ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Общее понятие молодежной массовой культуры 7
1.2. Культура потребления как специфический тип массовой
культуры 23
1.3. Культура повседневности как специфический тип массовой
культуры 33
ГЛАВА 2. ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 41
2.1. Изменение материальной базы массовой культуры 41
2.2. Материальные основы молодежной культуры: результаты
опроса молодежи в 2018 году 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования в значительной мере определяется тем, что под влиянием технологических укладов молодежная массовая культура в современном мире обретает новые формы, а также модернизирует старые. Феномен массовой культуры существует, а СМИ являются самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. На сегодняшний день массовая культура имеет большое влияние на общество, а особенно на молодежь, так как молодежь быстрее поддается всем изменениям. Массовая культура воздействует на массовое сознание молодежи, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на ее потребительские вкусы и инстинкты.
Массовая культура формирует необходимое восприятие мира человеком и обществом. Массовая культура чаще всего обладает наименьшей эстетической ценностью, нежели народная или элитарная культура, но при этом имеет большую аудиторию. Она удовлетворяет сиюминутные желания людей, реагирует на любое событие и отражает его, поэтому ее образцы быстро устаревают, выходят из моды, теряют актуальность. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она сама является предметом потребления большей части человечества.
Современное молодежное массовое общество рассматривается через призму потребления. Суть потребления выражена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать.
Сегодня, в эпоху глобализации, общество потребления и культура повседневности также глобализируются. Мировые СМИ освободились от воспитательной функции, переакцентировались на потребительско- стимулирующую функцию, и принялись распространять аналогичные друг другу сюжеты. Такое типизирование, с одной стороны, сближает разных людей, дает возможность адаптироваться к культурным, социальным и психологическим особенностям других стран, но с другой стороны
происходит унификация национальных культур и широкое распространение единых потребительских ценностей, а также их внедрение в культуру повседневности. Потребности и интересы молодежи становятся более стандартизованными и однотипными. Потребление стало не национальным феноменом, а наднациональным.
Современная массовая культура не сводится только к искусству, в настоящее время массовая культура является всеохватной. Научно-технический прогресс подтолкнул развитие культуры для масс, массового сознания. На сегодняшний день различают шесть технологических укладов. Практически все технико-технологические достижения современных укладов нашли свое отражение в современной молодежной массовой культуре.
Эти и другие факторы обусловили актуальность нашего исследования.
Актуальность темы и ее значимость определили выбор направления исследования, объект и предмет работы, ее цели и задачи.
Объект исследования дипломной работы - массовая культура.
Предмет исследования - материальные остовы молодежной массовой культуры.
Цель и задачи исследования - изучить материальные остовы трансформации молодежной массовой культуры.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
• установить, что современная молодежная культура является одним из современных специфических типов массовой культуры;
• описать понятие технологического уклада как материальной базы современной массовой культуры;
• установить влияние материальной базы на молодежную массовую культуру.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретическую основу нашей дипломной работы составили исследования французского ученого Ж.Ж. Бодрийяра1, где он говорит об обществе изобилия, детально рассматривает вопросы о культуре потребления. По его мнению, обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа. Кроме того, теоретической основой послужили концепции отечественных исследователей, таких как:
• А.Я. Флиер, российский теоретик по вопросам массовой культуры, детально проанализировал феномены современного общества, а также рассматривал специфику массовой культуры в культуре потребления;
• М.В. Луков , рассматривал в основном вопросы культуры повседневности;
• А.Н. Ильин , изучал культуру потребления, рассматривал ее как тип отношений, формирующий определенную культуру;
• В. Марков - российский ученый, занимающийся проблемами культуры повседневности и др.
В качестве теоретической основы мы также использовали концепцию технологических укладов, разработанную российскими (советскими) учеными Н.Д. Кондратьевым, С.Ю. Глазьевым, В.М. Авербухом и др.
Методологические основы нашего исследования составили:
• Информационный подход - представляет собой способ абстрактно-обобщенного описания и изучения информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных систем, информационных связей и отношений.
• Системный подход - в основе лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.
• Историко-генетический подход - представляет собой последовательное раскрытие свойств, функций, и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторической жизни.
В рамках указанных подходов мы широко использовали методы теоретического (анализ, синтез) и эмпирического исследования. В качестве эмпирического метода выступил опросный метод как метод сбора первичной вербальной информации. Этот метод позволяет получить информацию на основе анализа письменных или устных ответов на специальные, стандартные подобранные вопросы.
Научная новизна исследования заключается в использовании теории технологических укладов для анализа изменения материальной базы молодежной массовой культуры.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
• Современная молодежная культура, культура потребления и культура повседневности являются специфическими типами массовой культуры, так как все они имеют общие характеристики.
• За последние 25 лет сменилась материальная основа массовой культуры. В настоящее время эту основу составляют достижения пятого технологического уклада.
• Специфика современного этапа молодежной массовой культуры заключается в том, что результаты технико-технологических достижений внедрились в массовое сознание, явились материальной основой молодежной массовой культуры.
• Трансформация молодежной массовой культуры в современном обществе происходит на основе технико-технологических достижений пятого технологического уклада. Однако уже существуют опасения, что массовое и неконтролируемое использование результатов научно-технической революции, а также пятого и шестого технологических укладов могут привести к непредсказуемым последствиям. Вместе с тем системы этики массовой культуры, позволяющей контролировать внедрение технологических достижений, до сих пор не существует.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на заседании Департамента искусств и дизайна (ШИГН), а также на заседании секции «Культура, искусство и дизайн» VII Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», проходившей в ШИГН 20-го апреля 2018 г.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, содержащих пять параграфов, Заключения, Списка литературы и источников и Приложения. В Списке литературы и источников насчитывается 56 наименований.
Итак, массовая культура - это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции - массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телеэкранов.
В своей дипломной работе мы говорили о том, что массовая культура существует на протяжении многих лет, совершенствуясь и модернизируясь, переходит на новые этапы развития, меняя свои формы из одной в другую, активно внедряясь и сосуществуя в неразрывной связи с обществом. Иногда усиливая свое влияние, а иногда ослабляя и переходя на новый этап своего развития.
По всей видимости, массовая культура прочно укоренилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Массовая культура приспосабливается к меняющейся исторической ситуации, поэтому она отнюдь не является чем-то статичным и неизменным. Пытаясь сохранить и расширить свою аудиторию, массовая культура вырабатывает целый ряд новых качеств и средств - повышается уровень оригинальности ее произведений, она усложняется и ориентируется на более образованные и более развитые в эстетическом отношении слои населения.
Таким образом, массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения. Влияние массовой культуры на сознание людей очень велико.
В ходе нашего исследования мы установили, что не только молодежная культура, но и культура потребления и культура повседневности являются специфическими типами массовой культуры.
На современном этапе культура потребления тесно переплетается с культурой повседневности. Это связано с тем что, потребление стало неотъемлемой частью повседневной жизни любого человека. Множество аспектов культуры потребления входят в каждодневную жизнедеятельность человека.
Современное общество рассматривается через призму потребления, потому что она представляет собой знаковую субстанцию. Суть потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать.
Культура повседневности включает организацию человеческих взаимоотношений, культуру общения и поведения, культуру ведения дискуссий, политическую культуру, культуру массовых коммуникаций, культуру ежедневного быта и др.
Можно утверждать, что культура потребления и культура повседневности являются частными случаями массовой культуры, так как они имеют общие черты и характеристики, такие как упрощенность, доступность, типичность, демократичность и все это находит место в культуре массовых коммуникаций, в культуре ежедневного быта и в осознании окружающего мира.
В своей дипломной работе мы также писали о технологических укладах и о том, как они влияют на молодежное сознание. Современный человек сильно зависит от техники, это поменяло его нравственную основу. В настоящее время достижения четвертого и пятого технологических укладов составляют материальную основу массовой культуры. Эта проблема оценивается неоднозначно, так как уклады проникли в повседневность человека неравномерно. Возникает много противоречивых споров о плюсах и минусах используемых человеком технологий.
Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Под воздействием шестого технологического уклада массовая культура будет изменяться, прежде всего, изменится материальная основа быта, повседневности, потребления, искусства и т.д. Возникает очень серьезная проблема, решать которую человечеству все равно придется, поскольку данная ситуация может привести к отрицательным последствиям, которые могут кардинально отразиться на человеке.
Культура потребления и культура повседневности в молодежной массовой культуре практически лишилась индивидуальности, основа этого феномена - единая материальная база третьего, четвертого и пятого технологических укладов. Эту гипотезу мы проверили в своем пилотажном эмпирическом исследовании, опирающемся на опросный метод. Наш опрос проводился среди молодежи - учащихся ДВФУ и пользователей сети Интернет. Результаты опроса показали, что молодежь сильно зависит от влияния моды и трендов независимо от своего социального положения. Мы также обратили внимание на то, что массовая культура, культура потребления и культура повседневности неразрывно переплелись в молодежной культуре. Основу такого совпадения составили технические устройства, которые стали достижениями пятого технологического уклада. Мы можем смело утверждать, что массовая культура молодежи непосредственно зависит от достижений третьего, четвертого и пятого технологических укладов.
Заявленная тема, по нашему мнению, требует дальнейшего изучения, так как влияние описанных процессов на молодежную массовую культуру не до конца изучено.
Бердяев, А. Н. Философия неравенства / А. Н. Бердяев. - М. : ИМА- пресс, 1990. - 286 с.
Бодрийяр, Ж. Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М. : Республика : культурная революция, 2006. - 269 с.
Глазьев, С. Ю. Выбор будущего / С. Ю. Глазьев. - М. : Алгоритм, 2005.
- 352 с.
Глазьев, С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. - М. : ВлаДар, 1993. - 310 с.
Коблов, Е. Н. Курсом в 6-й технологический уклад [Электронный ресурс] // Сайт о нанотехнологиях № 1 в России. - Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/
Zeit.top [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen-top.ru/
Анкета для опроса молодежи. Г. Владивосток.
Исследования
Авербух, В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета.
- 2010. - № 71. - С. 159-166.
Ажимова, Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2012. - №3 (19) - С. 101-110.
Айрапетова, В. А. История культуры повседневности в культурологических и исторических исследованиях // Царскосельские чтения.
- 2011. - № 15. - С. 137-141.
Ананьева, Е. В. «Массовая культура» потребления современного общества // Система ценностей современного общества. - 2011. - № 20. - С. 142.
Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося общества // Труды СПБГИК. - 2015. - №. 206.
- С. 190-196.
Банникова, Е. В. Повседневность как объект исторического исследования [Электронный ресурс] // СИСП. - 2011. - № 3. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/article/n/povsednevnost-kak-obekt-istoricheskogo- issledovaniya
Васильев, С. С. Язык и текст СМИ как формулирование массовой культуры // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4.
- С. 157-162.
Гусева, С. В. Консюмеристский дискурс как интеракционная модель социальной коммуникации (к определению понятия) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. XIV, № 5 (58). - С. 313-320.
Гринин, Л. Е. Кибернетическая революция и шестой технологический уклад / Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин // Историческая психология и социология истории. - 2015. - № 1. - С. 172-197.
Гусейнов, А.А. Россия в диалоге культур / А. А. Гусейнов, А. В. Смирнов, Б. О. Николаичев. - М. : Наука, 2010. - 432 с.
Емелин, В. А. Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1 (9). - С. 62-70.
Ильин, А. Н. Культура общества массового потребления : критическое осмысление : монография. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014. - 208 с.
Ильин, А. Н. Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы. - 2013. - № 6 (28). - С. 22-36.
Климова, В. В. Оценка воздействия технологических укладов на становление российской экономики // Экономический журнал. - 2010. - № 19. - С. 11-16.
Климова, Л. Е. Массовая культура и личность // Аналитика культурологии. - 2009. - № 14. - С. 19-20.
Костина, А. В. Три типа культуры - три функциональные стратегии жизнедеятельности / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Вестник ЧГАКИ. - 2009. - № 2 (18). - С. 23-36.
Кром, М. М. Повседневность как предмет исторического исследования (вместо предисловия) // История Повседневности. Сборник научных работ. (Серия «Источник. Историк. История»). Вып. 3 / Отв. ред. М. М. Кром. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2003. - С. 7-14.
Кузык, Б. Н. Инновационное развитие России : сценарный подход // Экономические стратегии. - 2009. - №1. - С. 56-67.
Литвинова, Е. Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве : к проблеме взаимодействия// Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 1. - С. 195-199.
Локтев, С. П. Исторические предпосылки образования массовой культуры // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2010. - № 1. - С. 120-125.
Луков, М. В. Обыденная культура и культура повседневности // ЗПУ. - 2005. - № 3. - С. 199-203.
Людтке, А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998-1999. - М., 1999. - С. 77-100.
Майоров, А. В. Синтез человека и технологий в XXI веке : основные вызовы и угрозы / А. В. Майоров, А. Д. Потапов, А. М. Волкова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 19-33.
Маклюэн, Г. М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 7. - М., 1987. - С. 156-180.
Манохина, Н. В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды // Вестник СГСЭУ. - 2008. - № 5 (24). - С. 16-18.
Манхейм, К. Избранное : Диагноз нашего времени. - М.: Издательство «РАО Говорящая книга», 2010. - 744 с.
Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб. : «Алетейя», 1999. - С. 296 с.
Машанов, С. А. Особенности трансформации массового сознания в эпоху глобализации // Вестник КрасГАУ. - 2014. - № 1. - С. 220-225.
Мордовина, В. Л. Феномен массовой культуры в современном обществе / В. Л. Мордовина, А. Шилова // Аналитика. - 2009. - № 14. - С. 1.
Морозов, А. В. Перспективы развития инновационного технологического уклада / А. В. Морозов, Р. Р. Низамов // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 20. - С. 331-334.
Нархова, Е. Н. Культура потребления современных российских студентов : дис. ... канд. социол. наук / Е. Н. Нархова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
Овруцкий, А. В. Потребление как функция культуры // Известия БГУ. - 2011. - № 5. - С. 220-225.
Овруцкий, А. В. Феноменология общества потребления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - № 1. - С. 127-131.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - №3. - 154 с.
Понукалина, О. В. Игры общества потребления : конструирование повседневности // Вестник СГТУ. - 2009. - № 1. - С. 293-299.
Пронькина, А. В. Структурно-функциональные особенности массовой культуры как доминирующей формы бытия современной культуры [Электронный ресурс] // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2009. - № 24. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnye-osobennosti-massovoy- kultury-kak-dominiruyuschey-formy-bytiya-sovremennoy-kultury
Розенберг, Б. Массовая культура. Популярные искусства в Америке / Б. Розенберг, Д. Уайт ; пер. с англ. - М : АСТ, 1957. - 358 с.
Романова, Ю. В. Фэнтези : между массовой и элитарной культурами // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 1(17). - С. 7-15.
Ревко, П. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека. - Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 130 с.
Рыбина, З. В. Аспекты становления инновационного уклада в российской экономике // ПСЭ. - 2015. - № 1 (53). - С. 31-33.
Рябова, М. Ю. Знаковость культурных структур повседневности // Вестник ИГЛУ. - 2012. - № 2s (18). - С. 206-214.
Славянов, А. С. Технологические уклады в инновационном развитии экономики / А. С. Славянов, О. Е. Хрусталёв // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2017. - № 126. - С. 386-402.
Сбойчакова, Е. В. Смена технологических укладов как перспектива инновационного развития страны // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - № 5. - С. 57-61.
Филиппова, В. А. Народная, элитарная и массовая культуры : Сущность, характер, соотношения и влияние на развитие театра и танца [Электронный ресурс] // Вестник Саратовского технического университета. Том 2. - 2010. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-elitarnaya-i- massovaya-kultury-suschnost-harakter-sootnosheniya-i-vliyanie-na-razvitie-teatra- tantsa
Флиер, А. Я. Глобализация как культурная тенденция // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3. - 62 с.
Хвыля-Оринтер, Н. А. Национально-культурная идентичность современной российской молодежи в условиях глобализации : методология социологического анализа : автореф. дис. ... канд. социол. наук : спец. 22.00.01 «Теория, история и методология социологии» / Н. А. Хвыля-Оринтер. - М., 2010. - 25 с.
Шевашкевич, Д. С. Содержание и специфика новых технологических укладов // Вестник Саратовского государственного социально¬экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 134-138.
Шмигин, И. Философия потребления / И. Шмигин ; пер. с англ. - Харьков : Гуманитарный центр, 2009. - 304 с.
Яковец, Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец. - М. : Экономика, 2004. - 444 с.
Учебная и справочная литература
Ерохин, В. Г. Теория культуры : Курс лекций / В. Г. Ерохин. - Рязань : Изд-во РГПУ, 1996. - 183 с.
Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/
Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / А. Я. Флиер. - М. : Академический Проект, 2000. - 458 с.