Введение 8
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования инклюзивного образования в оценках студентов вузов 14
1.1. Понятие и содержание инклюзивного образования по материалам нормативно -
правовых актов 14
1.2. Зарубежный и отечественный опыт изучения инклюзивного образования 21
1.3. Опыт зарубежных социологических исследований инклюзивного образования в
вузах в оценках студентов 33
1.4. Особенности отечественных социологических исследований инклюзивного
образования в вузе в оценках студентов 41
Глава 2. Эмпирическое исследование инклюзивного образования в университете «Дубна» в оценках студентов 50
2.1. Интерпретация и операционализация основных понятий 50
2.2. Характеристика объекта эмпирического исследования 52
2.3. Возможности опроса и интервью как методов исследования 54
инклюзивного образования в оценках студентов 54
2.4. Анализ полученных данных 56
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 93
Приложения 100
Согласно официальным данным Росстата, по состоянию на 1 января 2019 года в Российской Федерации насчитывается 13,4 млн инвалидов, из них 661 тыс. детей- инвалидов в возрасте до 18 лет. Отмечается рост числа людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку это на 44 тыс. больше численности детей-инвалидов в 2016 году и на 132 тыс. в 2010 году. Данная тенденция актуализировала потребность изменения государственной политики в сфере образования в отношении данной категории лиц. Необходимость адаптации в социуме людей с ограниченными возможностями здоровья инициировало появление различных вариантов включения их в нормальную жизнь общества, т.е. на повестку дня выходят ценности социального включения инвалидов в образовательное пространство.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, количество студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые инклюзивно обучаются в высших заведениях профессионального образования, ежегодно растет. Следовательно, обеспечение высококачественного профессионального образования и создание инклюзивного общества без дискриминации и неравенства являются ключевыми задачами на сегодняшний момент.
Положительная динамика в этой области связана не только с ратификацией Конвенцией ООН о правах инвалидах , но и с реализацией государственной программы «Доступная среда» , с внедрением адаптивных технологий инклюзивного
образования. На сегодняшний день на законодательном уровне принят ряд важнейших нормативно-правовых актов, закрепляющих инклюзию как ведущий принцип образования. В рамках деятельности правительства и министерств создаются постановления и рекомендации по внедрению инклюзивной практики в организации профессионального образования.
В результате правительственных реформ система высшего профессионального образования Российской Федерации претерпевает кардинальные изменения. Однако, несмотря на совместные усилия государства, научного сообщества и общественных организаций, студенты с ограниченными возможностями все еще являются проблемой для вузов не только с точки зрения необходимости устранения архитектурных барьеров, но и с точки зрения организации учебного процесса: адаптации учебных программ и курсов, методов преподавания и оценивания. Как считают Ю.Г. Миронова и Т.Н. Симонова, процесс внедрения инклюзивного образования в вузы тормозится наличием целого ряда противоречий. Во-первых, законодательная необходимость обеспечения доступа к образованию и неподготовленность самой образовательной среды, наличием явных и скрытых барьеров. Во-вторых, попытка создания в образовательном пространстве адаптивной безопасной среды для лиц с инвалидностью и ОВЗ и отсутствием методов и критериев ее оценки, анализа причин возникновения барьеров между субъектами образовательного процесса. В-третьих, внедрение инклюзивного образования осуществляется с опорой на медицинскую концепцию инвалидности, что нередко оборачивается появлением новых барьеров для остальных участников образовательного процесса, в частности: в сфере межличностных, личностно-групповых и межгрупповых взаимоотношений и взаимодействий.
Актуальность исследования заключается в том, что инклюзивное профессиональное образование продолжает оставаться одним из наиболее острых и дискуссионных вопросов. Инклюзивное образование внедряется в отечественные вузы на разных уровнях и при помощи разнообразных механизмов. Однако при этом не уделяется должного внимания вовлечению студентов с условной нормой здоровья в данные процессы. Формирование гармоничного инклюзивного образовательного пространства вуза крайне болезненны и затруднены на уровне межличностных отношений, обучающихся с инвалидностью и условной группы «норма».
Степень научной разработанности.
Изучением инклюзивного образования, в том числе и в рамках высшего профессионального образования, научное сообщество стало заниматься относительно недавно, в конце XX - начале XXI века. Проблематика инклюзии широко представлена в работах социологов, социологов образовании, психологов и педагогов. Большой массив публикаций последних лет охватывает множество сторон данного процесса.
Историей и предпосылкой возникновения идеи инклюзивного образования в России и за рубежом занимались такие исследователи, как З. Г. Нигматов , Л. А. Андреевская , Н. С. Грозная , О. В. Воронова , И. А. Мушкина, Н. В. Бородина и О. П. Садилова , Т. Д. Скуднова и М. Н. Пашкова , В. В. Юфереева
Определение инклюзивного образования, а также сопоставление понятий инклюзии и интеграции раскрыты в трудах Н. М. Назаровой , С. В. Алехиной , Н. Н. Малофеева , Н. А. Вернер , Е. В. Михальчи .
Формулирование теоретико-методологических оснований инклюзий представлено в работах Н. М. Назаровой , А. С. Сунцовой , Е. Н. Кутеповой , А. А. Наумовой .
Особое внимание на современном этапе уделяется описанию барьеров и способов их преодоления в условиях инклюзивного образования в вузах: Е. Е. Зорина ,
Ю. Г. Миронова и Т. Н. Симонова . Обсуждаются вопросы, касающиеся качества и доступности высшего образования для лиц с ОВЗ: Е. Р. Ярская-Смирнова и П.В. Романов , Е. А. Мартынова , А. Т. Курбанова.
Исследования, посвященные проблемам готовности Ш1С изучались
Л. М Волосниковой и Г. З. Евремовой , Г. А. Степановой и А. В. Демчук , Л. Г. Моисеевой и П. А. Ферамонтовой.
Несмотря на научную разработанность инклюзивного образования с разнообразных ракурсов, социологических исследований, рассматривающих инклюзивное образование в вузе в оценках студентов, представлено недостаточно. Среди них наиболее актуальными являются работы И. С. Бочарниковой , С. А. Бурилкиной и А. С. Каминского , Д.В. Лапина, А.С. Машановой и М.С. Мельниковой. Изучение опыта обучения студентов с ОВЗ в высших профессиональных заведениях представлены как в зарубежных исследованиях, так и в отечественных: L. Kendall , A. Morina , Н. Н. Мещерякова и Е.Н. Роготнева .
Анализ степени научной разработанности темы с учетом ее актуальности обусловливает необходимость социологического исследования инклюзивного образования в университете «Дубна» в оценках студентов и студентов с ОВЗ.
Объект исследования - студенты университета «Дубна».
Предмет исследования - оценки студентами инклюзивного образования в университете «Дубна».
Цель исследования - выявить и сравнить оценки инклюзивного образования в университете «Дубна» студентами и студентами с ОВЗ.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание инклюзивного образования по материалам нормативно-правовых актов.
2. Изучить отечественный и зарубежный опыт социологического изучения инклюзивного образования.
3. Проанализировать опыт зарубежных стран в изучении инклюзивного образования в вузах в оценках студентов.
4. Выявить особенности отечественных социологических исследований
инклюзивного образования в вузе в оценках студентов.
5. Определить, как студенты университета «Дубна» оценивают инклюзивное образование.
Основная гипотеза:
Оценки инклюзивного образования в университете «Дубна» студентами и студентами с ОВЗ совпадают.
Дополнительные гипотезы:
1. Большинство студентов университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности о понятии «инклюзивное образование».
2. Студенты университета «Дубна», имеющие опыт взаимодействия
с инвалидами, положительно относятся к совместному обучению.
Студенты считают, что оптимальной формой обучения для студентов с ОВЗ
является инклюзивное образование.
4. По оценкам студентов университета «Дубна», основным барьером, с которым сталкиваются студенты с ОВЗ, является психологический.
5. Большинство студентов университета «Дубна» считают, что внедрение инклюзивного образования может негативно отразиться на качестве образования здоровых студентов.
6. По оценкам студентов университета «Дубна», основное преимущество инклюзивного образования - повышение толерантности в обществе.
Развитие инклюзивного образования стало одним из приоритетных направлений в государственной политике большинства стран мира, в том числе Российской Федерации. Инклюзивное образование в вузе представляет собой создание специальных условий для получения профессионального образования студентами с инвалидностью или с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками. Однако формирование гармоничного инклюзивного образовательного пространства вуза крайне болезненны и затруднены на уровне межличностных отношений, обучающихся с инвалидностью и условной группы «норма». Поэтому представлялось важным узнать, как студенты университета «Дубна» оценивают инклюзивное образование, в какой степени готовы к совместному обучению, каковы проблемные вопросы инклюзивного образования, его преимущества и недостатки.
Понятие инклюзивного образования закреплено в нормативно-правовых актах. Впервые в 2012 году в федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» было упомянуто и закреплено понятие «инклюзивное образование», а также сопутствующее определение «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и перечень условий для организации инклюзивного образования в вузе, а в федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие «инвалид», а также формы и виды инвалидности.
Отечественный и зарубежный опыт изучения инклюзивного образования свидетельствует о наличии препятствующих его реализации барьеров, таких как оценочный, академический, физический, организационно-правовой; когнитивный; информационный; технический и технологический.
В зарубежных социологических исследованиях инклюзивного образования делается акцент на критериях эффективности инклюзивного образования с точки зрения студентов с ОВЗ: идентификация с инвалидностью; трудности, с которыми столкнулись студенты с ОВЗ различных нарушений в процессе обучения; удовлетворенность опытом обучения в рамках инклюзивного образования; отношение Ш1С и сверстников к студентам с ОВЗ; качество Ш1С и образовательного процесса; доступность инфраструктуры; наличие административной и психологической поддержки; положительные и негативные эффекты инклюзивного образования. Авторы акцентируют внимание на особенностях работы социологов со студентами с ОВЗ. В числе наиболее распространенных рекомендаций: соблюдение этики общения; употребление термина «лицо с ОВЗ», вместо «инвалид»; не настаивать на участии в исследовании в случае отказа; обеспечить конфиденциальности информации в исследовании.
Опыт региональных социологических исследований инклюзивного образования в вузе в оценках студентов (Новосибирского государственного технического университета в
2017 г, Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова в
2018 г, Уральского федерального университета в 2017 г, Астраханского государственного университета в 2013 и 2017 гг) определил тренды в понимании инклюзивного образования студентами, отношения к нему, готовности к совместному обучению и готовности преподавателей к работе в условиях инклюзии- которые, как оказалось, характерны и схожи с результатами исследования, проведенного в университете «Дубна»
Студенты университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности о понятии «инклюзивное образование», его специфике и для кого оно предназначено, так как их ответы, содержат маркеры (доступность, совместность, адаптированность), которые соответствуют определению, закрепленному законодательно на федеральном уровне и не противоречат содержанию понятия. Полученные результаты отличаются от данных по другим регионам, так как согласно результатам региональных исследований в АГУ и НГТУ, проведенным в 2017 году, студенты демонстрируют относительно низкий уровень осведомленности.
Студенты университета «Дубна», имеющие опыт взаимодействия с лицами с ОВЗ, готовы к совместному обучению со студентами с ОВЗ и выражают намерение оказывать посильную помощь данной категории лиц. В свою очередь студенты с ОВЗ оценивают взаимоотношения с одногруппниками позитивно, так как большая часть учащихся хорошо и с пониманием к ним относится, предлагает помощь, выручает в сложной ситуации, тем самым создавая благоприятную атмосферу образовательного процесса. Таким образом, оценки студентов относительно совместного обучения совпадают.
По оценкам студентов оптимальной формой обучения является не столько инклюзивное образование, сколько смешанная форма обучения, которая позволяет сочетать элементы инклюзии и индивидуальный график. Тем не менее, на вопрос о том, необходимо ли развивать систему инклюзивного образования в университете «Дубна», подавляющее большинство студентов ответило утвердительно. По оценкам студентов, вполне успешно могут обучаться лица с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а лицам с нарушениями интеллекта или с задержкой психологического развития не место в вузе. Согласно материалам отечественных и зарубежных исследований, данная тенденция характера и для других вузов. Можно сказать, что оценки студентов и студентов с ОВЗ об оптимальной форме обучения совпадают, так как последние не только хотят, но и успешно обучаются в условиях инклюзивного образования.
По оценкам студентов университета «Дубна» основным барьером, с которым сталкиваются студенты с ОВЗ, является психологический. Действительно, согласно результатам интервью, так и или иначе каждый студент с ОВЗ испытывал психологические трудности, которые напрямую связаны с взаимодействием с преподавателями и одногруппниками, информированием о своем заболевании, негативным отношением или в усвоении учебного материала. Еще они отмечают трудности в процессе обучения из-за проблем с получением освобождения от физической культуры и частыми пропусками занятий, по причине госпитализации или визитом к врачу. Таким образом, оценки студентов и студентов с ОВЗ, касающиеся барьеров, частично совпадают, так как с проблемой доступности физического перемещения опрошенные студенты с ОВЗ не сталкивались, поскольку являются достаточно мобильными, но считают, что архитектурная среда развита хорошо и университет «Дубна» готов принимать студентов с различными нарушениями здоровья и потребностями, которые также не будут испытывать физический барьер в процессе обучения.
Негативные оценки инклюзивного образования студентами с ОВЗ связаны с: отсутствием информированности Ш1С об инвалидности студентов, неготовностью и отсутствием опыта у ППС работать со студентами с ОВЗ, неприязненным отношением со стороны одногруппников, - все это, по мнению студентов, может психологически травмировать и ставит под угрозу их комфортное пребывание в стенах вуза. Аналогичная позиция присуща и студентам без ОВЗ, а это значит, что относительно негативных аспектов внедрения инклюзивного образования оценки совпадают.
По оценкам студентов университета «Дубна» основными преимуществами инклюзивного образования являются внешние факторы (повышение толерантности в обществе и развитие коммуникативных и поведенческих навыков в общении со студентами с ОВЗ), которые превалируют над личностными (адаптация и включение в образовательный процесс, конкурентоспособность студента на рынке труда). Однако положительные оценки инклюзивного образования студентами с ОВЗ зависят от личностных факторов (материальные выплаты в вузе, возможности беспрепятственно получать высшее образование) и наиболее важного - степени толерантного отношения к данной категории лиц. Таким образом, оценки студентов и студентов с ОВЗ по поводу позитивных аспектов внедрения инклюзивного образования, совпадают.
Руководству «Университета «Дубна» рекомендуется:
1. Проводить дальнейшее совершенствование системы инклюзивного
образования.
2. Организовать просветительскую деятельность с целью формирования адекватного и толерантного отношения со стороны всех участников образовательного процесса к лицам с ОВЗ.
3. Создать отдел, специализирующийся в соискании работы для студентов с ОВЗ.
4. Создание групп поддержки для студентов с ОВЗ, в которых будет осуществляться целенаправленная помощь в преодолении трудностей.
5. Создание информационных стендов, в которых отражена навигация по университету «Дубна» и мероприятия, в которых студенты с ОВЗ могли бы беспрепятственно участвовать.
6. Обеспечить переподготовку преподавателей, не имеющих специального педагогического образования, для работы со студентами с ОВЗ.
1. Данные официальной статистики. Сайт Росстата. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/zdrav/inv-det.htm (дата обращения 05.02.2019).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов. закон от 13.12.2006 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения 27.01.2018).
3. О направлении требований. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 7872/ (дата обращения 07.01.2019).
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 12.12.18).
5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 27.10.2018).
6. Отчет о проведении социологического исследования. Мониторинг «Универсальный дизайн», май 2013 г. / Центр социологических исследований АГУ // Официальный сайт Астраханского государственного университета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asu.edu.ru/images/File/ilil6/stud_ogran.pdf. (Дата обращения 29.02.19).
7. Официальный сайт университета «Дубна». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inklysia.uni-dubna.ru/otdell (дата обращения 29.10.2018).
8. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения 05.02.2019).
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 (ред. от 30.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"// Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения 27.10.2018).
10. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения 29.10.2018).
11. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. // Права инвалидов и их защита. Перспектива. Региональная общественная организация инвалидов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo/ perspectiva- inva.ru/index.php?id=95 (дата обращения 12.12.18).
Список использованной литературы:
12. Аввакумова, Е. А. Инклюзивное образование: проблемы и пути решения / Е. А. Аввакумова, Н. Ю. Марчук // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — C. 18 —28.
13. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. — 2014, № 1. — C. 5 —16.
14. Андреева, Р. В. Развитие инклюзивного образования в вузе // Juvenis scientia. — 2016, № 1. — С.41— 48.
15. Андреевская, Л. А. История становления инклюзивного образования в России // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2015, № 5(1). — C. 8 —10.
16. Андрианова, Е. И. Инклюзивное образование: характеристика, сущности, проблемы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2016, № 93. — С.14 —18.
17. Ахметова, Д. З. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др.; - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 79 с.
18. Барнаш, А. В. Инклюзивный подход к образованию/ А. В. Барнаш, О.А. Плотникова, М.Л. Чаплыгина // Концепт. — 2015, № 13. — С. 2041—2045.
19. Бочарникова, И. С. Особенности инклюзивного образования в современном российском вузе: социологический анализ// Primo aspectu. — 2018. — № 1(33). — С. 83 — 88.
20. Бурилкина, С. А. Готовность студентов к вступлению в инклюзивное образовательное пространство вуза: социологический аспект / Бурилкина С. А., Каминский А. С. // Гуманитарно-педагогические исследования. — 2018, № 2. — С. 24 —29.
21. Вернер, Н. А. Исследование отечественных и зарубежных подходов к интегрированному и инклюзивному обучению в образовательных организациях// Санкт- Петербургский образовательный вестник. —2017, №1. — С. 55 - 63.
22. Волков, В. В. Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов / В. В. Волков, Е. В. Михальчи // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2016, № 2.
— С. 31 — 42.
23. Волосникова, Л. М. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования / Л. М. Волосникова, Г. З. Ефимова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. —2016, № 2. — С. 30 — 43.
24. Воронова, О. В. Становление и развитие инклюзивного образования: историко-генетический аспект // Вестник самарского университета. История, педагогика, филология.
— 2017, № 2. — С. 37 - 43.
25. Голоб, Е. В. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения / Е. В. Голоб, Е. В. Сапрыкин // Поволжский педагогический вестник.
— 2015, № 4(9). — С. 109 —117.
26. Гринина, Е. С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья //Народное образование. Педагогика. — 2015, №4. — С. 333 — 338.
27. Грозная, Н. С. Включающее образование. История и зарубежный опыт // Вопросы образования. - 2016, № 1. — С. 89 - 104.
28. Заляева, А. В. Сравнительный анализ отношения к людям с ограниченными возможностями в России и Европе (пилотажное исследование) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены — 2015, № 2 (125). — С. 113 — 120.
29. Захаров, К. В. Актуальность инклюзивного образования в вузах России / К. В. Захаров, Г. В. Нигматуллина // Психология, социология и педагогика. — 2016, № 1.
— С. 76 — 89.
30. Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. — 2018, № 20. — С. 165 - 178.
31. Ишмеева, А. С. Инклюзивное образование как перспектива социального развития общества / А. С. Ишмеева, Д. И. Герасимова, Е. А. Сафина // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. - 2015, № 3 (13). — С. 13 —18.
32. Ковалев, Е. В., Староверова, М. С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1
- М.: Центр «Школьная книга», 2010. — 272 с.
33. Коновалов, И. Е. Особенности формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении // Теория и практика общественного развития. — 2015, № 17. — С.14 —17.
34. Коростелева, Н. А. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме / Н. А. Коростелева, А. М. Краснов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. — 2014, №1(3). — С. 24—36.
35. Курбанова, А.Т. Инклюзивная практика в высшей школе - образовательный проект для студентов и магистрантов // Инклюзивное профессиональное образование. - Челябинск: Изд-во Челябинского университета, 2015. — С. 224.
36. Кутепова, Е.Н. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях/ Е.Н. Кутепова, А.С. Сунцова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2016, № 30. — С. 79 - 88.
37. Лапин, Д. В. Готовность студентов к вступлению в инклюзивное образовательное пространство вуза: социологический аспект / Д. В. Лапин, А. С. Машанова, М.С. Мельникова // Теория и практика общественного развития. — 2018, № 1. — С. 24 — 30.
38. Левшунова, Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное образование: учеб. пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 114 с.
39. Лукьянова, Н. А. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения/ Н. А Лукьянова, Н.И. Щукина, Е.В. Лукьянова // Вестник науки Сибири. — 2016, № 1 (20). — С. 101—110.
40. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
41. Мартынова, Е. А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и ли с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович. - Челябинск, 2016. —101 с.
42. Мещерякова, Н. Н. Опыт организации обучения студентов-инвалидов в высших образовательных учреждениях Российской Федерации / Н. Н. Мещерякова, Е. Н. Роготнева // Социодинамика. - 2017, № 9. - С. 46-57.
43. Миронова, Ю. Г. Барьеры и ресурсы инклюзивного профессионального образования/ Ю.Г. Миронова, Т.Н. Симонова // Вестник Череповецкого государственного университета.
— 2015, № 6. — С. 139-151.
44. Михальчи, Е. В. Исследование невербального восприятия студентами лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Теоретическая и экспериментальная психология — 2017, № 1. — C. 6 —19.
45. Михальчи, Е. В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России // Современные проблемы науки и образования. — 2014, № 2. — С. 23— 39.
46. Михальчи, Е. В. Сравнительный анализ терминологии инклюзивного образования// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2015, № 5. — С. 142—149.
47. Моисеева, Л. Г. О подготовке преподавателей вуза к инклюзивному обучению студентов-инвалидов / Л. Г. Моисеева, П. А. Ферамонтова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2017, №1. — С. 53 —62.
48. Морозова, Е. А. Влияние менталитета на отношение к инвалидам / Е.А. Морозова, П.П. Шевель // Социально-гуманитарные знания. — 2013, №3. — С. 297 —303.
49. Мушкина, И. А. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом/ И. А. Мушкина, Н. В. Бородина, О. П. Садилова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2015, №3. — С. 16 — 24.
50. Назарова, Н. Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблем внедрения // Социальная педагогика. — 2010, № 1. — С.77—87.
51. Наумов, А. А. Теоретические и прикладные аспекты инклюзивного образования: моногр. / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. — 128 с.
52. Носова, Т. М. Инклюзивное образование — стратегическое направление
современного образования России // Молодой ученый. — 2016, №16 (1). — С. 37— 41.
53. Ореховская, Н. А. Принципы толерантности в инклюзивном образовании / Н. А. Ореховская, Е. В. Воеводина // Социально-гуманитарные знания. — 2017, №4. — С. 134—142.
54. Резник, Г. А., Развитие инклюзивного образования в вузах России / Г. А. Резник, М. А. Курдова // Экономика и социум. —2016, № 11-2 (30) — С. 89— 104.
55. Скоробогатова, Ю. В., Белькова, К. А. Отношение студентов к инклюзивному образованию в вузе В сборнике: социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Богинской. — 2017. — С. 251—255.
56. Скуднова, Т. Д. Мировая практика инклюзивного образования: история и современность/ Т. Д. Скуднова, М.Н. Пашкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2018, №4. — С. 109-124.
57. Степанова, Г. А. К проблеме готовности осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в теории и практике профессиональной подготовки педагогических кадров/ Г. А. Степанова, А. В. Демчук // Символ науки. — 2016, №1. — С. 198 — 205.
58. Сунцова, А. С. О методологических подходах к исследованию проблем инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. — 2014, № 1. — C. 26 —32.
59. Фролова, И. Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Народное образование. Педагогика. — 2017, №2. — С. 347—352.
60. Щетинина, Е. Б. Современные критерии классификации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика развития и сотрудничества. — 2017, №2. — С. 347—352.
61. Щипанкина, Е. С. Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в пространстве университета: проблемы и перспективные решения // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы международного образовательного форума (22 окт. 2015 г.): в 3 т. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2015. С. 169 — 173.
62. Юферева, В. В. История возникновения инклюзивного образования // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2016, № 30. — С. 79 — 88.
63. Ярская, В. Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. — 2008, №3. — C.11—16.
64. Ярская-Смирнова, Е. Р. Доступность высшего образования для инвалидов/ Е. Р. Ярская-Смиронова, П. В. Романов // Университетское управление. - 2005, № 1(34). - С. 89 — 99.
65. Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская- Смирнова, И. И. Лошакова // Социологические исследования. —2003, №5. — С.100 —106.
66. Avramidis E. et al. Using sociometric techniques to assess the social impacts of inclusion: Some methodological considerations // Educational research review. - 2017. - V. 20. - P. 68-80.
67. Haider, G. Special education teachers' efficacy: Implementation of inclusive education program / G. Haider, A. Raza, T. N. Khan. // Turkish International Journal of Special Education and Guidance & Counseling. — 2015, № 33. — P. 411-431.
68. Kendall, L. Higher education and disability: Exploring student experiences Cogent Education. — 2017, № 33. — P. 121-143.
69. Liasidou, A. Inclusive education and critical pedagogy at the intersection of disability, race, gender and class // Journal for Critical Education Policy Studies. — 2012, № 1. — P. 168— 184.
70. Mitchell, D. What really works in special and inclusive education. USA. — 2008. — 234 p.
71. Molina, V. M. The role of lecturers and inclusive education / V. M. Molina, H. P. Rodriguez., N. M. Aguilar, A. C. Fernandez, A. Morina / Journal of Research in Special Educational Needs. — 2016, №12. — P. 1046—1049.
72. Morina, A. Inclusive curricula in Spanish higher education? Students with disabilities speak out // Disability & Society. - 2014. - V. 29 (1). - P. 44-57.
73. Morina, A. We aren't heroes, we're survivors': higher education as an opportunity for students with disabilities to reinvent an identity // Journal of Further and Higher Education. - 2017. - №41 (2). - P. 215-226
74. Nirje, B. The normalization principle and its human management implications // The International Social Role Valorization Journal. — 1994, № 2. — P. 19 —23.
75. Stubbs, S. Inclusive Education Where there are few resources. Norway. — 2008. —124 p
76. Tomlinson, S. Is a sociology of special and inclusive education possible? — 2015, № 2.— P. 273 —281.