АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Обзор литературы
1.1 Интеллект: понятие, виды, теории
1.1.1 Общий интеллект
1.1.2 Социальный интеллект
1.1.3 Эмоциональный интеллект
1.2 Невротически расстройства
1.2.1 Понятие невроза
1.2.2 Психологические особенности пациентов с невротическими расстройствами
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Тест Векслера (WAIS)
2.1.2 Тест «Социальный интеллект» Гилфорда
2.1.3 Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)
2.2 Описание выборки
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Результаты исследования общего интеллекта пациентов с невро-тическими расстройствами по методике Векслера
3.2 Результаты исследования социального интеллекта у больных с невротическими расстройствами с помощью методики Гилфорда
3.3 Результаты исследования эмоционального интеллекта у больных с невротическими расстройствами с помощью методики» Люсина
3.4 Средние значения показателей общего, социального и эмоцио-нального интеллекта по группам с различными социально-демографиче-скими характеристиками.
3.5 Результаты корреляционного анализа
3.6 Результаты дисперсионного анализа (ANOVA)
3.7 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях общественно-экономические и культурные перемены определяют модель человека яркого, энергичного, постоянно расширяющего свой круг общения, преуспевающего во всех сферах жизни, постоянно совершенствующегося как личность и профессионал. Это накладывает определенные требования и ограничения на то, какого стиля жизни необходимо придерживаться, и какие усилия прилагать в гонке за успехом в исторически нестабильных политических и социальных условиях. Огромное напряжение, необходимость играть разные роли, масса крупных и мелких задач, проблем, конфликтов — это те постоянные спутники каждого современного человека, которые оказывают на него дезадаптирующее влияние и приводят к развитию патологических паттернов.
Ключевое место в вариантах болезненного реагирования на острые и хронические стрессы занимают невротические расстройства. Являясь по своей сути уникальными заболеваниями, неврозы не имеют патоанатомических основ, их сутью является исключительно психологическое страдание, выражающееся в различных вариантах симптоматики. Возникновение такого патологического состояния в ответ на трудности, предъявляемые условиями социума, создает еще больше сложностей, так как человеку в болезненном состоянии гораздо сложнее справляться со стоящими перед ним задачами, что замыкает порочный круг, и оставляет страдающую личность наедине с ее неразрешимыми конфликтами.
Проблема невротических расстройств многогранно изучена различными специалистами, как психологической, так и медицинской отрасли, а также представителями всех психотерапевтических направлений (Карвасарский Б.Д., 2002, Свядощ А.М., 1971, Мясищев В.Н, 1960 и др.). В большинстве своем эти исследования затрагивают специфику заболевания: симптоматику, эмоциональную сферу, патогенез, некоторые личностные особенности, которые способствуют развитию неврозов, роль семьи в формировании невротической лично¬сти (Абабков В.А., Исурина Г.Л., Мизинова Е.Б., 2012, Захарова Г.И., 2009, Не- знанов Н.Г., Карвасарский Б.Д., 2008, Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003, Литвак М.Е., 2014, Фрейд З., 2012, Самохвалов В.П., 2003 и др.). Поскольку такие пациенты не имеют патопсихологической симптоматики, критичны к своему состоянию и зачастую годами живут с заболеванием, исследователей не очень привлекала тема интеллектуальных особенностей невротических больных.
Однако, в последнее время стало развиваться направление изучения социального и эмоционального интеллекта, зарубежные учёные подчеркивают, что люди с низкими показателями EI (emotional intelligence) сложнее адаптируются, у них чаще возникают межличностные конфликты, они неэффективны в коллективной работе и обладают повышенным риском аддиктивного поведения (Brackett М.А. et al., 2006; Brackett M.A., Mayer J.D., Warner R.M., 2004), что придает огромное значение изучению эмоционального интеллекта у пациентов с неврозами.
В исследовании, проведенном на выборке из 60 здоровых и невротических больных, было выявлено, что у последних показатель эмоционального интеллекта ниже, в частности, из-за слабого умения управлять своими эмоциями (Менделевич В.Д, Пыркова К.В., 2015).
Таким образом, нельзя недооценивать важность комплекса интеллектуальных способностей в общей структуре потенциала личности и их влияние на дезадаптацию человека, что и обуславливает актуальность данной работы.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязей между различными видами общего, социального и эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
Задачи настоящего исследования состояли в следующем:
1) Комплексное изучение общего интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
2) Изучение социального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
3) Изучение эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
4) Выявление взаимосвязей между различными видами общего, социального и эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
Гипотезы исследования:
1) Уровни общего и социального интеллекта у пациентов с невротическими расстройствами соответствует нормативной выборке и обнаруживают значимые взаимосвязи.
2) Показатели эмоционального интеллекта у пациентов с невротическими расстройствами ниже нормативных и обнаруживают меньше взаимосвязей с другими показателями интеллекта.
3) Наибольшее влияние на уровень общего и социального интеллекта из всех социального-демографических характеристик оказывает уровень образования.
Объект исследования: взаимосвязь общего, социального и эмоционально¬го интеллекта пациентов с невротическими расстройствами.
Предмет исследования: общий, социальный и эмоциональный интеллект пациентов с невротическими расстройствами.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
1) Клинико-психологическое интервью
2) Тест Векслера (WAIS)
3) Тест «Социальный интеллект» Гилфорда
4) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Всего с помощью указанных методов было обследовано 37 пациентов с клинически верифицированным диагнозом F4 - «Невротические, связанные со стрес¬сом и соматоформные расстройства» - по МКБ-10, проходивших стационарное и амбулаторное лечения Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имВ.М.Бехтерева в период с сентября 2016 г. по март 2017 г.
В данной работе были освещены результаты исследования различных видов интеллекта: общего, социального и эмоционального, с целью выявления их взаимосвязей и описания ее особенностей на выборке пациентов с невротическими расстройствами.
По результатам исследования удалось определить, что общая структура интеллектуальных способностей пациентов с неврозом отличается от структуры интеллекта у здоровых пациентов.
Результаты научных исследований подтверждают, что в норме социальный интеллект не зависит от общего IQ, анализ результатов данного исследования показывает, что на выборке пациентов с неврозами такая взаимосвязь существует. Доминирующим принципом этой зависимости является компенсация навыками и знаниями о поведении людей «уязвимости» в способностях распознавать невербальные сигналы, скрытые смыслы, дифференцировать и полно воспринимать других людей. Пациенты более эффективны в заданиях, требующих от них логики и рассуждений, чем в заданиях, требующих чутья и эмпатии.
Также по итогам исследования было выявлено отличие эмоционального интеллекта пациентов с невротическими расстройствами от средних значений по методикам, и отсутствие взаимосвязи с другими видами интеллекта.
На основании этого мы можем утверждать, что эмоциональный интеллект, являясь, по мнению исследователей, подструктурой социального интеллекта, не коррелирует с ним, поскольку: а) методика исследования ЭИ — само- оценочная, а пациенты с неврозами, под воздействием внутренних конфликтов и межличностных сложностей, не уверенны в своих способностях в эмоциональной сфере; б) в теоретических основах социального интеллекта заложена идея о человеке в коммуникации с другими людьми, а концепция эмоционального интеллекта также включает внутриличностный аспект, за счет чего показатели по методикам не связаны.
Это указывает на необходимость дальнейшего изучения данной темы, по¬скольку понимание функционирования интеллектуальных особенностей пациентов с невротическими расстройствами поможет выявить особенности способов их совладания со сложностями в межличностном взаимодействии, определить значение этих особенностей в этиопатогенезе неврозов и послужит целям позитивной диагностики.
1) Абабков В. А., Исурина, Г. Л., Мизинова Е. Б. Учение о неврозах : учеб¬ное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2012. 174 с.
2) Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Фонд поддержки науки и об¬разования "Унив. кн.", М.: АСТ, 1997. 385 с.
3) Айзенк Г. Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.111-131.
4) Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способно-стей будущих школьных психологов // Психологический журнал. - 1992 , № 5 - С. 104.
5) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
6) Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996. 375 с.
7) Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
8) Аткинсон Р Л., Аткинсон Р С., Смит Э. Е., Бем Д.Дж, Нолен-Хоэксема
С. Введение в психологию / Под ред. Зинченко В. П. 15-е
международное изд. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с.
9) Вассерман Л .И., Щелкова О .Ю . Медицинская психодиагностика: Тео¬рия ,
практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ ; М.: Из¬дательский центр «Академия», 2003 . 736 с.
10) Виктор Франкл Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 372 с
11) Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С. 157-159.
12) Выготский Л.С. Т.2. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
13) Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 512 с.
14) Гильяшева И.Н. Исследование интеллекта // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.
15) Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. В 2-х томах. М., Мир, 1992.
16) Гребенникова Н.В. Лекции по предмету «Клиническая психология». М.: Институт психологии МГСУ, 1999.
17) Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер, 1999. 368 с.
18) Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Че-лябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
19) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
20) Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / Под. ред. Не- знанова Н. Г., Карвасарского Б. Д. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
21) Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Меди-цина, 1984. 216 с.
22) Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
23) Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состо¬яний по выражению лица // Психология межличностного познания / Под ред. Бодалева А.А. М. Педагогика, 1981. С. 54-66
24) Литвак М. Е. Неврозы: клиника, профилактика и лечение. М.: Феникс, 2014. 279 с.
25) Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 - 22.
26) Менделевич В.Д., Пыркова К.В., Менделевич В.Д. Исследования эмоци¬онального интеллекта и креативности у больных с невротическими рас¬стройствами // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 270.
27) Михайлова Е . С . Социальный интеллект : концепции, модели, диагностика. Спб.: изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та. 2007. 266 с.
28) Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1960. 428 с.
29) Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.
30) Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур: Классификация и сериация. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. 408 с.
31) Психиатрическая клиника. Учебное пособие для студентов и врачей- интернов. / Под ред. В.П. Самохвалова. Симферополь, 2003. 608 с.
32) Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005. 303с.
33) Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов / Под ред. Б. Д. Карва- сарского. 2-е изд.,перераб.и доп. СПб.: Питер, 2002. 672 с.
34) Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. В. В. Лях, А. П. Хо- мик. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 320с.
35) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
36) Серебрякова Р.О. Интеллектуальный потенциал человека: проблема раз¬вития - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
37) Свядощ А. М. Неврозы и их лечение. 2-е изд, перераб.и доп. М.: Меди¬цина, 1971. 451 с.
38) Социальная психология личности. / Отв. ред. Бобневой М.И. и Шорохо¬вой Е.В. М.: Наука, 1979. 344 с.
39) Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: ИП, 2009. 350 с.
40) Фрейд З. Толкование сновидений. Минск: Попурри, 2012. 512 с.
41) Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-74
42) Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.: Академиче-ский Проект, 2006. - 208 с.
43) Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон + РООИ "Реабили¬тация", 2012. 320 с.
44) Anderson J.R. The architecture of cognition. Hillsdale, NJ: Lawrence Erl- baum Associates, 1983. 345 p.
45) Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) 1 // Psi- cothema. 2006. Vol. 18. №. Supl. P. 13-25.
46) Brackett M. A., Rivers S. E., Salovey P Emotional intelligence: Implications for personal, social, academic, and workplace success // Social and Personali¬ty Psychology Compass. 2011.Vol.5. №.1. P 88-103.
47) Brackett, M. A., Mayer, J. D., & Warner, R. M. Emotional intelligence and the prediction of behavior. Personality and Individual Differences. 2004. № 36. P 1387-1402.
48) Brackett, M. A., Rivers, S. E., Shiffman, S., Lerner, N., & Salovey, P.Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of selfreportand per¬formance measures of emotional intelligence. Journal of Personality and So¬cial Psychology. 2006. №91. P 780-795
49) Ceci S.J., Roazzi A. The effects of context on cognition: Postcards from Brazil. // Mind in context: Interactionist perspectives on human intelligence. 1994. P 74-101.
50) Goleman D. An EI-Based Theory of Permormance // The Emotionally Intelli¬gence Workplace / Ed. C. Cherniss, D. Goleman. San Francisco, 2001. P 27¬44.
51) Goleman D. P Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ for character, health and lifelong achievement. NY: Bantam Books, 1995. 352 p
52) Kaplan, R. M., Saccuzzo, O. P Psychological testing: Principles, applications, and issues. 7th ed, Belmont, CA: Wadsworth. 2009. P 250-251.
53) Kaufman J. C., Kaufman S. B., Plucker J. A. Contemporary theories of intel¬ligence // The oxford handbook of cognitive psychology. 2013. P 811-822.
54) Kihlstrom J.F., Cantor N. Social Intelligence // Handbook of Intellegence. 2000. № 1920. P 359-379.
55) Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. № 4. P. 267-298