Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЙ АСПЕКТ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ

Работа №74805

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО И ИНТЕРНЕТ-МЕМ 5
1.1. Понятие «мем» 5
1.2. Понятие «интернет-мем» 9
1.3. Распространение интернет-мемов 12
1.4. Русский лубок как исторический предшественник интернет-
мема
1.5. Появление русского комикса 17
1.6. Особенности языка в интернете и в интернет-общении 19
1.7. Интернет-пользователь в сети 23
1.8. Мультимедийная интернет-коммуникация 24
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА И СРЕДСТВА ЕЁ ВОПЛОЩЕНИЯ 26
2.1. Понятия «игра» и «смех» 26
2.2. Понятие «языковая игра» 26
2.2.1. Функции языковой игры 30
2.3. Окказиональное слово как вид словотворчества 32
2.4. Семантизация в условиях языковой игры: игровая этимология
2.5. Разрушение устойчивых фраз: антипословицы, антипоговорки,
фразеологическое творчество 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ 39
3.1. Окказионализмы в интернет-мемах 39
3.1.1. Контаминация 40
3.1.2. Субституция 47
3.1.3. Слияние 54
3.2. Лингвокреатив в речевых клише 55
3.3. Игровая этимология в интернет-мемах 64
3.4. Омо- явления в языковой игре 70
3.5. Игровой анахронизм слова и изображения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
СЛОВАРИ 96
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Интернет сегодня - самый глобальный источник информации, пространство для творчества многих. Как всякое активное развивающееся явление интернет нуждается в не менее активном изучении. Этим определяется актуальность исследования.
Создание и распространение интернет-мемов, безусловно, развивается с немыслимой скоростью. Но внимательного изучения этой реалии интернета в отечественной науке не представлено, за исключением работ, например, М. А. Кронгауза, Г. Ч. Гусейнова, Ю. В. Щуриной и др. Этим определяется проблема и интерес исследования.
В работе подробно рассматриваются понятия «мем» и «интернет-мем». Новизна исследования состоит в подробном теоретическом изучении и описании новейшего материала в российской социальной сети «Вконтакте».
Интернет-мем предстаёт сложным образованием, в котором вербальные и невербальные элементы образуют визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, комплексно воздействуя на адресата. Иначе его называют креолизованным текстом.
Одним из проявлений творческого потенциала носителей любого языка является игра с ним. В основе языковой игры лежит юмор и комическое начало. Языковая игра (лингвокреатив) - это любое намеренное отклонение от нормы, но всегда узнаваемое носителями языка. Практическое воплощение языковой игры в интернет-мемах разнообразно. В работе изучаются обнаруженные явления на материале интернет-мемов.
Объектом исследования является вербальная и невербальная части интернет-мема.
Предмет работы - практическое воплощение языковой игры в интернет-мемах.
Цель работы - представить анализ обнаруженных явлений языковой игры в интернет-мемах.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сформулировать задачи исследования:
1. Широко изучить теоретический вопрос интернет-мемов;
2. Обнаружить явления лингвокреатива в интернет-мемах;
3. Рассмотреть подробно каждое явление;
4. Проанализировать отобранный материал.
В качестве методов в работе использовались следующие: метод словообразовательного анализа, классификационный метод, описательный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Не смотря на то, что интернет-мемы считаются новым явлением, в действительности они имеют давнюю культурную традицию, которая пришла из Западного Средневековья ("Библия бедных"). С XVII века в русской культуре известны подобные картинки с надписями и назывались они лубками.
Проведённый анализ материала позволяет говорить о том, что создание языковой игры в интернет-мемах является динамичным процессом и отражает креативную сторону духа народа. В созданных окказионализмах воплотились зоны напряжения и действительность социальной жизни. Речевые клише подвергаются разрушению, т.к. потребители массовой культуры устали от традиционных пониманий явлений паремиологии, поэтому придумываются новые смыслы с элементом высмеивания, но с другой стороны этот процесс показывает неисчерпаемые смыслы традиционных выражений, которые индивидуально трактуются каждым, при этом они не отрываются от конкретной схемы прототипа их породившего. Игра на омо- явлениях в интернет-мемах создана ради определения смысла слова в зависимости от поставленного ударения, которое содержит шутку после прочитанного. Игровой анахронизм слова и изображения - это новейшее изобретение в культуре интернета,
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что в обнаруженных явлениях лингвокреатива на новейшем материале интернет- мемов воплотились продолжения старых традиций языкотворчества. Такие явления вызывают закономерный интерес лингвистов, т.к. это эксперимент, связанный с возможностями языка.
В новых условиях моментального распространения информации, через интернет, в его смеховом аспекте, подобные явления претендует на право приоритетности языковой новизны. Подобные реалии можно отнести к интернет-фольклору, который развивается с большой скоростью.
Кроме лингвокреативного аспекта интернет-мемов существует масса других, которые требуют внимательного изучения их функционирования в культуре интернета совместно с теми, что были представлены в работе. Этот процесс требует подробного изучения в дальнейших научных исследованиях.



1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. М., 2003.
2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб, 2003.
3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
4. Бабенко Н. Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997.
5. Барзах А. О поэтике комикса // Русский комикс: сб. статей / Идея Ю. Александрова; сост. Ю. Александрова и А. Барзаха. М., 2010.
6. Барт М. В. Компрессивное словообразование в современном русском компьютерном жаргоне // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 2 (4). Тамбов, 2009. C. 55-60.
7. Боброва Е. Н. Комикс как форма диалогизации рекламного текста. М., 2013.
8. Бокарёв Т. А., Гагин А. В. Пятниццо. Антология фольклора рунета. М., 2007.
9. Болдарева Е.Ф. Языковая игра как форма выражения эмоций: Дис. д-ра филол. наук. Волгоград, 2002.
10. Бонч-Осмоловская Т. Б. Введение в литературу формальных ограничений. Литературные формы и игры от античности до наших дней. Самара, 2009.
11. Брагина А. А. Неологизмы в русском языке. М., 1973.
12. Броди Р. Психические вирусы. Как программируют Ваше сознание. М., 2007.
13. Брускин Г. Картина как текст и текст как картина // Новое литературное обозрение, 2004. № 65. Интернет-источник: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/br.html
14. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.
15. Вальтер Х., Мокиенко В. М. Антипословицы русского народа. СПб, 2005.
16. Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции //Исследования по славянским языкам. № 6. Сеул, 2001. С. 203-216.
17. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. С. 63-67.
18. Габинская О. А. Типология причин словотворчества. Воронеж, 1981.
19. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2008.
20. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров // Жанры речи. Вып.5. Саратов, 2007. С.370-389.
21. Горошко Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация М., 2012. С. 9-53.
22. ГридинаТ. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.
23. Гулевич О. А. Психология коммуникации. М., 2007.
24. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
25. Гуманитарные исследования в интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2010.
26. Гугунава Д. Что такое субституция и редеривация. Интернет- источник: http://www.proza.ru/avtor/gugunava
27. Гусейнов Г. Ч. Блогосфера как коммуникативное пространство // Русский язык и новые технологии. М., 2014.
28. Докинз Р Эгоистичный ген. М., 1993.
29. Елисеев Н. Лубок и комикс // Русский комикс: сб. статей / Идея Ю. Александрова; сост. Ю. Александрова и А. Барзаха. М., 2010.
30. Захарова О. С. Взаимосвязь денотативного и коннотативного содержания в окказиональном слове // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем. Сборник научных статей. Ч. 2. М., 2011. С. 65¬68.
31. ЗемскаяЕ. А. Активные процессы современного словопроизводства. Русский язык конца XX столетия. М., 1996.
32. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
33. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981.
34. Земская Е. А. Язык как деятельность. Морфема, слово, речь. М., 2004.
35. Изотов В. П. Параметры описания системы способов русского словообразования. Орёл, 1998.
36. Изотов В. П., Панюшкин В. В. Неузуальные способы словообразования. Конспекты лекций к спецкурсу. Орёл, 1997.
37. Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В. Языковая игра в сетевых языках // Интернет-коммуникация как новая речевая формация М., 2012. С. 220-236.
38. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / под ред. Т. Н. Колокольцевой, О. В. Лутовиновой. М., 2012.
39. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 191-206.
40. Катлинская Л. П. Активные процессы словопроизводства в современном русском языке. М., 2009.
41. Козлов Е. В.. Коммуникативность комикса в текстуальном и семиотическом аспектах. Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 Волгоград, 1999.
42. Козлов Е. В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф. Волгоград, 2002.
43. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и в тексте, СПБ, 2007.
44. Котелова Н. З. Значение слова и его сочетаемость. Л., 1975.
45. Кронгауз М. А. Энергия клишированных форм // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы конференции. М., 1995. С. 57-60.
46. Кронгауз М. А. Новый русский: Контроль улучшайзинга // Ведомости 16.11.2006. № 216 (1743), 2006.
47. Кронгауз М. А. Мемы в Интернете: опыт декострукции // Наука и жизнь. 2012. № 11. С. 127-132.
48. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D. М., 2012.
49. Кронгауз М. А. Самоучитель Олбанского. М., 2013.
50. Кронгауз М. А. Слово за слово: о языке и не только. М., 2015.
51. Кручёных А. А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.
52. Крысин Л. П. О некоторых новых типах слов в русском языке: слова-кентавры //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. №4 (2). С. 575-579.
53. Лазарева Ю. А. Усечение в современной речи: Дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01: М., 2004.
54. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1976.
55. Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
56. Лопатин В. В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973.
57. Лопатин В. В. Суффиксальная универбация и смежные явления в сфере образования новых слов // Новые слова и словари новых слов. 1978. С. 72-80.
58. Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб, 2002. C.322- 339.
59. Лыков А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976.
60. Лысенко С. А. Взаимодействие устной и письменной формы существования языка в интернет-коммуникации. Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2010.
61. Маслова В. А. Homo lingualis в культуре. М., 2007.
62. Менегетти А. Онтопсихология и меметика. М., 2002.
63. Мокиенко В. М. Фразеологическая система в периоды социально-политических и идеологических кризисов // Функционирование фразеологии в тексте в периоды кризиса идеологии и культуры. Тезисы докладов и сообщений. Оломоуц, 1995. С. 3-5.
64. Нестерова Ю. О. Контекстуальная зависимость и лексическая самостоятельность окказионализмов. Смоленск. 2001.
65. Никитина Т. Приколы нашего словообразования // Грани слова: сборник научных статей к 65-летию проф. В. М. Мокиенко. М., 2005. С. 646-651.
66. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М., 2006.
67. Одинцова М. С., Антонова Н. В. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети Интернет // Журнал практического психолога. 2010. №4. С. 37-58.
68. Осетрова О. И. Языковая игра как одно из проявлений метаязыковой рефлексии пользователей интернета // Русский литературный язык в контексте современности. Ульяновск, 2012. С. 46-48.
69. Плетнёва А.А. Лубочная библия. Язык и текст. М., 2013.
70. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999.
71. Рашкофф Д. Медиавирус. М., 2003.
72. Рейтблат А. И. Что нес с базара русский народ (Лубок в исследованиях последних лет) // НЛО. 2000. №44. Электронная версия журнала:http://magazines.russ.ru/nlo/2000/44/84.html.
73. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / под ред. Е. А. Земской. М., 2002.
74. Санников В. З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания. 2005. №4. С. 3-20.
75. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.
76. Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Л., 1985.
77. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
78. Снегирёв, И. М. Лубочные картинки русского народа в московском мире. М., 1861.
79. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация / под ред. Л. П. Крысина. М., 2003.
80. Соколов Б. М. Художественный язык русского лубка. М., 1999.
81. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С.180-183.
82. Стернин И. А. О национальном коммуникативном сознании // Лингвистический вестник. Вып. 4. Ижевск, 2002. С. 87-94.
83. Столярова Л. Г. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации в текстах французских комиксов (на материале комиксов серии «Астерикс»). Автореферат дисс. ... кандидата филол. наук. Воронеж, 2012.
84. Телия В. Н. Русская фразеология (Язык. Семиотика. Культура). М., 1996.
85. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста // Современная филология: материалы II международной научной конференции. Уфа, 2013. С. 97-99.
86. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
87. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке. М., 1977.
88. Улуханов И. С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // Вопросы языкознания. 1984. №1. С. 44-54.
89. Фельдман Н. И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. 1957. №4. С. 64-73.
90. Флоря А. В. Словообразование в стилистическом аспекте // Вестник ОГУ №7. Оренбург, 2003. С. 20-25.
91. Ханпира Э. И. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании. М., 1966.
92. Ханпира Э. И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования на материале современного русского языка. М., 1972. С. 245-316.
93. Хасанова Л.Р. Контаминация в речи и творчестве, или блендинг как универсальная когнитивная способность // Языки в современном мире. Материалы V Международной конференции. В 2-х частях. Часть 2. М, 2006. С. 719-724.
94. Хёйзинга Й. Homo lundens. М., 1997.
95. Химик В. В. Русская разговорная речь: осмеяние объекта // Грани слова: сборник научных статей к 65-летию проф. В. М. Мокиенко. М., 2005. С. 670-677.
96. Хренов Н. А. Человек играющий в русской культуре. СПб, 2005.
97. Хромов О. Р Русская лубочная книга XVII-XIX веков. М.,1998.
98. Царькова Т. С. Слова и краски: надписи на картинках русского авангарда // Русская литература. СПБ, 1994, №3. С. 141-151.
99. Чертов Л. Ф. О семиотике изобразительных средств // Информационная парадигма в науках о человеке. Материалы международного научного симпозиума. Таганрог, 2000. С. 178-182.
100. Шарифуллин Б. Я. Языковая игра в интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М., 2012. С. 203-219.
101. Шаталова Ю. Н. Неузуальные способы создания новых слов в повседневной разговорной речи // Молодой ученый. 2009. №2. С. 192-196.
102. Шаховский В. И. Словообразовательная игра как вербальная упаковка социальных интеракций человека и общества. Электронный ресурс http://www.volsu.ru/(дата обращения 07.03.2014).
103. Шаховский В. И. Эмоции и коммуникативное игровое пространство языка // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков. Человек и его дискурс. М., 2003. С. 28-42.
104. Щурина Ю. В. Комические креолизованные тексты в интернет- коммуникации // Вестник Новгородского Государственного Университета №57, Новгород, 2012. С. 82-86.
105. Щурина Ю. В. Интернет-мемы в структуре речевых жанров. Чита, 2013.
106. Эпштейн М. Слово как произведение: о жанре однословия // Новый мир. 2000. № 9. http://magazines.russ.rU/novyi mi/2000/9/epsh.html
107. Янко-Триницкая Н. А. Продуктивные способы и образцы окказионального словообразования. Ташкент, 1975.
108. Янко-Триницкая Н. А. Словообразование в современном русском языке. М., 2001.
СЛОВАРИ
1. Словарь русского языка: В 4-х тт. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. 4-е изд., стер. М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ