Введение 3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы подростков специальных школ как педагогическая проблема 12
1.1. Причины создания, назначение и условия деятельности специальных школ 12
1.2. Характеристика учащихся специальных образовательных
учреждений 26
1.3.Особенности эмоциональной сферы подростков-
правонарушителей 42
1.4.Воспитательные возможности музыки как средства развития эмоциональной сферы подростков специальных
школ 56
Глава2.Опытно-экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы подростков специальной школы в процессе музыкального образования 73
2.1. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы подростков специальной школы 74
2.2. Методика и этапы развития эмоциональной сферы подростков на музыкальных занятиях 90
2.3. Педагогические условия и средства развития эмоциональной сферы подростков в процессе музыкального образования 123
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы с детьми 136
Заключение 149
Библиографический список 152
Приложения 161-191
Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, сопровождаются ростом детской и подростковой преступности. Для работы с детьми, которые могут совершить правонарушение или уже нарушившими закон, в стране создана система образовательно-реабилитационных учреждений, в число которых входят и специальные школы закрытого типа. За последние десять лет число специальных учреждений для подростков- правонарушителей увеличилось на 40%.
Условия принудительной изоляции подростков-правонарушителей предполагают соблюдение в таких школах жесткого режимного контроля и авторитарного стиля управления образовательным процессом. В то же время ратификация Россией в начале 90-х годов Женевской конвенции по правам ребенка открыла дорогу процессу демократизации и гуманизации социальных отношений и в закрытых специальных школах для подростков. Однако руководство и педагоги таких учреждений оказались не готовыми строить отношения с подростками-правонарушителями на новой демократической основе из- за сложившихся стереотипов в подходах к организации образовательной деятельности и отсутствия специально разработанных педагогических средств.
В этой связи актуальной проблемой становится поиск способов организации педагогического процесса, при которых возможно реализовывать права ребенка на понимание, защиту, поддержку, не нарушая специфику специальных школ как режимных учреждений.
В качестве психологических особенностей подростков- правонарушителей многие исследователи отмечают множественные деформации эмоциональной сферы (В. А. Аверин, Б.Н. Алмазов, С.Н.Беличева, Т.В.Валицкас, А.И.Грошенков, Ю.В.Клейберг,
4
В.В.Кондратьев, Е.А.Медведева, В.Ф.Пирожков, М.И.Рожков и др.), обусловленные неудовлетворением базовых потребностей личности в материнском тепле, приятии, любви в раннем детстве, неправильным воспитанием, школьной дезадаптацией и некоторыми другими факторами. Это затрудняет развитие личностных сфер, нарушает процесс социализации ребенка, открывает путь поведенческим отклонениям.
Важным средством развития эмоциональной сферы является музыка, как самый эмоциональный вид искусства, который широко применяется в лечебных и реабилитационных целях. Успех такой деятельности обусловлен многоканальным спектром воздействия музыки, который затрагивает бессознательные слои психики, влияет на чувства человека, проникая сквозь защитные механизмы сознания в глубины бессознательного.
В учебном плане специальных школ существует предмет "Музыка", но, к сожалению, не разработано научно-методическое обеспечение этого предмета, учитывающее специфику закрытого учреждения и особенности контингента, что затрудняет работу учителей и не позволяет им в полной мере использовать потенциал музыкального искусства в реабилитационных целях.
Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы развития эмоциональной сферы подростков специальных школ в процессе музыкального образования изучались отечественными и зарубежными учеными.
Так, возможность успешной исправительной работы с трудными подростками практически доказали П.П.Блонский, В.П.Кащенко, Я.Корчак, А. С.Макаренко, С.Т. и В.Н. Шацкие; необходимость синтеза медико-терапевтических, психолого-педагогических и воспитательных методов организации коррекционно-реабилитационной работы с трудными подростками изучили А.И.Захаров, В.В.Ковалев, А.Л.Личко,
5
В.Г.Степанов; музыкально-терапевтические техники, успешно применяемые в психотерапевтической практике, охарактеризовали Л.С. Брусиловский, Е.А.Медведева, Дж. Морено, А.Понтвик, В.Н.Петрушин. Эмоциональная сфера всесторонне изучена и представлена в трудах как зарубежных, так и отечественных психологов (Г.М.Бреслав, Б.И.Додонов, К.Изард, А.Н.Леонтьев, П.М.Якобсон и др.). Роль эмоций в развитии ребенка исследовали Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Фресс и другие. Вопросы психологии искусства и художественного воспитания рассматривались в работах Л.С.Выготского, Т. С. Злотниковой,
А.А.Мелик-Пашаева, Е.В.Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова, Д. Б. Эльконина и др.
В работах по музыкальной психологии (А.В.Ражников, Г.С.Тарасов, К.В.Тарасова, А.В.Торопова, Г.М.Цыпин) затрагиваются отдельные стороны психологического воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. Педагогика музыкального образования накопила богатый материал, связанный с воспитательными возможностями музыкального искусства (Э.Б .Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, В.В.Медушевский, А.А.Пиличаускас и др.).
Однако проблема развития эмоциональной сферы подростков, учащихся специальных школ в процессе музыкального образования специально не исследовалась.
Вышеизложенное позволило определить следующие основные противоречия:
- между ростом числа подростков с социальными и эмоциональными проблемами, переходящими в различные формы девиаций, и неготовностью педагогов к оказанию поддержки таким детям;
- между большим потенциалом музыки как фактора развития личности и неразработанностью педагогических средств музыкального образования подростков в условиях закрытой школы.
6
Выявленные противоречия определили проблему данного исследования: каковы педагогические условия и средства развития эмоциональной сферы подростков специальной школы в процессе музыкального образования?
ответственность Гипотеза исследования. Мы предполагали, что развитие эмоциональной сферы подростков специальных закрытых школ в процессе музыкального образования эффективно в том случае, если обеспечено следующее:
- постижение ребенком музыкального языка как естественного способа коммуникации;
- включение подростка в процесс идентификации при условии ситуативной определенности музыкального произведения;
- актуализация внутренних позитивных ресурсов для личностного роста подростка.
Задачи исследования:
- выявить особенности эмоциональной сферы делинквентных подростков;
- охарактеризовать возможности музыки для развития эмоциональной сферы делинквентных подростков специальной школы;
- обосновать педагогические условия развития эмоциональной сферы подростков специальной школы в процессе музыкального образования и определить комплекс педагогических средств, обеспечивающих их реализацию.
Увеличение числа специальных учреждений для делинквентных детей и подростков обостряет проблему реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и обусловливает необходимость разработки научно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом специфики закрытых школ.
Эмоциональная сфера делинквентных подростков имеет множественные деформации, истоки которых кроются в дефиците материнского тепла и любви в раннем детстве, школьной неуспешности и т.д. Эмоциональные нарушения отрицательно влияют на развитие других личностных сфер детей, сковывают процесс социализации подростков, открывают путь к поведенческим девиациям.
Важным средством развития эмоциональной сферы делинквентных подростков в условиях специальной школы является специально организованный музыкально-образовательный процесс. Моделирование эстетической среды через создание обстановки комфортности, атмосферы приятия для участников реабилитационного процесса, выполнение ''закона свободного обмена мнениями''; использование музыкально-терапевтических методик, методов и приемов: активного управляемого воображения, позитивного внушения, эмоционального шока, свободных ассоциаций, катарсической разрядки, метаперспективы, музыкальных дневников, музыкальных игр; стимулирование творческой активности учеников; обеспечение индивидуализации психологической поддержки воспитанников и организация социально полезной деятельности учащихся явились теми условиями и средствами, которые способствовали организации музыкально образовательного процесса в специальной школе для делинквентных подростков. В результате этого были успешно решены
150
не только музыкально-образовательные задачи, но и оптимизировалась реабилитационная деятельность школы.
Также необходимо подчеркнуть, что нам удалось построить музыкально-реабилитационную и коррекционную работу на основе диагностики, отражающей индивидуальные особенности эмоциональной активности каждого конкретного подростка, сочетать музыкально-педагогические, музыкально-психологические и
музыкально-терапевтические методы и приемы в музыкально¬образовательном процессе.
Мы подтвердили гипотезу о том, что, если музыкальное произведение имеет ситуативную определенность, которая понятна подростку и близка целостности его восприятия, то чувство ребенка может стать предметом анализа, этим будет обеспечен терапевтический эффект музыкальных занятий.
Кроме того, развитие эмоциональной сферы подростков в условиях специальной школы не было самоцелью. Обнаружились интересные зависимости между ростом эмоциональной активности и положительным сдвигом в развитии других личностных сфер. Беспокойство, тревожность, эмоциональная лабильность или наоборот, вязкость сковывают развитие личностных сфер, тормозят психическое взросление подростков. Внутреннее согласие, покой в душе, отсутствие тревоги и уверенность в себе освобождают энергию ребенка для созидания, творчества и развития.
В описании методик мы старались показать как можно больше конкретных приемов, которые бы помогли понять содержание практической работы.
Предложенные нами музыкально-терапевтические методики, условия и средства развития эмоциональной сферы на музыкальных занятиях можно применять не только в работе с подростками специальных школ. Их можно вводить в обычные уроки музыки в
151
рамках общеобразовательной школы для профилактики девиантного поведения, использовать для работы со студентами - будущими учителями музыки - как спецкурс к предмету ''Методика преподавания музыки'', для занятий по практической музыкальной терапии со взрослыми пациентами, имеющими проблемы эмоционального порядка (в сопровождении с квалифицированной психотерапевтической поддержкой).
1 Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.
- Свердловск,1986- 337с.
2 Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1986. - 176с.
3 Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. - М.,1975.
- 158с.
4 Апрелева В. А. Постижение содержания и смысла музыки педагогом- музыкантом//Музыкант-педагог: Специальный выпуск журнала ''Преподаватель''. - 2001. - №6. - С.36.
5 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Кн.1-2. - М., 1963.- 378с. - С.85.
6 Байбородова Л.В. Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998. - 282с. - С.6,9,78,99.
7 Байярд Р. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. - 365с.
- С.224.
8 Башкатов И.П. Психология неформальных молодежно-подростковых групп. - М., 2000. - 98с.
9 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994. - 201с.
10 Бернс Р. Развитие "Я - концепции" и воспитания. - М., 1986. - 423с.
11 Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Рук. по психотерапии /Под ред.В.Е.Рожнова. - 3-е изд. - Тверь, 1985. - 498с. - С.273-304.
12 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989. - 184с.
13 Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988. - 183с.
14 Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986. - 205с.
15 Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и
153
родителей. - 2-е изд. - М.,1992. - 103с.
16 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 382с.
17 Бютнер К. Как жить с агрессивными детьми. - Пер. с нем. - М., 1991.
- 144с.
18 Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. - М., 1995. - 95с.- С.6,7.
19 Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
20 Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности. - М., 1999. - 116с.
21 Верцинская Н.Н. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми. - М., 1986.
- 189с.
22 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. - 203с.
23 Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986.-354с. - С.318-325.
24 Гилинский А.Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб., 1993.
25 Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000.- 498с.- С.104, 106, 108.
26 Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество.
- Свердловск, 1988.- 273с.
27 Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. - М., 2002. - 208с.
28 Даунинг Л. Консультирование и психотерапия.- М, 1997.- 288с.
29 Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. - СПб., 2002. - 129с. - С. 20-40, 111.
30 Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты /Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М, 1998. - 274с.
- С.12, 97.
31 Джеймс М. Джовангард Д. Рожденные выигрывать. - М, 1993. - 333с.
32 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 302с.
154
33 Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. - М., 1994. - 199с.
34 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986. - 128с.
35 Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л., 1988. - 274с.
36 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. - С.336.
37 Ивин А.А.Строгий мир логики. - М., 1988. - 127с.
38 Изард К. Эмоции человека. - М., 1980. - 469с.
39 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1981. - с.206. - С.8, 39, 190.
40 Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973. - 336с.
41 Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни // Искусство в школе. - М., 1995.
- С.25.
42 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - 2-е изд. - М., 1994.
- 223с.- С.8.
43 Клейберг Ю.А. Введение в психологию социальной работы. - Тверь,
1999. - 200с.
44 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.,1999. - 267с.
- С.12, 56, 91, 98, 157.
45 Клюева Н.В., КасаткинаЮ.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Ярославль, 1997.
46 Ковалев В.В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков. - М.,1986. - 236с.
47 Ковальчук М.А., Рожков М.И. Концепция социально-педагогической и психологической помощи детям с девиантным поведением. - Ярославль, 2001.-25с. - С.11-12.
48 Ковальчук М. А Профилактика девиантного поведения старшеклассников. - Ярославль, 2002. - 241с. - С.18, 20,138.
155
49 Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982. - С.52, 60-63.
50 Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М., 1997.
- 336с.- С.60, 64, 104, 201.
51 Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1992.
52 Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского.
- М.,1985. - 433с. - С.24, 78, 165, 407, 430.
53 Краткий энциклопедический словарь - М.,1994.- 287с.
54 Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность / АН СССР. - М.,1986.
- 112с.
55 Кузнецова И.В. Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении. - Ярославль, 2000. - 98с.
56 Кузнецова И.В. Психологическое консультирование подростков- инвалидов. - Ярославль, 1996. - 76с.
57 Курек Н.С. Нарушения психической активности. - СПб., 2001. - 376с.
- С.8, 33, 215.
58 Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / Отв. Шкуратова И.П. — Ростов, 1986.
59 Лабунская В.А Психология экспрессивного поведения. - М., 1989.
- 209с.
60 Лангмер Й, Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Перевод с чешского. - Прага, 1984. - 287с. - С.134.
61 Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.- 368с.- С.102.
62 Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982.- 306с.
- С.27.
63 Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1985.- 398с.
64 Лук А.Н. Эмоции и чувства. - М., 1972. - 76с. - С.46.
65 Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М., 1987.
156
- 204с. - С.31.
66 Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис.... канд. психол. наук.
- Ярославль, 2000.
67 Мазель Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. - М., 1965.390с.
68 Макаренко А.С. Книга для родителей. - Т. 5. - М., 1985.-399с.
69 Мастюкова Е.М. Грибанова Г.В. Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.,1975.- 203с.- С. 67, 68.
70 Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии; Ранняя диагностика и коррекция. - М.,1992. - 127с. - С.84..
71 Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. - 253с.
72 Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред.
Э.Б. Абдуллина. - М., 2002. - 272с.
73 Музыка души. Введение в музыкотерапию / Составлено по лекциям
А.Менегетти. - Перевод с итальянского. - СПб.,1992. - 87с.
74 Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л.Сергеева / Под ред. Е.А.Медведевой. - М., 2002.
- 224с. - С.15.
75 Музыкальная энциклопедия // Советская энциклопедия / Сост.
Ю.В.Келдыш - М., 1976. - 965с. - С.763.
76 Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. -
157
383с.
77 Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М., 1976. - 287с.
78 Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 2000. - 355с. - С.175.
79 Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.- 303с.- С.198.
80 Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2001. - 319с.- С.274,
227.
81 Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие /Под. ред.Л.В.Байбородовой. - Ярославль, 1997. - 265с.
82 Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик.- М.,1987.- 97с.
83 Психотерапия и психология //Рук. по психотерапии/ Под ред. В.Е.Рожнова. - Тверь, 1985. - 254с.
84 Психокоррекция. Теория и практика / Под ред. Ю.С.Шевченко,
В.П.Добриденя, О.Н.Усановой. - М., 1982.- 452с.- С.57.
85 Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических. учебных заведений // Д.Н.Кинарская, Н.И.Киященко,
К.В.Тарасова и др. / Под.ред. Г.М.Цыпина. - М., 2003. - 368с.
86 Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.- 206с.