Школьная пресса в контексте медиаобразования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК МЕДИАФЕНОМЕН 11
1.1 ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ 11
1.2 ОСОБЕННОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 18
1.3 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ (НА МАТЕРИАЛАХ
КОНКУРСА «ПРОБА ПЕРА») 41
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО ИЗДАНИЯ: АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ 50
2.1 ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ В
ЛИЦЕЕ) 50
2.2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ НОВОГО ШКОЛЬНОГО СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ИСТОЧНИКИ 66
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК МЕДИАФЕНОМЕН 11
1.1 ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ 11
1.2 ОСОБЕННОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 18
1.3 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ (НА МАТЕРИАЛАХ
КОНКУРСА «ПРОБА ПЕРА») 41
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО ИЗДАНИЯ: АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ 50
2.1 ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ В
ЛИЦЕЕ) 50
2.2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ НОВОГО ШКОЛЬНОГО СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ИСТОЧНИКИ 66
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
В дипломной работе поднимаются два проблемных вопроса, связанных, во-первых, со школьной газетой, во-вторых, с медиаобразованием. Исследование посвящено изучению молодёжных изданий, анализу их редакционной политики и созданию модели собственного средства информации.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена возрастающим интересом к школьной прессе и медиаобразованию в этой среде. В последние годы открылось множество медиашкол, предлагающих различные программы дополнительного образования для школьников. Кроме того, обучение подростков журналистике становится объектом бизнеса. Также при поддержке ЮНЕСКО в 2003 году на факультете журналистики МГУ был разработан всероссийский модуль медиаобразования — базовая универсальная программа с учетом региональных особенностей. В 2004 году в Центре медиаобразования Южно-Уральского государственного университета была апробирована Декларация о совместной деятельности в области медиаобразования на 2004 — 2005 годы, принятая участниками научной конференции «Медиаобразование в 21 веке». Проект «Школа информационной культуры» стал тогда одним из приоритетных направлений в медиаобразовании. В 2016 году, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, уровень медиаграмотности в стране составил 74 %. Работа по её распространению в России продолжается. Вместе с тем в марте 2018 года президент России Владимир Путин до 1 июля «поручил правительству разработать дополнительные меры по поддержке СМИ, которые специализируются на производстве контента для детей и подростков». В связи со всем этим важным видится изучение этой структуры в целом.
Степень изученности проблемы. Научную литературу, связанную с темой дипломной работы, условно можно разделить на три блока: школьная пресса, медиаобразование и организация, а также методика преподавания основ журналистики для детей.
Детской журналистике в целом посвящены труды Януша Корчака — польского педагога, писателя, одного из основоположников школьной прессы в Восточной Европе. Описывает молодёжную журналистику и Жак Гонне — доктор наук, профессор, он писал книги, посвященные проблемам школьной и лицейской прессы. Одна из них — «Школьные и лицейские газеты», в которой нами были подробно изучены две главы: «Лицейские газеты: планы и воплощение» и «Как издавать газету: практические советы». Жак Гонне апеллировал к педагогическому мнению вышеупомянутого Януша Корчака.
Ю. Б. Балашова в работе «Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности» пишет, что первый в России литературный журнал «Праздное время, в пользу употреблённое» был издан именно учебным заведением — в Петербурге привилегированным Сухопутным шляхетным кадетским корпусом. Публиковались затем здесь А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь. Также автор рассказывает о том, кто из мэтров журналистики писал о школьной прессе XX века и какие аспекты затрагивал в своих исследованиях.
Исторические аспекты развития советских газет и журналов для подростков раскрываются в книге М. И. Холмова «Становление советской журналистики для детей». Ранее, в 80-е годы, когда начинается, как считают специалисты, третий и пока последний этап в развитии детской журналистики, автор писал о том, что «советские и детские журналы явились печатью нового типа. Необходимо было определить формы и методы воспитания подрастающего поколения средствами журналистики в иных исторических условиях, выявить тематический диапазон изданий, теоретически и практически обосновать жанровый состав произведений, применить, наконец, иной метод творчества».
«Детская журналистика: хозрасчётные газета и журнал в школе» — основополагающая для нас работа А. П. Гостомыслова, советского и российского прозаика, публициста, одного из руководителей шести Всесоюзных совещаний журналистов и писателей, пишущих для детей и подростков, также привлекло наше внимание. В научной работе А. Я. Школьника «Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков» рассматриваются особенности ювенальной журналистики. Автор выделяет основные функции: образовательная и просветительская, творческая, коммуникативная, информационно-пропагандистская и игровая.
По второму блоку — этапы отечественного медиаобразования подробно раскрываются в работе И. В. Челышевой «Теория и история российского медиаобразования». Автор показывает основные идеи и концепции. Там же подчёркивается, что средства массовой коммуникации для российских школьников — главный источник получения необходимой информации.
Также мы познакомились с монографией И. В. Жилавской «Медиаобразование молодёжи». Автор смотрит на проблему глобально — затрагивает проблемы взаимодействия российских СМИ с молодой аудиторией в целом. Более же узко к теме медиаобразования подошла Л. М. Баженова. В работе «Медиаобразование школьника» особое внимание уделяется ученикам 1-4 классов. Любопытными для нас стали размышления автора в параграфе «Просмотр и обсуждение фильма в детской аудитории». Кино — «важная составляющая часть формирования медиакультуры школьников. Задача учителя заключается не только в том, чтобы ребенок понял всё, что произошло в фильме, понял его основную мысль, но и в том, чтобы фильм был воспринят им как художественное произведение — с присущими ему особенностями языка, художественных средств выразительности. Авторская мысль должна быть воспринята не дидактически, а в процессе размышлений, диалога».
А. В. Спичкин в работе «Что такое медиаобразование» выдвигает такое положение, что «в России в связи с постоянным ростом цен на книжную продукцию и периодические издания телевидение становится не просто наиболее популярным, а часто единственным средством массовой информации, которое доступно подросткам и превращается в неотъемлемую часть их повседневной жизни. Поэтому именно телевидение может рассматриваться как ядро построения системы медиа образования на предметной основе».
А. Короченский в статье «Медиакритика и медиаобразование» задаётся такими вопросами, как «осуществимо ли медиаобразование вне существующей системы институтов образования и просвещения; какими путями, средствами и в каких формах может осуществляться непрерывное, пожизненное развитие коммуникационной культуры граждан, повышение уровня их рационально-критической автономии в общении с масс-медиа».
О проблемах пишет А. В. Федоров в монографии «Медиаобразование: вчера и сегодня». Также глобально рассматривает тему А. В. Фёдоров вместе
с И. В. Челышевой и А. А. Новиковой в монографии «Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова)». Исследователи занимаются данным вопросом более 20 лет. Они на основе практики выделяют следующие цели медиаобразования: «развитие способностей аудитории к критическому мышлению; развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов; подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе; обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов; обучение аудитории декодированию медиатекстов/сообщений; обучение аудитории идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты; обучение аудитории теории медиа и медиакультуры; обучение аудитории истории медиа и медиакультуры».
Третий блок включает, к примеру, диссертацию С. В. Лебедевой «Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России». Автор выделяет три этапа в истории детской журналистики: «с конца XVIII века до Октябрьской революции 1917 года, второй по временным рамкам совпадает с советским периодом истории страны, когда существовали лишь стенные газеты, третий начался в конце 80-х годов прошлого века и продолжается сегодня». А также даёт советы, как оценить состояние школьной журналистики локально и как правильно работать с ребятами.
Интересна для практического применения статья «Творческое и критическое мышление», которую написали Г. Линдсей, К. С. Халл и Р. Ф. Томпсон. Ведь журналисту, на наш взгляд, необходимо мыслить и творчески, и критически. Авторы рассуждают о том, как развивать это в себе. «Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название “мозгового штурма”».
Особое внимание нами уделяется работе С. А. Фурина «Юнкору», в которой приведено мнение Алексея Максимовича Горького о том, что «для детей надо писать так же, как для взрослых, но гораздо лучше» . Также отмечается, что юнкор должен быть правдивым, пунктуальным, первым помощником редакции во всех её делах. «Юнкор ничему не верит на слух, ни о чем не пишет "на глазок", примерно. / Юнкор — человек любопытный, желающий и умеющий постоянно учиться, приобретать новые здания, работать над справочной литературой. / Юнкор ищет темы для своих информационных замёток не только в четырёх стенах школы. Вся окружающая жизнь дарит юнкорам новые темы»11.
Цель работы — определить наиболее эффективную модель современного школьного издания с точки зрения процесса медиаобразования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• идентифицировать понятие и особенности школьных медиа;
• определить характер связей между школьной прессой и медиаобразованием;
• установить особенности изданий, участвующих в конкурсе «Проба пера»;
• выявить проблемы молодёжных средств информации (на основе работы в лицее № 344);
• разработать модель школьного издания.
Объект исследования — современная школьная пресса и журналистский кружок в качестве экспериментальной площадки. Эмпирическую базу составили 92 издания. Всего проанализировано 276 выпусков.
Предмет исследования — концепция, а также особенности создания и функционирования школьных медиа.
Хронологические рамки исследования: 2016-2018 гг. Выбор объясняется тем, что проводился контент-анализ выпусков тех изданий, которые участвовали в конкурсе «Проба пера» в 2016-2017 гг. Также с сентября 2017-го по май 2018-й автор работал в журналистском кружке.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, анализ, синтез, а также такие приёмы исследования, как контент-анализ, экспертные интервью, анкетирование, мониторинг.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения. Во введении говорится о том, чему посвящена дипломная работа, в чём проявляется её актуальность, ставится цель и выдвигаются основные задачи, указываются объект, предмет и хронологические рамки. Также представлен контекст — кто, что и когда писал на данную тему. Первая глава состоит из трёх параграфов. Вторая глава — из двух. В заключении сделаны основные выводы и намечены новые пути работы по данной теме. Список источников и литературы включает в себя материалы исследования, книги, статьи, учебники, учебные пособия, монографии, электронные источники.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена возрастающим интересом к школьной прессе и медиаобразованию в этой среде. В последние годы открылось множество медиашкол, предлагающих различные программы дополнительного образования для школьников. Кроме того, обучение подростков журналистике становится объектом бизнеса. Также при поддержке ЮНЕСКО в 2003 году на факультете журналистики МГУ был разработан всероссийский модуль медиаобразования — базовая универсальная программа с учетом региональных особенностей. В 2004 году в Центре медиаобразования Южно-Уральского государственного университета была апробирована Декларация о совместной деятельности в области медиаобразования на 2004 — 2005 годы, принятая участниками научной конференции «Медиаобразование в 21 веке». Проект «Школа информационной культуры» стал тогда одним из приоритетных направлений в медиаобразовании. В 2016 году, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, уровень медиаграмотности в стране составил 74 %. Работа по её распространению в России продолжается. Вместе с тем в марте 2018 года президент России Владимир Путин до 1 июля «поручил правительству разработать дополнительные меры по поддержке СМИ, которые специализируются на производстве контента для детей и подростков». В связи со всем этим важным видится изучение этой структуры в целом.
Степень изученности проблемы. Научную литературу, связанную с темой дипломной работы, условно можно разделить на три блока: школьная пресса, медиаобразование и организация, а также методика преподавания основ журналистики для детей.
Детской журналистике в целом посвящены труды Януша Корчака — польского педагога, писателя, одного из основоположников школьной прессы в Восточной Европе. Описывает молодёжную журналистику и Жак Гонне — доктор наук, профессор, он писал книги, посвященные проблемам школьной и лицейской прессы. Одна из них — «Школьные и лицейские газеты», в которой нами были подробно изучены две главы: «Лицейские газеты: планы и воплощение» и «Как издавать газету: практические советы». Жак Гонне апеллировал к педагогическому мнению вышеупомянутого Януша Корчака.
Ю. Б. Балашова в работе «Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности» пишет, что первый в России литературный журнал «Праздное время, в пользу употреблённое» был издан именно учебным заведением — в Петербурге привилегированным Сухопутным шляхетным кадетским корпусом. Публиковались затем здесь А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь. Также автор рассказывает о том, кто из мэтров журналистики писал о школьной прессе XX века и какие аспекты затрагивал в своих исследованиях.
Исторические аспекты развития советских газет и журналов для подростков раскрываются в книге М. И. Холмова «Становление советской журналистики для детей». Ранее, в 80-е годы, когда начинается, как считают специалисты, третий и пока последний этап в развитии детской журналистики, автор писал о том, что «советские и детские журналы явились печатью нового типа. Необходимо было определить формы и методы воспитания подрастающего поколения средствами журналистики в иных исторических условиях, выявить тематический диапазон изданий, теоретически и практически обосновать жанровый состав произведений, применить, наконец, иной метод творчества».
«Детская журналистика: хозрасчётные газета и журнал в школе» — основополагающая для нас работа А. П. Гостомыслова, советского и российского прозаика, публициста, одного из руководителей шести Всесоюзных совещаний журналистов и писателей, пишущих для детей и подростков, также привлекло наше внимание. В научной работе А. Я. Школьника «Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков» рассматриваются особенности ювенальной журналистики. Автор выделяет основные функции: образовательная и просветительская, творческая, коммуникативная, информационно-пропагандистская и игровая.
По второму блоку — этапы отечественного медиаобразования подробно раскрываются в работе И. В. Челышевой «Теория и история российского медиаобразования». Автор показывает основные идеи и концепции. Там же подчёркивается, что средства массовой коммуникации для российских школьников — главный источник получения необходимой информации.
Также мы познакомились с монографией И. В. Жилавской «Медиаобразование молодёжи». Автор смотрит на проблему глобально — затрагивает проблемы взаимодействия российских СМИ с молодой аудиторией в целом. Более же узко к теме медиаобразования подошла Л. М. Баженова. В работе «Медиаобразование школьника» особое внимание уделяется ученикам 1-4 классов. Любопытными для нас стали размышления автора в параграфе «Просмотр и обсуждение фильма в детской аудитории». Кино — «важная составляющая часть формирования медиакультуры школьников. Задача учителя заключается не только в том, чтобы ребенок понял всё, что произошло в фильме, понял его основную мысль, но и в том, чтобы фильм был воспринят им как художественное произведение — с присущими ему особенностями языка, художественных средств выразительности. Авторская мысль должна быть воспринята не дидактически, а в процессе размышлений, диалога».
А. В. Спичкин в работе «Что такое медиаобразование» выдвигает такое положение, что «в России в связи с постоянным ростом цен на книжную продукцию и периодические издания телевидение становится не просто наиболее популярным, а часто единственным средством массовой информации, которое доступно подросткам и превращается в неотъемлемую часть их повседневной жизни. Поэтому именно телевидение может рассматриваться как ядро построения системы медиа образования на предметной основе».
А. Короченский в статье «Медиакритика и медиаобразование» задаётся такими вопросами, как «осуществимо ли медиаобразование вне существующей системы институтов образования и просвещения; какими путями, средствами и в каких формах может осуществляться непрерывное, пожизненное развитие коммуникационной культуры граждан, повышение уровня их рационально-критической автономии в общении с масс-медиа».
О проблемах пишет А. В. Федоров в монографии «Медиаобразование: вчера и сегодня». Также глобально рассматривает тему А. В. Фёдоров вместе
с И. В. Челышевой и А. А. Новиковой в монографии «Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова)». Исследователи занимаются данным вопросом более 20 лет. Они на основе практики выделяют следующие цели медиаобразования: «развитие способностей аудитории к критическому мышлению; развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов; подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе; обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов; обучение аудитории декодированию медиатекстов/сообщений; обучение аудитории идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты; обучение аудитории теории медиа и медиакультуры; обучение аудитории истории медиа и медиакультуры».
Третий блок включает, к примеру, диссертацию С. В. Лебедевой «Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России». Автор выделяет три этапа в истории детской журналистики: «с конца XVIII века до Октябрьской революции 1917 года, второй по временным рамкам совпадает с советским периодом истории страны, когда существовали лишь стенные газеты, третий начался в конце 80-х годов прошлого века и продолжается сегодня». А также даёт советы, как оценить состояние школьной журналистики локально и как правильно работать с ребятами.
Интересна для практического применения статья «Творческое и критическое мышление», которую написали Г. Линдсей, К. С. Халл и Р. Ф. Томпсон. Ведь журналисту, на наш взгляд, необходимо мыслить и творчески, и критически. Авторы рассуждают о том, как развивать это в себе. «Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название “мозгового штурма”».
Особое внимание нами уделяется работе С. А. Фурина «Юнкору», в которой приведено мнение Алексея Максимовича Горького о том, что «для детей надо писать так же, как для взрослых, но гораздо лучше» . Также отмечается, что юнкор должен быть правдивым, пунктуальным, первым помощником редакции во всех её делах. «Юнкор ничему не верит на слух, ни о чем не пишет "на глазок", примерно. / Юнкор — человек любопытный, желающий и умеющий постоянно учиться, приобретать новые здания, работать над справочной литературой. / Юнкор ищет темы для своих информационных замёток не только в четырёх стенах школы. Вся окружающая жизнь дарит юнкорам новые темы»11.
Цель работы — определить наиболее эффективную модель современного школьного издания с точки зрения процесса медиаобразования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• идентифицировать понятие и особенности школьных медиа;
• определить характер связей между школьной прессой и медиаобразованием;
• установить особенности изданий, участвующих в конкурсе «Проба пера»;
• выявить проблемы молодёжных средств информации (на основе работы в лицее № 344);
• разработать модель школьного издания.
Объект исследования — современная школьная пресса и журналистский кружок в качестве экспериментальной площадки. Эмпирическую базу составили 92 издания. Всего проанализировано 276 выпусков.
Предмет исследования — концепция, а также особенности создания и функционирования школьных медиа.
Хронологические рамки исследования: 2016-2018 гг. Выбор объясняется тем, что проводился контент-анализ выпусков тех изданий, которые участвовали в конкурсе «Проба пера» в 2016-2017 гг. Также с сентября 2017-го по май 2018-й автор работал в журналистском кружке.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, анализ, синтез, а также такие приёмы исследования, как контент-анализ, экспертные интервью, анкетирование, мониторинг.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения. Во введении говорится о том, чему посвящена дипломная работа, в чём проявляется её актуальность, ставится цель и выдвигаются основные задачи, указываются объект, предмет и хронологические рамки. Также представлен контекст — кто, что и когда писал на данную тему. Первая глава состоит из трёх параграфов. Вторая глава — из двух. В заключении сделаны основные выводы и намечены новые пути работы по данной теме. Список источников и литературы включает в себя материалы исследования, книги, статьи, учебники, учебные пособия, монографии, электронные источники.
Целью данного исследования выступило определение наиболее эффективной модели современного школьного издания с точки зрения процесса медиаобразования.
Для достижения этой цели необходимо было решить задачи, среди которых: идентифицировать понятие и особенности школьных медиа; определить характер связей между школьной прессой и медиаобразованием; установить особенности изданий, участвующих в конкурсе «Проба пера». Также в них входило: выявить проблемы молодёжных средств информации (на основе работы в лицее № 344) и разработать модель нового школьного издания.
В результате выполнения данных задач можно выявить следующие итоги:
• школьные медиа — это те же средства информации, что и взрослые СМИ, только здесь ответственность за слово ещё выше, а проблем — ещё больше. Обычно оно ото всех закрыто: действует только внутри образовательного учреждения. И к таким изданиям профессиональные журналисты всерьёз не относятся. На что есть, к сожалению, свои причины. Организация журналистского кружка в школе — это особая форма досуга, которую постепенно нужно выводить из понятия «игра» в реальную сферу медиа. И делать акцент, в первую очередь, на то, чтобы адаптировать учеников к жизни, заниматься социализацией и, главное сегодня, медиаобразовывать молодёжь;
• медиаграмотность школьников, позволим сказать, находится в наше время на низком уровне. А ведь на деле медиаобразование необходимо внедрять в каждую школу. «Надо, чтобы журналистике учили практикующие журналисты, а не педагог, которому нужны дополнительные часы или на которого их "повесили", потому что "надо"», — уверена Екатерина Епифанцева, главный редактор журнала старшеклассников «Пять углов»; «Очень крутая штука — медиаграмотность. Потому что дети не отличают информацию из телевидения или Интернета, они воспринимают её как чистую монету, правду, не всегда понимают, где фейк», — комментирует Вера Щепкина, руководитель студии творческого мышления YOUMEDIA; «Перед нами все более остро встаёт вопрос о защите детей от нежелательной информации, а также вопрос создания альтернативного информационного пространства. В любом случае, умению видеть информационные вбросы, фейковые новости подростков обязательно нужно учить», — считает Наталья Орехова, руководитель школы журналистики и массмедиа «А4». Медиапредпочтения ребят ограничиваются тем, что читают и смотрят их родители. А также подростки интересуются пабликами, немассовыми СМИ. Молодёжь, читает «Лентач», «Сталингулак», смотрит видеообзоры и «ТНТ». Преподаватели журналистики обязаны научить ребят ориентироваться в медиапространстве, познакомить с основами профессии и приучить к постоянному развитию себя;
• типологическая картина школьной прессы, исходя из проведенного контент-анализа участников «Пробы пера», получилась следующая: газеты не теряют своей актуальности, самый востребованный формат — А4. Полос — восемь, тираж — от 50 до 200 экземпляров, периодичность выхода — раз в месяц. Платформа «ВКонтакте» полностью не освоена (с ней работают только около половины медиа). Больше всего тех изданий, которые пишут на темы и своего учебного заведения, и свои собственные. 61 % придерживается чёткой структуры и ведения постоянных рубрик. Авторский состав, в большинстве случаев — ребята от 12 до 17 лет. Журналистские жанры в чистом виде встречаются крайне редко, информационные заметки включают оценку, тексты состоят из штампов и клише. Такая сильная позиция, как заголовки, часто обыгрывается: используются побудительные формы, вопросные конструкции, второе лицо множественного числа, а также трансформируются прецедентные феномены. Издания стремятся к индивидуальности: публикуют собственные визуальные материалы. Часто, если встретить сбалансированное по форме медиа, по содержанию оно в этом плане будет отставать. И наоборот;
• на основе экспертного интервью и опыте работы в лицее можно выделить такие проблемы, связанные со школьной прессой: некомпетентность педагогов; цифровое неравенство; ограничение выбора тем; форма лучше содержания; сокращение бюджетных мест на журфак; феминизация журналистики; финансовый вопрос. А также: трудности при поиске каналов распространения медиаграмотности; принятие того, что для создания качественного издания необходимо время на обучение ребят основам журналистики; консервативные взгляды со стороны педагогического коллектива; ограничение доступа к цифровым ресурсам: родительский контроль, лимит на выход в Интернет в лицее — всё это приводит к сужению аудитории в сети; многозадачность для одного человека; отношение к журналистике как к игре, развлечению; нехватка кадров в школьной редакции; различие интересов между педагогами и детьми; замкнутая система распространения выпусков;
• проблемы, не все, конечно, но решаемы. Мы предлагаем остановиться на том, что основная цель преподавателя журналистики для детей — объективно представить им профессию журналиста, научить основам профессиональной деятельности и при работе использовать собственный опыт и практику других СМИ. Средство информации для школы, в которой ранее этого не было, мы предлагаем создать в 12 полос в виде газеты-перевёртыша форматом А4 с тиражом 500 экземпляров и периодичностью выхода раз в три месяца. Распространять по классам, раздавать педагогам, оставлять в фойе школы и библиотеке, а также относить экземпляры в другие находящиеся поблизости учебные заведения. Внедрять в образовательный процесс цифровые возможности: для начала осваивать платформу «ВКонтакте» и заняться SMM-продвижением группы журналистского кружка. Издание должно быть разнообразным в плане жанров, иметь чётко выстроенную структуру и постоянные рубрики. А также быть платформой для диалога между педагогами и школьниками. Встречаться с детьми предлагается два раза в неделю. Для внедрения медиаобразования в школьный процесс вести рубрику с подобранными для аудитории качественными СМИ, доносить информацию, которую они освещают, и знакомить читателей с произведениями мэтров журналистики; публиковать рерайты, источниками информации для которых стали проверенные медиа; организовать киноклуб, который приучит школьную аудиторию мыслить критически. Отметим, что само по себе участие в создании школьной газеты развивает медиаграмотность подростков.
Таким образом, в практике данное изучение могут применить журналисты, работающие с молодёжью и собирающиеся не только организовать выпуск печатного издания в школе, но и подтянуть медиаграмотность как учеников, так и их преподавателей.
Для достижения этой цели необходимо было решить задачи, среди которых: идентифицировать понятие и особенности школьных медиа; определить характер связей между школьной прессой и медиаобразованием; установить особенности изданий, участвующих в конкурсе «Проба пера». Также в них входило: выявить проблемы молодёжных средств информации (на основе работы в лицее № 344) и разработать модель нового школьного издания.
В результате выполнения данных задач можно выявить следующие итоги:
• школьные медиа — это те же средства информации, что и взрослые СМИ, только здесь ответственность за слово ещё выше, а проблем — ещё больше. Обычно оно ото всех закрыто: действует только внутри образовательного учреждения. И к таким изданиям профессиональные журналисты всерьёз не относятся. На что есть, к сожалению, свои причины. Организация журналистского кружка в школе — это особая форма досуга, которую постепенно нужно выводить из понятия «игра» в реальную сферу медиа. И делать акцент, в первую очередь, на то, чтобы адаптировать учеников к жизни, заниматься социализацией и, главное сегодня, медиаобразовывать молодёжь;
• медиаграмотность школьников, позволим сказать, находится в наше время на низком уровне. А ведь на деле медиаобразование необходимо внедрять в каждую школу. «Надо, чтобы журналистике учили практикующие журналисты, а не педагог, которому нужны дополнительные часы или на которого их "повесили", потому что "надо"», — уверена Екатерина Епифанцева, главный редактор журнала старшеклассников «Пять углов»; «Очень крутая штука — медиаграмотность. Потому что дети не отличают информацию из телевидения или Интернета, они воспринимают её как чистую монету, правду, не всегда понимают, где фейк», — комментирует Вера Щепкина, руководитель студии творческого мышления YOUMEDIA; «Перед нами все более остро встаёт вопрос о защите детей от нежелательной информации, а также вопрос создания альтернативного информационного пространства. В любом случае, умению видеть информационные вбросы, фейковые новости подростков обязательно нужно учить», — считает Наталья Орехова, руководитель школы журналистики и массмедиа «А4». Медиапредпочтения ребят ограничиваются тем, что читают и смотрят их родители. А также подростки интересуются пабликами, немассовыми СМИ. Молодёжь, читает «Лентач», «Сталингулак», смотрит видеообзоры и «ТНТ». Преподаватели журналистики обязаны научить ребят ориентироваться в медиапространстве, познакомить с основами профессии и приучить к постоянному развитию себя;
• типологическая картина школьной прессы, исходя из проведенного контент-анализа участников «Пробы пера», получилась следующая: газеты не теряют своей актуальности, самый востребованный формат — А4. Полос — восемь, тираж — от 50 до 200 экземпляров, периодичность выхода — раз в месяц. Платформа «ВКонтакте» полностью не освоена (с ней работают только около половины медиа). Больше всего тех изданий, которые пишут на темы и своего учебного заведения, и свои собственные. 61 % придерживается чёткой структуры и ведения постоянных рубрик. Авторский состав, в большинстве случаев — ребята от 12 до 17 лет. Журналистские жанры в чистом виде встречаются крайне редко, информационные заметки включают оценку, тексты состоят из штампов и клише. Такая сильная позиция, как заголовки, часто обыгрывается: используются побудительные формы, вопросные конструкции, второе лицо множественного числа, а также трансформируются прецедентные феномены. Издания стремятся к индивидуальности: публикуют собственные визуальные материалы. Часто, если встретить сбалансированное по форме медиа, по содержанию оно в этом плане будет отставать. И наоборот;
• на основе экспертного интервью и опыте работы в лицее можно выделить такие проблемы, связанные со школьной прессой: некомпетентность педагогов; цифровое неравенство; ограничение выбора тем; форма лучше содержания; сокращение бюджетных мест на журфак; феминизация журналистики; финансовый вопрос. А также: трудности при поиске каналов распространения медиаграмотности; принятие того, что для создания качественного издания необходимо время на обучение ребят основам журналистики; консервативные взгляды со стороны педагогического коллектива; ограничение доступа к цифровым ресурсам: родительский контроль, лимит на выход в Интернет в лицее — всё это приводит к сужению аудитории в сети; многозадачность для одного человека; отношение к журналистике как к игре, развлечению; нехватка кадров в школьной редакции; различие интересов между педагогами и детьми; замкнутая система распространения выпусков;
• проблемы, не все, конечно, но решаемы. Мы предлагаем остановиться на том, что основная цель преподавателя журналистики для детей — объективно представить им профессию журналиста, научить основам профессиональной деятельности и при работе использовать собственный опыт и практику других СМИ. Средство информации для школы, в которой ранее этого не было, мы предлагаем создать в 12 полос в виде газеты-перевёртыша форматом А4 с тиражом 500 экземпляров и периодичностью выхода раз в три месяца. Распространять по классам, раздавать педагогам, оставлять в фойе школы и библиотеке, а также относить экземпляры в другие находящиеся поблизости учебные заведения. Внедрять в образовательный процесс цифровые возможности: для начала осваивать платформу «ВКонтакте» и заняться SMM-продвижением группы журналистского кружка. Издание должно быть разнообразным в плане жанров, иметь чётко выстроенную структуру и постоянные рубрики. А также быть платформой для диалога между педагогами и школьниками. Встречаться с детьми предлагается два раза в неделю. Для внедрения медиаобразования в школьный процесс вести рубрику с подобранными для аудитории качественными СМИ, доносить информацию, которую они освещают, и знакомить читателей с произведениями мэтров журналистики; публиковать рерайты, источниками информации для которых стали проверенные медиа; организовать киноклуб, который приучит школьную аудиторию мыслить критически. Отметим, что само по себе участие в создании школьной газеты развивает медиаграмотность подростков.
Таким образом, в практике данное изучение могут применить журналисты, работающие с молодёжью и собирающиеся не только организовать выпуск печатного издания в школе, но и подтянуть медиаграмотность как учеников, так и их преподавателей.
Подобные работы
- ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА И ЕЕ ЛЕНДИНГ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - АКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Освещение проблем медиаобразования в научных трудах и профессиональных изданиях на современном этапе
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Школьное образование в СССР в 1985-1991 гг.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные тенденции развития современной региональной молодежной прессы России
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Освещение проблематики социальных отношений на страницах молодежной прессы (на примере Российских и зарубежных СМИ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021



