины XVII века в контексте развития древнерусской архитектуры XVI-XVII веков 27
3.1 Основные памятники каменной шатровой архитектуры XVI века 28
3.2 Сравнительный анализ памятников каменной шатровой архитектуры первой половины
XVII и XVI веков 32
3.3 Сравнительный анализ памятников каменной шатровой архитектуры и многоглавых
храмов первой половины XVII века 36
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Список иллюстраций 46
Приложение


В первой половине XVII века, после окончания Смутного времени, возобновляется шатровое строительство. Первый шатровый памятник, возведенный в XVII столетии — собор Михаила Архангела в Нижегородском Кремле, перестроенного в 1628-1632 годах, а последняя шатровая постройка, появившаяся в этот временной отрезок, — церковь Трех Святителей Антониево-Сийского монастыря под Архангельском, строительство которой было завершено в 1661 году. Помимо вышеуказанных, в этот промежуток времени было возведено еще двадцать два шатровых храма, которые также стали объектами нашего исследования (см. Приложение 1). На примере этих памятников мы попытаемся раскрыть эволюцию каменного шатрового зодчества первой половины XVII столетия.
На данный момент не существует научного труда, в котором каменное шатровое зодчество первой половины XVII века было бы до сконально изучено как целостное явление. Поэтому комплексное исследование памятников этого периода является актуальной задачей современного искусстовознания . Каменные шатровые храмы первой половины XVII столетия станут объектом нашего исследования. Их изучение, как отдельного явления в древнерусской архитектуры и определение ме ста шатрового зодчества в истории искусства — предмет настоящей работы.
Основной целью нашей работы является типологизация каменных шатровых храмов первой половины XVII века памятников и определение места каменного шатрового зодчества этого столетия в истории древнерусской архитектуры. Для ее достижения мы попытаемся решить ряд задач:
1. Составить обзор исследований, проведенных по данной теме до настоящего момента, и выявить основные проблемы изучения.
2. Выявить основные типологические признаки, необходимые для выделения типологических групп и сравнить памятники каждой отдельной группы.
3. Рассмотреть основные памятники каменной шатровой архитектуры XVI века, а именно: церковь Вознесения в селе Коломенское (1532 г.), церковь Покрова на Рву (1554 г.), церковь Спаса Преображения в селе Остров (XVI в.), церковь Рождества Христова в селе Беседы. (1599 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери в Кушалино (1590-е гг.), церковь Богоявления Господня в селе Красном (1592 г.) и сравнить их с памятниками XVII века, для того чтобы проследить как именно повлияло зодчество предшествующего века на архитектуру выбранного нами времени.
4. Сравнить основные особенности многоглавых храмов и шатровых построек первой половины XVII в, для того чтобы определить степень их взаимодействия.
Решение этих задач значительно облегчается благодаря подготовленному нами каталогу памятников шатровой архитектуры первой половины XVII века. Методом нашего исследования станет анализ памятников, а также их типологизация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы была изучена литература, посвященная каменной шатровой архитектуре первой половины XVII века, что позволило составить каталог памятников (см. приложение 1), а также выявить основные проблемы в истории их изучения. Исследователи не ставили перед собой задачи типологизировать церкви данного периода. Ф. Ф. Горностаев и М. А. Ильин изучали вопрос о происхождении каменного шатрового зодчества в Древней Руси. Ю. А. Тарабарина, М. В. Вдовиченко, И. Л. Бусева-Давыдова исследовали вопрос о датировках собора Алексеевского монастыря, церкви Одигитрии в Вязьме, Успенской «Дивной» церкви в Угличе соответственно. Также Ю. А. Тарабариной была выявлена возможная причина появления многошатровых построек. И. Л. Бусева-Давыдова проводит анализ основных каменных шатровых памятников в контексте архитектуры первой половины XVII века.
В результате сравнения церквей по функциональным типам храма нами были выделены 1) городские соборные и посадские, усадебные и монастырские соборные шатровые храмы; 2) церкви при трапезных и больничных палатах; 3) надвратные храмы. Среди городских соборных храмов встречаются разнообразные объемно-пространственные решения и церкви похожие на посадское зодчество — крупные, монументальные храмы с центрическим планом, и те которые стали возводится при распространении «узорочья» — небольшой основной объем с большим количеством галерей и притворов. Трапезные шатровые храмы имеют общие объемно-пространственные и декоративные решения, в отличие от больничных церквей, который в данный период было возведено две и они не имеют между собой ничего общего. Надвратные шатровые храмы в истории древнерусского искусства встречаются впервые в XVII веке и их завершения предположительно происходят от шатровых венчаний башен Московского кремля.
При проведении сравнительного анализа храмов с открытыми и декоративными шатрами было выяснено, что шатровая архитектура распространялась от центральных районов Древней Руси на периферийные. Также стало известно, что открытые шатры чаще всего возводились в городах, усадьбах или в монастырях, где заказчики могли позволить себе отапливать крупный объем храма. Декоративные шатры в первой трети возводились в небогатых монастырях, но ближе к середине века с распро странением архитектуры «узорочья» закрытые шатрики стали декоративным элементом и использовались для подчеркивания причудливых декоративных форм храмов.
В первой половине XVII века возводились храмы с многошатровым и одношатровым перекрытием. В ходе сравнительного анализа памятников этих двух групп мы можем предположить, что в 1630-е годы были популярны одношатровые храмы, но после 1640-х годов выросло количество многошатровых церквей. Кроме этого, особым явлением была ярославская архитектура середины XVII века, где уже после назначения Никона на патриарший престол возводились шатровые приделы — подобный тип завершения мог подчеркивать особую функцию приделов.
Для того чтобы получить наиболее полное представление о развитии шатрового зодчества в древнерусской архитектуре мы провели сравнительный анализ основных памятников XVII и XVI веков. Мы выяснили, что от образцов XVI столетия сохранилось объемно-пространственное решение шатровых храмов - восьмерик на четверике. Для зодчих в XVII столетии перестала быть важной центричность плана храма, большее внимание в плане декора мастера уделяли венчающим частям построек. До распространения «узорочья» в декоративном убранстве чаще встречались элементы, которые использовались в Годуновской архитектуре, а вовремя его расцвета использовались элементы убранства церкви Вознесения в Коломенском и собора Покрова на Рву. Мастера первой половины XVII века находились под сильным влиянием каменного шатрового зодчества XVI века.
Для того, чтобы достигнуть поставленной нами цели: определить место шатрового зодчества первой половины XVII века в истории искусства, нам нужно было понять насколько важным явлением оно было в архитектуре данного столетия. Поэтому мы провели сравнительный анализ многоглавых и шатровых храмов данного периода. Большинство храмов бесстолпные с большим количеством галерей, притворов, трапезных. Но самым распространенным был тип восьмерик на четверике, что указывает на влияние памятников, возведенных мастерами предшествующего века. Тем не менее мастерами XVII века впервые были построены симметричные по оси запад- восток восьмерики на четверике с трапезными, а также надвратные шатровые церкви. Несмотря на то что шатровая архитектура XVII века сохраняет некоторые черты архитектуры XVI столетия и существуют взаимное влияние с купольными памятниками, на наш взгляд шатровое зодчество - это уникальное и очень яркое явление в древнерусской архитектуре. Шатровые памятники первой половины XVII века во многом определяют все архитектуру столетия.



1. Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. М., 1987.
2. Агафонов С.Л. Нижегородский Кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький., 1976.
3. Агафонова И.С., Давыдов А.И., Давыдова А.А. Этапы реставрации собора Михаила Архангела в нижегородском кремле. НН., 2004.
4. Аленов М.М. Русское искусство X-начала XX века. М., 1989.
5. Баталов А.Л. Судьбы ренессансной традиции в средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI века // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001.
6. Баталов А.Л. Церковь Преображения Господня в селе Остров. М., 2010.
7. Булкин В. А., Овсянников О. В. Каменные шатровые храмы Сийского монастыря / /Краткие сообщения Института археологии. Вып. 160. Л., 1980.
8. Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура XVII века // Художественная- эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М., 1996.
9. Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М., 2002.
10. Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете шатровых храмов патриархом Никоном. // Труды Государственного исторического музея. Вып. 139. М., 2004.
11. Бусева-Давыдова И.Л. Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе и ее место в истории русской архитектуры первой половины XVII в. // Архитектурное наследство. Вып. 45. М., 2003.
12. Вдовиченко М.В. Церковь Одигитрии в Вязьме // Проект-классика, No 11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/ school/ 11_2004/school2004_11_01a.htm (дата обращения: 3.05.2015)
13. Всеобщая история искусства // Под. ред. Н. Я. Колли. Т 2. К. 1. М.,
14. Всеобщая история архитектуры // Под ред. П.Н. Максимова. Т. 6. М., 1968.
15. Воронин Н.Н., Ильин М.А. Троице-Сергиев монастырь // Древнее Подмосковье. М., 1947.
16. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1911.
17. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М ., 1909.
18. Даль Л.В. Историческое исследование памятников русского зодчества.// Зодчий. СПб., № 1, С. 4-7, № 11-12.
19. Горностаев Ф.Ф. Столпообразные храмы. Шатровые храмы // История русского искусства под ред. И.Э. Грабаря, Т. 2, М., 1955.
20. Забелин И.А. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Древняя и Новая Россия. СПб., 1878. № 3, С. 158-203, № 4
21. Ильин М.А. Зодчество XVII века // История русского искусства. Т.4. М., 1959.
22. Ильин М.А. Каменное зодчество второй четверти XVII века // История русского искусства. Т.4. М., 1959.
23. Ильин М.А. Летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII вв. М., 1966.
24. Ильин М.А., Моисеева Т.В. Москва и Подмосковье: справочник- путеводитель. М.,1979.
25. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: памятники середины XVI века. М., 1980.
26. Ильин М.А. Рязань. Историко-архитектурный очерк. Ч. 1. М., 1954.
27. Кавельмахер В.В. Никоновская церковь Троице-Сергиева монастыря: автор и дата постройки // Культура средневековой Москвы. XVII в. М., 1999.
28. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы. Сборник статей. Владимир, 1995.
29. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1829.
30. Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков. М., 1936.
31. Некрасов А.И. Художественные памятники Москвы и Московской губернии. М., 1928.
32. Подъяпольский С.С. Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло- Белозерского и Ферапонтова монастырей. Архангельск, 1968.
33. Подъяпольский С.С. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского монастыря в его отношении к строительству Троице-Сергиева монастыря // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989.
34. Снегирев И. М. Памятники московской древности. М., 1842-1845.
35. Сопоцинский О.И. Искусство Древней Руси // Всеобщая история искусства. Т. 2. К. 1. М., 1960.
36. Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова Л., 1976.
37. Тарабарина Ю.В. Собор Алексеевского монастыря в Чертолье // Московская
Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Л. А. Беляева. М., 2008.
38. Тихомиров М.Н. Малоизвестные летописные памятники XVI в.// Исторические записки. М., 1979. No10.
39. Тихомиров М.Н. Летописные памятники Синодального патриаршего собрания // Исторические записки. М., 1979. No13.
Список иллюстраций
1. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевой лавре. Москва. 1635-1637 гг. Архив автора. Фото 2016 г.
2. Успенская «Дивная» церковь в Алексеевском монастыре. Углич.
Ярославль. 1638-1639 гг. http://www.temples.ru/show_picture.php?
PictureID=42156 Фото 2008 г.
3. Церковь Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом Богородице- Рождественском монастыре. Вологодская область. 1640-1641 гг. Фото 2016.
4. Церковь Михаила Архангела в Нижегородском Кремле. 1631 г. Архив автора. Фото 2017.
5. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Москва. 1646 г. Архив автора. Фото 2017.
6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Москва. 1635 г. Архив автора. Фото 2016.
7. Церковь Успения Божией Матери в Вешняках. Москва. 1646 г. Архив автора. Фото 2016.
8. Храм Рождества Богородицы в Путинках. 1649 - 1652 гг. Архив автора. Фото 2016.
9. Церковь Троицы в Никитниках. 30-е - 40-е гг. XVII в. Архив автора. Фото 2017.
10. Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Сер. XVII в. Архив автора. Фото 2017.
11. Церковь Одигитрии Иоанна-Предтеченского монастыря в Вязьме. Смоленская область. Сер. XVII в. http://sobory.ru/photo/238422 Фото 2014.
12. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1647 - 1650 гг. Архив автора. Фото 2016.
13. Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г. Архив автора. Фото
14. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. 1555-1561 гг. Архив автора. Фото 2016.
15. Церковь Преображения в Острове. Сер. XVI в. Архив автора. Фото 2016.
16. Церковь Богоявления Господня в с. Красном на Волге. 1592 г. http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=52061 Фото 2008.
17. Собор Казанской иконы Божией Матери. 1636 г. Архив автора. Фото 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ