Введение 4
Глава 1 Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания учащейся молодежи 8
1.1 Теоретические основы профессионально¬прикладной физической подготовки 8
1.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка в учебных заведениях профтехобразования 15
1.3 Особенности физического воспитания профессиональной направленностью в высших и средних специальных учебных заведениях 21
Заключение 29
Глава 2 Цель,задачи,методы и организация исследования 31
2.1 Цель,задачи и методы исследования 31
2.2 Организация исследования 38
Глава 3 Обоснование содержания экспериментальной
программы совершенствования физической и профессиональной подготовленности студентов ССУ Зов экономического профиля 44
3.1 Особенности трудовой деятельности работников умственного труда и требования,предъявляемые к физической и психофизической готовности 44
3
3.2 Определение профессионально важных качеств
с
специалистов экономического профиля 47
Заключение 52
Глава 4 Программа профессиональной физической культуры студентов ССУЗов экономического
профиля 53
Глава 5 Эффективность профессионально-прикладной физической культуры студентов экономического профиля (педагогический эксперимент) 68
5.1 Изменение показателей физического состояния испытуемых в динамике учебного года 68
5.2 Влияние направленного использования средств физического воспитания на показатели гемодинамики, частоты сердечных сокращений, подвижности нервных процессов и координацию движений 74
5.3 Влияние специальной физической подготовки на профессионально-производственные показатели и состояние здоровья испытуемых 84
Заключение 89
Выводы 91
Практические
рекомендации 95
Список
литературы 98
Приложения 120
Актуальность. В современных условиях социального кризиса, сложившегося в России, изменились и требования к подготовке специалистов. На первый план выдвигается социально-значимая задача - подготовка высококвалифицированных специалистов-профессионалов, сочетающих в себе глубокие специальные знания, высокую профессиональную подготовленность, общую культуру /В.И.Жолдак,1975,С.С.Коровин, В.А.КаСачков, 1998/.
Подготовка специалистов для всех отраслей промышленного производства в нашей стране традиционно осуществляется через систему высшего и среднего специального образования путем направленного использования средств и методов физической культуры и спорта. Это направление получило название профессионально-прикладной физической подготовки / В.Белинович, 1965, В.А. Кабачков, 1975/. Она является составной частью программ по физическому воспитанию и должна проводиться в ходе учебно- воспитательного процесса в течение всего периода обучения.
В исследованиях, проведенных за последние 25-30 лет /В.В.Белинович, 1958-1965. В.И. Загорский, 1967-1976, В.И Ильинич, 1978-1983, В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, 1978-1995, М. Н. Жуков,1993 и др./, убедительно доказана эффективность профессионально-прикладной физической подготовки /ППФП/ в формировании профессионально значимых физических и психофизических качеств, устойчивости организма к профессиональным заболеваниям, повышении уровня физической и профессиональной подготовленности, успешности освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
Вместе с тем практически полностью отсутствуют исследования, направленные на формирование личности, её духовности, культуры, что
являете! особенно важным на современном развитии общества. Имеются лишь отдельные работы Р.Т. Раевского /1985/, В.И. Ильинича /1990/, В. Д. Чепика /1994/, в которых предпринята попытка обосновать необходимость применения средств ППФП в становлении физической культуры личности молодого специалиста, но предлагается это осуществлять на фоне формирования комплекса профессионально важных качеств. При этом в поле зрения не попали современные виды профессиональной деятельности, не отличающиеся ярко выраженной спецификой труда, но требующие более тонких педагогических воздействий направленной физической культуры. К ним, прежде всего, относятся профессии, связанные с умственным трудом.
Исходя из вышесказанного, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием средств физической культуры, отвечающих современным требованиям производства и производственным отношениям, является актуальным направлением исследований в сфере совершенствования образовательного уровня учащейся молодежи.
Решению данной проблемы и посвящено настоящее диссертационное исследование.
Предметом исследования является учебно-педагогический процесс с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке в ССУЗах специалистов экономического профиля.
Объект исследования - организация средств и методов физической культуры студентов экономического профиля.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что направленное использование средств физической культуры и спорта в ходе учебно-педагогического процесса будет способствовать формированию стойкого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, укреплению здоровья, повысит уровень развития физических и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного освоения профессии экономиста и дальнейшего совершенствования в ней.
1. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля характеризуется следующими признаками:
- монотонностью производственной деятельности;
- однообразием рабочей позы и движений;
- малоподвижностью, напряжённостью зрительного анализатора;
- сосредоточенностью и концентрацией внимания.
Все перечисленные факторы ведут к утомлению, снижению работоспособности. Ухудшение состояния организма усугубляется ещё и тем, что оно проявляется на фоне нервно-эмоционального напряжения, усиливающего физическое и психофизическое состояние, что способствует возникновению профессиональных заболеваний.
2. К ведущим физическим качествам и функциям организма, необходимых для освоения профессии экономического профиля, относятся быстрота и точность движений, устойчивость и переключение внимания, общая выносливость, а также большой комплекс психофизических и педагогических свойств и качеств, составляющих структуру личностных особенностей специалиста с высшим образованием. К ним относятся: умственные, волевые, педагогические, организаторские, различные сенсорные умения и навыки, а также основные двигательные умения и навыки.
3. Содержание программы профессионально-прикладной физической подготовки студенток ССУЗов экономического профиля включает теоретическую и практическую подготовки.
Теоретический раздел программы предусматривают формирование у студентов прочных знаний по организации физического воспитания с профессиональной направленностью, по проведению физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во внеурочное время и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
92
Основу практического раздела должны составлять специально подобранные упражнения из видов физической подготовки, предусмотренных государственной программой. Для развития и совершенствования профессионально важных физических качеств и психофизических функций, необходимых для успешного освоения профессии экономического профиля целесообразно использовать средства из разделов: лёгкой атлетики (быстрота, точность и координация движений); спортивных игр (внимание, координация движений, общей выносливости).
Средства для формирования личностных качеств рекомендуется подбирать исходя из преимущественной направленности видов физкультурной деятельности:
гимнастической - самостоятельность, сосредоточенность, воля, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость;
легкоатлетической - собранность, терпеливость,, общительность, деловитость;
спортивно-игровой - коллективизм, общительность, солидность, надёжность;
гимнастической - аккуратность, коллективизм.
Перечисленные виды двигательной активности следует применять при проведении основных форм занятий физическими упражнениями в ССУЗах, а также при самостоятельных занятиях.
4. Физическое развитие испытуемых опытной и контрольной групп под влиянием различных средств физической культуры к концу эксперимента улучшилось, однако достоверно только в показателях жизненной ёмкости лёгких, силы левой и правой кисти (Р<0,001; 0,01). Существенные межгрупповые различия в конце исследования выявлены в показателях ЖЕЛ (Р<0,00 ) в пользу студенток опытной группы и силы мышц правой кисти (Р<0,05) у девушек контрольной. Преимущество испытуемых опытной группы (по показателям ЖЕЛ), а контрольной (по показателям динамометрии) объясняется использованием большого объёма средств, направленных на развитие общей выносливости в первой и силовых упражнений во второй группе.
1. Агеевец В.У. Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов // Вопросы физического воспитания студентов. - Л., 1965. - С. 31-35.
2. Агеевец В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в социалистическом обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1970. - 15 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.
4. Бака М.М. Исследование оздоровительной и производственной эффективности массовых физкультурных мероприятий на металлургических заводах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968.- 24 с.
5. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов - пианистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1972. - 24 с.
6. Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ с учётом профессиональной подготовки. - М.: Высшая школа, 1967. - 47 с.
7. Белинович В.В. Задачи и содержание прикладной физической подготовки учащихся профтехучилищ. - М., 1968. - С. 5-8.
8. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт. 1958. - 262 с.
9. Белинович В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1959. - 24 с.
10. Белинович В.В. Производственная гимнастика для рабочих швейной промышленности. М.: Физкультура и спорт. 1966, С. 3-6.
99
П.Белинович В.В. Система физкультурных мероприятий для подготовки к высокопроизводительному труду // Материалы ЦНИИФК к итоговой научной сессии института за 1965 г., 1966. - С. 31-40
12. Беляев Р.В. Особенности профессионально-прикладной подготовки кинооператоров // Теория и практика физической культуры. - 1971. №4. С. 58-60.
13. Бобылёв Ю.П. Экспериментальное обоснование ППФП будущих специалистов конструкторского профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 21 с.
14. Бондаревский Е.Я., Лобанов С.Г., Уваров В.А. К вопросу об отборе тестов для оценки физической подготовленности школьников // Материалы научно-методической конференции Ереванского института физической культуры. - Ереван., 1970 - С. 29-34.
15. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкультура и спорт. 1968. - 220 с.
16. Бунак В.В. Антропометрия. Пособие для университетов. - М.: Учпедгиз. 1941. - 363 с.
17. Бурок Л.В. Исследование эффективности физического воспитания с профессиональной направленностью в профтехучилищах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970. 22 с.
18. Валеев Д.А. Экспериментальное исследование профессионально прикладной физической подготовки студентов вуза по специальности “Бурение нефтяных и газовых скважин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1976. - 20 с.
19.
19. Витенас Т.Ф. Профессиональная направленность в физическом воспитании учащихся ПТУ, специалистов конвейнерно-потечного производства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.
20. Виленский М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №6. С. 44-47.
21. Виленский М.Я. Физическая культура в . профессионально¬целостных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. - 1991. №11. - С. 27-30.
22. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - 96 с.
23. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. - М., 1980. - 104 с.
24. Виленский М.Я. Опыт экспериментального планирования учебных нагрузок в целях оптимизации физической и умственной работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. -1971. - №10. - С. 55-58.
25. Виленский М.Я., Русанов В.П. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №6. - С. 44-47.
26. Воробьёв А.Н., Медведев А.С. Методика тренировки тяжелоатлета // Тяжёлая атлетика. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - С. 24-31.
27. Войтехов Д.Д. Социально-гигиеническое исследование условий трудг быта и “состояния здоровья - работников умственного труда. Годовой отчёт НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. - М., 1974. - 64 с.
101
28. Варварин В.Н. Использование средств физического воспитания с целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов Вуза по специальности “Горячая обработка металлов”: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970. - 26 с.
29. Варварин В.Н., Гузиев К.Г. Особенности планирования и методики проведения спортивных занятий с молодёжью с учётом профессионально-прикладной физической подготовки студентов. // Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969, с. 31.
30. Гаралис А.И. Социологические исследования среди инженеров в связи с проблемой ППФП будущих специалистов // Теория и практика физической культуры. - 1979. - №5. - С. 39-40.
31. Генивячус Ю.А. Об эффективности применения легкоатлетических упражнений в целях подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО IV ступени: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1979. - 24 с.
32. Гзовский Б.М. Экспериментальное обоснование методики занятий по физическому воспитанию в учебных группах соответственно спортивной направленностью: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973.- 22 с.
33. Годик М. А. Исследование факторной структуры скоростных двигательных способностей человека: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966. - 24 с.
34. Голубев И.П. Теоретические основы ППФП студентов педагогических вузов: Учебное пособие. - М., 1983. - 128 с.
35. Горбунов Ю.Г. Комплексная оценка выносливости студентов // Теория и практика физической культуры. -1971. - №11. - С. 56-59.
36. Гориневский В.В. Избр. соч. М., 1951. С. 274-275.
i
102
37. Гук Е.К. Изучение особенностей деятельности провизора в связи с задачами ППФП // Теория и практика физической культуры. - 1988. -№2. - С. 40.
38. Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка врача-хирурга: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 23 с.
39. Даманскас И., Тендзегольскис JI. Некоторые вопросы специальной профессионально-прикладной физической подготовки в Литовской ветеринарной академии. // Сборник трудов преподавателей кафедр физического воспитания сельскохозяйственных вузов СССР. - Фрунзе., 1967. С. 21-30.
40. Данько Ю.И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - М.: Наука. 1969. - С. 39.
41. Деманов А.В. Разработка и применение учебных нормативов по ППФП для учащихся СПТУ строительного профиля: Автореф. дис, ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1991. - 22 с.
42. Демченко П.П. Особенности построения занятий в ПТУ с использованием многокомплектного спортивного оборудования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 22 с.
43. Демьяненко Ю.К. Влияние физических нагрузок и физической подготовленности на профессиональную деятельность, связанную с быстротой и точностью движений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1963.- 22 с.
44. Демьяненко Ю.К., Меерсон А.М. Факторный анализ в исследовании взаимосвязей между физической подготовленностью и профессиональными навыками // Теория и практика физической культуры. - 1969. - №7. - С. 31-33.
103
45. Джамалов А.Ф. Исследование эффективности влияния различных режимов двигательной деятельности на физическое развитие и физическую подготовленность студенческой молодёжи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1969, - 28 с.
46. Джамгаров Т.Т. О влиянии занятий некоторыми видами спорта на воспитание у спортсменов решительности и смелости. // Проблемы психологии спорта. - М., 1962, С. 34-50.
47. Джамгаров Т.Т. О значении различных видов спортивной деятельности для формирования и совершенствования некоторых профессионально важных психических качеств. // Материалы III съезда психологов СССР. - М., 1968. 41 с.
48. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства. // Проблемы высшего спортивного мастерства - М., 1969. 49 с.
49. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1961, 49 с.
50. Егоров А.А. Исследование точности некоторых двигательных реакций у водителей и её совершенствование средствами физической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - JL, 1966.
- 222 с.
51. Егорпчев А.О. Методика контроля и коррекция уровня развития профессионально важных качеств студентов с использованием ЭВМ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1992, - 22 с.
52. Ежков А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов химических вузов // Теория и практика физической культуры. - 1963. - №10. - С. 53-54.
104
53. Ежков Е.П. О профессионально-прикладной физической подготовке студентов технологических вузов // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3. - 27 с.
54. Жигачев В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство тренировки ведущих психофизиологических функций на примере обучения машинистов башенных кранов. // Всесоюзная научно-методическая конференция по профессионально-прикладной физической подготовке. - М., 1972. С. 31-33.
55. Жигачев В.И., Жученко П.И. Экспериментальное обоснование средств профессионально-прикладной физической подготовки машинистов башенных кранов. // Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально¬прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). - М., 1975. С. 39-40.
56. Жолдак В.И. Роль и место профессионально-прикладной физической подготовки в обеспечении готовности молодёжи к производственно-трудовой деятельности. // Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально-прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). - М., 1975. С. 3-10.
57. Жолдак В.И. Социально-педагогические основы производственной физической культуры: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 50 с.
58. Жолдак В.И. Спорт - помощник в труде. - М.: - М.: Физкультура и спорт. 1971, - 72 с.