Введение 3
Глава I. Место института электронной торговли в воспроизводстве общества 6
§1. Электронная торговля как социальный институт 6
§2. Причины возникновения и условия функционирования электронной торговли 18
Глава II. Влияние электронной торговли на развитие общества 28
§1. Условия функционирования и факторы распространения электронной торговли 28
§2. Оценка социальной эффективности электронной торговли 38
Заключение 44
Приложения 45
Список использованной литературы 47
Список использованных интернет-источников 49
Развитие сети Интернет приобретает всё большие масштабы. С учетом появления на телекоммуникационном рынке таких услуг, как широкополосный доступ, оптоволоконные каналы связи, развития спутниковой и мобильной радиосвязи, снижения цен на эти услуги - дальнейший рост мирового сегмента интернета будет иметь значительный характер.
Ежегодный прирост русскоязычной интернет-аудитории достигает порядка 20%, таким же темпом развивается и рынок онлайн продукции и сервисов. Если еще 15 лет назад в России никто не догадывался о том, что возможно покупать обувь, одежду и даже продукты питания в сети интернет, то теперь это стало повсеместным явлением. По данным Фонда общественного мнения объем ежемесячной аудитории Рунета (русского сегмента всемирной сети) достигает 70 млн пользователей , что создает рынок с серьезным потенциалом. Также по данным исследования Payonline.ru Россия занимает девятое место по объемам рынка электронной торговли в мире.
В течение последних 20 лет электронная торговля развивается наиболее динамично, отчасти это вызвано существенным увеличением интернет пользователей, за счет доступности, как оборудования, так и технологий для работы в сети. Электронная торговля — это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИКС (Бразилия, Россия, ЮАР, Индия и Китай), перед компаниями
сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Интернет также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества. Таким образом, продвижение бизнеса в интернете и продажи через интернет могут стать «и благом, и проклятьем».
В этом контексте наиболее актуальным вопросом становится определение критериев эффективности института электронной торговли в условиях развития всей сети интернет в целом.
Крупнейший западный экономический глоссарий BusinessDictionary.com говорит о том, что торговля - это коммерческая сделка продажи или покупки товара, услуги или информации. Множество ученых сравнивают торговлю с кровеносной системой общества, которая снабжает его элементы всеми необходимыми товарами и услугами. Именно через институт торговли осуществляется та необходимая связь между производителем и потребителем, которая возникает при наличии выгоды.
В качестве объекта исследования выступает институт электронной торговли, а предметом являются критерии его эффективности. Цель дипломной работы - разработка критериев эффективности института электронной торговли. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Определить понятие института электронной торговли;
• Рассмотреть типологию электронной торговли;
• Установить специфику электронной торговли;
• Рассмотреть условия функционирования электронной торговли;
О специфике электронной торговли говорят такие ученые как Д. Козье, Л. С. Климченя, И. Голдовский. Они исследуют широкий спектр проблем, посвященных электронной торговле в рамках институционального подхода: понятие и предмет электронной торговли, её значение для бизнеса, основные типы и структура, а также эффективность института электронной торговли.
В первой части я рассмотрел и систематизировал взгляды ученых на определение социального института. Дал свое определение, которое учитывает предыдущие отсечки разработанности данной проблемы. Впоследствии рассмотрел социальный институт как элемент социальной структуры общества. Проанализировал взгляды Веблена и Спенсера на функциональные особенности социальных институтов. Проследил необходимость социального института, дал комплексное определение. Систематизировал ключевые особенности социальных институтов как элементов структуры общества со своей собственной функцией, которая отделяет их от других социальных институтов.
Во второй части я изучил историю возникновения торговли как социального института. Выявил динамику торговли, ее развитие и распространение. Обнаружил способы измерения социальной эффективности электронной торговли в обществе. Проследил трансформацию социального института и вовлечение его в виртуальную сферу, создание сферы электронной торговли. Также определил понятие эффективности и выделил ключевые критерии эффективности института электронной торговли.
Выявлены и обоснованы критерии эффективности электронной торговли и способы их измерения. В работе показано, что электронная торговля выполняет функцию доведения товаров до потребителя с учетом их потребностей и экономия свободного времени населения. Главным критерием выступает показатель удовлетворения спроса людей при уменьшении временных затрат
1. Антропов Б.П. Методы прогнозирования спроса. Мн.: ИПД, 2002.
2. Антропов Б.П. «Экономика предприятий торговли» Мн.: ИПД, 2008.
3 . Бодрийяр Ж. «Прозрачность зла» / «La Transparence du Mal» М.: Добросвет, 2014.
4. Веблен Т. «Теория праздного класса» М.: Прогресс, 1984.
5. Голдовский И. «Безопасность платежей в Интернете» СПб.: Питер, 2001.
6. Дятлов С. А., Селищева Т. А. «Регионально¬пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России» Экономика образования. 2014. №2
7. Ерёмин В. Н. «Маркетинг: основы и маркетинг информации» М.: КНОРУС, 2006.
8. Калужский М. «Трансформация маркетинга в электронной коммерции» М.: Экономика, 2014
9 . Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» М., 2001 г.
10. Кастелс М. Химманен П. «Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель» // «The Information Society and Welfare State: The Finnish Model» Логос, 2002.
11. Климченя Л.С. «Электронная коммерция» Мн.: Выш. шк., 2004.
1 2 . Кобелев О.А. «Электронная коммерция» / Под ред. С.В.
Пирогова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
1 3 . Козье Д. «Электронная коммерция» М.: Издательско- торговый дом «Русская редакция», 1999.
14. Мартынюк А. В. Электронная коммерция: основные понятия, классификация и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №4.
15. Парсонс Т. «Система современных обществ» М.: Аспект Пресс, 1998.
16. Пирогов С.В. «Электронная коммерция» М.: Издательский Дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003.
17. Смелзер Н. «Социология» Под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994
18. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов» М.: Эксмо, 2007
19. Спенсер Г. «Социальная статика» М.: Гама-Принт, 2013
20. Хуббитдинов З.С., Варфоломеева Т.Н. «Влияние использования информационных технологий на деятельность педагогических субъектов // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
2 1 . Эймор Д. «Электронный бизнес. Эволюция и/или революция» М.: Вильямс, 2001
22. Юрасов А. В. «Основы электронной коммерции» М.: «Горячая линия телеком», 2007
23. Palvia S., Palvia P., Zigli R. «The Global Issues of Information Technology Management» London: Idea Group Inc, 1992.
24. Schneider G. «Electronic commerce» Course Technology, 2008
1. Гайнуллина А. «Чистая прибыль eBay в 2011 году выросла на 79% до $3,23 млрд» http://www.ria.ru/economy/20120119/543021928.html
2. Новомлинский Л. «Электронная коммерция. Тенденции развития в мире и в России» http://tops- msk.ru/press_ecom/pub_007.html
3. Коцар Ю. «Рынок персональных компьютеров стабилизировался после долгого падения» http://www.gazeta.ru/tech/2015/01/13_a_6374033.shtml
4. Ковалишина Г. «Системный подход в оценке эффективности управления фирмой» http://www.auditfin.com/fin/2002/2/rkovalishina/rkovalishina.asp
5. «В Сколково назвали ключевые тренды информационных технологий»http://polit.ru/article/2014/04/25/sk_ittrends_bogache v
6. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения http: //mvf.klerk.ru/zakon/gost5 1303 .htm
7. «Измерение медиа- и потребительских предпочтений россиян» http://www.tns-global.ru/services/media/media- audience/internet/description/
8. «Исследование Netcraft» http://techno.bigmir.net/technology/1577735-Kolichestvo-sajtov-v- internete-perevalilo-za-milliard
9. «Исследование АКИТ и J’son & Partners. «Что покупают в зарубежных интернет-магазинах?» http://www.akit.ru/wp- content/uploads/2016/05/E-commerce_1Q2016-FINAL.pdf
1 0 . «Интернет-маркетинг. Основные термины» http://marketing.jeton.ru/useful-info/termins/web/term/chto-takoe- host.html
11. «Каталог провайдеров интернета» http://inetme.ru/internet- provayderi-sankt-peterburg.html
12. «Развитие интернета в регионах России». Исследование ООО «Яндекс» https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_20 15/#rostauditoriivrossii.sravneniesdrugimistranami
13 . РОССТАНДАРТ, каталог стандартов http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts
14. «Социальная эффективность торговли и её оценка» h ttp://www.mylektsii.ru/5-986.htm
15. Стандарт «Открытые приобретения в Интернете» http://helpiks.org/4-106352.html
16. «ТОП-10 рынков eCommerce» Исследование Payonline.ru. http://payonline.ru/news/analyst/24832/
17. Фортман. М «ForexAW» http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Busines
18. BusinessDictionary.com WebFinance, Inc «Trade» http://www.businessdictionary.com/definition/trade.html
1 9 . «Electronic data interchange for administration, commerce
and transport» http://www.iso.org/iso/catalogue_detail.htm? csnumber=17592
20. Global Connected Commerce «Is e-tail therapy the new retail therapy?» http://www.nielsen.com/content/dam/nielsenglobal/jp/docs/report/2 016/Nielsen-Global-Connected-Commerce-Report-January-2016