ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы применения информационно-коммуникативных средств при формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Общее недоразвитие речи как системное нарушение речевой
деятельности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи
дошкольников с общим недоразвитием речи 21
1.4. Анализ исследований по применению информационно¬
коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 29
Глава 2. Эмпирическое исследование применения информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.1. Исследование лексико-грамматического строя речи дошкольников с
общим недоразвитием речи 38
2.2. Комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи обследованных дошкольников с общим недоразвитием речи 57
Заключение 73
Список литературы 77
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы применения информационно-коммуникативных средств при формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Общее недоразвитие речи как системное нарушение речевой
деятельности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи
дошкольников с общим недоразвитием речи 21
1.4. Анализ исследований по применению информационно¬
коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 29
Глава 2. Эмпирическое исследование применения информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.1. Исследование лексико-грамматического строя речи дошкольников с
общим недоразвитием речи 38
2.2. Комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи обследованных дошкольников с общим недоразвитием речи 57
Заключение 73
Список литературы 77
Приложение
Актуальность исследования. Речь является важнейшим психическим процессом, базой и инструментом развития высших психических функций, поэтому ее развитие одна их важных задач дошкольного периода. Тенденции к увеличению детей с общим недоразвитием речи и снижающимися показателями речевого развития, в дальнейшем проявляющимися в проблемах обучения грамоте и письму, являются основанием для поиска принципиально новых подходов к организации системы речевого развития детей дошкольного возраста. Правильное понимание структуры, причин общего недоразвития речи, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции, для предупреждения возможных осложнений в дошкольном и школьном образовании.
Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением информационно-коммуникативных средств и технологий в различные сферы деятельности. Неотъемлемым и важным компонентом этих процессов является информатизация образования, которая сопровождается существенными изменениями педагогической практики, обновлением содержания и методики обучения, что должно способствовать гармоничному развитию и интеграции ребенка в информационное общество. Грамотно организованное использование информационно-коммуникативных средств и технологий при обучении, воспитании и коррекции может способствовать удовлетворению образовательных потребностей детей с особенностями речевого развития.
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования особенностей развития детей с нарушениями речи показал, что данная область изучается в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Многочисленные исследования посвящены изучению лексики и грамматики у дошкольников с общим недоразвитием речи, среди которых работы Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др., в которых показано, что одни и те же неправильные формы слов и словосочетаний в последние годы встречаются чаще и выявляются у детей в разном возрасте. При этом авторы рассматривают аномальное развитие речи с точки зрения нормального хода речевого развития, определяют специфические особенности усвоения родного языка детьми с недоразвитием речи.
О необходимости внедрения в коррекционный процесс информационно-коммуникативных средств и технологий пишут такие авторы, как Е.А. Авдеева, Р.М. Габдрахманова, С.А. Ширшова, Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов, Р.М. Ревнивцева и др. Исследования указывают на их позитивное влияние в развитии и образовании дошкольников.
В работах С. А. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и других отмечена роль компьютерных технологий в развитии вербального интеллекта и личности ребенка в целом. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши, Л.Р. Лизуновой, Е.В. Маниной, Н.А. Черлиной доказано, что использование информационно-коммуникативных средств оптимизирует процесс развития речи и содействует гармонизации развития ребенка. С каждым годом число публикаций о возможностях использования информационных и компьютерных средств в работе с дошкольниками с нарушениями речи растет, что указывает на интерес к этой теме у исследователей и специалистов.
Несмотря на то, что достаточно полно разработаны теоретические основы изучения и формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, обоснована необходимость формирования речевых форм коммуникации и информатизации коррекционного процесса при работе с детьми с общим недоразвитием речи согласно закону об образовании и образовательному стандарту дошкольного образования, работ по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью информационно-коммуникативных средств недостаточно, мало методических разработок по организации их применения. Отсюда становится очевидной проблема исследования: поиск методического обеспечения по использованию информационно-коммуникативных средств в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Обозначенные актуальность и проблема исследования позволили определить тему исследования: «Информационно-коммуникативные средства формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникативных средств.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы применения информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, составление и апробация комплекса игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у данной категории детей с помощью информационно-коммуникативных средств.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общее недоразвитие речи как системное нарушение речевой деятельности.
2. Описать особенности процесса формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Обосновать применение информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Исследовать лексико-грамматический строй речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Составить и апробировать комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
6. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Гипотеза исследования: комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, будет более эффективным, если:
- наряду с классическими логопедическими средствами и технологиями активно использовать информационно-коммуникативные: компьютерные приложения и развивающие компьютерные игры, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, раскрывающие широкие возможности для познавательного развития ребенка;
- подобрать компьютерные игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса и отработке грамматических навыков (словообразования и словоизменения);
- при составлении игр и упражнений учитывать образовательные потребности и круг интересов детей.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические - тестирование, педагогический эксперимент, качественный анализ полученных результатов исследования.
Практическая значимость. Представленный в работе комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных технологий и средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, может применяться педагогами, логопедами и родителями для формирования лексико-грамматического строя речи и информативных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №145 г. Владивостока».
Структура работы: оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы (58), приложение (3).
Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением информационно-коммуникативных средств и технологий в различные сферы деятельности. Неотъемлемым и важным компонентом этих процессов является информатизация образования, которая сопровождается существенными изменениями педагогической практики, обновлением содержания и методики обучения, что должно способствовать гармоничному развитию и интеграции ребенка в информационное общество. Грамотно организованное использование информационно-коммуникативных средств и технологий при обучении, воспитании и коррекции может способствовать удовлетворению образовательных потребностей детей с особенностями речевого развития.
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования особенностей развития детей с нарушениями речи показал, что данная область изучается в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Многочисленные исследования посвящены изучению лексики и грамматики у дошкольников с общим недоразвитием речи, среди которых работы Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др., в которых показано, что одни и те же неправильные формы слов и словосочетаний в последние годы встречаются чаще и выявляются у детей в разном возрасте. При этом авторы рассматривают аномальное развитие речи с точки зрения нормального хода речевого развития, определяют специфические особенности усвоения родного языка детьми с недоразвитием речи.
О необходимости внедрения в коррекционный процесс информационно-коммуникативных средств и технологий пишут такие авторы, как Е.А. Авдеева, Р.М. Габдрахманова, С.А. Ширшова, Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов, Р.М. Ревнивцева и др. Исследования указывают на их позитивное влияние в развитии и образовании дошкольников.
В работах С. А. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и других отмечена роль компьютерных технологий в развитии вербального интеллекта и личности ребенка в целом. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши, Л.Р. Лизуновой, Е.В. Маниной, Н.А. Черлиной доказано, что использование информационно-коммуникативных средств оптимизирует процесс развития речи и содействует гармонизации развития ребенка. С каждым годом число публикаций о возможностях использования информационных и компьютерных средств в работе с дошкольниками с нарушениями речи растет, что указывает на интерес к этой теме у исследователей и специалистов.
Несмотря на то, что достаточно полно разработаны теоретические основы изучения и формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, обоснована необходимость формирования речевых форм коммуникации и информатизации коррекционного процесса при работе с детьми с общим недоразвитием речи согласно закону об образовании и образовательному стандарту дошкольного образования, работ по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью информационно-коммуникативных средств недостаточно, мало методических разработок по организации их применения. Отсюда становится очевидной проблема исследования: поиск методического обеспечения по использованию информационно-коммуникативных средств в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Обозначенные актуальность и проблема исследования позволили определить тему исследования: «Информационно-коммуникативные средства формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: процесс формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникативных средств.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы применения информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, составление и апробация комплекса игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у данной категории детей с помощью информационно-коммуникативных средств.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общее недоразвитие речи как системное нарушение речевой деятельности.
2. Описать особенности процесса формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Обосновать применение информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Исследовать лексико-грамматический строй речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Составить и апробировать комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
6. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Гипотеза исследования: комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, будет более эффективным, если:
- наряду с классическими логопедическими средствами и технологиями активно использовать информационно-коммуникативные: компьютерные приложения и развивающие компьютерные игры, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, раскрывающие широкие возможности для познавательного развития ребенка;
- подобрать компьютерные игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса и отработке грамматических навыков (словообразования и словоизменения);
- при составлении игр и упражнений учитывать образовательные потребности и круг интересов детей.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические - тестирование, педагогический эксперимент, качественный анализ полученных результатов исследования.
Практическая значимость. Представленный в работе комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных технологий и средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, может применяться педагогами, логопедами и родителями для формирования лексико-грамматического строя речи и информативных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №145 г. Владивостока».
Структура работы: оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы (58), приложение (3).
Данное исследование было проведено с целью изучение теоретических аспектов проблемы применения информационно-коммуникативных средств в формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также с целью составления и апробации комплекса игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у данной категории детей, по результатом которого был решен ряд задач.
Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволил сделать ряд выводов:
1. Общее недоразвитие речи является системным нарушением, так как при нем затрагиваются все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
2. Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается существенное отставание в формировании лексико-грамматического строя речи.
3. Существуют различные методы, технологии, приемы по формированию лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи отличается длительностью и трудоемкостью. В речи детей наблюдается бедность словаря, ошибки словообразования, наличие замен. С помощью компьютерных программ можно организовать логопедическую работу по развитию и обогащению словаря детей, провести максимальную индивидуализацию коррекционного процесса в параметрах объема, степени трудностей, темпа подачи материала, динамичности и повторяемости. Составление разнообразных комбинаций упражнений и их занимательность способствуют повышению интереса к занятиям и мотивации обучающихся. Особенной чертой компьютерных технологий является реализация поэтапности - невозможность перехода к следующему уровню без прочного усвоения предыдущего, что обеспечивает достаточное закрепление материала.
Для решения эмпирических задач был организован и проведен педагогический эксперимент с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности лексико-грамматического строя речи у обследованных дошкольников:
- бедность словаря, в том числе недостаточность глагольного словаря, в котором преобладают ежедневные бытовые действия и словаря признаков (37,5% испытуемых правильно назвали от 300 до 339 слов, показав уровень «ниже среднего»; 50% правильно назвали от 340 до 369 слов, показав «средний уровень», 12,5% детей правильно назвали от 370 до 379 слов, показав уровень «выше среднего»);
- аграмматичное построение фраз, неправильное употребление предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе и падеже (во время обследования у всех детей присутствовали аграмматизмы, а также при обследовании словообразования существительных, прилагательных и глаголов 75% детей показали уровень «ниже среднего», и только 25% - «средний уровень», а при исследовании словоизменения 37,5% детей показали уровень «ниже среднего», 50% - «средний» уровень, и только 12,5% показали уровень «выше среднего»);
- неточность употребления слов (в более широком или узком значении).
Выявленные особенности свидетельствуют о том, что с детьми необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу по дальнейшему развитию и совершенствованию навыков словообразования и словоизменения, обогащению их словаря.
Для этого был составлен и апробирован комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Было определено две группы детей - близкие по полу, возрасту и уровню развития речи. С контрольной группой логопедические занятия проводились традиционным способом. На занятиях с экспериментальной группой использовались традиционные методы логопедической работы с применением информационно-коммуникативных средств (компьютерные приложения и развивающие компьютерные игры, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, презентации в PowerPoint).
В ходе проведения индивидуальных занятий с экспериментальной группой дети демонстрировали повышенный интерес к выполнению такого рода заданий.
Эксперимент показал, что в процессе логопедической работы и при выполнении домашних заданий с родителями с этой целью могут быть использованы разные информационно-коммуникативные средства. Наиболее эффективные из них: презентации, схемы, рисунки, видео фрагменты, компьютерные игры и т.д. Их применение направлено на решение ряда коррекционно-развивающих задач: привлечь и удержать внимание детей; дополнить, прояснить и закрепить речевые навыки и умения; инициировать самостоятельную работу детей; активировать процессы озвучивания и оречевления и др.
По окончанию эксперимента было проведено повторное обследование детей, которое показало улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента. Проведенная логопедическая работа с применением информационно-коммуникативных средств на занятиях с дошкольниками, имеющими 3 уровень речевого развития при общем недоразвитии речи, позволила существенно улучшить словарный запас, сформировать навыки словоизменения и словообразования, а также повысить мотивацию и интерес детей к занятиям, эффективность развития речемыслительной деятельности и овладения навыками лексико-грамматического оформления высказывания.
На основании выше сказанного можно сформулировать выводы:
1. Неотъемлемым и важным компонентом современного общества становится информатизация образования, влекущая к изменениям педагогической практики, обновлению содержания и методики обучения, способствуя общему развитию и интеграции ребенка в информационное общество.
2. Эффективными информационно-коммуникативными средствами логопедической работы с дошкольниками с ОНР могут быть: презентации, схемы, рисунки, видео фрагменты, компьютерные игры, аудиофайлы и т.д
3. Логопедическая работа с применением информационно - коммуникативных средств на занятиях с дошкольниками, имеющими 3 уровень речевого развития при общем недоразвитии речи, способствует обогащению словарного запаса, формированию навыков словоизменения и словообразования, повышению мотивации и интереса детей к занятиям, развитию речемыслительной деятельности и овладению навыками лексико-грамматического оформления высказывания.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи исследования решены, гипотеза доказана.
В дальнейшем планируется создать сайт, где будут собраны различные инструментарии (игры, презентации и пр.), которые можно будет использовать на занятиях с детьми. Смысл данной разработки в том, чтобы каждый логопед даже с минимальными знаниями по пользованию компьютера, смог использовать такие игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволил сделать ряд выводов:
1. Общее недоразвитие речи является системным нарушением, так как при нем затрагиваются все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
2. Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается существенное отставание в формировании лексико-грамматического строя речи.
3. Существуют различные методы, технологии, приемы по формированию лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи отличается длительностью и трудоемкостью. В речи детей наблюдается бедность словаря, ошибки словообразования, наличие замен. С помощью компьютерных программ можно организовать логопедическую работу по развитию и обогащению словаря детей, провести максимальную индивидуализацию коррекционного процесса в параметрах объема, степени трудностей, темпа подачи материала, динамичности и повторяемости. Составление разнообразных комбинаций упражнений и их занимательность способствуют повышению интереса к занятиям и мотивации обучающихся. Особенной чертой компьютерных технологий является реализация поэтапности - невозможность перехода к следующему уровню без прочного усвоения предыдущего, что обеспечивает достаточное закрепление материала.
Для решения эмпирических задач был организован и проведен педагогический эксперимент с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности лексико-грамматического строя речи у обследованных дошкольников:
- бедность словаря, в том числе недостаточность глагольного словаря, в котором преобладают ежедневные бытовые действия и словаря признаков (37,5% испытуемых правильно назвали от 300 до 339 слов, показав уровень «ниже среднего»; 50% правильно назвали от 340 до 369 слов, показав «средний уровень», 12,5% детей правильно назвали от 370 до 379 слов, показав уровень «выше среднего»);
- аграмматичное построение фраз, неправильное употребление предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе и падеже (во время обследования у всех детей присутствовали аграмматизмы, а также при обследовании словообразования существительных, прилагательных и глаголов 75% детей показали уровень «ниже среднего», и только 25% - «средний уровень», а при исследовании словоизменения 37,5% детей показали уровень «ниже среднего», 50% - «средний» уровень, и только 12,5% показали уровень «выше среднего»);
- неточность употребления слов (в более широком или узком значении).
Выявленные особенности свидетельствуют о том, что с детьми необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу по дальнейшему развитию и совершенствованию навыков словообразования и словоизменения, обогащению их словаря.
Для этого был составлен и апробирован комплекс игр и упражнений с использованием информационно-коммуникативных средств, направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Было определено две группы детей - близкие по полу, возрасту и уровню развития речи. С контрольной группой логопедические занятия проводились традиционным способом. На занятиях с экспериментальной группой использовались традиционные методы логопедической работы с применением информационно-коммуникативных средств (компьютерные приложения и развивающие компьютерные игры, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, презентации в PowerPoint).
В ходе проведения индивидуальных занятий с экспериментальной группой дети демонстрировали повышенный интерес к выполнению такого рода заданий.
Эксперимент показал, что в процессе логопедической работы и при выполнении домашних заданий с родителями с этой целью могут быть использованы разные информационно-коммуникативные средства. Наиболее эффективные из них: презентации, схемы, рисунки, видео фрагменты, компьютерные игры и т.д. Их применение направлено на решение ряда коррекционно-развивающих задач: привлечь и удержать внимание детей; дополнить, прояснить и закрепить речевые навыки и умения; инициировать самостоятельную работу детей; активировать процессы озвучивания и оречевления и др.
По окончанию эксперимента было проведено повторное обследование детей, которое показало улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента. Проведенная логопедическая работа с применением информационно-коммуникативных средств на занятиях с дошкольниками, имеющими 3 уровень речевого развития при общем недоразвитии речи, позволила существенно улучшить словарный запас, сформировать навыки словоизменения и словообразования, а также повысить мотивацию и интерес детей к занятиям, эффективность развития речемыслительной деятельности и овладения навыками лексико-грамматического оформления высказывания.
На основании выше сказанного можно сформулировать выводы:
1. Неотъемлемым и важным компонентом современного общества становится информатизация образования, влекущая к изменениям педагогической практики, обновлению содержания и методики обучения, способствуя общему развитию и интеграции ребенка в информационное общество.
2. Эффективными информационно-коммуникативными средствами логопедической работы с дошкольниками с ОНР могут быть: презентации, схемы, рисунки, видео фрагменты, компьютерные игры, аудиофайлы и т.д
3. Логопедическая работа с применением информационно - коммуникативных средств на занятиях с дошкольниками, имеющими 3 уровень речевого развития при общем недоразвитии речи, способствует обогащению словарного запаса, формированию навыков словоизменения и словообразования, повышению мотивации и интереса детей к занятиям, развитию речемыслительной деятельности и овладению навыками лексико-грамматического оформления высказывания.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи исследования решены, гипотеза доказана.
В дальнейшем планируется создать сайт, где будут собраны различные инструментарии (игры, презентации и пр.), которые можно будет использовать на занятиях с детьми. Смысл данной разработки в том, чтобы каждый логопед даже с минимальными знаниями по пользованию компьютера, смог использовать такие игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование грамматического строя речи у первоклассников с общим
недоразвитием речи III уровня посредством создания и использования
интерактивных компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами логопедических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности логопедической работы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



