Педагогические условия формирования экологической культуры у студентов географического факультета
|
Введение
Глава 1 Экологическая культура и факторы ее формирования
в профессиональной подготовке студентов 12
1 • 1 Развитие научного отношения к проблеме
формирования экологической культуры в системе профессионального образования 12
12 Экологические умения как структурно-содержательный компонент экологической
культуры будущего учителя географии 36
13 Состояние профессиональной подготовки учителей географии и уровни сформированности у них экологической культуры 66
Глава 2 Методики и технологии формирования экологической культуры в системе педагогических условий профессиональной подготовки студентов географических специальностей 78
2-1 Дидактический потенциал учебных дисциплин профессионального цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов 78
22 Формирование экологической культуры студентов географических специальностей в процессе
учебной и научно-исследовательской деятельности 109
23 Полевая практика как условие формирования экологической культуры студентов-географов 121
2-4 Методики и результаты эксперимента 142
Заключение 154
Литература 161
Глава 1 Экологическая культура и факторы ее формирования
в профессиональной подготовке студентов 12
1 • 1 Развитие научного отношения к проблеме
формирования экологической культуры в системе профессионального образования 12
12 Экологические умения как структурно-содержательный компонент экологической
культуры будущего учителя географии 36
13 Состояние профессиональной подготовки учителей географии и уровни сформированности у них экологической культуры 66
Глава 2 Методики и технологии формирования экологической культуры в системе педагогических условий профессиональной подготовки студентов географических специальностей 78
2-1 Дидактический потенциал учебных дисциплин профессионального цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов 78
22 Формирование экологической культуры студентов географических специальностей в процессе
учебной и научно-исследовательской деятельности 109
23 Полевая практика как условие формирования экологической культуры студентов-географов 121
2-4 Методики и результаты эксперимента 142
Заключение 154
Литература 161
Актуальность исследования. Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. Основная причина экологического кризиса - низкий уровень экологической культуры общества. Государствами мира осознано и общепризнано, что экологическая безопасность является одним из основных компонентов доктрины национальной безопасности.
Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей человека среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа- общество». Экологическая культура утверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает ее в многообразные формы интенсивного взаимодействия общества и природы, которое обусловлено определенными факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также со сложившимися нормами, правилами, социальными институтами, службами и т.д. Обобщая многовековой опыт взаимодействия природы и общества, экологическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса нашего общества.
Ведущую роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения играет учитель. Именно учителя в ходе уроков и во внеурочное время призваны формировать у школьников систему научных знаний, взглядов и ценностных представлений о том, что опасность надвигающейся экологической катастрофы можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранительной деятельностью. Выполнять природоохранную деятельность - это значит обладать целым комплексом экологических умений и навыков, которые личность может освоить в процессе специального обучения. Определенным объемом экологических умений необходимо владеть уже с раннего возраста,
что говорит о том, что учитель должен быть хорошо подготовлен к данной миссии. Особенно близко это касается учителя естественно-научной специализации (преподавателей химии, биологии, географии). Причем, решить подобную проблему может педагог, хорошо владеющий этими умениями и способный формировать их у учащихся.
Однако педагогическая практика показывает, что часто многие учителя не готовы к осуществлению этой функции. Это выражается в том, что они сами недостаточно владеют умениями оценивать состояние окружающей среды, защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Сложилось противоречие между всеобщим признанием необходимости осуществления экологического образования и недостаточной разработанностью данной научной проблемы как целенаправленного процесса формирования экологической культуры на междисциплинарной и межцикловой основе.
Отечественная педагогическая наука переживает сложный период обновления, что связано, в первую очередь, с процессом гуманизации образовательно-воспитательного процесса в школе, профессиональных средних учебных заведениях и вузах. Говоря об освоении школой парадигмы гуманистической педагогики, часто принято ставить на первую позицию идею заботы о ребенке как главной жизненной ценности. Однако надо отметить, что не в меньшей защите нуждаются и другие ценности, к которым стоит отнести, в частности, мир природы. Отсюда можно утверждать, что тенденция гуманизации общеобразовательной и профессиональной школы требует повышенного внимания к проблеме эколого-нравственного воспитания подрастающего поколения, направленного на формирование у молодежи моральной ответственности за состояние природной окружающей среды и осознания необходимости постоянной действенной заботы о ней во всех необходимых случаях. Актуализация проблемы просматривается в социальном и даже глобальном плане, так как речь идет об угрозе, нависшей над самим существованием человечества в связи с непрерывным истощением природных ресурсов и загрязнением среды.
Состояние исследованности проблемы. Проблема экологического образования и воспитания привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого,
B. А. Сухомлинского.
Большой вклад в решение проблем экологического образования и воспитания внесли в современной педагогической теории И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Г. Иоганзен, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др. Тематика диссертационных исследований последних лет подтверждает, что интерес к эколого-педагогической проблематике не только не убывает, но возрастает и углубляется. Проблематика исследований довольно разнообразна и охватывает различные теоретические и практические аспекты экологического образования: цели и задачи экологического образования и воспитания (С. Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, А.В. Миронов, В.М. Назаренко, Л.В. Тарасова и др.); особенности экологического образования при изучении биологии, географии, химии (С.В. Васильев, Г.В. Волкова, Н.Ф. Винокурова, Т.П. Герасимова, Т.В. Кучер, Т.В. Машарова, М.К. Хашимова, З.А. Хусаинов и др.). Исходными идеями в проблеме формирования экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Л.Н.Гумилев, В.О. Ключевский, Н.А. Бердяев и др.). Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах Э.В. Гирусова, А.М. Зеленкова, П.А. Водопьянова, А.А. Горелова, В.И. Горовой и др. Особенности формирования экологической культуры личности в разных типах профессиональных учебных заведений, а также учреждениях повышения квалификации рассматриваются в трудах Н.М. Александрова,
C. В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Г. А. Иванов, Л.Б. Симаганова, Г. Д.Филатова, Л.Ю. Чуйкова, И.А. Шаповаловой и др.
В педагогике проблема экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения, сознания и самосознания, экологического долга и ответственности, экологического поведения,
экологических знаний, умений и навыков как составляющих содержание экологической культуры изучается с различных позиций: с общетеоретической (В.А.Сластенин, Л.В. Тарасов, А. А. Шумейко и др.); с мировоззренческо-ценностной (З.И. Васильева, И.Я. Лернер); с психологической (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин); с методической (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, И.Т. Суравегина и др.).
С нашей точки зрения, большого внимания заслуживают педагогические исследования, которые непосредственно обращены к проблемам экологического образования будущих учителей, а также связаны с решением задач подготовки учителя к экологическому воспитанию школьников (А.В.Афонин, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, С.С. Кашлев, Н.Н. Родзевич, Л.В. Романенко, А.Л. Сотников, Е.С. Сластенина, Э.Ю. Шапокене и др.).
По нашему убеждению, этот аспект экологической компетентности учителя нуждается в отдельном внимании, также как и в том, чтобы рассматривать его в качестве самостоятельного направления в системе профессионального обучения студентов в условиях педагогического вуза, особенно, в подготовке будущих учителей географии, биологии, химии, экологии. Не умаляя вклада предшествующих педагогов-исследователей в разработку проблемы экологического образования будущих учителей, считаем необходимым усилить акцент на его прикладной направленности, уделив специально внимание разработке педагогической технологии формирования экологической культуры с учетом межпредметных и межцикловых связей. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей.
Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей человека среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа- общество». Экологическая культура утверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает ее в многообразные формы интенсивного взаимодействия общества и природы, которое обусловлено определенными факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также со сложившимися нормами, правилами, социальными институтами, службами и т.д. Обобщая многовековой опыт взаимодействия природы и общества, экологическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса нашего общества.
Ведущую роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения играет учитель. Именно учителя в ходе уроков и во внеурочное время призваны формировать у школьников систему научных знаний, взглядов и ценностных представлений о том, что опасность надвигающейся экологической катастрофы можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранительной деятельностью. Выполнять природоохранную деятельность - это значит обладать целым комплексом экологических умений и навыков, которые личность может освоить в процессе специального обучения. Определенным объемом экологических умений необходимо владеть уже с раннего возраста,
что говорит о том, что учитель должен быть хорошо подготовлен к данной миссии. Особенно близко это касается учителя естественно-научной специализации (преподавателей химии, биологии, географии). Причем, решить подобную проблему может педагог, хорошо владеющий этими умениями и способный формировать их у учащихся.
Однако педагогическая практика показывает, что часто многие учителя не готовы к осуществлению этой функции. Это выражается в том, что они сами недостаточно владеют умениями оценивать состояние окружающей среды, защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Сложилось противоречие между всеобщим признанием необходимости осуществления экологического образования и недостаточной разработанностью данной научной проблемы как целенаправленного процесса формирования экологической культуры на междисциплинарной и межцикловой основе.
Отечественная педагогическая наука переживает сложный период обновления, что связано, в первую очередь, с процессом гуманизации образовательно-воспитательного процесса в школе, профессиональных средних учебных заведениях и вузах. Говоря об освоении школой парадигмы гуманистической педагогики, часто принято ставить на первую позицию идею заботы о ребенке как главной жизненной ценности. Однако надо отметить, что не в меньшей защите нуждаются и другие ценности, к которым стоит отнести, в частности, мир природы. Отсюда можно утверждать, что тенденция гуманизации общеобразовательной и профессиональной школы требует повышенного внимания к проблеме эколого-нравственного воспитания подрастающего поколения, направленного на формирование у молодежи моральной ответственности за состояние природной окружающей среды и осознания необходимости постоянной действенной заботы о ней во всех необходимых случаях. Актуализация проблемы просматривается в социальном и даже глобальном плане, так как речь идет об угрозе, нависшей над самим существованием человечества в связи с непрерывным истощением природных ресурсов и загрязнением среды.
Состояние исследованности проблемы. Проблема экологического образования и воспитания привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого,
B. А. Сухомлинского.
Большой вклад в решение проблем экологического образования и воспитания внесли в современной педагогической теории И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Г. Иоганзен, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др. Тематика диссертационных исследований последних лет подтверждает, что интерес к эколого-педагогической проблематике не только не убывает, но возрастает и углубляется. Проблематика исследований довольно разнообразна и охватывает различные теоретические и практические аспекты экологического образования: цели и задачи экологического образования и воспитания (С. Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, А.В. Миронов, В.М. Назаренко, Л.В. Тарасова и др.); особенности экологического образования при изучении биологии, географии, химии (С.В. Васильев, Г.В. Волкова, Н.Ф. Винокурова, Т.П. Герасимова, Т.В. Кучер, Т.В. Машарова, М.К. Хашимова, З.А. Хусаинов и др.). Исходными идеями в проблеме формирования экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Л.Н.Гумилев, В.О. Ключевский, Н.А. Бердяев и др.). Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах Э.В. Гирусова, А.М. Зеленкова, П.А. Водопьянова, А.А. Горелова, В.И. Горовой и др. Особенности формирования экологической культуры личности в разных типах профессиональных учебных заведений, а также учреждениях повышения квалификации рассматриваются в трудах Н.М. Александрова,
C. В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Г. А. Иванов, Л.Б. Симаганова, Г. Д.Филатова, Л.Ю. Чуйкова, И.А. Шаповаловой и др.
В педагогике проблема экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения, сознания и самосознания, экологического долга и ответственности, экологического поведения,
экологических знаний, умений и навыков как составляющих содержание экологической культуры изучается с различных позиций: с общетеоретической (В.А.Сластенин, Л.В. Тарасов, А. А. Шумейко и др.); с мировоззренческо-ценностной (З.И. Васильева, И.Я. Лернер); с психологической (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин); с методической (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, И.Т. Суравегина и др.).
С нашей точки зрения, большого внимания заслуживают педагогические исследования, которые непосредственно обращены к проблемам экологического образования будущих учителей, а также связаны с решением задач подготовки учителя к экологическому воспитанию школьников (А.В.Афонин, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, С.С. Кашлев, Н.Н. Родзевич, Л.В. Романенко, А.Л. Сотников, Е.С. Сластенина, Э.Ю. Шапокене и др.).
По нашему убеждению, этот аспект экологической компетентности учителя нуждается в отдельном внимании, также как и в том, чтобы рассматривать его в качестве самостоятельного направления в системе профессионального обучения студентов в условиях педагогического вуза, особенно, в подготовке будущих учителей географии, биологии, химии, экологии. Не умаляя вклада предшествующих педагогов-исследователей в разработку проблемы экологического образования будущих учителей, считаем необходимым усилить акцент на его прикладной направленности, уделив специально внимание разработке педагогической технологии формирования экологической культуры с учетом межпредметных и межцикловых связей. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей.
Как подтверждает проведенное исследование, результативный подход к осуществлению экологического образования и воспитания на практике требует экологизации педагогического процесса на основе системного подхода: через преобразование содержательного компонента, на основе применения необходимых технологий формирования у обучаемых достаточного уровня экологической компетентности.
Решающим фактором осуществления широкомасштабного экологического образования и воспитания является подготовленность
учителей общеобразовательной школы - носителей экологической культуры, передающих эту культуру своим подопечным. Поэтому одной из важнейших проблем является проблема формирования экологической культуры будущих педагогов как их общей эколого-нравственной культуры и условия наличия высокой педагогической квалификации.
В этой связи, в исследовании и была поставлена цель определить и обосновать педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей.
Объектом внимания в данной диссертации выступал процесс формирования экологической культуры студентов географического факультета.
В интересах осуществления углубленной эколого-практической подготовки будущего учителя очень важно было разобраться в структуре формируемых у них экологических умений в силу их большого разнообразия. Как уже было отмечено, экологические умения неоднозначны по своему характеру, потому что имеют как интеллектуальную основу (связаны с проведением исследовательских операций и процедур, выполняемых с природными объектами), так и требуют практических умений в случае необходимости практического содействия в их охране и содержании (изготовление устройств, кормление, разведение видов, оказание ветеринарной помощи и т.п.).
Отсюда следовало, что структуризация экологических умений должна быть проведена по их функциональному назначению и в зависимости от характера экологической ситуации, в которой они оказываются востребованными. В связи с этим, нами были выделены четыре группы профессиональных экологических умений: эколого-эвристические умения; эколого-просветительские умения; эколого-деятельностные умения и эколого-педагогические умения.
В нашем исследовании была поставлена задача разработки технологии формирования экологической культуры будущих педагогов. На пути
решения этой задачи были определены теоретические предпосылки, а именно: особенности, возможности и педагогические условия эффективного формирования экологической культуры студентов.
Обоснованию теоретической платформы исследования предшествовало изучение состояния эколого-практической подготовленности (экологической умелости) студентов. Оперируя данными по значительному массиву опрошенных, а также анализа бесед, наблюдений за студентами во время полевых практик и др., мы сделали следующие выводы.
Студенты в целом оказались хорошо знакомыми с сутью экологических проблем, могли назвать причины ухудшения среды обитания человека, наметить в общем виде пути защиты природного мира от губительного вмешательства человека, но затруднялись в объяснении обнаруженных изменений природных систем, оказывались неспособными выявить взаимосвязи, взаимозависимости различных компонентов природных систем, а также были неточны в определении или оценке экологического состояния природной среды в целом или отдельных ее компонентов. Все это указывало на то, что, очевидно, в системе профессиональной подготовки будущих педагогов формированию экологической культуры уделяется недостаточное внимание. По нашему мнению, их две.
Первая особенность отражает общий профессиографический аспект педагогической квалификации, это объясняет особую «миссионерскую» роль учителя как воспитателя будущих поколений, внушающего и передающего им ценности ответственного отношения к окружающей среде. В связи с этим, в подготовке будущего учителя особое место должно занимать формирование нравственно-экологического сознания и гражданского чувства служения идее охраны природы, понимания ее международного значения и необходимости увлечь соответствующими ценностями своих учеников.
Вторую особенность значимости экологической культуры учителя мы обнаруживаем на уровне его профессиональной специализации. Это означает, что во внимание необходимо принимать предмет его преподавания, откуда следует, что особое место в распространении экологической культуры в среде учащихся и в формировании у них опыта экологической деятельности играют учителя-предметники био- географического цикла, и, в особенности, учитель географии, что вытекает из того, что компонент «экологическое умение» занимает очень важную позицию в структуре профессиональных требований в данной преподавательской специализации.
Учитывая столь высокую значимость сформированности экологических умений как показателя высокой экологической культуры учителя-географа, важно было максимально полно выявить и реализовать потенциал, заложенный в системе его профессиональной подготовки в вузе. Изучение учебного плана и программ географического факультета, передового опыта педвузов страны, личный педагогический опыт диссертанта в подготовке студентов-географов позволили увидеть эти возможности в преподавании учебных курсов профессионального цикла, в организации полевой практики и во внеаудиторной работе со студентами в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности. Реализация этих возможностей связывалась с определением педагогических условий, которые необходимо сконструировать и обеспечить для эффективного формирования экологической культуры будущих учителей.
Как основной результат диссертационного исследования нами были выявлены следующие педагогические условия повышающие эффективность формирования экологической культуры будущих учителей географии:
• использование методики и разработка технологии;
• изучение возможностей учебных дисциплин профессионального цикла;
• организация учебной и научно-исследовательской деятельности;
• проведение полевой практики.
На основе выявленных педагогических условий и разрабатывалась технология формирования экологической культуры будущих учителей географии, куда вошли три направления:
I. Дидактический потенциал учебных дисциплин профессионального цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов.
Данное направление располагает большим потенциалом в формировании экологической культуры студентов и отличается разнообразным спектром предметов.
Основная задача в связи с поставленной целью состояла в переструктурировании содержания различных курсов с целью усиления в их содержании экологической парадигмы, имеющей непосредственный выход на формирование профессиональных экологических умений.
Это коснулось всех специальных дисциплин, но, в особенности, «Общего землеведения», «Физической географии материков и океанов», «Краеведения». Курсы были подвергнуты не только содержательной разработке, но и преобразованию с точки зрения технологического аспекта. Очень важное значение в создании технологии придавалось учету индивидуальных мотивов, учебных возможностей и интересов студентов.
Помимо экологизации содержания, использования определенных форм организации занятий, системы дифференцированных заданий, целенаправленно решалась и задача реализации межпредметных и межцикловых связей в формировании экологической культуры будущих педагогов, что нашло отражение в содержании диссертации.
II. Формирование экологической культуры студентов географических специальностей в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.
Для привлечения студентов к углубленной эколого-практической исследовательской деятельности были задействованы учебная и научно-исследовательская деятельность студентов. Особо продуктивной, на наш
взгляд, является вторая из них. В экспериментальной работе нами был использован весь комплекс форм и методов научно-исследовательской работы, куда были включены: кружки и проблемные группы.
Решающим фактором осуществления широкомасштабного экологического образования и воспитания является подготовленность
учителей общеобразовательной школы - носителей экологической культуры, передающих эту культуру своим подопечным. Поэтому одной из важнейших проблем является проблема формирования экологической культуры будущих педагогов как их общей эколого-нравственной культуры и условия наличия высокой педагогической квалификации.
В этой связи, в исследовании и была поставлена цель определить и обосновать педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей.
Объектом внимания в данной диссертации выступал процесс формирования экологической культуры студентов географического факультета.
В интересах осуществления углубленной эколого-практической подготовки будущего учителя очень важно было разобраться в структуре формируемых у них экологических умений в силу их большого разнообразия. Как уже было отмечено, экологические умения неоднозначны по своему характеру, потому что имеют как интеллектуальную основу (связаны с проведением исследовательских операций и процедур, выполняемых с природными объектами), так и требуют практических умений в случае необходимости практического содействия в их охране и содержании (изготовление устройств, кормление, разведение видов, оказание ветеринарной помощи и т.п.).
Отсюда следовало, что структуризация экологических умений должна быть проведена по их функциональному назначению и в зависимости от характера экологической ситуации, в которой они оказываются востребованными. В связи с этим, нами были выделены четыре группы профессиональных экологических умений: эколого-эвристические умения; эколого-просветительские умения; эколого-деятельностные умения и эколого-педагогические умения.
В нашем исследовании была поставлена задача разработки технологии формирования экологической культуры будущих педагогов. На пути
решения этой задачи были определены теоретические предпосылки, а именно: особенности, возможности и педагогические условия эффективного формирования экологической культуры студентов.
Обоснованию теоретической платформы исследования предшествовало изучение состояния эколого-практической подготовленности (экологической умелости) студентов. Оперируя данными по значительному массиву опрошенных, а также анализа бесед, наблюдений за студентами во время полевых практик и др., мы сделали следующие выводы.
Студенты в целом оказались хорошо знакомыми с сутью экологических проблем, могли назвать причины ухудшения среды обитания человека, наметить в общем виде пути защиты природного мира от губительного вмешательства человека, но затруднялись в объяснении обнаруженных изменений природных систем, оказывались неспособными выявить взаимосвязи, взаимозависимости различных компонентов природных систем, а также были неточны в определении или оценке экологического состояния природной среды в целом или отдельных ее компонентов. Все это указывало на то, что, очевидно, в системе профессиональной подготовки будущих педагогов формированию экологической культуры уделяется недостаточное внимание. По нашему мнению, их две.
Первая особенность отражает общий профессиографический аспект педагогической квалификации, это объясняет особую «миссионерскую» роль учителя как воспитателя будущих поколений, внушающего и передающего им ценности ответственного отношения к окружающей среде. В связи с этим, в подготовке будущего учителя особое место должно занимать формирование нравственно-экологического сознания и гражданского чувства служения идее охраны природы, понимания ее международного значения и необходимости увлечь соответствующими ценностями своих учеников.
Вторую особенность значимости экологической культуры учителя мы обнаруживаем на уровне его профессиональной специализации. Это означает, что во внимание необходимо принимать предмет его преподавания, откуда следует, что особое место в распространении экологической культуры в среде учащихся и в формировании у них опыта экологической деятельности играют учителя-предметники био- географического цикла, и, в особенности, учитель географии, что вытекает из того, что компонент «экологическое умение» занимает очень важную позицию в структуре профессиональных требований в данной преподавательской специализации.
Учитывая столь высокую значимость сформированности экологических умений как показателя высокой экологической культуры учителя-географа, важно было максимально полно выявить и реализовать потенциал, заложенный в системе его профессиональной подготовки в вузе. Изучение учебного плана и программ географического факультета, передового опыта педвузов страны, личный педагогический опыт диссертанта в подготовке студентов-географов позволили увидеть эти возможности в преподавании учебных курсов профессионального цикла, в организации полевой практики и во внеаудиторной работе со студентами в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности. Реализация этих возможностей связывалась с определением педагогических условий, которые необходимо сконструировать и обеспечить для эффективного формирования экологической культуры будущих учителей.
Как основной результат диссертационного исследования нами были выявлены следующие педагогические условия повышающие эффективность формирования экологической культуры будущих учителей географии:
• использование методики и разработка технологии;
• изучение возможностей учебных дисциплин профессионального цикла;
• организация учебной и научно-исследовательской деятельности;
• проведение полевой практики.
На основе выявленных педагогических условий и разрабатывалась технология формирования экологической культуры будущих учителей географии, куда вошли три направления:
I. Дидактический потенциал учебных дисциплин профессионального цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов.
Данное направление располагает большим потенциалом в формировании экологической культуры студентов и отличается разнообразным спектром предметов.
Основная задача в связи с поставленной целью состояла в переструктурировании содержания различных курсов с целью усиления в их содержании экологической парадигмы, имеющей непосредственный выход на формирование профессиональных экологических умений.
Это коснулось всех специальных дисциплин, но, в особенности, «Общего землеведения», «Физической географии материков и океанов», «Краеведения». Курсы были подвергнуты не только содержательной разработке, но и преобразованию с точки зрения технологического аспекта. Очень важное значение в создании технологии придавалось учету индивидуальных мотивов, учебных возможностей и интересов студентов.
Помимо экологизации содержания, использования определенных форм организации занятий, системы дифференцированных заданий, целенаправленно решалась и задача реализации межпредметных и межцикловых связей в формировании экологической культуры будущих педагогов, что нашло отражение в содержании диссертации.
II. Формирование экологической культуры студентов географических специальностей в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.
Для привлечения студентов к углубленной эколого-практической исследовательской деятельности были задействованы учебная и научно-исследовательская деятельность студентов. Особо продуктивной, на наш
взгляд, является вторая из них. В экспериментальной работе нами был использован весь комплекс форм и методов научно-исследовательской работы, куда были включены: кружки и проблемные группы.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА СУБСТРАТЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Преемственность формирования экологических понятий в начальной и основной школе как средство формирования предметных результатов обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Особенности формирования здорового образа жизни у студентов средствами физического воспитания
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» (8 КЛАСС)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической
характеристики лекарственных растений
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности
(с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



