Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРБАЛЬНЫЕ И ПАРАВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКСПРЕССИИ В ПИСЬМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ РЕЧИ

Работа №60254

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ 8
1.1. Специфика Интернет-коммуникации 8
1.2. Неформальная Интернет-коммуникация как одна из форм виртуального
взаимодействия 10
1.3. Функциональная направленность Интернет-коммуникации 11
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПАРАГРАФЕМИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 15
2.1. Паралингвистика и параграфемика: определение понятий 15
2.2. Синграфемные средства выразительности 17
2.3. Супраграфемные средства выразительности 19
2.4. Топографемные средства выразительности 20
2.5. Иконические средства выразительности 20
2.6. Акроним как вид графо-лексического средства выразительности 23
2.7. Эмотиконы как особая знаковая система 23
2.7.1. Позиции эмотиконов в реплике 26
2.7.2. Виды эмотиконов 28
2.7.3. Функции эмотиконов 33
ГЛАВА III ПЕРЕДАЧА ФОНЕТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ В ПИСЬМЕННОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ИНТЕРНЕТ- ДИСКУРСА 36
3.1. Языковые особенности письменного неформального виртуального
общения 36
3.2. Эллипсис 36
3.3. Эмфатическое удлинение 41
3.4. Эрративы 43
ГЛАВА IV ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ
ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 46
4.1. Тема «Функциональные стили речи» в учебных программах и учебных
комплексах по русскому языку 46
4.2. План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
«Обращаться со словами нужно честно (Н.В. Гоголь)» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время Интернет представляет собой не только источник информации, но и важный инструмент общения. Интернет-общение получило повсеместное распространение и стало неотъемлемой частью жизни молодежи. Интернет-коммуникация может иметь как письменный (социальные сети, блоги, форумы), так и устный (скайп, видеочат) характер. В дипломной работе рассматривается письменное общение в Интернет-среде как разновидность письменной разговорной речи, которая становится одной из основных форм общения современной молодежи. Соответственно, в лингвистике наблюдается всевозрастающий интерес ученых к системе языковых и неязыковых средств, Интернет-коммуникации, ее речевой организации. Сказанное определяет актуальность предпринятого исследования.
Значимость Интернет-коммуникации как неотъемлемой части общения в молодежной среде, особенно ее письменной разговорной формы, привела к необходимости изучения паралингвистических и параграфемных средств, представляющих собой письменную разновидность невербальных средств, передающих эмоциональное состояние коммуникантов.
Актуальность исследования в равной мере определяется и тем, что неформальная Интернет-коммуникация представляет собой разновидность постоянно и активно обновляющейся и изменяющейся живой речи. Этот динамизм в определённой мере обусловлен и тем, что основными коммуникантами в сфере неформального Интернет-общения являются молодые люди. Подчеркнем, что изменениям здесь подвергаются не только собственно языковые, но и сопряжённые с языковыми неязыковые (пара- и невербальные) единицы общения. Вместе с тем следует отметить, что данная языковая стихия еще плохо изучена.
Объектом исследования является молодежный язык виртуального общения.
Предметом исследования являются вербальные и паравербальные средства выразительности в письменной молодежной речи.
Материалом исследования послужила личная переписка автора в социальной сети «ВКонтакте». Картотека квалификационной работы составляет 5 тысяч сообщений разных пользователей указанной социальной сети. «ВКонтакте» представляет собой «международный сервис, созданный российскими разработчиками как средство коммуникации и поиска людей» [ВКонтакте: https://vk.com/]. Сайт, открытый 10 октября 2006 года, считается первым по популярности в России и Украине. Его ежедневная аудитория, по данным Википедии, составляет около 70 миллионов человек [Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/ВКонтакте]. Поэтому он является одной из основных баз развития Интернет-коммуникации в молодежной среде.
Степень изученности. Интернет-коммуникация с самого своего зарождения стала привлекать внимание ученых-лингвистов, так как она сочетает в себе особенности как письменной, так и устной форм общения, и имеет уникальные средства, позволяющие передавать смысловые, интонационные и эмоциональные особенности живой речи.
Одной из наиболее значимых работ в области изучения языка Интернета считается диссертационная работа М.С. Школовой «Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации» [Школовая 2005], в которой подробно рассматривается своеобразие сетевого компьютерного дискурса. В статье П.М. Макаровой «Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях» рассмотрены те аспекты Интернет-общения, которые отличают его от устной коммуникации [Макарова 2015]. Функции Интернет-коммуникации исследованы в работах Д.В Богданова и Ю.В. Чепель [2011]. Особенности использования паралингвистических и параграфемных средств в Интернете достаточно подробно проанализированы Э.Г. Куликовой [2012]. Наибольший интерес ученых-лингвистов вызывают эмотиконы, которые стали объектом исследования Е.С. Стаценко (ученый анализирует их на материале графических особенностей английской и русской чат-коммуникации) [2010]; А.Г. Сонина и Д.С. Мичурина «Эволюция поликодовых текстов: от воздействия к взаимодействию» [2012], Ю.А. Иноземцевой «Проблема отбора языкового материала при исследовании диалогов чата» [2010], Нашхоевой М.Р. «Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов в текстах форумов» [2011] и других исследователей. Отражение фонетических особенностей русской разговорной речи в сети Интернет частично охарактеризовал Г. Гусейнов в работе «Неполная коммуникация в блогосфере: эрративы и литуративы» [2008]. Вместе с тем анализ литературы по теме исследования позволяет заключить, что специальных работ, посвященных специфике вербальных и паравербальных средств выразительности в молодежной письменной виртуальной речи, нет, что и говорит в пользу новизны предпринятого исследования.
Цель работы - комплексный анализ и описание паралингвистических и параграфемных средств выражения экспрессии в Интернет-коммуникации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. на основании изучения соответствующей научной литературы раскрыть значение понятий «паралингвистика» и «параграфемика»;
2. проанализировать специфику Интернет-коммуникации, отличающую ее от устной речи и от других видов письменной коммуникации;
3. определить функции Интернет-коммуникации и установить способы их реализации;
4. на материале личной переписки пользователей в социальной сети «ВКонтакте» выявить особенности использования средств параграфемики в письменной форме разговорной речи;
5. описать специфику отражения в Интернет-коммуникации произносительных норм спонтанной разговорной речи;
6. подтвердить актуальность и практическую значимость исследования.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования: описательный метод и метод теоретического исследования.
Практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Апробация работы. Основное содержание и результаты исследования были представлены в форме докладов на всероссийской научно-практической конференции «Сопоставительная филология и полилингвизм» (Казань, 2014), в конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ (Казань, 2015), на XIX Международной студенческой конференции филологического факультета СПбГУ (Санкт- Петербург, 2016) и в итоговой студенческой научной конференции 2016 года (Казань, 2016).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщение и систематизация полученных результатов исследования позволяют заключить следующее:
1. В ходе исследования специфики Интернет-коммуникации были выделены такие характерные особенности сетевого общения, как виртуальность, дистантность, опосредованность, динамичность. Установлено, что Интернет- коммуникация анонимна, характеризуется креолизованностью, наличием гипертекста, глобальностью и демократичностью.
Сегодня одной из активно развивающихся форм виртуального взаимодействия является неформальная письменная Интернет-коммуникация. Ее отличительные черты - доверительность, иррациональность, спонтанность и стихийность, отсутствие цензуры, экспрессивность и эмоциональность, неконтролируемость формальных структур, непредсказуемость, а также креативность в выборе средств коммуникации. Проявлением творческого начала коммуникантов можно считать то обстоятельство, что в неформальной форме Интернет-коммуникации письменные знаки могут использоваться в новых, нехарактерных для них, функциях, отражая на письме особенности устной разговорной речи со всеми характерными для нее признаками.
Исследование функций Интернет-общения позволяет сделать вывод, что Интернет-дискурс в первую очередь направлен на реализацию потребностей коммуникантов в самоидентификации, для Интернет-коммуникации характерна не только коммуникативная, но и эмоциональная, волюнтативная, когнитивная функции, а также функции самовыражения, развлечения и социализации.
2. Одним из наиболее ярких средств реализации перечисленных функций Интернет-общения, проявления лингвокреативности являются паравербальные (а именно иконические средства выразительности и эмотиконы-иконы), параграфемные (синграфемные, супраграфемные и топографемные) средства и графо-лексические (речь идет об акронимах) средства. Перечисленные коммуникативные единицы указанных пара- и невербальных подсистем восполняют недостаток информации, которую в устной речи передают жестово¬мимические, интонационные и иные сопровождающие «живую» речь компоненты коммуникации. В работе доказано, что в личной переписке в социальной сети «ВКонтакте» используются все разновидности параграфемных средств. Как показало проведенное исследование, каждая из них имеет свои особенности и ограничения, обусловленные спецификой обозначенного сайта.
3. Исследование способов отражения в письменной неформальной Интернет-коммуникации звуковых особенностей живой спонтанной разговорной (устной) речи (различных идиолектных и социальных особенностей артикуляции звуков, произносительных норм спонтанной разговорной речи и других явлений) позволил выявить основные способы их передачи в сообщения, представленные в социальной сети «ВКонтакте». Это эллипсис, эмфатическое удлинение, эрративы. Как показал анализ собранного материала, в неформальном Интернет-дискурсе коммуниканты осознанно используют разнообразные графические формы передачи звуковых особенностей спонтанной разговорной речи для создания атмосферы непринужденности, трансляции эмоционально-оценочного отношения к субъекту или объекту речи. В ходе исследования выявлены также свойственные только для письменной коммуникации способы имитации «звучащей» речи, которые, однако, требуют специального обсуждения.
4. Разнообразные вербальные, паравербальные и параграфемные средства способны восполнять некоторую ущербность письменной коммуникации. Они насыщают опосредованное Интернет-общение эмоциями, наполняют письменную речь «звучанием», актуализируют те или иные значимые для коммуникантов текстовые фрагменты, позволяют расставлять смысловые акценты. В неформальной Интернет-коммуникации параграфемные средства подвержены постоянным изменениям, на смену одним средствам общения приходят другие - более совершенные и более оригинальные, они побуждают коммуникантов к игровым формам речевой (параграфемной) деятельности, способствуют раскрытию творческого потенциала языковой личности.
5. В четвертой главе работы дан обзор учебных программ и учебно-методических комплексов под редакцией Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, который показал, что изучению функциональных стилей речи (и в особенности разговорного стиля речи) в школьной программе не уделяется должного внимания, не выделяется необходимого для усвоения данного материала количества часов. В связи с этим мы предлагаем проводить с учащимися внеклассные мероприятия по функциональным стилям речи, основной задачей которых является повышение культуры речи учащихся, развитие интереса к русскому литературному языку во всем разнообразии его стилей и жанров, форм общения.



1. Аврамова А.Г. Лингвистические особенности электронного общения: на материале французского, английского и русского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / А.Г. Аврамова. - М., 2005. - 227 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Текст. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Амири Л.П Параграфемные средства языковой игры как паралингвистические реалии в рекламной коммуникации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2013. - № 2 (12) - С. 69-76.
4. Аникаева А.А. Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе // Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2011.
- № 12(107), вып.10. - С. 186-191.
5. Бабайцева В.В. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. М.: Дрофа, 2010. - 34 с.
6. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации.
- М., 1989. - С. 41-115.
7. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2005. - 38 с.
8. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. - М.: АСТ-Пресс, 2007. - 424 с.
9. Беляева В.А., Варюхина С.А. Трансформация передачи эмоций через знаковые системы в медиапространстве // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы: Матер. научно-практ. конф. - М.: Академия, 2013. - С. 100-104.
10. Беляков А.В., Матвеичев О.А. Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А.В. Белякова и О.А. Матвейчева. - М.: Эксмо, 2009. - 412 с.
11. Богданов Д.В. Социальные функции Интернета // «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки». - 2011. - № 1. - С. 114-120.
12. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2001. - 352 с.
13. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов. - М. (изд), 2001. - 304 с.
14. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. - №11. - С.63-67.
15. Голев Н.Д. Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2012. - № 2. - С. 5-17.
16. Горошко Е.И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик Интернета // Образовательные технологии и общество. - 2008. - № 11(2). - С. 388-411.
17. Гусейнов Г. Неполная коммуникация в блогосфере: эрративы и литуративы [Электронный ресурс] / Г. Гусейнов. - 2008. - Режим доступа: http://www.speakrus.ru/gg/lituratiye.htm (25.03.16).
18. Дзякович Е.В. Особенности использования средств параграфемики в современной печатной рекламе // Вопросы стилистики. - 1998. - № 27. - С. 140-145.
19. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань, 2010. - 486 с.
20. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М.: Русский язык, 1979 - 240 с.
21. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста. - 2000. - Режим доступа: http: //www.faq-www.ru/lingv .htm (дата обращения: 23.03.2015).
22. Игнатенко И.И. Языковые и коммуникативные процессы в эпоху глобализации // Наука и школа. - 2009. - № 3. - С. 24-27.
23. Иноземцева Ю.А. Проблема отбора языкового материала при
исследовании диалогов чата // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. - № 4. - С. 3-7.
24. Карпова Т.Б. Досуговый дискурс рунета // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2010. - № 2(8).
- С. 70-76.
25. Касаткин М.Ю. Руский язык: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Академия, 2001. - 768 с.
26. Клюканов И.Э. Структура и функционирование параграфемных
элементов текста Текст.: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / И.Э. Клюканов. - Калинин, 1983. - 150 с.
27. Князев C.B., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. - М., 2011. - 430 с.
28. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. М.: Эксмо, 2006. - 672 с.
29. Комов О.В. Квалификационные особенности компьютерного дискурса // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2014. - №1(25) - С. 71-80.
30. Компанцева Л.Ф. Специфика нормы и узуса в Интернет-дискурсе [Электронный ресурс] / Л. Ф. Компанцева. - 2004. - Режим доступа: http://www.textology.ru/public/uzus.html (дата обращения: 20.03.16).
31. Кузнецов А.В. Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 24-26.
32. Куликова Э.Г. Массовая коммуникация в современной России: норма в лингвистике и паралингвистике // Философия права. - 2012. - № 1. - С. 82¬85.
33. Лутовинова О.В. К проблеме категорий виртуального дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». - 2006. - № 3 (16). - С. 20-25.
34. Макарова П.М. Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях // Вестник Московского государственного лингвистического университета.
- 2009. - С. 219-230.
35. Мардиева Л.А. Прецедентные визуальные феномены в газетно-журнальных текстах // Филология и культура. - 2007. - №8 . - С. 62-67.
36. Нашхоева М.Р. Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов в
текстах форумов // Вестник ЧГПУ. - Серия: Филология и
Искусствоведение. - № 12. - Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», -
Челябинск, 2011. - С. 321-327.
37. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - 320 с.
38. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика. Русский язык: межличностное
общение. - 2006. - 193 с. - Режим доступа:
http: //www.philol .msu.ru/~sidorova/files/blogs .pdf (дата обращения:
26.03.2016).
39. Скачкова Е.В. Функции эмотиконов как средств передачи эмоций в письменной разговорной речи // II Международный научный симпозиум. - М., 2012. - С. 214.
40. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие.
- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
41. Сонин А.Г., Мичурин Д.С. Эволюция поликодовых текстов: от воздействия к взаимодействию // Вопросы психолингвистики. - 2012. - № 2. - С. 164 - 173.
42. Сорокина Т.А. Специфика реализации речи в Интернет-пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2011. - №1. - С. 26¬30.
43. Стаценко Е.С. Графические особенности английской и русской чат- коммуникации: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Е.С. Стаценко - Пятигорск, 2010. - 209 с.
44. Тезекбаева Г.А. Спонтанная речь как объект лингвистики // Вестн. ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2011. - № 1. - С. 76-79.
45. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: Монография. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН, 2011. - 436 с.
46. Уткин Ю.В. Эратография: аспекты изучения. - Вестник Челябинского
государственного университета. 2011. - № 37. - Филология.
Искусствоведение. - Вып. 61. С. 136-139.
47. Хуторной С.Н. Специфика общения в Интернете // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки».
- 2011. - № 4. - С. 100-103.
48. Чепель Ю.В. Функции языка Интернета [Электронный ресурс] // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2011. - №1. - Режим доступа: http:ZZtl-ic.kursksu.ru/pdf/009-15.pdf (дата обращения: 23.03.2015).
49. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: Дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2005. - 174 с.
50. Шубина Н.Л. Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте и ее место в семиотической системе русского текста: Дис. ... д-ра филол. наук.
- СПб., 1999. - 455 с.
51. Щербаков А.В. Паралингвистические явления в текстах рекламных сообщений // Российский государственный гуманитарный университет. - Режим доступа: http://kafmr.rggu.ru/index.php?id=555 (дата обращения: 10.09.2014).
52. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен Интернет-коммуникации // Научный диалог. - 2012. - №3. - С. 160-172.
53. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь.
Советская Энциклопедия, 1990 - 685 с.
ИСТОЧНИКИ
Социальная сеть «ВКонтакте» // URL: https://vk.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ