Введение 4
1. Теоретические основы исследования системы оценки персонала в организации 7
1.1. Определение системы оценки персонала. Место оценки персонала
в системе управления персоналом 7
1.2. Характеристика современных инструментов и методов оценки
персонала, используемых в практике организации 17
1.3. Аттестация персонала и ее применение для оценки сотрудников в
организации 25
2. Исследование системы оценки персонала в ООО «Строй-Комфорт» 33
2.1. Общая характеристика организации 34
2.2. Исследование системы оценки персонала организации 47
3. Внедрение в практику ООО «Строй-Комфорт» современных инструментов и методов оценки персонала 59
3.1. Разработка программы внедрения современных инструментов и
методов в систему оценки персонала организации 59
3.2. Оценка ожидаемого эффекта от внедрения предлагаемой про¬
граммы 69
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Приложения
На сегодня проблема оценки работы персонала пока не имеет конкретного общепризнанного решения. Существует множество методик, стандартных и нестандартных, которые помогают оценить отдельные параметры деятельности персонала организации. Но максимально полный и достоверный объем информации может предоставить только комплексная система оценки персонала.
Система оценки персонала должна быть максимально объективной. Также объективно она должна восприниматься и сотрудником. Еще два не-обходимых условия - открытость и понятность критериев оценки, и конфиденциальность её результатов (то есть они известны только сотруднику, его руководителю, отделу по управлению персоналом). Принятие сотрудниками системы оценки и активное участие работников в процессе аттестации также являются условиями эффективного функционирования системы оценки.
Одной из самых распространенных форм оценки персонала является аттестация, утвержденная законодательством РФ и проводимая с помощью наиболее проработанных (по сравнению с другими формами) процедур и механизмов. В зависимости от целей оценки персонала аттестация может быть проведена при отборе персонала, вознаграждении, продвижении, расстановке, обучении, формировании кадрового резерва на выдвижение, увольнении работников.
Так же существуют методы, процедуры, опросники, тестирования и собеседования, определяющие профессиональную деятельность персонала. На основе оценки деятельности работников многие организации достигают существенного повышения индивидуальной отдачи исполнителей, повышения эффективности кадровых перемещений, осуществления четкой целевой ориентации на конечный результат и тесной привязки деятельности персонала к достижению главных целей фирмы.
Таким образом, сегодня оценка персонала один из важнейших инструментов формирования и реализации кадровой политики в организации.
Все выше изложенное определили выбор темы дипломного проекта и ее актуальность.
Объект исследования - ООО «Строй-Комфорт».
Предметом исследования являются система оценки персонала ООО «Строй-Комфорт».
База исследования - компания, специализирующаяся на оптовых продажах отделочно-строительных материалов ООО «Строй-Комфорт».
Целью дипломного проекта является: разработка проекта совершенствования системы оценки персонала ООО «Строй-Комфорт».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать теоретические аспекты оценки персонала;
2) дать общую характеристику деятельности организации;
3) исследовать систему оценки персонала организации;
4) разработать программу совершенствования системы оценки персонала ООО «Строй-Комфорт».
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в анализе и обобщении материала по современным инструментам и методам оценки персонала, применяемым в организации.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная программа совершенствования системы оценки персонала может быть использована как в компании ООО «Строй-Комфорт», так и в других организациях.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность темы работы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи работы. Первая глава посвящена теоретическим основам исследования системы оценки персонала в организации, в ней дается определение «системы оценки персонала», рассматриваются цели, задачи и место оценки в системе управления персоналом. Во второй главе про-водится исследование системы оценки персонала в ООО «Строй-Комфорт».
В третьей главе проводится разработка программы внедрения современных инструментов и методов оценки персонала ООО «Строй-Комфорт». В заключении делаются выводы по всему изложенному в работе материалу. Дипломный проект представлен на 85 страницах, содержит 24 рисунка, 22 таблицы, 7 приложений.
Оценка персонала - это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений [2.16, с.11].
Характерная особенность оценки персонала в том, что если во всех остальных случаях непосредственное участие человека в процессе оценки не всегда обязательно и может выражаться только в окончательном принятии решения по результатам оценки, то оценивая человека, нельзя полагаться только на технические устройства, т. е. деятельное присутствие человека, производящего оценку, необходимо на всех стадиях процесса оценки персо-нала, начиная от целеполагания, процедуры оценки и заканчивая принятием решения.
Компетенции - это набор поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения той или иной работы и которые демонстрируют люди, эффективно выполняя рабочие задачи в организационном контексте.
Компетенция - это относительно устойчивая черта работника, обеспечивающая эффективное выполнение производственной функции (работы) с определенной результативностью. Она является наиболее мелкой единицей производственного поведения, которое может наблюдать, измерять и которое может измениться с течением времени.
Использование компетенций при оценке персонала позволяет менеджерам анализировать не только результаты, достигнутые сотрудником за прошедший период, но и способы достижения таких результатов. Хорошо проработанные компетенции помогут упорядочить проведение аттестационных мероприятий; если же выбрана стандартная модель компетенций, не адаптированная к стратегическим целям и специфике компании, она не будет работать эффективно.
Модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением персоналом
Для того чтобы модель компетенций была корректной и приносила компании пользу, в организации ООО «Строй-Комфорт» были проведены следующие действия.
• Сформулированы задачи, для решения которых компания планирует использовать модель компетенций. Проведен анализ системы управления персоналом и компетенции персонала в целом. Определено, для каких категорий сотрудников будет применяться модель.
• Сформирована основа модели. Модель должна быть простой и понятной для восприятия. Сложные, громоздкие модели сотрудники используют с трудом.
• Учтены особенности языка, принятого в компании. Это обеспечивает понимание компетенций сотрудниками и принятие их.
• Соблюдено правило точности и лаконичности при формулировании компетенций и поведенческих индикаторов. Максимальное единообразие в трактовке текста оценщиками обеспечивает валидность процедуры оценки.
В первой главе дипломного проекта было рассмотрено определение «системы оценки персонала», изучены цели, задачи и место оценки в системе управления персоналом. Дана характеристика современным инструментам и методам оценки персонала, а так же изучены подходы к исследованию эффективности системы оценки персонала и метод компетенций в оценке персонала. Проанализирована специфика оценки персонала в компании.
Базой исследования дипломного проекта было ООО «Строй- Комфорт». ООО «Строй-Комфорт» - компания специализирующаяся на оптовых продажах отделочно-строительных материалов.
Во второй главе проводилось исследование системы оценки персонала в ООО «Строй-Комфорт». Было проанализировано содержание оценки, методы, процедуры оценки.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в компании применяются такие методы оценки персонала, как аттестация.
Основным недостатком оценки персонала ООО является то, что:
1) применяется лишь один метод - метод аттестации;
2) формы и методы оценки и аттестации сотрудников, а также сами их критерии серьезно устарели;
3) процедура аттестации сегодня в большинстве компаний проходит формально, без должного качества;
4) не используются современные технологии оценки персонала, которые учитывают не только профессиональные знания, умения и навыки, но и психологические характеристики личности.
Исходя из недостатков, выявленных во второй главе, в третьей главе дипломного проекта предложена программа внедрения метода компетенций в систему оценки персонала ООО «Строй-Комфорт».
Были выявлены 12 компетенций, исходя из этого существенно снизятся затраты на обучение персонала.
Так же в дипломном проекте указаны прогнозируемые результаты от внедрения предлагаемого метода оценки:
- ожидание снижения текучести кадров на 0,72%;
- повышение товарооборота на 11%;
- повышение прибыли на 6%;
- ожидание повышения производительности труда на 12%;
- разработка удобного и понятного формата представления компетенций;
- описание компетенций с набором поведенческих элементов для каждого уровня их проявления;
- определение целевых уровней для должностей в соответствии с требованиями к деловому поведению сотрудников, с учетом новых приоритетов бизнеса, ценностей компании и условий рынка;
- определение желаемого профиля компетенций для каждой должности;
- реализация программы коммуникации с сотрудниками — донесение до них модели компетенций.
В заключении хотелось бы отметить, что оценка персонала должна использоваться не как инструмент увольнения и повод понижения окладов. Она должна быть процессом определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью принятия решений, позволяющих увеличить производительность труда сотрудников. А также внесения необходимых изменений в организационную структуру, основные процессы управления, технологические процедуры, должностные инструкции и мотивационную среду.
Результатами оценки персонала должны стать грамотно организованная система мотивации и обучения персонала, сформированный кадровый резерв, способствующий улучшению коммуникативных связей, что в конечном итоге должно повлиять на производственные успехи работников.
1.1.1. Устав общества с ограниченной ответственностью ООО «Строй- Комфорт», утвержденный 05.06.2013г.
1.1.2. Структура и штатный состав ООО «Строй-Комфорт», утвержден-ный 20.04.2013г.
1.1.3. Положение об обучении работников в ООО «Строй-Комфорт», утверждённое 27.04.2013.
1.1.4. Регламент работы с документами в обществе с ограниченной ответственностью ООО «Строй-Комфорт», утверждённый 05.10.2013г.
1.1.5. Положение о поиске и подборе персонала в ООО «Строй- Комфорт», утверждённое 06.06.2014г.
1.1.6. Положение о приёме на работу в ООО «Строй-Комфорт», утверждённое 07.06.2014г.
1.1.7. Положение о проведении аттестации персонала ООО «Строй- Комфорт» 05.06.2014г.
1.2. Опубликованные
1.2.1. Трудовой кодекс РФ, принят Государственной Думой 21.12.2001г
1.2.2. Налоговый кодекс РФ: (в 2-х частях). - М.: Ось-89, 2005. - 526 с.
1.2.3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ: федеральный закон от 25 декабря 2009 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 12. - Ст.609.
2. Литература
2. 1. Аширов Д.А. Управление персоналом // Учебное пособие. - М. Проспект, 2009 - 129с.
2.2 Аширов Д. А., Резниченко Л. А. Управление персоналом. - М.: ММИЭ, 2002. - 193с.
2. 3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: учеб. пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2010.- 178 с.
2. 4. Боженов С. Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров / С. Боженов, К. Харченко // Управление персоналом. - 2009. - №6. - С. 56-72.
2.5Бычкова А. В. Управление персоналом. - Пенза.: ПГУ, 2005. - 137с.
2.6 Варакулина М. В. Управление персоналом. - Брест, 2010. - 149с.
2. 7. Ветлужских Е. Новый подход к управлению и вознаграждению // Мотивация и оплата труда. 2009. N 4. С. 279.
2. 8. "Ведомости", 11.01.2011. С. 12.
2. 6. Григорьев, Д.В. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -М.: Просвещение, 2010.- 78 с.
2.9 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2014. - 576 с.
2.10. Вудкок М., Френсис Раскрепощенный менеджер. Практика для руководителя. - М.: Дело, 2011. - 432 с.
2. 11. Гупалов В.К. Управление рабочим временем на предприятии. -
М.: Финансы и статистика, 2009. - 200 с.
2.12. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Новгород: НИМБ, 2013. - 720 с.
2. 13. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность / В. И. Загвязинский. - Изд. 3-е, стер. - М.: Академия, 2010.- 68 с.
2. 14. Кибанов А. Я. «Управление персоналом организации» 2009.- 321- 331 с.
2. 15. Корякина Ю. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (Начало) // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2009. - № 9. - С.53
-58.
2.16. Лицарева Е. Ю. Управление персоналом. - Томск.: ТГУ - Т., 2002
-77 с.
2.17. Лысенко Ю.Ю. Активные методы отбора персонала: как сэкономить, получив лучших // Отдел кадров. - 2009. - № 3. - С.36 - 38.
2.18. Макарова И. К. Управление персоналом. - М.: ИМПЭ - М., 2006
-98 с.
2. 19. Максимова Л.В. Управление персоналом: основы теории и деловой практикум: Учеб. пособие М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. 256 с.
2. 20. Масленников И.А. Оценка личных компетенций персонала проектной группы методами линейного программирования // В сб. "Реформы в России и проблемы управления", 2009.- 211 с.
2.21. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.:
ИНФРА-М., 2011 - 312 с.
2.22. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Экономика, 2010. - 701 с.
2. 23. Методические основы оценки эффективности труда служащих. - М.: Экономика, 2009. - 198 с.
2. 24. Музыченко В.В. Мастер-класс по управлению персоналом. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 648 с.
2. 25. Одегов Ю. Г. «Управление персоналом в структурно - логических схемах», Академический проект, оригинал макет, оформление 2005 - 859-896 с.
2. 26. Организация и оценка персонала // Служба кадров. - 2009. - №1-2.
- С. 11-19.
2.26. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 279 с.
2. 27. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Леванова Т.В., Масумов М.А. Механизм управления эффективностью работы в организации // Народное образование. 2011. N 5.
2. 28. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Методика стимулирования профессионального развития работников // Администратор образования. 2010. N N 10, 11.
2.29. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Интелсинтез, 2010. - 576 с.
2. 30. Стоянов И. Деловая оценка - инструмент управления эффективностью работы персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 3. - С.28-36.
2. 31. Статья: Инструменты оценки эффективности работы по управлению персоналом Одегов Ю."Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 6
2.32. Страхова О.А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция «Управление персоналом и занятость». Спб., 2012.
2. 33. М. Спенсер - мл, Сайн М.Спенсер «Компетенции на работе» Пер. с англ., 2005. 384 стр.
2.34. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2011. - 397 с.
2.35. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2010. - 272 с.
2. 36. Тугускина Г. Оценка стоимости человеческого капитала предприятий // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. N 11.
2.37. Управление персоналом / Под ред. Базарова Т.Ю. - М.: Юнити, 2015. - 488 с.
2.38. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кабанова. -
М.: Инфра-М, 2012. - 638 с.
2.39. Филлина Ф. Н. Организационное развитие как элемент управления предприятием//Всероссийская межвузовская
конференция «Управление персоналом и занятость». Спб., 2012.
2. 40. Фитц-энц Ж., Дэвисон Б. Как измерить HR-менеджмент / Пер. с англ. И. Ющенко. М.: ГИППО, 2009. 359 с.
2.41. Фралева Л.К. Организационные структуры: методы диагностики. Учебное пособие. - СПб.: УЭИФ, 2009. - 439 с.
2. 42. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт работника с точки зрения компетентностного подхода // Справочник заместителя директора школы. 2009. N 6 (июнь).
3. Электронные информационные ресурсы
3.1. Официальный сайт ООО «Строй-Комфорт». Адрес в Интернете: www.comready.ru. Адрес электронного ресурса дан по состоянию на 20.05.2014г.
3.2. Глоссарий по экономике и управлению [Электронный ресур]. Адрес в Интернете: www.edu.ru. Адрес элекронного ресурса дан по состоянию на 18.05.2014г.