Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ КИТАЯ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ

Работа №74916

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторические и политические особенности политики Китая в Восточной
Африке 7
1.1. Роль и место Восточной Африки во внешней политике Китая 7
1.2. Эволюция отношений Китая и стран Восточной Африки 31
Глава 2. Соперничество Китая с другими странами в Восточной Африке: сравнительный анализ 40
2.1. Китай и США как акторы в регионе Восточной Африки 40
2.2. Китайско-индийское соперничество в странах Восточной Африки 54
Глава 3. Проблемы и перспективы присутствия Китая в Восточной Африке 64
3.1. Особенности политического присутствия Китая в Зимбабве 64
3.2. Китайское политическое присутствие в Восточной Африке: сложности, проблемы и перспективы сотрудничества 71
Заключение 81
Список источников и литературы

Растущая роль Китая в международных отношениях стала одним из главных событий ХХ1 века, где Китай выступает не только в качестве одного из региональных и мировых экономических лидеров, но также создает конкуренцию другим державам, вытесняя их из традиционных сфер влияния, заполняя своим политическими присутствием вакуум власти. Одним из ярких примеров политического присутствия Китая становится Африканский континент, на который нацелена долгосрочная внешнеполитическая стратегия КНР, и в частности Восточная Африка. Эта стратегия выходит за рамки регионального влияния и посвящена строительству нового мирового порядка, где Китай является великой экономической державой. Внешнеполитические успехи Китая в Восточной Африке, привлекают к себе пристальное внимание исследователей. Выступая на состоявшемся в Пекине в августе 2006 г. семинаре «Китайско-африканское партнерство в ХХ1 веке», организованном Китайско-африканским деловым советом совместно с Программой Развития ООН, представитель последней Халид Малик назвал Китай «движущей силой беспрецедентного роста торговли, инвестиций и помощи рамках сотрудничества Юг-Юг и достижений этого сотрудничества в Африке». Стимулом для Китая становится возрождение былого величия, а приоритетом ставится формула развития «Юг-Юг», расширение сотрудничества за рубежом и внешнеполитическое противостояние Западу. Актуальность проблемы обоснована пристальным вниманием, которое уделяется вопросу увеличения могущества Поднебесной и распространению влияния Китая в отдельных регионах и в мире в целом. Китай проявляет все больше амбиций на получение статуса великой державы и реализует свои внешнеполитические проекты во всех уголках мира без исключения. В связи с этим, наибольший интерес представляет изучение следующих аспектов и вопросов: почему возникает взаимный интерес для присутствия Китая в Восточной Африке, какова модель этого присутствия, какие трудности возникают для свободного осуществления внешнеполитических целей в Восточной Африке и какие акторы так же могу быть заинтересованы в регионе и будут способны уменьшить влияние, которое Китай оказывает на развитие региона. Основываясь на результатах исследования данного комплекса проблем позволит дать оценку перспектив политического присутствия Китая в Восточной Африке. Согласно классификации ООН, в этот регион входят такие страны, как Бурунди, Коморские острова, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Майотта, Мозамбик, Реюньон, Руанда, Сейшельские острова, Сомали, Южный Судан, Уганда, Объединенная Республика Танзания, Замбия, Зимбабве.
Объектом исследования является политическое присутствие Китая в странах Восточной Африки.
Предметом исследования является политическое присутствие Китая.
Цель исследования - определить особенности политического присутствия КНР в регионе Восточной Африки.
Исходя из этой цели, были определены следующие задачи:
- Проанализировать роль и место Восточной Африки во внешней политике Китая
- Дать исторический анализ отношений Китая и стран Восточной Африки и проследить их эволюцию
- Провести сравнительный анализ политического присутствия Китая и США в Восточной Африке
- Проанализировать соперничество КНР и Индии в регионе Восточной Африки
- Проанализировать особенности политического присутствия Китая в Зимбабве
- Выделить вызовы и перспективы политического присутствия Китая в Восточной Африке
Методологическая база исследования продиктована его целью и задачами и основывается на методах системного, исторического, политического, логического и сравнительного анализов, а также на методах анализа и синтеза экономических показателей. Системный анализ и политический анализ были использованы при оценке комплекса факторов для определения роли и места Восточной Африки во внешней политике Китая, а так же особенностей политического присутствия Китая в Зимбабве. Исторический анализ применен для того, чтобы проследить эволюцию отношений Китая и стран Восточной Африки. Анализ и синтез экономических показателей использовался для оценки экономической деятельности Китая, США и Индии в Восточной Африке. Был проведен сравнительный анализ деятельности Китая и его основных соперников в регионе - США и Индии. Для того, чтобы оценить перспективы присутствия Китая в регионе, были сделаны выводы на основе логического анализа.
Новизна исследования состоит в том, восточноафриканский аспект африканского направления внешней политики КНР мало изучен в российской науке, более того, отсутствует конкретное определение термина политического присутствия. В связи с этим, несомненный интерес представляет изучение аспекта политического присутствия КНР в Восточной Африке, а так же исследование основных особенностей этого присутствия. Под политическим присутствием мы понимаем комплекс факторов, влияющих на политическую и экономическую деятельность государства в другом государстве, которые соответствуют интересам первого. Среди этих факторов: угрозы интересам страны, заинтересованной в политическом присутствии; политические, экономические и дипломатические особенности ведения внешней политики государства, осуществляющего политического присутствие в отношении страны присутствия; особенности отношений двух сторон в исторической ретроспективе; виды сотрудничества. В рамках анализа политического присутствия Китая в странах Восточной Африки был проведен полный, подробный анализ политических и экономических факторов сотрудничества Китая со странами Восточной Африки в рамках соперничества КНР с другими внешнеполитическими лидерами региона - США и Индией. Так же был проведен анализ сотрудничества Китая со странами Восточной Африки, охватывающем все основные области экономического и политического сотрудничества со всеобъемлющей оценкой достоинств и недостатков Китая как экономического и политического партнера. Были выявлены угрозы и перспективы политического присутствия, что не отражается в полном объеме в современной российской научной литературе, поскольку многие авторы не уделяют должного внимая региону Восточной Африки.
Историческим и политическим особенностям политики Китая в Восточной Африке посвящены работы российских исследователей Лукина А., Салицкого А., Таций В., Абрамовой И.О., Морозенской Е.В, Петрова Н., Гевелинга Л. В, Филиппова В., Дейч Т. Л., Усова В. А., Рощина Г. Е., Дюшебаева А., Лузянина С., Подолько Е.О., Викторьен А., Гриняева С., Арутюнян Г., Мамонова М., Шаклеиной Т., Белокриницкого В.Я., Томберг Р. И., а так же зарубежных Liu Qinghai, Zhang Chun, Kieh, Lihuan Zhou, Denise Leung, Yuwen D.
Конкуренцией в Африканском регионе занимались такие исследователи, как Лебедева Н. Б., Денисова Т.С., Волхонский Б. М., Усов В. А., Сергеев В.М., Скиданов Ю., Pham J. P., Vines A., Smith D., Pehrson C. J., Henderson J., Schneps K.B., Chen Weihua, Besliu R., Taylor I., Proctor K. Вопросами Присутствия Китая в Африке занимались исследователи Салахетдинов Э.Р., Van der Wath, Kobus, Kotze Dirk, Hilsum Lindsey, Herald. Harare, Batwell John.
Среди основных изданий, посвященных данной теме: Азия и Африка сегодня; Вестник РУДН; Институт Африки РАН; Время Востока; Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность; РСМД. В работе проводится анализ статистических данных экономической деятельности Китая в Африке таких ресурсных центров, как Группа Всемирного Банка, British Petroleum, International Energy Agency, Организации Объединенных Наций, Institute of Social Science, University of Tokyo, U.S. Energy Information Administration. Так же был проведен анализ официальных документов по внешней политике Китая, в том числе в отношении Африки, которые зафиксированы в Белых книгах China- Africa Economic and Trade Cooperation и China's National Defense, документов Форума сотрудничества Китай-Африка FOCAC.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. В первой главе раскрывается роль и место Восточной Африки во внешней политике Китая и эволюция отношений КНР с регионом путем исторического и политического анализа. Вторая глава посвящена соперничеству КНР с США и Индией в Восточной Африке, а также сравнительному анализу политического присутствия стран в регионе. В третьей главе рассматриваются особенности политического присутствия Китая в регионе, угрозы и перспективы данного присутствия. Наиболее ярким примером служит присутствие Китая в Зимбабве и их политическое, дипломатическое и экономическое сотрудничество, поскольку политическое присутствие Китая в Зимбабве является каноничным примером присутствия Китая в Восточной Африке, это частность характеризующая целое. Так же раскрываются перспективы и вызовы присутствию КНР в Восточной Африке, путем проведения анализа сильных и слабых сторон политики КНР, а также анализа возможных перспектив в рамках стратегии «Нить жемчуга» и анализа угроз со стороны других стран, заинтересованных в развитии экономических связей со странами Африки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В совокупности страны Восточной Африки представляют собой колоссальный интерес для основных мировых акторов ввиду огромных запасов полезных ископаемых, которые к тому же не полностью разведаны. Поэтому в регионе уже сосредоточен обширный пул инвестиций, особенно китайских. Учитывая китайский прагматизм во внешней политике, достаточно взглянуть на экономическую составляющую внешней политики Китая, чтобы оценить значение региона Восточной Африки для Китая. В совокупности страны Восточной Африки получают больше половины всего объема китайских ПИИ в Африку. Из стран-членов Восточноафриканского Сообщества Танзания является крупнейшим получателем китайских инвестиций. Во всей Африке список получателей инвестиций в сфере добывающей промышленности возглавляют Демократическая Республика Конго, Замбия, Зимбабве, Танзания, Мозамбик и Нигерия. Среди них две страны находятся в Восточной Африке. Учитывая общеглобальные потоки нефти, Восточная Африка стала занимать одно из центральных мест среди китайских поставщиков нефти. В 2013 году Ближний Восток остается первым поставщиком нефти в Китай, однако, Африка занимает второе место, причем из всех регионов Африки, Восточная Африка не уступает Северной, и делит с ней второе место наикрупнейшего экспортера нефти в КНР после Западной Африки. Огромный интерес для КНР представляют значительные залежи нефти, которые открыты в Уганде и Кении. Рядом, в Южном Судане, также открыты богатые нефтяные поля. Среди стран Восточной Африки безусловное лидерство по экспорту нефти в Китай Занимает Южный Судан. Интерес также представляют руды и металлы: цинк, кобальт, медь, уран и бокситы, которые импортируются в основном из Зимбабве среди стран Восточной Африки.
Приоритеты сотрудничества Китая со странами Восточной Африки и Африки в целом отражены в документе «Белая книга политики Китая в отношении Африки» от 2013 года. Документ представляет собой взаимовыгодное партнерство нового типа, основанного на традиционных понятиях дружбы и сотрудничества сторон. Причем, в фарватере политики Китая находятся не только экономические связи, но и сотрудничество в области безопасности и культуры. Так был создан Форум Китайско-Африканского сотрудничества, в рамках которого был создан Фонд развития Китай-Африка, с капиталом в $5 млрд. Китай ведет так называемую, цементную дипломатию с Восточноафриканскими странами, создавая крупные строительные объекты. Китай намеренно сочетает льготные и коммерческие условия, выдавая дешевые кредиты, с условием того, что именно Китай предоставит Восточноафриканским странам недорогие услуги строительных компаний, а также поставку оборудования. Китай списывает большие долги странам Восточной Африки, благодаря чему, сотрудничество только усиливается.
Такая политика Китая в Восточной Африке в совокупности указывает на то, что регион имеет стратегическое значение для Поднебесной, а так же говорит о большой доле политического присутствия Китая в регионе Восточной Африки.
2. На это указывают так же исторические связи, которые уходят в глубь веков и датируются II веком до н.э. Однако о всеобъемлющем сотрудничестве можно говорить с начала 50-х гг. после распада колониальной системы, когда Китай стал независимым актором, а колонизаторы потеряли монополию на доминирование в Африке. Всего можно выделить 4 этапа.
Первый этап с начала 1950-х гг. и до конца 1970-х. В эти годы появляется один из ключевых механизмов сотрудничества Китая с Африканскими странами - программа экономическойпомощиразвивающимсястранам,такжебылиактивированырегулярные визиты на высшем уровне, в рамках которых китайские политики продвигают идею о противопоставлении Китая и Африки Западу.
Второй этап проходил в 1980-х гг. После принятия политики открытости и реформ в конце 1970-х годов, Китай превратился в промышленно развитую страну, продвигаются «четыре принципа» китайского сотрудничества с Африкой: равенство и взаимная выгода, акцент на практические результаты, диверсификация и экономическое развитие.
Третий этап можно выделить после окончания Холодной войны. Китай ищет внешнюю поддержку для внутреннего развития, укрепляя экономическое измерение. Крах СССР в 1991 году привел к образованию геополитического вакуума, который, безусловно, не мог сохраняться достаточно долго - в африканских делах появились и иные игроки, среди которых место СССР занял Китай.
Ввиду быстрого развития международных процессов в новом веке, логично выделить новый этап развития отношений Китая с Восточной Африкой, начиная с 2000-х гг. Был создан Форум сотрудничества Китая и Африки(FOCAC) в 2000 году на уровне министерских конференций. Первая конференция состоялась в Пекине, где была принята Пекинская декларация и Программа китайско-африканского сотрудничества, она затрагивала аспекты социального и экономического развития, где Китай принимал на себя обязательства увеличения помощи странам континента, которые он уже выполнил. Параллельно с начала 2000-х годов китайские аналитики начинают формировать «психологию великой державы» и активно ее внедрять в общественное сознание китайцев. Мировой финансовый и экономический кризис 2008 года отчасти ограничил экспансию китайских товаров, и Китай переключился на внутренний рынок, причем, потребности в энергетических ресурсах не уменьшились, и сотрудничество с Восточной Африкой усиливается, расширяется южный морской коридор.
3. Вашингтон, внимательно отслеживающий положение КНР на мировой арене, будь то АТР и/или Центральная Азия, сравнительно недавно озаботился вызовами его позициям со стороны Пекина и на африканском направлении. США, судя по всему, обеспокоились тем, что объем американо-африканского товарооборота в 2012 г. оказался почти вдвое меньше торговли КНР со странами континента, поэтому в 2013 году Барак Обама совершил масштабную поездку в регион. Так Обама провозгласил новую американскую Стратегию по развитию делового сотрудничества с Восточной Африкой, включающую проведение кампании, названной «Doing Business in Africa». Были предложены такие проекты, как Increasing American Jobs through Greater Exports to Africa Act, направленный на утроение американского экспорта в регион в течение следующих 10 лет, Power Africa Initiative — PAI - план нацелен на поставку в наименее развитые районы континента 10 000 мегаватт электроэнергии для обеспечения 20 млн человек электроэнергией в течение ближайших пяти лет, Trade Africa Initiative - TAI, чтобы связать континент с США и другими мировыми рынками, в особенности в не имеющие доступа к морю Бурунди или Руанду. Однако данные инициативы выглядят весьма скромно по сравнению с обещаниями Пекина выделить в течение следующих трех лет 20 млрд долл. на развитие восточноафриканских стран. Уже вложенные и вновь обещанные суммы значительно превышают объемы финансового участия США, исчисляемого только сотнями миллионов долларов. Предоставление финансовой помощи — это еще один скорее политический, чем экономический, инструмент Пекина по увеличению температуры дружественности государств региона, особенно в условиях поднимающей там голову конкуренции со стороны «новых» акторов.
Американские ПИИ в Восточную Африку сконцентрированы в добывающем секторе (60 %), в основном в добыче сырой нефти. Как бы то ни было, китайские нефтяные компании уже приобрели значительные доли собственности в сфере нефтяных скважин в большинстве богатых ресурсами африканских странах. По мнению ряда аналитиков, инвестиции США и КНР в нефтегазовую промышленность стран континента являются сопоставимыми , и можно сказать, что главный вектор соперничества КНР и США ныне лежит в области доступа к углеводородным ресурсам региона.
Торговля другими товарами с восточноафриканскими странами и США, и Китая довольно ограниченна. КНР поставляет в Восточную Африку промышленные товары невысокой степени обработки, бытовые приборы, одежду и ткани, товары из кожи.
Американский же экспорт состоит из относительно высокотехнологичной продукции машиностроения, включая оборудование для заводов по производству электроэнергии, котлы, турбины и другие специализированные наименования.
С 2008 г. функционирует Африканское командование США (AFRICOM), деятельность которого декларируется как необходимость в борьбе с терроризмом, что в немалой степени может являться лишь незамысловатой маскировкой. США практически всюду оперативно обнаруживают террористическую опасность там, где особо выпукло проявляются интересы КНР.
Строительство инфраструктуры — главное направление сотрудничества Китая с африканскими странами на настоящий момент. Без нее оптимизация экспортно-импортных потоков становится в Восточной Африке невозможной. Потенциал существующей инфраструктуры уже исчерпывает себя, особенно если дело касается торговли углеводородами. И это как раз та область, которую США оставили в Восточной Африке без внимания еще практически 20 лет назад, а китайцы умело этим фактом воспользовались.
Внешнеполитические интересы США и КНР в отношении Восточной Африки не разнятся коренным образом. Фактически обе страны имеют задачей не допустить дальнейшего расширения присутствия оппонента в регионе. Но делают они это по-разному. То есть, различие лежит не столько в сути самих интересов, сколько в тактике их реализации. Китай открыто заявляет о своей приверженности политике невмешательства во внутренние дела африканских стран, получая таким образом возможность вести бизнес практически со всеми государствами континента, даже причисленными Западом к неугодным и опасным. К тому же, предоставляя кредиты и займы, Китай не обязует их выполнять никакие политические условия, а ставки по кредитам зачастую ниже, чем те, что предлагает Запад. Все это, по сравнению с США, дает КНР возможность более широкого маневра на африканской земле. Так, более трети своего нефтяного импорта Китай получает из тех стран региона, которые обвиняются США в масштабных нарушениях прав человека.
Обе стороны не против сотрудничества и даже инициировали соответствующие встречи и консультации. Однако, по всей видимости, деятельность в одиночку у них получается лучше, чем вместе. Момент, когда Пекин будет нужен Вашингтону в отношениях с Восточной Африкой и наоборот — еще не настал. Среди сфер сотрудничества Китая и США в Восточной Африке можно назвать с трехсторонний «круглый стол» с участием исследователей из американского Института Brookings, а также КАОН и Университета Ганы для оценки потенциала сотрудничества в целях оптимизации двусторонних и многосторонних отношений со странами континента, меры по противодействию коррупции, а так же разведка и разработка нефтяных ресурсов региона, а также повышение безопасности нефтяных поставок, которая крайне маловероятна ввиду острейшей заинтересованности обеих сторон первыми открыть новые залежи. Следовательно, факты говорят о том, что конкуренция двух государств растет и будет расти. От этого соперничества выиграют, прежде всего, сами африканцы, последовательно разыгрывая то «китайскую», то «американскую» карты. Как известно, при желании Вашингтон вполне может сотрудничать даже с неугодными ему на данный момент режимами, если это отвечает конъюнктуре. Думается, что реально скооперироваться на африканской почве Пекин и Вашингтон могут только при одном обстоятельстве: когда они по собственным соображениям будут готовы взять на себя ответственность за положение дел в регионе (а это вряд ли, хотя разговоры о смысле статуса «ответственной державы» в мировом сообществе ведутся уже немало лет), и когда солидарная ответственность окажется легче единоличной. Очевидно, что ни та, ни другая сторона к такому повороту событий и/или собственной политики сейчас не расположены.
4. Китай старается развивать отношения с теми странами, взаимодействие которых с Индией носит проблемный характер, Индия в свою очередь делает то же самое. При этом соперничество двух стран переносится на различные удалённые места.
Интерес Китая и Индии к Восточной Африке вызван потребностью в энергоресурсах, будучи крупнейшими в мире, а Восточная Африка как источник таких ресурсов открывает им необъятные и пока не до конца оценённые перспективы. Более того, Африка как крупный рынок сбыта, особенно для Китая, так же может решить и проблему с перенаселением. Экономический фактор так же выражается в борьбе между развивающимися сверхдержавами за влияние в регионах.
Позиции Индии в Восточной Африке определяются как геополитическим положением, так и мощными историческими связями, включая членство в Содружестве во время колониального периода. Однако отставание Индии от Китая в Африке разительно заметно, что раздражает индийскую элиту. Индия более чем в два раза отстает от Китая по абсолютным показателям товарооборота с Восточной Африкой что больше говорит об общем отставании по уровню экономического развития, которое сохранится и в ближайшие десятилетия. Однако важное конкурентное преимущество Индии на среднесрочную перспективу заключается в том, что индийские инвестиции направляются среди прочего в наукоёмкие, высокотехнологичные отрасли. И это не случайно, поскольку значительное число восточноафриканских специалистов получили образование именно в индийских вузах. Так же Индия участвует в очень важной геополитической игре. Привлечь Индию в качестве «доверенного агента» для сдерживания Китая - одна из целей всей американской внешнеполитической стратегии, особенно в условиях, когда Вашингтону приходится постоянно отвлекаться на решение текущих задач в других регионах мира, однако, зачастую, интересы Индии вступают в противоречия со странами Запада.
Вместе с экономической составляющей соперничества, очень важным фактором является тема морской акватории берегов Восточной Африки, которая необходима для перевозок и, которая в перспективе может включать в себя военную деятельность.
Китай в последнее время всё больше концентрируется на акватории Индийского океана, уделяя серьёзное внимание связям с прибрежными государствами. «Нить жемчуга» (название данной стратегии в Китае) заключается в возведении портов Мьянме, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане и Кении для того, чтобы в перспективе создать на их основе базы военно-морского назначения. Например, для Китая стратегическое значение имеет Кения, куда было выделено более 7 млн долл на развитие инфраструктуры, а именно строительство порта Ламу (через который получат выход в Индийский океан Южный Судан, Эфиопия и Руанда) и модернизацию железной дороги, соединяющей кенийский порт Момбаса со столицей Уганды Кампалой. Как известно, порты всегда являются объектами двойного назначения, а значит, в будущем Китай сможет использовать их для базирования своих ВМС на том основании, что строительство и модернизация кенийских портов осуществлялись с его финансовой и технологической помощью.
«Нить жемчуга» по своей конфигурации не просто совпадает с морскими маршрутами транспортировки энергоносителей, но и окружает Индию с моря. Причём со стороны тех стран, в отношениях с которыми у неё имеются проблемы разной степени сложности. Индия не остаётся в долгу и предпринимает ответные меры, модернизируя и расширяя порты базирования своих ВМС на собственной территории. Она создаёт опорные пункты в островных государствах Индийского океана (на Сейшелах, Маврикии и Мадагаскаре), а также «асимметрично» отвечает на китайскую экспансию в регионе Индийского океана.
Отношения между ними в целом, многослойны и противоречивы. С одной стороны, ни одна из этих стран не стремится обострять существующие между ними проблемы, тем более что богатейший неосвоенный потенциал Восточной Африки предоставляет им широчайшие возможности для манёвра. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие десятилетия конкуренция Китая и Индии в борьбе за ресурсы региона не приведёт их к конфронтации. Однако, с другой стороны, в тех сферах, где интересы Китая и Индии переплетаются особенно тесно, возникновение конфликтных ситуаций в будущем вполне вероятно. И позиции Китая в этом соперничестве пока представляются более выигрышными. Причины такого положения дел кроются не в каких-то особых достижениях Китая или промахах Индии в политике в восточноафриканском регионе, а в несопоставимого на сегодняшний день экономического потенциала двух стран, разрыв между которыми в ближайшем будущем вряд ли существенно сократится.
5. Зимбабве не является основным экономическим партнёром Китая, однако отношения между двумя государствами заслуживают пристального внимания в виду того, что они часто и резко критикуются развитыми странами и вызывают сильное негативное отношение. Одновременно с этим китайское сотрудничество с данной страной - это хрестоматийная иллюстрация политики Китая в отношении стран Восточной Африки: стремление и умение китайских лидеров «заполнять вакуум» с пользой не только для собственного государства, но также и стран-объектов их внимания.
В 2000-х годах присутствие Китая в регионе получило новый уровень развития - системный и всеохватывающий. Это выразилось в задействовании Китаем всех своих ресурсов в Восточной Африке: политических, дипломатических, экономических, финансовых, гуманитарных, идеологических, технологических, исторических, а также военных. Основными мотивами современной экономической экспансии Китая в Восточной Африке являются: использование источников сырья; поиск сфер для инвестиций, вместе с тем избавление от доллара и государственных ценных бумаг США для замены их на сырьевые активы; частичное решение проблемы избыточности населения за счёт переноса части рабочей силы Китая в Восточную Африку; освоение рынков сбыта собственной продукции.
Страна по запасам платины занимает второе место в мире, причём подавляющая часть этого ценного материала до сих пор не освоена. Кроме этого в недрах зимбабвийской земли находится более 40 иных минералов, включая серебро, золото, медь, феррохром и уран. Это подтверждает экономическую составляющую в заинтересованности сотрудничества Китая с Зимбабве. Например, Металлургическая корпорация КНР (в декабре 2006 года), на которую приходится крупнейшее производство (380 млн т/год) стали в Азии, предложила 3 млрд долларов за 60 % в стальной корпорации Зимбабве Ziscosteel. Данное предложение было официально одобрено и подтверждено послом Зимбабве в Китаем Крисом Мутсвангвом. Между Китаем и Зимбабве также довольно активны и дипломатические обмены. Р. Мугабе совершает регулярные поездки в Китай, в ходе этих визитов в том числе достигаются договорённости о том, что Китай получает доступ к большим запасам платины, а также других минералов, которые имеются у страны. Зимбабве постоянно предоставляются займы со стороны Китая. После ЮАР Китай занимает второе место в качестве основного торгового партнёра Зимбабве (в роли экспортёра в данную страну). Однако в плане импорта Китай сильно отстаёт не только от ЮАР, но и Германии, Италии, Великобритании, Ботсваны и соседей Зимбабве по Восточной Африке - Замбии и Мозамбика. На данный момент Китай является главным импортёром основного предмета экспорта Зимбабве - табака.
В XXI века одной из сфер активного сотрудничества является аграрный сектор. В связи с тем, что эта экономическая сфера в Зимбабве переживает упадок, близкий к коллапсу, китайские предприниматели подписали контракты на освоение 386 кв. м земли, которая была конфискована у белых фермеров. Кроме этого, Китай содействует Зимбабве в освоении человеческого потенциала. В контексте этого решения в Китае граждане Зимбабве проходят курсы профессиональной подготовки.
Что касается инвестиций и финансовой помощи, Китай воздерживается от полномасштабных вливаний, что доказывает прагматизм внешней политики КНР - один из ключевых элементов. Отсутствие каких-либо идеологических составляющих, с одной стороны, позволяет вести с любыми режимами дела (в том числе и с подверженным западными странами опале Р. Мугабе), а, с другой, участие в делах ровно в той мере, которые отвечают потребностям экономики Китая, без спонсирования «дружественных режимов», как это делал Советский Союз. Особенности политического присутствия Китая в Восточной Африке, и, в частности, в Зимбабве выражаются в том, что Китай в отличии от развитых стран не старается изменять политические режимы, работая с любыми политическими элитами стран Африки. Официальные объяснения для всего мира и в первую очередь для стран Восточной Африки данной политики невмешательства во внутренние дела звучат как уважение суверенного выбора собственного пути развития африканских стран.
В конце декабря 2015 года в Зимбабве узаконили расчёты внутри страны в юанях, за что Китаем было списано 40 млн долларов . Это в очередной раз подтверждает, насколько тесное взаимодействие происходит между двумя странами, невзирая на международную реакцию на это.
Китай также не оставляет военную сферу и оказывает Зимбабве помощь. Только в апреле 2005 года вооруженные силы страны получили 6 предназначенных для военных операций «низкой интенсивности» реактивных самолётов.
Несмотря на некоторые издержки сино-зимбабвийского сотрудничества, можно отметить, что оно отвечает взаимным интересам сторон. Для Китая - это своеобразный маркер и символ их политики в Восточной Африке. Показатель того, насколько Китай предпочтительней для стран африканского континента: не требуя политических изменений, он готов не только торговать, но также вкладываться в различные проекты внутри страны, списывать долги и всячески поддерживать страны Восточной Африки и существующие режимы (которые присваивают китайские заслуги своему правлению). Отношения с Зимбабве - это шанс обрести союзника в конкуренции с Западными странами. Для правящих элит и бизнеса Зимбабве отношения с Китаем - это не только возможность выровнять экономическую ситуацию в стране, но и утвердить своё положение в мире, показав, что никакие обвинения в нарушении прав человека, норм демократии и введённые из-за этого санкции не смогут воспрепятствовать Зимбабве в обретении влиятельных партнёров из развивающихся стран.
6. Таким образом, проведя анализ различных аспектов политического присутствия Китая в Африке, главной особенностью можно выделить то, что Китай противопоставляет себя Западу в рамках сотрудничества с восточноафриканскими странами и стоит на позициях антиколониализма и неприемлемости навязывания правил игры другим странам, в отличие от США. Китай уделяет большое внимание дипломатической стороне вопроса и личным контактам с лидерами восточноафриканских стран, тем самым создает имидж в кругу политических и экономических элит, который потом переходит и в массы. Так КНР обретает лояльность со стороны восточноафриканских властей. Официальное закрепление в стратегии Китая в Африке в качестве отдельной Белой книги 2013 года, а так же регулярное сотрудничество в рамках Форума Китай-Африка и стратегия «Нить жемчуга» показывают всему миру серьезные намерения и амбиции Китая в регионе. Колоссальные экономические ресурсы, несравнимые с теми, которые выделяет МВФ и другие страны, направляются и будут направляться из Пекина в регион, где Китай активно занимает место во всех нишах политической, социальной и экономической жизни общества. Более того, правительство поднебесной поощряет китайские компании, которые не боятся рисковать, инвестируя в проекты в Восточной Африке, благодаря этому Китай выдает дешевые кредиты под низкий процент, но тем самым гарантирует себе новые контракты, в которые вовлечена национальная экономика и граждане КНР. Вместе с тем, создается инфраструктура, которая потом будет использоваться национальными компаниями и приносить доходы в казну в виде налогов. Экономическое сотрудничество не ограничивается торговлей ресурсами и строительством, так же масштабно осуществляются проекты в сельскохозяйственной сфере и сфере образования.
7. Оценка перспектив внешней политики Китая в Восточной Африке позволяет говорить о том, что сила политического присутствия Китая значительно превосходит негативные моменты.
Китай надежно укрепляет свои позиции действуя в русле тонкого искусства экономической дипломатии, с минимальными отклонениями от своей экономической стратегии. Китай не просто закупает в Восточной Африке сырье, но и постоянно наращивает импорт готовой промышленной продукции, 2 тыс. китайских предприятий, работающих на африканской территории, заняты не только в таких традиционных областях сотрудничества, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и строительство, но и в сферах глубокой переработки, машиностроения, финансов, торговли, недвижимости и туризма. Китай считает африканский рынок «приоритетным направлением развития» экономических взаимоотношений и усматривает преимущества хозяйственных связей с континентом в его богатых природных и человеческих ресурсах, в более низкой по сравнению с КНР себестоимости произведенных в Восточной Африке товаров, а также в том, что в данном регионе «инвестиционный климат год от года становится лучше». Китай ожидает решить проблему продовольствия путем аренды земельных угодий в Восточной Африке, что предоставит большие возможности для экспорта в Китай продуктов питания и соответственно - увеличения собственной выгоды.
Несмотря на то, что количество кооперационных проектов быстро увеличивается, а их качество повышается незначительно; а кроме того, китайские предприятия пока не имеют достаточного опыта в работе на международном рынке и в африканских странах также существуют опасения в отношении квалификации китайских компаний, экологии и кадровой политики, Китай будет стремительно следовать своей проверенной долгосрочной стратегии по наращиванию экономического сотрудничества со странами Африки, привлекая все больше симпатий в свою сторону. Используемая Китаем «мягкая сила» вкупе с колоссальным экономическим потенциалом перевешивает все прочие - экологические, социальные, политические - соображения. Тем самым, это делает перспективы китайского присутствия в Восточной Африке чрезвычайно обширными. Инвестиции, дешевые кредиты и товары в совокупности с тонкой дипломатией - это сильнейшее оружие, которые КНР применяет для устранения традиционных игроков в регионе. Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Это касается и Восточной Африки. Сегодня Китай уже стал второй экономикой мира и, по различного рода оценкам, может стать первой еще в первой половине XXI в. Важно отметить то, что экономика Китая будет лидировать не только по объемам, хотя и здесь ее отрыв от других впечатляет уже сейчас, но и по качеству, диверсификация собственной экономики и торговли со странами Африки позволяет охватывать почти все возможные сферы экономического сотрудничества.
Ставка Китая на Восточную Африку настолько велика, что Китаю после такой проделанной работы будет не позволительно покидать континент, это можно понять из наиболее амбициозного экономического проекта нашего десятилетия, а по мнению самих китайцев, и века, китайского проекта Шелкового пути, который включает в себя стратегию «Нить жемчуга». Если КНР осуществит задуманный проект, она надолго закрепит свои экономические позиции в регионе. Однако вызовы со стороны США и Индии и других развивающихся экономик велики для КНР. Каждый игрок на этой шахматной доске не захочет терпеть конкуренции в лице такого экономического гиганта, как Китай. Фактически Восточная Африка всё больше становится важной частью стратегии, как США, так и Китая и Индии по укреплению собственного положения в мире, а также решению внутригосударственных задач, тем самым, мы можем предполагать, что в средне- и долгосрочной перспективе это может привести к тем или иным с большей долей вероятности опосредованным конфликтам в регионе.



1. Africa Confidential. L. 3 Nov. 2006. V. 47. № 22. P. 8.
2. Africa sees future ties with China through CPPCC / URL: http://english.cntv.cn/program/china24/20140303/105947.shtml (Date of access: 31.03.16.)
3. Africa-China trading relationship. - TRALAC-Trade Law Center / URL: http://www.tralac.org/images/docs/4795/africa-china-synopsis.pdf(Date of access: 31.03.16.)
4. Business Day. Johannesburg. Jan 12. 2007.
5. China and Africa to resolve problems in good faith / URL: http://english.cntv.cn/program/newsupdate/20130409/105347.shtml (Date of access: 31.03.16.)
6. China commits billions / URL: http://www.theguardian.com/global-
development/interactive/2013/apr/29/china-commits-billions-aid-africainteractive (Date of access: 31.03.16.)
7. China in the heart of Africa / URL: http://www.un.org/africarenewal/magazine/january- 2013/china-heart-africa (Date of access: 31.03.16.)
8. China now biggest investor in Zimbabwe // Mail and Guardian Online. / URL: http://www.mg.co.za.articlePage.aspx. (Date of access: 31.03.16.)
9. China pledges funds for Kenya infrastructure / URL: http://news.bbc.co.ukZ2/hi/8444882.stm (Date of access: 23.03.16.)
10. China Statistical Yearbook 2014. National Bureau of Statistics of China. / URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm(Date of access: 23.03.16.)
11. China-Africa Economic and Trade Cooperation. White Paper. Information Office of the State Council of the People's Republic of China. Dec.23,2010 / URL: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node 7107834.htm( Date of access:
21.11.15. )
12. China-Africa Trade Data - TRALAC - Trade Law Center / URL: http://www.tralac.org/resources/our-resources/4795-africa-china-trade.html#downloads (Date of access: 23.03.16.)
13. CHINA. International energy data and analysis. - US Energy Information Administration
- May 14, 2015 / URL:
http://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/China/china.pdf (Date of access: 23.03.16.)
14. China's National Defense in 2010. Information Office of the State Council of the People's Republic of China. Mar. 31, 2011/ URL: http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node 7114675.htm( Date of access:
21.11.15. )
15. EY's attractiveness survey. Africa 2014. Executing growth. - Ernst & Young, 2014 / URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-attractiveness-africa-2014//EY- attractiveness-africa-2014.pdf(Date of access: 23.03.16.)
16. Forum on China-Africa Cooperation - China's African Policy- Forum on China-Africa
Cooperation (FOCAC) - 2006 / URL:
http://www.focac.org/eng/zt/zgdfzzcwj/t230479.htm(Date of access: 23.03.16.)
17. Herald. Harare. June 4. 2008.
18. Hongbin Cai and Daniel Treisman.- Did Government Decentralization Cause China's
19. International energy data and analysis - International Energy Agency / URL: http://www.eia.gov/countries/cab.cfm?fips=ch( Date of access: 21.11.15.)
20. International Energy Outlook 2014 - U.S. Energy Information Administration (EIA) - September 2014 / URL: http://www.eia.gov/forecasts/ieo/pdf/0484(2014).pdf( Date of access: 21.11.15.)
21. NEPAD About. - The New Partnership for Africa's Development- Official site / URL: http://www.nepad.org/ ( Date of access: 21.11.15.)
22. The China Global Investment Tracker - The Heritage Foundation- 2014 / URL: http://www.heritage.org/research/projects/china-global-investment-tracker-interactive- map(Date of access: 23.03.16.)
23. The Fifth Ministerial Conference Of The Forum On China-Africa Cooperation Beijing
Action Plan (2013-2015) - FOCAC - 23.07.2012 / URL:
http://www.focac.org/eng/zxxx/t954620.htm (Date of access: 23.03.16.)
24. The World Bank. GDP Ranking. / URL:
http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (Date of access: 23.03.16.)
25. White paper. - China-Africa Economic and Trade Cooperation (2013). - Information Office of the State Council The People's Republic of China. - August 2013, Beijing / URL: http://www.safpi.org/sites/default/files/publications/China- AfricaEconomicandTradeCooperation.pdf( Date of access: 27.11.15.)
26. Zim receives 58m boost from China // Mail and Guardian Online. / URL: http://www.mg.co.za.articlePage.aspx( Date of access: 25.11.15.)
27. Zimbabwe, China trade expected to surge // Mail and Guardian Online. / URL: http://www.mg.co.za/articlePage.aspx. ( Date of access: 21.10.15.)
28. В Зимбабве узаконили использование китайских юаней при расчетах / URL: http://www.newsru.com/finance/23dec2015/zimbabve.html( Дата обращения: 28.03.16)
29. Всемирный Банк, годовой отчет 2013. - / URL:
http://siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2013/Resources/9304887- 1377201212378/9305896-1378757606347/AFRregion RU.pdf(Дата обращения:
28.03.16)
30. Замглавы МИД КНР: «Китай и Африка должны прилагать усилия к развитию
китайско-африканских отношений» / URL:
http://russian.cri.cn/841/2013/03/18/1s461351.htm( Дата обращения: 31.03.16.)
31. ИТАР-ТАСС. 12 марта 2008 г.
32. Китай - крупнейший торговый партнер африканских стран / URL:
http://www.cntv.ru/2013/03/26/ARTI1364261324583168.shtml свободный. (Дата
обращения: 31.03.16.)
33. Китай и Африка / URL: http://russian.people.com.cn/95199/96480/index.html(Дата обращения: 31.03.16.)
34. Китайско-африканское торгово-экономическое сотрудничество вступило в русло быстрого развития / URL: http://russian.people.com.cn/31518/8383233.html(Дата обращения: 31.03.16.)
35. Почему аплодисменты были такими бурными? / URL:
http://russian.people.com.cn/95181/8184027.html(Дата обращения: 31.03.16.)
36. Прогноз: объем торговли КНР со странами Африки в 2012 г. превысит 200 млрд долл США / URL: http://russian.people.com.cn/31518/8037187.html(Дата обращения: 31.03.16.)
Литература
1. A Trilateral Dialogue on the United States, Africa and China. Conference Papers and
Responses. / URL:
http://www.brookings.edU/~/media/research/files/reports/2013/08/us%20africa%20china %20trilateral%20dialogue/all%20trilateral%20compiliation.pdf(Date of access: 20.03.16.)
2. Batwell John. God’s railway running out of track / URL: http://www.businessday.co.za/articles/opinion.aspx. (Date of access: 20.03.16.)
3. Besliu, R. China and the US Court Africa / URL: http://yaleglobal.yale.edu/content/china- and-us-court-africa( Date of access: 20.03.16.)
4. Bloomberg Business. - China’s Investment in Africa May Rise to $50 Billion, Bank Says.
- Bloomberg. - 22.02.2011 / URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2011-02- 22/china-s-investment-in-africa-to-increase-to-50-billion-by-2015-bank-says(Date of access: 22.05.15.)
5. Brian Eyler - China’s Maritime Silk Road is all about Africa - East by Southeast - 17.11.2014 / URL: http://www.eastbysoutheast.com/chinas-maritime-silk-road-africa/(Date of access: 24.03.16.)
6. Chen Weihua. China-US-Africa in focus by scholars / URL: http://usa.chinadaily.com.cn/epaper/2013-09/02/content 16937163.htm(Date of access: 20.03.16.)
7. Chen Weihua. Clinton: US behind China in Africa / URL: http://usa.chinadaily.com.cn/epaper/2013-08/16/content 16899442.htm(Date of access: 20.03.16.)
8. China in Africa: a primer / URL: http://www.chinainafrica.co.uk/china in africa.html(Date of access: 31.03.16.)
9. China in Africa. Real story / URL: http://www.chinaafricarealstory.com(Date of access: 31.03.16.)
10. China-Africa. Beijing. 1996. № 3. Р. 11.
11. China-East Africa relationships / URL: http://www.ibtimes.com/china-africas-new- colonial-overlord-says-famed-primate-researcher-jaa-africall-155colo(Date of access: 31.03.16.)
12. Chinas soft power bolsters Africas new assertive diplomacy / URL: http://defence.pk/threads/china%C2%92s-%C2%91soft-power%C2%92-bolsters- africa%C2%92s-new-assertive-diplomacy.262844/(Date of access: 31.03.16.)
13. Christopher Alessi, Beina Xu, - China in Africa. - Council on Foreign Relations. - April 27, 2015 / URL: http://www.cfr.org/china/china-africa/p9557(Date of access: 20.03.16.)
14. David Dollar. Sino Shift // Finance and Development. IMF. June 2014. Vol. 51, No. 2. Pp. 11.
15. Day A. China's African media footprint / URL: http://www.consultancyafrica.com/index.php?option=com content&view=article&id=12 59-chinas-african-media-footprint&catid=58-asia-dimension-discussion- papers&Itemid=264(Date of access: 21.03.16.)
16. Denise Leung, Lihuan Zhou - Where Are Chinese Investments in Africa Headed?- World Resources Institute -15.05.2014 / URL: http://www.wri.org/blog/2014/05/where-are- chinese-investments-africa-headed(Date of access: 20.03.16.)
17. Derek Scissors - China On Your Doorstep - Daily Signal - January 09.01.2014 / URL: http://dailysignal.com/2014/01/09/china-doorstep/(Date of access: 26.02.16.)
18. Donald L. Cassell, - China’s role in African agriculture -International Center for Trade and Sustainable Development - 9.09.2013 / URL: http://www.ictsd.org/bridges- news/bridges-africa/news/china%E2%80%99s-role-in-african-agriculture(Date of access: 23.01.16.)
19. Donald L. Sparks - India and China’s growing economic involvement in sub-Saharan Africa - Journal of African Studies and Development - Vol. 3(4), pp. 65-75, April 2011 / URL: http://www.academicjournals.org/article/article1380017496 Sparks.pdf(Date of access: 31.03.16.)
20. Economic Miracle? - World Politics, Vol. 58, No. 4 (Jul., 2006), pp. 505-535
21. Geo-politics, China and Africa / URL:
http://www.chinainafrica.co.uk/china geo politics.html(Date of access: 31.03.16.)
22. Henderson J. China’s naval gazing / URL: www.prospectmagazine.co.uk/2009/07/chinasnavalgazing/(Date of access: 23.03.16.)
23. Hilsum Lindsey. We love China. Granta: The View from Africa. / URL: http://www.granta.com/extracts/2616. (Date of access: 23.04.15.)
24. India: Ethiopia invites farmers of Punjab for farming / URL: http://ayyaantuu.com/horn- of-africa-news/ethiopia/india-ethiopia-invites-farmers-of-punjab-for-farming(Date of access: 23.03.16.)
25. Inforos - США выталкивают Китай из Южного Судана - Inforos - 31.10.2014 / URL: http://inforos.ru/ru/?module=news&action=view&id=39919 (Date of access: 31.03.16.)
26. John Burnett- China Is Besting the U.S. in Africa - USNews - 24.03.2015 / URL: http://www.usnews.com/opinion/economic-intelligence/2015/03/24/china-beating-us-in- race-to-invest-in-africa (Date of access: 30.01.16.)
27. Kaplan R. D. Center Stage for the 21st Century. Power Plays in the Indian Ocean / Robert D. Kaplan // Foreign Affairs: website. 2009. March/April.
28. Kieh G.K., jr. - Africa and the new globalization. - Aldershot; Burlington (VJ): Ashgate, 2008. - XIII, 192 p.
29. Li Anshan - Why the Forum on China-Africa Cooperation-Analysing China’s Strategy in Africa. - Foreign Affairs Review - 29/3; S. Grimm, ‘The Forum on China-Africa Cooperation - Its Political Role and Functioning,’ CCS Policy Briefing, Centre for Chinese Studies, Stellenbosch, May 2012
30. Lihuan Zhou, Denise Leung - China’s Overseas Investments, Explained in 10 Graphics -
World Resources Institute - 28.01.2015 / URL:
http://www.wri.org/blog/2015/01/china%E2%80%99s-overseas-investments-explained- 10-graphics (Date of access: 30.03.15.)
31. Lila Buckley Narratives of China-Africa Cooperation for Agricultural Development: New
Paradigms? - China and Brazil in African Agriculture (CBAA) Project work stream -March 2013 / URL: http://www.future-agricultures.org/publications/research-and-
analysis/working-papers/1639-narratives-of-china-africa-cooperation-for-agricultural- development-new-paradigms/file(Date of access: 31.03.16.)
32. Liu Qinghai - Realities and Opportunities - Chinese Private Enterprises in Africa - Institute of African Studies at Zhejiang Normal University(IASZNU) / URL: http://ias.zjnu.cn/en/show.php?id=3632(Date of access: 25.05.15.)
33. Mandip Singh. The Proposed PLA Naval Base in Seychelles and India’s Options / URL: http://www.idsa.in/idsacomments/TheProposedPLANavalBaseinSeychellesandIndiasOpti ons msingh 151211(Date of access: 23.03.16.)
34. Nazemroaya, M.D. Great Power Confrontation in the Indian Ocean: The Geo-Politics of
the Sri Lankan Civil War / URL
http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=15667
(Date of access
23.03.16.)
35. No scramble for Africa between India & China / URL
http://timesofindia.indiatimes.com/india/No-scramble-for-Africabetween-India- China/articleshow/8545578.cms(Date of access: 23.03.16.)
36. Page Jeremy - China Sees Itself at Center of New Asian Order - The Wall Street Journal - 9.11.2014 / URL: http://www.wsj.com/articles/chinas-new-trade-routes-center-it-on- geopolitical-map-1415559290(Date of access: 23.04.16.)
37. Pehrson C. J. String of Pearls: Meeting the Challenge of China’s Rising Power across the Asian Littoral / Christopher J. Pehrson. Strategic Studies Institute. 2006. July. P. 11.
38. Pham J. P. India in Africa: Implications of an emerging power for AFRICOM and U.S.
strategy / URL:
http://www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pubs/display.cfm?pubid=1051(Date of access: 23.03.16.)
39. Proctor, K. China and Africa: What the U.S. doesn't understand. / URL: http://management.fortune.cnn.com/2013/07/02/china-africa-us(Date of access: 20.03.16.)
40. Rex Ukaejiofo- China-Africa agricultural co-operation. Mutual benefits or self-interest?
- Centre for Chinese Studies, Stellenbosch University - September 2014 / URL: http://www.ccs.org.za/wp-
content/uploads/2014/09/Rex PhanW Report Final Rex 2014.pdf(Date of access: 23.12.15)
41. Schneps, K.B. The US-China «cold war» in Africa / URL: http://management.fortune.cnn.com/2013/07/02/china-africa-us(Date of access: 20.03.16.)
42. Schueller M., Luong Diep. Schanghai — Modell fuer Chinas Wirtschaftsentwicklung? // China aktuell. -- Hamburg, 2001. -- Jg. 30, N 10. - Oktober. -- S. 1101-1116.
43. Shannon Tiezzi - China's 'Maritime Silk Road': Don't Forget Africa - The Diplomat - 29.01.2015 / URL: http://thediplomat.com/2015/01/chinas-maritime-silk-road-dont- forget-africa/(Date of access: 23.03.16.)
44. Smith, D. India starts trade talks with African countries in effort to rival / URL: http://www.guardian.co.uk/world/2011/may/23/india-trade-talks-africa-china(Date of access: 23.03.16.)
45. Somalia: Somaliland in port deal with China businessmen / URL: http://www.garoweonline.com/artman2/publish/World 23/Somalia Somaliland in port deal with China businessmen.shtml(Date of access: 23.03.16.)
46. Stefano Pozzebon- China has crossed a major investment threshold that is going to change
the entire world. - Business Insider. - 04.02.2015 / URL:
http://www.businessinsider.com/statistics-on-chinas-investment-abroad-2015-2(Date of access: 23.03.16.)
47. Taylor, I. Common Sense About China's Ties with Africa. / URL: https://csis.org/story/common-sense-about-china's-ties-africa(Date of access: 20.03.16.)
48. The Economist. - GDP apostasy- // The Economist. From the print edition: China.
31.01.2015 / URL: http://www.economist.com/news/china/21641282-chinas-biggest-
city-leads-way-jettisoning-its-annual-target-gdp-apostasy(Date of access: 23.03.16.)
49. Tomoo Marukawa, Asei Ito, Yongqi Zhang, - China’s Outward Foreign Direct Investment
Data. - ISS Contemporary Chinese Research Series No.15 - Institute of Social Science, University of Tokyo / URL: http://web.iss.u-
tokyo.ac.jp/kyoten/research/ISS China series No.15.pdf(Date of access: 25.05.16.)
50. Van der Wath, Kobus, Kotze Dirk. Africa and China. A Neglected Opportunity // African Analyst Quaterly. Cape Town. 2006. Issue 1. Third Quarter. Р. 61.
51. Vines, A. India in Africa / URL:
http://www.chathamhouse.org/media/comment/view/162831(Date of access: 23.03.16.)
52. Wang Xuejun - Developmental peace: Understanding China’s policy towards Africa in peace and security - Institute of African Studies at Zhejiang Normal University(IASZNU) / URL: http://ias.zjnu.cn/uploadfile/2014/0912/20140912121304640.pdf(Date of access: 23.03.16.)
53. World Nuclear News, "China plans for nuclear growth", November 20, 2014 and FGE China Oil & Gas Monthly, "Issues Focus—China Unveils Energy Targets by 2020", December 2014. / URL: http://www.world-nuclear-news.org/NP-China-plans-for-nuclear- growth-2011144.html(Date of access: 23.03.16.)
54. Yuwen D. - How to Understand China’s Foreign Policy. - Foreign policy. - 23.04.13
55. Zhang Chun - The Sino-Africa Relationship: Toward a New Strategic Partnership - The London School of Economics and Political Science / URL: http://www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/SR016/SR-016-Chun.pdf(Date of access: 25.11.15.)
56. «Китайская нобелевка»: глава Зимбабве получил премию Конфуция / URL: http://south-insight.com/mugabe(Дата обращения: 28.03.16.)
57. А. Ларин, В. Матвеев Китайская стратегия "продвижения на Запад" и "новый Шелковый путь" - Проблемы Дальнего Востока, № 5, 2014, C. 5-15
58. Абрамова И.О., Морозенская Е.В., - Экономика Африки в условиях рыночных преобразований. М., 2010., с 26
59. Арапова Е. Синдром «Великой депрессии» по-китайски? - РСМД / URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=5631#top(Дата обращения: 28.04.16.)
60. Африка и Китай: более, чем борьба за ресурсы. / URL:
http://poslezavtra.com.ua/afrika-i-kitaj-bolee-chem-borba-za-resursy(Дата обращения: 21.03.16.)
61. Белокриницкий В.Я. - Восток в ХХ1 веке - перспективы эволюции и положения в
системе международных отношений. - Перспективы. Сетевое издание исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. - 01/02/2011 / URL:
http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/vostok v khkhi veke perspektivy evoluci i i polozhenija v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij 2011-02-01.htm (Дата
обращения: 23.03.16.)
62. Бюсселен Т. Китай в Африке: новая колонизация или важный вклад в развитие африканской экономики / URL: http://left.ru/2009/6/busselen188.phtml(Дата обращения: 31.03.16.)
63. Викторьен А. Механизмы китайской экспансии в Африку.- Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2014, № 1
64. Виноградов А.В., Головачев В.Ц., Артем Кобзев А.И., Ломанов А.В., Чудодеев Ю.В.
- Сценарии развития Китая до 2050 г. - Перспективы. Сетевое издание исследований и аналитики Фонда исторической перспективы / URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/scenarii razvitija kitaja do 2050 g 2014- 12-15.htm(Дата обращения: 28.03.16.)
65. Волхонский Б. М. // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 3. С. 191-195.
66. Волхонский Б. Треугольник Россия - Индия - Китай: сотрудничество или соперничество? / Борис Волхонский // Тихоокеанское обозрение 2010-2011 / Ин-т стран Азии и Африки МГУ, Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2012. С. 79-90.
67. Время Востока - Китай развивает альтернативную энергетику в Африке. - Время Востока - 14.06.2013 / URL: http://www.easttime.ru/news/kitai/kitai-razvivaet- alternativnuyu-energetiku-v-afrike/4119(Дата обращения: 25.02.16.)
68. Госсет Дэвид - Великая стратегия Китая: Новый шёлковый путь - Геополитика - 12.01.2015 / URL: http://geo-politica.info/velikaya-strategiya-kitaya-novyy-shyolkovyy- put.html(Дата обращения: 28.03.16.)
69. Гриняев С., Арутюнян Г. - Египет - зеркало «большой игры» в Африке// Торгово-промышленные ведомости - Издание торгово-промышленной палаты РФ - 7.02.2011 / URL: http://www.tpp-inform.ru/global/939.html(Дата обращения: 25.03.15.)
70. Дейч Т. Л. Китай «завоёвывает» Африку: перспективы для России / Т. Л. Дейч // Мировые державы в Африке и интересы России: сб. ст. / отв. ред. А. А. Громыко. М.: Ин-т Африки РАН, 2010. С. 47.
71. Дейч Т. Л., Корендясов Е. Н., - Африка и мир в XXI веке. - М: Ин-т Африки РАН, 2010 - 322 с.
72. Дейч Т. Л., Усов В. А. - Танзания. "Восходящие" азиатские державы осваивают восточную Африку - Азия и Африка сегодня, № 12, Декабрь 2014, C. 21-26
73. Дейч Т.Л. - Африка в стратегии Китая. М.: Институт Африки
РАН. 2008. - 326 с.
74. Деминцева Е., Федюкин И. Китайская экспансия в Африке // Pro et Contra. 2015. Март-июнь. С. 108
75. Денисова, Т.С. БРИКС - Африка: партнёрство и взаимодействие // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. Т. 5. С. 185-188.
76. Дюшебаев А. - Интересы КНР в Африке. - Время Востока - 15.03.2011 //
21.03.16.)
77. Зайцев Ю. - Мы в ответе за тех, кого приручили? - РСМД - 31 октября2014 / URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=4701#top(Дата обращения: 24.03.16.)
78. Институт Африки РАН - "Эффективные деловые коммуникации" Харитонова Е.В. - Институт Африки РАН / URL: http://www.inafran.ru/node/55(Дата обращения: 28.02.16.)
79. Иродова Е.Е. - Социально-экономическая модель Китая в аспекте основных характеристик и конкурентных преимуществ. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова - № 6, 2012
80. Каплан Р. - География китайской мощи. - Перспективы. Сетевое издание исследований и аналитики Фонда исторической перспективы / URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/geografija_kitajskoj_moshhi_2010-08- 23.htm(Дата обращения: 20.09.15.)
81. Китай является лучшим другом Зимбабве на международной арене / URL: http://russian.news.en/2015-11/29/c 134866366.htm(Дата обращения: 28.03.16.)
82. КНР: политика, экономика, культура. М., 2014. С. 220-221.
83. Кулинцев Юрий - «Один пояс - один путь»: инициатива с китайской спецификой - РСМД - 22.05.2015 / URL: http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/?id_4=1868(Дата обращения: 28.03.16.)
84. Лебедева Н. Б. Большой Индийский океан и китайская стратегия «нить жемчуга» / Н. Б. Лебедева // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 6-13.
85. Лебедева Э. - Активизация КНР и ЕС в Африке - Мировая экономика и международные отношения, № 10.10.2008, C. 93-101
86. Лузянин С. - Внешняя политика Китая в глобальном и региональном измерениях -
МГИМО (У) - 26.12.11 / URL:
http://www.mgimo.ru/news/experts/document216740.phtml(Дата обращения: 25.03.16.)
87. Лукин А. - Современный Китай: великодержавие и идентичность.- Перспективы.
Сетевое издание исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.- 03.09.2010 / URL:
http://www.perspektivy.info/book/sovremennyj_kitaj_velikoderzhavije_i_identichnost_2 010-09-03.htm (Дата обращения: 21.07.15.)
88. Мамонов М. - Инерция и новации во внешней политике Китая.- Международные процессы. - Том 8, № 3(24) / URL: http://www.intertrends.ru/twenty-four/005.htm(Дата обращения: 28.03.15.)
89. Ниятбеков В. - Принципы внешней политики Китая. - ВРЕМЯ ВОСТОКА.- 15.12.2010 / URL: http://www.easttime.ru/analytics/kitai/printsipy-vneshnei-politiki- kitaya(Дата обращения: 24.06.15.)
90. Петров Н., Гевелинг Л. В.,- Африка в вопросах и ответах.- Азия и Африка сегодня, № 10, Октябрь 2010, C. 9-13
91. Подолько Е.О. - Китайский фактор в современных международных отношениях - Общество и государство в Китае: XXXLII научная конференция: К 100-летию со дня рождения Л.И.Думана / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. С.И.Блюмхен. - М.: Вост. лит., 2007.
92. Политаев В.И., Федорец М.В. - Развитие экономики Китая: путь к инновационноориентированному государству. - Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. - 2014. - № 1
93. Портяков В.Я., Сюй Минь. Экономические реформы в Китае и СССР/России // Восток. 1997. № 5. С. 87.
94. Рамазанов Ж. Ш. - социально-экономическая модель Китая и уроки для России - Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 6 - РАН. 2008.
95. Реализация китайской и африканской мечты принесет пользу всему миру / URL: http://russian.people.com.cn/31520/8442913.html(Дата обращения: 31.03.16.)
96. Рожерио Эрберт. - Африка: 50 лет независимости.- Азия и Африка сегодня, № 9, Сентябрь 2010, C. 22-23
97. Рощин Г. Е. - Международные корпорации в Африке - Азия и Африка сегодня, № 12, Декабрь 2013, C. 30-33
98. Сазонов С., Кудрявцев Е., У Цзы - Транспортная составляющая проектов сопряжения Евразийского экономического союза и "Экономического пояса Шелкового пути" - Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2015, C. 47-58
99. Салахетдинов Э. Сравнительный анализ политики России и Китая в Зимбабве // Материалы конференции «Школа молодого африканиста». 2013. № 4. С. 64-65.
100. Салахетдинов, Э.Р. Зимбабве-Китай: риски и преимущества сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12 (689). С. 54-60.
101. Салицкий А., Таций В. - Анатомия китайского подъема и его мировое значение (критика цивилизационного дискурса) - Перспективы. Сетевое издание исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.- 21.05.2014 / URL: http://www.perspektivv.info/oykumena/azia/anatomija kitajskogo podjema i jego miro voje znachenije kritika civilizacionnogo diskursa 2014-05-21.htm(Дата обращения: 24.06.15.)
102. Сергеев В.М. Борьба за влияние в Африке. / URL:
http://www.geopolitics.ru/2014/01/borba-za-vliyanie-v-afrike (Дата обращения:
20.03.16.)
103. Скиданов Ю. Юань бьет доллар на африканском ринге / URL:
http://www.pravda.ru/world/restofworld/africa/30-07-2013/1167877-africa-0/# (Дата
обращения: 20.03.16.)
104. Томберг Р. И. - КНР - Африка: экономические связи - Азия и Африка сегодня, № 7, Июль 2011, C. 58-63
105. Трибрат Владимир - «Мягкая безопасность» по Джозефу Наю - Международные процессы / URL: http://www.intertrends.ru/seventh/014.htm(Дата обращения: 25.04.15.)
106. Угольная промышленность Китая. Информация о стране- ЦДУ ТЭК / URL: http://www.riatec.ru/files/CountryUgol.pdf(Дата обращения: 24.06.15.)
107. Усов, В. А. Индия и Африка на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее, будущее / В. А. Усов. М.: Ин-т Африки РАН, 2010. С. 125.
108. Филиппов В. - Колониализм: второе пришествие. - РСМД - 23 июля2012 / URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=633#top(Дата обращения: 27.06.15.)
109. Фитуни Л. Л.- Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья
2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра. - Азия и Африка сегодня, № 9, Сентябрь 2010, C. 8-14
110. Ху Аньган, Ян Чжусун. Дипломатия с китайской спецификой: новая глава во внешней политике Китая // Экспресс-информация № 1. ИДВ РАН. М., 2014. С. 67.
111. Чудодеев Ю.В.- Вызовы глобализации и динамика отношений России и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. - Общество и государство в Китае - № 42¬2/2012
112. Шаклеина Т. - Современный мировой порядок: на пороге нового этапа
развития? - Перспективы. Сетевое издание исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. - 08.04.2013 / URL:
http://www.perspektivv.info/ovkumena/amerika/sovremennyj mirovoj poradok na poro ge novogo etapa razvitija 2013-04-08.htm(Дата обращения: 27.07.15.)
113. Япония и Китай спорят из-за Африки / URL: http://poslezavtra.com.ua/afrika-i- kitaj-bolee-chem-borba-za-resursy(Дата обращения: 21.03.16.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ