Взаимодействие французских ТНК с государственными институтами стран Западной Африки
|
Введение
Глава 1. Регион Западной Африки в современных международных отношениях
1.1. Геоэкономическое, геополитическое и геостратегическое положение Западной Африки 9
1.2. Интеграционные процессы в Западной Африке 17
1.3. Французский фактор в Западной Африке 27
Глава 2. ТНК как инструмент внешней политики Французской Республики 37
2.1. Анализ интересов французских ТНК в Западной Африке 37
2.2. Институты и инструменты взаимодействия Франции с национальными ТНК по вопросам
внешней политики 48
2.3. Анализ конкурентной среды в Западной Африке 60
Глава 3. Деятельность французских ТНК в Западной Африке 74
3.1 Проекты французских ТНК в области
экономического/политического/культурного/гуманитарного сотрудничества 74
3.2 Роль французских ТНК в продвижении имиджа Франции 87
3.3 Роль французских ТНК в интеграционных проектах в Западной Африки 95
Заключение 102
Библиографический список 105
Приложение
Глава 1. Регион Западной Африки в современных международных отношениях
1.1. Геоэкономическое, геополитическое и геостратегическое положение Западной Африки 9
1.2. Интеграционные процессы в Западной Африке 17
1.3. Французский фактор в Западной Африке 27
Глава 2. ТНК как инструмент внешней политики Французской Республики 37
2.1. Анализ интересов французских ТНК в Западной Африке 37
2.2. Институты и инструменты взаимодействия Франции с национальными ТНК по вопросам
внешней политики 48
2.3. Анализ конкурентной среды в Западной Африке 60
Глава 3. Деятельность французских ТНК в Западной Африке 74
3.1 Проекты французских ТНК в области
экономического/политического/культурного/гуманитарного сотрудничества 74
3.2 Роль французских ТНК в продвижении имиджа Франции 87
3.3 Роль французских ТНК в интеграционных проектах в Западной Африки 95
Заключение 102
Библиографический список 105
Приложение
Актуальность исследования. ТНК занимают особое место в политико- экономических процессах, так как феномен самого участия финансовых неправительственных организаций является новым для исследователей. Частные компании, в силу своей экономической мобильности и трансграничной гибкости, используются государствами в качестве «мягкой силы» для продвижения своих экономических интересов и повышению своего международного имиджа. Также ТНК имеют в своем распоряжении широкий набор инструментов по захвату и удержанию рынков в других странах, которые также используются в своих автономных целях. Франция при президентстве Э. Макрона стала заметно изменять свою внешнюю политику в странах Западной Африки, к тому же новые интеграционные тенденции в ЭКОВАС и активность новых вне региональных акторов заставили изменить проводимую политику как государственных, так и частных структур Франции.
Теоретическая разработанность темы. ТНК рассматриваются с двух направлений: экономической и политической. Изначально вопрос о роли ТНК формировался вокруг экономического развития. Возросшая роль ТНК в 90-х гг. XX в и ускорение процессов глобализации привели к тому, что крупные корпорации стали рассматриваться в политической сфере. Главным образом исследования формировались в двух направлениях: 1) ТНК как агенты стран- базирования и причин развития принимающих стран; 2) Замена слабого правительства в странах пребывания.
В изучении отношений между государством и ТНК существует два основных подхода: неолиберальный и неореалистический. С точки зрения неолиберализма ТНК рассматриваются как агенты перемен, выходящие за рамки действий государства, т.к. компании — это продукт рынка. Также одновременно с этим выделяется тезис о том, что ТНК, будучи агентом экономического влияния государства, это сильный имиджевый инструмент, создающий определенный образ государства за рубежом.
Неореализм в свою очередь определял государство в качестве лидера в принятии решений в международной системе поскольку они являются теми, кто способен регулировать деятельность ТНК.
Вопросами участия ТНК в мировых политических процессах и определения их инструментария посвящены труды иностранных исследователей: Д. Кортена, Т. Бартли.
Среди трудов российских исследователей можно выделить работы А.А. Евсюков, О. Г. Карпович, и других. В их работах рассматривается связь аспектов глобальной экономики и мировой политики. Также были использованы монографии и научные статьи ведущих российских африканистов: В.Р. Филиппов, Т.Л. Дейч, И. О. Абрамова, Л.Л. Фитуни.
Источниковая база исследования. В работе использованы четыре основные группы источников на русском, английском и французских языках:
1.Официальные документы. В этой группе источников находятся программные государственные и корпоративные документы, отражающие ключевые интересы и аспекты внутренней и внешней политики Франции и деятельности ТНК в Западной Африке.
2. Статистические данные и официальные отчеты, опубликованные ключевыми международными политико-экономическими институтами.
3. Работы и отчеты «Мозговых центров», таких как Institut frangais des relations internationales (IFRI), Foundation for Strategic Research, Centre for European Policy Studies, Amadeus Institute, The Heritage Foundation, Transparency International, данные Global Innovation Index.
Теоретическая разработанность темы. ТНК рассматриваются с двух направлений: экономической и политической. Изначально вопрос о роли ТНК формировался вокруг экономического развития. Возросшая роль ТНК в 90-х гг. XX в и ускорение процессов глобализации привели к тому, что крупные корпорации стали рассматриваться в политической сфере. Главным образом исследования формировались в двух направлениях: 1) ТНК как агенты стран- базирования и причин развития принимающих стран; 2) Замена слабого правительства в странах пребывания.
В изучении отношений между государством и ТНК существует два основных подхода: неолиберальный и неореалистический. С точки зрения неолиберализма ТНК рассматриваются как агенты перемен, выходящие за рамки действий государства, т.к. компании — это продукт рынка. Также одновременно с этим выделяется тезис о том, что ТНК, будучи агентом экономического влияния государства, это сильный имиджевый инструмент, создающий определенный образ государства за рубежом.
Неореализм в свою очередь определял государство в качестве лидера в принятии решений в международной системе поскольку они являются теми, кто способен регулировать деятельность ТНК.
Вопросами участия ТНК в мировых политических процессах и определения их инструментария посвящены труды иностранных исследователей: Д. Кортена, Т. Бартли.
Среди трудов российских исследователей можно выделить работы А.А. Евсюков, О. Г. Карпович, и других. В их работах рассматривается связь аспектов глобальной экономики и мировой политики. Также были использованы монографии и научные статьи ведущих российских африканистов: В.Р. Филиппов, Т.Л. Дейч, И. О. Абрамова, Л.Л. Фитуни.
Источниковая база исследования. В работе использованы четыре основные группы источников на русском, английском и французских языках:
1.Официальные документы. В этой группе источников находятся программные государственные и корпоративные документы, отражающие ключевые интересы и аспекты внутренней и внешней политики Франции и деятельности ТНК в Западной Африке.
2. Статистические данные и официальные отчеты, опубликованные ключевыми международными политико-экономическими институтами.
3. Работы и отчеты «Мозговых центров», таких как Institut frangais des relations internationales (IFRI), Foundation for Strategic Research, Centre for European Policy Studies, Amadeus Institute, The Heritage Foundation, Transparency International, данные Global Innovation Index.
С точки зрения геоэкономического и геостратегического потенциала Западная Африка представляет собой обширную ресурсную базу, но в условиях террористической активности и политико-социальной нестабильности это создает негативные последствия для развития стран Западной Африки и одновременно, эта слабость становится одной из причин вовлечения в этот регион нетрадиционных акторов в том числе и ТНК. Проанализировав интеграционные процессы в Западной Африке можно прийти к выводу, что тенденции к перебалансировке ЭКОВАС задают новые тренды в проведении внешней политики внерегиональных государств в данном субрегионе. Существующие проекты по «зеленой» энергетике и промышленности позволят Африканским странам войти в глобальную производственно-сбытовую цепочку. Также существующие стремления ЗАЭВС реформировать Франк КФА, преобразовав его в Эко, показывает рост нового ядра принятия решений в ЭКОВАС, которое стремится склонить интеграцию в свою сторону.
Внешнеполитическое участие Франции в регионе обусловлено историческим прошлым, но после избрания Э. Макрона на пост президента Франции начались длительные процессы реформирования системы «ФрансАфрик», где ключевым пунктом является поддержка идей Франкофонии.
Основным интересом французских компаний в регионе является максимизация прибыли и увеличение своей доли на рынке, из-за этого ТНК могут проводить более автономный курс во внешних делах, но должны отвечать стремлениям французского правительства в регионе.
В проведении внешней политики высшее руководство Франции создало новую систему мягкой силы по продвижению своих интересов в условиях усиления новых внерегиональных акторов и сильной критики колониального прошлого и Франка КФА. Эта мягкая сила предполагает поддержку и
Тенденции к активизации новых внерегиональных акторов, таких как КНР, Индии, ОАЭ и Италии, заставляет Францию и ее ТНК искать новые ниши на рынках стран Западной Африки. В основном это сектор обеспечения доступа к чистой питьевой воде, «зеленой» энергетики и промышленности. Также важной является гуманитарная сфера, где реализуются как государственные, так и частные проекты, и программы Франции. Важным здесь является то, что новые внерегиональные акторы становятся источниками новых инвестиций (Greenfield investments), создавая производственные единицы фактически с нуля. При этом явное отличие китайской африканской внешней политик строится на том, что КНР задействует больше кредитных механизмов и направляет их в основном на стратегические отрасли: инфраструктура и телекоммуникации.
В условиях реформирования системы «ФрансАфрик», высшее французское руководство стремится выстроить имидж привлекательного делового партнера, отходя от титула «Жандарма Африки». Для этого французские компании используют три корпоративных имиджевых инструмента: корпоративная социальная ответственность КСО,
информационно-технологическое сопровождение и обеспечение безопасности своих и местных объектов, не прибегая к активной военной деятельности со стороны французского правительства. Частные проекты французских ТНК отвечают спросу на индустриализацию Африканских стран, которые в виду слабого промышленного развития не вошли в глобальные производственно¬сбытовые цепочки. В этих реалиях французские ТНК спонсируют «зеленые» стартапы и инициативы, реализуя программы совместно с местными МСП. При этом проекты перестали быть монопольными и квазимонопольными,
Эти же три имиджевых инструмента способны формировать определенный вектор региональной интеграции. Учитывая тенденции к росту ЗАЭВС как центра принятия решений, французские компании способны использовать общность торгово-правовых рамок как основу усиления французского вектора интеграции в ЭКОВАС.
Внешнеполитическое участие Франции в регионе обусловлено историческим прошлым, но после избрания Э. Макрона на пост президента Франции начались длительные процессы реформирования системы «ФрансАфрик», где ключевым пунктом является поддержка идей Франкофонии.
Основным интересом французских компаний в регионе является максимизация прибыли и увеличение своей доли на рынке, из-за этого ТНК могут проводить более автономный курс во внешних делах, но должны отвечать стремлениям французского правительства в регионе.
В проведении внешней политики высшее руководство Франции создало новую систему мягкой силы по продвижению своих интересов в условиях усиления новых внерегиональных акторов и сильной критики колониального прошлого и Франка КФА. Эта мягкая сила предполагает поддержку и
Тенденции к активизации новых внерегиональных акторов, таких как КНР, Индии, ОАЭ и Италии, заставляет Францию и ее ТНК искать новые ниши на рынках стран Западной Африки. В основном это сектор обеспечения доступа к чистой питьевой воде, «зеленой» энергетики и промышленности. Также важной является гуманитарная сфера, где реализуются как государственные, так и частные проекты, и программы Франции. Важным здесь является то, что новые внерегиональные акторы становятся источниками новых инвестиций (Greenfield investments), создавая производственные единицы фактически с нуля. При этом явное отличие китайской африканской внешней политик строится на том, что КНР задействует больше кредитных механизмов и направляет их в основном на стратегические отрасли: инфраструктура и телекоммуникации.
В условиях реформирования системы «ФрансАфрик», высшее французское руководство стремится выстроить имидж привлекательного делового партнера, отходя от титула «Жандарма Африки». Для этого французские компании используют три корпоративных имиджевых инструмента: корпоративная социальная ответственность КСО,
информационно-технологическое сопровождение и обеспечение безопасности своих и местных объектов, не прибегая к активной военной деятельности со стороны французского правительства. Частные проекты французских ТНК отвечают спросу на индустриализацию Африканских стран, которые в виду слабого промышленного развития не вошли в глобальные производственно¬сбытовые цепочки. В этих реалиях французские ТНК спонсируют «зеленые» стартапы и инициативы, реализуя программы совместно с местными МСП. При этом проекты перестали быть монопольными и квазимонопольными,
Эти же три имиджевых инструмента способны формировать определенный вектор региональной интеграции. Учитывая тенденции к росту ЗАЭВС как центра принятия решений, французские компании способны использовать общность торгово-правовых рамок как основу усиления французского вектора интеграции в ЭКОВАС.
Подобные работы
- ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Правительственные связи с общественностью КНР и формирование имиджа государства в свете инфраструктурного проекта «Один пояс - один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020



