Трансформация молодежной массовой культуры в современном обществе
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Общее понятие молодежной массовой культуры 7
1.2. Культура потребления как специфический тип массовой
культуры 23
1.3. Культура повседневности как специфический тип массовой
культуры 33
ГЛАВА 2. ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 41
2.1. Изменение материальной базы массовой культуры 41
2.2. Материальные основы молодежной культуры: результаты
опроса молодежи в 2018 году 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Общее понятие молодежной массовой культуры 7
1.2. Культура потребления как специфический тип массовой
культуры 23
1.3. Культура повседневности как специфический тип массовой
культуры 33
ГЛАВА 2. ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 41
2.1. Изменение материальной базы массовой культуры 41
2.2. Материальные основы молодежной культуры: результаты
опроса молодежи в 2018 году 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования в значительной мере определяется тем, что под влиянием технологических укладов молодежная массовая культура в современном мире обретает новые формы, а также модернизирует старые. Феномен массовой культуры существует, а СМИ являются самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. На сегодняшний день массовая культура имеет большое влияние на общество, а особенно на молодежь, так как молодежь быстрее поддается всем изменениям. Массовая культура воздействует на массовое сознание молодежи, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на ее потребительские вкусы и инстинкты.
Массовая культура формирует необходимое восприятие мира человеком и обществом. Массовая культура чаще всего обладает наименьшей эстетической ценностью, нежели народная или элитарная культура, но при этом имеет большую аудиторию. Она удовлетворяет сиюминутные желания людей, реагирует на любое событие и отражает его, поэтому ее образцы быстро устаревают, выходят из моды, теряют актуальность. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она сама является предметом потребления большей части человечества.
Современное молодежное массовое общество рассматривается через призму потребления. Суть потребления выражена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать.
Сегодня, в эпоху глобализации, общество потребления и культура повседневности также глобализируются. Мировые СМИ освободились от воспитательной функции, переакцентировались на потребительско- стимулирующую функцию, и принялись распространять аналогичные друг другу сюжеты. Такое типизирование, с одной стороны, сближает разных людей, дает возможность адаптироваться к культурным, социальным и психологическим особенностям других стран, но с другой стороны
происходит унификация национальных культур и широкое распространение единых потребительских ценностей, а также их внедрение в культуру повседневности. Потребности и интересы молодежи становятся более стандартизованными и однотипными. Потребление стало не национальным феноменом, а наднациональным.
Современная массовая культура не сводится только к искусству, в настоящее время массовая культура является всеохватной. Научно-технический прогресс подтолкнул развитие культуры для масс, массового сознания. На сегодняшний день различают шесть технологических укладов. Практически все технико-технологические достижения современных укладов нашли свое отражение в современной молодежной массовой культуре.
Эти и другие факторы обусловили актуальность нашего исследования.
Актуальность темы и ее значимость определили выбор направления исследования, объект и предмет работы, ее цели и задачи.
Объект исследования дипломной работы - массовая культура.
Предмет исследования - материальные остовы молодежной массовой культуры.
Цель и задачи исследования - изучить материальные остовы трансформации молодежной массовой культуры.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
• установить, что современная молодежная культура является одним из современных специфических типов массовой культуры;
• описать понятие технологического уклада как материальной базы современной массовой культуры;
• установить влияние материальной базы на молодежную массовую культуру.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретическую основу нашей дипломной работы составили исследования французского ученого Ж.Ж. Бодрийяра1, где он говорит об обществе изобилия, детально рассматривает вопросы о культуре потребления. По его мнению, обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа. Кроме того, теоретической основой послужили концепции отечественных исследователей, таких как:
• А.Я. Флиер, российский теоретик по вопросам массовой культуры, детально проанализировал феномены современного общества, а также рассматривал специфику массовой культуры в культуре потребления;
• М.В. Луков , рассматривал в основном вопросы культуры повседневности;
• А.Н. Ильин , изучал культуру потребления, рассматривал ее как тип отношений, формирующий определенную культуру;
• В. Марков - российский ученый, занимающийся проблемами культуры повседневности и др.
В качестве теоретической основы мы также использовали концепцию технологических укладов, разработанную российскими (советскими) учеными Н.Д. Кондратьевым, С.Ю. Глазьевым, В.М. Авербухом и др.
Методологические основы нашего исследования составили:
• Информационный подход - представляет собой способ абстрактно-обобщенного описания и изучения информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных систем, информационных связей и отношений.
• Системный подход - в основе лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.
• Историко-генетический подход - представляет собой последовательное раскрытие свойств, функций, и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторической жизни.
В рамках указанных подходов мы широко использовали методы теоретического (анализ, синтез) и эмпирического исследования. В качестве эмпирического метода выступил опросный метод как метод сбора первичной вербальной информации. Этот метод позволяет получить информацию на основе анализа письменных или устных ответов на специальные, стандартные подобранные вопросы.
Научная новизна исследования заключается в использовании теории технологических укладов для анализа изменения материальной базы молодежной массовой культуры.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
• Современная молодежная культура, культура потребления и культура повседневности являются специфическими типами массовой культуры, так как все они имеют общие характеристики.
• За последние 25 лет сменилась материальная основа массовой культуры. В настоящее время эту основу составляют достижения пятого технологического уклада.
• Специфика современного этапа молодежной массовой культуры заключается в том, что результаты технико-технологических достижений внедрились в массовое сознание, явились материальной основой молодежной массовой культуры.
• Трансформация молодежной массовой культуры в современном обществе происходит на основе технико-технологических достижений пятого технологического уклада. Однако уже существуют опасения, что массовое и неконтролируемое использование результатов научно-технической революции, а также пятого и шестого технологических укладов могут привести к непредсказуемым последствиям. Вместе с тем системы этики массовой культуры, позволяющей контролировать внедрение технологических достижений, до сих пор не существует.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на заседании Департамента искусств и дизайна (ШИГН), а также на заседании секции «Культура, искусство и дизайн» VII Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», проходившей в ШИГН 20-го апреля 2018 г.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, содержащих пять параграфов, Заключения, Списка литературы и источников и Приложения. В Списке литературы и источников насчитывается 56 наименований.
Массовая культура формирует необходимое восприятие мира человеком и обществом. Массовая культура чаще всего обладает наименьшей эстетической ценностью, нежели народная или элитарная культура, но при этом имеет большую аудиторию. Она удовлетворяет сиюминутные желания людей, реагирует на любое событие и отражает его, поэтому ее образцы быстро устаревают, выходят из моды, теряют актуальность. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она сама является предметом потребления большей части человечества.
Современное молодежное массовое общество рассматривается через призму потребления. Суть потребления выражена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать.
Сегодня, в эпоху глобализации, общество потребления и культура повседневности также глобализируются. Мировые СМИ освободились от воспитательной функции, переакцентировались на потребительско- стимулирующую функцию, и принялись распространять аналогичные друг другу сюжеты. Такое типизирование, с одной стороны, сближает разных людей, дает возможность адаптироваться к культурным, социальным и психологическим особенностям других стран, но с другой стороны
происходит унификация национальных культур и широкое распространение единых потребительских ценностей, а также их внедрение в культуру повседневности. Потребности и интересы молодежи становятся более стандартизованными и однотипными. Потребление стало не национальным феноменом, а наднациональным.
Современная массовая культура не сводится только к искусству, в настоящее время массовая культура является всеохватной. Научно-технический прогресс подтолкнул развитие культуры для масс, массового сознания. На сегодняшний день различают шесть технологических укладов. Практически все технико-технологические достижения современных укладов нашли свое отражение в современной молодежной массовой культуре.
Эти и другие факторы обусловили актуальность нашего исследования.
Актуальность темы и ее значимость определили выбор направления исследования, объект и предмет работы, ее цели и задачи.
Объект исследования дипломной работы - массовая культура.
Предмет исследования - материальные остовы молодежной массовой культуры.
Цель и задачи исследования - изучить материальные остовы трансформации молодежной массовой культуры.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
• установить, что современная молодежная культура является одним из современных специфических типов массовой культуры;
• описать понятие технологического уклада как материальной базы современной массовой культуры;
• установить влияние материальной базы на молодежную массовую культуру.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретическую основу нашей дипломной работы составили исследования французского ученого Ж.Ж. Бодрийяра1, где он говорит об обществе изобилия, детально рассматривает вопросы о культуре потребления. По его мнению, обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа. Кроме того, теоретической основой послужили концепции отечественных исследователей, таких как:
• А.Я. Флиер, российский теоретик по вопросам массовой культуры, детально проанализировал феномены современного общества, а также рассматривал специфику массовой культуры в культуре потребления;
• М.В. Луков , рассматривал в основном вопросы культуры повседневности;
• А.Н. Ильин , изучал культуру потребления, рассматривал ее как тип отношений, формирующий определенную культуру;
• В. Марков - российский ученый, занимающийся проблемами культуры повседневности и др.
В качестве теоретической основы мы также использовали концепцию технологических укладов, разработанную российскими (советскими) учеными Н.Д. Кондратьевым, С.Ю. Глазьевым, В.М. Авербухом и др.
Методологические основы нашего исследования составили:
• Информационный подход - представляет собой способ абстрактно-обобщенного описания и изучения информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных систем, информационных связей и отношений.
• Системный подход - в основе лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.
• Историко-генетический подход - представляет собой последовательное раскрытие свойств, функций, и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторической жизни.
В рамках указанных подходов мы широко использовали методы теоретического (анализ, синтез) и эмпирического исследования. В качестве эмпирического метода выступил опросный метод как метод сбора первичной вербальной информации. Этот метод позволяет получить информацию на основе анализа письменных или устных ответов на специальные, стандартные подобранные вопросы.
Научная новизна исследования заключается в использовании теории технологических укладов для анализа изменения материальной базы молодежной массовой культуры.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
• Современная молодежная культура, культура потребления и культура повседневности являются специфическими типами массовой культуры, так как все они имеют общие характеристики.
• За последние 25 лет сменилась материальная основа массовой культуры. В настоящее время эту основу составляют достижения пятого технологического уклада.
• Специфика современного этапа молодежной массовой культуры заключается в том, что результаты технико-технологических достижений внедрились в массовое сознание, явились материальной основой молодежной массовой культуры.
• Трансформация молодежной массовой культуры в современном обществе происходит на основе технико-технологических достижений пятого технологического уклада. Однако уже существуют опасения, что массовое и неконтролируемое использование результатов научно-технической революции, а также пятого и шестого технологических укладов могут привести к непредсказуемым последствиям. Вместе с тем системы этики массовой культуры, позволяющей контролировать внедрение технологических достижений, до сих пор не существует.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на заседании Департамента искусств и дизайна (ШИГН), а также на заседании секции «Культура, искусство и дизайн» VII Научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», проходившей в ШИГН 20-го апреля 2018 г.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, содержащих пять параграфов, Заключения, Списка литературы и источников и Приложения. В Списке литературы и источников насчитывается 56 наименований.
Итак, массовая культура - это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции - массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телеэкранов.
В своей дипломной работе мы говорили о том, что массовая культура существует на протяжении многих лет, совершенствуясь и модернизируясь, переходит на новые этапы развития, меняя свои формы из одной в другую, активно внедряясь и сосуществуя в неразрывной связи с обществом. Иногда усиливая свое влияние, а иногда ослабляя и переходя на новый этап своего развития.
По всей видимости, массовая культура прочно укоренилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Массовая культура приспосабливается к меняющейся исторической ситуации, поэтому она отнюдь не является чем-то статичным и неизменным. Пытаясь сохранить и расширить свою аудиторию, массовая культура вырабатывает целый ряд новых качеств и средств - повышается уровень оригинальности ее произведений, она усложняется и ориентируется на более образованные и более развитые в эстетическом отношении слои населения.
Таким образом, массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения. Влияние массовой культуры на сознание людей очень велико.
В ходе нашего исследования мы установили, что не только молодежная культура, но и культура потребления и культура повседневности являются специфическими типами массовой культуры.
На современном этапе культура потребления тесно переплетается с культурой повседневности. Это связано с тем что, потребление стало неотъемлемой частью повседневной жизни любого человека. Множество аспектов культуры потребления входят в каждодневную жизнедеятельность человека.
Современное общество рассматривается через призму потребления, потому что она представляет собой знаковую субстанцию. Суть потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать.
Культура повседневности включает организацию человеческих взаимоотношений, культуру общения и поведения, культуру ведения дискуссий, политическую культуру, культуру массовых коммуникаций, культуру ежедневного быта и др.
Можно утверждать, что культура потребления и культура повседневности являются частными случаями массовой культуры, так как они имеют общие черты и характеристики, такие как упрощенность, доступность, типичность, демократичность и все это находит место в культуре массовых коммуникаций, в культуре ежедневного быта и в осознании окружающего мира.
В своей дипломной работе мы также писали о технологических укладах и о том, как они влияют на молодежное сознание. Современный человек сильно зависит от техники, это поменяло его нравственную основу. В настоящее время достижения четвертого и пятого технологических укладов составляют материальную основу массовой культуры. Эта проблема оценивается неоднозначно, так как уклады проникли в повседневность человека неравномерно. Возникает много противоречивых споров о плюсах и минусах используемых человеком технологий.
Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Под воздействием шестого технологического уклада массовая культура будет изменяться, прежде всего, изменится материальная основа быта, повседневности, потребления, искусства и т.д. Возникает очень серьезная проблема, решать которую человечеству все равно придется, поскольку данная ситуация может привести к отрицательным последствиям, которые могут кардинально отразиться на человеке.
Культура потребления и культура повседневности в молодежной массовой культуре практически лишилась индивидуальности, основа этого феномена - единая материальная база третьего, четвертого и пятого технологических укладов. Эту гипотезу мы проверили в своем пилотажном эмпирическом исследовании, опирающемся на опросный метод. Наш опрос проводился среди молодежи - учащихся ДВФУ и пользователей сети Интернет. Результаты опроса показали, что молодежь сильно зависит от влияния моды и трендов независимо от своего социального положения. Мы также обратили внимание на то, что массовая культура, культура потребления и культура повседневности неразрывно переплелись в молодежной культуре. Основу такого совпадения составили технические устройства, которые стали достижениями пятого технологического уклада. Мы можем смело утверждать, что массовая культура молодежи непосредственно зависит от достижений третьего, четвертого и пятого технологических укладов.
Заявленная тема, по нашему мнению, требует дальнейшего изучения, так как влияние описанных процессов на молодежную массовую культуру не до конца изучено.
В своей дипломной работе мы говорили о том, что массовая культура существует на протяжении многих лет, совершенствуясь и модернизируясь, переходит на новые этапы развития, меняя свои формы из одной в другую, активно внедряясь и сосуществуя в неразрывной связи с обществом. Иногда усиливая свое влияние, а иногда ослабляя и переходя на новый этап своего развития.
По всей видимости, массовая культура прочно укоренилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Массовая культура приспосабливается к меняющейся исторической ситуации, поэтому она отнюдь не является чем-то статичным и неизменным. Пытаясь сохранить и расширить свою аудиторию, массовая культура вырабатывает целый ряд новых качеств и средств - повышается уровень оригинальности ее произведений, она усложняется и ориентируется на более образованные и более развитые в эстетическом отношении слои населения.
Таким образом, массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения. Влияние массовой культуры на сознание людей очень велико.
В ходе нашего исследования мы установили, что не только молодежная культура, но и культура потребления и культура повседневности являются специфическими типами массовой культуры.
На современном этапе культура потребления тесно переплетается с культурой повседневности. Это связано с тем что, потребление стало неотъемлемой частью повседневной жизни любого человека. Множество аспектов культуры потребления входят в каждодневную жизнедеятельность человека.
Современное общество рассматривается через призму потребления, потому что она представляет собой знаковую субстанцию. Суть потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать.
Культура повседневности включает организацию человеческих взаимоотношений, культуру общения и поведения, культуру ведения дискуссий, политическую культуру, культуру массовых коммуникаций, культуру ежедневного быта и др.
Можно утверждать, что культура потребления и культура повседневности являются частными случаями массовой культуры, так как они имеют общие черты и характеристики, такие как упрощенность, доступность, типичность, демократичность и все это находит место в культуре массовых коммуникаций, в культуре ежедневного быта и в осознании окружающего мира.
В своей дипломной работе мы также писали о технологических укладах и о том, как они влияют на молодежное сознание. Современный человек сильно зависит от техники, это поменяло его нравственную основу. В настоящее время достижения четвертого и пятого технологических укладов составляют материальную основу массовой культуры. Эта проблема оценивается неоднозначно, так как уклады проникли в повседневность человека неравномерно. Возникает много противоречивых споров о плюсах и минусах используемых человеком технологий.
Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Под воздействием шестого технологического уклада массовая культура будет изменяться, прежде всего, изменится материальная основа быта, повседневности, потребления, искусства и т.д. Возникает очень серьезная проблема, решать которую человечеству все равно придется, поскольку данная ситуация может привести к отрицательным последствиям, которые могут кардинально отразиться на человеке.
Культура потребления и культура повседневности в молодежной массовой культуре практически лишилась индивидуальности, основа этого феномена - единая материальная база третьего, четвертого и пятого технологических укладов. Эту гипотезу мы проверили в своем пилотажном эмпирическом исследовании, опирающемся на опросный метод. Наш опрос проводился среди молодежи - учащихся ДВФУ и пользователей сети Интернет. Результаты опроса показали, что молодежь сильно зависит от влияния моды и трендов независимо от своего социального положения. Мы также обратили внимание на то, что массовая культура, культура потребления и культура повседневности неразрывно переплелись в молодежной культуре. Основу такого совпадения составили технические устройства, которые стали достижениями пятого технологического уклада. Мы можем смело утверждать, что массовая культура молодежи непосредственно зависит от достижений третьего, четвертого и пятого технологических укладов.
Заявленная тема, по нашему мнению, требует дальнейшего изучения, так как влияние описанных процессов на молодежную массовую культуру не до конца изучено.
Подобные работы
- Массовая культура и ее влияние на современный социум
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Массовая культура и личность: культурфилософский аспект
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Культурная цифровая среда современного семейного досуга в массовом обществе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ НКО
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Молодежная телевизионная программа «Студент с акцентом» в контексте межкультурного диалога
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Рекламные коммуникации в продвижении брендов поп-музыки
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Роль СМИ в формировании духовно-нравственных и политических ценностей современного общества
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2023



