Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРЕДПОХОДНОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ «МАРШРУТ ПЕШЕХОДНЫЙ»

Работа №74949

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 История развития спортивного туризма 8
1.2 Виды спортивного туризма 10
1.3 Категорирование туристских маршрутов 12
1.4 Виды подготовки в спортивном туризме 16
1.5 Питание в походе 30
1.6. Укладка рюкзака 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация экспериментальной работы 54
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 57
3.1. Обоснование экспериментальной методики тактико-технической подготовки спортсменов в пешеходном туризме 57
3.2. Диагностика уровня физической нагрузки и эмоционального
состояния участников похода 62
3.3 Влияние экспериментальной методики на показатели физического и
эмоционального состояния 68
ВЫВОДЫ 68
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

Кто когда-нибудь не мечтал сходить в туристический поход? Думаю, найти таких людей в нашей стране довольно сложно, так как твёрдо верю в то, что ещё сохранилась в нашей культуре воспетая бардами романтика палаточных путешествий, в которых люди, вырвавшись из своего обычного окружения, некоторое время пробуют жить несколько по-иному. Не всегда это происходит просто, но большинству это нравится. Там в походах, в особой атмосфере живой природы и необычных бытовых условий, они завязывают знакомства, строят новые планы и, преобразившись, придумывают мечты, к которым будут стремиться по возвращении. Очень жаль, что лишь немногие следуют за зовом своего сердца и решаются «встать под рюкзак»; для большинства подобные мысли так и остаются лишь фантазиями.
Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе [20].
Спортивный туризм является активным, а зачастую и экстремальным видом путешествий. Он подразумевает автономное преодоление больших расстояний и разнообразных локальных препятствий, что требует от туриста физической силы, хорошего здоровья и обладания различными навыками. В отличие от обычных маршрутов, трассы для спортивного туризма классифицируются по уровням сложности [22].
Спортивный туризм относится к видам спорта, для которых характерно активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств.
В туризме, как и в других видах спорта, присутствует такое понятие, как тактико-техническая подготовка. Под ней подразумевается выбор оптимальных тактико-технических средств, способов их использования и действий для эффективного безопасного достижения поставленных целей и решения необходимых задач [43].
Проблема тактико-технической подготовки в спортивном туризме всегда актуальна, т.к. спортсмены хотят достигать новых вершин и результатов.
Чтобы достичь максимального результата и получить наименьшее количество травм, в поход необходимо собраться таким образом, чтобы вес рюкзака был максимально низким, а экипировка должна быть максимально качественной.
В настоящее время научно-обоснованных разработок в области тактико-технической подготовки, связанной с подбором и подготовкой личного и группового снаряжения в спортивном туризме не существует. Есть очень много советов, как собираться в поход, но нет обоснованной методики, которая несла в себе конструктив и рекомендации, вследствие чего люди идут на перегрузе, в плохих и неудобных вещах, что влечет за собой травмы, болезни и неудовлетворенность самим процессом.
Это обусловливает суть проблемы исследования, которая заключается в создании методики предпоходной подготовки туристов, специализирующихся в дисциплине «маршрут пешеходный.
Для решения проблемы была сформулирована рабочая гипотеза, которая строилась на предположении, что прохождение категорийных спортивных туристских маршрутов будет значительно эффективней и безопасней, если в процессе предпоходной подготовки добиваться снижения массы рюкзака за счет рационального подбора личного и группового снаряжения, а также снижения массы продуктов и раскладки рациона питания.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель исследования - научно обосновать методику предпоходной подготовки спортсменов туристов специализирующихся в дисциплине «маршрут пешеходный».
Достижение цели осуществлялось решением следующих задач исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику предпоходной подготовки туристов, специализирующихся в дисциплине «маршрут пешеходный».
3. Оценить эффективность экспериментальной методики, разработать практические рекомендации направленные на повышения уровня тактико-технической подготовленности в спортивном туризме.
Предмет исследования - методика предпоходной подготовки туристов- пешеходников, специализирующихся в дисциплине «маршрут пешеходный».
Объект исследования - процесс тактико-технической подготовки в спортивном туризме.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1) усовершенствована система предпоходной подготовки в спортивном туризме направленная на облегчение массы рюкзака за счет правильного подбора личного и группового снаряжения, а также продуктов питания;
2) определены весовые нагрузки для туристов мужчин 25-35 лет участвующих в спортивных походах I-II категории сложности;
3) Разработаны практические рекомендации по тактико-технической подготовке туристов пешеходников в процессе предпоходной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и расширении теории и методики обучения в спортивном туризме на основе научного обоснования методики предпоходной подготовки туристов, специализирующихся в дисциплине «маршрут пешеходный».
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) предлагаемая нами методика позволит повысить уровень тактико-технической подготовленности туристов пешеходников, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации на занятиях спортивным туризмом и повышении эффективности и безопасности туристско- спортивных мероприятий.
2) Разработаны предложения по использованию современного облегченного личного и группового снаряжения, его экономичного использования, а также минимально необходимого рациона питания, способов его подготовки и облегчения;
3) Разработаны практические рекомендации по необходимому весу рюкзака для мужчин участников туристских походов I-II категории сложности.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов);
- теории и методике профессионального образования в туризме (Ю.Н.Федотов, В.Н. Квартальнов, И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Н.В. Васильев, В.И. Жолдак, А. Остапец-Свешников);
- теории и методике подготовки спортсменов в спортивном туризме, альпинизме, скалолазании (Ю.А. Штюрмер, В.И. Ганопольский, П.П. Захаров, В.Г. Варламов, В.Ю. Попчиковский, Ю.В. Байковский, Э.Н. Кодыш, Ю.В. Гранильщиков, Я.Г. Аркин).
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Облегчение веса рюкзака участника похода является важнейшим компонентом в процессе предпоходной подготовки, а также в процессе тактико-технического обучения туристов-пешеходников в целом.
2. Достижение минимальных весовых нагрузок на мужчин туристов-
пешеходников возможно при использовании современного высокотехнологичного туристского снаряжения, оптимального их количества, а также рационального подбора продуктов питания.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа изложена на 86 страницах, содержит 5 таблиц и 11 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Проведенный анализ литературных источников свидетельствует о том, научно-обоснованных разработок в области тактико-технической подготовки, связанной с подбором и подготовкой личного и группового снаряжения в спортивном туризме не существует. Есть очень много советов, как собираться в поход, но нет обоснованной методики, которая несла в себе конструктив и рекомендации. В своей работе мы разработали методику предпоходной подготовки туристов, специализирующихся в дисциплине «маршрут пешеходный». Предлагаемая нами методика позволит повысить уровень тактико-технической подготовленности туристов пешеходников, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации на занятиях спортивным туризмом и повышении эффективности и безопасности туристско-спортивных мероприятий.
2. Разработана и экспериментально обоснована методика предпоходной подготовки туристов в дисциплине «маршрут пешеходный», эффективность которой достигается за счет снижения массы продуктов питания и снижения массы личного и группового снаряжения за счет оптимального подбора с учетом новейшего оборудования.
3. Экспериментально доказана эффективность использования разработанной методики. У испытуемых экспериментальной группы произошли существенные изменения в технике, в физическом и эмоциональном состоянии. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют судить об эффективности разработанной методики. Так, в процессе работы мы выяснили, что участники похода 1 и 2 группы по эмоциональному и физическому состоянию превосходят участников из 3 и 4 группы в разы, а после применения экспериментальной методики эти группы сравнялись.
Данная методика может быть рекомендована для практического применения.



1. Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме: учеб. пособие / А.И. Апенянский: Российская международная академия туризма - М. : Советский спорт 2006. - 196 с.
2. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., 1989. - 43 с.
3. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. - М.: ЦРИБ «Турист», 1990. - 157 с.
4. Арадахов, Ш.Г. Содержание и методика базовой подготовки в горном туризме: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ш.Г. Арадахов. - СПб., 2010. - 21 с.
5. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физ. Культуры пед. Институтов по спец. 03.03 «физическая культура» / под ред. Б.А. Ашмарина. - М. : Посвещение, 1990. - 287 с.
6. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
7. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981. - 35 с.
8. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. - М.,1968. - 121с.
9. Вестник детско-юношеского туризма в России. - М., 1993-97.
10. Ганопольский В. И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. - М., 1987. - 134-152 с.
11. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивных туристских походов. - М., 1986. - 24 с.
12. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведении. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
13.Захаров Е. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств- М.: Лептос, 1994. - 359с.
14.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена Изд. 2-е, перераб.- М.: Физкультура и спорт, 1980.- 200с.
15. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256с.
16. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие / Ю.С. Константинов; Российская международная академия туризма; Федеральный центр детско- юнешеского туризма и краеведения. - М. : Советский спорт, 2009. - 392 с.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт,2004. - 464 с.
18. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. 2-е изд. - М., 1988. - 256 с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин - тов физ. Культуры. - М.: «Физкультура и спорт», 1991. - 543 с.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 4-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004. - 160с.
21. Михайлов Б.А., Федотов Ю.Н. Профессионально-прикладной туризм. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 187 с.
22. Панда Б.Х. Туризм и методика преподавания. - Казань: КНПОВТИ, 1996. - 231 с.
23. Пиротинский А. Е. Подготовка скалолаза. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 25 с.
24. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
25. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М., 1987. - 432 с.
26. Практические занятия по психологии. Учебное пособие для институтов физ. культуры. Под ред. Богдановой Д. Я. - М.: ФиС, 1989. - 160 с.
27. Психология: учебник для институтов физ. культуры. Под ред.
Мельникова В. М. - М.: ФиС, 1987. - 367 с.
28. Путник //Информационный вестник спортивного туризма и
путешествий. - М.: Мир туризма, 1995,1996.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989 . В 2 т.- 400 с.
30. Русский турист: Сб. нормативных документов по спортивному туризму. - М., 2001. - 225 с.
31. Рыльский С.В. Методика обучения преодолению естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме: Автореф.дис. канд. пед. наук / С.В. Рыльский - Белгород., 2012. - 20 с.
32. Спортивная метрология: Учеб. для ин - тов физ. культ. / Под ред. В.М. Зациорского. - М.: физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
33. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240с.
34. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева СП., Федотова Ю.Н. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 112 с.
35. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. - М.: физкультура и спорт, 1998. - 412с.
36. Туризм и краеведение: программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1982. - 352 с.
37. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общей редакцией Ю.Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364 с.
38. Федотов Ю.Н. и др. Организация и проведение соревнований по горному туризму. - М.: ЦРИБ «Турист», 1989. - 267 с.
39. Федотов Ю.Н. и др. Физическая подготовка туристов. - М.: ЦРиБ «Турист», 1985. - 341 с.
40. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. - СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 411 с.
41. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб, пособие для институтов и техникумов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1987,-128с.
42. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособия для студ. высш. Учеб, заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
43. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед, ин - тов - М.: Просвещение, 1990 - 319 с.
44. Шиянов Л. П., Рогаткин А. В. Походы выходного дня. - М.:
Профиздат, 1985. - 80 с.
45. Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. 3-е изд. - ,1985. - 234 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ