Введение
1.1. Характеристика натурного состояния объекта 12
1.2. Анализ функциональной специфики объекта в среде 17
1.3. Результаты отечественного и зарубежного опыта в проектируемой
области 20
1.3.1. Амфитеатр - Одеон Герода Аттического 21
1.3.2. Кинотеатр «Спутник» 23
1.3.3. Современные аналоги в Европе 26
1.3.4. Парк Галицкого в Краснодаре 28
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА 32
2.1. Разработка концептуального решения проекта 33
2.2. Образно-художественная организация проектируемой территории 43
2.3. Разработка образного символа проекта 50
2.4. Состав проекта 53
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 57
3.1. Поиск эскиз - идеи 57
3.2. Стилистическая и художественно-композиционная проработка
проектируемого объекта, проработка объемно-пространственного и цвето-фактурного решений 64
3.2.1. Композиционная проработка проекта 64
3.2.2. Цветовое решение проекта 71
3.2.3. Благоустройство и озеленение территории 76
3.3. Конструкторско-технологическое обоснование проектного
предложения 85
3.3.1. Характеристика архитектурно-планировочного решения проектируемого
объекта 85
3.3.2. Эргономические особенности проекта 88
3.3.3. Особенности и материалы конструкций объектов 91
3.3.4. Параметры экрана для открытого кинотеатра 94
3.3.5. Акустическая система кинотеатра 96
3.3.6. Освещение 98
3.4. Технико-экономическое обоснование предложения 103
3.4.1. Отделочные материалы 104
3.4.2. Облицовочные материалы 109
3.4.3. Мощение 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 119
ЭЛЕКТОННЫЕ РЕСУРСЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ
С ростом благосостояния нашего общества и повышением требований к качеству жизни населения, проблема благоустройства и озеленения городской среды становится все более актуальной. Новые этические и эстетические нормы, современные технологические и материальные возможности диктуют необходимость новых подходов, немыслимых сегодня без современного, профессионального дизайна.
Арсенал средств материализации дизайнерских решений очень богат, появление новых отделочных материалов, в том числе имитационных, позволяет проектировать городское пространство с большой эффективностью и разнообразием, создавая острохарактерные объемно-пространственные композиции.
Современный опыт, особенно зарубежный, развивает тенденцию семантики городской среды, основанную на знаковости архитектурно-дизайнерских форм. Налицо изменение концептуального подхода к дизайну среды, когда пространство перестает рассматриваться как вместилище материальных тел, а предстает как пространство деятельности его потребителей. Отсюда - возникновение образности городской среды вместо ее чисто функциональной организации. Обращение к семантической трактовке городских пространств с использованием символического и аллегорического значения архитектурных и дизайнерских форм становится одним из ведущих направлений их формообразования.
Дизайн среды с большой долей условности можно разделить на архитектурный, интерьерный, мебельный и декоративный.
В современных условиях фантастического разнообразия стилей, материалов и технологий взаимоотношения между бытием и сознанием уже не так однозначны. Хорошо усвоив, что материальное окружение - это мощное средство влияния на эмоциональную сферу, человек начал сознательно использовать его для самовыражения и укрепления своего статуса.
Современный потребитель дизайна стал образованнее, умнее, но и капризнее, он ждет от дизайнера нестандартных творческих решений в области гармонизации городской среды, порой экспериментальных и даже эпатажных форм. Сегодня недостаточно художественно «опредметить» городскую среду, важно наделить ее образным началом, чтобы хотелось потреблять ее снова и снова. И за такими проектами - будущее.
Важная особенность городской среды курорта Сочи - его круглосуточное восприятие, что вызывает потребность в новом подходе к проектированию, формирующим художественный образ среды. В этой связи заслуживают внимание креативные проекты, расширяющие диапазон восприятия средового пространства.
Единственный справочник информации, который никогда не выходит из моды - это справочник природы. Эдвард Т. Холл утверждает в книге «Скрытое измерение», что « человек и окружающая его среда взаимно формируют друг друга. В настоящее время человек в состоянии действительно создать весь мир, в котором живет... Создавая его, человек фактически определяет, каким организмом он будет». [5] Человек всегда черпал идеи, наблюдая за природой. В прошлом это происходило совершенно естественно. Но теперь, по мере того как проблемы дизайна все более усложняются в связи с глобальным распространением новых технологий, человечество утрачивает непосредственный контакт с биологической средой.
Большинство жителей мегаполисов уже не помнят, когда в последний раз они проживали день, полностью свободный от стрессовых ситуаций и бешеного ритма городской жизни. Такая жизнь, среди стекла и бетона, с каждым годом все меньше оставляет места для единения с природой, которое так необходимо каждому человеку.
Для того чтобы стать ближе к живой природе, видеть и чувствовать ее присутствие в своей жизни, появилась идея создания своего рода кинотеатра под открытым небом, в котором совместится активный отдых и проведение досуга с расслабляющей обстановкой за просмотром кинокартины, где само пространство будет способствовать гармонизации душевного состояния.
Тема выпускной квалификационной работы «Дизайн-проект летнего кинотеатра «Оникс» по улице Москвина в городе Сочи» предусматривает создание многофункциональной зоны, которая идеально впишется в окружающий её ландшафт, где искусственный и природный комплекс будет существовать в едином гармоничном целом, позволяющем человеку находится одновременно в двух средах (искусственной и естественной) и при этом ощущать себя абсолютно комфортно.
Главной задачей летнего кинотеатра является стать центром притяжения в городе Сочи людей всех возрастов, где они смогут провести свое свободное время в окружении природы, прогуляться, наслаждаясь свежим воздухом. Или же встретиться с друзьями, знакомыми и родными отдохнуть от городской суеты за просмотром фильма, устроить пикник или же посидеть в приятной компании в уютном кафе, который непосредственно расположится на проектируемой территории.
Главная идея проекта заключается в том, что в современном быстроразвивающемся технологичном мире люди забывают, что такое живое общение без интернета. Жизнь проходит мимо, когда человек только работает, перегружая себя, не находя и свободной минуты для душевной гармонии. Поэтому необходимо создавать такие открытые пространства
На сегодняшний день тема открытого кинотеатра достаточно актуальна для г. Сочи - город принимает Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
И болельщики, у которых по каким-либо причинам нет возможности поехать на стадион «Фишт» (эта арена стала наследием зимних Олимпийских игр 2014года.), расположенный в Олимпийском парке, смогут посмотреть прямые трансляции с широкоформатного экрана в летнем кинотеатре.
Так же солнечный Сочи является уникальным субтропическим курортом России и мира. Поэтому в городе необходимо совершенствовать городскую инфраструктуру.
И еще одним из главных фактором актуальности выбранной темы является то, что 2018 год посвящён театру и кино. И это достаточно символично. В летнем кинотеатре можно будет посмотреть не только кинокартины, но и увидеть на сцене театральные постановки и концерты.
Целью проекта являлось - разработать и предложить решение для организации территории многофункционального кинотеатра под открытым небом в бионическом стиле, который сможет стать местом культурной, художественной и общественной активности.
В задачи проекта входило организация пространства, сделать его так, что бы объект был проницаемым и открытым со всех сторон, создать единое композиционно-планировочное решение, функциональное зонирование территории. Так же разработать дизайн - проект летнего кинотеатра и малых архитектурных форм, свободное и безопасное передвижение для людей с ограниченными возможностями, входные группы с несколькими входами и выходами на территории, благоустройство и озеленение, большое количество теневых мест.
Сочи - одно из самых богатейших и красивейших мест Российской Федерации. Природа нашего города очень разнообразна - это цветущие поля, заснеженные горы, многообразие флоры и фауны, побережье Черного моря. Поэтому необходимо не разрушать, а беречь такую удивительную природу и стараться при планировочном решении объектов максимально сохранить ландшафт и гармонично вписывать архитектуру в окружающую нас среду.
Дизайн-проект летнего кинотеатра «Оникс» может стать не только визитной карточкой города Сочи, но и его культурным центром. Концепция неразрывно связана с живой природой, выделяя все ее многообразие и красоту. Такой открытый многофункциональный всесезонный кинотеатр, со своей идеей, смысловым значением, доступностью для каждого желающего, несомненно, может стать знаковым местом для самой солнечной столицы. В городе проходили Олимпийские игры 2014 года, и которая сегодня принимает Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года
В основу концепции была заложена идея совместить движение линий топосьемки и ландшафта проектируемой территории с узором природного аналога - разреза минерального камня Оникс, где форма имеет основной параллельно-полосчатый слоистый рисунок, который образует выразительный, конструктивный художественный образ - словно переплетая общую архитектуру с окружающей природой, образуя единую концепцию. При проектировании объекта в основу планировочного решения был положен функциональный подход, основанный на геометрическом расчете и функциональном наполнении, вследствие чего зоны распределены таким образом, чтобы позволить передвигаться посетителям по всей территории наиболее рациональным, удобным способом.
Созданные и проработанные на территории многофункциональные зоны, идеально вписались в окружающий её ландшафт, где искусственный и природный комплекс существует в едином гармоничном целом. Такой интересный в исполнении, как формообразовании, так и планировочном решении, кинотеатр станет центром притяжения в городе Сочи людей всех возрастов, где они смогут провести свое свободное время в окружении природы, прогуляться и посмотреть фильм, наслаждаясь свежим воздухом.
Дизайнерское решение вобрало в себя создание единственного в своем роде всесезонного открытого кинотеатра на территории г. Сочи, которого станет новинкой и «изюминкой» для города, так как подобного рода пространства и комплекса на территории курортной столицы нет.
Результатом работы над проектом является концептуально - дизайнерское решение летнего кинотеатра, разработанная концепция проекта, представленное в комплексе чертежей и 3d-визуализации.
Разработанный нами проект «Дизайн-проект летнего кинотеатра «Оникс» по ул. Москвина в городе Сочи» надеемся внесет свою лепту в дальнейшее развитие нашего города будет реализован в будущем.
1. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002, 568 с.
2. Архитектура. Энциклопедия. Глазычев В.Л. - М.: Астрель, 2002. - 680 с.
3. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001
4. Генисаретский О.И. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании//Художественное моделирование комплексного объекта дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1981.
5. Дизайн для реального мира / Пер. с английского. - М.: Издатель Д. Аронов, 2012. - 416с.
6. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - М., 2002 - 73 с.
7. Ежова Н.А. Городской визуальный ландшафт как фактор формирования культуры личности,.
8. Залеская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. - Москва, Стройиздат, 1979.
9. Иконников А.В. Архитектура 20века, Утопии и реальность. Т.1, 2. М., 2001.
10. Ефимов A.B. Цвет в предметной среде. Актуальные проблемы. - Техническая эстетика, 1988, №12, с. 1-3.
11. Ефимов A.B. Формирование цветовой среды города. -Архитектура СССР, 1978, №9, с. 5-10.
12. Ефимов A.B. Архитектурная колористика: Дис. в форме научного доклада., докт. архитектуры. М., 1992.
13. Бондарь Ю.А., Абесинова Н.П., Никитина Е.Н. Ландшафтная реконструкция городских садов и парков
14. Карл Густав Юнг. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001
15. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика [Текст]. / Ю.С.Лебедев. - М.: Стройиздат, 1977. - 221 с.
16. «Ландшафтная архитектура», Л. С. Залеская, Е. М. Микулина, Москва, Стройиздат, 1979
17. Материаловедение в строительстве: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений/ И.А. Рыбьев, Е.П. Казеннова, Л.Г. Кузнецова, Т.Е. Тихомирова/М.: Издатель ский центр «Академия», 2007. - 528с.
18. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2: Учеб. для вузов - Москква: «Союз дизайнеров России», 2004.-396 с.,
19. Саксон Р. Атриумные здания. / пер. с англ. А.Г. Раппапорта; под ред. В.Л. Хайта. - М.; Стройиздат, 1987. - 138 с.
20. Табунщиков Ю.А. Энергоэффективные здания /Ю.А. Табунщиков, М.М. Бродач, Н.В. Шилкин. - М.: АВОК-ПРЕСС, 2003. - 200 с/
21. Тетиор А.Н. Город и природа. М., 1996.
22. «Техническая Эстетика и дизайн» Словарь. - М.: Академический Проект; Культура, 2012. - 356с.
23. Титова Н.П. Сады на крышах. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 112 с., ил. (Дизайн сада)
24. «Цвет в интерьере», Н. Н. Степанов - К.: Высшая школа. Головное издательство
25. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование
городской среды. М.: Архитектура-С, 2006, 384 с.
26. Минералогическая энциклопедия / под ред. К. Фрея. — Ленинград: Недра, 1985. — С. 433. — 512 с. — 60 000 экз.
27. Ахметов С. Ф. Беседы о геммологии. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 237 с. — ISBN 5-235-00499-X.
28. СНиП 11-Л.15-68 Кинотеатры. Нормы проектирования
29. ГОСТ 21.101-93 «Общие требования к проектной и рабочей документации»
30. ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к выполнению
строительных чертежей»
31. «Облицовочные плиты ROCKPANEL» Каталог, Москва, 2016 год
ЭЛЕКТОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. http://psimondo.ucoz.ru/index/0-7
2. http://arch-sochi.ru/2011/05/kompleks-sanatoriya-instituta-kurortologii-i- fizioterapii/
3. http://creatioart.ru/dictionary/index.php?let=17&id=575
4. http: //www.f-eurookon.ru/plastic/energyconserving
5. http://mevy.ru/calc.php
6. http://rushist.com/index.php/greece-rome/1897-grecheskij-teatr
7. http://www.historie.ru/dostoprimechatelnosti-
mira/greciya/architecture/amphitheatres/1356-odeon-of-herodes-atticus.html
8. http://www.aloris.ru/kamen-oniks
9. http://geocult.ru/kamni-talismanyi/oniks-magicheskie-svoystva
10. http: //www.j ewellerymag.ru/gems/ornamental/onyx/