Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №74870

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностной идентичности у 8 подростков, склонных к девиантному поведению
1.1. Понятие, структура, функции и механизмы личностной
идентичности 8
1.2. Особенности личностной идентичности в подростковом возрасте 17
1.3. Понятие девиантного поведения в психологии и психологические
факторы его формирования в подростковом возрасте 26
1.4. Теоретическое обоснование гипотезы исследования 42
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению 49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 52
2.3. Программа психокоррекции негативной личностной идентичности у
подростков, склонных к девиантному поведению 60
2.4. Анализ эффективности программы психокоррекции негативной личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному 65 поведению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Актуальность разрабатываемой нами проблемы личностной идентичности не вызывает сомнения. Проблема идентичности - одна из ключевых проблем в междисциплинарном дискурсе социально-гуманитарных наук. Личностная идентичность определяет жизненную позицию человека, в том числе и позицию в процессе обучения и воспитания. В связи с этим, особую значимость приобретает исследование механизмов её формирования в подростковом возрасте, когда под воздействием различных факторов (природных, социальных и личностных) высок риск формирования негативной личностной идентичности.
Подростковый возраст считается ключевым периодом в развитии личности, поскольку в этом возрасте происходит формирование самосознания, изменение Я-концепции (А. Буземан, Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, В.С. Столин, Д.И. Фельдштейн,
Э. Эриксон и др.), повышение эмоциональности, проявляющееся в изменчивости настроения, повышении тревожности и агрессивности (И.В. Дубровина, Ю.В. Клепач, А.М. Прихожан и др.). Неустойчивость психологических регуляторов поведения и отсутствие представлений о социальных нормах и возможных конструктивных способах разрешения конфликтов с окружающими компенсируется формированием негативной позиции, что, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (К.А. Абульханова-Славская, Э. Дюркгейм, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.В. Ковалёв, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (М. Дойч, Р. Краусс, Дж. Мид, Т. Шибутани и др.). Проблема социализации подростков с девиантным поведением
рассматривалась В.В. Завражновым, Я.Л. Коломинским, Е.С. Кузьминой, Д.И. Фельдштейном, Л.Б. Шнейдер и др.
Учеными-психологами определены методологические основы исследования идентичности (Н.В. Антонова, С.Э. Аршинская, А.В. Брушлинский, В.В. Кисляковская, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон и др.); рассмотрены нормативные кризисы в рамках понятия «идентичность» (Ю.Г. Овчинникова, Е.Л. Солдатова, Э. Эриксон); установлены связи эмоциональных состояний (И.В. Иванова, О.О. Савина, Г.С. Трофименко), копинг-стратегий (Е.К. Жердева), ценностных ориентаций и временной перспективы (И.В. Дубровина, О.О. Савина), зрелости личности с личностной идентичностью (И.А. Шляпникова).
Большинство современных исследований посвящены изучению личности подростков, уже имеющих какую-либо девиацию: аддиктивную (Д.В. Иванов, Г.С. Трофименко, А.В. Локтева, Ю.П. Деревянко, Е.П. Пчелкина), суицидальную (А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, Е.А. Гребенкина). В то время как проблема личностной идентичности подростков, склонных к девиантному поведению, недостаточно изучена в психологии. Возникает необходимость в проведении новых исследований, поскольку с меняющимися условиями социализации подростков меняются и особенности самого возраста.
Практическая сторона данной проблемы связана с выявлением отклоняющегося от привычной нормы поведения на начальных этапах его формирования и дальнейшей коррекцией с целью предотвращения его повторного возникновения.
Проблема исследования: каковы особенности личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению?
Объект исследования - личностная идентичность подростков.
Предмет исследования - особенности личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования: изучить особенности личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению; разработать и внедрить программу, направленную на решение проблемы негативной идентичности в подростковом возрасте.
Гипотеза: у подростков, склонных к девиантному поведению, наблюдаются нарушения личностной идентичности: неустойчивость самоотношения и системы ценностных ориентаций, неадекватно завышенная самооценка, низкий уровень коммуникативной компетентности и несформированность временной перспективы, что приводят к дезадаптации личности и, как следствие, - возникновению девиантного поведения. Успешное разрешение кризиса идентичности средствами психологической коррекции приводит к снижению признаков девиантности.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению.
2. Выявить склонность подростков к девиантному поведению.
3. Изучить особенности личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность программы коррекции негативной личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды ведущих отечественных и зарубежных учёных. В основу разработки проблемы личностной идентичности легла концепция символического интеракционизма, представителями которой являются: И. Гофман, Ч. Кули, М. Кун, Дж. Г. Мид, Р. Фогельсон, Ю. Хабермас, и др. В рамках данной концепции формирование личности осуществляется в процессе взаимодействия с другими людьми, в результате которого индивид создаёт свое «зеркальное Я». В основе изучения девиантного поведения лежит теория Е.В. Руденского и Ю.А. Клейберга, которые связывают данное поведение с деформацией развития личности.
Методы исследования:
• организационные методы: сравнительный;
• эмпирические методы: тесты; беседа; наблюдение; эксперимент;
• методы обработки данных: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции r-Спирмена; U-критерий Манна-Уитни; Т-критерий Уилкоксона (Вилкоксона);
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
• Тест-опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ- 7, 1999).
• Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация
Т.В. Румянцевой).
• Методика исследования личностной идентичности «Я о себе» (В.Б. Никишина, Е.А. Петраш).
• Методика исследования самоотношения (МИС) (С.Р. Пантелеев).
• Беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37 г. Белгорода». Выборка испытуемых состояла из 83 подростков: 46 девочек и 37 мальчиков в возрасте 13 - 16 лет.
Внедрение результатов исследования: результаты исследования представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ», на студенческих научных конференциях разного уровня (Москва 2018 г., Санкт-Петербург 2018., Сочи 2018 г., Белгород 2018 г., Москва 2017 г., Белгород 2017 г.), опубликованы в 5 научных работах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 96 наименований, 19 приложений, 5 таблиц и 6 рисунков. Объем работы - 87 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведённого теоретического анализа литературы был сделан вывод о том, что проблема особенностей личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению, ещё не достаточно исследована в психологии. В связи с этим изучение данной проблемы представляет большую значимость для теории и практики.
Личностная идентичность определяет жизненную позицию человека, в том числе и позицию в процессе обучения и воспитания (С.Э. Аршинская, И. Гофман, М.В. Заковоротная, Г. Мид, О.О. Савина, Э. Эриксон и др.). Она не является изначально заданным свойством человека, а формируется в процессе социальной интеракции, взаимодействия.
Первая цельная форма идентичности начинает формироваться в подростковом возрасте, в период глубокого жизненного кризиса. В связи с этим особую значимость приобретает исследование механизмов её формирования именно в подростковом возрасте, когда под воздействием различных факторов высок риск развития негативной личностной идентичности (О.Н. Ковкова, Ю.В. Павлова, И.В. Солодовникова, Д.И. Фельдштейн и др.).
Негативная идентичность в подростковом возрасте является следствием проблем в обучении, в межличностном взаимодействии со сверстниками, родителями и педагогами. Духовная жизнь подростков по причине недостаточной сформированности и выраженной лабильности социально значимых параметров (направленность, интересы, система ценностных ориентаций, мировоззрение) особенно восприимчива к внешнему воздействию (Е.М. Бехтина, И.В. Дубровина, Д.В. Иванов, О.Н. Ковкова, Э. Эриксон и др.).
С целью избежать столь сильного влияния взрослых подросток начинает протестовать, «бунтовать» против принятых норм поведения, правил и моделей взаимодействия в социуме. Неумение подростка разрешать конфликты с окружающими людьми и отстаивать собственное мнение компенсируется формированием негативной позиции, которая выражается в девиантном поведении (употребление психоактивных веществ, алкоголя, курительных смесей, нарушение законов и др.).
Имеющиеся на сегодняшний день исследования отечественных и зарубежных учёных указывают на специфику личностной идентичности у подростков с девиантным поведением (Ж.А. Барсукова, С.В. Березин, Л.Ю. Бухлина, Ю.П. Деревянко, И.В. Дубровина, Е.В. Кузнецова, А.Е. Личко, А.В. Локтева и др.). Эти особенности проявляются в преобладании негативного фона по отношению к себе, неадекватном восприятии собственных возможностей и способностей, неустойчивости самоотношения и системы ценностных ориентаций, низком уровне коммуникативной компетентности, несформированности временной перспективы и негативной идентичности в целом.
При отсутствии психокоррекционного воздействия и наличии антисоциальных групп, а также нездоровых отношений в семье, выступающих в качестве катализатора дальнейшего развития отклоняющегося поведения, негативная идентичность закрепляется. В связи с этим важно вовремя трансформировать негативную позицию в позитивную личностную идентичность, когда подросток будет отождествлять себя с конкретной группой и развивать в себе качества, соответствующие её требованиям. Психокоррекционное воздействие способствует более позитивному формированию самоотношения, интеграции «Я образа», повышает рефлексивную способность.
В результате исследования у большинства подростков с высокой склонностью к девиантному поведению выявлена неадекватно завышенная самооценка, которая свидетельствует о гипертрофированном оценивании своих достоинств. При описании собственного образа «Я» наблюдается преобладание отрицательных качеств. Как правило, описываются недостатки и проблемы идентификации, что свидетельствует о наличии негативной установки по отношению к себе. 
Характеризуются преобладанием негативного отношения к себе, неадекватно завышенной самооценкой, низким уровнем коммуникативной компетентности, несформированностью временной перспективы и негативной идентичностью в целом. Представление о будущем у них размыто и расплывчато, вплоть до отсутствия содержательной ориентации.
Статистический и корреляционный анализ данных наглядно иллюстрирует тот факт, что при наличии какой-либо формы девиантного поведения или склонности к таковой у подростка ослабевают социальные связи со сверстниками и взрослыми, снижается уровень социально-психологической адаптации. Негативная установка по отношению к себе сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворить свои основные потребности. В результате ослабления механизмов саморегуляции снижается волевой контроль, необходимый для преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей на пути к достижению цели. Единственный выход из этого состояния подросток видит в уходе в различные формы девиантного поведения (агрессивное поведение, химические и нехимические формы зависимости, преступное и суицидальное поведение).
После реализации программы психокоррекции негативной личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению, произошли изменения в статусах личностной идентичности испытуемых экспериментальной группы. В частности, статус диффузной идентичности изменился на статусы: мораторий идентичности и достигнутая позитивная идентичность. В контрольной группе качественных изменений в статусе идентичности не наблюдается.
У подростков, включённых в программу психокоррекции, снизился негативный фон отношения к себе. Появились определённые предпосылки для формирования позитивной самооценки, для успешного развития социально-психологической компетентности, уверенности в себе в процессе общения, осознания и принятия своих достоинств и недостатков. Кроме того, у подростков появился интерес к построению перспективы своего будущего, к исследованию своего эмоционального состояния, своей личности в целом.
Стоит сказать, что после реализации программы психокоррекции негативной личностной идентичности, подростки экспериментальной группы имеют низкую склонность к аддиктивному и суицидальному поведению, также у них отсутствует склонность к делинквентному поведению. Что касается испытуемых контрольной группы, то их показатели качественно не изменились.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии различий в показателях контрольной и экспериментальной групп, а также различий в экспериментальной группе «до» и «после» участия в коррекционной группе, что позволяет говорить об эффективности разработанной нами коррекционной программы и значимости различий в показателях, характеризующих девиантное поведение подростков экспериментальной группы. В тоже время, в контрольной группе качественных изменений выявлено не было. В целом, как видим, разрешение кризиса идентичности за счёт психологической коррекции способствует снижению признаков девиантности в поведении подростка, формированию позитивного самоотношения и интеграции «Я образа».
Таким образом, цель нашего исследования - изучить особенности личностной идентичности у подростков, склонных к девиантному поведению; разработать и внедрить программу, направленную на решение проблемы негативной идентичности в подростковом возрасте, - была достигнута. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: у подростков, склонных к девиантному поведению, наблюдаются нарушения личностной идентичности: неустойчивость самоотношения и системы ценностных ориентаций, неадекватно завышенная самооценка, низкий уровень коммуникативной компетентности и несформированность временной перспективы, что приводят к дезадаптации личности и, как следствие, - возникновению девиантного поведения. Успешное разрешение кризиса идентичности средствами психологической коррекции приводит к снижению признаков девиантности.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении отклоняющегося от привычной нормы поведения на начальных этапах его формирования и дальнейшей коррекцией с целью предотвращения его повторного возникновения. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей в условиях образовательных учреждений для профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте.
Перспективными направлениями изучения проблемы личностной идентичности могут быть: теоретический и эмпирический анализ особенностей формирования личностной идентичности при переходе от подросткового к юношескому возрасту; изучение влияния социальных сетей на формирование личностной идентичности современного подростка; исследование особенностей гендерной идентичности, как одной из составляющих идентичности, у современных подростков.



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ.
А. Боковикова /А. Адлер. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2015. - 240 с.
2. Александров, А.Л. Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков: Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях / А.А. Александров. - Л., 1988. - С. 69-74.
3. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С 131-143.
4. Аршинская, С.Э. Структура идентичности: проблемы анализа / С.Э. Аршинская // Вестн. Бурят.гос. ун-та. Сер.: Философия, социология, политология, культурология. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета,
2009. - № 14 - С. 83-88.
5. Барсукова, Ж.А. Личностная идентичность младших подростков, склонных к игровой компьютерной зависимости / Ж.А. Барсуковой и А.А. Бондаревич // Весшк МаПлёускага дзяржаунага ушверсггэта 1мя А.А. Куляшова. Серыя C, Псххолага-педагаПчныя навукй педагоПка, псххалоПя : навукова-метадычны часотс. - 2018. - №1(51). - С. 58-63.
6. Березин, С.В. Технология формирования социальных навыков / Под общ.ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Березин. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. - 224 с.
7. Бехтина, Е.М. Взаимосвязь склонности к девиантному поведению и
особенностей Я-концепции старших подростков / Е.М. Бехтин, Е.В. Кузнецов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конференции. № 1(16). [Электронный ресурс]. -
URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения:
11.10.2017).
8. Богинская, Л.В. Агрессивное и аутоагрессивное поведение подростков с девиантным поведением / Л.В. Богинская // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 37-42.
9. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков /
А.В. Брушлинский. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2003. - 272 с.
10. Бурова, Н.А. Девиантное поведение подростков: социальный аспект / Н.А. Бурова, А.Д. Доника // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6-1. - С. 51-51.
11. Бухлина, Л.Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи / Л.Ю. Бухлина // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - С. 24-32.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 240 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4 Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина / Л.С. Выготский. - М.; Педагогика, 1984. - 432 с.
14. Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности / У.Б. Гаджиева // Научно¬исследовательские публикации. - 2014. - №4 (8). - С.109-113.
15. Григорьева, М.Ю. Позитивная идентичность старших подростков как критерий эффективности процесса социализации / М.Ю. Григорьева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 05 (59) Часть 1. - С. 105-112.
16. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа // В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 376 с.
17. Деревянко, Ю.П. Временная трансспектива и жизненные ценности подростков с аутодеструктивным поведением (на примере алкогольного поведения) / Ю.П. Деревянко, А.В. Локтева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №14 (235). - С.123-130.
18. Джемс, У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. - М.:
Педагогика, 1991. - 368 с.
19. Диривянкина, О.В. Девиантное поведение личности как результат взаимодействия биологических и социальных факторов / О.В. Диривянкина // Общество с ограниченной ответственностью "Центрразвития научного сотрудничества"(Новосибирск). - 2016. - №25. - С. 35¬41.
20. Дольто, Ф. На стороне подростка. / Ф. Дольто - СПб.: Питер, 2003. - 238 с.
21. Дубровина, И.В. Руководство практического психолога: Психологические
программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - 3-еизд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 1998. - 128 с.
22. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
23. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с
фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана /
Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
24. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов /
О.Ю. Ермолаев. - Флинта, 2014. - 512 с.
25. Завражнов, В.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением / В.В. Завражнов, Г.А. Романова // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 588-590.
26. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома /
В.В. Завражнов, Г.М. Зинина // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 583-585.
27. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. - Ростов н/Д.: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2009. - 200 с.
28. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход/ Дис....д-ра психол. наук / Е.В. Змановская. Санкт-Петербург. - 2006. - 246 с.
29. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 1995. - №2. - С. 49.
30. Иванов, Д.В. Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков / Д.В. Иванов // СНВ. - 2013. - №3 (4). - С.38-41.
31. Иванов, Д.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ / Д.В. Иванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Том 11. - № 4 (30) (5). Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. - С.1205¬1209.
32. Кисляковская, В.В. Подходы к идентичности в русскоязычной
психологии / В.В. Кисляковская // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 11. [Электронный ресурс]. -
URL: sibac.info/archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 21.09.2017).
33. Клейберг, Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография / Ю. А. Клейберг. - М.: Алеф-пресс, 2014. - 231 с.
34. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 290 с.
35. Ковалева, Н.В. Субъектная идентичность как интегральная характеристика личности / Н.В. Ковалева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - №1. - С.170-171.
36. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова // Изд-во: Владос-Пресс,
2010. - 217 с.
37. Ковкова, О.Н. Индивидуально-корректирующее сопровождение социализации подростков девиантного поведения как психолого-педагогическая проблема / О.Н. Ковкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 4 (11). - С. 140-142.
38. Ковтун, Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению / Л.О. Ковтун // Вестник КемГУ. - 2012. - №1. - С.81-89.
39. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. -М.: "Политиздат", 1984. - 336 с.
40. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 940 с.
41. Кузьмин, М.Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста / М.Ю. Кузьмин // Российский психологический журнал. - 2017. - Т.14. - №2. - С. 67-89.
42. Курышова, Л.А. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины / Л.А. Курышева // Актуальные проблемыгуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - №10-2. - С. 59¬61.
43. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) /А.Е. Личко. - СПб.: Речь, 2013. - 251 с.
44. Личностное развитие подростков [Электронный ресурс]. -URL:http://psyera.ru/3004/lichnostnoe-razvitie-podrostkov(дата обращения: 13.10.2017).
45. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -
М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
46. Локтева, А.В. Личностные особенности подростков с донозологическими формами алкоголизации / А.В. Локтева // II Сборник трудов молодых ученых и специалистов Белгородской области / Упр. проф. образования и науки Белгор. обл.. - Белгород, 2013. - Т.1. - С. 226-230.
47. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. - М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», Харьков: «ФОЛИО», 1998. - 528 с.
48. Лубовский, Д.В. Подростки «группы риска» / Под ред. И.В. Дубровиной // Практическая психология образования. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - СПб.: «Питер», 2004. - 592 с.
49. Мазур, Е.Ю. Особенности влияния рефлексивности на
профессиональную идентичность молодого специалиста (на материале исследования прокурорских работников). Дисс ... к. психол. наук. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. -
Ярославль, 2015. - 132 с.
50. Малинин, М.В. Взгляды на девиантное поведение психологов XX века и идеи борьбы с ним / М.В. Малинин, А.В. Родионов, Р.А. Саберов // Интерактивная наука. - 2017. - №16. - С. 50-51.
51. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
[Электронный ресурс]. - URL: http://mkb-10.com (дата обращения:
02.10.2017).
52. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. - 816с.
53. Мид, Дж. Г. Избранное. Сборник переводов / Сост. и пер. с англ.
В.Г. Николаев; Отв. ред. Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с.
54. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования (монография) / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 118 с.
55. Моховиков, А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / А.Н. Моховиков // Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Когито-Центр, 2013. - 569 с.
56. Мухина, В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд.
Системный подход. Инновационные аспекты) / В.С. Мухина. - М.:
Прометей, 2010. - 68 с.
57. Никишина, В.Б. Диссоциация Образа я при алкогольной зависимости /
B. Б. Никишина, А. Лаппас, Т.Н. Разуваева, Е.А. Петраш,
И.В. Запесоцкая // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье»: КГМУ. - 2015. - №4. - С. 122-127.
58. Никишина, В.Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки.
- 2014. - №6 (177). - С.254-261.
59. Оломский, А.А. Зарубежные подходы к изучению идентичности личности в психологии / А.А. Оломский //Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - №4. - С. 157-162.
60. Оудсхорн, Д.Н. Детская и подростковая психиатрия / Пер. с
нидерландского. - М.: Социальная и клиническая психиатрия, 1993. -
C. 85-89.
61. Павлова, О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её
структурные особенности. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - М.: 2001. - URL: http//pavolga.narod.ru//identity.html (дата обращения:
05.09.2017).
62. Павлова, С.А. Девиантное поведение и причины его возникновения /
С.А. Павлова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. - 2016 - Т. 2 - №6. - С. 129-131.
63. Павлова, Ю.В. Проблема идентичности в подростковом возрасте // Седьмая волна психологии. Вып.5. / Ю.В. Павлова / Сб. под ред. Козлова
B. В., Качановой Н.А. - Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008. - С. 137-139.
64. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система /
C. Р. Пантилеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
65. Патырбаева, К.В. Идентичность: социально-психологические и
социально-философские аспекты: коллективная монография /
К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2012. - 250 с.
66. Пруцкова, Е.А. Профилактика девиантного поведения среди подростков в образовательных учреждениях / Е.А. Пруцкая // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2017. - №1 (5). - С. 39-41.
67. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000. - 304 с.
68. Пташко, Т.Г. Профилактика безнадзорности детей в условиях образовательного учреждения посредством реализации технологии социального театра / Т.Г. Пташко // Личность и общество в современной культуре. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С.22-30.
69. Пчелкина, Е.П. Самоотношение подростков, склонных к алкогольной зависимости / Е.П. Пчелкина, В.С. Карасева // Актуальные проблемы психологии личности в норме и патологии: Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции (21 апреля 2016 г.) / Отв. редактор Т.Н. Разуваева. - Белгород: БелГУ, 2016. - С. 421-430.
70. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
71. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011. - 713 с.
72. Савина, О.О. Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте / О.О. Савина // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - №4 - С. 118-128.
73. Садохин, А.П. Этнология / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - М.: Академия; Высшая школа, 2000. - 304 с.
74. Свинцицкая, Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе / Т.А. Свинцицкая // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1224-1226.
75. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.
76. Селезнева, Г.Н. Организационно-педагогические условия развития
системы профилактики девиантного поведения подростков / Ю.Н. Гут, Г.Н. Селезнева // В сборнике: Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления. Материалы
международной научно-практической конференции. Отв. ред. Ю.А. Зубок. 2015. - С. 367-371.
77. Смолева, Е.О. Формирование девиантного поведения
несовершеннолетних // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9(37). [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2014/09/7741(дата обращения: 28.09.2017).
78. Солодовникова, И.В. Субъектность подростка, его отношение к себе и окружающим / И.В. Солодовникова // ИСОМ. - 2015. - №5-2. - С.262-265.
79. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - Политиздат, 1972. - 303 с.
80. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М.: МГУ, 1983. - 286 с.
81. Сухов, А.Н. Социально-психологический подход к пониманию организованной преступности / А.Н. Сухов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 1(72). - С. 25-28.
82. Таранова, Е.И. Семья как фактор, влияющий на формирование аутоагрессивного, суицидального поведения в подростковом возрасте / Е.И. Таранова // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер.: Медицина. Фармация. - 2011. - Вып. 10, Т.14. - С.44-50.
83. Тернер, Дж.С., Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Дж.С. Тернер, П.Дж. Оукс, С.А. Хеслем, В. Дэвид // Иностранная психология. - 1994. - №2. - С. 8-17.
84. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) / Т.В. Румянцева // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С. 82-103.
85. Трофименко, Г.С. Изучение особенностей становления личностной идентичности современных подростков / Г.С. Трофименко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №4. - С. 278-285.
86. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги / Е.В. Федосенко // Монография. - СПб.: Речь, 2008. - 192 с.
87. Фельдштейн, Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2007. - № 4 (52).
- С. 27-34.
88. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения / А.В. Хомич // Южно-Российский Гуманитарный Институт., - Ростов н/Д, 2006. - 140 с.
89. Цуркин, В.А. К проблеме личностной идентичности субъекта в психологии / В.А. Цуркин, Т.Н. Разуваева // Актуальные проблемы формирования коллектива как субъекта инновационной деятельности: Сборник материалов Всероссийской научной конференции. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ»., 2011. - С.100-103.
90. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова.
- М., 1977. - 144 с.
91. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер.
- М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 336 с.
92. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Дис....д-ра психол. наук. Москва. - 2001. - 42 .
93. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.
94. Breakwell G.M. Coping with threatened identities / G.M. Breakwell. - L. - N.H.: Mithuen, 1986. - 222 p.
95. Goffman, E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity / E. Goffman. - Engleewood Cliffs, 1963. - 123 p.
96. Gergen, K.J. An invitation to social construction / K.J. Gergen. - 2nd ed. - Los Angeles [etc.]: SAGE Publications, 2009. - 186 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ