Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ ГУГО ВАН ДЕР ГУСА И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

Работа №75258

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Обзор литературы 6
Глава 1. Средневековый театр 15
1. 1. Происхождение и основные черты средневекового театра 15
1.2. Театр в Нидерландах XIV - XV веков 22
2. Рождественские сцены 28
2. 2. Образы пастухов. 39
3. Венский диптих в контексте пасхальных постановок 54
3.1. Грехопадение 54
3.2. Оплакивание Христа 64
Заключение 73
Список используемой литературы 77
Список иллюстраций 79
Приложения

Творческое наследие Гуго ван дер Гуса, нидерландского художника XV века, включает в себя сравнительно небольшой круг работ, отличающихся высоким уровнем исполнения, которое позволяет поставить художника в один ряд с такими мастерами как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Его талант был признан и оценен при жизни не только в родном Генте, но и за пределами Нидерландов — Алтарь Портинари и Алтарь Бонкила были заказаны иностранцами и привезены в Италию и Шотландию.
Ни одна из работ мастера не была подписана, и единственной достоверно атрибутированной работой является Алтарь Портинари. Остальные работы приписаны мастеру на основе стилистического сходства. В его религиозной живописи про слеживается целый ряд новаторских решений, направленных на усиление воздействия живописных образов на зрителя. Мастер активно использовал эффекты освещения, экспериментировал с цветом и формой, занимался драматической проработкой образов. Кроме того, сама его живописная техника, отличающаяся высокой реалистичностью в изображении персонажей и окружения, достигшая в Алтаре Портинари своей вершины, претерпевает сильные изменения. Целую группу более поздних работ художника объединяют такие черты, как плоскостность, переход от цветового и оттеночного многообразия к простым локальным цветам, утрирование объектов материального мира и повышенная эмоциональная экзальтация.
Подобные кардинальные изменения, происходящие после целостного формирования стиля, крайне не характерны для мастеров Средневековья. Традиционно их связывают с уходом Гуго ван дер Гуса в монастырь, а также с ухудшением его психического здоровья, приведшем в последствии к смерти художника. Но, в целом, эти изменения по-прежнему направлены на усиление эмоционального воздействия на зрителя. Ряд подобных воздействующих элементов непосредственно связан с театральными представлениями. Это активное использование освещения, драматизация взаимодействия между персонажами, внесение движения в иконографически статичные сцены, использование театральной атрибутики и обращение ряда персонажей напрямую к зрителю живописного произведения.
Целью исследования является выявление взаимосвязей между религиозной живописью Гуго ван дер Гуса и средневековыми театральными представлениями.
В круг задач входят следующие пункты:
— выявить ряд черт, технических и драматических, присущих средневековому театру, которые могли найти отражение в религиозной живописи Гуго ван дер Гуса.
— выявить какой именно вид из всего многообразия театрализованных представлений, или же вся их совокупность, оказали наибольшее влияние на художника
—проследить непосредственные взаимосвязи между театрализованными постановками рождественских и пасхальных циклов, их текстами и драматической составляющей живописных образов, созданных художником.
Нам представляется актуальным привлечь внимание к проблеме взаимосвязанных мотивов в средневековом театре и живописи Гуго ван дер Гуса, так как данная тема прослеживалась в других исследованиях, но затронуты были лишь частные моменты, без попыток воссоздать более общую картину.
Основным предметом нашего исследования являются следующие работы мастера: «Алтарь Портинари», «Рождество», «Венский диптих»; а так же их взаимосвязь с рождественскими и пасхальными библейскими постановками.
Исследование состоит из введения, обзора литературы, трех глав, заключения и приложений. В первой главе рассматривается возникновение библейских драматических постановок и основные особенности их проведения, а так же описание и характеристика театральной жизни в Нидерландах ХУтвека.
Вторая глава посвящена взаимосвязи рождественских постановок с такими работами художника как «Рождество» и «Алтарь Портинари». В первом параграфе делается попытка определить какой именно вид театральных религиозных постановок мог повлиять на «Рождество», а также проследить технические аспекты религиозных драм, которые могли отразиться в композиции. Второй параграф посвящен образам пастухов в «Алтаре Портинари» и берлинском «Рождестве», а так же новому мотиву движения, который художник внес в рождественские сцены. Сделана попытка найти аналогии этому мотиву в средневековом театре.
Третья глава посвящена взаимосвязи между «Венским диптихом» и пасхальными театральными постановками на основании сходства сюжетных программ. Кроме того, некоторые персонажи, а именно Искуситель, Мария Магдалина и Святой Никодим рассмотрены в контексте их возможных театральных прототипов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав связь между живописными работами Гуго ван дер Гуса и средневековым театром можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в XV веке в Нидерландах литургические библейские пьесы, городские театрализованные шествия и праздники, миракли, которые ставились камерами редерейкеров, были неразрывно связаны с жизнью горожан. Взаимодействие художников с обществами редерейкеров, их участие в оформлении постановок, а так же в организации театрализованных шествий документально зафиксировано, в том числе, и участие Гуго ван дер Гуса. Таким образом, он был непосредственно связан с театром как зритель, и как участник, оформляющий декорации, к театрализованным праздненствам, следовательно, мог видеть некоторые процессы изнутри. Такой взгяд на театр мог побудить художника использовать театральные мотивы в качестве идей для создания своих религиозных работ. Наибольшее влияние на рождественские сцены художника могли оказать религиозные литургические постановки, проводимые непосредственно в церкви. В то время как, влияние театрализованных шествий, включающих рождественские сцены, или же светских постановок на единой сцене менее вероятно.
Во-вторых, можно сказать, что построение некоторых композиций вероятнее всего было связано с литургическими представлениями. Так, берлинское «Рождество», которое ввиду своего формата могло служить антепендиумом для алтаря, центрального объекта рождественских литургий, по-видимому, изображало последовательный ход церковных постановок, включающий: шествие пророков, рождество, явление ангела пастухам, шествие пастухов к хлеву и их преклонение перед Младенцем. Но, если в литургических пьесах эти сцены разыгрывались одна за другой, то в живописном воплощении они были объединены художником в рамках целостной композиции. Изображенное на антепендиуме «Рождество» могло входить и в контекст самой литургической драмы, комментируя и дополняя происходящее. Далее, в общей композиции Венского диптиха художником сопоставлены сюжеты «Грехопадения» и
«Оплакивания». Подобное сочетание на первый взгляд хронологически и тематически не связанных между собой являлось характерным для библейских пасхальных циклов, обычно включающих в себя оба эти сюжета. Грехопадение создавало необхолимый контекст для понимания Страстей и Искупления.
Кроме того, была рассмотрена связь между отдельными изобразительными мотивами и их возможными аналогиями в средневековом театре. Так, в «Алтаре Портинари» и берлинском «Рождестве» изображение движения пастухов и их перехода от сцены явления ангела к рождественской сцене с изображением Святого Семейства, по-видимому, связано с религиозными литургическими представлениями, которые включали в себя процессию пастухов от одной симультанной сцене к другой.
Мотив движения пастухов в «Алтаре Портинари» сопровождался так же и последовательным изменением их эмоционального состояния от непонимания и удивления к спокойствию и осознанию чуда божественного воплощения в Младенце Христе. Постепенное духовное преображение пастухов была связано не только с Младенцом Христом, но и с изображением демона в сцене.
По нашему мнению, возникновение связи между группой пастухов и демоном может быть обусловлено влиянием театральных постановок. Такой вывод сделан на основе сопоставления текстов рождественской пьесы из манускрипта Carmina Burana с живописными образами, созданными Гуго ван дер Гусом. Кроме того, в данном случае, помимо влияния литургических церковных постановок, могло так же проявиться и влияние мираклей, в ряде которых основной темой являлась борьба души человека с дьяволом и победа над ним с божественной помощью. В частности, одним из подобных мираклей, который мог видеть художник — нидерладская пьеса конца XV века «Марикен из Неймегена».
На створке «Грехопадение» особый интерес представляет фигура Искусителя, которая, по-видимому, была основана на его театральном прототипе. Само изображение Искусителя в виде змея или ящера с человеческой головой связано с темой его театрального воплощения. В качестве примера были взяты строки из второй честерской пьесы, наиболее близкой по времени к созданию диптиха, где описывается вид, который собирался принять Люцифер.
Само изображение этого персонажа в драматическом напряжении и ожидании, отличное от предыдущих довольно условных изображений искусителя (часто в виде змея, лишенного антропоморфных черт), говорит о том, что художник мог заимствовать этот образ из библейских пьес, где у каждого персонажа, включая искусителя, был свой текст и мотив к действию.
«Оплакивание» Христа представляет собой синтез между живописными традициями и библейскими постановками. Театральные персонажи Марии Магдалины и Святого Никодима, рассмотренные через тексты пьес «Смерть и погребение Христа» из Йорка и «Погребение Христа» из рукописи Дигби, выражали свою скорбь зрителю через обращение к Иосифу Аримафейскому. В «Оплакивании» Гуго ван дер Гуса фигуры Марии Магдалины и Святого Никодима выполняют роль нарраторов. В преломлении с живописной традицией, Мария Магдалина и Святой Никодим, минуя диалоговую связь с Иосиф Аримафейским, который иконографически сопоставляется с Богом Отцом, обращаются напрямую к зрителю, оказывая на него эмоциональное воздействие.
Подводя итог, можно сказать, что связь между религиозной живописью художника и религиозной драмой очевидна. Предметный мир картин Гуго ван дер Гуса постепенно сводился к минимуму, к тому, что может заключать в себе знак или символ, подобно предметам в театральной бутафории, где крест может означать тело Христово, а трон — все царство царя Ирода. Священная история в интерпретации художника раскрывается через ее героев и непосредственных участников, подобно тому, как это происходило в театральных постановках. Включение в композицию персонажей, создающих эмоциональную связь зрителя с изображенным событием, драматическая проработка отдельных образов, введение направляющих жестов и движения помогало сосредоточить внимание зрителя на основных темах евангельской истории — на божественной инкарнации и на искуплении греха через смерть Христа.



1. Базанов B. Техника и технология сцены. Л., 1976
2. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возраждения античности. СПб., 2008.
3. Верхейл К. Куттенир П. Михайлова И. От «Лиса Рейнарда» до «Сна Богов». История нидерландской литературы в 2-х томах/ Т.1. СПб., 2013
4. Вос Д. де Нидерландская живопись. Шедевры старых мастеров Ян ван Эйк, Дирк Баутс, Мастер из Флемаля, Рогир ван дер Вейден, Хуго дер Гус, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Герард Давид, М.,2002г.
5. Гвоздев А. А. История европейского театра. Театр эпохи феодализма. М.,2012.
6. Дамиш Ю. Теория облака. Набросок истории живописи. СПб., 2003.
7. Дюби Ж. Время соборов. М., 2012.
8. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века. М. 2008.
9. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М. 2008. C. 326
10. Ошис В.В. История нидерландской литературы. М., 1983
11. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.,
2005.
12. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб., 2009.
13. Сугробова О. В. Ночная сцена «Поклонения младенцу» в нидерландской живописи конца XV— начала XVI века. Советское искусствознание’82., Вып. 1(16), М., 1983.
14. Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху кватроченто. СПб., 2005.
15. Belting H. Spiegel der Welt: Die Erfindung des Gemaldes in den Niederlanden, Munchen, 2013.
16. Bevington D. Medieval Drama. Boston.,1975
17. Bonnell J. K./ The Serpent with a Human Head in Art and in Mystery Play// American Journal of Archaeology, Vol. 21, No. 3 (Jul. - Sep., 1917)
18. Denny D./ A Symbol in Hugo van der Goes' Lamentation// Gazette des Beaux Arts, 95, 1980.
19. Koch R. A./ The Salamander in Van der Goes' Garden of Eden// Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 28 (1965)
20. Lane B. G. / «Ecce panis angelorum»: the manger as altar in Hugo’s berlin Nativity// The art bulletin. Vol. LVII., № 4,December 1975
21. Muir Lynette R. The Biblical drama of medieval Europe. Cambridge, UK. 2003.
22. Pacht O. Early Netherlandish Painting from Rogier van der Weyden to Gerard David. Munich., 2010
23. Panofsky E. Early Netherlandish Painting: Its Origins and Character. Cambridge (MA), 1953.
24. Ridderbos B. / Die "Geburt Christi" des Hugo van der Goes. Form, Inhalt, Funktion// Jahrbuch der Berliner Museen, 32. Bd. (1990),
25. Trowbridge M. //Sin and redemption in late-medieval art and theater: the Magdalen as role model in Hugo van der Goes’s Vienna diptych./ Ed. Push Me, Pull You: Imaginative, Emotional, Physical, and Spatial Interaction in Late Medieval and Renaissance Art. Vol.1. Leiden. 2011.
26. Tydeman W. Theatre in Europe: a documentary history. The medieval european stage, 500-1550. Cambridge,UK. 2001.
27. Walker Robert M. The Demon of the Portinari Altarpiece. The Art Bulletin, Vol. 42, No.
3 (Sep., 1960)
28. Winkler F. Das werk des Hugo van der Goes. Berlin. 1964.
Иллюстрированная история мирового театра. под ред. Джона Рассела Брауна М. 1999
Список иллюстраций
1. Гуго ван дер Гус «Рождество» Ок. 1480. Д., м. 97x245 см. Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея.
2. Губерт Кейлло. «Декорации для Валансьенской мистерии, разыгранной в 1547 году». 1577 г. миниатюра. Париж, Национальная Библиотека, Париж.
3. Ганс Мемлинг «Семь радостей Марии». 1480. Д., м. 81x189 см. Мюнхен, Старая пинакотека
4. Денис ван Алслоот. «Оммеганг в Брюсселе 31 мая 1615г. Триумф эрцгерцогини Изабеллы».(фрагмент) 1616 ., 117 х 381 см.,Х.,м., Лондон, музей Виктории и Альберта
5. Гертген тот Синт Янс. «Рождество». Ок. 1480 г. Д., м. 32x26 см. Лондон, Национальная Галерея.
6. Анонимный мастер. Нидерланды. диптих «Поклонение волхвов и поклонение пастухов». ок. 1500-1520 гг. 91x59 см. каждая створка., Д., м., Брюгге. Музей Гронинге.
7. Гуго ван дер Гус . «Алтарь Портинари» в открытом виде. 1476-1478. Д., м.
253 х 588 см. Флоренция, Уффици.
8. Робер Кампен. «Рождество». Ок. 1425 г., 82x69 см., Д., т., м. Дижон, Музей изящеыз искусств.
9. Андреа Мантенья. «Поклонение пастухов». после 1450 г., 37,7x 53,3 см., переведено с д. на х., темпера, Нью-Йорк, Музей Метрополитен.
10. Алессио Бальдовинетти, «Рождество». 1460-1462.Флоренция, Церковь Сантиссима Аннунциата.
11. Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов.1485. 167x167 см. Д., м., Флоренция, Капелла Пацци церкви Санта Тринита.
12. Гуго ван дер Гус . «Алтарь Портинари» (фрагмент)
13. Гуго ван дер Гус . «Венский диптих». Левая створка «Грехопадение». Ок.
1470 г. Д.,м., 32,3x21,9см.; Правая створка «Оплакивание Христа» . Ок. 1479 г. Д. ,м34,4x22,8см. Вена, Музей истории Искусств.
14. Гуго ван дер Гус. Левая створка «Венского диптиха» (фрагмент)
15. Братья Лимбург. «Грехопадение и изгнание из Рая». 1411-1416гг. 29x21см., пергамент, темпера.,Шантийи, Музей Конте


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ