Определение конкурентоспособности промышленного предприятия
|
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 8
1.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 8
1.2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 27
1.3. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 42
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.2. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 91
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ -
ИЗДЕЛИЙ . 118
3.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЖ 118
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 186
ПРИЛОЖЕНИЯ 195
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 8
1.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 8
1.2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 27
1.3. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 42
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.2. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 91
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ -
ИЗДЕЛИЙ . 118
3.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЖ 118
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 186
ПРИЛОЖЕНИЯ 195
Актуальность проблемы. В условиях формирования рыночной экономики России особое внимание уделяется возможности функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности. Механизм конкуренции, до сих пор реально невостребованный, должен способствовать изменению поведения предприятий в сторону рыночных стимулов. Однако развитие конкуренции в российской экономике затруднено сложившейся монополизированной структурой промышленного производства и недостаточной активностью антимонопольных органов, призванных поддерживать конкурентную среду на внутренних товарных рынках. Закономерен исследовательский интерес к вопросам конкуренции и конкурентоспособности промышленных предприятий.
Стремление российских товаропроизводителей выйти на международный рынок, усиливающийся приток зарубежной продукции на отечественный рынок делают жизненно необходимым выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, которые можно рассматривать как конкретные, осязаемые проявления конкурентоспособности предприятия, что также вызывает практическую необходимость изучения темы конкурентоспособности в различных ее аспектах. Ориентация отечественных производителей на мировые стандарты качества в области продукции, технологий вызывает потребность в научно-теоретической разработке и практической реализации данной проблемы.
О масштабности поставленной задачи свидетельствуют попытки многих российских предприятий сохранить и улучшить свои позиции на рынке. Вместе с тем существующая практика обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях формирования рынка России не имеет должной теоретической базы.
Зарубежные исследования (И. Ансофф, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен и дру¬гие) посвящены разработке данной проблемы применительно к сложившемуся рынку. Условия деятельности российских предприятий несколько иные, соответственно данная специфика должна отразиться в решении этой проблемы. Отечественные авторы лишь приступили к разработке вопроса конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности продукции и предприятий добывающих отраслей промышленности. Данные работы представлены отдельными статьями, имеющими справочный характер, докладами, отсутствуют достаточно весомые теоретические обоснования, обобщения, методические рекомендации.
Слабо изучен вопрос определения конкурентоспособности производителя в условиях формирования рыночного хозяйства и применительно к отдельным отраслям, подотраслям и предприятиям, в частности, выпускающим асбестовые технические изделия. Положение в подотрасли, производящей асбестовые технические изделия, непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности автомобильной промышленности страны в целом, поскольку АТИ преимущественно используются для комплектации автотранспортных средств. Данная под¬отрасль создавалась в соответствии с планами первых пятилеток и ее сегодняшнее критическое положение во многом обусловлено большой степенью изношенности производственных фондов, отсталостью технологических процессов и недостатком средств, необходимых для перевооружения производства.
Кроме того, отсутствие единого подхода к такому основополагающему понятию, как конкурентоспособность, обусловило существование различных вариантов ее анализа и оценки, что вызывает потребность в их классификации с целью дальнейшего развития и применения на практике. Используемые методические приемы, как правило, методологически слабо обоснованы и не имеют практической апробации. Недостаточно исследован категориальный аппарат, а также не выявлены взаимосвязи таких основополагающих экономических категорий как конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран. Это приводит к неоднозначной трактовке и, со¬ответственно, оценке конкурентоспособности объектов.
Отсутствует должная теоретическая платформа определения и взаимосвязи факторов конкурентоспособности предприятия и товара. Вследствие этого усложняется работа по разработке оценки и выбора путей обеспечения конкурентоспособности производителя. Нет научной и практической проработки проблем поиска путей достижения и повышения конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия. В определенной степени это объясняется закрытостью производственно-хозяйственной деятельности заводов, ставших самостоятельными. Вместе с тем решение данной проблемы жизненно необходимо для выживания и развития промышленных предприятий в рыночной экономике.
Стремление российских товаропроизводителей выйти на международный рынок, усиливающийся приток зарубежной продукции на отечественный рынок делают жизненно необходимым выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, которые можно рассматривать как конкретные, осязаемые проявления конкурентоспособности предприятия, что также вызывает практическую необходимость изучения темы конкурентоспособности в различных ее аспектах. Ориентация отечественных производителей на мировые стандарты качества в области продукции, технологий вызывает потребность в научно-теоретической разработке и практической реализации данной проблемы.
О масштабности поставленной задачи свидетельствуют попытки многих российских предприятий сохранить и улучшить свои позиции на рынке. Вместе с тем существующая практика обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях формирования рынка России не имеет должной теоретической базы.
Зарубежные исследования (И. Ансофф, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен и дру¬гие) посвящены разработке данной проблемы применительно к сложившемуся рынку. Условия деятельности российских предприятий несколько иные, соответственно данная специфика должна отразиться в решении этой проблемы. Отечественные авторы лишь приступили к разработке вопроса конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности продукции и предприятий добывающих отраслей промышленности. Данные работы представлены отдельными статьями, имеющими справочный характер, докладами, отсутствуют достаточно весомые теоретические обоснования, обобщения, методические рекомендации.
Слабо изучен вопрос определения конкурентоспособности производителя в условиях формирования рыночного хозяйства и применительно к отдельным отраслям, подотраслям и предприятиям, в частности, выпускающим асбестовые технические изделия. Положение в подотрасли, производящей асбестовые технические изделия, непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности автомобильной промышленности страны в целом, поскольку АТИ преимущественно используются для комплектации автотранспортных средств. Данная под¬отрасль создавалась в соответствии с планами первых пятилеток и ее сегодняшнее критическое положение во многом обусловлено большой степенью изношенности производственных фондов, отсталостью технологических процессов и недостатком средств, необходимых для перевооружения производства.
Кроме того, отсутствие единого подхода к такому основополагающему понятию, как конкурентоспособность, обусловило существование различных вариантов ее анализа и оценки, что вызывает потребность в их классификации с целью дальнейшего развития и применения на практике. Используемые методические приемы, как правило, методологически слабо обоснованы и не имеют практической апробации. Недостаточно исследован категориальный аппарат, а также не выявлены взаимосвязи таких основополагающих экономических категорий как конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран. Это приводит к неоднозначной трактовке и, со¬ответственно, оценке конкурентоспособности объектов.
Отсутствует должная теоретическая платформа определения и взаимосвязи факторов конкурентоспособности предприятия и товара. Вследствие этого усложняется работа по разработке оценки и выбора путей обеспечения конкурентоспособности производителя. Нет научной и практической проработки проблем поиска путей достижения и повышения конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия. В определенной степени это объясняется закрытостью производственно-хозяйственной деятельности заводов, ставших самостоятельными. Вместе с тем решение данной проблемы жизненно необходимо для выживания и развития промышленных предприятий в рыночной экономике.
Исследование существующих концепций определения и оценки конкурентоспособности продукции, товара, предприятия и страны позволили разработать и применить на практике методологию и методику оценки конкурентоспособности предприятий, производящих асбестовые технические изделия. В диссертационной работе впервые была дана обоснованная характеристика категории “конкурентоспособность” применительно к различным объектам, включая промышленное предприятие. Раскрыты содержание и сущность данного понятия, выявлено место, занимаемое им среди таких экономических категорий, как конкуренция и качество.
Конкурентоспособность промышленного предприятия мы рассматриваем как динамично развивающийся процесс, предполагающий выпуск конкурентоспособной продукции, товара и учитывающий финансовую конкурентоспособность предприятия. Этот процесс вызывает усложнение коммерческих и некоммерческих отношений, развитие от простого к сложному, его своеобразными этапами выступают конкурентоспособность товара и финансовая конкурентоспособность предприятия.
Под конкурентоспособностью товара понимаем экономическую категорию, указывающую на способность товара удовлетворять всем требованиям ее потребителей более полно, чем аналог конкурента.
Как показало проведенное исследование категория “конкурентоспособность предприятия” - не статическая, а динамическая. Она указывает на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Для целей анализа конкурентоспособности предприятия необходимо изучение конкурентной среды существования производителя. Для этого нами были рассмотрены наиболее общие черты рыночных моделей и установлено, что отечественный рынок преимущественно характеризуется действием олигополий. Это относится, в частности, к производителям асбестовых технических изделий.
В работе дана оценка взаимосвязи категорий конкурентоспособности, конкуренции и качества. Конкурентоспособность - неотъемлемая характеристика рынка. Она тесно связана с понятием конкуренции, поскольку с одной стороны, нельзя говорить о конкурентоспособности объекта в условиях отсутствия конкуренции, а с другой - конкурентная среда - основа обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Между видами конкуренции и конкурентоспособностью продукции можно установить определенную взаимосвязь, которая имеет явный характер в случае предметной и видовой конкуренции и скрытый при функциональной конкуренции. Существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном (международном) рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности. Методы, функции, виды конкуренции, рассмотренные нами, выступают необходимыми элементами при построении модели оценки конкурентоспособности предприятия и определения путей обеспечения конку-рентоспособности.
Конкурентоспособность промышленного предприятия мы рассматриваем как динамично развивающийся процесс, предполагающий выпуск конкурентоспособной продукции, товара и учитывающий финансовую конкурентоспособность предприятия. Этот процесс вызывает усложнение коммерческих и некоммерческих отношений, развитие от простого к сложному, его своеобразными этапами выступают конкурентоспособность товара и финансовая конкурентоспособность предприятия.
Под конкурентоспособностью товара понимаем экономическую категорию, указывающую на способность товара удовлетворять всем требованиям ее потребителей более полно, чем аналог конкурента.
Как показало проведенное исследование категория “конкурентоспособность предприятия” - не статическая, а динамическая. Она указывает на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Для целей анализа конкурентоспособности предприятия необходимо изучение конкурентной среды существования производителя. Для этого нами были рассмотрены наиболее общие черты рыночных моделей и установлено, что отечественный рынок преимущественно характеризуется действием олигополий. Это относится, в частности, к производителям асбестовых технических изделий.
В работе дана оценка взаимосвязи категорий конкурентоспособности, конкуренции и качества. Конкурентоспособность - неотъемлемая характеристика рынка. Она тесно связана с понятием конкуренции, поскольку с одной стороны, нельзя говорить о конкурентоспособности объекта в условиях отсутствия конкуренции, а с другой - конкурентная среда - основа обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Между видами конкуренции и конкурентоспособностью продукции можно установить определенную взаимосвязь, которая имеет явный характер в случае предметной и видовой конкуренции и скрытый при функциональной конкуренции. Существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном (международном) рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности. Методы, функции, виды конкуренции, рассмотренные нами, выступают необходимыми элементами при построении модели оценки конкурентоспособности предприятия и определения путей обеспечения конку-рентоспособности.
Подобные работы
- Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере предприятий -производителей асбестовых технических изделий)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Совершенствование экономический механизмов повышения конкурентоспособности предприятий
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МАРКЕТИНГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Оценка и пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Оценка уровня конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Формирование инновационной стратегии развития промышленного предприятия
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2017 - Повышение конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО «Абсолют»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



