ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 8
1.1. Умение работать с информацией на уроках литературного
чтения как планируемый результат обучения младшего школьника 8
1.2. Современные методы и приемы работы с информацией на
уроках литературного чтения в начальной школе 16
1.3. Анализ педагогического опыта по проблеме формирования у
младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе 40
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 40
2.2. Содержание работы по формированию умений работать с
информацией на уроках литературного чтения в начальной школе 48
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 8
1.1. Умение работать с информацией на уроках литературного
чтения как планируемый результат обучения младшего школьника 8
1.2. Современные методы и приемы работы с информацией на
уроках литературного чтения в начальной школе 16
1.3. Анализ педагогического опыта по проблеме формирования у
младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе 40
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения 40
2.2. Содержание работы по формированию умений работать с
информацией на уроках литературного чтения в начальной школе 48
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение
Процесс модернизации современного российского образования, происходящий сегодня, изменил его ориентацию на формирование человека, как носителя культуры нового времени, человека, способного быстро адаптироваться к новым условиям в стремительно развивающемся обществе. Основной задачей системы образования стала не просто социализация личности, а формирование и развитие у личности разного рода компетенций.
Если раньше ученик должен был освоить определенный набор знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения и оценивания результата деятельности - компетенция.
Основой любого познавательного процесса является умение работать с информацией. Совокупность умений по работе с информацией являются частью информационной компетенции.
Предмет «Литературное чтение» является одним из самых важных на начальной ступени образования. В ходе работы над текстом учитель создает условия для формирования умений работать с информацией, что позволяет ребенку не только научиться читать текст, но и анализировать его, способствует развитию словарного запаса младшего школьника и совершенствует его коммуникативные навыки. Изучение различных приемов работы с информацией необходимо для создания особой атмосферы на уроке, при которой школьники с интересом изучают новый материал, быстро включаются в работу.
В век развитых компьютерных технологий современному школьнику приходится принимать огромное количество информации из разных ресурсов. Часто не обработанные данные учащиеся начальной школы просто принимают «на веру». Задача учителя использовать такие приёмы работы с информацией, которые позволят каждому школьнику повысить качество полученных знаний.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество обработки информации, полученной на уроках литературного чтения, снижается. Все очевиднее становится замещающее влияние на чтение средств коммуникации, как интернет и телевидение. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной компетентности подрастающего поколения.
Далеко не все современные школьники обладают умениями работать с информацией таким образом, чтобы элементарно понять смысл прочитанного текста. Многие не могут дать характеристику героям прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступкам персонажа и, в том числе, к целому произведению , также дети не в состоянии найти ответ на вопрос по содержанию текста, самостоятельно задать вопросы. Все это неизбежно ведет к тому, что учащиеся затрудняются выполнять проверочные и комплексные работы по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно, так как не понимают их смысл.
Именно поэтому проблема формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения остается актуальной и значимой на сегодняшний день.
Над формированием у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения работали такие российские педагоги, как Г.А. Жаркова, Н.Г. Мальцева, Т.С. Фещенко, М.А. Почемова, Е.В Шохирева и другие. Неоценимый вклад в развитие методики работы с информацией внесли выдающиеся зарубежные ученые-методисты Б. Блум, Э. Боно, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и другие.
Несмотря на большое количество теоретических исследований, методы и приемы формирования умений у младших школьников работать с информацией на роках литературного чтения не поддаются однозначной трактовке. Школьная практика показывает, что учащиеся самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а проводимая учителем работа по анализу художественного произведения не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные пласты.
Исходя из данного противоречия, мы можем выявить проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: работа с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование у младших школьников умений с информацией на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1. Учитываются требования по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, определенные программой для данного года обучения;
2. Используются современные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2. Рассмотреть педагогический опыт по предмету исследования;
3. Организовать и провести экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, проектирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Прогимназия №51» г. Белгорода, 2 «А» класс, общее число испытуемых - 29 человек, учитель Л.А. Ершова.
Апробация результатов исследования представлена в публикации статьи «Приемы работы с информацией на уроках литературного чтения в начально школе» по материалам Российской научной студенческой конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-313-10005 (26-27 апреля 2018, г. Елец).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются умения младших школьников работать с информацией на уроках литературного чтения, как планируемый результат деятельности, современные методы и приемы работы с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе и анализ педагогического опыта по проблеме формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Во второй главе представлены диагностика уровня сформированности у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения, а также содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 51 наименование источников информации.
В приложении содержатся диагностические материалы и планы- конспекты уроков литературного чтения.
Если раньше ученик должен был освоить определенный набор знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения и оценивания результата деятельности - компетенция.
Основой любого познавательного процесса является умение работать с информацией. Совокупность умений по работе с информацией являются частью информационной компетенции.
Предмет «Литературное чтение» является одним из самых важных на начальной ступени образования. В ходе работы над текстом учитель создает условия для формирования умений работать с информацией, что позволяет ребенку не только научиться читать текст, но и анализировать его, способствует развитию словарного запаса младшего школьника и совершенствует его коммуникативные навыки. Изучение различных приемов работы с информацией необходимо для создания особой атмосферы на уроке, при которой школьники с интересом изучают новый материал, быстро включаются в работу.
В век развитых компьютерных технологий современному школьнику приходится принимать огромное количество информации из разных ресурсов. Часто не обработанные данные учащиеся начальной школы просто принимают «на веру». Задача учителя использовать такие приёмы работы с информацией, которые позволят каждому школьнику повысить качество полученных знаний.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество обработки информации, полученной на уроках литературного чтения, снижается. Все очевиднее становится замещающее влияние на чтение средств коммуникации, как интернет и телевидение. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной компетентности подрастающего поколения.
Далеко не все современные школьники обладают умениями работать с информацией таким образом, чтобы элементарно понять смысл прочитанного текста. Многие не могут дать характеристику героям прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступкам персонажа и, в том числе, к целому произведению , также дети не в состоянии найти ответ на вопрос по содержанию текста, самостоятельно задать вопросы. Все это неизбежно ведет к тому, что учащиеся затрудняются выполнять проверочные и комплексные работы по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно, так как не понимают их смысл.
Именно поэтому проблема формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения остается актуальной и значимой на сегодняшний день.
Над формированием у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения работали такие российские педагоги, как Г.А. Жаркова, Н.Г. Мальцева, Т.С. Фещенко, М.А. Почемова, Е.В Шохирева и другие. Неоценимый вклад в развитие методики работы с информацией внесли выдающиеся зарубежные ученые-методисты Б. Блум, Э. Боно, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и другие.
Несмотря на большое количество теоретических исследований, методы и приемы формирования умений у младших школьников работать с информацией на роках литературного чтения не поддаются однозначной трактовке. Школьная практика показывает, что учащиеся самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а проводимая учителем работа по анализу художественного произведения не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные пласты.
Исходя из данного противоречия, мы можем выявить проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: работа с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование у младших школьников умений с информацией на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1. Учитываются требования по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, определенные программой для данного года обучения;
2. Используются современные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2. Рассмотреть педагогический опыт по предмету исследования;
3. Организовать и провести экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, проектирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Прогимназия №51» г. Белгорода, 2 «А» класс, общее число испытуемых - 29 человек, учитель Л.А. Ершова.
Апробация результатов исследования представлена в публикации статьи «Приемы работы с информацией на уроках литературного чтения в начально школе» по материалам Российской научной студенческой конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-313-10005 (26-27 апреля 2018, г. Елец).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются умения младших школьников работать с информацией на уроках литературного чтения, как планируемый результат деятельности, современные методы и приемы работы с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе и анализ педагогического опыта по проблеме формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
Во второй главе представлены диагностика уровня сформированности у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения, а также содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 51 наименование источников информации.
В приложении содержатся диагностические материалы и планы- конспекты уроков литературного чтения.
При подготовке выпускной квалификационной работы была определена цель исследования: выяснить, каковы педагогические условия эффективного формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения. Для достижения данной цели был решен ряд задач.
Мы изучили педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения и установили степень разработанности проблемы. На основании полученных нами данных мы выяснили, что формирование у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного является важнейшей задачей современной начальной школы, так как уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.
Также мы рассмотрели и проанализировали педагогический опыт по проблеме исследования и пришли к выводу, что основная проблема формирования умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе - отсутствие мотивации к чтению, несформированность читательской компетенции и низкий уровень критического мышления младших школьников. Поэтому деятельность по формированию у младших школьников работать с информацией должна быть направлена на решение данных проблем и реализацию программных требований для данного года обучения, в том числе по достижению предметных и метапредметных результатов. При этом важно чтобы работа осуществлялась поэтапно, а в ходе образовательной деятельности использовались современные эффективные методы и приемы работы с информацией.
В ходе экспериментальной работы по проблеме исследования мы выяснили, что среди младших школьников преобладает средний уровень сформированности умений работать с художественным текстом, как источником информации. Средний уровень сформированности умений характеризуется тем, что учащиеся испытывают затруднения при осуществлении анализа и синтеза информации.
На основании результатов проведенной нами экспериментальной работы, мы сделали вывод о необходимости систематической и целенаправленной работы по формированию у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения. А также выявили необходимость в использовании на уроках литературного чтения современных методов и приемов работы с информацией, способствующих повышению эффективности формирования и развития умений работать с информацией.
Нам удалось теоретически и практически обосновать необходимость формирования умений у младших школьников работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе. А главное выявить способы решения данной проблемы.
Мы представили несколько фрагментов уроков, в которых наглядно демонстрируется, как эффективно организовать учебную деятельность по созданию условий для формирования умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, используя проблемно-диалогические, исследовательские и проектные методы обучения, которые активизируют деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования.
Формирование у школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения будет эффективным, если учитываются требования по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, определенные программой для данного года обучения; используются современные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Опираясь на вышесказанное, мы можем предположить, что при соблюдении данных условий достигается равноценно высокий уровень сформированности у младших школьников умений работать с информацией.
Так как тема исследования актуальна в условиях развития информационного общества для современного образования и имеет практическую направленность, а проблема раскрыта достаточно глубоко, то теоретические и методические разработки, предложенные в рамках выпускной квалификационной работы, можно использовать в практической педагогической деятельности на уроках литературного языка в начальной школе.
Мы изучили педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения и установили степень разработанности проблемы. На основании полученных нами данных мы выяснили, что формирование у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного является важнейшей задачей современной начальной школы, так как уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.
Также мы рассмотрели и проанализировали педагогический опыт по проблеме исследования и пришли к выводу, что основная проблема формирования умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе - отсутствие мотивации к чтению, несформированность читательской компетенции и низкий уровень критического мышления младших школьников. Поэтому деятельность по формированию у младших школьников работать с информацией должна быть направлена на решение данных проблем и реализацию программных требований для данного года обучения, в том числе по достижению предметных и метапредметных результатов. При этом важно чтобы работа осуществлялась поэтапно, а в ходе образовательной деятельности использовались современные эффективные методы и приемы работы с информацией.
В ходе экспериментальной работы по проблеме исследования мы выяснили, что среди младших школьников преобладает средний уровень сформированности умений работать с художественным текстом, как источником информации. Средний уровень сформированности умений характеризуется тем, что учащиеся испытывают затруднения при осуществлении анализа и синтеза информации.
На основании результатов проведенной нами экспериментальной работы, мы сделали вывод о необходимости систематической и целенаправленной работы по формированию у младших школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения. А также выявили необходимость в использовании на уроках литературного чтения современных методов и приемов работы с информацией, способствующих повышению эффективности формирования и развития умений работать с информацией.
Нам удалось теоретически и практически обосновать необходимость формирования умений у младших школьников работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе. А главное выявить способы решения данной проблемы.
Мы представили несколько фрагментов уроков, в которых наглядно демонстрируется, как эффективно организовать учебную деятельность по созданию условий для формирования умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, используя проблемно-диалогические, исследовательские и проектные методы обучения, которые активизируют деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования.
Формирование у школьников умений работать с информацией на уроках литературного чтения будет эффективным, если учитываются требования по формированию умений работать с информацией на уроках литературного чтения в начальной школе, определенные программой для данного года обучения; используются современные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся по изучаемому художественному произведению.
Опираясь на вышесказанное, мы можем предположить, что при соблюдении данных условий достигается равноценно высокий уровень сформированности у младших школьников умений работать с информацией.
Так как тема исследования актуальна в условиях развития информационного общества для современного образования и имеет практическую направленность, а проблема раскрыта достаточно глубоко, то теоретические и методические разработки, предложенные в рамках выпускной квалификационной работы, можно использовать в практической педагогической деятельности на уроках литературного языка в начальной школе.
Подобные работы
- Формирование у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Формирования личностных УУД у младших школьников в процессе изучение фольклора на уроках литературного чтение
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



