Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №74961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 8
1.1. Умение работать с информацией на уроках литературного
чтения как планируемый результат обучения младшего школьника 8
1.2. Современные методы и приемы работы с информацией на
уроках литературного чтения в начальной школе 16
1.3. Анализ педагогического опыта по проблеме формирования у
младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе 40
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 40
2.2. Содержание работы по формированию умений работать с
информацией на уроках литературного чтения в начальной школе 48
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение


Процесс модернизации современного российского образования, происходящий сегодня, изменил его ориентацию на формирование человека, как носителя культуры нового времени, человека, способного быстро адаптироваться к новым условиям в стремительно развивающемся обществе. Основной задачей системы образования стала не просто социализация личности, а формирование и развитие у личности разного рода компетенций.
Если раньше ученик должен был освоить определенный набор знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения и оценивания результата деятельности - компетенция.
Основой любого познавательного процесса является умение работать с информацией. Совокупность умений по работе с информацией являются частью информационной компетенции.
Предмет «Литературное чтение» является одним из самых важных на начальной ступени образования. В ходе работы над текстом учитель создает условия для формирования умений работать с информацией, что позволяет ребенку не только научиться читать текст, но и анализировать его, способствует развитию словарного запаса младшего школьника и совершенствует его коммуникативные навыки. Изучение различных приемов работы с информацией необходимо для создания особой атмосферы на уроке, при которой школьники с интересом изучают новый материал, быстро включаются в работу.
В век развитых компьютерных технологий современному школьнику приходится принимать огромное количество информации из разных ресурсов. Часто не обработанные данные учащиеся начальной школы просто принимают «на веру». Задача учителя использовать такие приёмы работы с информацией, которые позволят каждому школьнику повысить качество полученных знаний.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество обработки информации, полученной на уроках литературного чтения, снижается. Все очевиднее становится замещающее влияние на чтение средств коммуникации, как интернет и телевидение. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной компетентности подрастающего поколения.
Далеко не все современные школьники обладают умениями работать с информацией таким образом, чтобы элементарно понять смысл прочитанного текста. Многие не могут дать характеристику героям прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступкам персонажа и, в том числе, к целому произведению , также дети не в состоянии найти ответ на вопрос по содержанию текста, самостоятельно задать вопросы. Все это неизбежно ведет к тому, что учащиеся затрудняются выполнять проверочные и комплексные работы по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно, так как не понимают их смысл.
Именно поэтому проблема формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения остается актуальной и значимой на сегодняшний день.
Над формированием у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения работали такие российские педагоги, как Г.А. Жаркова, Н.Г. Мальцева, Т.С. Фещенко, М.А. Почемова, Е.В Шохирева и другие. Неоценимый вклад в развитие методики работы с информацией внесли выдающиеся зарубежные ученые-методисты Б. Блум, Э. Боно, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и другие.
Несмотря на большое количество теоретических исследований, методы и приемы формирования умений у младших школьников работать с информацией на роках литературного чтения не поддаются однозначной трактовке. Школьная практика показывает, что учащиеся самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а проводимая учителем работа по анализу художественного произведения не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные пласты.
Исходя из данного противоречия, мы можем выявить проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: работа с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование у младших школьников умений с информацией на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1. Учитываются требования по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, определенные программой для данного года обучения;
2. Используются современные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2. Рассмотреть педагогический опыт по предмету исследования;
3. Организовать и провести экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, проектирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Прогимназия №51» г. Белгорода, 2 «А» класс, общее число испытуемых - 29 человек, учитель Л.А. Ершова.
Апробация результатов исследования представлена в публикации статьи «Приемы работы с информацией на уроках литературного чтения в начально школе» по материалам Российской научной студенческой конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-313-10005 (26-27 апреля 2018, г. Елец).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются умения младших школьников работать с информацией на уроках литературного чтения, как планируемый результат деятельности, современные методы и приемы работы с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе и анализ педагогического опыта по проблеме формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Во второй главе представлены диагностика уровня сформированности у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения, а также содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 51 наименование источников информации.
В приложении содержатся диагностические материалы и планы- конспекты уроков литературного чтения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При подготовке выпускной квалификационной работы была определена цель исследования: выяснить, каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения. Для достижения данной цели был решен ряд задач.
Мы изучили педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения и установили степень разработанности проблемы. На основании полученных нами данных мы выяснили, что формирование у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного является важнейшей задачей современной начальной школы, так как уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.
Также мы рассмотрели и проанализировали педагогический опыт по проблеме исследования и пришли к выводу, что основная проблема формирования умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе - отсутствие мотивации к чтению, несформированность читательской компетенции и низкий уровень критического мышления младших школьников. Поэтому деятельность по формированию у младших школьников работать с информацией должна быть направлена на решение данных проблем и реализацию программных требований для данного года обучения, в том числе по достижению предметных и метапредметных результатов. При этом важно чтобы работа осуществлялась поэтапно, а в ходе образовательной деятельности использовались современные эффективные методы и приемы работы с информацией.
В ходе экспериментальной работы по проблеме исследования мы выяснили, что среди младших школьников преобладает средний уровень сформированности умений работать с художественным текстом, как источником информации. Средний уровень сформированности умений характеризуется тем, что учащиеся испытывают затруднения при осуществлении анализа и синтеза информации.
На основании результатов проведенной нами экспериментальной работы, мы сделали вывод о необходимости систематической и целенаправленной работы по формированию у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения. А также выявили необходимость в использовании на уроках литературного чтения современных методов и приемов работы с информацией, способствующих повышению эффективности формирования и развития умений работать с информацией.
Нам удалось теоретически и практически обосновать необходимость формирования умений у младших школьников работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе. А главное выявить способы решения данной проблемы.
Мы представили несколько фрагментов уроков, в которых наглядно демонстрируется, как эффективно организовать учебную деятельность по созданию условий для формирования умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, используя проблемно-диалогические, исследовательские и проектные методы обучения, которые активизируют деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования.
Формирование у школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения будет эффективным, если учитываются требования по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, определенные программой для данного года обучения; используются современные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Опираясь на вышесказанное, мы можем предположить, что при соблюдении данных условий достигается равноценно высокий уровень сформированности у младших школьников умений работать с информацией.
Так как тема исследования актуальна в условиях развития информационного общества для современного образования и имеет практическую направленность, а проблема раскрыта достаточно глубоко, то теоретические и методические разработки, предложенные в рамках выпускной квалификационной работы, можно использовать в практической педагогической деятельности на уроках литературного языка в начальной школе.



1. Айвазян Н.С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач / Н.С. Айвазян // Психолого¬педагогический журнал «Гаудеамус». - 2016. - №3. - С. 13-21.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова / Под ред. Г.С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 107 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. - М: Просвещение, 2010. - 98 с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
5. Бадя Т. 101 совет по эффективной работе с информацией / Т. Бадя. - М.: АльпиноПаблишер, 2012. - 56 с.
6. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика /
А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Просвещение, 2001. - 102 с.
7. Виноградова Н.Ф. Особенности работы учителя в условиях эксперимента / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова. - М.:Вентана - граф, 2001. - 32 с.
8. Генике Е.А. Развитие критического мышления / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова / под ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи», 2002. - 239 с.
9. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Изд.5 / А.А. Гин / Под общ.ред. А.В. Хмелева.- М.: Вита-пресс, 2004. - 148 с.
10. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая / Под ред. М.Э. Ветвицкой. - М.: Изд-во «Мой учебник»,
2007. - 256 с.
11. Егорова Д.А. Использование приема «чтение с остановками» на уроках литературного чтения в начальной школе / Д.А. Егорова // Пермский педагогический журнал. - 2016. - №5. - С. 25-33.
12. Ефросинина Л.А. Программа 1-4 классы «Литературное чтение» / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
13. Жаркова Г.А. Воспитание информационной культуры личности в системе непрерывного образования с использованием ситуационного принципа / Г.А. Жаркова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №12. - С.130-139.
14. Загашаев И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 207 с.
15. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития /
И.О. Загашаев, С.И. Заир-Бек. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 307 с.
16. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках / С.И. Заир-Бек. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
17. Заир-Бек С. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя /С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
18. Каменкова Н.В. Работа с текстом и информацией / Н.В. Каменкова, Е.Д. Полякова / Под ред. Т.В. Чупина. - М.: АСТ, 2014. - 48 с.
19. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лау / Под ред. А.В. Федорова. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО, 2007. - 196 с.
20. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
21. Мальцева Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника/ Н.Г. Мальцева // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С.86-90.
22. Маранцман В.Г. Интерпретация художественных произведений как технология общения. Учебно-методическое пособие / В.Г. Маранцман, Т.Ф. Календов, М.Б. Труненко. - Спб: Образование и культура Северо- Запада России, 1998. - 89 с.
23. Мы идем к детям: Современная школа глазами студентов: Учебное пособие / Сост. И.Д. Демакова. - М.: Просвещение, 2012. - 170 с.
24. Обласова Т.В. Умения школьников работать с информацией. Учебное пособие / Т.В. Обласова. - М.: Изд-во «Флинта», 2018. - 216 с.
25. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Под ред. А.В. Хуторского. - М: Изд. центр «Академия», 2002. - 63 с.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
27. Педагогика: Учеб.пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс,
2012. - 512 с.
28. Пономарева Л.А. Рабочие программы. Нач.школа. 2 кл. УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» / Л.А. Пономарева / Под ред. Е.С. Геланджиной. - М.: Планета, 2013. - 192 с.
29. Почемова М.А. Формирование умения работать с информацией: отбор информации по заданному условию, использование информации, преобразование информации / М.А. Почемова // Человек и образование. -
2008. - №22. - С. 37-47.
30. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011. - 231 с.
31. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.
32. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Под ред. С.В. Золотарева. - Самара: Дом Федорова, 2011. - 224 с.
33. Романичева Е.С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом / Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова / Под ред. Ю.В. Щербининой. - Спб.: Изд-во «Форум», 2017. - 368 с.
34. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - №1 - С.11-18.
35. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС / В.Ю. Свиридова / Под ред. В.П. Сергеева. - Самара: Изд. дом «Федоров», 2013. - 160 с.
36. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 -х частях. Часть 2. ФГОС / В.Ю. Свиридова. - Самара: Дом Федорова, 2013. - 176 с.
37. Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-
коммуникационных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных
технологий, 2005. - 307 с.
38. Семенова И.Д. Развитие умений работать с информацией средствами развивающего обучения Л.В. Занкова / И.Д. Семенова // Начальная школа Плюс До и После. - 2008. - №2. - С. 32-41.
39. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст / О.В. Соболева. - М.: Изд-во «Баласс», 2009. - 200 с.
40. Соколова Т.Е. Комплексное использование различных источников информации на уроках в начальной школе / Т.Е. Соколова. - Самара: Изд. дом «Федоров», 2009. - 96 с.
41. Спиргене Л. Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления / Л. Спиргине // Библиотека в школе. - 2001. - № 6. - С. 19-30.
42. Спиргене Л. Развитие критического мышления через чтение и письмо / Л. Спиргине // Библиотека в школе. - 2001. - № 12-2001. - С. 42-54.
43. Татьянченко Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. - 2000 - №7. - С. 38-63.
44. Тропкина Л.А. Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС / Л.А. Тропкина, Т.В. Бут, Г.А. Мейчик / Под ред. Г.П. Поповой, Н.Н. Черноивановой. - Волгоград: Изд-во «Учитель»,
2013. - 176 с.
45. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе / Т.В. Турчанинова // Начальная школа Плюс До и После. - 2007. - № 8. - С. 13-16.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А.А. Казакова. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
47. Фещенко Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования / Т.С. Фещенко // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С.56-62.
48. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова // Начальная школа Плюс До и После. - 2012. - № 8. - С. 17-29.
49. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования / О.В. Чиндилова. - М.: Изд-во «Баласс», 2010. - 208 с.
50. Шейкина С.А. В мире информации. Работаем с информационными источниками. 2 класс. Тетрадь для обучающихся / С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2018. - 108 с.
51. Шейкина С.А. В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1 класс. Тетрадь для обучающихся / С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2018. - 104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ