ВВЕДЕНИЕ 5
1 Поселения мордвы второй половины I тыс. н. э. – начала II тыс. н. э. 14
1.1 Поселения Окско-Сурско-Цнинского междуречья во второй
половине I тыс. н. э. 14
1.2. Поселения Окско-Сурско-Цнинскогомеждуречья в началеII тыс.
н. э. 20
2 Мордовские поселения НовыйУсад – 3 и Алкаево – 3 28
2.1 Общая характеристика поселений НовыйУсад – 3 и Алкаево – 3.
Классификация керамики 28
2.2 Вещевой комплекси сооружения на поселениях Новый Усад – 3 и
Алкаево – 3 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятники археологии - одни из самых ценных достояний исторической науки.Не зря именно данные археологических исследований являются важнейшим источником, раскрывающим фрагменты древней жизни и истории человеческого общества. Они - неотъемлемая часть жизни человека - творца истории, яркое и важнейшее свидетельство долгого, кропотливого и сложного пути исторического прогресса, который человеческое общество прошло, начиная с самых первых его шагов.
Возрастающий в наше время глубокий интерес к истории и развитию мордовского народа подталкивает исследователей к более обстоятельному анализу отдельных аспектов данной темы. Так благоприятные природные условия территорий расселения мордовских племён, климат, а также разнообразие животного мира создали почву для заселения этих территорий ещё с древнейших времён, о чём нам и свидетельствуют многочисленные археологические памятники. Относятся эти памятники к разным археологическим культурам и периодам: наиболее многочисленными являются памятники поселений каменного века, эпохи бронзы, селища и городища раннего железного века, а также ряд средневековых поселений. Стоит сказать, что изучались все эти поселения и памятники в разной степени, а некоторые из них - практических не исследованы, к примеру древние не укреплённые поселения мордвы исследованы ещё крайне слабо. С другой стороны - более всего исследованы были стоянки эпохи неолита, селища эпохи бронзы и городища раннего железного века.
Таким образом следует сделать вывод: несмотря на огромные усилия археологов-исследователей, занимающихся вопросами истории древней мордвы, многочисленных научных экспедиций, не все грани данной проблемы освещены в достаточной степени.
-проанализировать исследовательские работы по археологическому материалу памятников, которые относятся к указанному периоду;
-выявить основные поселения мордвы конца I - начала II тыс. н. э.;
- провести классификацию керамического комплекса на поселениях Новый Усад-3 и Алкаевское-3;
- рассмотреть вещевой комплекс и типы сооружений на поселениях Новый Усад-3 и Алкаевское-3.
Объектом исследования являются поселения древней мордвы Новый Усад-3 и Алкаевское-3.
Предмет исследования - материалы раскопок поселений Новый Усад-3 и Алкаевское-3.
Историография.Исследователи-археологи, историки и этнографы, занимающиеся изучением древней и средневековой мордвы, проделали долгую и кропотливую работу, пытаясь восстановить картину быта и социальной структуры того времени. Было открыто и исследовано большое число археологических памятников, в числе которых и поселения, причём не только на территории Мордовского края, но и на территории Рязанской, Новгородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской и Саратовской областей.
Выявление средневековых мордовских поселений было начато в 1925 г. Активную роль в этом сыграла Н. И. Спрыгина, которая работала заведующим отделом археологии и этнографии Пензенского естественно-исторического музея. Наряду со сбором этнографического материала, она частично исследовала ряд открытых поселений у села Промзино,Зубово- Полянского района .
История нашего края насчитывает тысячелетия. Это был путь огромного труда и постоянных поисков, успехов и неудач, путь сложного, но последовательного и непрерывного развития человеческого общества. Археологические исследования, проведённые учёными историками и археологами на территории расселения древних мордовских племён, выявили огромное число памятников материальной культуры, рисующих последовательное и непрерывное развитие местного края.
Во второй половине I тыс. н.э в хозяйстве древнемордовских племён важную роль стало играть пашенное земледелие, что свидетельствовало о процессе перехода от коллективных форм обработки земли - к индивидуальным формам. На поселениях мордвы встречаются экземпляры орудий труда, связанных с этим периодом. Однако могильники, в этом отношении дают более широкий пласт знаний, ведь оружие, орудия труда, различные украшения, сделанные из бронзы, серебра и других металлов становились неотъемлемой частью погребального обряда древнего человека. Все они отличаются сложностью изготовления, что, скорее всего, подразумевает под собой ремесленную специализацию.Но главное, что необходимо подчеркнуть, что поселения, рассматриваемые в данной работе, дают обширные понятия непосредственно о быте и жизни человека конца I - начала II тыс. н. э.
В связи с этим происходят и важные изменения в общественном разделении труда - от сельского хозяйства всё более и более отделялось металлообрабатывающее ремесло. И теперь, в конце I начале II тыс. н.э., в результате развития ремесла, развитие пашенного земледелия, скотоводства и других видов хозяйства происходит всё больше и больше. Идёт разложение первобытно-общинных отношений, и, как следствие - зарождение и становление уже классовых феодальных отношений.
Наиболее ценные сведения о жизни древнемордовских племён дают такие
Поселения НовыйУсад- 3 и Алкаевское- 3 подверглись наиболее детальному анализу. Особая важность их изучения заключается в неоценимой их роли, как археологического источника, в изучении древней и средневековой истории Мордовского края.
Так на поселениях был открыт огромный материал керамического комплекса, в котором наиболее обширно представлен комплекс лепной керамики (232 экземпляра). Детальное изучение фрагментов лепной керамики позволило установить их высокое качество, свидетельствующее об достаточно высоком уровне производства. Об этом же говорят фрагменты керамики с разной степенью орнаментированности. Ещё одним важным этапом в изучении лепного керамического комплекса стала его типологизация по форме, днищу, венчику, орнаменту и т.д.
Такая же типологизация была проведена и для гончарной керамики, обнаруженной на поселениях. Однако, в связи с её достаточной редкостью, типология, по сравнению с лепной керамикой более узкая. Также, с учётом её редкости, уровнем производства и аналогий с домонгольскими сосудами Волжской Булгарии можно сделать вывод, что гончарная посуда на данных поселениях носит привозной характер.
Что касается сооружений, обнаруженных на поселениях Новый Усад- 3 и Алкаево- 3, следует выделить металлургический горн и жилище. Изучение поселения НовыйУсад- 3 показало, что уже к концу I тысячелетия н. э. мордовские металлурги перешли к использованию наземных сыродутных печей. Без сомнения, это значительно повысило производительность труда, улучшило качество металла. Успехи в развитии чёрной металлургии, способствовали более ускоренному развитию производительных сил мордовского общества, что вскоре привело к переходу к классовым отношениям. Поселение же Алкаевское- 3 показало
Огромный пласт важный информации даёт вещевой комплекс, представленный на указанных поселениях. Здесь присутствуют кости и зубы животного, остатки обугленного дерева, несколько экземпляров железных стержней одно пряслице, глиняное грузило куски, обожжённой глиняной обмазки. Более редкие экземпляры находок - кремнёвая ножевидная пластина, нож-скребок, фрагмент костяной цилиндрической рукоятки неизвестного назначения, с отверстием в торцовой части, каменные орудия труда, а также отходы от их производства в виде маленьких отщепов и фрагментов кремня. 2 пряслица, 4 грузила, 2 маленьких грузика, 2 сковородки с разными типами покрытия. Все эти находки дают основание полагать, что в достаточной степени было развито гончарное, металлургическое, костерезное и даже ювелирное производство. Подобные находки помогают определить уровень производственных сил периода конца1 - начала11 тыс. н. э.
Характерной чертой всех приведённых в данном исследовании комплексов стоит упомянуть тот факт, что все эти поселения относятся к разряду пойменных. Это следует учитывать при изучении их материалов, так как в это же время существовали поселения на пойменных террасах и водораздельных пространствах. Они, конечно, имели свои особенности. Но пока эти поселения изучены весьма слабо. Расположением в пойме рек можно объяснить и то, что все исследованные поселения относятся к не укрепленным селищам. Укрепленные же пункты сооружались в это время на более возвышенных местах.
Нужно также учитывать, что большинство представленных селищ были изучены не полностью и это затрудняет исследование их
Все вышеупомянутые памятники мордвы свидетельствуют о новом этапе в развитии культуры. Во второй половине 1тыс. н. э. и вплоть до начала II тыс. н. э. Мордва развивала и трансформировала все наработки и весь культурно-исторический опыт, достигнутый её предками - древними племенами городецкой культуры.
Имеющиеся в распоряжении исследователей археологические источники дают ключи к решению многих важнейших вопросов социально-экономического развития мордовских племён указанного периода.
Так археологические материалы свидетельствуют о теснейших связях мордвы со своими соседями. Они опровергают мнение, так глубоко укоренившееся в сознании простых обывателей, об изолированности мордвы, якобы державшейся одиноко в глуши лесов, об изолированности мордовской культуры от культуры соседних племен. Мордва впитывала в себя лучшие элементы культуры скифов, сарматов, племен Прикамья и восточных славян. «Все посторонние элементы, - отмечал А. П. Смирнов, - вошедшие в культуру мордвы, не оставались неизменными, а перерабатывались, видоизменялись и органически слились с исконной мордовской культурой». Изучение археологических памятников, открытых на территории расселения мордовских племен, позволяет говорить о тесных культурных связях с южными соседями уже в эпохи камня и бронзы, когда южные племена продвигались на север, в том числе и в междуречье Оки и Волги.
1. Аксенов В. Н. Новые археологические памятники Примокшанья / В. Н. Аксенов, В. Д. Артемова, В. И. Вихляев, Ю. А. Зеленеев // Краеведческие записки. - Саранск: 1987. - Вып. 1. - С. 50-106.
2. Аксенов В. Н. Работы в бассейне Мокши / В. Н. Аксенов, В. Д. Артемова, В. И. Вихляев, В. М. Сударёв, В. В. Халин // Археологические открытия 1978 года - М.: 1979. - С. 152.
3. Алихова А. Е. Расселение мордовского народа по данным археологии // Этногенез мордовского народа. Материалы научной сессии. 8¬10 декабря 1964 года. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1965. - С. 142-143.
4. Археология Мордовского края. Каменный век. Эпоха бронзы. - Саранск, 2008. - 552 с.
5. Беговаткин А. А. Археологическая карта России. Республика Мордовия / Под редакцией А. В. Кашкина. М.: Ин-т археологии РАН, 2017. - 488 с.
6. Беговаткин А. А. Исследования поселений в Примокшанье / А. А. Беговаткин, В. В. Гришаков, В. В. Ставицкий // Археологические открытия 1996 года. - М.: 1997. - С. 78-80.
7. Беговаткин А. А., Гришаков В. В. Исследование поселений эпохи бронзы и раннего железа в Примокшканье // АО - 1998. М.: Эдиториал УРФС, 1996. - С. 249, 250.
8. Беговаткина Г. М. Алкаевское 3 поселение (древнемордовский комплекс) / Г. М. Беговаткина, В. И. Вихляев // Актуальные вопросы исторической науки. - Пенза, 2004. - Вып. 2. - С. 71-79.
9. Белицер В. Н. Жилые и хозяйственные постройки на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине XX в. // Труды института этнографии АН СССР, Т.86. М.: изд-во АН СССР, 1963. - С. 161-191.
10. Белорыбкин Г. Н. Городища X - XIII вв. Верхнего Посурья и Примокшанья (материалы к археологической карте) // Страницы истории Волго-Донья. Пенза, 1995. - С. 140-145.
11. Белорыбкин Г. Н. Золотарёвское поселение / Г. Н. Белорыбкин. - Пенза: Изд-во Пензенского гос. пед. ун-та, 2001. - 198 с.
12. Вихляев В. И. Древние и средневековые поселения мордвы / В. И. Вихляев, И. М. Петербургский, О. В. Седышев. - Саранск : Изд-во Мордов. Ун-та, 2013. - С. 9-29.
13. Вихляев В. И., Халин В. В. Раскопки Второго Жуковского городища // АО - 1980. М.: Наука, 1981. - С. 161.
14. Вихляев В. И. Древние поселения Примокшанья / В. И. Вихляев // Археологические открытия 1980 года. - М.: 1980. - С. 128.
15. Вихляев В. И. Средневековая мокша. Первые века вместе с Древней Русью. Материалы раскопок Кельгининского могильника в 1999-2001 гг. / В. И. Вихляев, А. С. Пронин ; под общ. Ред. Ю А. Зеленеева. - Саранск: изд-во Мордов. Ун-та, 2016. - С. 28-37.
16. Вихляев В. И. Жуковское городище / В. И. Вихляев, В. В. Халин // Археологические открытия 1976 года. - М.: 1977. - С. 141.
17. Вихляев В. И. Металлургический горн рубежа I и II тыс. н. э. из Мордовии // Совестская Археология. 1983. № 2. - С. 237-241.
18. Вихляев В. И. Отчёт об археологических исследованиях зоны оросительно-осушительной системы Краснослободского района Мордовской АССР 1988г. / Архив ИА РАН. 1989. Р-1. №12 561.
19. Голубева Л. А. Мордва / Л. А. Голубева // Археология СССР в 20 т. Т. 17. Финно - угры и балты в эпоху Средневековья. - М. : Наука, 1987. - С. 97-107.
20. Голубева Л. А. Мурома // Археология СССР. Фино-угры и балты в эпоху средневековья / Отв. ред. В. В. Седов. М.: Наука, 1987. - С. 81-92.
21. Горюнова Е. Н. Селище Полянки / Е. И. Горюнова // Краткие сообщения ИИМК АН СССР. - М.: 1947. - Вып. 15. - С. 143-144.
22. Грибов Н. Н. Исследование погребально-обрядового комплекса Саровского городища (по материалам раскопок 1996-1998 гг.)// научное наследие А. П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья. Труды ГИМ. Вып. 122. М.: ГИМ, 2000. - С. 199-209.
23. Грибов Н. Н. Саровское городище (по материалам
археологических раскопок 1993-1995 гг.). Саров: Типография ЭМЗ
«Авангард», 1996. - 16 с.
24. Грибов Н. Н. Средневековое мордовское городище на месте бывшего Саровского монастыря // Нации и регионы в истории и культуре России. Материалы VI - VIIСафаргалиевских научных чтений. Саранск: типография «Красный октябрь», 2003. - С. 133-135.
25. Гришаков В. В. Отчёт о работе Чулковской археологической экспедиции в Горьковской области и Мордовсеой АССР в 1985 году / В. В. Гришаков // Архив Мордовского республиканского краеведческого музея. Саранск, 1985. - С. 21-23.
26. Гришаков В. В. Работы в бассейне р. Вад // АО - 1983. М.: Наука., 1985. - С. 143, 144.
27. Жиганов М. Ф. Новые Археологические памятники в долинах рек Вад и Теша / М. Ф. Жиганов // Археологический сборник. - Саранск, 1959. - Т. 2. - С. 55-58.
28. Зеленеев Ю. А. Очерки этнокультурной истории Поволжья XIII-XV вв. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т. 2013. - С. 188.
29. История Мордовской АССР. Т.1. Саранск: Мордовск. книжн. изд- во, 1979. - 406 с.
30. Колчин Б. А. Чёрная металлургия и металлообработка древней Руси / МИА. № 32. М.: Наука, 1953. - С. 28-40.
31. Мартьянов В. Н. Археологические памятники Дивеевского района Нижегородской области // Археология Верхнего Поволжья. Н. Новгород, 1991. - 240 с.
32. Мартьянов В. Н. раскопки в Горьковской области и Мордовской АССР / В. Н. Мартьянов, В. Н. Шитов // Археологические открытия 1975 года. - М.: 1976. - С. 185-186.
33. Мартьянов В. Н. Раскопки Фёдоровского городища и разведки в бассейне р. Мокши / В. Н. Мартьянов, В. Н. Шитов // Археологические открытия 1977 года. - М.: 1978. - С. 184-185.
34. Мец Н. Д. Железоплавильная печь в урочище Кимерть / МИА. №
111. М.: Наука, 1962. - С. 69-79.
35. Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам). Йошкар-Ола: Марийский НИИ, 2002. - 432 с.
36. Николаенко Т. Д. Археологическая карта России. Нижегородская область / Под редакцией А. В. Кашкина. М.: Ин-т археологии РАН, 2004. - 206с.
37. Петербургский И. М. К вопросу о кузнечном и ювелирном ремёслах мордвы / Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1974. - 250 с.
38. Петербургский И. М. Новые археологические памятники в бассейне реки Сивинь / И. М. Петербургский // Материалы по археологии Мордовии. - Саранск: 1976. - С. 158-167. - (Тр. МНИИЯЛИЭ; вып. 52).
39. Петербургский И. М. Поселение у п. Клюквенный / И. М. Петербургский // Древние поселения Примокшанья. - Саранск: 1992. - С. 10¬31 - (Тр. МНИИЯЛИЭ; вып. 104).
40. Петербургский И. М. Разведки в Мордовской АССР / И. М. Петербургский // Археологические открытия 1971 года. - М.: 1972. - С. 206
41. Петербургский И. М. Раскопки в долине р. Вад / И. М.
Петербургский // Археологические открытия 1980 года. - М.: 1981. - С. 150.
42. Петербургский И. М. Старобадиковское поселение / И. М.
Петербургский // Материалы по археологии Мордовии. - Саранск: 1988. - С. 3-22 - (Тр. МНИИЯЛИЭ; вып. 84).
43. Рыбаков Б. А. ремесло Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 67-69.
44. Смирнов А. П. Археологические памятники на территории Марийской АССР: Козмодемьянск: Горномарийский фил. Марийск. Гос. изд- ва, 1949. - С. 29-51.
45. Смирнов А. П., Трубникова Н. В. Городецкая культура / САИ. Вып. Д 1-14. М.: Наука, 1965. - С. 25.
46. Смирнов А. П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья / МИА. №28. М.: Наука, 1952. - 154 с.
47. Степанов П. Д. Археологические работы в Мордовской АССР / П. Д. Степанов // Записки НИИ при СНК МордАССР. - Саранск: 1946. - Вып. 6. - С. 64-93
48. Степанов П. Д. Древняя история мордвы-эрзи. Очерк первый - письменные источники // Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 34 / Ред. П. Д. Степанов. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1968. - С. 263-277.
49. Трубникова Н. В. Раскопки на городище Ножа-Вар близ д. Сареево в 1958-1959 годах. // Ученые записки НИИЯЛИЭ при совете министров Чувашской АССР. Вып. XXV. Чебоксары: 1964. - С. 117-156.
50. Хлебникова Т. А. Гончарное производство волжских булгар X — начала XIII вв. / Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. IV. М.: 1962, - С. 152.
51. Шитов В. Н. Разведка в западных районах Мордовии / В. Н. Шитов // Археологические открытия 1969 года. - М.: 1970. - С. 146-147.