ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА
|
Введение 5
Глава 1. Концепция устойчивости 9
1.1. Предпосылки исследований в области устойчивости 9
1.2. Определение понятия устойчивости 11
1.3. Организационно-развивающая модель детской устойчивости 14
1.4. Факторы устойчивости 1 8
1.4.1. Индивидуальные характеристики 20
1.4.2. Семейные характеристики 22
1.5. Исследования устойчивости детей дошкольного возраста 24
1.6. Devereux Early Childhood Assessment(DECA) 27
1.6.1. Использование DECA и программа DECA 29
1.6.2. Стандартизация и оригинальное психометрическое исследование 29
1.6.3. Независимые психометрические исследования 31
1.6.4. Сравнение DECA с другими методиками 32
1.6.5. Использование DECA в программах 34
1.6.6. Преимущества DECA 36
1.6.7. Критика DECA 37
1.7 Система образования Монтессори 39
1.7.1 Восемь принципов образования Монтессори 40
1.8 Выводы к Главе 1 47
Глава 2. Методы и организация исследования 49
2.1 Описание выборки 50
2.2. Методы и процедура 53
2.3 Методы статистической обработки данных 54
Глава 3. Результаты исследования характеристик устойчивости детей 2-5
лет. 55
3.1. Изучение характеристик устойчивости у детей в дошкольных
учреждениях разного типа 55
3.2. Анализ характеристик устойчивости в связи с возрастом и полом детей. 56
3.3. Сравнительный анализ характеристик устойчивости детей, посещающих
разные учреждения 57
3.4. Корреляционный анализ связи характеристик устойчивости с данными
социально-демографической анкеты 57
3.5 Сравнение характеристик устойчивости российской выборки с польскими
результатами метода DECA 58
3.6 Обсуждение результатов 61
Выводы 65
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А
Глава 1. Концепция устойчивости 9
1.1. Предпосылки исследований в области устойчивости 9
1.2. Определение понятия устойчивости 11
1.3. Организационно-развивающая модель детской устойчивости 14
1.4. Факторы устойчивости 1 8
1.4.1. Индивидуальные характеристики 20
1.4.2. Семейные характеристики 22
1.5. Исследования устойчивости детей дошкольного возраста 24
1.6. Devereux Early Childhood Assessment(DECA) 27
1.6.1. Использование DECA и программа DECA 29
1.6.2. Стандартизация и оригинальное психометрическое исследование 29
1.6.3. Независимые психометрические исследования 31
1.6.4. Сравнение DECA с другими методиками 32
1.6.5. Использование DECA в программах 34
1.6.6. Преимущества DECA 36
1.6.7. Критика DECA 37
1.7 Система образования Монтессори 39
1.7.1 Восемь принципов образования Монтессори 40
1.8 Выводы к Главе 1 47
Глава 2. Методы и организация исследования 49
2.1 Описание выборки 50
2.2. Методы и процедура 53
2.3 Методы статистической обработки данных 54
Глава 3. Результаты исследования характеристик устойчивости детей 2-5
лет. 55
3.1. Изучение характеристик устойчивости у детей в дошкольных
учреждениях разного типа 55
3.2. Анализ характеристик устойчивости в связи с возрастом и полом детей. 56
3.3. Сравнительный анализ характеристик устойчивости детей, посещающих
разные учреждения 57
3.4. Корреляционный анализ связи характеристик устойчивости с данными
социально-демографической анкеты 57
3.5 Сравнение характеристик устойчивости российской выборки с польскими
результатами метода DECA 58
3.6 Обсуждение результатов 61
Выводы 65
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А
Традиционно исследователи, изучающие развитие детей в различных условиях, были направлены скорее на выявление патологии, которая связывалась с нехваткой определенных качеств или ресурсов, чем на анализ того, с помощью каких механизмов и ресурсов проблемы разрешались или предотвращались(Werner,1993). В изучении психического здоровья доминировали психоаналитическая точка зрения и биомедицинская модель, ориентированная на выявление источника патологии в самом индивиде (Garmezy,Rutter,1985;Rutter,1985; Honig, 1986). Однако постепенно стало ясно, что такой подход весьма ограничен в своем применении.
Лонгитюдные исследования показали, что психологическая помощь, акцентирующая внимание на укреплении и развитии сильных сторон более эффективна, чем терапия, направленная на преодоление проблем — при её применении не только уменьшаются негативные симптомы расстройств(например, снижается тревожность при неврозе), но и появляются значительные улучшения в социальном и семейном функционировании( Watson, Rich, Sanchez, O'Brien, Alvord, 2013; Pich,2013). Поэтому возникла необходимость акцентировать внимание не на факторах риска или негативных последствиях (например, болезнь), а на защитных факторах.
Четкую тенденцию к ухудшению психического здоровья детей и подростков в России отразил в своей работе Эйдемиллер (Эйдемиллер,2004) на материале сплошного эпидемиологического обследования детского населения ряда районов РФ было замечено, что количество нервно-психических расстройств возрастает в следующие возрастные периоды: на первом году жизни, в 3-5 лет, 7-8 лет и 10-12 лет, что в определенной степени соответствует неравномерно протекающему процессу общего и психического развития ребенка со свойственными ему возрастными кризами. Таким образом, в дошкольном возрасте ребёнок подвергается большому стрессу - и в это же время закладывается база навыков, умений , необходимых для дальнейшего образования.
В настоящее время при определении готовности к школе используются методики для измерения уровня интеллекта, либо интервью. Нет удобного скринингового метода, который позволил бы оценить психологическую готовность к школе, а ведь современная школа - огромная нагрузка для ребенка. Обследование психологической готовности к школе позволило бы понять сильные и слабые стороны дошкольника, оценить, сможет ли он совладать с обилием требований и эмоциональной нагрузкой.
Сейчас ни один ребёнок не может избежать давления в обществе — количество повседневных проблем, с которыми сталкивается ребёнок, увеличивается. Даже если ребёнку повезет не столкнуться с значительными травмами, он может испытывать давление от возложенных на него надежд. Таким образом, необходимо выявлять те характеристики, которые могут предсказать устойчивость к невзгодам и создавать модели для их развития(Rutter,2006). Это, в свою очередь, требует создания надежных инструментов для измерения подобных качеств. Как правило, методы оценки устойчивости и характеристик эмоциональной зрелости детей - дошкольников малодоступны, их проведение требует экспертной оценки. Преимущества опросника DECA состоит в том, что он позволяют быстро и экономично собрать данные для большой группы испытуемых. В ряде случаев возникает необходимость в максимально короткий срок составить представление об уровне эмоционального развития ребёнка, например, для успешной адаптации его в условиях дошкольного заведения, выбора индивидуальных занятий или для исследовательских целей. Также, в отличие от множества применяемых методик для оценки детей(KID,RCDI,MCDI, M-Chat и пр.), заполнить такой опросник могут не только родители, но и воспитатели — что предоставляет возможность получить более достоверные данные о ребёнке.
Актуальность использования DECA и оценки детей разных образовательных систем обусловлена увеличивающейся нагрузкой на дошкольников и младших школьников, большей дезадаптацией у младших школьников. В связи с этим необходимо изучить факторы, влияющие на адаптацию к школе — как личностные характеристики ребёнка, так и средовые — такие как разница в педагогическом подходе..
Новизна исследования обусловлена отсутствием данных о психологической устойчивости детей 3-5 лет в РФ, а также отсутствием данных о влиянии определенного педагогического подхода на формирование устойчивости, психологической готовности ребенка к школе.
Цели исследования:
Изучение характеристик устойчивости у детей в различных дошкольных учреждениях и кросскультурное сравнение характеристик устойчивости.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристики устойчивости у детей в дошкольных учреждениях разного типа.
2. Провести сравнительный анализ характеристик устойчивости у детей из дошкольных учреждений разного типа.
3. Сравнить характеристики устойчивости российской выборки с польскими результатами метода DECA.
4. Изучить характеристики устойчивости детей в связи с полом и возрастом детей.
5. Изучить характеристики устойчивости детей в связи данными социально-демографической анкеты.
Гипотезы:
1. характеристики устойчивости у детей, посещающих частный детский сад Монтессори, отличаются от таковых у детей из обычного детского сада.
Дети экспериментальной группы (из детского сада Монтессори) имеют более низкие показатели по шкале поведенческих проблем, и более высокие показатели по шкалам защитных факторов.
2. характеристики устойчивости будут схожи у польских и российских детей , посещающих Монтессори сады
Объект исследования - устойчивость у детей
Предмет исследования - характеристики устойчивости у детей 2-5 лет, посещающих детский сад.
Метод исследования — Денверский скриниговый тест (Devereux Early Child Assesment), направленный на выявление защитных факторов ребенка и наличие адаптационно-поведенческих проблем, а также социально-демографическая анкета.
Лонгитюдные исследования показали, что психологическая помощь, акцентирующая внимание на укреплении и развитии сильных сторон более эффективна, чем терапия, направленная на преодоление проблем — при её применении не только уменьшаются негативные симптомы расстройств(например, снижается тревожность при неврозе), но и появляются значительные улучшения в социальном и семейном функционировании( Watson, Rich, Sanchez, O'Brien, Alvord, 2013; Pich,2013). Поэтому возникла необходимость акцентировать внимание не на факторах риска или негативных последствиях (например, болезнь), а на защитных факторах.
Четкую тенденцию к ухудшению психического здоровья детей и подростков в России отразил в своей работе Эйдемиллер (Эйдемиллер,2004) на материале сплошного эпидемиологического обследования детского населения ряда районов РФ было замечено, что количество нервно-психических расстройств возрастает в следующие возрастные периоды: на первом году жизни, в 3-5 лет, 7-8 лет и 10-12 лет, что в определенной степени соответствует неравномерно протекающему процессу общего и психического развития ребенка со свойственными ему возрастными кризами. Таким образом, в дошкольном возрасте ребёнок подвергается большому стрессу - и в это же время закладывается база навыков, умений , необходимых для дальнейшего образования.
В настоящее время при определении готовности к школе используются методики для измерения уровня интеллекта, либо интервью. Нет удобного скринингового метода, который позволил бы оценить психологическую готовность к школе, а ведь современная школа - огромная нагрузка для ребенка. Обследование психологической готовности к школе позволило бы понять сильные и слабые стороны дошкольника, оценить, сможет ли он совладать с обилием требований и эмоциональной нагрузкой.
Сейчас ни один ребёнок не может избежать давления в обществе — количество повседневных проблем, с которыми сталкивается ребёнок, увеличивается. Даже если ребёнку повезет не столкнуться с значительными травмами, он может испытывать давление от возложенных на него надежд. Таким образом, необходимо выявлять те характеристики, которые могут предсказать устойчивость к невзгодам и создавать модели для их развития(Rutter,2006). Это, в свою очередь, требует создания надежных инструментов для измерения подобных качеств. Как правило, методы оценки устойчивости и характеристик эмоциональной зрелости детей - дошкольников малодоступны, их проведение требует экспертной оценки. Преимущества опросника DECA состоит в том, что он позволяют быстро и экономично собрать данные для большой группы испытуемых. В ряде случаев возникает необходимость в максимально короткий срок составить представление об уровне эмоционального развития ребёнка, например, для успешной адаптации его в условиях дошкольного заведения, выбора индивидуальных занятий или для исследовательских целей. Также, в отличие от множества применяемых методик для оценки детей(KID,RCDI,MCDI, M-Chat и пр.), заполнить такой опросник могут не только родители, но и воспитатели — что предоставляет возможность получить более достоверные данные о ребёнке.
Актуальность использования DECA и оценки детей разных образовательных систем обусловлена увеличивающейся нагрузкой на дошкольников и младших школьников, большей дезадаптацией у младших школьников. В связи с этим необходимо изучить факторы, влияющие на адаптацию к школе — как личностные характеристики ребёнка, так и средовые — такие как разница в педагогическом подходе..
Новизна исследования обусловлена отсутствием данных о психологической устойчивости детей 3-5 лет в РФ, а также отсутствием данных о влиянии определенного педагогического подхода на формирование устойчивости, психологической готовности ребенка к школе.
Цели исследования:
Изучение характеристик устойчивости у детей в различных дошкольных учреждениях и кросскультурное сравнение характеристик устойчивости.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристики устойчивости у детей в дошкольных учреждениях разного типа.
2. Провести сравнительный анализ характеристик устойчивости у детей из дошкольных учреждений разного типа.
3. Сравнить характеристики устойчивости российской выборки с польскими результатами метода DECA.
4. Изучить характеристики устойчивости детей в связи с полом и возрастом детей.
5. Изучить характеристики устойчивости детей в связи данными социально-демографической анкеты.
Гипотезы:
1. характеристики устойчивости у детей, посещающих частный детский сад Монтессори, отличаются от таковых у детей из обычного детского сада.
Дети экспериментальной группы (из детского сада Монтессори) имеют более низкие показатели по шкале поведенческих проблем, и более высокие показатели по шкалам защитных факторов.
2. характеристики устойчивости будут схожи у польских и российских детей , посещающих Монтессори сады
Объект исследования - устойчивость у детей
Предмет исследования - характеристики устойчивости у детей 2-5 лет, посещающих детский сад.
Метод исследования — Денверский скриниговый тест (Devereux Early Child Assesment), направленный на выявление защитных факторов ребенка и наличие адаптационно-поведенческих проблем, а также социально-демографическая анкета.
В современном мире растет количество информации и задач, возрастает нагрузка на детей. В связи с эти актуальным является изучение различных педагогических подходов, их влияние на развитие дошкольника. Одной из малоизученных тем остается изучение психологической готовности дошкольника к школе. Концепция resilience помогает выявить ресурсы ребёнка и семьи, ориентироваться на сильные стороны и преодолевать трудности, вместо того чтобы искать причины дезадаптации. Эта концепция позволяет по- новому взглянуть на построение программ профилактики для детей дошкольного возраста. Как упоминалась ранее, тема изучения характеристик устойчивости является в России малоизученной, и опора на зарубежные источники не отражает особенностей культуральных особенностей.
В связи с этим педагогический подход М.Монтессори является интересной темой для изучения. Ставя в центр внимания индивидуальные особенности каждого ребёнка, акцентируя внимание на развитии не только интеллектуальных способностей, а также на развитии активности, самостоятельности ребёнка, он способствует повышению психологической устойчивости ребёнка. Нами были выявлены различия в характеристиках самоконтроля и инициативности у детей из государственных садов и садов Монтессори.
Помимо этого, также интересна разница в педагогических подходах в разных странах. Даже один педагогический подход по-разному влияет на детей в разных странах. В связи с этим тема дальнейшего изучения влияния культурных особенностей на личность дошкольника является актуальной.
Полученные данные имеют практическую ценность, так как могут быть использованы при разработке профилактических мероприятий. Скрининг детей в дошкольном периоде позволит выявить детей, нуждающихся в помощи и поможет снизить количество детей, не справляющихся с адаптацией в школе. Изучение влияния различных педагогических подходов позволит создать новые педагогические системы, способствующие не только интеллектуально, но и личностному развитию.
В связи с этим педагогический подход М.Монтессори является интересной темой для изучения. Ставя в центр внимания индивидуальные особенности каждого ребёнка, акцентируя внимание на развитии не только интеллектуальных способностей, а также на развитии активности, самостоятельности ребёнка, он способствует повышению психологической устойчивости ребёнка. Нами были выявлены различия в характеристиках самоконтроля и инициативности у детей из государственных садов и садов Монтессори.
Помимо этого, также интересна разница в педагогических подходах в разных странах. Даже один педагогический подход по-разному влияет на детей в разных странах. В связи с этим тема дальнейшего изучения влияния культурных особенностей на личность дошкольника является актуальной.
Полученные данные имеют практическую ценность, так как могут быть использованы при разработке профилактических мероприятий. Скрининг детей в дошкольном периоде позволит выявить детей, нуждающихся в помощи и поможет снизить количество детей, не справляющихся с адаптацией в школе. Изучение влияния различных педагогических подходов позволит создать новые педагогические системы, способствующие не только интеллектуально, но и личностному развитию.
Подобные работы
- Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021



