Введение 3
Глава 1. Образовательная мотивация студентов в глобальном мире 7
1.1. Анализ теоретических аспектов мотивации студентов к обучению за
границей 7
1.2. Китайско-российские взаимоотношения в области образования,
экономики, культуры 28
1.3. Китайские студенты как субъекты мирового образовательного процесса 36
Глава 2. Изучение учебной мотивации китайских студентов,
обучающихся в СПбГУ 47
2.1. Анализ данных опроса студентов 47
2.2. Анализ данных интервью 54
Глава 3. Бизнес проект создания «Центр Азии» (информационный офис
для китайских студентов) 59
Список литературы 71
Приложения
Актуальность исследования. В современном глобальном мире Россия и Китай рассматриваются как очень серьёзные стратегические партнеры. Образовательные учреждения двух стран все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. В настоящее время наблюдается такое положение дел, при котором больше и больше китайских студентов едут в Россию учиться в магистратуре. Обучение китайских студентов становится действенным фактором стимулирования экономического роста двух стран. Китайские студенты ориентированы на приобретение в российских вузах профессий, соответствующих их способностям, представлениям о престижности на рынке труда. При этом, если рассматривать более широкий комплекс мотивов к обучению в России у китайских студентов, становится ясно, что он часто противоречив и базируется на недостаточно объективных представлениях о реалиях другой страны. В этом смысле, данная работа предполагает попытку внимательного, актуального изучения мотивов китайских студентов в России и выработку рекомендаций по работе с их запросами, интересами и притязаниями.
Объект исследования: практика обучения китайских студентов в России.
Предмет исследования: отношение китайских студентов к процессу обучения в Российском вузе.
Тема исследования - Мотивация обучения китайских студентов в России.
Целью исследования является определение причин выбора китайскими студентами сценария обучения в России и построение на основе этого системы работы с их информационными и иными запросами. В связи с поставленной целью, перед нами стоят следующие задачи:
- выделить виды мотивов обучений китайских студентов за границей в целом и в России, в частности;
- рассмотреть современное Китайско-Российское взаймоотношение;
- выявить роль китайских студентов в мировом образовательном процессе;
- провести письменные опросы и интервью китайским студентам, которые учатся в СПбГУ;
- проанализировать результаты данных опросов и интервью;
- создать бизнес проект, предложив новый формат организации процесса, в рамках программы разработать бизнес-план проекта, который связан с обучением китайских студентов в Российских ВУЗах.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение: мы предполагаем, что из-за значительных различий между китайской и российской системами образования, китайским студентам трудно обучаться в Российских ВУЗах по ряду аспектов, нуждающихся в уточнении. При этом, главными мотивами обучения китайских студентов в России являются мотивы получения диплома и дальнейшего карьерного роста на родине.
В качестве методов диагностического исследования были использованы письменные опросы и интервью. Опрос заключается в том, что респонденту (китайским студентам, которые обучаются в СПбГУ) задавались специальные вопросы о разных видах мотивации к обучению. Ответы на эти вопросы позволили автору получить необходимые сведения в соответствие с поставленными задачами. Опросы проводились в апреле 2015 г. по списку вопросов, построенных в логике уточнения и проверки гипотезы. Интервью использовались как метод научного исследования и проводились в мае 2015 года. Это были структурированные интервью продолжительностью 15-20 минут каждое. Общее количество проинтервьюированных студентов составило 20 человек с трех факультетов СПбГУ.
Структура работы включает в себя три части. В первой представлен обзор научной литературы. Во второй главе обосновывается выбор диагностических методов и раскрываются результаты диагностики. В третьей главе представлен авторский проект офиса информационного сопровождения для китайских студентов, решивших учиться в Санкт-Петербурге.
На защиту выносятся следующие положения:
1 . Мотивация китайских студентов к обучению в России обусловлена рядом внешних и внутренних причин. К внешним причинам относится:
- стратегическое развитие сотрудничества Росси и Китая во всех областях, включая область обмена студентами по государственным
программам и программам партнерства конкретных вузов;
- более значительная по сравнению с европейскими и американскими вузами привлекательность российской системы высшего профессионального образования для китайских студентов, что связано с ощутимо более низким барьером поступления и экономическими аспектами оплаты обучения и проживания в России.
2. К внутренним мотивам обучения в России относится:
- желание изучать и совершенствовать знание русского языка в стране его происхождения;
- ориентация на определенный перечень специальностей в российских вузов, интересных студенту с точки зрения дальнейшей работы, прежде всего в Китае (медицина, экономика и бизнес, филология, педагогика, естественные науки);
- намерение повысить значимость своего портфолио (резюме) для китайского рынка высококвалифицированного труда за счет документов о прохождении образования за рубежом, в частности, в России;
- желание или даже устойчивое намерение эмигрировать (в т.ч. с целью создания собственного бизнеса) в страну обучения или третью страну;
- разделяемая семейная установка на обретение успешности в наследуемом семейном бизнесе в Китае;
Научные публикации автора:
1. Мотивация обучения китайских студентов в России // сборник "Современный урок: традиции и инновации", 2015, Киров стр. 377-379 ISBN-978-5-91061-440-0
2. Современное воспитание детей китайскими родителями: плюсы и минусы // Журнал «На путях к новой школе», №2, 2016, СПб: АНО «Образовательный центр «Участие», 2016. стр. 14-15 ISSN 0869-690X
В диссертации использовано 30 источников. Из них 10 электронных ресурсов и10 на иностранном языке.
1. Бизнес для бизнеса (В2В). «Записки маркетолога» // marketch.ru(дата обращения: 24.12.2015)
2. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова. - Электронный ресурс. Режим доступа: www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/ razdel_2_p / gerasimova.html
3. Джан Синьшен - Джан Синьшен свободное интервью на пути развития китайских студентов $^^^^^ft^te^ffl@^W^£^[EBZOL] URL: http://www.chisa.edu.cn/chisa/article/,2006-06-22
4. Динь Синь. Особенности протекания процесса социальной адаптации китайских студентов / Динь Синь,. - 2009. - Т. 14. - Вип. 18. - Психология.-С. 34-43.
5. Ершов Ю. Нефть и газ Сибири и Дальнего Востока в контексте российско- китайских отношений // Азия и Африка сегодня. 2006. №6. С. 3-12.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб .: Питер, 2002. - 512 с C.230
7. Книга международного таланта: доклад китайских студентов изучающих литературу социального развития 1^Л^тО:Ф1д^1Шд . Ф± £^#М 09.10.2014
8. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китай-ских студентов / Линь Яцян: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2005. - 126 с.
9. Ма Юэ, Чжоу И. Онлайн - газета «Китайская молодежь». 08.06.2015
10. Мотивация обучения китайских студентов за границу URL : http://data.163.eom/14/1112/16/AAS59CDC00014MTN.html(дата обращения: 14.03.2016)
11. Пэн Жаньлин «Простая психологи» [M] Издательство пекинского педагогического университета, 2012 С56
12. Рогачев И. Взаимтдействие России и Китая на международной арене // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №6. С. 12-21
13. Российско-китайское сотрудничество: перспективные направления и подводные камни [Электронный ресурс]. URL: http://www-sbras.nse. ru/HBC/artiele.phtml?nid=546&id=4
14. Сарукаев Э.А. Введение в этнопсихологию / Э.А. Сарукаев, В. Крысько. - М .: Ин-т практической психологии, 1996. - 344 с
15. Система образования в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portalehina.ru/artieles/edueation-system.html
16. Соловьёв Б. А., д.э.н., проф., Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. — М.: «Инфра-М»,2000. — 288с., стр. 3
17. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. - М.: Памятники исторической мысли. 2008.
-624 с
18. Трофимова Н.М. Межкультурное общение студентов педвуза / Н.М.
Трофимова, Н.Б. Трофимова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospsy.ru/uploads/ sborn- www.rospsy.ru/uploads/ sborn- .rospsy.ru/uploads/sborn-rospsy.ru/uploads/sborn- .ru/uploads/ sborn- ru/uploads/sborn- /uploads/sborn- uploads/sborn- /sborn- sbornik_2004/7/43/doc
19. Цзин Хао. Влияние иммиграции на Китай и меры исследования. [D] Цзыньдаоский университет.2012. ^^.^К^^^ФЯ^^^^^Ж^^ [D] Ж^Л^.2012.
20. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин. - СПб .: Полиус, 1 998. - 639 с.
21. Ян Чхань Чунь рекорды и результаты выдающихся стендов вернувшихся в Китай. [M] Центральное издательство. 2007. C 23 ^^#-^^н^@Я Afiit^ МФ^^Й»! 2007. C 23
22. Asch,S.E. (1952). Social psychology. Englewood Cliffs, NJ Prentice [Z].
23. Asch,S.E. (1965). Interpersonal influence. In
H.Proshansky&B.Seidenberg(Eds.)Basic studies in social psychology. New York: Holt,Rinehart and Winton[Z].
24. Baidu хакнули иранские хакеры / Китайский интернет / Магазета www.baidu.com(дата обращения: 20.12.2015)
25. Deci E L, Ryan R M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior[J]. Psychological inquiry, 2000, 11(4): 227-268.
26. Journal of International students 2012.10 Volume 5(4) URL : https://jistudents.org
27. Staw B M. Intrinsic and extrinsic motivation [M] General learning Press, 1976.
28. Zuckerman M. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking[M]. Cambridge university press, 1994.
29. Электронный ресурс . Режим доступа : http://www.chinadaily.com.cn/hqgj/jryw/2013-04-12/content 8744292.html(дата обращения: 14.12.2015)
30. http://old.jjl.cn/english/(дата обращения: 20.12.2015)