Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ

Работа №75019

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ 11
1.1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 11
1.2. ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 18
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ
ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЬЯХ 24
1.4. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 31
ГЛАВА 2. (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ 38
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ 49
2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА ПРЕОДОЛЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ
ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6 77


В условиях нестабильной социально-политической и общественно-экономической ситуации в России, обусловливающей рост безработицы, снижение уровня и качества жизни людей, увеличивается число дисфункциональных, неблагополучных семей, деструктивизируются межпоколенные и детско-родительские отношения.
Проблема коммуникативных трудностей детей из проблемных семей обсуждается как в психологическом дискурсе (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Д.У. Черкесова, Д.А. Гаджибаева, А.Г. Кошанская и др.), так и в педагогическом (Н.В. Виноградова, Л.С. Рычкова и др.).
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева часто выявляют у детей из проблемных семей нарушения в эмоционально-личностной сфере, выражающиеся том числе, недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков.
По мнению Е.И. Исениной, в проблемных семьях часто возникают трудности эмпатии; черствость, жесткость детей в отношении к партнерам, невозможность проявить отзывчивость, сочувствие; безынициативность, коммуникативная вялость, дети при столкновении со сложной коммуникативной задачей склонны к дистанцированию, избеганию трудностей. Все это приводит к коммуникативным трудностям детей.
В исследовании Н.В. Виноградовой и Л.С. Рычковой отмечено, что для детей из проблемных семей характерны низкий уровень инициативности в общении, чувствительности к действиям сверстников, преобладание негативного или нейтрального эмоционального фона в процессе совместной деятельности со сверстниками. Специфика общения проявляется в отсутствии интереса к действиям сверстника. У детей из проблемных семей слабо развита способность к сопереживанию партнеру при его успехе или неудаче. В этих обстоятельствах общение часто является затрудненным, что осложняет детям из проблемных семей жизнь. Часто дети с затрудненным общением боятся отвечать у доски, задать вопрос учителю или соседу по парте, если не услышали или не поняли материал, что влияет на качество обучения.
Развитые коммуникативные навыки сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков поведения и общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно¬активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Большинство современных подростков, воспитывающихся в проблемных семьях, воспринимают ситуации межличностного общения как напряженные, трудные, стрессовые, требующие серьезных преодолений и усилий, часто не осознавая, что их общение носит характер затрудненного. В то же время, партнеры по общению понимают, что между ними есть барьеры и трудности. У многих подростков из неблагополучных семей преобладает пренебрежительное общение с окружающими. Это связано с тем, что у них отсутствуют в ближайшем окружении примеры нормативного общения, которое основано на уважении к партнеру и внимании к его мнению, позиции.
Изучение специфики коммуникативных трудностей позволяет понять широкую вариативность причин трудностей общения подростков, воспитывающихся в проблемных семьях. Несмотря на это, общим для них является дисгармония внутреннего мира. Собирательный портрет подростков, воспитывающихся в проблемных семьях, дает представление о них как раздираемых противоречиями, защищающихся от себя и окружающего мира, испытывающих постоянные внутренние конфликты, тревожных, агрессивных, стремящихся к личностному превосходству.
Проблемой коммуникативных трудностей и затрудненного общения занимались такие ученые, как И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.П. Никитин А.Г. Самохвалова Л.Л.Попова В.Г.Крысько, А.Г. Ковалев, В.А. Лабунская К.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус и другие. Все они придерживаются мнения, что барьеры в общении препятствуют нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.
О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что следствием этих субъективных трудностей является объективная картина нарушений - недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д.
Вопросами преодоления коммуникативных трудностей занимались И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, В.А. Кан-Калик, А.Г. Самохвалова и другие.
В исследовании Л.И. Бочанцевой и М.А. Городиловой доказана эффективность социально-психологического тренинга в преодолении коммуникативных трудностей подростков из проблемных семей. И.А. Ральникова подтверждает эффективность социально-психологического тренинга в формировании умений и навыков в сфере общения; в коррекции и развитии установок, некоторые необходимы для успешного общения.
На протяжении последних 20 лет, проблема коммуникативных трудностей интенсивно разрабатывается в психолого-педагогической науке. Большое внимание ученых к сфере общения объясняется сложностью этого феномена, а так же многогранностью форм и сфер его проявления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить наименее изученные аспекты исследуемой темы, на основе которых сформулировано противоречие между необходимостью преодоления коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей и недостаточной разработанностью практической стороны этого вопроса.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств преодоления коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей на занятиях социально-психологического тренинга в школе».
Объект исследования: коммуникативные трудности у подростков из проблемных семей.
Предмет исследования: преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством социально-психологического тренинга.
Цель исследования: выявить эффективность занятий социально-психологического тренинга в преодолении коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать понятие «коммуникативные трудности» в психологии.
2. Рассмотреть проблемную семью как фактор возникновения коммуникативных трудностей и психологические характеристики коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
3. Выделить общие подходы к преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством социально-психологического тренинга.
4. В ходе эмпирического исследования выявить эффективность влияния занятий социально-психологического тренинга на преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей.
Гипотеза исследования: преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей будет возможным при условии организации занятий социально-психологического тренинга в школе.
Методологическими основами исследования послужили культурно-историческая теория Л.С. Выготского; положения Е.П. Никитина, А.Г. Самохваловой о том, что коммуникативные трудности являются компонентом затрудненного общения; структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка А.Г. Самохваловой и др., теоретические положения Л.И. Бочанцевой и М.А. Городиловой об эффективности социально-психологического тренинга в формировании приемлемых способов взаимодействия с окружающими у подростков из проблемных семей, в обучении контролю и управлению гневом, закреплении навыков саморегуляции своего поведения, а также в развитии эмпатии; выводы И.А. Ральниковой об эффективности социально-психологического тренинга в обучении участников тренинга психологическим знаниям в области человеческой коммуникациями, в формировании умений и навыков в сфере общения; в коррекции и развитии установок, некоторые необходимы для успешного общения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;
2. Эмпирические методы, включающие тестирование (анкета «Что такое культура общения?» (Г.М. Шеламова), методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна), тест- опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева);
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики (критерий Фишера).
База и этапы исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Новоселезневская средняя
общеобразовательная школа . Исследование проводилось с сентября 2019 г. по июль 2020 г. и включало в себя три этапа.
Первый этап - постановочный (сентябрь-октябрь 2019 г.). Выбор и осмысление проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение методологического аппарата: постановка проблемы, цели, предмета, объекта, задач
исследования, формулировка гипотезы исследования.
Второй этап - собственные исследования (ноябрь 2019 г. - март 2020г.). Осуществлялось эмпирическое исследование, которое позволило выполнить проверку гипотезы и намеченных теоретических положений, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе.
Третий этап - интерпретационно-оформительский (апрель - июль 2020 г.). Осуществлены обобщение и систематизация результатов исследования. Подведены итоги эмпирического исследования, оформлена выпускная квалификационная работа.
Теоретическая значимость исследования: заключается в изучении и выявлении общих подходов к преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством социально-психологического тренинга.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть применены в работе социальных педагогов, психологов и других специалистов, работающих с подростками из проблемных семей, имеющих коммуникативные трудности. Разработана программа занятий социально-психологического тренинга по преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей, которая может апробирована в других образовательных учреждениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время отмечен рост числа проблемных семей по причинам высокой разводимости, распространенности внебрачной рождаемости и прочих факторов, что, в свою очередь, обуславливает возникновение проблемы коммуникативных трудностей детей из проблемных семей. Особенно остро указанная проблема стоит в подростковом возрасте, когда роль семьи и сверстников влияет на становление нового уровня самосознания.
В качестве коммуникативных трудностей, вслед за А.Г. Самохваловой, в данном исследовании понимали различные по силе, функциональной направленности и осознанности объективные или субъективно переживаемые препятствия, затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи; нарушающие внутреннее равновесие и /или осложняющие интерперсональное взаимодействие в процессе общения; требующие от субъекта усилий, направленных на их преодоление.
В ходе теоретического исследования было выдвинуто предположение о том, что преодоление коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей будет возможным при условии организации занятий социально-психологического тренинга в школе.
С целью проверки выдвинутого предположения на базе МАОУ Новоселезневская СОШ было организовано экспериментальное исследование.
С детьми экспериментальной группы в количестве 20 учащихся 7 и 8 классов, воспитывающихся в проблемных семьях, проводились занятия в форме социально-психологических тренингов по преодолению коммуникативных трудностей у подростков из проблемных семей посредством. При этом экспериментальную группу разделили на 2 тренинговые группы по 10 человек. Структура тренинга состояла из вводной, основной и завершающей части, что позволяло подросткам настроиться на работу, а также закрепить результаты основного содержания тренинга, провести анализ и самоанализ. Продолжительность занятий составляла 4 месяца. Периодичность проведения тренинговых занятий - 1 раз в неделю. Длительность одного занятия - от 50 до 60 минут.
Результаты диагностики показали существенные отличия результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Так, на контрольном этапе в ЭГ количество испытуемых с высоким уровнем сформированности способности преодолевать коммуникативные трудности повысилось на 15%, со средним уровнем - на 20%, количество испытуемых с низким уровнем понизилось на 35% по сравнению с данными констатирующего этапа. В КГ же данные не изменились. Статистически значимые различия в уровнях сформированности способности преодолевать коммуникативные трудности между испытуемыми ЭГ и КГ были выявлены на контрольном этапе, тогда как на констатирующем различия не подтвердились (согласно расчетам по ф- критерию).
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.



1. Бодалев А.А. Психологическое общение. Москва: Институт практической психологии, 1996. 256с.
2. Бориснев С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270с.
3. Бочанцева Л.И., Городилова М.А. Особенности проявления
агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. URL:
http://eduherald.ru/ru/article/view7idM8659 (дата обращения: 07.03.2020).
4. Бочанцева Л.И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности: на примере лиц юношеского возраста: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01. Новосибирск, 2007. 22 с.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие. Москва: Ось-89, 1999. 176 с.
6. Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Общение со сверстниками детей-сирот с различным уровнем депривации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. №2 31. С. 35-42.
7. Вишневская О. Н. Генезис затрудненного общения педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/genezis-zatrudnennogo-obscheniya-pedagogov (дата обращения: 07.03.2020).
8. Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 12-13 лет / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, Л.В. Макарова [и др.] // Новые исследования. 2015. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-i- polovye-osobennosti-psihicheskogo-zdorovya-detey-12-13-let (дата обращения: 07.03.2020).
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ: Астрель, 2010. 671 с.
10. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. №1. С. 42-49.
11. Зайцева Т.В. Психологический тренинг как инструментальное действие. Москва: Смысл, 2002. 80 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1997. 480с.
13. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании
коммуникативной компетентности современного специалиста
агроуниверситета // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. С.78 -113.
14. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.
15. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. Санкт-
Петербург: Питер, 2014. 368 с.
16. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Перинатальная психология и психология родительства. 2003. № 4-5. С.13-21.
17. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Москва: Просвещение, 1987. 190с
18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учебное пособие. Самара: СИОКПП, 2001. 122 с.
19. Кошанская А. Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2. С. 172-175.
20. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. 3-е изд. Москва: Омега-Л, 2006. 352с.
21. Лабунская В.А., Менджерицкая К.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2001. 288 с.
22. Латушкина Е.Н., Степанова О.Н. Управление маркетинговыми коммуникациями в системе физической культуры: МонотаЛия. Москва: Прометей, 2004. 154с.
23. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. Санкт-Петербург: Образование, 1997. 238с.
24. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко¬
генетической парадигме. Москва: Смысл, 2015. 247с.
25. Никитин Е.П. Природа обоснования (субстратный анализ).
Москва: Наука, 1981. 177с.
26. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. Москва: Владос, 2006. 159 с.
27. Олиференко Т.И., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2004. 256 с.
28. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. Москва: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
29. Попова Л.Л. Современные технологии общения: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 180с.
30. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
31. Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: учеб.- метод. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. 43 с.
32. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: практикум. Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 190 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, Питер-М, 2005. 720 с.
34. Рудестам К. Групповая психотерапия Санкт-Петербург: Питер, 2000. 384с.
35. Самохвалова А.Г., Атокина И.В. Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №2. С. 121-125.
36. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. 358 с.
37. Самохвалова А.Г. Экспериментальное исследование стратегий
поведения детей в ситуациях затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2013. №1. С. 39-45.
38. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии
//Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 104-115
39. Сухова Е.В. Особенности семейного взаимодействия в проблемных семьях и направления психо-социальной коррекции // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 153-166.
40. Целуйко В.М. Неполная семья. Волгоград: Перемена, 2000. 124 с.
41. Черкесова Д.У., Гаджибаева Д.Р. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков // Вестник Дагестанского государственного университета. 2007. №3. С. 93-97.
42. Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 656 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ