Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми

Работа №7501

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы212стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
824
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Насилие над детьми дошкольного возраста как психолого¬педагогическая проблема
1.1 Анализ состояния изученности проблемы насилия над детьми дошкольного возраста. 11
1.2 Насилие над детьми как психолого-педагогическая проблема. 45
1.3 Педагогический подход к содержанию и организации деятельности социального педагога в дошкольном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми 67
Глава 2 Совершенствование деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми
2.1 Организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению семейного насилия над дошкольниками 92
2.2 Совершенствование содержания деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми 120
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по изучению эффективной деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного насилия над детьми. 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЯ 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 179



Актуальность исследования. Проблема насилия над личностью, особенно над детьми, представляет малоисследованную сферу в педагогической науке. Зарубежные ученые начали её изучение в 70-е годы прошлого столетия.
В России проблемы жестокого обращения с детьми впервые обсуждались на 1 Московской международной конференции ’’Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка” в 1995 году. В апреле 1996 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция “Насилие как проблема общественного здоровья”, которая проводилась Ассоциацией общественного здоровья и Фондом “Здоровье и окружающая среда”.
В тоже время по данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского жестокое обращение в семье испытывают в свыше 30% детей 5-7лет, 60-70% из них затем отстают в развитии, страдают физическими и психо-эмоциональными расстройствами.
Ежегодно в России около миллиона детей 4-14 лет избиваются родителями, более 50 тысяч из них в течение года сбегают из дома, спасаясь от побоев родителей и старших родственников. Создавшаяся критическая ситуация вывела в число важнейших направлений государственной политики проблему профилактики и преодоления последствий семейного насилия над детьми, поиск и создание различных систем эффективного решения ее.
Вместе с тем, анализ практики по преодолению последствий семейного насилия над детьми и результатов научных исследований в этой области показывают, что в настоящее время эффективных мер еще не найдено. Имеют лишь отдельные предпосылки к решению этой проблемы.
Одним из эффективных инструментов решения проблемы жестокого обращения с детьми и преодоления последствий семейного насилия над детьми является социально - педагогическая деятельность дошкольного учреждения, поскольку социально-педагогическая деятельность как вид профессиональной деятельности направлен в первую очередь на

4
гармонизацию взаимоотношений личности (в том числе и ребенка) с окружающей её средой во всех сферах её жизнедеятельности ( в том числе и в семье).
Существенный вклад в решение проблемы социально-педагогической работы образовательного учреждения с семьей внесли А.И. Акулова, Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, С.И.Григорьев, В.Н.Гуров, М.П.Гурьянова, В.И.Загвязинский, Т.В.Лодкина, А.В.Мудрик, М.М.Плоткин, В.Д.Семенов, В.А.Сластенин, Г.Н.Филонов, В.А.Фокин, Т.Ф.Яркина и др.
Многие вопросы семейного воспитания, в частности взаимосвязи семьи и школы, вслед за Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким,
В.А.Сухомлинским рассматривали Ю.П. Азаров, И.В.Гребенщиков,
В.М.Коротков, Б.Т.Лихачева, И.А.Малашихина, Г.А.Медынский,
Н.Н.Монахов, А.М.Низова, А.О.Пинт, А.Г.Хрипкова и др. Психологические аспекты взаимодействия исследовали Б.Г.Ананьев, О.А.Ахвердова,
А.А.Бодалев, С.А.Беличева, В.А.Крутецкий, А.В.Петровский, В.С.Торохтий и др. проблемы неблагополучных семей изучали Л.С.Алексеева, М.А.Алемаскин, Э.В.Дунаева, Э.Г.Костяшкин, А. И.Кочетов, И.В.Кудовская, И.А.Литвинов, И.А.Невский, Ю.И.Юричка и др.
Следует отметить вклад в решение этой проблемы и зарубежных ученых Д.Барнза, Г.Бернлера, Б.Генри, Р.Рамзея, Д.Сноу, Л.Юнссона и др.
По мнению обозначенных выше, а также ряда других ученых, взаимодействие образовательного учреждения с семьей и включение в это взаимодействие окружающую микросреду повышает воспитательный потенциал семьи, который становится мощным средством социализации, социальной поддержки и защиты ребенка, средством преодоления последствий семейного насилия.
Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых, в целом нельзя заявить, что проблема преодоления последствий семейного насилия в теоретическом и технологическом плане

5
разработана достаточно. Определяется это и рядом выявленных в ходе исследования противоречий:
- между потребностями общества, государства в формировании в семьях полноценных развитых личностей и реальном наличии семейного насилия, препятствующего решению обозначенной задачи;
- между потенциальными возможностями дошкольных образовательных учреждений в преодолении последствий семейного насилия над детьми и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологии преодоления семейного насилия над детьми;
- между темпами совершенствования, внедрения новых востребованных технологий и готовностью социальных педагогов к внедрению их в свою деятельность по преодолению последствий семейного насилия.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования «Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми».
Объект исследования: социально-педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения с детьми, пережившими насилие в семье.
Предмет исследования: содержательные и организационные аспекты деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного насилия над детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать содержательный и организационный компоненты деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного насилия над детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования построена на том, что деятельность социального педагога дошкольного образовательного учреждения по преодолению последствий семейного насилия над детьми будет эффективной, если:

6
- будут выявлены дети, страдающие от семейного насилия и относящиеся к группе риска;
- будет разработана программа системного просвещения родителей, направленная на профилактику семейного насилия над дошкольниками в семье;
- содержание деятельности социального педагога будет сориентировано на использование активных форм взаимодействия детей, родителей, социального педагога и общественных институтов;
- в дошкольном образовательном учреждении работа всех служб будет скоординирована и направлена на личностный рост ребенка, родителей, семьи в целом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Проектирование и организация деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного насилия над детьми дошкольного возраста должно осуществляться с учетом потенциальных возможностей дошкольного образовательного учреждения. При этом необходимо увеличение социальных связей дошкольного образовательного учреждения, что позволит увеличить социальное воздействие на семью и детей, переживших насилие.
2. Содержание деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного насилия над детьми дошкольного возраста предполагает опору на достижения опыта российских и зарубежных педагогов и психологов по данной проблеме. При этом приоритетное внимание должно отдаваться изучению особенностей педагогического потенциала семьи и окружающей среды. Работа всех служб дошкольного образовательного учреждения должна быть скоординирована и направлена на личностный рост детей и родителей.
3. Важнейшими условиями эффективности деятельности социального педагога по преодолению последствий семейного насилия над детьми дошкольного возраста являются: опора на достижения российских и зарубежных педагогов и психологов по данной проблеме; разработка программно-методического обеспечения деятельности социального педагога



1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь. 1993.
2. Алиев Г.А., Бельцов Н.И. Особенности преступлений, совершаемых в сфере быта и досуга. М., 1997.- С.14.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -, ООО: “ЭЛИЗЕТРЭЙДИНГ”, 2002. - 128с.
4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96с.
5. Алябьева Е.А. Нравственно-Этические беседы и игры с дошкольниками.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.
6. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., Наука, 1976.
7. Алексютина А.Т. Семья и воспитание - близнецы - братья //Учительская газета, №32.
8. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000.- С.66.
9. Азаров Ю.П. Педагогика любви свободы.- М.: “Топикал”, 1994.- 607с.
10. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.- М.: Аргументы и факты, 1993.- 608с.
11. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления.- М., 1990.
12. Андреенко Е.В. Социальная психология. Уч. пособие для студентов педагог. ВУЗов. 2-е изд. Доп. М: Изд. центр Академия, 2002,- 264с.

159
13. Антонов А. И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов: Учебное пособие для вузов.- М.: Изд-во “NOTA BENE”, 1998. - 359с.
14. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: изд. центр “Академия”,
2000. - 78с.
15. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Уч. пособие для ВУЗов - М: Аспект Пресс, 2002.- 286с.
16. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. с.111.
17. Антоян Ю.М. Преступная жестокость. М., 1994. - С. 54-55.
18. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., Наука, 1987.- С.69.
19. Ауербах Ш. Генетика. М, 1966. с. 306.
20. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании детей в семье. - Л.: Лениздат, 1983.- 135с.
21. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А. и др. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Метод. пособие. - Ростов- на-Дону: “Феникс”, 2003. - 288с.
22. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? - М.: Знание. 1986.- 76с.
23. Берковиц Леонард Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.- 512с.
24. Бернс Р. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.- СПб., 1992г.
25. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986г.
26. Бестужев-Лада И.В. Иван не встретит Марью, если мы не поможем российской семье Труд-7 № 90, 1996
27. Бестужев - Лада И.В.Педагогический потенциал Культурологи: контуры будущего // Народное образование, № 9, 1998.

160
28. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! - Новосибиск, 1983.
- 85с.
29. Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности Теория и практика социальной работы: Общественный и зарубежный опыт: В 2-х т., Москва - Тула, 1993. -Т.1- 460с., т.2.- 390с.
30. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М., 1994.- 280с.
31. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. Монография. - М.: 1999.- 184с.
32. Богданова Т.Г., Братанова О.А. и др. Социальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС,
2001. - 336с.
33. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.- М.; 1991.
34. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. -М.: Педагогика, 1989. - 256с.
35. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу. - Л., 1989г.
36. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу// Лишенные родительского попечительства. - М., 1991 г.
37. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности// Теория и практика социальной работы: общественный и зарубежный опыт: В 2-х томах, Москва - Тула, 1993.- Т.1.-460с., Т.2.- 390с.
38. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: вопросы теории и практики.- М., РАО, 1994 - 104с.
39. Блонский П.П. возрастные особенности детей, Избр. пед. соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969. - 380с.

161
40. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990г.
41. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968г.
42. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.
- М.: АРКТИ, 2002. - 96с.
43. Бютнер Криннан: Жизнь с агрессивными детьми. М.: Педагогика. 1991.
44. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Изд. центр “Академия”, 2001.- 160с.
45. Варга А. насильники поневоле Семья и школа №№ 11,12, 1999 с.20- 22
46. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.
47. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ авт-сост.: Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.- 80с.
48. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Прфиздат, 1992.- 94с.
49. Волкова Е.М. Понятие «жестокое обращение с детьми” и его формы. Профессионал. 2000 № 4.- С.25.
50. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей. Педагогика.-
1999. -№ 4 - С.27-39
51. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада под ред .Н.Ф.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.- 192с.
52. Волкова - Гаспарова Е. Особенности работы педагогов с трудными детьми Дошкольное воспитание № 3 1999. - С.44-49

162
53. Вульф Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию.-М.: Педагогическое общество России, 2001.- 192с.
54. Вроно Е. Невидимые миру слезы: Отрывок из книги “Трудные родители, несчастливые дети» Семья и школа. № 8 с.14-16
55. Викторов О.С. Телесные повреждения и психическая травма/ Парвоведение . № 4. 1958.- С.66.
56. Владинска Н, Петрова Н. Социально - педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности; теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Изд-во АСОПиР, 1993. - 230с.
57. Вульфов Б.З., Гуров В.Н., Хохлова Е.В., Шабалдас А.Е., Вишнякова
В.Ф. Концептуальные подходы к формированию современной личности ребенка в поликультурной среде /под ред. Гурова В.Н. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 19с.
58. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., 1991.
59. Выготский Л. С. История развития высших психических функций.собр .соч.: в 6 т. - Т.3. - М., 1983 г.
60. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства.- М.: учпедгиз, 1936. - 25с.
61. Гайлен Х. Тихие упражнения. Из пед. практики. - 1978
62. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976г.
63. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 256
64. Гуров В.Н., Галяпина В.Н., Селюкова Л.Я., Черевко В.М., Переверзева Т.А. Содержание и организация социальной адаптации личности ребёнка в дошкольном учреждении.- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. - 312с.
65. Гуров В.Н., Галяпина В.Н., Поштарёва Т.В., Черевко В.М.. Ставрополь: Изд-во СГЦУ, 2002.- 267с.

163
66. Гуров В.Н., Поштарёва Т.В., Шабалдас А.Е., Вишнякова. В.Ф. Дошкольное образование в системе работы по социализации личности: Пособие для студентов, социальных педагогов и воспитателей Ставрополь: СКИПКРО, 2002.- 63с.
67. Гуров В.Н., Зейбель О.В., Курдук В.И., Селюкова Л.Я. Социальные службы и семья. (Из опыта работы СШ №7 г. Буденновска). - Ставрополь., 1995.- 80с.
68. Гуров В.Н., Шинкаренко Н.Ф., Подготовка социальных работников: региональная система. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.¬64с.
69. Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 111с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ