ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ 11
1.1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 11
1.2. ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 18
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ
ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЬЯХ 24
1.4. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 31
ГЛАВА 2. (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ 49
2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА ПРЕОДОЛЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ
ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6 77
В условиях нестабильной социально-политической и общественно-экономической ситуации в России, обусловливающей рост безработицы, снижение уровня и качества жизни людей, увеличивается число дисфункциональных, неблагополучных семей, деструктивизируются межпоколенные и детско-родительские отношения.
Проблема коммуникативных трудностей детей из проблемных семей обсуждается как в психологическом дискурсе (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Д.У. Черкесова, Д.А. Гаджибаева, А.Г. Кошанская и др.), так и в педагогическом (Н.В. Виноградова, Л.С. Рычкова и др.).
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева часто выявляют у детей из проблемных семей нарушения в эмоционально-личностной сфере, выражающиеся том числе, недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков.
По мнению Е.И. Исениной, в проблемных семьях часто возникают трудности эмпатии; черствость, жесткость детей в отношении к партнерам, невозможность проявить отзывчивость, сочувствие; безынициативность, коммуникативная вялость, дети при столкновении со сложной коммуникативной задачей склонны к дистанцированию, избеганию трудностей. Все это приводит к коммуникативным трудностям детей.
В исследовании Н.В. Виноградовой и Л.С. Рычковой отмечено, что для детей из проблемных семей характерны низкий уровень инициативности в общении, чувствительности к действиям сверстников, преобладание негативного или нейтрального эмоционального фона в процессе совместной деятельности со сверстниками. Специфика общения проявляется в отсутствии интереса к действиям сверстника. У детей из проблемных семей слабо развита способность к сопереживанию партнеру при его успехе или неудаче. В этих обстоятельствах общение часто является затрудненным, что осложняет детям из проблемных семей жизнь. Часто дети с затрудненным общением боятся отвечать у доски, задать вопрос учителю или соседу по парте, если не услышали или не поняли материал, что влияет на качество обучения.
Развитые коммуникативные навыки сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков поведения и общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно¬активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Большинство современных подростков, воспитывающихся в проблемных семьях, воспринимают ситуации межличностного общения как напряженные, трудные, стрессовые, требующие серьезных преодолений и усилий, часто не осознавая, что их общение носит характер затрудненного. В то же время, партнеры по общению понимают, что между ними есть барьеры и трудности. У многих подростков из неблагополучных семей преобладает пренебрежительное общение с окружающими. Это связано с тем, что у них отсутствуют в ближайшем окружении примеры нормативного общения, которое основано на уважении к партнеру и внимании к его мнению, позиции.
Изучение специфики коммуникативных трудностей позволяет понять широкую вариативность причин трудностей общения подростков, воспитывающихся в проблемных семьях. Несмотря на это, общим для них является дисгармония внутреннего мира. Собирательный портрет подростков, воспитывающихся в проблемных семьях, дает представление о них как раздираемых противоречиями, защищающихся от себя и окружающего мира, испытывающих постоянные внутренние конфликты, тревожных, агрессивных, стремящихся к личностному превосходству.
Проблемой коммуникативных трудностей и затрудненного общения занимались такие ученые, как И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.П. Никитин А.Г. Самохвалова Л.Л.Попова В.Г.Крысько, А.Г. Ковалев, В.А. Лабунская К.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус и другие. Все они придерживаются мнения, что барьеры в общении препятствуют нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.
О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что следствием этих субъективных трудностей является объективная картина нарушений - недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д.
Вопросами преодоления коммуникативных трудностей занимались И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, В.А. Кан-Калик, А.Г. Самохвалова и другие.
В исследовании Л.И. Бочанцевой и М.А. Городиловой доказана эффективность социально-психологического тренинга в преодолении коммуникативных трудностей подростков из проблемных семей. И.А. Ральникова подтверждает эффективность социально-психологического тренинга в формировании умений и навыков в сфере общения; в коррекции и развитии установок, некоторые необходимы для успешного общения.
На протяжении последних 20 лет, проблема коммуникативных трудностей интенсивно разрабатывается в психолого-педагогической науке. Большое внимание ученых к сфере общения объясняется сложностью этого феномена, а так же многогранностью форм и сфер его проявления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить наименее изученные аспекты исследуемой темы, на основе которых сформулировано противоречие между необходимостью преодоления коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей и недостаточной разработанностью практической стороны этого вопроса.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств преодоления коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей на занятиях социально-психологического тренинга в школе».
Объект исследования: коммуникативные трудности у подростков из проблемных семей.
Предмет исследования: преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством социально-психологического тренинга.
Цель исследования: выявить эффективность занятий социально-психологического тренинга в преодолении коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать понятие «коммуникативные трудности» в психологии.
2. Рассмотреть проблемную семью как фактор возникновения коммуникативных трудностей и психологические характеристики коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
3. Выделить общие подходы к преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством социально-психологического тренинга.
4. В ходе эмпирического исследования выявить эффективность влияния занятий социально-психологического тренинга на преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
Гипотеза исследования: преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей будет возможным при условии организации занятий социально-психологического тренинга в школе.
Методологическими основами исследования послужили культурно-историческая теория Л.С. Выготского; положения Е.П. Никитина, А.Г. Самохваловой о том, что коммуникативные трудности являются компонентом затрудненного общения; структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка А.Г. Самохваловой и др., теоретические положения Л.И. Бочанцевой и М.А. Городиловой об эффективности социально-психологического тренинга в формировании приемлемых способов взаимодействия с окружающими у подростков из проблемных семей, в обучении контролю и управлению гневом, закреплении навыков саморегуляции своего поведения, а также в развитии эмпатии; выводы И.А. Ральниковой об эффективности социально-психологического тренинга в обучении участников тренинга психологическим знаниям в области человеческой коммуникациями, в формировании умений и навыков в сфере общения; в коррекции и развитии установок, некоторые необходимы для успешного общения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;
2. Эмпирические методы, включающие тестирование (анкета «Что такое культура общения?» (Г.М. Шеламова), методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна), тест- опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева);
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (критерий Фишера).
База и этапы исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Новоселезневская средняя
общеобразовательная школа . Исследование проводилось с сентября 2019 г. по июль 2020 г. и включало в себя три этапа.
Первый этап - постановочный (сентябрь-октябрь 2019 г.). Выбор и осмысление проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение методологического аппарата: постановка проблемы, цели, предмета, объекта, задач
исследования, формулировка гипотезы исследования.
Второй этап - собственные исследования (ноябрь 2019 г. - март 2020г.). Осуществлялось эмпирическое исследование, которое позволило выполнить проверку гипотезы и намеченных теоретических положений, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе.
Третий этап - интерпретационно-оформительский (апрель - июль 2020 г.). Осуществлены обобщение и систематизация результатов исследования. Подведены итоги эмпирического исследования, оформлена выпускная квалификационная работа.
Теоретическая значимость исследования: заключается в изучении и выявлении общих подходов к преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством социально-психологического тренинга.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть применены в работе социальных педагогов, психологов и других специалистов, работающих с подростками из проблемных семей, имеющих коммуникативные трудности. Разработана программа занятий социально-психологического тренинга по преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей, которая может апробирована в других образовательных учреждениях.
В настоящее время отмечен рост числа проблемных семей по причинам высокой разводимости, распространенности внебрачной рождаемости и прочих факторов, что, в свою очередь, обуславливает возникновение проблемы коммуникативных трудностей детей из проблемных семей. Особенно остро указанная проблема стоит в подростковом возрасте, когда роль семьи и сверстников влияет на становление нового уровня самосознания.
В качестве коммуникативных трудностей, вслед за А.Г. Самохваловой, в данном исследовании понимали различные по силе, функциональной направленности и осознанности объективные или субъективно переживаемые препятствия, затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи; нарушающие внутреннее равновесие и /или осложняющие интерперсональное взаимодействие в процессе общения; требующие от субъекта усилий, направленных на их преодоление.
В ходе теоретического исследования было выдвинуто предположение о том, что преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей будет возможным при условии организации занятий социально-психологического тренинга в школе.
С целью проверки выдвинутого предположения на базе МАОУ Новоселезневская СОШ было организовано экспериментальное исследование.
С детьми экспериментальной группы в количестве 20 учащихся 7 и 8 классов, воспитывающихся в проблемных семьях, проводились занятия в форме социально-психологических тренингов по преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством. При этом экспериментальную группу разделили на 2 тренинговые группы по 10 человек. Структура тренинга состояла из вводной, основной и завершающей части, что позволяло подросткам настроиться на работу, а также закрепить результаты основного содержания тренинга, провести анализ и самоанализ. Продолжительность занятий составляла 4 месяца. Периодичность проведения тренинговых занятий - 1 раз в неделю. Длительность одного занятия - от 50 до 60 минут.
Результаты диагностики показали существенные отличия результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Так, на контрольном этапе в ЭГ количество испытуемых с высоким уровнем сформированности способности преодолевать коммуникативные трудности повысилось на 15%, со средним уровнем - на 20%, количество испытуемых с низким уровнем понизилось на 35% по сравнению с данными констатирующего этапа. В КГ же данные не изменились. Статистически значимые различия в уровнях сформированности способности преодолевать коммуникативные трудности между испытуемыми ЭГ и КГ были выявлены на контрольном этапе, тогда как на констатирующем различия не подтвердились (согласно расчетам по ф- критерию).
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.