ИНТЕРПОЛ И ЕВРОПОЛ В БОРЬБЕ С УГРОЗАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РЯДА В ЕВРОПЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.
|
Введение 3
Глава 1. Организационно-правовая база Интерпола и Европейской полицейской организации 11
1.1. Т еоретические особенности функционирования Международной
организации уголовной полиции и Европола 11
1.2. Правовое регулирование сотрудничества Интерпола и Европола с акторами европейской международной политики 21
Глава 2. Основополагающие направления правоохранительной деятельности
Интерпола и Европола в борьбе с угрозами нетрадиционного ряда 30
2.1. Реализация контртеррористического взаимодействия международных
правоохранительных организаций 30
2.2. Принципы Европола и Интерпола в противодействии организованной
преступности 52
2.3. Международные правоохранительные центры в обеспечении кибербезопасности 60
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 77
Приложения 90
Глава 1. Организационно-правовая база Интерпола и Европейской полицейской организации 11
1.1. Т еоретические особенности функционирования Международной
организации уголовной полиции и Европола 11
1.2. Правовое регулирование сотрудничества Интерпола и Европола с акторами европейской международной политики 21
Глава 2. Основополагающие направления правоохранительной деятельности
Интерпола и Европола в борьбе с угрозами нетрадиционного ряда 30
2.1. Реализация контртеррористического взаимодействия международных
правоохранительных организаций 30
2.2. Принципы Европола и Интерпола в противодействии организованной
преступности 52
2.3. Международные правоохранительные центры в обеспечении кибербезопасности 60
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 77
Приложения 90
Актуальность темы. Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области международных отношений. На рубеже XX-XXI веков в связи с процессом интернационализации преступности остро встал вопрос о взаимодействии правоохранительных органов различных государств в предотвращении интернациональных преступлений, правонарушений международного характера и общеуголовных преступлений, посягающих на безопасность более чем одной страны, которое получило название - международное полицейское сотрудничество.
В биполярную эпоху доминировал традиционный подход к проблемам обеспечения безопасности — военно-политический. Однако в период, наступивший после окончания холодной войны, нетрадиционные угрозы заняли важное место в общей проблематике международной безопасности.
Как известно, под нетрадиционными угрозами понимаются терроризм, религиозный экстремизм, контрабанда наркотиков, киберпреступность, региональные конфликты, организованная преступность, экологические проблемы. Нетрадиционность вышеупомянутых опасностей часто объясняют асимметричным характером несомых ими рисками. Они выражаются в том, что преступники, бросающие вызов государству, никогда не вступают в прямое столкновение с его военными силами, так как не имеют для этого достаточной боевой мощи.
В настоящее время нетрадиционными угрозами, считаются те, которые являются общими для всех или большинства государств, бороться с которыми можно только общими усилиями. Все чаще транснациональное взаимодействие государств на межправительственном уровне представляется невозможным ввиду различных экономических или политических противоречий. Как следствие возрастает роль международных правоохранительных организаций, таких как Международная организация уголовной полиции и Европейская полицейская организация. Всесторонне используя свои возможности, они создают интернациональную многофункциональную платформу для своевременного реагирования на выявленные нарушения международной безопасности, поэтому актуальность данной темы не может вызывать сомнения.
Объект исследования - деятельность международных
правоохранительных организаций и основные виды угроз нетрадиционного ряда на территории Европы.
Предмет исследования - роль и место Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и Европола в противодействии организованной преступности, международному терроризму и киберпреступности.
Хронологические рамки работы. Данные исследования затрагивают в основном XXI век, но для понимания процесса создания международных правоохранительных организаций в ретроспективном плане рассматривается XX век.
Целью представленной работы является исследование иерархии структуры международных правоохранительных организаций, оценка способности их интегрирования в соответствии с мировыми тенденциями в области международной преступности, а также анализ их роли в борьбе с основными разновидностями угроз нетрадиционного ряда.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- обозначить теоретические аспекты функционирования Интерпола и Европейской полицейской организации;
- проанализировать правовые основы взаимодействия Международной организации уголовной полиции и Европола;
- охарактеризовать деятельность международных правоохранительных организаций в борьбе с различными формами международного терроризма;
- рассмотреть основополагающие принципы работы Европола и Интерпола в пресечении действий организованных преступных групп;
- исследовать функционирование международных правоохранительных центров по обеспечению глобальной кибербезопасности.
Для достижения цели работы и для выполнения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: общелогические, такие как анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, сравнение позволяющие обобщить информацию по данной теме, а также сделать необходимые выводы. Сравнительный анализ способствовал пониманию сущности общности и различий рассматриваемых организаций, а также их подходов в борьбе с основными вызовами международной безопасности.
Из специальных методов были использованы такие, как исторический, системный подход, метод классификации, а также осуществлялся непосредственный перевод англоязычных документальных источников для более глубоко изучения исследуемой темы.
Степень изученности. При проведении исследований по заданной теме, было отмечено, что как отечественные, так и западные авторы обращались к данной проблеме, но при этом многие из них по-разному определяли понятие нетрадиционных угроз безопасности. Материал, полученный из монографий, а также различных периодических печатных изданий частично не соответствует современным реалиям. Основными вопросами для изучения служат: изменение структуры и задач Интерпола и Европола,
правоохранительная деятельность отдельных стран или международных организаций в борьбе с конкретными угрозами на определенной территории, а также отдельный анализ понятия «нетрадиционной безопасности».
В коллективной монографии «Вопросы нетрадиционной безопасности в Юго-Восточной Азии» под редакцией Э. Тана и К. Бутина нетрадиционные аспекты рассматриваются с точки зрения влияния процессов глобализации (экономической, информационной и т.д.) на безопасность в Юго-Восточной Азии и в более широком контексте Азиатско-Тихоокеанского региона .
Несколько позже был разработан другой подход, в рамках которого можно выделить следующее: поиск нового термина, который мог бы охватить более широкий комплекс явлений, включаемых исследователями в расширительное понятие безопасности. Примерами такого рода могут служить термины, предложенные американскими аналитиками, изучающими проблемы безопасности в АТР. В частности, Г. Стэкпоул использует понятие «невоенные угрозы безопасности» , а Ш. Саймон оперирует термином «нетрадиционные внутренние вызовы безопасности» .
В качестве другого возможного способа определения нетрадиционных аспектов безопасности можно рассматривать их ранжирование в соответствии со шкалой «угрозы - вызовы - риски», что, в свою очередь, снимает вопрос о том, почему некоторые угрозы, относимые к нетрадиционной сфере (например, терроризм) будут требовать военного способа реагирования, а другие нет. Так, отечественные исследователи И. Д. Звягельская и В. В. Наумкин предлагают определять нетрадиционные угрозы, вызовы и риски. В первую группу они включают явления, которые «требуют немедленных активных действий по их нейтрализации, в том числе и силовых» (терроризм, наркобизнес, организованная преступность).
Анализируя научный материал и монографии, имеющейся по теме Интерпола и Европола можно сделать вывод, что на данный момент существует достаточно широкая база литературы, посвященной изучению теоретико-правовым аспектам функционирования вышеупомянутых организации, а также их основным направлениям деятельности с отдельными акторами международных отношений. Примером может выступать работа отечественного автора В. С. Овчинского «Интерпол (в вопросах и ответах)» , а также периодические издания А. Прокопчука «Европол - Европейская полицейская организация» и «Интерпол: вековая история взаимодействия без границ» , в которых рассмотрены ключевые положения истории создания, функционирования организации, а также второстепенно проведен краткий анализ правовой базы взаимодействия подразделений Интерпола и Европола. Несколько лет спустя Веселовский С. С., снова обратился к данной тематике в своей книге: «Многостороннее сотрудничество в борьбе с транснациональным терроризмом» , анализируя действия различных международных акторов в обеспечении международной безопасности.
Деятельность же Европола и Интерпола в поддержании международного правоохранительного взаимодействия, а также в борьбе с уголовной преступностью были освящены в монографии Я. М. Бельсона «Интерпол в борьбе с уголовной преступностью» и в сборнике В. С. Овчинского «Интерпол против терроризма» , к сожалению, необходимо отметить, что данные представленные в данных работах частично не соответствуют современным реалиям.
Исследовав более подробно отечественные периодические издания, следует отметить работы «О понятиях межгосударственного и международного видов розыска» Дунаевой А. В., «Международное сотрудничество полицейских» Щербенко Л. Р., и «Некоторые вопросы международного полицейского сотрудничества» Лукашина М. В., в которых лишь поверхностно были описаны основные аспекты сотрудничества международных правоохранительных органов.
Поистине, огромный вклад в исследование изучаемой темы внес английский ученный Фентон Бреслер. Благодаря его работе «Интерпол», миру была представлена наиболее подробная история создания Международной организации уголовной полиции, а также описание самых известных спецопераций Интерпола в различных странах мира по борьбе с мафией и терроризмом. Но, к сожалению, сотрудничество с Европейской полицией вновь рассматривалось лишь второстепенно.
Изложенные выше факты приводят к мысли о том, что степень изученности данной темы очень низка и требует глубокого анализа.
В источниковую базу вошли документальные источники, конвенции, уставы, решения, резолюции, декларации, а также генеральные положения, затрагивающие вопросы структуры и регламента действий Европола и Интерпола, и материал, касающийся основных проектов и операций по борьбе с угрозами нетрадиционного ряда.
«Всеобщая декларация прав человека» , принятая Генеральной Ассамблеи ООН, в 1948 году 10 декабря, описывает основополагающие положения международного взаимоуважения всех народов стран мира, а также призывает к призрению варварского поведения по отношению к людям, или пренебрежению основных принципов прав и свобод человека.
«Constitution of the ICPO-INTERPOL [I/CONS/GA/1956(2008)]» (Устав Международной организации уголовной полиций) и «GENERAL REGULATIONS OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL POLICE ORGANIZATION-INTERPOL» [I/GREG/GA/1956(2014)] (Регламент
Интерпола) включают в себя организационно-правовые принципы функционирования подразделений организации.
«Договор о Европейском Союзе» и Решение о функционировании Европола , содержат в себе организационно-правовые аспекты механизма взаимодействия подразделений Европейской полицейской организации.
Отчет «Об положении дел и тенденциях, связанных с террористической деятельностью» на территории Европейского Союза , опубликованный на официальном сайте Европейской полицейской организации, представляет аналитические данные, полученные от государств-членов об итогах, связанных с борьбой с терроризмом и организованной преступностью в 2016 году, основные рекомендации для стран-участниц по предотвращению возможных нападений, а также оказывает помощь в определении ключевых вопросов требующих перераспределения общеевропейских сил и особого внимания.
«Internet Organised Crime Threat Assessment» (Оценка угроз организованной преступности в интернете) - четвертый ежегодный доклад о киберпреступной деятельности на территории Европы, представленный на официальном сайте Европола Центром по борьбе с киберпреступонстью. В докладе представлена преимущественно правоохранительная оценка ключевых событий, изменений и возникающих угроз в сфере киберпреступности за последний год. Необходимо обратить внимание, что эксперты Европола, в ходе создания данного документа опираются на бесценный вклад государств-членов ЕС, финансовый сектор и научные круги, а также на данные полученные от оперативных сотрудников Европола.
Официальные сайты Международной организации уголовной полиции и Европейской полицейской организации послужили ключевыми ресурсами получения достоверных данных для написания работы. Руководство вышеупомянутых организаций строго следит за своевременной публикацией информации необходимой для оповещения граждан стран-участниц о проводимых мероприятиях, результатах осуществленных операций, а также о возможных угрозах безопасности их жизни и необходимых превентивных мерах.
Научная новизна исследования состоит в том, что большая часть документальных источников и научной литературы по данной тематике представлена для всеобщего обозрения лишь в англоязычном варианте, т.е. данные нормативно-правовых актов, переведенные и использованные в работе, были впервые проанализированы, и отражают достоверную информацию о международных правоохранительных организациях Европол и Интерпол, а также позволяют более тщательно рассмотреть их взаимодействие в рамках борьбы с угрозами нетрадиционного ряда.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия Международной организации уголовной полиции и Европола в противодействии основным международным угрозам нетрадиционного ряда. К тому же выводы проведенного в данной работе исследования могут быть использованы в качестве лекционного материала.
Структура работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В биполярную эпоху доминировал традиционный подход к проблемам обеспечения безопасности — военно-политический. Однако в период, наступивший после окончания холодной войны, нетрадиционные угрозы заняли важное место в общей проблематике международной безопасности.
Как известно, под нетрадиционными угрозами понимаются терроризм, религиозный экстремизм, контрабанда наркотиков, киберпреступность, региональные конфликты, организованная преступность, экологические проблемы. Нетрадиционность вышеупомянутых опасностей часто объясняют асимметричным характером несомых ими рисками. Они выражаются в том, что преступники, бросающие вызов государству, никогда не вступают в прямое столкновение с его военными силами, так как не имеют для этого достаточной боевой мощи.
В настоящее время нетрадиционными угрозами, считаются те, которые являются общими для всех или большинства государств, бороться с которыми можно только общими усилиями. Все чаще транснациональное взаимодействие государств на межправительственном уровне представляется невозможным ввиду различных экономических или политических противоречий. Как следствие возрастает роль международных правоохранительных организаций, таких как Международная организация уголовной полиции и Европейская полицейская организация. Всесторонне используя свои возможности, они создают интернациональную многофункциональную платформу для своевременного реагирования на выявленные нарушения международной безопасности, поэтому актуальность данной темы не может вызывать сомнения.
Объект исследования - деятельность международных
правоохранительных организаций и основные виды угроз нетрадиционного ряда на территории Европы.
Предмет исследования - роль и место Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и Европола в противодействии организованной преступности, международному терроризму и киберпреступности.
Хронологические рамки работы. Данные исследования затрагивают в основном XXI век, но для понимания процесса создания международных правоохранительных организаций в ретроспективном плане рассматривается XX век.
Целью представленной работы является исследование иерархии структуры международных правоохранительных организаций, оценка способности их интегрирования в соответствии с мировыми тенденциями в области международной преступности, а также анализ их роли в борьбе с основными разновидностями угроз нетрадиционного ряда.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- обозначить теоретические аспекты функционирования Интерпола и Европейской полицейской организации;
- проанализировать правовые основы взаимодействия Международной организации уголовной полиции и Европола;
- охарактеризовать деятельность международных правоохранительных организаций в борьбе с различными формами международного терроризма;
- рассмотреть основополагающие принципы работы Европола и Интерпола в пресечении действий организованных преступных групп;
- исследовать функционирование международных правоохранительных центров по обеспечению глобальной кибербезопасности.
Для достижения цели работы и для выполнения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: общелогические, такие как анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, сравнение позволяющие обобщить информацию по данной теме, а также сделать необходимые выводы. Сравнительный анализ способствовал пониманию сущности общности и различий рассматриваемых организаций, а также их подходов в борьбе с основными вызовами международной безопасности.
Из специальных методов были использованы такие, как исторический, системный подход, метод классификации, а также осуществлялся непосредственный перевод англоязычных документальных источников для более глубоко изучения исследуемой темы.
Степень изученности. При проведении исследований по заданной теме, было отмечено, что как отечественные, так и западные авторы обращались к данной проблеме, но при этом многие из них по-разному определяли понятие нетрадиционных угроз безопасности. Материал, полученный из монографий, а также различных периодических печатных изданий частично не соответствует современным реалиям. Основными вопросами для изучения служат: изменение структуры и задач Интерпола и Европола,
правоохранительная деятельность отдельных стран или международных организаций в борьбе с конкретными угрозами на определенной территории, а также отдельный анализ понятия «нетрадиционной безопасности».
В коллективной монографии «Вопросы нетрадиционной безопасности в Юго-Восточной Азии» под редакцией Э. Тана и К. Бутина нетрадиционные аспекты рассматриваются с точки зрения влияния процессов глобализации (экономической, информационной и т.д.) на безопасность в Юго-Восточной Азии и в более широком контексте Азиатско-Тихоокеанского региона .
Несколько позже был разработан другой подход, в рамках которого можно выделить следующее: поиск нового термина, который мог бы охватить более широкий комплекс явлений, включаемых исследователями в расширительное понятие безопасности. Примерами такого рода могут служить термины, предложенные американскими аналитиками, изучающими проблемы безопасности в АТР. В частности, Г. Стэкпоул использует понятие «невоенные угрозы безопасности» , а Ш. Саймон оперирует термином «нетрадиционные внутренние вызовы безопасности» .
В качестве другого возможного способа определения нетрадиционных аспектов безопасности можно рассматривать их ранжирование в соответствии со шкалой «угрозы - вызовы - риски», что, в свою очередь, снимает вопрос о том, почему некоторые угрозы, относимые к нетрадиционной сфере (например, терроризм) будут требовать военного способа реагирования, а другие нет. Так, отечественные исследователи И. Д. Звягельская и В. В. Наумкин предлагают определять нетрадиционные угрозы, вызовы и риски. В первую группу они включают явления, которые «требуют немедленных активных действий по их нейтрализации, в том числе и силовых» (терроризм, наркобизнес, организованная преступность).
Анализируя научный материал и монографии, имеющейся по теме Интерпола и Европола можно сделать вывод, что на данный момент существует достаточно широкая база литературы, посвященной изучению теоретико-правовым аспектам функционирования вышеупомянутых организации, а также их основным направлениям деятельности с отдельными акторами международных отношений. Примером может выступать работа отечественного автора В. С. Овчинского «Интерпол (в вопросах и ответах)» , а также периодические издания А. Прокопчука «Европол - Европейская полицейская организация» и «Интерпол: вековая история взаимодействия без границ» , в которых рассмотрены ключевые положения истории создания, функционирования организации, а также второстепенно проведен краткий анализ правовой базы взаимодействия подразделений Интерпола и Европола. Несколько лет спустя Веселовский С. С., снова обратился к данной тематике в своей книге: «Многостороннее сотрудничество в борьбе с транснациональным терроризмом» , анализируя действия различных международных акторов в обеспечении международной безопасности.
Деятельность же Европола и Интерпола в поддержании международного правоохранительного взаимодействия, а также в борьбе с уголовной преступностью были освящены в монографии Я. М. Бельсона «Интерпол в борьбе с уголовной преступностью» и в сборнике В. С. Овчинского «Интерпол против терроризма» , к сожалению, необходимо отметить, что данные представленные в данных работах частично не соответствуют современным реалиям.
Исследовав более подробно отечественные периодические издания, следует отметить работы «О понятиях межгосударственного и международного видов розыска» Дунаевой А. В., «Международное сотрудничество полицейских» Щербенко Л. Р., и «Некоторые вопросы международного полицейского сотрудничества» Лукашина М. В., в которых лишь поверхностно были описаны основные аспекты сотрудничества международных правоохранительных органов.
Поистине, огромный вклад в исследование изучаемой темы внес английский ученный Фентон Бреслер. Благодаря его работе «Интерпол», миру была представлена наиболее подробная история создания Международной организации уголовной полиции, а также описание самых известных спецопераций Интерпола в различных странах мира по борьбе с мафией и терроризмом. Но, к сожалению, сотрудничество с Европейской полицией вновь рассматривалось лишь второстепенно.
Изложенные выше факты приводят к мысли о том, что степень изученности данной темы очень низка и требует глубокого анализа.
В источниковую базу вошли документальные источники, конвенции, уставы, решения, резолюции, декларации, а также генеральные положения, затрагивающие вопросы структуры и регламента действий Европола и Интерпола, и материал, касающийся основных проектов и операций по борьбе с угрозами нетрадиционного ряда.
«Всеобщая декларация прав человека» , принятая Генеральной Ассамблеи ООН, в 1948 году 10 декабря, описывает основополагающие положения международного взаимоуважения всех народов стран мира, а также призывает к призрению варварского поведения по отношению к людям, или пренебрежению основных принципов прав и свобод человека.
«Constitution of the ICPO-INTERPOL [I/CONS/GA/1956(2008)]» (Устав Международной организации уголовной полиций) и «GENERAL REGULATIONS OF THE INTERNATIONAL CRIMINAL POLICE ORGANIZATION-INTERPOL» [I/GREG/GA/1956(2014)] (Регламент
Интерпола) включают в себя организационно-правовые принципы функционирования подразделений организации.
«Договор о Европейском Союзе» и Решение о функционировании Европола , содержат в себе организационно-правовые аспекты механизма взаимодействия подразделений Европейской полицейской организации.
Отчет «Об положении дел и тенденциях, связанных с террористической деятельностью» на территории Европейского Союза , опубликованный на официальном сайте Европейской полицейской организации, представляет аналитические данные, полученные от государств-членов об итогах, связанных с борьбой с терроризмом и организованной преступностью в 2016 году, основные рекомендации для стран-участниц по предотвращению возможных нападений, а также оказывает помощь в определении ключевых вопросов требующих перераспределения общеевропейских сил и особого внимания.
«Internet Organised Crime Threat Assessment» (Оценка угроз организованной преступности в интернете) - четвертый ежегодный доклад о киберпреступной деятельности на территории Европы, представленный на официальном сайте Европола Центром по борьбе с киберпреступонстью. В докладе представлена преимущественно правоохранительная оценка ключевых событий, изменений и возникающих угроз в сфере киберпреступности за последний год. Необходимо обратить внимание, что эксперты Европола, в ходе создания данного документа опираются на бесценный вклад государств-членов ЕС, финансовый сектор и научные круги, а также на данные полученные от оперативных сотрудников Европола.
Официальные сайты Международной организации уголовной полиции и Европейской полицейской организации послужили ключевыми ресурсами получения достоверных данных для написания работы. Руководство вышеупомянутых организаций строго следит за своевременной публикацией информации необходимой для оповещения граждан стран-участниц о проводимых мероприятиях, результатах осуществленных операций, а также о возможных угрозах безопасности их жизни и необходимых превентивных мерах.
Научная новизна исследования состоит в том, что большая часть документальных источников и научной литературы по данной тематике представлена для всеобщего обозрения лишь в англоязычном варианте, т.е. данные нормативно-правовых актов, переведенные и использованные в работе, были впервые проанализированы, и отражают достоверную информацию о международных правоохранительных организациях Европол и Интерпол, а также позволяют более тщательно рассмотреть их взаимодействие в рамках борьбы с угрозами нетрадиционного ряда.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия Международной организации уголовной полиции и Европола в противодействии основным международным угрозам нетрадиционного ряда. К тому же выводы проведенного в данной работе исследования могут быть использованы в качестве лекционного материала.
Структура работы обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги исследовательской работы, можно сделать вывод, что с течением времени Европол и Интерпол неоднократно подвергались реорганизации, с целью усовершенствования структуры организаций и механизма взаимодействия с различными международными акторами. Цели и задачи исследуемых организаций также часто корректировались, в соответствии с заключением новых организационно-правовых документов, растущим количеством стран-участниц и развитием современных инновационных технологий. Преследование Интерполом лишь преступлений уголовного характера, в соответствии с Уставом организации, предполагает возможность более детального и внимательного анализа преступной деятельности на территории государств-членов, а также демонстрирует четкую позицию не вмешивания во внутренние дела суверенных государств. Несколько других идей придерживается руководство Европола, принимая во внимание Решение о создании Европола, нужно отметить, что на данный момент эта организация является структурным подразделением Европейского Союза, который носит надгосударственный характер и представляет интересы стран-участниц, этим и объясняется юридическая возможность расследования более широко спектра преступлений Европейской полицейской организацией. Но благодаря сложной структурированности и четкому распределению сфер деятельности между Интерполом и Европолом, а также добровольному сотрудничеству правоохранительных органов стран-участниц, коэффициент полезности их деятельности очень велик.
С появлением более изощрённых способов ведения преступной деятельности, перед вышеупомянутыми организациями встал вопрос о необходимости сотрудничества с большим множеством международных и национальных организаций не правоохранительного характера таких как, министерства здравоохранения государств-членов, а также центрами исследования информационных технологий, посредственно принимающих участие в установлении транснациональной организованной преступности и наказуемости противозаконных деяний.
Своевременное проведение успешных оперативно-розыскных работ является еще одним результатом интернационального сотрудничества правоохранительных структур, который не мог бы быть достигнут без организации информационного обеспечения и ведения криминалистических картотек.
Борьба с различными видами угроз нетрадиционного ряда, в частности, организованной преступностью, международным терроризмом и киберпреступностью является одним из наиболее важных направлений деятельности Европола и Интерпола, они ежегодно разрабатывают и публикуют данные, помогающие точно определить сферы преступной деятельности, которые требует большего внимания и при необходимости быстро перераспределить силы, более того приводят в жизнь множество спецопераций и проектов, основная цель которых, заключается в формировании спецотрядов для расследования сложных международных преступлений, а также проведении мероприятий в форме семинаров, тренингов и даже оперативных действий, в рамках которых проходит повышение профессионализма и информированности сотрудников правоохранительных учреждений в области борьбы с угрозами нетрадиционного ряда.
Нельзя не отметить, что существует несколько факторов препятствующих повышению эффективности данных мероприятий: по состоянию на январь 2016 года штат Европейского контртеррористического центра в общей сложности насчитывал около 45 сотрудников - очевидно, что этого недостаточно для обеспечения контроля всех сфер преступной деятельности на территории Европейского Союза, также стоит отметить недостаточность финансовой поддержки откомандированных сотрудников со стороны стран-участниц.
Как отмечалось ранее, сотрудники Интерпола ежегодно осуществляют множество мероприятий успешность которых, напрямую связана с финансовой поддержкой данных проектов со стороны стран-участниц, исследовав основных спонсоров, можно сделать вывод, что основные финансовые вложения в адрес Интерпола, поступают со стороны Соединённых Штатов Америки, Японии, Германии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, остальные страны, к сожалению, не уделяют финансированию данной организации достойного внимания, в результате чего, понижается эффективность и масштабность проводимых мероприятий в борьбе с назревающими угрозами нетрадиционного ряда.
При более глубоком рассмотрении, исследуемых угроз нетрадиционного ряда, следует обозначить непосредственную взаимозависимость организованных преступных групп, международных террористов и киберпреступников. Например, для совершения террористической атаки все чаще террористы обращаются за помощью к локальным преступным группировкам через различные киберпреступные пространства или мессенджеры.
Подводя итоги контртеррористической деятельности Интерпола и Европола, можно сделать вывод, что в соответствии с появлением новых способов осуществления террористических атак, Центр
контртеррористической аналитики Интерпола и Европейский контртеррористический центр разрабатывают ответные меры для обеспечения безопасности и предотвращения возможных атак. Эффективность данных мер не вызывает сомнения, приведенные в работе отчеты подтверждают, что с момента создания вышеупомянутых центров, ежегодно осуществляемое количество террористических нападений на территории стран-участниц пошло на спад. Данные, полученные из описания, проводимых международными правоохранительными организациями, спецопераций свидетельствуют о том, что на данный момент руководство Интерпола и Европола всеми усилиями пытается разработать широкий спектр превентивных мер, для прекращения деятельности любых террористических групп на территориях государств-членов, граничащих с зонами боевых действий, или их соседей.
Обращаясь к вопросу противодействия организованной преступности на территории Европы, нужно отметить незаменимый вклад Европейской полицейской организации и Интерпола, благодаря их высокоэффективному обмену данными о преступных группах, пересечении государственных границ подозреваемыми в совершении уголовно наказуемых деяний, разоблаченных нелегальных финансовых операциях, формируется более точная схема иерархий и действий организованных преступных групп мира. Об этом свидетельствуют данные, полученные из отчетов международных правоохранительных организаций о том, что в 2013 году на территории Европейского Союза насчитывалось около 3600 известных преступных групп, а в 2017 году уже 5000, эти цифры показывают непосредственное повышение навыков сотрудников Европола и Интерпола в выявлении и пресечении деятельности организованных преступных групп. К тому же немаловажным аспектом является разработка экспертами международных
правоохранительных организаций рекомендаций и стратегических планов действий для министерств обеспечения безопасности стран-участниц.
Современные тенденции развития киберпространства создали множество новых возможностей для коммуникации и согласования четко спланированных действий, к сожалению, данные преимущества используются как правоохранительными организациями, так и преступниками. Анализируя весь спектр действий, проводимых Глобальным комплексом инноваций Интерпола и Европейским центром киберпреступности Европола, необходимо отметить следующее: на данный момент данные подразделения тесно сотрудничают с мировыми лидерами информационных технологий и коммуникаций для обмена опытом и имеющимися данными в сфере обеспечения безопасности личных данных и операций, проводимых пользователями в киберпространстве.
Ежедневно преступники и мошенники разрабатывают новые способы обмана и как следствие нелегального заработка финансовых средств, в свою очередь эксперты Европола и Интерпола не остается в стороне и своевременно разрабатывают ответные меры обеспечения кибербезопасности, а также стараются совместно с мировыми центрами обеспечения безопасности выявить возможные слабые точки систем безопасности. Изучив, имеющиеся данные о проводимых проектах и разработанных технологиях противодействия киберпреступности, можно прийти к заключению, что к всеобщему сожалению, мощное развитие современных информационных технологий на территории Европы создают благоприятные условия для функционирования преступных серверов и платформ для коммуникации нарушителей закона. Ежедневно сотрудники Европола и Интерпола обрабатывают огромные объемы информации для выявления заражения вредоносными программами или попыток проведения кибернападений на государственные объекты или частную собственность рядовых граждан, благодаря чему ежегодное количество киберпреступлений уменьшается.
В конце необходимо обратить внимание на то, что действия международных правоохранительных организаций, в частности Европола и Интерпола, направлены на обеспечение глобальной, региональной и национальной безопасности. Личная же безопасность зависит напрямую от отсутствия безразличия к глобальным угрозам нетрадиционного ряда, а также проявления бдительности в повседневной жизни.
С появлением более изощрённых способов ведения преступной деятельности, перед вышеупомянутыми организациями встал вопрос о необходимости сотрудничества с большим множеством международных и национальных организаций не правоохранительного характера таких как, министерства здравоохранения государств-членов, а также центрами исследования информационных технологий, посредственно принимающих участие в установлении транснациональной организованной преступности и наказуемости противозаконных деяний.
Своевременное проведение успешных оперативно-розыскных работ является еще одним результатом интернационального сотрудничества правоохранительных структур, который не мог бы быть достигнут без организации информационного обеспечения и ведения криминалистических картотек.
Борьба с различными видами угроз нетрадиционного ряда, в частности, организованной преступностью, международным терроризмом и киберпреступностью является одним из наиболее важных направлений деятельности Европола и Интерпола, они ежегодно разрабатывают и публикуют данные, помогающие точно определить сферы преступной деятельности, которые требует большего внимания и при необходимости быстро перераспределить силы, более того приводят в жизнь множество спецопераций и проектов, основная цель которых, заключается в формировании спецотрядов для расследования сложных международных преступлений, а также проведении мероприятий в форме семинаров, тренингов и даже оперативных действий, в рамках которых проходит повышение профессионализма и информированности сотрудников правоохранительных учреждений в области борьбы с угрозами нетрадиционного ряда.
Нельзя не отметить, что существует несколько факторов препятствующих повышению эффективности данных мероприятий: по состоянию на январь 2016 года штат Европейского контртеррористического центра в общей сложности насчитывал около 45 сотрудников - очевидно, что этого недостаточно для обеспечения контроля всех сфер преступной деятельности на территории Европейского Союза, также стоит отметить недостаточность финансовой поддержки откомандированных сотрудников со стороны стран-участниц.
Как отмечалось ранее, сотрудники Интерпола ежегодно осуществляют множество мероприятий успешность которых, напрямую связана с финансовой поддержкой данных проектов со стороны стран-участниц, исследовав основных спонсоров, можно сделать вывод, что основные финансовые вложения в адрес Интерпола, поступают со стороны Соединённых Штатов Америки, Японии, Германии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, остальные страны, к сожалению, не уделяют финансированию данной организации достойного внимания, в результате чего, понижается эффективность и масштабность проводимых мероприятий в борьбе с назревающими угрозами нетрадиционного ряда.
При более глубоком рассмотрении, исследуемых угроз нетрадиционного ряда, следует обозначить непосредственную взаимозависимость организованных преступных групп, международных террористов и киберпреступников. Например, для совершения террористической атаки все чаще террористы обращаются за помощью к локальным преступным группировкам через различные киберпреступные пространства или мессенджеры.
Подводя итоги контртеррористической деятельности Интерпола и Европола, можно сделать вывод, что в соответствии с появлением новых способов осуществления террористических атак, Центр
контртеррористической аналитики Интерпола и Европейский контртеррористический центр разрабатывают ответные меры для обеспечения безопасности и предотвращения возможных атак. Эффективность данных мер не вызывает сомнения, приведенные в работе отчеты подтверждают, что с момента создания вышеупомянутых центров, ежегодно осуществляемое количество террористических нападений на территории стран-участниц пошло на спад. Данные, полученные из описания, проводимых международными правоохранительными организациями, спецопераций свидетельствуют о том, что на данный момент руководство Интерпола и Европола всеми усилиями пытается разработать широкий спектр превентивных мер, для прекращения деятельности любых террористических групп на территориях государств-членов, граничащих с зонами боевых действий, или их соседей.
Обращаясь к вопросу противодействия организованной преступности на территории Европы, нужно отметить незаменимый вклад Европейской полицейской организации и Интерпола, благодаря их высокоэффективному обмену данными о преступных группах, пересечении государственных границ подозреваемыми в совершении уголовно наказуемых деяний, разоблаченных нелегальных финансовых операциях, формируется более точная схема иерархий и действий организованных преступных групп мира. Об этом свидетельствуют данные, полученные из отчетов международных правоохранительных организаций о том, что в 2013 году на территории Европейского Союза насчитывалось около 3600 известных преступных групп, а в 2017 году уже 5000, эти цифры показывают непосредственное повышение навыков сотрудников Европола и Интерпола в выявлении и пресечении деятельности организованных преступных групп. К тому же немаловажным аспектом является разработка экспертами международных
правоохранительных организаций рекомендаций и стратегических планов действий для министерств обеспечения безопасности стран-участниц.
Современные тенденции развития киберпространства создали множество новых возможностей для коммуникации и согласования четко спланированных действий, к сожалению, данные преимущества используются как правоохранительными организациями, так и преступниками. Анализируя весь спектр действий, проводимых Глобальным комплексом инноваций Интерпола и Европейским центром киберпреступности Европола, необходимо отметить следующее: на данный момент данные подразделения тесно сотрудничают с мировыми лидерами информационных технологий и коммуникаций для обмена опытом и имеющимися данными в сфере обеспечения безопасности личных данных и операций, проводимых пользователями в киберпространстве.
Ежедневно преступники и мошенники разрабатывают новые способы обмана и как следствие нелегального заработка финансовых средств, в свою очередь эксперты Европола и Интерпола не остается в стороне и своевременно разрабатывают ответные меры обеспечения кибербезопасности, а также стараются совместно с мировыми центрами обеспечения безопасности выявить возможные слабые точки систем безопасности. Изучив, имеющиеся данные о проводимых проектах и разработанных технологиях противодействия киберпреступности, можно прийти к заключению, что к всеобщему сожалению, мощное развитие современных информационных технологий на территории Европы создают благоприятные условия для функционирования преступных серверов и платформ для коммуникации нарушителей закона. Ежедневно сотрудники Европола и Интерпола обрабатывают огромные объемы информации для выявления заражения вредоносными программами или попыток проведения кибернападений на государственные объекты или частную собственность рядовых граждан, благодаря чему ежегодное количество киберпреступлений уменьшается.
В конце необходимо обратить внимание на то, что действия международных правоохранительных организаций, в частности Европола и Интерпола, направлены на обеспечение глобальной, региональной и национальной безопасности. Личная же безопасность зависит напрямую от отсутствия безразличия к глобальным угрозам нетрадиционного ряда, а также проявления бдительности в повседневной жизни.



