ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 8
1.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 8
1.2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 27
1.3. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 42
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.2. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 91
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ -
ИЗДЕЛИЙ . 118
3.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЖ 118
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 186
ПРИЛОЖЕНИЯ 195
Актуальность проблемы. В условиях формирования рыночной экономики России особое внимание уделяется возможности функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности. Механизм конкуренции, до сих пор реально невостребованный, должен способствовать изменению поведения предприятий в сторону рыночных стимулов. Однако развитие конкуренции в российской экономике затруднено сложившейся монополизированной структурой промышленного производства и недостаточной активностью антимонопольных органов, призванных поддерживать конкурентную среду на внутренних товарных рынках. Закономерен исследовательский интерес к вопросам конкуренции и конкурентоспособности промышленных предприятий.
Стремление российских товаропроизводителей выйти на международный рынок, усиливающийся приток зарубежной продукции на отечественный рынок делают жизненно необходимым выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, которые можно рассматривать как конкретные, осязаемые проявления конкурентоспособности предприятия, что также вызывает практическую необходимость изучения темы конкурентоспособности в различных ее аспектах. Ориентация отечественных производителей на мировые стандарты качества в области продукции, технологий вызывает потребность в научно-теоретической разработке и практической реализации данной проблемы.
О масштабности поставленной задачи свидетельствуют попытки многих российских предприятий сохранить и улучшить свои позиции на рынке. Вместе с тем существующая практика обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях формирования рынка России не имеет должной теоретической базы.
Зарубежные исследования (И. Ансофф, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен и дру¬гие) посвящены разработке данной проблемы применительно к сложившемуся рынку. Условия деятельности российских предприятий несколько иные, соответственно данная специфика должна отразиться в решении этой проблемы. Отечественные авторы лишь приступили к разработке вопроса конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности продукции и предприятий добывающих отраслей промышленности. Данные работы представлены отдельными статьями, имеющими справочный характер, докладами, отсутствуют достаточно весомые теоретические обоснования, обобщения, методические рекомендации.
Слабо изучен вопрос определения конкурентоспособности производителя в условиях формирования рыночного хозяйства и применительно к отдельным отраслям, подотраслям и предприятиям, в частности, выпускающим асбестовые технические изделия. Положение в подотрасли, производящей асбестовые технические изделия, непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности автомобильной промышленности страны в целом, поскольку АТИ преимущественно используются для комплектации автотранспортных средств. Данная под¬отрасль создавалась в соответствии с планами первых пятилеток и ее сегодняшнее критическое положение во многом обусловлено большой степенью изношенности производственных фондов, отсталостью технологических процессов и недостатком средств, необходимых для перевооружения производства.
Кроме того, отсутствие единого подхода к такому основополагающему понятию, как конкурентоспособность, обусловило существование различных вариантов ее анализа и оценки, что вызывает потребность в их классификации с целью дальнейшего развития и применения на практике. Используемые методические приемы, как правило, методологически слабо обоснованы и не имеют практической апробации. Недостаточно исследован категориальный аппарат, а также не выявлены взаимосвязи таких основополагающих экономических категорий как конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран. Это приводит к неоднозначной трактовке и, со¬ответственно, оценке конкурентоспособности объектов.
Отсутствует должная теоретическая платформа определения и взаимосвязи факторов конкурентоспособности предприятия и товара. Вследствие этого усложняется работа по разработке оценки и выбора путей обеспечения конкурентоспособности производителя. Нет научной и практической проработки проблем поиска путей достижения и повышения конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия. В определенной степени это объясняется закрытостью производственно-хозяйственной деятельности заводов, ставших самостоятельными. Вместе с тем решение данной проблемы жизненно необходимо для выживания и развития промышленных предприятий в рыночной экономике.
Исследование существующих концепций определения и оценки конкурентоспособности продукции, товара, предприятия и страны позволили разработать и применить на практике методологию и методику оценки конкурентоспособности предприятий, производящих асбестовые технические изделия. В диссертационной работе впервые была дана обоснованная характеристика категории “конкурентоспособность” применительно к различным объектам, включая промышленное предприятие. Раскрыты содержание и сущность данного понятия, выявлено место, занимаемое им среди таких экономических категорий, как конкуренция и качество.
Конкурентоспособность промышленного предприятия мы рассматриваем как динамично развивающийся процесс, предполагающий выпуск конкурентоспособной продукции, товара и учитывающий финансовую конкурентоспособность предприятия. Этот процесс вызывает усложнение коммерческих и некоммерческих отношений, развитие от простого к сложному, его своеобразными этапами выступают конкурентоспособность товара и финансовая конкурентоспособность предприятия.
Под конкурентоспособностью товара понимаем экономическую категорию, указывающую на способность товара удовлетворять всем требованиям ее потребителей более полно, чем аналог конкурента.
Как показало проведенное исследование категория “конкурентоспособность предприятия” - не статическая, а динамическая. Она указывает на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Для целей анализа конкурентоспособности предприятия необходимо изучение конкурентной среды существования производителя. Для этого нами были рассмотрены наиболее общие черты рыночных моделей и установлено, что отечественный рынок преимущественно характеризуется действием олигополий. Это относится, в частности, к производителям асбестовых технических изделий.
В работе дана оценка взаимосвязи категорий конкурентоспособности, конкуренции и качества. Конкурентоспособность - неотъемлемая характеристика рынка. Она тесно связана с понятием конкуренции, поскольку с одной стороны, нельзя говорить о конкурентоспособности объекта в условиях отсутствия конкуренции, а с другой - конкурентная среда - основа обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Между видами конкуренции и конкурентоспособностью продукции можно установить определенную взаимосвязь, которая имеет явный характер в случае предметной и видовой конкуренции и скрытый при функциональной конкуренции. Существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном (международном) рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности. Методы, функции, виды конкуренции, рассмотренные нами, выступают необходимыми элементами при построении модели оценки конкурентоспособности предприятия и определения путей обеспечения конку-рентоспособности.
1. Актуальные проблемы асбестовой промышленности СССР/ Концерн «Асбест»/ Под ред. В .Я. Сидорова. - М.: Недра, 1990.-191с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ.-М.,1993.-519с.
3. Асбестовые технические изделия / М.М.Бородулин, Е.В.Зиновьев, И.Н. Пет- раш. - М.:ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1984.-225с.
4. Аверичкин А.П. Проблемы производственного обслуживания сельских това-ропроизводителей в рыночных условиях// Материалы докладов межвузовской научно-методической конференции. Ч. III.- Ярославль, 1997.-С.25-28.
5. Ахмадалиев Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленной про¬дукции. - СПб.,1994.-18с.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М. :Финансы и статистика, 1995.-384с.
7. Батурин Ю.А. Производство асбестовых технических изделий. -М. :Химия, 1981.-152с.
8. Бобылов Ю. Оценка конкурентоспособности отраслевых научных организа¬ций// Мир науки. - 1993.- №3-4. - С.12-17.
9. Борьба за авторынок Восточной Европы // Экономика и управление в зару¬бежных странах. Инф.бюл.-1997.-№3.-С.49-52.
Ю.Быков А. Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности// Внешняя торговля.-1996.-№6.-С.41-45.
П.БИКИ .-1982.-№152; 1985.-№12; 1986.-№106; 1995.-№133.
12. Васин В.А. Миндели Л.Э. Стратегия конкурентоспособности и проблемы на- учно-технической политики России.-М.,1994.
13 .Вирула М.А. Конкуренция и конкурентоспособность угледобывающих пред-приятий. - М., 1996.-124с.
14. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара на примере машинотехнической продукции//БИКИ. - 1984,- Приложение 12,- 86с.
15. Вютрих X. А.; Винтер В. Б. Конкурентоспособность глобальных предпри¬ятий // Проблемы теории и практики управления.-1995.-№3.-С.96-99.
16. Гаджиев Г.Х. Новая философия инновационного менеджмента. - М., 1994.- Кн.1. - 52с.
17. Галкин В.В. Методы недобросовестной конкуренции: экономическое содер¬жание и правовое регулирование. - Воронеж: Центр. -Чернозем. кн.изд.,1996. - 107с.
18. Гельвановский М. Проблемы конкурентоспособности и международные эко¬номические сопоставления//Материалы Всесоюзного семинара “Конкуренция на мировых рынках”.- Л., 1989.-С.52-59.
19. Герчикова И.Н. Менеджмент.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-685с.
187
20. Глазунов Ю.И., Алексеенко Б.В. и др. Асбестовая промышленность в России в новых условиях работы // Горный журнал.-1995.-№7.-С.43-46.
21. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала.- М. ,1993 .-489с.
22. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной про¬дукции. - СПб.; Изд-во СПбУЭФ,1994.-178с.
23. Горбашко Е.А., Шевченко С.Ю., Джошибаев Р.С. Конкурентоспособность продукции и факторы ее определяющие //Актуальные проблемы перехода к рыночной экономике: Сб.науч.тр. - СПб.,1995.- Вып.3.-С.62-73.
24. Градов А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. - СПб.: “Специальная литература”, 1996.-510с.
25. Грейсон Дж.К. мл., О’ Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.-319с.
26. ГОСТ 1786-95 “Накладки фрикционные”. Общие технические требования.- Минск,1995.-7с.
27 .ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании; разработке, производстве, монтаже и обслуживании». -М.: Издательство стандартов, 1996.
28. Данилин Г. Мировой рынок: конкуренция или сотрудничество?//Мировая экономика и международные отношения.-1993.-№10.-С.114-123.
29. Действующее международное право. В 3-х томах. - М.: Изд-во Моск. незави¬симого института международного права, 1997.- Т.З.-С.211-225.
30.10-й план экономического развития. Франция. / Европа. 4.2 Научные иссле¬дования и конкурентоспособность. - М., 1990.-80с.
31. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. - М., 1995.-28с.
32. Доклад о конкурентоспособности разных стан мира//БИКИ -1995.-№115.-С. 1.
33. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность про¬мышленной продукции.- М.: Издательство стандартов, 1991.-128с.
34. Елохов А.М. Инновационная конкурентоспособность предприятий в услови-ях перехода к рынку // Конкурентоспособность предприятия (на материалах предприятий ЛПК и др. отраслей Западного Урала и России). Тезисы докла¬дов X научно-практической конференции. -Пермь,1992.-С.65-68.
35. Ермолов М.О. Чем отличается конкурентоспособность фирмы от конкурен¬тоспособности товара?// Как продать ваш товар на внешнем рынке. - М.: Мысль, 1990.-364с.
36. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996.-208с.
37. Еферин В.П., Мотин В.В. Оценка конкурентоспособности при маркетинго¬вых исследованиях. - Домодедово, 1993.-94с.
38.Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаро-производителей // Маркетинг .-1996.-№2.-С.20-32.
39. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке).-М.: Между¬народные отношения, 1991.- 416с.
188
40.3амараева Т.В. Управление качеством продукции на предприятии в условиях перехода к рыночным отношениям. - СПб., 1994.
41. Игольников Г.Л., Патрушева Е.Г. Экономические основы конкурентоспособ¬ности предпринимательского дела. - Ярославль, 1996.
42. К вопросу о глобализации автомобильного производства// БИКИ.-1997.-№38.
43. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер.с англ. - М., 1991.-239с.
44. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. Пер. со швед.- М.: Дело, 1996.-352с.
45. Кларк Дж.М. Распределение богатства. - М.: Экономика, 1992.- 447с.
46. Коган Ф.М. Современные представления о безопасности асбеста. -Екатерин¬бург, 1995 .-98с.
47. Кондит Ф.М. В центре внимания - потребитель: опыт “Боинга”//Реф. жур¬нал.-1995 .-№1.
48. Конкурентоспособность машиностроения стран Западной Европы//БИКИ. Приложение 6. -1988.
49. Конкурентоспособность российской промышленности. Доклад торгово- промышленной палаты России и Экспертного института. -М., 1996.-105с.
50. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. О.С.Виханского. - М.: Прогресс,1987.
51. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность// Эконо- мисг.-1997.-№1 .-С.38-49.
52. Кутенев В.Ф., Гируцкий О.И. и др. Технико-экономические проблемы стра¬тегии развития российского автомобилестроения // Автомобильная промыш-ленность.-! 997 .-№1 .-С. 1 -4.
53. Кэй Дж. Основы корпоративного успеха: как деловые стратегии способству¬ют приращению стоимосш//Реф.жур. Сер.2.Экономика.-1995.-№2.-С.101-105.
54. Ладыго А.С., Титов Ю.В., Казаронова З.П. Конкурентоспособность никеле¬вой продукции основных фирм продуцентов на мировом капиталистическом рынке.-М., 1983.
55. Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.- СПб.: Наука, 1996.-589с.
56. Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер.с англ.-М.: Политиздат, 1990.- 415с.
57. Литвиненко А.Н., Татьянченко А.М. Методологические вопросы оценки эко¬номических аспектов конкурентоспособности машинотехнической продукции//БИКИ. -1981.- Приложение 1.-С.3-86.
58. Литвиненко B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество.-1993. -№8,- С.23-29.
59. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М., 1996.- Т.1. - 399с.
60. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия// Маркетинг.-1996.-№3.- С.33-40.
61. Маршалл А. Принципы экономической науки: Пер. с англ.- М.: Прогресс- 1993.- Т.1.- 415с.
189
62. Мисаков B.C. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. - Нальчик: Эль-Фа, 1996.-216с.
63. Международная компания ДОН “Фрикционные накладки”// Пер. гос. науч¬но-техн. библиотека (Москва), 1981.-17с.
64. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.: Издательство стандартов, 1988.
65. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: “Дело”, 1994.-702с.
66. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продук¬ции. -М.,1984.
67. Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспо¬собность, маркетинг, обновление. -М., 1993. - Т.2.-304с.
68. “Morgan Stanley” Об уровне конкурентоспособности стран мира// БИКИ,- 1997.-№4.-С.16.
69. На мировом и американском рынке асбеста// БИКИ.-№133.-1995.-С.7.,
70. На мировом рынке поковок для автомобильной промышленности.// БИКИ,- 1997.-№101.-С.10.
71. Неметаллические ископаемые // БИКИ.-1997.-№133.-С.14.
72. Новикова И.Н., Палкина О.М. О генезисе отношений конкуренции и собст¬венности в рыночном хозяйстве // Конкурентоспособность предприятия (на материалах предприятий JJL1JLK и др. отраслей Западного Урала и России). Те¬зисы докладов X научно-практической конференции 16-17 июня 1992г. Пермь.-1992.-С.4-8.
73. Новый международный стандарт на экологически чистое промышленное производство// БИКИ.-1997.-№130.-С.10.
74,Оболенский В.П., Асланов Т.О. Внешнеэкономические проблемы повыше¬ния конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогно- зирования.-1996.-№5.-С.88-100.
75.0 запрете на импорт и использование асбеста в Великобритании//БИКИ.- 1997.-Ш14.-С.14.
76.0 конкурентоспособности США и других стран на мировом рынке// БИКИ.- 1997.-№32.-С.4.
77.«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар¬ных рынках»: Закон РСФСР. Принят 22 марта 1991г.//Ведомосги съезда на¬родных депутатов РСФСР и ВС РСФСР.-1991 .-№16.
78.0крепилов В.В. Международные стандарты в управлении качеством продук¬ции. - Л., 1990.-24с.
79.0лин Берти: торговля и цены факторов// Б.Селигмен Основные течения со¬временной экономической мысли. - М.: Прогресс, - 1968.-С.395.
80.Опыт и проблемы формирования и развития межгосударственных финансо¬во-промышленных групп // БИКИ.-1997.-№49.-С. 1,3,4.
81.Организация работ по обеспечению конкурентоспособности продукции предприятия. Методические рекомендации.-Л., 1989.
190
82.0решкин В.А. Производственные затраты как фактор конкурентоспособно¬сти капиталистических стран в международной торговле// БИКЙ. - 1989.- Приложение №12.-С.3-46.
8Э.Оценка конкурентоспособности стран//БИКИ. -1996.- №82.-с.4.
84. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отноше¬ния: Пер. с франц. - М.: Прогресс, Универс, 1994.- 496с.
85. Пентелин А.К. Международные стандарты и проблемы повышения конку¬рентоспособности. - М., 1990.-58с.
86. Перестройка в европейском автомобилестроении//БИКИ.-1997.-№ 106.-С. 11 - 12.
87 .Перспективы замены асбеста в тормозных HaiuianKax//VDI-Nachrichten - 1983.-S.24-25.
88. Перспективы развития мирового автомобилестроения// БИКИ.-1997.-№125.- С.10.
89. Платов O.K. Комплексная оценка и анализ конкурентоспособности продук- ции//Предприятие в условиях перехода к рынку: Сб.науч.тр./ Под ред. О.К. Платова. - Ярославль,1997.-С.32-38.
90. Половцева Ф.П., Черкасов АН. Новые подходы к управлению качеством продукции на принципах маркетинга // Достижения науки и техники.-1995,- №1.-с.17-19.
91 .Положение в мировом автомобилестроении и перспективы его развития// БИКИ.-1997.-№98.-С. 11-12.
92. Полосин М.Д„ Машинотехническая продукция: ставка на конкурентоспособ¬ность// Машиностроитель,-1997.-№6.-С.5-8.
93. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с преди¬словием В.Д.Щетинина.- М.: Междунар. отношения, 1993.-896с.
94. Практический маркетинг. Книга 6. - М.:LINK, 1995.-36с.
95 .Проблемы повышения международной конкурентоспособности экономики США//Реф.журнал.-1993.-№1 .-С .150-152.
96. Путятина Л.М., Рынкевич С.Ю. Экономический потенциал предприятия и его эффективное использование в период становления российской экономики в России//Актуальные проблемы управления-96. - М., 1996.- Вып.1.-С.57-60.
97. Пыхова И. Экономическое стимулирование качества продукции// Экономи¬ческие науки.-1967.-№6.-С.63-65.
98. Развитие конкуренции на рынках Российской Федерации//Вопросы экономи- ки.-1995.-№11.
99. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов в произ¬водстве АТИ.-М., 1982.-53с.
ЮО.Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения// Со¬чинения. -М.,1955. - Т.1.
101. Российские финансово-промышленные группы// БИКИ.-1997.-№37.-С.2.
102. Рыночная экономика. В 3-х т. / Основы бизнеса. - М.: “Соминтэк”, 1992.- Т.
2. Ч. 1.- 160с.
103. Рыночная экономика: Словарь / Г.Я. Киперман - М., 1992.
191
Ю4.Савинов Ю.А., Чепурин М.Н. Как сделать товар конкурентоспособ¬ным ?//Как продавать ваш товар на внешнем рынке /Отв. ред. Савинов Ю.А.- М.: Мысль, 1990.-С.214-228.
5. Самуэльсон П. Экономика:[Пер. с англ.: в 2-х т.]. - М., 1992.- Т.2.- 415с.
6. Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции // Экономист.- 1996.-№2. -С.9-25.
7. Селезнев А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рын¬ках // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика.-1996.-№5,- С.3-18.
8. Синько В.И., Громов А.И. Сбытовая деятельность российских автомобиль¬ных компаний: трудности и перспективы развития// Машиностроитель.-1997.~ №10.-С.36-41.
9. Система экономических отношений всемирного хозяйства на рубеже XXI века: тенденции развития. Материалы международной научной конференции, проведенной в Ярославле 12-13 мая 1998г.-Ярославль:ЯГПУ; ЯВВФУ.-1998.- 212 С.
Ю.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов:[в 2-х т.]. - Петрозаводск: “Петроком”, 1993.- Т.1. - 320с.
11 .Современный маркешнг/Под ред. В.Е. Хруцкого. - М.: Финансы и стати¬стика, 1991.-256с.
12. Сравнительная конкурентоспособность промышленно развитых капитали¬стических стран//БИКИ.-1984.-№6.-С,1.
13. Степанов М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США (на материалах машиностроения). - М.:НаукаД990.-143с.
14. Стоимость // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия ( в 4 томах). - М., 1980.- Т.4.- С.44.
15. Стратегическое планирование и управление/Под ред. проф. А.Н. Петрова. - СПб., 1997.-4.1.-145с.
16. Субетто А.И. Квалиметрия маркетинга // Опыт повышения качества и кон¬курентоспособности ленинградской продукции. - Ленинград, 1989.-С.23-29.
17. Таран В.А. Маркетинг и конкуренция - путь интеграции в мировую эконо-мику. - Н.Н.: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.- 181с.
18. Тихонов Р. Конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1985.-176с.
19. Тихонов P.M. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции. Обзор. - М.: НИИмаш, 1984.-48с.
20. Тормоза без пыли и яда// Пер. гос. научно-техн. библиотека (Москва), 1986.
21. Трофимова Я.В. Изменение управления предприятием при переходе к рын¬ку // Сб. науч. работ аспирантов и студентов “Путь в науку”. - Ярославль, 1997.-Вып. 3.-С.120-123.
122. Трофимова Я.В. Методологический аспект конкурентоспособности// Пере¬ход к рыночной экономике: проблемы и перспективы: Сб. науч. трудов / Под ред. д.э.н., проф. А.Е,Карлика.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-С.68-72.
192
123. Трофимова Я.В. Приватизация первенцев социалистической промышлен¬ности (на примере заводов “Полимермаш” и АТИ)// Сб. науч. работ аспиран¬тов и студентов “Путь в науку”. - Ярославль, 1995. - Вып. 2.-С. 112-114.
124. Трушина Г.С., Красильников Б.В. Конкурентоспособность угледобываю¬щих предприятий Кузбасса на внешнем и внутреннем рынках.- Томск, 1996.- 103с.
125. Уотерман Р. Фактор обновления: Пер. с англ.- М., 1988.
126. Фаскиев Х.А. Грузовое автомобилестроение России в рыночных услови- ях//Автомобильная промышленность. -1997. -№2. -С. 4-7; №9.-С.36.
127. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. - М.: АО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1995.-55с.
128. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М.: “Интел-Синтез”, 199б.-367с.
129. Финансовый менеджмент/Г.Б.Поляк и др.- М.: Финансы, ЮНИТИД997.
130. Фостер М. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1987.-272с.
131. Фрикционные накладки “Клингер”// Пер. гос. научно-техн. библиотека (Москва), 1980.-Юс.